12. С. 58-64; Проблема единства Вост. Церкви: (По поводу конф. Патриархов нехалкидонских Церквей в Аддис-Абебе)//Там же. 1965. 5. С. 56-64; Примирение Божие и мир между народами//Там же. 9. С. 61-64; Солидарность и сотрудничество для мира и прогресса//Там же. 10. С. 51-53; Богосл. консультация в Африке//Там же. 12. С. 50-54; Соборы Др. Церкви и экуменическое движение//Там же. 1966. 2. С. 58-64; 3. С. 53-55; Экуменическое богословие о правосл. экклезиологии: (О кн. Р. Сленчки «Вост. Церковь и Экумена»)//Там же. 4. С. 41-43; Сессия ЦК ВСЦ 1966 г. в Женеве//Там же. 6. С. 55-59; Перспективы экуменизма в Дохалкидонских Церквах//Там же. 9. С. 41-46; Форум христиан в Женеве//Там же. С. 65-69; Новая жизнь в древней Церкви//Там же. 1967. 2. С. 62-67; Служение миру - задача христиан Европы//Там же. 5. С. 49-52; Заседание Комиссии по изучению междунар. проблем Христ. мирной конф. в Градау (ГДР)//Там же. 6. С. 31-33; РПЦ в новых соц. условиях//Там же. 7. С. 33-38; К «Huбopry-V»//Там же. С. 54-59; Сессия ЦК ВСЦ в Гераклионе//Там же. 11. С. 66-68; ЦК ВЦС в Гераклионе и междунар. дела//Там же. С. 68-71; Экуменические перспективы Упсалы//Там же. 1968. 6. С. 51-59; День Пятидесятницы и соборность//Там же. С. 66-70; Франклин Кларк Фрай: [Некр.]//Там же. 9. С. 60; За мир и справедливость в междунар. делах//Там же. 10. С. 48-57; Молитва о христ. единстве//Там же. 1969. 1. С. 63-65; Десять дней в Италии: [Заседание Перидиума КЕЦ в Равелло]//Там же. 3. С. 54-61; Мир и соц. справедливость//Там же. 4. С. 46-52; Кафоличность - проблема экуменизма: [Речь перед защитой магист. дис.]//Там же. 11. С. 68-70; Богословское и экклезиологическое значение Вселенских и Поместных Соборов в Др. Церкви//БТ. 1970. Сб. 5. С. 244-254; К диалогу о Халкидонском Соборе//ЖМП. 1970. 1. С. 38-45; Президиум КЕЦ в Виндзоре//Там же. С. 45-48; Церкви Европы призывают созидать мир//Там же. 2. С. 57-59; Президиум и Совещательный комитет КЕЦ в Голландии//Там же. 10. С. 55-59; Тейяр де Шарден и церковно-учительная традиция//ВРЗЕПЭ.

http://pravenc.ru/text/182409.html

Михаила, еп. Оренбургского и Уфимского, в 40-й год по кончине его, 19 мая 1858-1898 г.//Там же. 11. С. 395-403; Обозрение церквей мая, Златоустовский у.]//Там же. 12. С. 464-470; Разъяснение [касательно церк. старост, церковно-приходских попечительств и Епарх. братства]//Там же. 13. С. 491-493; Поучение в день празднования Казанской иконы Божией Матери//Там же. 14. С. 529-535; Вниманию церк. попечительств о кладбищах//Там же. 15. С. 559-564; Поучение о Церкви истинно православной//Там же. 15. С. 568-572; Обозрение церквей с 14 до 21 июля [Уфимский и Стерлитамакский у.]//Там же. 16. С. 590-592; Поучение о врагах истинно-правосл. Церкви//Там же. 16. С. 594-598; Поучение о христианском единении//Там же. 17. С. 620-622; Поучение в 11-ю неделю по Пятидесятнице//Там же. 18. С. 660-662; Поучение при освящении придельного храма свт. Николая в теплом соборе Уфимского жен. мон-ря//Там же. 22. С. 810-815; Вниманию церк. попечительств Уфимской епархии//Там же. С. 167-171; Обращение к пастве: Год моей служебной жизни в Уфе//Там же. 22. С. 815-820; Кр. поучения о говении//Там же. 1898. 1. С. 32-38; 2. С. 72-80; Поучение в неделю 31 по Пятидесятнице//Там же. 2. С. 63-65; Поучения в неделю Всех святых//Там же. 12. С. 444-451; Поучение из жития и страданий св. вмц. Параскевы//Там же. С. 453-457; Предложение церковноприходским отд-ниям Уфимского епарх. братства Воскресения Христова//Там же. 14. С. 524-526; Христианское дело: [Обращение к христианину]//Там же. С. 543; Поучение в навечерие Преображения Господня//Там же. 16. С. 599-601; Поучение в день Преображения Господня; Наше преображение//Там же. С. 601-605; Поучение в день Успения Божией Матери//Там же. 17. С. 649-651; Поучение в день Нерукотворенного Образа//Там же. С. 651-655; Путевые записки, по обозрению епархии от 27 авг. до 7 сент. 1898 г.//Там же. 19. С. 739-754; Поучение в неделю 19-ю по Пятидесятнице//Там же. 20. С. 776-778; Слово ко всем моим пасомым: (На 14 нояб. 1898 г.)//Там же. 22. С. 884-889; Беседы о приготовлении к сретению Рождества Христова//Там же.

