Июнь 1878 года Июнь 2. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить сегодня, в пятницу, раннюю обедню непреткновенно, хотя с великим понуждением, но и не без умиления: всякая благая перемена от Господа. Два с половиной часа. Благодарю Господа, благопременившего во благо сердце мое и мысли мои, дышавшие гневом и озлоблением на жену мою, безвинно обругавшую меня во гневе за то, что я сорвал веревочку у дверей в саду, которою они завязывали дверь, чтобы ребята сторонние не ходили; да они и не ходили, а между тем мне надо было идти в сад и ждать, пока они придут и отвяжут. 2 июня. Благодарю Господа, научившего меня покаянию и самоосуждению искреннему с попранием своего самолюбия и саможаления и самомщения ближнему, причинившему мне огорчение ругательством и непокорением, своеволием. Велика милость Твоя, Господи, надо мною, что я благодатию Твоею победил себя самого, моего ветхого человека, обуревавшегося гневом и мщением, что Ты, Господи, благопременителю и многомилостиве, пременил злобу мою на благость, кротость и смирение. Вот я вкусил мир небесный после бури страстей, покой после мучительства душевного и телесного. Даруй мне всегда побеждать в себе все страсти душетленные и украшаться всеми добродетелями, да буду достойный член Твоего тела, еже есть Церковь . 3 июня. Кто часто и от сердца говорит Господи, помилуй, тот, значит, жив и здрав духом, а кто не говорит или стыдится говорить эту краткую молитву, тот мертв или смертельно болен. Велика эта молитва и крайне необходима грешнику. Оттого она часто и произносится в церкви. Она есть служение покаяния. Кто с кем обращается часто, тот тому подобен бывает. Желаю этого себе и всем, посещающим храм и беседующим с Богом, да будут они подобны Ему или святыне Его. После ранней обедни. Тяжко я согрешил теперь озлоблением и гневом и поношением на отца настоятеля за его корыстолюбие, обиду, неправду относительно прихожанки девицы, отца которой я отпевал в Богоявленской церкви. Настоятель не подписал свидетельства о смерти и погребении ее отца, хотя причт наш весь подписался. Зачем, говорит, не в нашей церкви отпевали? Но разве он мне не хочет верить, что я отпевал его? Иначе отчего же по-братски не подписывает свидетельства об умершем и делает проволочку дела? Церкви не одинаковую ли имеют благодать? Господи! Вспомни склонность к разделению и несогласию и крайнюю любовь к первенству, соединенную с насилием и нахальством настоятеля нашего, много раз препиравшегося из-за первенства публично, и смири, смири его, ибо приспело время смирить гордыню вознесенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Кротость Кротость есть начало смирения, смирение же есть дверь бесстрастия, а чрез бесстрастие неотпадающую и совершенную любовь приобретет познавший свое естество – что он был прежде рождения и что будет по смерти (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 40). Кротость приводит ум к познанию и рассуждению... (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 50–51). ...Кротость делает то, что человек всегда пребывает одинаковым, и при злополучных и при благополучных делал и мыслях, и не заботится ни о чести, ни о бесчестии, но и приятное и прискорбное принимает с радостию и не смущается... (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 52). Кротость и воздержание суть счастье и благая надежда для душ человеческих (прп. Антоний Великий , 89, 64). Источник. ...Перенесение без смущения всего случающегося рождает кротость... (прп. авва Исаия , 59, 209). Кротость есть величайшая из добродетелей, потому причислена и к блаженствам... блажени кротцыи: яко тии наследят землю ( Мф. 5, 5 ). Земля сия, Небесный Иерусалим, не бывает добычею состязуюпщхся, но предоставлена в наследие долготерпеливым и кротким (свт. Василий Великий , 5, 249). Источник. Укротившие свои нравы, освободившиеся от всякой страсти, в чьих душах не поселено никакого мятежа – они называются кроткими (свт. Василий Великий , 5, 250). Источник. Подвижник должен, как можно более, быть исполнен кротости, потому что он или приобщился, или желает приобщиться духа кротости, а приемлющий в себя сего духа должен уподобляться приемлемому (свт. Василий Великий , 9, 353). ...