Меня действительно тяготило то чувство, что если хочешь спастись, то для этого нужно поносью сломать свою личность, отречся от всего и уйти в монастырь. Так обычно проповедуют секты, подчиняя себе людей. Видимо действительно на мелочи, как на семена добра и зла стоит обращать внимание, ведь с них всё начинается и потом вырастают либо большое прекрасное добро либо ужасное огромное зло. А будешь верен в малом, то и Господь по воли своей может быть устроит и большее. Как в мультике: делай добро бросай его в воду, оно не пропадёт, добром к тебе вернётся. Даже уже то, что людям в глаза не стыдно смотреть, уже огромная награда от Бога, и что интересное, что добро сделанное ради даже мельчайшей корысти не позволяет этого делать. Ирина 2 марта 2009, 22:13 Спасибо Вам, Юрий! Прекрасная статья Елена 2 марта 2009, 22:02 Спаси Вас, Господи. Вы затронули очень важную тему - что нужно делать для спасения души. Малые добрые дела делать бывает трудно. Часто невозможно понять, ради чего ты это доброе дело сделал. Может скрываться слабая подпитка для высокомерия. Иногда люди отказываются от твоих дел из-за гордости или из-за того, что не могут отплатить. Бывает, стараются отплатить тебе чем-то специальным. Еще бывает доброе дело -не сделать какое-то дело, чтобы не было вреда. Конечно, эти мысли и частные случаи не должны отводить от добрых дел. Знать бы, как распознать природу добрых дел, а, главное, что значит делать добрые дела для Господа. Мне как-то сказали, что доброе дело - это то, когда тебе не хочется это делать, а ты заставляешь себя, понуждаешь сделать. Два примера, которые Вы привели, о строительсте храма и помощи больным, думаю, могут быть признаны достаточно большими. Как-то я спускалась со снежной горки с палкой для опоры, вдруг, ко мне бежит юноша и помогает спуститься. С моей стороны - благодарность словами. Это, конечно, малое доброе дело, многие шли мимо. А что это для юноши - Господь знает. Не знаю, нужно ли мудрствовать в рассуждениях. Просто делать добрые дела, когда нужно. Простите.

http://pravoslavie.ru/29467.html

Дух – это то, что в человеке в первую очередь обращено к Богу. Можно сказать, что это способность к жизни с Богом как таковая, которая является даром, нами от Бога полученным. Тот, кто крестился в сознательном возрасте или присутствовал на таинствах Крещения и Миропомазания, помнит, скорее всего, слова, которые произносит священник, помазывая крещаемого миром: «Печать дара Духа Святаго». Что это за дар Духа Святаго? Это дар, в котором Господь дает человеку Самого Себя, и через это наш дух оживотворяется, мы получаем возможность пребывать с Богом и в этой земной жизни, и в вечности. И дальше этот дар Духа Святаго может либо в нас раскрываться, если мы даем Богу действовать в себе, либо постепенно угасать, если наша жизнь противоречит евангельским заповедям. Дар духа в человеке неистребим, каким бы грешником он ни был. Преподобный Григорий Синаит сравнивает его с жемчужиной, которую можно зарыть в грязь, засыпать всевозможным хламом так, что потом почти невозможно будет найти, но она останется такой же чистой и нетленной, какой была изначально. Человек всегда сохраняет в себе способность обращения к Богу и возрождения духовной жизни. То, что мы видим в жизни таких святых, как преподобная Мария Египетская, святитель Нифонт Кипрский, преподобный Моисей Мурин, – как раз такое удивительное явление. Человек, казалось бы, имел в себе всецелый мрак, беспросветную тьму, и вдруг в нем воссиял свет – тот свет, который в его сердце обитал совершенно неощутимым и незримым для него образом. Время, усердие, постоянство Что делать, когда мы чувствуем, что тепло и свет, которые мы ощущали в начале своей христианской жизни, начинают словно куда-то утекать, и мы совсем не становимся ни теплее, ни светлее? Прежде всего, наверное, нужно понять, как эта утечка происходит – какие «трещины» образуются в нашей христианской жизни, которая должна быть цельной и в которой мы должны восходить из силы в силу. Святые отцы писали, что едва ли не самый страшный враг христианской жизни – это нерадение. А что такое нерадение, как сказать проще? Это состояние, когда человек просто перестает делать то, что делать должно. Бывает это чаще всего по двум причинам: либо нам начинает казаться, что всё и так хорошо, так что ничего особенного делать не надо, либо мы утверждаемся в мысли, что всё плохо, и можно делать, а можно не делать – ничего, в сущности, не изменится. Чтобы с этими ложными мнениями справиться, нужно, прежде всего, понять одно: любое делание требует от человека трех вещей – усердия, постоянства и времени. И тогда, даже если чего-то не хватает – знаний, опыта, сил, – этот недостаток постепенно восполнится. Если человек быстро и легко что-то приобретает и соблазняется этой легкостью, то так же быстро и утрачивает. Если человек, напротив, осваивает что-то очень медленно и трудно и не соблазняется этой трудностью, то он в конце концов приобретет умение, которого у него уже практически никакие обстоятельства не смогут отнять.