http://pravenc.ru/text/1237927.html

§46. При совершении литургии в вино обыкновенно вливается немного воды один раз на проскомидии и другой по освящении Св. Даров (в качестве теплоты) пред Причащением. – Если священник на проскомидии, произнося слова: абие изыде кровь и вода, не вольет (вместе с вином в чашу) немного воды, или же когда не вольет теплоты пред Причащением, когда влагает в потир часть Св. Агнца, или когда вместо теплой воды в последнем случае вольет холодную воду, то, как преступник церковного правила, согрешит смертно и повинен будет осуждению за нерадение. (О том, что делать, когда священник вспомнит, что забыл влить воду в чашу, см. ниже Отд. X). §47. Вместе с сим, вливая воду в вино на проскомидии, а также и теплоту во время Причащения, священник должен строго наблюдать, дабы при этом не влить столько воды, чтобы от этого вино переменило свойственный ему вкус в водный. Ибо в таком вине, которое приняло водный вкус, не совершится Таинства, и служащий на нем согрешит смертно. Отделение IX Из учительного известия (продолжение). – Об особенных случаях, могущих встречаться при совершении литургии по отношению к хлебу, как вещи Тела Христова. – Что должен делать священник, если узнает, что предложенный агнец не годится для совершения литургии пред освящением даров?Что делать, если священник узнает о сем непосредственно пред самым произнесением воспоминателъных слов Христовых? – Об агнцах, в случае если бы который из них был похищен мышами или вообще, по какому-либо случаю, не оказался бы на жертвеннике, или на престоле во время совершения литургии. – Что нужно делать с оставляемым агнцем, если он по какой-либо законной причине будет заменен другим? – Чем нужно занять народ, стоящий в церкви в то время, когда один агнец заменяется другим? – О том, что должен делать священник, если заметит какие-либо недостатки в св. агнце по освящении даров, – а также во время самого приобщения, и т.п. – Что нужно делать в том случае, если надо непременно переменить агнец, а другой подходящей просфоры для этого отыскать нельзя? – Что должен делать священник, чтобы вообще избегать означенных опасностей?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Говорю владыке Тихону, тогда еще духовнику монастыря: «Я, может быть, с ума сошел, но мне хочется смиряться. Мне никто не может объяснить, что делать». Он говорит: «Почитай Иоанна Лествичника, там должно быть». Я, как честный монах, пошел читать Иоанна Лествичника. У него про все добродетели есть, что конкретно делать.  С добродетелями тоже есть такая тенденция — люди очень любят говорить про добродетели как про состояния. Состояние — это последствие добродетели. Когда мы говорим про смирение, душевный мир глубокий и неотъемлемый — это последствие, ребята, а перед этим есть доброделание. В каждой добродетели очень важно понять, что делать-то, чтобы состояние потом когда-то пришло потихоньку. — Как хорошая хозяйка — это сытые дети, довольный муж, чистый дом.  — Вот-вот.  — А что надо тут вымыть, там приготовить — не рассказывается. — Часто это повод ничего не делать. Ты говоришь: христианская любовь — это такое состояние, когда ты всех-всех-всех любишь. Дальше, как продолжается мысль? Я всех не люблю, это не для меня, это для высоких святых. Я признаю, что это круто, но я буду на всех орать.  То же самое со смирением. Смирение — это такой душевный мир, когда ты с миром. «Ок, — говорю, — что делать?» Непонятно. Мы говорим про смирение, а реально никто не знает, что делать. По факту добродетелью этой мало кто занимается, и если занимается, то на ощупь. Опять же, говорить про какие-то внешние формы, потому что у святых мы читаем, как внешне проявляются добродетели, но что конкретно у себя требовать?  Я прочитал у Лествичника — это единственная добродетель, про которую он ничего не пишет. Он пишет: это очень классно, очень круто, но собрались мы с отцами и начали выяснять, что такое смирение. Один сказал то, другой сказал это, все высказались. «Я всех послушал и понял, что я не услышал, что такое смирение. Что это такое? Я и сам не знаю, поэтому молитесь, Господь вам откроет». Я такой — «Ну, спасибо». Вот четкая инструкция.  Знаю, что в Греции в монастырях, где есть преемство, оно передается на опыте. Там не всегда надо объяснять эту информацию, ее вербализировать. Человек живет рядом со старцем, и он опытом понимает. У нас, к сожалению, сейчас таких опытных людей мало, и нам хорошо бы понимать какую-то инструкцию. 

