Глава 4 Откр.4:1 После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. Начинается открытие основной картины Апокалипсиса. Иоанну отверзаются небеса, и он начинает видеть небесное. После сего я взглянул. После чего? Нельзя думать, что вот прошли семь периодов земной истории Церкви, и после этого Иоанн видит Церковь восхищенной на небо. Сектанты учат, что между третьей и четвертой главами Откровения происходит восхищение Церкви. Главы 4–19, говорят они, описывают великую скорбь. В главе 20 – тысячелетнее царство и последний Суд. В главах 21–22 – описана вечность. Но это неверное деление книги. А сектантам мы все-таки зададим вопрос: почему такое важнейшее эсхатологическое событие, как восхищение Церкви (по важности это событие сравнимо только с творением человека, с первым пришествием Христа в мир для спасения людей и основания Церкви и со Страшным судом), вообще не описано в Апокалипсисе? Книга о Христе Грядущем вообще не показывает Его пришествия за Церковью. Ответ может быть только один: этого события перед великой скорбью просто не будет, а Церковь будет восхищена только в последний день Страшного суда. Так что слова после сего относятся к слову взглянул . После сего здесь означает, что произошло это после первого видения, после того как Христос, явившись посреди семи светильников, дал Иоанну семь посланий. Ведь после этого, а не после «седьмого периода»(!), взглянул Иоанн. По прекращении первого видения он поднял очи свои к небу, взглянул, и вот, дверь отверста на небе . Это явление дивное и столь желанное! Как часто мы взираем на небеса, и над нами все тот же неизменный, то бесконечно синий, то облаками затянутый, то ночной, черный с мерцающими звездами купол неба. И всегда он заключен. И хочется воскликнуть вместе с одной маленькой девочкой: если эта сторона на небе столь прекрасна, то каково же оно тогда изнутри! Бесконечная глубина неба манит, и хочется с Исайей воскликнуть: «О, если бы Ты расторг небеса!..» ( Ис. 64:1 ). Но неизменный купол над нами. Может быть, еще размышляя о только что увиденном, Иоанн и погрузился взором в небесные глубины над ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И, ПРИДЯ НА МЕСТО, НАЗЫВАЕМОЕ ГОЛГОФА. .. Чье сердце не содрогнется при одном имени Голгофы? Есть ли на всей земле еще такое святейшее место, как гора Голгофа, на которой Единородный Сын Божий, нас ради воплотившийся, пролил Кровь Свою и умер, как человек, за всех нас, грешных сынов Адамовых? Святая Голгофа – это открытая дверь в Царство Небесное, в дом Отца Небесного, дверь, через которую первый вошел туда разбойник благоразумный, а за ним входят и все истинно кающиеся грешники. Вот почему святые евангелисты с особенной точностью указывают это место; так, святой Матфей говорит: ЧТО ЗНАЧИТ: ЛОБНОЕ МЕСТО, святой Марк: «что значит: Лобное место»  ( Мк. 15:22 ); святой Иоанн: «Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа»  ( Ин. 19:17 ). Это был небольшой холм за Судными воротами к северо-западу от Иерусалима, где в то время обычно совершались страшные смертные казни преступников, черепа которых, может быть, и валялись тут же. Древнее предание, записанное святыми отцами и учителями Церкви, говорит, что здесь, на Голгофе, было погребено тело праотца нашего, Адама. Вот почему под крестом Господним изображается глава Адамова: «Как в Адаме все умирают» , – говорит апостол Павел ( 1Кор. 15:22 ) – «так во Христе все оживут». Само слово Голгофа значит голова, череп. Итак, Божественный Врач, второй Адам, «вознесен был на древо там, где лежал больной», первый Адам. Смерть побеждена на том месте, на котором низвела она в прах первого человека. Как тела животных, кровь которых для очищения греха вносилась первосвященником во святилище, сжигались вне стана, так и Иисус, как говорит святой апостол Павел, чтобы освятить людей Своей Кровью, «пострадал вне врат»  ( Евр. 13: 12 ). Теперь это святейшее место не вне врат святого града: оно заключено в великом храме Воскресения, вместе с пещерой Гроба Господня. Склоняясь под этот престол, благочестивые поклонники со страхом и любовью припадают, чтобы облобызать край священной скалы, обагренной Кровью Спасителя, и сколько сладких, спасительных слез покаяния пролилось здесь, у подножия креста Господня, в течение многих веков!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Иерусалимский храм      Самым великим делом Соломона было строительство Иерусалимского храма. Храм был начат в четвертый год его царствования. Это был четыреста восьмидесятый (по греческому переводу — четыреста сороковой) год по исходе евреев из Египта. Он был воздвигнут на горе Мориа на месте жертвенника, сооруженного царем Давидом после прекращения моровой язвы. На этом месте Давид увидел Ангела Господня, который поражал народ. Фундамент потребовал гигантских работ. Достаточно сказать, что гора Мориа была поднята искусственным образом более чем на семьсот футов (около двухсот тридцати метров). Как и скинию, евреи называли храм Домом (Байт). Храм не был местом собрания верующего народа: он был исключительно жилищем Господа, недоступным для непосвященных. Простой израильтянин не мог в него войти. Этим символизировалось то, что Царство Небесное до искупительной Христовой жертвы было затворено для Израиля. Храм, построенный Соломоном, не отличался большими размерами: шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину, тридцать локтей в высоту (в метрической системе — 31,5 м, 10,5 м, 15,75 м). Он был только в два раза больше скинии, но великолепием оформления далеко превосходил ее. Перед храмом был притвор: 10,5 м в ширину и 5 м в глубину. Стены — из камня, но внутри обложены кедром, а пол устлан досками из кипариса. Иерусалимский храм имел три части: притвор, святое и святое святых. В святое вела двухстворчатая кипарисовая дверь. Святое и святое святых разделяла стена из кедровых досок, в которой была дверь из масличного дерева. Здесь была завеса. Стены, двери и ворота храма были украшены резными изображениями Херувимов, пальм, цветов, а также драгоценными камнями и отделаны золотом. Пол был покрыт золотыми листами (см.: 3 Цар 6, 21, 30). В своем великолепии храм должен был быть видимым изображением славы невидимого Бога. Перед храмом было два двора, обнесенных стенами. Внутренний двор предназначался для священников (см.: 2 Пар 4, 9), другой двор — для народа. Во внутреннем дворе стоял медный жертвенник всесожжения.