И заботящимся о кротости прилично благовременное негодование... Оставаться же неподвижным или не показывать негодования, когда должно, есть признак недеятельной природы, а не кротости (свт. Василий Великий , 9, 354). Источник. За кротостью обыкновенно следует и незлобие, потому что кротость есть матерь незлобия. А в людях истинно кротких, не имеющих тяжелого нрава, не менее сего бывает и благости, потому что благость – основа кротости. Все же это, взаимно срастворенное и совокупленное вместе, производит из себя наилучшую из добродетелей – любовь (свт. Василий Великий , 9, 354).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Кто мы: «погибающие» или «спасаемые»? – Мысли на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. – «Слово крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть» ( 1Кор.1,18 ) . Сегодняшний день для нас, христиан, исполнен неизъяснимой духовной отрады, ибо это день поклонения Честному и Животворящему Кресту Господню, на котором распят был Господь наш Иисус Христос «нас ради человек и нашего ради спасения». «О треблаженное древо, на немже распяся Христос, Царь и Господь», умиленно воспевает Святая Церковь : «Крест – хранитель всея вселенные, крест – красота церкве, крест – царей держава, крест – верных утверждение, крест – Ангелов слава и демонов язва». В своем восторженном умилении Святая Церковь обращается ко кресту даже как к одушевленному существу. «Радуйся, живоносный кресте», поет она: «благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкви ограждение, имже тля разорися и упразднися и вознесохомся от земли к небесным». В таких возвышенных выражениях Церковь Христова прославляет Крест Господень, указывая этим на величайшее значение его для нас, ибо Крест Господень есть дивное знамение (символ) неизреченной любви Божией к падшему человеку, а одновременно – знамение, или символ нашего спасения. На кресте Господь пригвоздил рукописание грехов наших: крестными страданиями Господа Иисуса мы все избавлены от власти дьявола и мук адских и сделались способными стать наследниками вечного блаженного небесного Царствия. Как же не радоваться, как не ликовать нам в сегодняшний день?! И, однако, как прежде, во времена Апостола Павла, так и ныне были и находятся люди, которые не чтут Креста Господня, для которых святыня его и спасительная сила его – ничто, пустой звук, а «слово крестное», то есть проповедь о кресте, или Евангельское благовестие – «юродство есть», то есть сумасшествие, или безумие или, в лучшем случае, что-то нелепое, ни с чем несообразное. Имея в виду такое различное отношение людей ко Кресту Господню, св. Апостол Павел и разделяет все человечество на два лагеря, два разряда: на «погибающих» и «спасаемых».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Л.А. Ильюнина Годы детства и юности Протоиерей Николай Алексеевич Гурьянов родился 24 мая 1909 года в селе Чудские Заходы Гдовского уезда Санкт-Петербургской епархии. Семья была с достатком. Отец Алексей Иванович Гурьянов происходил из купеческого звания, имел свой магазин. Мать Екатерина Степановна (в девичестве Крылова) происходила из зажиточной крестьянской семьи. Были они односельчанами, их село Чудские Заходы находилось неподалеку от Гдова. По преданию Гдов, в просторечии Вдов, был уделом вдовствующей княгини Ольги. На этой поистине многострадальной земле почти никогда не прекращалась война. Помнит Гдовщина дружины святого Александра Невского и Иоанна Грозного, Петра Первого и героя Бородина графа П. П. Коновницына. Боевые стены Гдовской крепости окружают главную святыню – собор во имя иконы Божией Матери «Державная». Это первый храм на Руси с таким посвящением, построенный