http://pravoslavie.ru/123201.html

К сожалению, бывает и так, что человек, найдя в Церкви необходимую поддержку и, прежде всего, благодатную помощь, выкарабкивается из бездны зависимости, а потом решает, что Церковь ему больше не нужна, что он уже и так достаточно крепок духом, чтобы не вернуться к своим пагубным привычкам, и из Церкви уходит. А после этого мало-помалу опять скатывается в ту же трясину, из которой выкарабкался. Но так бывает не только с алкоголиками, наркоманами и людьми, пораженными страстью к игре, – так бывает вообще со всеми людьми, которые, придя в Церковь, обрели некую свободу от своих прежних грехов и страстей, а потом ушли из Церкви и опять впали во все прежние тяжкие, из которых они до того с трудом выбирались. Здесь мне всегда вспоминается апостол Петр, который сначала по слову Христа Спасителя пошел по воде, а потом вдруг убоялся и начал утопать. Почему? Мне близко объяснение, что апостол в какой-то момент привык к тому, что идет по воде, и ему показалось, что он идет сам, и тогда ему стало страшно. Когда человеку кажется, что он сам избавился от каких-то греховных зависимостей, он перестает искать помощи Божией и неминуемо соскальзывает обратно. Все начинается с детства Ошибку совершают те, кто не объясняет ребенку, зачем нужно быть ответственным Может ли способствовать укреплению силы воли в человеке ее воспитание с детства? На мой взгляд, не просто может, а в первую очередь и способствует. Даже трудно сказать, что играет большую роль – черты натуры, которые человеку присущи от рождения, или же воспитание. Воспитание даже может преобладать. И огромную услугу своим детям оказывают те родители, которые с детства приучают ребенка к тому, что есть такие понятия, как ответственность, долг, что есть вещи, которые необходимо делать, даже когда не хочется. Правда, ошибку совершают те, кто не объясняет ребенку, зачем нужно делать то-то или то-то, почему нужно быть ответственным, что такое долг и на чем базируется это понятие. Если ребенка заставлять просто делать что-то, смысла чего он не понимает, то, безусловно, как только у него появится возможность этого не делать, он это делать прекратит. Когда же ребенок привыкает и делать, и понимать цель и смысл дела, когда ему ясно представляется связь между этим деланием и его результатом, тогда вырастает человек сильный, ответственный, волевой, который будет и полноценным членом Церкви и христианской общины, и хорошим работником, мужем, отцом, другом – словом, полноценным человеком.

