Смирение Смирение – великая добродетель Святое смирение превыше естества, и неверный не может его иметь, и считает противоестественным... (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 110). ...Как гордость и возношение ума низвергли диавола с высоты небесной в бездну, так смирение и кротость возвышают человека от земли на небо (прп. Антоний Великий , 89, 135). Источник. Без смирения, хотя бы кто много постился, или удручал себя тяжкими подвигами, или старался исполнить заповеди – все труды такого тщетны (прп. авва Исаия , 59, 56). Смиренномудрие – сокровище-хранительница добродетелей (свт. Василий Великий , 9, 355). Без смиренномудрия напрасны всякий подвиг, всякое воздержание, всякое подчинение, всякая нестяжательность, всякая многоученость (прп. Ефрем Сирин , 30, 43). ...Как начало и конец доброго – смиренномудрие, так начало и конец худого – высокоумие (прп. Ефрем Сирин , 30, 43). Источник. ...Великий дар – смиренномудрие; велика слава, велик успех и велика честь приобретших оное. С ним непреткновенное течение, в нем всесовершенная мудрость (прп. Ефрем Сирин , 30, 52–53). Источник. Велико преспеяние и велика слава – смиренномудрие, и нет в нем падения (прп. Ефрем Сирин , 30, 175). Источник. ...Как тело имеет нужду в одежде и когда тепло, и когда настает стужа, так и душа имеет всегдашнюю нужду в облечении себя смиренномудрием (прп. Ефрем Сирин , 30, 515). Источник. Прекрасное и превосходное приобретение – смиренномудрие; об этом знают все, непостыдно носившие на себе иго его. Предпочти лучше ходить нагим и необутым, нежели быть обнаженным смиренномудрия; потому что любящих оное покрывает Господь (прп. Ефрем Сирин , 30, 515–516). Источник. Все сокровища заключены в смирении; все блага, все духовные богатства можно найти в нем. Сочти и перечисли их, если можешь, потому что в смирении есть все (прп. Ефрем Сирин , 33, 119). Источник. Смирение – стезя к Царству, дверь небесная, сад райский, трапеза сладостей, начало благ, источник благословений, упование, не посрамляющее никого из притекающих к нему (прп. Ефрем Сирин , 33, 119). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

сост. Е. Кустовский Богородичное приложение Богородичны воскресны на осмь гласов всего лета Глас 1 2 3 4 5 6 7 8 Богородичны стихирные осми гласов Глас 1 2 3 4 5 6 7 8 Отпустительныя тропари воскресны осми гласов Богородичны Глас 1 2 3 4 5 6 7 8 Богородичны опустительныя по тропарех святых Глас 1 2 3 4 5 6 7 8 Глас 1 Богородичен догматик: Всемирную славу,/от человек прозябшую/и Владыку рождшую,/Небесную дверь воспоим, Марию Деву,/Безплотных песнь и верных удобрение:/Сия бо явися небо и храм Божества,/Сия преграждение вражды разрушивши,/мир введе и Царствие отверзе;/Сию убо имуще веры утверждение,/Поборника имамы из Нея рождшагося Господа./Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии,/ибо Той победит враги,/яко Всесилен. На стиховне: Се исполнися Исаиино проречение:/Дева бо родила еси/и по рождестве, яко прежде рождества, пребыла еси,/Бог бо бе Рождейся,/темже и естества новопресече./Но, о Богомати,/моления Твоих рабов, в Твоем храме приносимая Тебе, не презри,/но яко Благоутробнаго Твоима рукама носящи,/на Твоя рабы умилосердися/и моли спастися душам нашим. Глас 2 Богородичен догматик: Прейде сень законная,/благодати пришедши:/яко же бо купина не сгараше, опаляема,/тако Дева родила еси/и Дева пребыла еси./Вместо столпа огнен наго/праведное возсия Солнце,/вместо Моисея/Христос, спасение душ наших. На стиховне: О чудесе новаго, всех древних чудес!/Кто бо позна Матерь, без мужа рождшую/и на руку носящую всю тварь Содержащаго;/Божие есть изволение Рождшееся./Егоже яко Младенца Пречистая,/Твоима рукама носившая,/и, матерне дерзновение к Нему имущая,/не престай молящи о чтущих Тя,/ущедрити и спасти души наша. Глас 3 Богородичен догматик: Како не дивимся/Богомужному Рождеству Твоему, Пречестная,/искушения бо мужескаго не приемши, Всенепорочная,/родила еси без отца Сына плотию,/прежде век от Отца рожденнаго без матере,/никакоже претерпевшаго изменения,/или смешения, или разделения,/но обою существу свойство цело сохраншаго./Темже, Мати Дево Владычице,/Того моли спастися душам,/православно Богородицу исповедающих Тя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