http://pravoslavie.ru/104008.html

О хранении уст Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах Моих. ( Пс. 140:3 ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры! В числе многих известных нам добродетелей Преподобного Сергия, списатель жития его указывает еще на одну, неизменно доставлявшую ему искреннее уважение слушающих, – это его кроткие и умилительные речи и слова. Так повествуется, что Преподобный Сергий имел обычай каждую ночь ходить дозором мимо келий и легким стуком в окно или дверь напоминать празднословящим, что у монаха есть лучшее занятие для того, чтобы проводить в нем свободное время, а поутру осторожными намеками, не обличая прямо, не заставляя краснеть, тихой и кроткой речью вызывал в них раскаяние без досады. Благодаря своей кроткой речи Преподобный вызывал из глубины людских сердец добрые чувства и располагал их к себе. Под благодатным влиянием его слов не устоял суровейший рязанский князь Олег, для примирения которого Преподобный Сергий ходил в Рязань; тихие и кроткие слова святого старца смягчили сердце князя, и он примирился с московским князем Димитрием Иоанновичем. Слово, как дар Божий, имеет большое значение в жизни человеческого рода, и потому обращаться с ним надо осторожно. И об этом-то мы и побеседуем сегодня с вами. Наше слово есть отпечаток Божия Слова. У Бога есть Слово, и у человека есть слово. У Бога Слово есть отпечатленный образ существа Его, Единородный Сын Божий. Но и наше слово не есть пустой звук, а также есть отпечаток и образ нашего духа. Если бы собрать все наши слова воедино, то в них мы увидели бы свое собственное изображение. Слово есть дар Божий, которым наделен человек и которым он отличается от прочих тварей. Слово – это проводник наших чувств, мыслей, желаний, радостей, печалей, которые мы выражаем друг перед другом посредством речи. Через слово мы поддерживаем взаимное общение, так что словом держится сила и союз человеческого рода. Если отнять у людей слово, то все приостановится в жизни их. Господь, когда захотел наказать горделивый помысл древних людей, намеревавшихся построить башню до небес, то прибег к простому средству: смешал языки, и вследствие этого тщеславная попытка их потерпела неудачу. Такова сила и значение языка.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " В праздник Обрезания Господня и святителя Василия Великого Церковь с новой силой являет нам тайну того, что Слово стало плотию. Днесь Господь обрезание терпит и принимает имя, нареченное архангелом Гавриилом прежде Своего рождения. «Аз есмь дверь», — говорит Он, и призывает Свою Церковь идти Его путем послушания даже до смерти и смерти Крестной. И о имени Иисусове побеждать супостаты. Этим путем шел святитель Василий Великий, противостоя Ариеву злословию, когда оно имело мощную поддержку государственной власти в лице императора Валента, и когда многие архипастыри и пастыри последовали ему. Это было огненное испытание православной веры. Ныне торжество Церкви, и в Евангелии на Утрени Господь возвещает нам о том, что в ней всегда присутствуют пастыри и воры, которые отличаются друг от друга по тому, как входят во двор овчий. Одни — «инде», через ограду, другие — через дверь. Двор овчий — не поэтически красивое место для Господа. Это место, где надо защититься от разбойников. Господь предлагает образ христианской жизни, который есть прежде всего образ сражения. Не случайно это слово Спасителя прозвучало после жесткого Его столкновения с духовными вождями Израиля, когда Господь исцелил слепорожденного. Того, кто был изгнан из Храма фарисеями как паршивая овца. «А входящий дверью есть пастырь овцам, ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его». Господь противопоставляет лжепастырям — «ворам и разбойникам», претендующим на духовное руководство народом Божиим, не имея на то подлинных полномочий, — истинного Пастыря, входящего дверью и вводимого придверником. Не услышим слишком поверхностно это «придверник». Все Евангелие ясно обозначает Его — это Отец Небесный. Он послал Господа, Он все предал в руку Его, Он вверил Ему Своих овец. Это вхождение совершается в Духе Святом. И об этой тайне нашего спасения Святой Троицей — все труды святителя Василия Великого. Пастырь зовет Своих овец по имени и выводит их. «И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его; за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса». Подлинно верующий — это тот, кто слушает голос Господа и следует за Ним. Слово «слушать» повторяется около шестидесяти раз в Евангелии от Иоанна. Христос — Слово, Глагол, Откровение. Он открывает внимательному слуху любящих Его то, что Он слышал от Отца. Слушая это сегодняшнее Евангелие, слышим ли мы, каждый из нас, голос Христа? Сколько времени посвящаем мы подлинному слушанию Слова Божия, голоса Любви и Истины? Часто ли взываем при этом к имени Иисусову с тем поклонением, которое должно приноситься Ему от всех — небесных, земных и преисподних? Внимаем ли проповеди истинных пастырей, таких, как святитель Василий Великий, которые по дару благодати стали воистину Христовыми устами, потому что дверью вошли в жизнь?