http://pravmir.ru/chitaj-otczov-tam-vse-...

А свеща перед местною иконою Пресвятыя Богородицы восковая, весом шестьнацеть фунтов, подсвечник маленькой белово железа; у межвратной Богородицы свеща восковая с подсвечником жестяным. Двери пономарские – написан б горазумный разбойник. С северную страну посторонь тех пономарьских дверей икона Пресвятыя (Богородицы) 351 Казанская: у Господа цата сребряная; другая икона Пресвятыя же Богородицы Одигитрие; а на той иконе две цаты; а писаны те иконы на красках; да в церкви четыре иконы пядниц на красках, да два крилоса; да в олтаре престол облачен выбойкою; а за престолом крест да икона Пресвятыя Богородицы выносные; да на престоле Евангелие печатное: распятие и Евангелисты медные, да крест осенялной, древянной, писан на красках; на Евангелие покров киндяшной, полосатой; на престоле же ковчежец – дары держать; завеса портяная; жертвенник крашениною обложен; на жертвеннике потир, и дискос и лжица оловянные, копие железное, три блюдца оловянных старых, да три древянных, покровы старые крашенинные; над жертвенником икона Успение Пре тыя Богородицы на окладе, пять венцов – положение иеродиакона Филофея, выше сего писана, в его статье. Да над жертвенником пять икон пядниц, да на правой стороне олтаря две иконы пядницы, да над царскими дверми Спасов образ; да в олтаре же крест, да Богородица, да чаша водоосвященная медная, другая чаша медная ж, поменши той, да братинка медная ж с рыльцом, да старых три кадила медных, да съемцы – клещи железные». «Да ризы полотнянные, оплечие киндяшное; да ризы киндяшные белые, оплечье отласное, зеленое; да ризы выбойчатые, оплечье участочное, подложены крашениною, подоплечьем тасма киндашная; да ризы виндяшные белые, оплечье травчатое; да подризник киндяшной, оплечье полосатое; да ризы новые полотнянные; да сетчаных три подризника; да поручи киндяшные – положение ево ж, Филофеево; да старых двои поручи; да патрахиль полосатой, да патрахиль киндяшной; да поручи полосатые ж; да подризник ветхой; да старых три пояса с кистьми; да патрахиль старая; да поручи; да две скатерти; браная, да устинная; да восмь убрусов, да запона старая, да три лоскута церьковных, служебных».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из сочинений его известны в печати: Опыт курса церковного законоведения. Два тома. Спб. 1851. Беседа в неделю о самарянине (Прав. Соб. 1857, т. 2). Вера – основание истинной нравственности (там же, т.З). Особенные преимущества православной кафолической церкви (там же, т. 4). Управление вселенской Христовой церкви (там же, 1858, 1). Основания поместного управления православных церквей (там же). Последние дни страстной седмицы и первый день пасхи – образы последних дней мира и будущего века О способах обращения иноверцев к православной вере (там же). Суд Божий и суд человеческий (там же). Охранение православной веры в отечестве (там же, т. 2). Основания церковного суда (там же). Устройство богослужения отечественной церкви (там же). Обозрение древних форм поместного управления православных церквей (там же, т. 3). Нечто о современных отношениях римской церкви к православной (там же). Слово в день Архистратига Михаила (там же). Беседа при начале учения (там же). Обзор церковных постановлений о крещении и миропомазании (там же, 1859, т. 1); о причащении и покаянии (т. 2 и 3); о священстве (т. 2). Слово в день Рождества Христова (там же, т. 1). Привет церкви и отечеству на новый год (там же). Слово об освобождении крестьян (там же). Общество и духовенство (там же). Несколько слов о вере в народном просвещении (там же). Древние правила церковного суда (там же, т. 2). О вселенских соборах вообще (предисловие к переводу – деяний соборов 1859. т. 1). Предисловие к переводу статьи Матвея Властаря о времени празднования пасхи (1859). Об основных началах русского церковного права (Прав. Соб. 1860, т. 1). Действия греческого номоканона в древней России по церковно-судебным делам (там же). Стоглавый собор (там же, т. 2 и 3). Церковное запрещение и разрешение (там же, т. 3). Из записок на книгу Исход (там же, 1861, т. 1, 2 и 3). О монашестве епископов (там же, 1863 т. 1 и 2). О свободе совести (Христ. Чт. 1864, сентябрь–дек.– 1865, февр.) Церковь и государство (Христ. Чт. 1865, ч. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