http://pravoslavie.ru/91795.html

Вопрос. Меня сильно одолевает страсть уныния. Старица уже объяснила мне причины этого, я стараюсь бороться, а уныние, наоборот, действует все сильнее. Из-за него совсем теряю молитву. Что мне делать? Ответ. Унылого человека может привести в угнетенное состояние какая-то мелочь. Это значит, что вещи он воспринимает превратно, не такими, какие они есть на самом деле. Что делать, если человек обнаружил в себе такую наклонность? Усиленно молиться. В борьбе со страстью уныния нужно отбрасывать помыслы, которые вызывают, как это ни парадоксально звучит, услаждение; делать свой ум чистым, трезвым от этого диавольского наваждения, от своей дурной наклонности. Надо относиться к этому, если можно так выразиться, по-деловому и боевито, а не унывать оттого, что у тебя уныние. Необходимо понуждать себя, и благодать Божия будет утешать и веселить сердце. Вопрос. Если я чувствую, что обидела сестру, должна ли я сразу попросить у нее прощения? Или нужно делать это только с благословения старицы? А может быть, лучше просто осудить себя и молиться, прося прощения у Бога? Ответ. Конечно, нужно попросить прощения и у Бога, и у сестры, как-то примириться. Это естественно. А то может получиться так: случился неприятный разговор, ты допустила грубость, а к старице попала только через неделю, затем еще через неделю пойдешь просить прощения у сестры, которой нагрубила. А она скажет: «А за что, собственно? Я ничего не помню». Конечно, нужно делать это по возможности сразу. Но если какой-то особый случай и ты сомневаешься, тогда необходимо посоветоваться. Вопрос. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что блудных могут исправлять люди, лукавых – ангелы, а гордых – только Сам Бог. Как это понимать? Кажется, что все страсти может исцелить только Господь. Ответ. Я думаю, эти слова надо понимать в таком смысле: гордость – это такая страшная страсть, что люди здесь ничем помочь не могут. Если подвижник стремится к тому, чтобы преодолеть свою страсть, молится, кается, другими словами, противится гордости, тогда только она и умаляется. И никакой мудрый совет, никакие ограничения, налагаемые на горделивого человека, не помогут. Например, человека, подверженного блудной страсти, можно ограничить в общении с противоположным полом, наложить на него пост, заставить делать поклоны, научить его следить за блудными помыслами. А гордость даже заметить очень трудно: человеку представляется, что на самом деле это и не гордость, а правильный взгляд на вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Вот от вас он и будет почерпать первые первые азы – ведь с кого-то же должно начаться! У одного – вот он пришёл из любопытства в церковь  и услышал слова, которые его поразили; у другого произошла встреча на улице или рядом с храмом; у третьего – на лестничной клетке, у четвёртого – по телефонному разговору или иным каким-то образом – много у Господа средств, и вот нужно только уловить этот момент и не упустить его. Тогда всё будет само собой и организовываться: этот человек скажет другому, он приведёт этого к вам – и вот уже община небольшая; уже есть, о чём говорить, потому что ведь почти что нулевая осведомлённость. Никакой осведомлённости. С чего начинать? Как говорить о Боге? Что делать? Что делать? Что нам делать? Вот первую речь Пётр произнёс в день Пятидесятницы – все пришли в умиление и спросили: а что нам делать? Что теперь делать-то? И слышат ответ: покайтесь. И признайте Иисуса Христа, и получите дар Святаго Духа. Вот – в одной строке. Откроем Деяния, смотрите 2-ю главу. Откройте, пожалуйста книгу Деяний и давайте 2-ю главу. Вот, в день Пятидесятницы он произнёс свою первую речь. И посмотрите, какое влияние на этих людей произвело его слово – 37-й стих: «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа». Вот во время крещения каждый получил какой-то дар, но из-за небрежного отношения к этим дарованиям мы не можем что же мы получили, и вот нуждаемся в том, чтобы определиться с даром и с мерой веры, какую мы имеем на сей день. Вот какую меру веры мы на сегодняшний день с вами имеем? И не определимся. Когда мы были лучше? Десять лет назад или сейчас? Оставили мы первую любовь свою (см. Откр. 2:4 ) или напротив? Вот, парабола моей жизни, всё это увеличивается – вот надо определиться с этим. Думаю, что многие из нас оставили первую любовь свою, первую ревность (ср. Пс. 68:10 ; Пс. 118:139 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Владимир (Винница) 21 ноября 2010, 07:06 Ольге: Что делать? Делать выбор. Православному всё время приходится делать выбор между полезным и вредным для души. Мы сами должны принять решение - то ли в ад с двумя ногами, то ли в рай с одной. Когда становились мы православными - нас предупреждали, что будет больно, и не раз. Но будет и сладость - Господь своих не оставляет. И ещё. Пока Вы одна - отвечаете только за себя. А станет Ваш ребёнок мусульманином (если выйдете замуж за мусульманина) - окажетесь не только соучастницей гибели души своего чада, но и обречёте его на вечные муки. Уверяю Вас, что в конце всех невзгод и страданий перед православным человеком всегда возникает самый важный вопрос - остаться со Христом или нет. Выбор за нами. Оленька, а если Ваш муж " держит нейтралитет " - это же великолепный повод для умного и тонкого миссионерства. Желаю Вам терпения и мудрости. :) РБ 21 ноября 2010, 05:28 Можно вступать в брак. Человек через любовь может открыть Бога. Это наш крест. Алексей 21 ноября 2010, 03:04 В истерику впадать Православному воину не стоит!))) С криками что делать...) Вспомним слова Серафима Саровского... где четко понятно было сказано- спасаясь самим - спасаем тысячи. И примером сего Серафим и показывал, указывая путь на НЕБО! И не внешне лишь показывал но жизнью подвижнеческой. Обращайтесь к Создателю искренне- и все УСТРОИТСЯ! Аминь. Ольга 20 ноября 2010, 22:39 Согласна в целом с идей, что полнота брака достигается если оба супруга исповедуют одну веру. Но, как тут уже было справедливо замечено, жизнь сложнее теорий.. Вот только некоторые вопросы: 1. Что делать как минимум половине от всего числа молодых, красивых, здоровых, начитанных, желающих создать семью и вообще распрекрасных наших православных девушек и женщин, которым просто по статистике не хватит православных мужчин? (речь пока веду только о Москве, где живу). Всем в монастырь?.. " Не хорошо человеку быть одному " .. 2. Что делать с около 90% наших молодых людей, которые не ходят в церковь? Их что, списываем как негодных? ..