http://moral.ru/circumcision/

Однажды, поклонившись святыне Рыхловского монастыря чудотворному образу Святителя Николая, отрок Иоанн остался при монастыре, несмотря на все уговоры матери. Тринадцатилетний юноша оставил родительницу, отчий дом и всецело вручил себя Богу. Юный летами отрок поступил как зрелый муж, как старец: он доказал своей жизнью величайшую любовь к Спасителю мира, идя на самоотречение, на суровый подвиг, добровольно возложив на себя нелегкий крест… На другой год мать Иоанна снова пришла в монастырь, снова уговаривала сына вернуться домой, но юношу влекла иная жизнь. В монастырь будущий подвижник поступил перед праздником Рождества Божией Матери, 7 сентября. Позже батюшка всю жизнь с особой духовной радостью проводил этот день… Главное монастырское правило это послушание, то есть отречение от самого себя, своей воли, своих желаний, мыслей, дел и подчинение их руководству опытных старцев, духовников. Первое послушание молодого отрока Иоанна было будить братию на молитву. Молодой послушник с любовью ежедневно вставал раньше всех. Небольшой ростом и очень быстрый, он оббегал с колокольчиком все монашеские келии, будил братию, детским голоском призывал на молитву: «Время пения! Молитвы, час! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Иногда из чьей-то келии слышался ответ басом старого монаха: «Иду сейчас». Батюшка с любовью нес также послушания в монастырской просфорне, на пасеке, в переплетной мастерской, будучи продавцом монастырской лавки… Все время в монастыре молодой послушник проводил под руководством опытных наставников в постоянных трудах, молитве, посте, подвигах борьбы духа с плотью, побеждая страсти, восходя от силы в силу, духовно возрастая. Для укрепления веры Господь посещал его немощами, а Царица Небесная приходила в келью Чтобы укрепить молодого подвижника в вере и возбудить ревность к благочестию и молитвенному подвигу, Господь часто посещал его болезнями, и вместе с этим оказывал ему Свою милость, чудесно исцеляя от страданий, подкрепляя духовными видениями. Об этом батюшка сам рассказывал следующее: «В двадцать два года я сильно заболел, и уже готовился к смерти: помаслособоровался, поисповедывался, причастился Святых Христовых Таин, простился с братией, ждал конца… Но молился о том, чтобы Господь сподобил прожить еще хотя бы год… Вдруг слышу сверху знакомый голос игумена Исаакия: „Там лучше”! Я трижды просил о том, чтобы прожить еще хотя бы год, а голос трижды повторял: „Там лучше„! Потом вдруг открывается дверь кельи, входит незнакомый иеродиакон, препоясанный крестообразно орарем, как перед Причастием, направляется в угол к иконам, останавливается и трижды поет громким голосом: „Многая лета!” Пропевши, ушел. Дверь келии была закрыта на крючок, я лежал на одре возле двери. Вскоре я быстро выздоровел…

http://pravmir.ru/na-kreste-moya-lyubov-...