после 1917 года. Он построен на фундаменте храма XVI века, взорванного в 1944 году. Погибший храм был в честь покровителя воинов – великомученика Димитрия Солунского. Путник, нашедший дорогу в Гдовскую крепость, проникается видом глубокой таинственной древности всей этой земли. Господь судил великому духовному ратоборцу двадцатого века старцу Николаю Гурьянову родиться именно в том месте, где испокон века решалась судьба нашего Отечества. Село Кобылье Городище, где стоял храм, в котором крестили будущего старца и с которым связаны годы его детства и юности, особенное в истории Руси. Неподалеку отсюда произошло знаменитое Ледовое побоище. Церковь в честь Архистратига Божия Михаила в Кобыльем Городище была построена в 1462 году. Предание гласит, что именно Архангел Михаил покровительствовал в сражении ратникам Александра Невского и что именно он помог им, рассеявшимся по окрестностям, на следующий день после битвы собраться воедино и дружно двинуться в Псков. С раннего детства маленький Коля Гурьянов прислуживал в алтаре в историческом храме Михаила Архангела. Любовь к храму и к церковному пению была присуща всем членам их семьи: его отец, Алексей Иванович, был регентом церковного хора; старший брат, Михаил Алексеевич Гурьянов, – профессором, преподавателем Санкт-Петербургской консерватории; средние братья, Петр и Анатолий, также обладали музыкальными способностями, но о них осталось мало известий. Все трое братьев погибли на войне. Батюшка так вспоминал об этом: «Отец у меня умер в четырнадцатом году. Осталось нас четверо мальчиков. Братья мои защищали Отечество и от фашисткой пули, как видно, не увернулись... Благодарите Отца Небесного, мы живем теперь, у нас все есть: и хлеб и сахар, и труд и отдых. Я стараюсь вносить в Фонд Мира ту копеечку, которая помогает избавиться от этих военных действий... Война ведь пожирает молодые жизни. Не успел человек открыть дверь в жизнь – уже уходить...»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

монах Павел Эвергетинос Кто пустословит или разговаривает во время богослужения, тому нужно сделать замечание, а если не исправится, выгнать из храма без всякого снисхождения А. Из жития святого Иоанна Милостивого Великий Иоанн стремился прежде всего исправить тех, кто безрассудно разговаривает в церкви. Если они после первого и второго увещевания не вразумляются, он тотчас же выставлял их за дверь, повторяя слова Владыки: «Дом Божий должен быть домом молитвы» 36 (Ср. Лк.19:46 ). Напротив, тех, кто следил внимательно за всей службой, он хвалил за боголюбие и продвигал их по ступеням монастырской службы. Б. Из Патерика Сказал старец: «Если человек будет стоять в церкви, много ли там народа или мало, и не будет отверзать уста (в песнопениях), чтобы громко взывать к Богу, то он занимается бесовским делом. Бесы терпеть не могут восхваления Христа и стремятся заставить замолчать поющих». Авва Евагрий сказал: «Великое дело молиться, не отвлекаясь, но ещё большее дело петь Псалмы, не отвлекаясь». В. Из святого Ефрема Брат, если ты стоишь в доме Господнем на духовном служении, охотно принимай участие в псалмопении. Если ты будешь молчать и я буду молчать, то и сосед замолкнет, и так пение Псалмов прекратится. Когда стоят на трибунах возглашающие славу военачальнику или царю, если они увидят кого-то стоящего среди них и не славящего вместе с ними во весь голос, то выведут его, сочтя его недостойным лицезреть торжество. Сколь более мы должны со всем желанием предстоять Владыке неба и земли и громко петь псалмы? Будь внимателен и не смущай лик мужей-подвижников, стоящих и поющих о Господе, чтобы не постигли тебя гнев и язва с высоты небесной. Грех против Бога тяжек и непростителен. Как сказано в Писании: «И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» ( 1Кор. 14:32–33 ). Г. Из Антиоха Пандекта Псалмопение – дело бестелесных сил, предстоящих Богу и служащих ему непрестанно, по слову Писания: «Хвалите Господа с небес... Хвалите Его ecu Ангелы Его, вся силы Его» ( Пс. 148:2 ). Оно подобает и всем человекам, как сказано в Писании: «Всякое дыхание да хвалит Господа!» ( Пс. 150: 6 ). Особенно монахам как избравшим ангельское житие. Писание говорит: «Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его» ( Пс 21:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Мотивация миссионера Православный миссионер в своих трудах руководствуется твёрдой верой, что спасение возможно только в Господе Иисусе Христе, только в Его Святой Православной Церкви. Об этом и слова Христовы, сказанные о проповеди Евангелия, которой кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ), и предупреждение, что кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ), и слова апостола Петра, свидетельствующего, что кроме имени Иисуса Христа нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись... и нет ни в ком ином спасения ( Деян.4:11–12 ). Поэтому мы видим в трудах миссионеров такую решимость к проповеди даже не смотря на различные тяготы и угрозу физической смерти – потому что они осознавали, что возвещают людям единственный путь к спасению от вечной погибели. В этом смысле миссия – естественное проявление христианской любви к тем, кто еще не знает об этом пути. Преподобный Макарий Алтайский писал: «Христианская вера, основанная на Слове Божием, есть единственный, Богом открытый для человеков путь к истинному блаженству. И как Спаситель глаголет, что Он есть дверь к Отцу, что Он есть путь, истина и жизнь… то нет спасения вне распятого Иисуса Христа; и без веры во Имя Его, как Бога истинного, явившегося во плоти, никто не может очиститься от греха, просветиться и войти в царство небесное... Если господствующая в народе религия есть христианская, то справедливость требует, чтобы Дух Иисуса Христа господствовал в духе сего народа. Если мы искренно веруем в Сына Божия Иисуса Христа, то, как св. Апостол утверждает, в нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Но в сердце Иисусовом терпимость есть не равнодушие к истине и заблуждениям, а милосердие к заблуждающимся... [соединенное с] желанием, чтобы все человеки, которых Отец Его дал Ему, познали истину, познали единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа, и в сем познании обрели вечную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Н. Василиадис Чему научают нас гробницы? «Пойдем ко гробам» Верующий размышляет о смерти по-христиански – следовательно, плодотворно и уверенно. Святая Церковь  и богоносные отцы призывают нас размышлять о смерти, посещая кладбища. Конечно, мирской человек трепещет и ужасается, стоя над могилой и глядя на могильную плиту, политую слезами, под которой «цветы нашей юности – сила, стремления, мечты, планы, амбиции, волнения, бури – распались на прах и червей». 669 Он считает могильный камень последним утесом, о который разбилась наша жизнь. Могила для него – западня, тупик, ведущий в ничто. Христианин же взирает на могилу, как на таинственную дверь, ведущую нас в новый мир, мир небесный. Он смотрит на нее, как на сладкие уста (несмотря на ее отпугивающий вид), чрез которые «земля обменивается с небесами поцелуем любви». 670 Святой Иоанн Златоуст , касаясь пользы, которую может получить верующий от созерцания могилы, говорит: «Созерцание гробов немало содействует нам в Деле любомудрия. От этого созерцания душа, если она беспечна, скоро сосредоточивается, а если ревностна и бодрственна, делается более ревностной; и тот, кто оплакивает свою бедность, от этого зрелища тотчас получает утешение, и тот, кто превозносится богатством, смиряется и сокрушается. Взгляд на гробницы заставляет каждого из взирающих и невольно любомудрствовать о собственной кончине, и убеждает не считать надежным ничего настоящего – ни скорбного, ни приятного». 671 В другом месте тот же святой отец говорил: «Польза от гробниц велика, «поэтому есть могилы пред городами, могилы перед полями, и повсюду предлагается научение нашему смирению, чтобы мы постоянно помнили» о слабости человеческой природы. «Как кто-либо, спеша войти в царственный город», богатый и сильный, «прежде чем он увидит то, что он воображает, видит сначала» то, чем становится по смерти, «так и мы через памятование научаемся сначала тому, во что мы обратимся, и потом проникаем во внутренний город, чтобы увидеть все, что представляли и ожидали встретить». 672