http://pravoslavie.ru/42923.html

Великий пост называется Четыредесятницей потому, что продолжается сорок дней, исключая неделю страдания Христа (Страстную седмицу). 541. ПОЧЕМУ ВЕЛИКИЙ ПОСТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ СОРОК ДНЕЙ? Великий пост продолжается сорок дней, поскольку Сам Господь Иисус Христос постился сорок дней (см. Мф 4:2). 542. ПОЧЕМУ ПОЛОЖЕНО ПОСТИТЬСЯ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ? Поститься положено в среду — в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на страдание, а в пятницу — в память самих Его страданий и смерти. 543. ПОЧЕМУ ПОЛОЖЕНЫ ДРУГИЕ ПОСТЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ? Рождественский и Успенский посты учреждены для того, чтобы предварительным подвигом воздержания почтить следующие за этими постами праздники рождества Христова и успения Пресв. Богородицы; а пост в память свв. апостолов — для подражания апостолам, которые постились, готовя себя для дела Евангельской проповеди (Деян 13:3). 544. КАК СЛЕДУЕТ ПРОВОДИТЬ ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ? Праздничные дни должно проводить следующим образом: не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; нужно свято хранить их, т.е. совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию. 545. ПОЧЕМУ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ ЗАПРЕЩЕНО РАБОТАТЬ? Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и богоугодные дела. 546. ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ? В праздничные дни следует: приходить в церковь для общественного богослужения и научения в слове Божием; также и дома заниматься молитвой и чтением или беседами душеспасительными; посвящать Богу часть от своего имущества и употреблять это на нужды Церкви и служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключённых в темницах и делать другие дела христианской любви. 547. СЛЕДУЕТ ЛИ ДЕЛАТЬ ТО ЖЕ САМОЕ И В РАБОЧИЕ ДНИ? Такие дела можно делать и в рабочие дни — и хорошо, кто может это делать. А кому препятствует работа, те по крайней мере праздничные дни должны освящать такими делами. Молиться следует обязательно каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после них и, по возможности, в начале и по окончании всякого дела.