составитель Сергей Фомин «А любовь и по смерти не умирает». Мария Тимофеева Господи, благослови молитвами Пречистыя Твоея Матери, Св.Николая Чудотворца, преп. отца нашего Феодосия Тотемского, преп.Сергия Радонежского, преп. отца нашего Серафима, Саровского чудотворца написать мне о Батюшке старце моем и о пребывании с ним. Приход мой к Батюшке был чудным Промыслом Божиим. Когда я была еще ребенком, моя мама говаривала: «Манюшка моя какая-то особенная, не как мои остальные дети: все тянется к Богу. Она у меня вымоленная бабушкой». А бабушка наша, как мама рассказывала, была святой человек, и она, помимо святых мест в России, побывала в старом Иерусалиме, поклонялась Гробу Господню. С детства, как помню себя, моя душа особенно тянулась к Богу и искала святыню. Учась в школе, я очень любила Закон Божий и у меня всегда по этому предмету были отличные отметки. Особенно любила я батюшек, и когда встречалась с ними на улице, падала перед ними на колени, испрашивая благословение. Идя в школу, я каждое утро и вечер заходила в часовню преп.Серафима 177 (рядом с которой мы жили) и усердно молилась. А до молебна я рано потихоньку вставала и уходила к ранней обедне в наш приходской храм Филиппа митрополита, Московского чудотворца 178 (на 2-й Мещанской), а потом бежала к утреннему молебну преп.Серафиму. С вечера я усердно молилась Царице Небесной и ангелу-хранителю, чтобы он разбудил меня к Божественной литургии. Возвращаясь из школы, я вновь заходила в часовню преп.Серафима (где монахини подворья совершали свое правило) и отстаивала всю пятисотницу молитв Иисусовых с поклонами, а потом молебен. А если где совершалась всенощная, то уходила ко всенощной и поздно возвращалась домой. Конечно, мама моя безпокоилась обо мне, но не препятствовала мне. Уроки я учила ночью, а утром опять бежала в храм к Литургии, затем к молебну, после чего шла в школу. Удивительное было у меня призвание еще в раннем детстве. Когда я была еще маленькой девочкой и еще не знала и не умела различать изображения угодников Божиих, явился мне преп.Серафим, благословил меня и велел мне открыть ему дверь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

СТРАСТИ 1. Когда бушуют страсти, надо сохранить корень (дерева) – решение не поддаваться греху склонением на него, хотя бы смерть При всех слабостях веруем, что Господь не хочет смерти грешника и что, следовательно, когда самоохотно не отдадимся немощам, Он не попустит нам пасть. Ветер сильный иное дерево до самой земли наклонит, но дерево все остается на корне и, лишь стихнет буря, выпрямляется. Так бывает от страстей... Пусть бушуют, но корню только устаивать надо... корень – решение не поддаваться греху склонением на него, хотя бы смерть (1, с. 21). 2. В борьбе с похотью: терпение, самоостерегание, блюдение сердца, борьба и молитва Грех начинается от во еже похотети. А этой вещи можно всегда избежать. Конечно, лучше бы не видать и не разговаривать, да возможности нет. Следовательно, терпения потреба, самоостерегания, блюдения сердца и борения с собою. Господь близ!.. Прп. Иоанн Колов говорит: «Когда подходит зверь, взлезаю на дерево». К Господу надо прибегать (1, с. 21–22). 3. Об искоренении дурных качеств Серчание, осуждение, неснисходительность, взыскательность к прислуге... – все это, конечно, не добродетели и умаляют общую добротность вашего нрава. Потому подлежат исключению из списка ваших качеств. Как сделать это? Ищите и обрящете, просите и дастся вам. Первое: не давать ходу сим движениям, а как покажутся, так их посекать и подавлять, чтобы где зародились, там и оставались, не выходя наружу. Второе: после всякого обнаружения сих движений кайтесь пред Господом и очищайте сердце. Третье: всякий такой случай обсуждайте и выводите для себя урок, как бы в следующий подобный раз избегать серчания. А паче всего, трудясь так, молитесь, ибо без Господа ничего тут не поделаете (1, с. 115– 116). 4. Борьба со страстями продолжается всю жизнь Борьба со страстями обща всем... и длится всю жизнь. Самая жаркая борьба занимает середину жизни духовной. Начинается вместе с обращением души к Богу и разгорается... Потом стихает (1, с. 142). Цель – Царствие Небесное, но, чтобы достойну быть внития в Царствие, надо очиститься от страстей и от всего худого. Как без сего очищения дверь в Царствие не отворится, то оно должно быть для вас ближайшею целию. К нему и направляйте теперь все. Программа тут проста: уясните себе все страстное и греховное, сущее в вас, и ведите против того войну (1, с. 204). 5. Проявление страстей и главные приемы борьбы