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Но если памятнику свойственно возвращать мысль ко временам и предметам, которые ознаменованы памятником: то, прости мне, великая Лавра Сергиева, мысль моя с особенным желанием устремляется в древнюю пустыню Сергиеву. Чту и в красующихся ныне храмах твоих дела Святых, обиталища святыни, свидетелей праотеческаго и современническаго благочестия; люблю чин твоих Богослужений, и ныне с непосредственным благословением Преподобнаго Сергия совершаемых; с уважением взираю на твои столпостены, непоколебавшияся и тогда, когда поколебалась-было Россия; знаю, что и Лавра Сергиева и пустыня Сергиева есть одна и таже, и тем же богата сокровищем, то есть, Божиею благодатию, которая обитала в Преподобном Сергии, в его пустыне, и еще обитает в нем и в Его мощах, в Его Лавре: но при всем том желал бы я узреть пустыню, которая обрела и стяжала сокровище, наследованное потом Лаврою. Кто покажет мне малый деревянный храм, на котором в первый раз наречено здесь имя Пресвятыя Троицы? Вошел бы я в него на всенощное бдение, когда в нем с треском и дымом горящая лучина светит чтению и пению, но сердца молящихся горят тише и яснее свещи, и пламень их досягает до неба, и Ангелы их восходят и нисходят в пламени их жертвы духовной. Отворите мне дверь тесной келлии, чтобы я мог вздохнуть ея воздухом, который трепетал от гласа молитв и воздыханий Преподобнаго Сергия, который орошен дождем слез его, в котором впечатлено столько глаголов духовных, пророчественных, чудодейственных. Дайте мне облобызать праг ея сеней, который истерт ногами Святых, и чрез который однажды переступили стопы Царицы Небесныя. Укажите мне еще другия сени другой келлии, которыя в один день своими руками построил Преподобный Сергий, и в награду за труд дня, и за глад нескольких дней, получил укрух согнивающаго хлеба. Посмотрел бы я, как, позже других насажденный в сей пустыне, Преподобный Никон спешно растет и созревает до готовности быть преемником Преподобнаго Сергия. Послушал бы молчания Исаакиева, которое без сомнения поучительнее моего слова. Взглянул бы на благоразумнаго Архимандрита Симона, который довольно рано понял, что полезнее быть послушником у Преподобнаго Сергия, нежели начальником в другом месте. Ведь это все здесь: только закрыто временем, или заключено в сих величественных зданиях, как высокой цены сокровище в великолепном ковчеге. Откройте мне ковчег; покажите сокровище; оно непохитимо и неистощимо; из него, без ущерба его, можно заимствовать благопотребное, например, безмолвие молитвы, простоту жизни, смирение мудрования.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Архим. Кирилл (Павлов). Свобода во Христе: не отделяясь духовно от Церкви, монах отделяется от навязываемых Церкви мирских установлений.   Архим. Кирилл (Павлов). Свобода во Христе: не отделяясь духовно от Церкви, монах отделяется от навязываемых Церкви мирских установлений.   Эти высказывания легендарного старца Кирилла записал монах Симеон Афонский . Кто бы мог подумать, что почитатели старца Кирилла услышат эти изречения с Афона?! - Святая Гора Афон   Исстрадавшийся дух мой вопиет к Тебе, Господи, неусыпно и неустанно, дабы, мудро водимый Тобою, обрел он вечное поселение в обетованной земле свободы Твоей - Царстве Святого Духа. Нет для меня ничего притягательного в жизни сей, покрытой тьмой мирского неведения и порождающей тьму. Ищет слезно душа моя света Твоего и видит его восходящим из пределов земли Твоей - земли несказанной духовной свободы, лишенной всех земных пут.     