А в Серкланде самый знаменитый город – Вавилон. Там поблизости лежит Егифталанд. Там протекает река, которая называется Геон. Она вытекает из рая. В устье этой реки находится знаменитый город, который называется Александрия. Апостол Петр провел там 5 лет. Первым заселил Егифталанд Мицраим, сын Хама, сына Ноя. К северу от Индиаланда ближайшая [земля] – Бактриаланд, а в той земле, у которой нет названия, находится Квенланд 997 . Там вблизи расположен Албаниаланд. Там люди рождаются белыми, как снег, и темнеют, когда старятся. Там самое холодное из заселенных [мест] в мире. Там есть такие большие и сильные собаки, что они убивают быков и диких зверей. Там лежит Ирканиаланд, там есть птицы, оперение которых ночью сияет. Рядом лежит Армения и Эрмланд Великий. Там находятся те горы, между которыми пристал ковчег Ноя, одна [из них] называется Табор, а другая – Эрмон. Там же расположены те горы, которые называются Керенеус. В тех горах выходят на [поверхность] реки Тигрис и Евфрат, которые вытекают из рая. Около Армении находится Кападокия, а там рядом – Азиаланд. Апостол Иоанн там проповедовал; там находится город, [который] называется Эфес. Там гробница апостола Иоанна. Там есть государство, которое называется Вифиния. Там есть город, который называется Никея. В этом городе император Константин, по совету папы Сильвестра, открыл собор епископов, чтобы решить, каким надлежит быть христианству. На этом соборе было 318 епископов, и он продолжался много лет. Там расположено государство, которое называется Фригией, где стоит город, который называется Троей. В древние времена там были большие битвы. Греки осаждали этот город много лет, прежде чем захватили его. И пало там из греческого войска 7880 [человек]. А из войска троянцев – 6690 [человек]. Греческое войско вели конунги Агамемнон и Менелай. А войско троянцев – Приам и его сыновья Эктор и Александр, который увез Елену, жену конунга Менелая. Там есть одно государство, которое называется Киликия, там расположен Тарсусборг. Там был апостол Павел. Это государство находится в том [месте], которое называется Ликия, и там же – Мирреаборг. Там был продан епископ Николай. А теперь [надо сказать] о тех государствах, которые не были перечислены. Их норманны называют Грикландом 998 . А Великой Азией называются все те страны, которые перечислены от Индиаланда до сего места, и вплоть до Великой Свитьод. Всего в Азии насчитывается 406 стран, и это 27 языков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Богословский вестник». Вып.1. Сергиев Посад, 1998. С. 83–84. Там же. С. 88. Полн. собр. соч. Л.Н. Толстого. T.XI. С. 176. Там же. С. 190. Там же. С. 190. Там же. С. 191. Там же. С. 412. Мережковский Д.С. Цит. соч. Т.2. С. 193. Зеньковский В. В., прот. Цит. соч. Т.1. С. 396. Бердяев Николай . Философия творчества, культуры и искусства. Т.2. М., 1994. С. 478. Антоний, архимандрит . Нравственное учение в сочинении Толстого «Царство Божие внутри вас» перед судом учения христианского. М., 1897. С. 15. О религии Льва Толстого. С. 34–35. Чехов А.П . Полн. собр. соч. и писем. Письма. Т.6. М., 1978. С. 332. Горький М. Полн. собр. соч. Т.16. М., 1973. С. 285. Полн. собр. соч. Л.Н. Толстого. T.XV. С. 64. Там же. С. 66. Там же. С. 102. Полн. собр. соч. Л.Н. Толстого. T.XI. C. 219. Там же. С. 228. Там же. С. 236. Там же. С. 237. Там же. С. 253. Там же. С. 270. Там же. С. 282. Розанов В.В . Соч. Т.1. М., 1990. С. 359–365. Там же. С. 366. Полн. собр. соч. Л.Н. Толстого. T.XI. С. 306. Там же. С. 411. Там же. T.LXXIX. С. 217. О «новом евангелии» гр.Толстого. Священника Николая Елеонского. М., 1887. С. 3–4. Гёте. Фауст. М., 1962. С. 87. Духовная трагедия Льва Толстого. М., 1995. С. 106. Евангелие Толстого. М., 1992. С. 17. О «новом евангелии» гр. Толстого. С. 7–9. Там же. С. 47–48. Булгаков В.Ф. Л.Н.Толстой в последний год его жизни. М., 1957. С. 293. О «новом евангелии» гр. Толстого. С. 130. Флоровский Георгий , прот. Цит. соч. С. 404. Евангелие Толстого. С. 19–20. Там же. С. 30. Там же. С. 71. Антоний, архимандрит . Цит. соч. С. 11. Евангелие Толстого. С. 18. Там же. С. 37. Антоний , архимандрит. Цит. соч. С. 9–10. Бердяев Николай. Т.2. С. 460. Гусев Н.Н. Два года с Л.Н.Толстым. М., 1973. С. 225. Лев Николаевич Толстой. Биография. Составил П.Бирюков. Т.2. М., 1913. С. 302. «Прометей». Т.12. С. 114. Полн. собр. соч. Л.Н. Толстого. T.XI. С. 414. Там же. С. 416. Там же. С. 411. Полн. собр. соч. Л.Н.Толстого. T.XV. C. 331. Там же. С. 374. Там же. T.XI. С. 418. Там же. С. 422. О «новом евангелии» Толстого. С. 43.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