Песнопения на двунадесятые праздники Рождество Пресвятой Богородицы Стихиры на Господи воззвах, гл. 6. Днесь иже на разумных престолех почиваяй Бог, престол свят на земли Себе предуготова, утвердивый мудростию небеса, небо одушевленное человеколюбием содела: от неплоднаго бо корене сад живоносен израсти нам Матерь Свою, Иже чудес Бог, и ненадеюшихся надежда, Господи, слава Тебе. – Днесь неплодная врата отверзаются, и дверь девическая Божественная предгрядет. Днесь плод раждати благодать начинает, являющи миру Божию Матерь; Ею же земная с небесными совокупляются, во спасение душ наших. Слава, и ныне. гл. 6. Днесь иже на разумных... (См. 1-ю стихиру). Стихира на литии, гл. 8. В благознаменитый день праздника нашего, вострубим духовною цевницею: яже бо от семене Давидова днесь раждается Мати живота, тьму разрешающи, Адамово обновление, и Евино воззвание, и нетления источник, тли пременение: Ея же ради мы обожихомся, и от смерти избавлени быхом, и возопиим Той с Гавриилом, вернии: радуйся Благодатная, Господь с Тобою, Тебе ради даруя нам велию милость! Стихира на стиховне, гл. 4. Ангеловым проречением, плод пречист от Иоакима и Анны праведников днесь произыде Дева, небо и престол Божий и приятелище чистоты, радость провозвещающи всему миру, живота нашего Ходатаица, клятвы отнятие, благословения подание. Тем в рождестве Твоем. Дево Богозванная, миру мир испроси, и душам нашим велию милость. Тропарь, гл. 4. Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней; из Тебе бо возсия Солнце правды – Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Величание. Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое. Стихира по 50-м псалме, гл. 6. Сей день Господень, радуйтеся людие: се бо света чертог, и книга Слова животнаго из утробы произыде, и яже к востоком дверь рождшися, ожидает входа Святителя великаго, Едина и Единаго вводящи Христа во вселенную, во спасение душ наших. Ирмосы канонов

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

По принятии отеческого благословения Иаковом, когда он, шествуя в Месопотамию, захотел на дороге при захождении солнца, в том самом месте, где находился, отдохнуть; то лег там, и заснул; зажал он на успокоение себя сном очи телесные; однако раскрыл на узрение небесных откровений очи душевные. Видел он лестницу, которыя вёрхний конец утвержден был к небу, а нижний доставал до земли, по ступеням же той лестницы Ангелов, в верх и в низ ходящих: се лествица, еяже глава досязаше до небес: и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней 25 . В том видении пробудившись наполненный ужаса Патриарх Иаков, сказал: яко страшно место сие 26 : а особливо оно домом есть Божиим, и самыми вратами небесными. Таинственная оная лестница прообразовала великое, высокое и неизреченное таинство воплощение Божия Слова, Спасителя и Избавителя, преславно от Девы Марии рождшагося, о Коем благовествует к Иосифу Архангел: родит же Сына, и нарегеши имя Ему Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их. Преслушание древнего Адама разделило вовсе землю от неба, отвело весьма далеко человека от Бога, и заключило вечно дверь райскую; но вочеловечение нового Адама, Богочеловека Иисуса, блаженною тою есть лестницею, которая паки человека с Богом примирила, которая паки заключенную спасения дверь отверзла. Восхождение и низхождение Ангелов по ступеням лестницы, восхождением есть человеческого естества к Божию, и снизхождением Божия естества к человеческому: о глубина богатства, изглашаю и я со Блаженным Павлом, и премудрости и разума Божия 27 ! Слушатели! сие великое дело воплошительного промысла, из всех прочих дел, кои от безконечныя Божия премудрости и силы ни соделаны, особливо крайнее Божие милосердие к нам грешным являет: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть 28 . Но я теперь оставляя Таинство, кое больше верою и молчанием почитается; едино токмо крайнее милосердие величать, и о нем доказывать имею, сколь оно велико, сколь к люблению нас горячо; с таким намерением и упованием, чтоб привлечь мне, и возбудить во Святые нынешние праздники к покаянию какого-нибудь грешника; а притом и дам ему узнать о количестве Божия милосердия. Часть первая