http://sedmitza.ru/lib/text/432178/

Алексий (Симанский), Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания… С. 24. Там же . С. 239. Там же. Там же. С. 246. Там же. Там же. Там же. Там же. Там же. С. 229. Там же. С. 230. Там же. С. 239. Там же. Там же. Там же. С. 240. Казем-Бек А. Л. Цит. соч. С.134. Алексий (Симанский), Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания… С. 246. Там же, С. 239. Там же. С. 230. Там же. С. 248. Там же. С. 247. Там же. С. 248. Цит. по: Янгичер В., прот. Святейший Патриарх Пимен как регент. URL: http://www.mpda.ru/site_pub/334521.html (дата обращения: 27.11.16). Там же. Там же. Там же.  Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2013 года). URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2770923.html (дата обращения: 27.11.16). Там же. Там же. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/article/5171059

Соч.: Древнейшие протестанты в Западной Церкви//ТКДА. 1862. 7. С. 277-347; Бюджет содержания учителя семинарии на 1863 г.//Там же. 1863. 1. С. 76-88; Состояние греко-вост. Церкви в кон. XVI и нач. XVII ст.//Там же. 7. С. 361-384; Очерк жизни св. ап. Павла как введение в его Послания: (По Биснингу)//Там же. 1864. 11. С. 501-568; Свойства пресвитеров и диаконов по смыслу 3-й гл. 1-го послания св. ап. Павла к Тимофею//РукСП. 1865. Т. 1. 14. С. 445-457; 15. С. 485-491; Страница из истории католич. духовенства прежних веков//Там же. 1866. Т. 2. 21. С. 138-151; Библия на рус. яз.//Там же. Т. 3. 52. С. 627-642; Краткое обозрение пастырских посланий св. ап. Павла//Там же. 1868. Т. 2. 31. С. 455-465; Библиогр. сведения о кн. Деяний апостольских//Там же. Т. 3. 39. С. 104-108; По поводу издания на рус. яз. римско-католич., лютеран. и евр. катехизисов//Там же. 1869. Т. 1. 1. С. 13-21; Ветхозаветное священство//Там же. 4. С. 117-131; Ветхозаветные клирики, или левиты//Там же. 10. С. 361-370; Каженики и скопцы, по писанию и толкованию св. Иоанна Златоуста//Там же. 12. С. 427-431; Пастырские наставления Иисуса Христа апостолам при отправлении на проповедь//Там же. 16. С. 585-600; Экзегетические заметки для пастырей-проповедников//Там же. Т. 2. 30. С. 428-441; 32. С. 499-514; Т. 3. 37. С. 45-55; 38. С. 80-88; 44. С. 281-296; Существенное требование совр. христ. проповеди//Там же. Т. 3. 50. С. 512-528; Письма к псаломщику//Там же. 1870. Т. 1. 3. С. 73-83; 5. С. 151-161; 7. С. 234-244; 11. С. 385-392; Т. 2. 31. С. 451-461; Первосвященство Христово по учению ап. Павла в Послании к евреям//Там же. Т. 1. 6. С. 174-187; 10. С. 325-336; 13. С. 440-447; Т. 2. 22. С. 166-177; Пресвитеры в первенствующей Церкви и в настоящее время//Там же. Т. 1. 17. С. 577-589; Пастырские дневники//Там же. Т. 3. 38. С. 94-102; Беседы псаломщика с грамотными прихожанами о Псалтири//Там же. 43. С. 262-270; 49. С. 497-505; 52. С. 650-655; 1871. Т. 1. 12. С. 369-380; Современно-обществ. вопросы и церк. проповедь//Там же. 1870. Т. 3. 47. С. 419-428; Ответ церковно-пастырской практики на совр. пастырские вопросы//Там же. С. 441-448; Пастырские заметки//Там же. 1871. Т. 1. 14. С. 491-500; 17. С. 592-600; Т. 2. 34. С. 604-612; Наука и сельское пастырство//Там же. Т. 1. 16. С. 558-567; Поучения, сказанные в г. Могилёве. Могилёв, 1893; Поучения в дни Страстной седмицы. Каменец-Подольск, 1897; Поучения о религ. воспитании детей. Каменец-Подольск, 1898. Павловск, 1994. М., 1995, 2003; Поучения, сказанные в 1897 г. Каменец-Подольск, 1898, 1901; Поучения. Екатеринбург, 1901. СПб., 2005; Кормчая книга по морю житейскому. М., 1994; Как искоренить детские пороки. М., 1997; С самого раннего возраста. М., 1997; О воспитании детей. Екатеринбург, 2007. М., 2009.