72. 1970. С. 266-287; Кафоличность - проблема экуменизма//БТ. 1971. Сб. 6. С. 220-225; К диалогу с нехалкидонскими Церквами Востока//ЖМП. 1971. 1. С. 52-58; К Ассамблее КЕЦ «Ниборг-VI»//Там же. 4. С. 55-59; Природа и человек-христианин//Там же. 1972. 4. С. 44-48; Правда, справедливость и мир в Европе//Там же. 5. С. 60-63; Межцерковный диалог в Европе//Там же. 8. С. 58-61; Вьетнам - символ справедливости и мира//ЖМП. 1973. 6. С. 37-43; Прот. П. С. Соколовский: [Некр.]//Там же. 4. С. 19-24; Апостольское наследие и нек-рые вопросы совр. экклезиологии//Там же. 9. С. 45-53; Слово Президиума и Совещательного комитета КЕЦ к Церквам-членам//Там же. 12. С. 55-58; Ист. связи Рус. и Эфиопской Церквей//Там же. 1974. 3. С. 54-60; «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»: (Лк. 2, 14)//Там же. 7. С. 26-34; Заседание Президиума КЕЦ на Крите - подготовка к ассамблее «Huбopr-VII»//Там же. С. 40-45; «Церковь и общество - 1974»//Там же. 11. С. 45-53; Работа Ассамблеи «Huбopr-VII»//Там же. 12. С. 57-64; Что нужно для единства: (Докл. на богосл. консультации в Экуменической акад. на Крите в марте 1975 г.)//Там же. 1975. 6. С. 52-54; Заседание Президиума и Совещательного комитета КЕЦ в Эльзасе в обновленном составе//Там же. 9. С. 58-62; Христология Др. Вост. Церквей в богословии Севира Антиохийского//Там же. 10. С. 66-70; 11. С. 64-67; 12. С. 56-61; Новый аскетизм - христ. ответ на изменение обстановки//Там же. 1976. 3. С. 48-53; Развитие мира в богосл. отображении Найроби//Там же. 7. С. 54-60; Конф. Европ. Церквей и Хельсинкские соглашения//Там же. С. 61-66; Церкви Европы и гуманизм//Там же. 10. С. 52-60; Служение христианина благу человеческого об-ва//Там же. 1977. 3. С. 54-58; Во имя религиозных идеалов - служение человечеству//Там же. 9. С. 43-47; Диалог в об-ве//Там же. 10. С. 63-68; Ответственность Церкви в сегодняшнем мире//Там же. 1978. 4. С. 62-67; Возрастание в кафоличности через диалог веры, надежды и любви - путь к единству//Там же. 10. С. 57-62; Церковь - исповедующая община//Там же.

