Разделы портала «Азбука веры» Библиотека нот церковного хора Сборник Сретение Георгий Смирнова Pdf Содержание сборника: Предначинательный псалом Ф.Самарина……………………………………………………………………………………………5 П.Динева……………………………………………………………………………………………….8 А.Третьякова……………………………………………………………………………………….11 Н.Озерова……………………………………………………………………………………………13 Великая ектения Дикина…………………………………………………………………………………………………15 А.Кастальского…………………………………………………………………………………….15 «Обиходная»……………………………………………………………………………………….16 Архим.Матфея…………………………………………………………………………………….16 В.Смоленского…………………………………………………………………………………….17 «Софийская»……………………………………………………………………………………….17 А.Третьякова……………………………………………………………………………………….18 Б.Ледковского……………………………………………………………………………………..18 Блажен муж «Обиходное»………………………………………………………………………………………19 Фрунза…………………………………………………………………………………………………21 «Почаевское»……………………………………………………………………………………..23 «Киевское»………………………………………………………………………………………….25 М.Ипполитова-Иванова. Переложение Г.Смирнова…………………………27 На Господи воззвах (Текст)………………………………………………………………………………………………….29 Слава и ныне, глас 6 «Да отверзется Дверь Небесная днесь»………….31 Свете Тихий Архим.Матфея…………………………………………………………………………………….33 А.Грандицкого…………………………………………………………………………………….34 Дворецкого………………………………………………………………………………………….35 Прокимены вечерни………………………………………………………………………………37 Сугубые ектении «Лаврская»………………………………………………………………………………………….39 В.Титова……………………………………………………………………………………………….39 «Почаевская»………………………………………………………………………………………40 «Алексеевская»…………………………………………………………………………………..40 «Троицкая»………………………………………………………………………………………….40 Сподоби, Господи Напева Киево-Печерской Лавры………………………………………………………..41 Архим. Матфея……………………………………………………………………………………43 Просительная ектения Напева Киево-Печерской Лавры………………………………………………………..45 На литии Текст…………………………………………………………………………………………………….47 «Ветхий деньми» (знаменного роспева)……………………………………………49 Ектения на литии В.Фатеева…………………………………………………………………………………………….51 Иг.Никифора………………………………………………………………………………………..52

http://azbyka.ru/kliros/sretenie-podbork...

Разделы портала «Азбука веры» Догматик (от греч. — δογματικν) – краткое песнопение догматического содержания, посвященное Богородице . Существуют восемь догматиков – соответственно восьми гласам . По напеву догматики исполняются или обычным, или же большим знаменным распевом. В последнем догматики представляют собою замечательные образцы древнего русского церковного пения в смысле своеобразности формы и художественного развития мелодии в соответствии с текстом. Догматик поется на воскресной вечерне (на малой и на великой) после пения стихир на «Господи воззвах». Содержится в Октоихе . Догматики восьми гласов После стихир на «Господи, воззвах», «Слава, и ныне» поется Богородичен, называемый догматиком, в котором прославляется Божия Матерь и содержится догматическое учение Святой Церкви о неискусомужном рождении Богочеловека Пренепорочной и Пречистой Девой Марией, Которая, став Материю, осталась Девою. И о том, что в рожденном Ею Господе неизменно, неслиянно и нераздельно соединены два естества: Божеское и человеческое. Величая Пресвятую Деву, песнопевец прославляет Воплотившегося от Нее Сына Божия, Царя Небесного, Который по человеколюбию принял нашу плоть от Девы чистой. Он есть Единственный Сын Божий: «сугуб естеством, но не ипостасию», то есть в Нем два естества: Божеское и человеческое, но одно лицо (одна ипостась). Исповедуя, что Он есть истинно совершенный Бог и совершенный Человек и воспевая Христу Богу славу, Святая Церковь тем самым возвеличивает Безневестную Матерь, к Которой мы обращаемся, дабы молила Сына Своего о помиловании душ наших. Глас 1 Прослушать: 03:16 Всемирную славу, от человек прозябшую и Владыку рождшую, небесную дверь, воспоим Марию Деву, безплотных песнь и верных удобрение. Сия бо явися небо и храм Божества; Сия, преграждение вражды разрушивши, мир введе и Царствие отверзе: Сию убо имуще веры утверждение, Поборника имамы из Нея рождшагося Господа. Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии; ибо Той победит враги, яко Всесилен. Глас 2 Прослушать: 02:08

http://azbyka.ru/dogmatik