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

... страшно соблазнять брата тем, что в нашей воле, что сказать о соблазняющих тем, что они делают или говорят запрещенное? И особливо, когда соблазняющий или оказывается имеющим в преизбытке ведение, или принадлежит к священной степени? Таковый обязан служить для других как бы правилом и образцом, и если пренебрег хотя малым чем из написанного, или сделал что запрещенное, или не выполнил предписанного, или вообще умолчал о чем подобном, за сие одно подлежит такому суду, что, как сказано, кровь согрешающего от руки его взыщется (ср.: Иез. 33, 8 ) (свт. Василий Великий , 9, 209). ...Соблазнять многих, не имея при сем в виду никакого доброго дела, почитаю небезопасным для поступающего так (свт. Василий Великий , 9, 332). Всего более остерегайся соблазнить кого-нибудь, чтобы не быть тебе исключенным из Небесного Царства вместе с творящими соблазны (прп. Ефрем Сирин , 30, 153). Источник. Не соблазняй брата и не сговаривайся с ним на грех, чтобы не прогневался на тебя Господь и не предал тебя в руки злых людей (прп. Ефрем Сирин , 30, 163). Источник. Хочешь избежать соблазнов и пересудов? Приложи дверь к устам своим о Господе и отврати очи свои, еже не видети суеты ( Пс. 118, 37 ), и избежишь того и другого: пересудов – молчанием, соблазнов – хранением очей. А если не препобедим в себе этого, то, куда ни пойдем, в себе самих будем носить врагов своих. Победи их, возлюбленный, и будешь иметь покой, где бы ты ни жил (прп. Ефрем Сирин , 31, 187). Если обольщает тебя что-нибудь запрещенное, вспомни, кто ты был и от чего погиб (свт. Григорий Богослов , 15, 146). Источник. Кто соблазняет мирян, не останется без наказания... (авва Евагрий, 89, 613). ...Когда может произойти какая-нибудь великая польза, и притом превосходящая соблазн, то не нужно обращать внимания на соблазняющихся; а когда не может быть ничего больше, кроме соблазна немощных, то, хотя бы они соблазнялись тысячу раз неосновательно, надобно щадить их; ибо и Бог осуждает на наказание тех, которые соблазняют и подвергают падению, потому что соблазнять другого без всякой пользы – дело крайне нечестивое. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Схиигумен Серафим (Покровский), начальник скита во имя Всех святых Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря, француз по происхождению, еще в юности избрал путь монашества, став насельником Свято-Предтеченского монастыря в Эссексе (Англия), основанного схиархимандритом Софронием (Сахаровым). В течение двадцати лет он был келейником старца Софрония. Впоследствии отец Серафим принял российское гражданство и вступил в братию валаамской обители. Сегодня мы публикуем одну из бесед схиигумена Серафима, обращенную к братии и посвященную «науке из наук» − таинству монашеского послушания. В каноне Андрея Критского есть такой дивный ирмос: «От нощи утренююща, Человеколюбче, просвети, молюся, и настави и мене на повеления Твоя, и научи мя, Спасе, творити волю Твою» . И действительно, весь вопрос для нас состоит в том, чтобы научиться творить волю Божию. У нас нет другой цели. Но, как показывает опыт, пути к познанию воли Божией в нашем падшем состоянии и помраченном мире весьма сложны. Однако, по словам Василия Великого, Бог показал (и показывает) нам путь ко спасению, открыв нам (Церкви) великое таинство − послушание. Без послушания нет монашества. Это есть та единственная дверь, через которую мы вводимся в сферу воли Божией и в сферу жизни Самого Бога. Поэтому, как говорит Старец Софроний, непослушник − не монах. Послушание для монаха − это суть и сердце всего, основа и смысл всего монашеского дела. Это действительно наука из наук, высочайшая культура, которая как драгоценнейшее сокровище хранится в сокровищнице святоотеческого Предания, и, конечно, прежде всего, в монашеской традиции Святой Горы. И если мы вступили на этот путь, то призваны поучаться этой тайне, действительно, день и ночь. Сам Господь, во всем являясь для нас образом, дал нам образец послушания, как сказано: Послушлив был даже до смерти, смерти же крестной (Флп. 2:8). Также в Евангелии, особенно от Иоанна, столько раз Он повторяет: Я пришел не для того, чтобы творить волю Свою, а для того, чтобы творить волю пославшего Меня Отца (Ин. 6:38). Хотя Христос равносилен, равнославен и равночестен с Отцом, но по любви Он как бы перед Отцом умаляется и говорит: «Отец Мой более Меня есть». У Христа в Его земном служении делу спасения рода человеческого только одна цель − это осуществить волю Отца Небесного.