http://pravenc.ru/text/182409.html

Один такой ответ у меня есть. Самому мне нешуточно сдается, что этот ответ, как пластырь, приложим ко всякой ране. Но прежде, чем произнести его, хочется мне (не без вредности, каюсь) поднять на кончик пера ту суровую часть читательской аудитории, которая взыскует от пастырей прямых команд и характеризуется повторением одного и того же вопроса: делать-то что? Я слышу и вы, наверняка, слышите часто подобные речи: «Автор хорошо сказал. Согласен. Но делать что?» Или: «Полностью разделяю вашу точку зрения. Что дальше делать?» Этот вопрос «Что делать?» задается так часто и с такой раздраженной угрюмостью, что прямо видишь порою перед собой образ сурового соотечественника с лопатой в руках, который хочет спросить: «Что делать?» - но сжатые губы с усилием произносят: - «Где копать?» Действительно, что же делать, когда «распалась связь времен», когда испорчена экология, когда гаишники требуют взяток, а демография на спаде, и элита оторвана от народа, да плюс наркотики и исламский фундаментализм, и в самолетах летать страшно... На все вопросы у меня есть один ответ, прямо вытекающий из существа веры. Правда, касается он только православных христиан, но это ой как не мало. Мой ответ звучит просто: надо служить Божественную литургию. Гражданин с лопатой, думаю, обидится. Он, быть может, хотел вскрывать заговоры и вешать предателей. На худой конец, землянки рыть, выкидывать паспорта или совершать подобие Исхода. Но я уперто повторю во второй раз, а надо будет - и снова повторю свой ответ на все или почти все вопросы: надо служить Божественную литургию. Литургия - это ведь всякий раз повторяющееся чудо превращения умственной веры в жизненную силу. Это слияние многих ручейков в одну реку. Согласитесь, каждый из нас в отдельности вряд ли представляет собой хранителя веры и подвижника. Но собранные вместе вокруг таинства Тела и Крови, мы из бессильных по одиночке превращаемся в силу и единство и уже способны на многое. Апостол Павел, произнося слова: «Когда вы собираетесь в церковь» (1 Кор. 11: 18), имеет в виду не то, что мы приходим в храм, а то, что мы, прежде разрозненные, в одном духе и в одной вере составляем из себя одно тело. Да и одним и тем же словом названа и Церковь, и Причастие. И то и другое - Тело Христово.

http://radonezh.ru/monitoring/vera-i-zhi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010