В дверь, не постучавшись, заглянул хмурый келейник, но батюшка продолжал говорить: -    Истина - это свобода во Святом Духе, и ради нее монах отрекается даже от самого себя, становясь блаженным или юродивым. Старец потянулся за большой подарочной кружкой, стоявшей на тумбочке. Я привстал, чтобы помочь ему. Но в комнату быстро вошел келейник и налил батюшке горячий чай из термоса, опередив меня. Пока отец Кирилл неторопливо пил чай, помощник ходил по келье, переставляя пузырьки и баночки, при этом недовольно поглядывая в мою сторону. Когда он вышел, батюшка продолжил: -    Многие думают, что Христос приходил на землю и распялся для того, чтобы мы умели правильно свечки зажигать в храме. Избегай этого поверхностного понимания и стремись, отец Симон, пока жив, постичь Евангелие как можно глубже! Христос сказал ученикам в молитве Своей к Отцу Небесному: Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина (Ин. 17:17)- Вот к этой-тоистине и следует всемерно устремляться!   Вне церкви невозможно стать христианином. Никакое христианство не может быть безцерковным. Но когда сообщества христиан связывают монаха, идущего к Истине, политическими или идеологическими обязанностями, - это последнее и очень тяжелое искушение после клеветы. Поэтому ради стяжания Истины - Христа, подвижник избирает совершенное удаление от всякого общения и ограничивает себя так, как не могут ограничить его никакие церковные уставы и постановления. Так он приходит к безграничной свободе во Святом Духе и пребывает в ней, словно птица небесная...

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=31&iid=2...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Сережик Старк Сережик Старк Однажды к прп. Антонию пришел другой подвижник и спросил его: «почему я несу такой же подвиг, как и ты, а слава у тебя больше?». Антоний ответил: «потому, что я больше люблю Бога». Далеко не всех святых Господь прославляет на земле. Многие тихо и незаметно совершают свой подвиг для того, чтобы Господь в большей славе принял их в Царстве Небесном. Людям духовно неразвитым кажется, что зло царствует в мире. Но это прелесть: просто зло кричит о себе, а добро молчит, но действует. На самом деле, Господь правит миром, и множество великих святых неведомо живут среди нас и преображают землю. Одним из таких святых является девятилетний мальчик Сережик Старк (30.05.1930-19.02.1940), сын известного священника и старца Бориса Старка. Он сразу привлекал к себе внимание озорным характером и особенной живостью. Тук-тук-тук в дверь. «Кто там?» В щелке появляется свежеумытое детское лицо, такое ласковое... чуть-чуть заискивающая улыбка – и нельзя не впустить, хотя и пол подметать нужно и торопиться... А Сережик в одну минуту уже во всех трех комнатах побывал, все осмотрел, и под кровать залез: что-то там интересное увидал, и па чердак сбегал, и железку какую-нибудь сломанную разыскал и просит позволения взять ее — и ни в чем нельзя отказать, и рассердиться на беспорядок нельзя, когда видишь эти лучистые глаза, эту, такую подкупающую, детскую доверчивость. Его привлекала большая свобода, привлекал маленький велосипед, на котором он по очереди с моим племянником катался и, к моему великому ужасу, летел сломя голову, без тормозов, с раскрасневшимися щеками, горящими глазами, с невероятным увлечением и задором. Ему было не больше трех лет, когда на Рождество, на елке, ему подарили много шоколадных зверушек и печенья в виде зайчиков, барашков и т. д. Сережик любил сладости и шоколад, как все дети, но зверьков есть не стал: он бережно выбирал их из другого печенья, складывал в коробку и прикрывал ватой. Через некоторое время он как-то был с матерью на базаре и, проходя мимо мясной, спросил: «Что такое мясо?»

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=38&iid=1...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010