Разделы портала «Азбука веры» Из Священного Писания : Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Откр.3:20 ). И взыщите Меня и найдёте, если взыщите Меня всем сердцем вашим ( Иер.29:13 ). Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди , и Господь подаст её тебе ( Сир.1:26 ). Преподобный Силуан Афонский : Гордость не дает душе вступить на путь веры. Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: «Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою». И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу, Господь непременно просветит… И когда Господь просветит тебя, тогда душа твоя почувствует Господа; почувствует, что Господь простил её, и любит её, и это ты из опыта познаешь, и благодать Святого Духа будет свидетельствовать в душе твоей спасение, и захочешь тогда кричать на весь мир: « Как много нас любит Господь ». (Из книги “Старец Силуан Афонский” ). Святой праведный Иоанн Кронштадтский : Источник неверия есть гордость; неверующий внутренне говорит: другие говорят так, а я не соглашаюсь с тем, что они говорят; я хочу верить и говорить иначе. Значит, неверие уничижает слова других и свои мысли сердечные, свои слова поставляет выше мыслей и слов других. – Потому, чтобы иметь искреннюю, сердечную веру, непременно нужно смириться сердцем. Господь Спаситель, по человечеству Своему, был кроток и смирен сердцем и нам показал пример величайшего смирения. Ходя, сидя, лежа, собеседуя, занимаясь – во всякое время молись сердцем о даровании веры и любви. Ты не просил еще как следует, с жаром, с постоянством, не имел твердого намерения стяжать их. Отселе скажи: се, начах (вот, я начал) . Когда на пути к Богу и Его Небесному Царству будешь встречать препятствия, поставляемые диаволом: сомнения и неверие сердца, также сердечную злобу (иногда к лицам, стоящим безусловного почтения и любви), равно и другие страсти, – не возмущайся ими, но знай, что они – дым и смрад врага, который пройдет от единого мания Господа Иисуса Христа. (Из дневников).

http://azbyka.ru/way/kak-obresti-veru/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 24 июня 2023 года 11. Суббота. Апп. Варфоломея и Варнавы. Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть». Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского. Прп. Варнавы Ветлужского. Совершается полиелейная служба апп. Варфоломея и Варнавы (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» (Б) . Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный…» и обычного начала). А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: ап. Варфоломея, глас 4й – 5 (первые две стихиры – дважды) , и ап. Варнавы, глас тот же – 3. «Слава» – ап. Варнавы, глас 6й: «Варнаво прехвальне…», «И ныне» – догматик, глас 1й: «Всемирную славу…». Вход. Прокимен дня. Паримии апостолов – 3 . На стиховне стихиры апостолов, глас 1й (со своими припевами). «Слава» – ап. Варнавы, глас 8й: «Апостоле Спасов, Варнаво…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево…». По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 1й: «Гавриилу вещавшу…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостолов, глас 3й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 1й: «Гавриилу вещавшу…». Кафизмы 16я и 17я . Малые ектении. Седальны апостолов (по дважды). Полиелей. Величание апостолов и избранный псалом. Седален ап. Варфоломея по полиелее, глас 8й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см., напр., в Минее общей, гл. 8, л. 48 об.: «Небесную дверь и кивот…»; или в Минее 11 июня, по 3й песни канона: «Яко Всенепорочная Невеста…»). Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен апостолов, глас 4й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие апостолов. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира апостолов, глас 1й: «Во всю землю…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Святых мучеников Флора и Лавра НА ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры праздника, глас 2. Подобен: Киими похвальными: Киими недостойными устнами/ублажим Богородицу?/Честнейшую твари/и святейшую сущу Херувим и всех Ангел,/престол царский недвижимый,/дом, в немже вселися Превышний,/спасение мира,/Божие священие,/подающую верным/в Божественной памяти Ея/богатно велию милость. Кая страшная пения,/яже принесоша Ти тогда, Дево,/окрест Твоего одра стоящии,/вси, иже Слова апостоли?/И ужасне вопиюще:/отходит Царева палата,/возвышается кивот священия;/двери, возмитеся,/яко да Божия дверь внидет в радость,/миру непрестанно просящи велия милости. Кая духовная пения/ныне принесем Тебе, Всесвятая?