http://pravenc.ru/text/674021.html

Автономия, полученная ЭАПЦ в 1920 г. в составе Русской Православной Церкви и продолжающаяся ныне в Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата на основе томоса 1993 г. и действующего церковного устава, была и остается на сегодняшний день актуальной и наивысшей точкой в историческом развитии Эстонского Православия. Ее положения пастырски и канонически оправданы, будучи обусловлены свободным волеизъявлением православного церковного народа Эстонии и заботой о его благе со стороны Матери-Церкви. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии//Православие в Эстонии/Ред. прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец. М.: Православная энциклопедия, 2010. Т. 1. С. 57. Там же. С. 72. Православие в Эстонии: X-XXI столетия. Энциклопедический справочник. Таллин, 2014. С. 161. Там же. С. 315. Алексий II. Православие в Эстонии. С. 80. Православие в Эстонии/Ред. прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец. М.: Православная энциклопедия, 2010. Т. 2. С. 7. Там же. С. 64. Там же. С. 5-6. Там же. С. 7-8. Там же. С. 9. Там же. С. 12. Там же. Там же. С. 10-11. Эстонский церковный кризис//Православие в Эстонии. Т. 1. С. 196. Православие в Эстонии. Т. 2. С. 14. Там же. Там же. С. 15. Там же. С. 16. Там же. С. 20. Там же. С. 22. Там же. С. 26. Там же. С. 40. Шевченко Т.И. К вопросу о юрисдикции Финляндской Православной Церкви//Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. II: 1(26). С. 51. Православие в Эстонии: X-XXI столетия. С. 359. Православие в Эстонии. Т. 2. С. 26. Там же. С. 27. Там же. Там же. С. 32. Там же. С. 38. Там же. С. 33. Там же. С. 43. Там же. С. 40. Балашов Николай, прот., Прекуп Игорь, прот. Проблемы Православия в Эстонии. Таллин, 2013. С. 32. Цит. по: Гаврилин А.В. Архипастырский путь Иоанна Гарклавса. Православные латыши: введение во храм//Русский мир и Латвия. Seminarium hortus humanitatis: Альм. XXI. Рига, 2010. С. 43. См.: Гаврилин А.В. Латвийская Православная Церковь в тридцатых годах XX века//Церковь и время. 2003. 22. С. 173-177; Феофан (Пожидаев), игумен. Священномученик Иоанн, архиепископ Рижский. Рига, 2004. С. 54-56.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5725900...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010