http://pravoslavie.ru/99003.html

Текст службы Сретения Господня. Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника. Текст  службы Сретения Господня . Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника. На Велицей вечерни, Блажен муж: 1-й антифон. На Господи воззвах, поем стихиры на 8, глас 1-й самогласны: [Германа патриарха:] Глаголи Симеоне, Кого нося на руку в церкви радуешися? Кому зовеши и вопиеши: ныне свободихся, видех бо Спаса моего: Сей есть от Девы рождейся: Сей есть от Бога Бог Слово, воплотивыйся нас ради, и спасый человека, Тому поклонимся. [Трижды.] Приими, Симеоне, Егоже под мраком Моисей законополагающа, провиде в Синаи, Младенца бывша, закону повинующася: Сей есть законом глаголавый, Сей есть во пророцех реченный: воплотивыйся нас ради, и спасый человека, Тому поклонимся. [Трижды.] Приидем и мы, песньми божественными Христа усрящем, и приимем Его, Егоже спасение Симеон виде, Сей есть, Егоже Давид провозвести, Сей есть во пророцех глаголавый: воплотивыйся нас ради, и законом вещавый, Тому поклонимся. [Дважды.] Слава, и ныне, глас 6. [Иоанна монаха:] Да отверзется дверь небесная днесь: безначальное бо Слово Отчее, начало приим под леты, не отступль Своего Божества, от Девы яко Младенец четыредесятодневен, Материю вольне приносится в церковь законную: и Сего на руки приемлет старец, отпусти зовый раба Владыко: ибо очи мои видеста спасение Твое. Пришедый в мир спасти род человечь, Господи слава Тебе. Вход. Прокимен дне: и чтения 3. Исхода чтение. [Главы 12 и 13.] Глагола Господь к Моисею в день он, воньже изведе сыны Израилевы от земли Египетския, глаголяй: Освяти Мне всякаго первенца перворожденнаго, разверзающаго ложесна в сынех Израилевых. И иде Моисей, и собра вся люди, и рече: Помните день сей, воньже изыдосте от земли Египетския, из дому работы.

http://pravmir.ru/sretenie-gospodne-chto...

Фото: jjj.moifoto.ru Большой комфортабельный автобус, плавно затормозив, остановился на окраине Иерихона, у подножия знаменитой Горы Искушений. Водитель-араб Ибрагим, молодой симпатичный мужчина лет тридцати, открыл переднюю дверь, и русские паломники, уставшие от долгой езды, стали выходить на небольшую площадку, где расположилось несколько торговых палаток. – Не забудьте взять бутылочки с водой, – громко напомнила гид Ирина, жившая когда-то в России, а потом переехавшая в Израиль, на свою историческую родину, но сохранившая русское имя. – Идти далеко, а здесь очень жарко. Вячеслав Михайлович, иконописец из Самары, детство провел в Узбекистане и хорошо переносил полуденный зной, однако противиться словам гида не стал, сунув в пакет купленную по пути у запасливого Ибрагима минералку. Выйдя из автобуса, он услышал удивленные возгласы спутников: «Смотрите, смотрите – русское кафе!». Действительно, у пешеходной дороги, ведущей наверх, к греческому Сорокадневному монастырю, стоял киоск с надписью: «Кафе Горы. Добро пожаловатъ». Именно так, с твердым знаком на конце; и помельче: «свежий сок мороженое чай гранат сок кофе вода». – На Святой Земле много паломников и туристов из России, – сказала руководитель группы Екатерина, которая несмотря на свою молодость уже больше десяти раз успела побывать в Израиле, а в группе ее успели полюбить не только за молодость и обаяние, а за умение общаться с людьми и в короткий срок сплотить группу в одну большую семью. – От нас здесь основной доход, так что не удивляйтесь, если будете видеть надписи на русском языке… А теперь потихонечку двинемся на Гору. – Она подняла правую руку вверх, указав на канатную дорогу, и добавила: – Несколько лет назад для туристов пустили фуникулеры, чтобы быстрее подниматься до монастыря. Но мы не туристы, – Екатерина улыбнулась. – Мы – паломники и потопаем наверх своими ножками. – Дорогие мои! – крикнула она нескольким женщинам, остановившимся у лотка с симпатичными игрушечными барашками и верблюжатами. – Сувениры купите на обратном пути. Не отставайте.