/Безсмертным бо успением Твоим весь мир освятила еси/и ко премирным прешла еси,/доброту разумевати Вседержителя/и Сему якоже Мати срадоватися,/Ангельским Тя чином дориносящим, Чистая,/и душам праведных./С нимиже проси нам мира и велия милости. Ины стихиры святых, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Камение пресовершени,/мучением секоми/и казньми истесаеми, святии, явившеся,/создастеся в Церковь Господню/и идольския храмы и требища низложше на землю./Тех убо ублажаем,/яко рая жителей,/яко храма возложения Небеснаго суща. Благодать почерпите/и просвещение приимите,/веселие и милость,/мощем прикоснувшиися священных мученик/Флора же и Лавра,/из нихже истекает богатно/исцелений Божественное действо,/и сих ублажающе, яко Господни угодники,/прилежно возопием:/Боже наш, Слава Тебе. В рове затворени/и под землею покрываеми/повелением мучителя,/Божественными поведаньми/и откровением Духа Святаго/явлени бысте нам, якоже звезды,/облистающе знамения, и чудеса,/и исцелений дарования,/страстотерпцы самобратнии,/Ангелов купножители. Слава, глас 2: Ревнители святии,/самобратнии Христовы,/Флоре и Лавре,/хвалами достойными почтени будите:/вы бо, крепко подвигшеся,/еже к Богу исповедании твердо пострадавше,/победныя венцы улучисте./Тем со Ангелы в Вышних ликовствуете,/прилежно моляще Святую Троицу/умирити мир и спасти души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf IV. ВИДЫ УМНОГО ДЕЛАНИЯ В АСКЕТИЧЕСКОМ УЧЕНИИ свт. ИГНАТИЯ. Умное делание есть единое целостное делание души. Это есть труд души над подчинением своей жизни законам жизни небесной, вечной, Божественной. Делание это очищает ум, соделывая его зрителем тайны бытия и тайны Бога, преображает сердце, устраивая из него обитель Духа Святого и вместилище чистой любви к Богу и к ближним, исправляет волю, возводя ее к единству с волей Божией. Умное делание целостно и едино, как едины и целостны законы духовной жизни, как единым и целостным должно быть существо человека. В то же время умное делание являет различные виды, различные образы своего совершения, различные подвиги нашей души в подчинении естества Богу. Каждый подвиг души, каждый образ и вид умного делания имеет свою определенную направленность, свое духовное поле действия, но ни один вид не мыслим без связи с другими, они находятся в неразрывном единстве друг с другом, ни один не должен упускаться из нашего внимания, чтобы умное делание оставалось, как оно и есть, нераздельным и целостным. Свт. Игнатий рассматривает в качестве видов умного делания молитву, самоукорение, память о смерти, Суде и вечной участи, богомыслие и хождение пред Богом. 1. МОЛИТВА. Цели умного делания, заключающейся в обретении Богообщения, наиболее способствует молитвенное восхождение ума и сердца к Богу. Молитва и определяет главное содержание, она являет основной вид умного делания. По свт. Игнатию, молитва есть «возношение прошений наших к Богу» 287 , «величайшая добродетель, средство соединения человека с Богом» 288 , «причащение жизни» 289 , «дверь ко всем духовным дарам» 290 , «высшее упражнение для ума», «глава, источник, мать всех добродетелей» 291 , она «пища», «книга», «наука», «жизнь», всех христиан, а в особенности святых пустынножителей 292 . Подобно же о молитве выражаются прпп. Макарий Великий 293 , Исихий Иерусалимский 294 , Нил Синайский 295 , Иоанн Лествичник 296 , Исаак Сирин 297 . Необходимость молитвы заключается в том, что мы отпали от Бога, потеряли блаженство, вечную радость, стремимся обрести утерянное и потому молимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Скачать epub pdf Когда молишься, не будь, как лицемеры... Помолись Отцу твоему, Который втайне... Молясь, не говорите лишнего… (Мф. 6:5–8) Научив милостыне, Господь поучает молитве.  И, КОГДА МОЛИШЬСЯ , когда возносишь свой ум и сердце к Богу, в благоговении прося у Него милости, благодаря Его за благодеяния, прославляя Его святое имя, –  НЕ БУДЬ, КАК ЛИЦЕМЕРЫ, КОТОРЫЕ ЛЮБЯТ В СИНАГОГАХ И НА УГЛАХ УЛИЦ, ОСТАНАВЛИВАЯСЬ  (нарочно останавливаясь на перекрестках улиц),  МОЛИТЬСЯ, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬСЯ ПЕРЕД ЛЮДЬМИ , чтобы быть на виду у всех.  ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ, ЧТО ОНИ УЖЕ ПОЛУЧАЮТ НАГРАДУ СВОЮ . «Эти лицемеры, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – притворяясь, будто молятся Богу, только смотрят на людей и, таким образом, представляют из себя человеков не молящихся, но смешных. Кто истинно желает молиться, тот забывает всех и взирает только на Того, Кто силен исполнить его прошение. Спаситель не сказал, что таковые не приимут мзды, но что «уже получают награду свою», разумеется от тех, от кого сами желают – от людей. Для Бога они ничего не сделали, ничего от Него и не получат». Мало того, они ставят Бога как бы ниже себя, делают самих себя идолами, которым люди должны кадить похвалами. Вот от таких-то нечистых расположений и предохраняет нас Спаситель, когда говорит далее:  ТЫ ЖЕ, КОГДА МОЛИШЬСЯ, ВОЙДИ В КОМНАТУ ТВОЮ , в уединенную комнату, какие бывали в домах благочестивых Иудеев для домашней их молитвы, а наипаче вниди в уединенную храмину души твоей, собери свои рассеянные помыслы, устреми все свои мысли и чувства к единому Богу, забудь все, тебя окружающее  И, ЗАТВОРИВ ДВЕРЬ ТВОЮ , – наипаче двери сердца твоего, или телесные чувства твои: зрение и слух, чтобы туда не проникало никакое земное, житейское попечение, никакое греховное пожелание, и таким образом –  ПОМОЛИСЬ ОТЦУ ТВОЕМУ  Небесному,  КОТОРЫЙ ВТАЙНЕ , Который присутствует везде, даже и там, куда не проникает глаз человеческий. К Нему возопий из глубины сердца твоего, как вопиял Моисей, как взывала мать Самуила пророка Анна, как взывал Давид: «из глубины воззвах к Тебе, Господи!» –  И ОТЕЦ ТВОЙ, ВИДЯЩИЙ ТАЙНОЕ , видящий все сокровенное, услышит твою молитву и соделает Себя должником твоим: не просто – дарует, но как должник –  ВОЗДАСТ ТЕБЕ ЯВНО .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Скачать epub pdf Мы находим существенную двойственность в христианской жизни и в особенности в молитвенной жизни. С одной стороны вся наша духовная жизнь зиждется на личном отношении к Богу, но вместе с тем, по своей природе христианство соборно и человеческая личность немыслима без отношения и общения с другими личностями. Можно говорить о соборной природе человеческого духа, человеческого творчества, языка, искусства и т.д. Эта тема была значительно углублена в русской религиозной мысли в особенности среди поздних славянофилов, в частности у С.Н. Трубецкого. Мне бы хотелось особенным образом остановиться на видимом противоречим, но реальном сродстве личной молитвы и молитвы церковной, «Когда ты молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф 6; 18 ). Подлинная молитва нуждается в моменте одиночества в состоянии внутреннего уединения. Это состояние не есть лишь привилегия монашеского или отшельнического призвания, но есть потребность всякой подлинной молитвы, как условие брачного общения человеческой души с Небесным Женихом. Вместе с тем, Господь напоминает нам, что где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди их» ( Мф. 18, 20 ). Как писал протоиерей Георгий Флоровский : «оба аспекта христианской жизни, личный и соборный, неразрывно связаны друг с другом. По этому поводу, хотелось бы еще вспомнить замечательный доклад отца Сергия Четверикова , произнесенный в Печерском монастыре в 1929 году: «В Церкви равно необходимы и молитва индивидуальная – единоличная и молитва соборная. Иисус Христос особенно отмечает умный, внутренний, эмоциональный характер той молитвы, о которой Он говорит здесь. И не напрасно Отцы Церкви в этом случае под комнатой разумеют внутренность сердца, потому что именно там, в глубине сердца, должна происходить истинная, сокровенная, глубочайшая молитва христианина. Но наряду с единоличной, тайной молитвой совершенно необходима и молитва соборная? церковная, возносимая едиными устами и единым сердцем множеством верующих».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Скачать epub pdf Чудо 4 в 1671 году Некто из благородных, по фамилии Пенский, из брагинских окрестностей, имел жену Анну. Несколько лет она сильно болела ногами, нужно было ее носить, не могла сама ступить ни шагу. Изнемогли уже и врачи, лечившие неизлечимую болезнь. Прослышал тот человек о чудотворном образе Пресвятой Богородицы, что в Ильинском монастыре, и привез туда свою жену. Внесли ее в церковь , и здесь, тепло со слезами помолясь, она получила скорое исцеление: в тот же час стала на ноги. Как у иерусалимского хромца, описанного в Деяниях ( Деян. 3, 3 ), так и у этой жены утвердились ступни и голени, и вскочила она, хваля Бога и Богородицу. И исполнились все великого удивления от чуда, приключившегося с ней. Беседа Спросим у иерусалимского хромца, которого носили: где обрел ноги? Скажет: «При дверях храма, называемых Красными» ( Деян. 3,2 ). Блажен ты, хромец, ибо доброе избрал себе место, двери церковные Красные, при них и исправились