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.6 из  5) Оглавление Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви Предисловие автора Важно, кто читатель — церковный человек или новичок. Даже если было бы желание написать книгу, интересную и тем, и другим — вряд ли получилось бы. Но под одной обложкой можно собрать материалы, интересные тем и другим, и разместить их в нескольких разных разделах. Например, жития святых. Одно житие может быть интересно священнику, но оставит совершенно равнодушным простого мирянина. Ну расскажи человеку, только что пришедшему в церковь, как и почему преподобный Исаак Сирин отказался от епископства — потому что два человека, братья, просили его поделить наследство. Это новоначальному не интересно: подумаешь, не захотел старик наследство делить! А ты расскажи такое, чтобы пробрало. Чтобы читатель мог почувствовать чудо, сопережить его. Например, как пленный владыка взмолился: «питоньки!», и дверь открылась, чтобы ему дойти до крана с водою — это уже чудо, это понятно. На самом деле было и то, про уход в пустыню и отказ от высокого сана, и другое, про дверь, которая сама собою открылась. И чудо ухода в пустыню, и чудо закрытой двери. И то, и другое — чудо. И в том, и в другом — Божественная благодать. Люди ищут людей, человек ищет человека. Ищет — спутника, помощника, вожатого; сильнее себя, крепче, вдохновеннее. Но совершенно искренне считает, что ищет Бога. Христа. И совсем не понимает порой, что вектор Царства Небесного, его острие — не от человека ко Христу или святому, а от Христа — к человеку. Ищет Христа — находит человека. Человек человека — не удовлетворяет. Возникающие привязанности напоминают скорее саморазрушающиеся новостройки. Была — и вдруг: отчаяние, разочарование — нет. Выход из сети привязанностей — только через страдания. Их много и порой они почти неощутимы, если знать, что вина и причина всего — Бог. Что только Он немощное уврачует и недостающее восполнит. И еще очень трудно понять, что Бог страданий не посылает, наоборот — страдания человек носит в себе от рождения, потому и кричит, приходя в мир.

http://azbyka.ru/fiction/okean-very-rass...

Скачать epub pdf Слово 1. О Хранении сердца 1 . Как может, кто бы то ни был, сказать: «поскольку пощусь, веду странническую жизнь, раздаю имение свое; то я свят?» Ужели кто свят, не очистив внутреннего человека? Ибо очищение есть не одно воздержание от худых дел, но приобретение совершенной чистоты, чистоты в совести. Напряги, человек, помыслы свои, и войди к этому пленнику и рабу греха – уму твоему, и рассмотри этого, на самом дне твоего ума, во глубине помыслов, в так называемых тайниках души твоей, пресмыкающегося и гнездящегося змия, который убил тебя, поразив главнейшие члены души твоей; потому что сердце есть необъятная бездна. И если убьешь сего змия; то хвались чистотою пред Богом. А если нет; то, смирившись, как нуждающийся и грешный, умоляй Бога о тайных твоих. 2 . Истинная смерть сокрывается внутри, в сердце; и человек умерщвлен внутренне. Посему, если кто в тайне прешел «от смерти в живот» ( Иоан. 5, 24 ); то истинно во веки он живет, и не умирает. Даже если тела таковых и разрушаются на некоторое время; то, поскольку они освящены, восстанут со славою. Почему, успение Святых и называем сном. 3 . Все усилие сопротивника в том, чтобы придти ему в состояние отвлечь ум наш от памятования о Боге и от любви Божией, употребляя к тому земные приманки, и от действительно прекрасного отвращая нас к мнимо, а недействительно, прекрасному. Ибо всякое доброе дело, если и сделает человек оное, лукавый готов очернить и осквернить, усиливаясь примешать к заповеди собственное всеяние тщеславия или самомнения, чтобы делаемое добро совершалось не ради Бога, и не по доброму только усердию. 4 . Итак, что же, и как начать нам, никогда не входившим в сердце? Стоя вне, будем ударять постом и молитвою, как повелел Господь, сказав: «толцыте, и отверзется вам» ( Мф. 7, 8 ). Ибо если пребудем в слове Господнем, в нищете, в смиренномудрии, во всех заповедями требуемых добродетелях, день и ночь ударяя в духовную дверь Господню: то возможем приобрести искомое; потому что можно получить избавление чрез сию дверь всякому, кто хочет избежать тьмы. Там обретает он свободу души, восприемлет ее помыслы и возможность стяжать небесного Царя Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010