http://pravoslavie.ru/37728.html

Чрез временные страдания к вечному блаженству. «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне, грядет»  ( Марк. 8, 34 ). «Недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас»  ( Римл. 8, 18 ). В третью неделю Великого Поста св. Церковь прославляет Крест Господень, а, вместе с тем, – плоды спасительной для нас крестной смерти Христа-Спасителя. Крест торжественно выносится на середину храма и полагается на особо-уготованном аналое. Верующие, при троекратном пении: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», трижды до земли покланяются ему и лобызают его. Это поклонение Кресту продолжается затем в течение всей последующей седмицы, отчего вся она носить название «крестопоклонной». Многознаменательно и полно глубокого смысла это прославление Креста Господня как раз в середине Великого Поста! Крест в далеком прошлом – орудие страшной мучительной казни, а потому он и считался всегда символом страданий. Но, с тех пор, как «на нем Христос, Царь славы, волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство» (стихира на поклонение кресту), Крест прославляется Церковью Христовою, как  «сущия радости знамение»   (стихира на стиховне), как  «благочестия непобедимая победа»,  как «дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля (тление) разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным» (см. стихиру на нед. крестопокл. и на Воздвижение). Продолжая оставаться символом Христовых страданий и символом человеческих страданий вообще, крест, с тех пор, перестал быть мрачным и зловещим орудием жестокой казни, а сделался для нас «оружием непобедимым»   (см. ту же стихиру) – радостным  символом  победы над диаволом  и, вместе с тем, символом нашего  вечного спасения,  ибо на кресте Христос «пригвоздил рукописание грехов наших» ( Колос. 2, 14 ), крестом «смертное жало и адова победа прогнася (кондак крест. недели) и для падшего человечества вновь отверзлись врата рая, как поет об этом св. Церковь : »... предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде:  внидите паки в рай»   (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Юрьев монастырь После многих лет обитель Юрьевская приняла меня опять под гостеприимную сень свою. Это было в осенний вечер, в час воскресной всенощной; она совершалась в подземной церкви Похвалы Богоматери, там, где погребен обновитель Юрьева, который некогда с любовию принимал меня в мирных стенах его. Такое воспоминание располагало к молитве. Благообразна была и пещерная церковь , устроенная по подобию древних катакомб, но великолепно украшенная! Мрамором устлан помост ее, по мраморным сводам рассыпаны золотые звезды. Бронзовый иконостас исполнен весь славою Божией Матери, ибо она изображена повсюду во многознаменательных символах: то в виде Неопалимой Купины, какая некогда явилась Моисею в пустыне; то обнесенная звездообразным венцом Ангельских сил; то с олицетворенною похвалою неба и земли вокруг нее, с ликами земных Ангелов и небесных человеков; то Радостию всех скорбящих; или Одигитриею – путеводительницею странных; то Неизреченною на языке человеческом по благодати Ее исполняющей; или Живоносным Источником исцелений, как проявила Себя в Царьграде; или как на Афонской горе – в необъятном пламени Своей славы; или венчаемою от всей Троицы, как Приятелище нестерпимого Божества. Все гласит о Ней внутри сего священного подземелья, где никогда не умолкает в честь Ее чтение акафиста. Особенно хорошо устройство этой церкви тем, что по древнему чину жертвенник находится в стороне и совершенно отделен от алтаря; таким образом, и женщины могут свободно приступать к нему для приношений, а между тем святой алтарь огражден от суеты, неизбежной при сближении жертвенника с престолом. Напротив северной двери алтаря открывается с южной стороны тайная дверь в гробовой покой архимандрита Фотия; одна лампада освещает его сумрак. Распятый Господь, по сторонам его Божия Матерь и возлюбленный Ученик написапы во весь рост на восточной стене; к подножию спасительного Креста Христова прислонен мраморный гроб, осененный среброкованным покровом, с крестным на нем изваянием, и на нем стоит златая икона Знамения Богоматери, сродная великому Новгороду, отколе распространилось по всей России празднование сего чуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010