твои ноги. Но блаженнейшие – держащиеся Пречистой Девы и при Ней избравшие себе место, ибо Она – Дверь много прекраснейшая, Церковь и Врата! При них не только телесных (как у той Анны), но и душевных ног хромота врачуется. Хрома была душевными ногами египетская грешница, столь хрома, что церковного порога не могла переступить: «Когда, – говорила, – убогие мои ноги порога коснулись, церковь всех принимала и не возбраняла никому, меня же, окаянную, не приняла: будто множество воинов поставлены были вход затворять, так мне сила Божия возбраняла» (см. Житие Марии Египетской). Смотри же, как у Богородичного образа утвердились ее ноги: не только вошла в церковь поклониться Честному Древу, но и в пустыню побежала, по водам и по воздуху пошла. Так Врата эти мысленные сильны к уврачеванию ног, и телесных, говорю, и душевных. У врат обычно убогие милостыню просят, а где кто лучшую милостыню получит, как не у Пресвятой Девы? Смущали меня слова: «Ворота сии будут затворены, не отворятся» ( Иез. 44, 2 ). Боялся, как бы не отойти пустым, неуслышанным и посрамленным, когда прибегну к ним и постучу. Ибо как через затворенные и никогда не открывающиеся двери могут что-либо получить руки мои? Но когда услышал поющего: «Никтоже притекаяй к Тебе посрамлен от Тебе исходит, Пресвятая Богородице, но просит благодати и приемлет дар» (Параклис Богородице), – получил упование и дерзаю, хоть и недостоин, прибегать к Тебе, о Небесные Врата!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слово на Вход в храм Пресвятой Богородицы Всякое священное торжество, при совершении, исполняет участвующих духовною радостию из (небесных) сокровищ и божественных источников. Но теперь прославляемое пением (торжество), вполне услаждающее души, столько важнее и светлее всех, сколько Богоотроковица над всеми возвышается и начальствует. Каждогодно возвращается это священнейшее Ея празднственное собрание, в котором участвующие должны быть чисты от скверны. Итак, если угодно вам, благосклонно последуйте за мною, украсившись чистейшими мыслями и светлейшими одеждами. Потечем и сорвем вожделенные цветы с самаго луга Богоматери. Обоняем доброту Ея, полную благоухания, как-бы из листьев розы, как и Соломон прекрасно в Песнях поет: кто сия восходящая от пустыни, яко стебло дыма, кадящее смирну и ливан, от всех благовоний мироварца (Песн.3:6)? Гряди от Ливана, невесто, гряди от Ливана (Песн.4:8). Поэтому, побуждая друг друга, спешно соберемся на полезное и спасительное для всех торжество Богоматери, и, приникнув во святилище, увидим Отроковицу, достигающую до второй завесы, пречистую Марию и Богоматерь, разрешившую безчадие неплодия и устранившую благодатию порождения (Своего, т. е. Христа) тень законнаго письмени. Ныне посвящается законному храму трилетствующая, одна, бывшая чистым и высочайшим храмом Архиерея и совершителя всего — Господа, и отгнавшая Своим сиянием Богосветлой славы тьму письмени. Ныне вручается священнику младенец, имеющий принести (в храм) в сороковой день младенчествовавшаго ради нас плотию единаго Архиерея Бога, превыше всякаго человеческаго понятия, обнимая собственными дланями Необъятнаго. Ныне освящается благословениями по закону и приносится в благодарственный дар новейший и чистейший, ничем не запятнанный свиток, который будет не рукою писан, но позлащен Духом. Ныне Иоаким, освободившись поношения безчадия, явно идет по улицам, и, величаясь, показывает свое дитя и притом делается исполнителем освящения по закону. Ныне и Анна, вознаградив продолжительное безчадие благочадием, воодушевленная безмерною радостию, возвещает концам (земли) о плоде своем, прижимая к груди пространнейшую неба. Ныне отверстыя врата божественнаго храма принимают дверь Еммануила, зрящую на восток и запечатленную. Ныне священная трапеза храма начинает светлеть, чувствуя переход к безкровным жертвам, при поклонении и сладчайшем лобзании божественной трапезы небеснаго и душепитательнаго хлеба. Ныне возлагается на очистилище одна, сделавшаяся для смертных, низринутых потоками грехов, новым и Богоподобным очистилищем, действительным и нерукотворенным. Ныне имеющая принять, по освящению от Духа, Святаго святых, святейше и достославно, с большим освящением, в незлобивом и невинном возрасте весьма чудно помещается во Святом святых, превосходя славою Херувимов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3044...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010