IV , а-Б В ркп. писаны поверх зачеркнутых глаголя мир. В Слово на поле напротив. Г-Д Слова между строк. е Слово между строк. Ж Далее в ркп. зачеркнуто и Бога. З-И Слова на поле. К-Л Слова на поле напротив. М Испр мной, в ркп. рождьшаго. Н Испр мной, в ркп. милости. О Далее в ркп. зачеркнуто пи. П-Р Слова между строк. С-Т Слова между строк. 1672 г. 8.Письмо патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (начало марта) РГАДА. ф. 27, оп. I. д. 140а, ч, 1, л. 256 – 259. Столбец из четырех сставов. Автограф. Филигрань «Голова шута»; по обрезу видна нижняя часть знака (семь бубенцов); знак не идентифицируется. Рукопись составлена неаккуратно: неоднократно правлена, слова дописаны между строк, целые фразы зачеркнуты. Публикуемый текст представляет собой копию с составленного ранее оригинала, о чем говорит, например, исправление на л. 256: «немилостиваго пристава го пристава го» – зачеркнуто окончание и следующее за ним слово; составитель письма явно делал копию, дважды ошибочно списал одно и то же место из оригинала. Судя по содержанию письма, патриарх Никон в момент его составления был болен и нуждался в помощниках: ошибки и описки в тексте совершены по невнимательности и из-за физического недуга автора. Это одно из последних писем патриарха Никона , написанных его рукой. Письмо датируется мной началом марта 1672 г. на основании просьбы патриарха Никона к царю прислать ему в Ферапонтов монастырь что-нибудь «в память великня государыни царицы и великие княгини Марии Ильичны» (л. 259); первая супруга царя Мария Ильинична Милославская скончалась 3 марта 1669 г. Текст изд.: Севастьянова 2003а, 211 – 212 1). (л. 256) а Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу. Богомолец ваш, государев, смиренный Никон патриарх , о вашем, государеве, душевном спасении и о телесном здравии Бога молю. В прошлом, государь, во 175 (1666)-м году сослан я, богомолец ваш, в Ферапонтове монастырь наг и бос, и людей мне, богомолцу вашему, никаких обиходных не велено имать, со мною поехало 2 человека черных попов, да 2 дьякона, да чернец И попы и дьяконы, побыв со мною в Ферапонтове монастыре, по наговору Степана Наумова не захотели жить Б и ис кельи вышли. остался со мною один чернец И несколько тот чернец пожыл, послан к тебе, великому государю, с моим писмом. И тот чернец ко мне и не А в то же время пришол ко мне поп Варлам да черной дьякон Мардарей. И несколько пожив, дьякон отпущен к тебе, великому государю, с моим писмом. И тот дьякон ко мне не бывал со мною остался В один черной поп Варлаам. А тот поп И по се число я, богомолец, на себя и на попа хлебы пек и варил сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоасафовская летопись. М., 1957. С. 95; ПСРЛ. М., 1963. Т. 28. С. 140; подробнее см.: Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV — первой трети XVI в. М., 1988. С. 261— 265. 194 Разрядная книга 1475—1598 гг. М., 1966. 195 Акты Русского государства 1505—1526 гг. М., 1975. С. 183—197, 236 194). Решение, принятое Ф. Карповым («суд») (он присудил спорную землю поместному селу), было в 1521 году пересмотрено в пользу монастырского села, так как Карпов недостаточно точно обозначил межу, не назвал речку Городечну. 196 В 1524—1525 годах Федор Карпов вместе с братом Никитой Ивановичем Карповым выступили душеприказчиками П. В. Киндырева, «дали» по его приказу и духовной грамоте сельцо Савастьянов с деревнями игумену Троице–Сергиева монастыря (Там же. С. 238—239. 236). 197 Памятники дипломатических сношений Московского государства и Крымом, Ногаями и Турциею. Т. II. 1508—1521 гг.//Сборник Русского исторического общества. Т. 95. СПб., 1895. С. 14—15, 17 (далее — Сборник РИО). 198 Там же. С. 19,44–45. 199 Там же. С. 96, 98–100, 105 и др. 200 Белокуров С. А. О Посольском приказе. М., 1906. 201 Сборник РИО. Т. 95. С. 189, 513, 661–666 и др. 202 Там же. С. 312, 383; Смирнов И. И. Восточная политика Василия III//Исторические записки. Т. 27. М., 1948. С. 28. О деятельности так называемой «московской партии» в Крыму см.: Шмидт С. О. К характеристике русско–крымских отношений второй четверти XVI в. — В кн.: Международные связи России до XVII в. М., 1961. С. 366—375. 203 Российский государственный архив древних актов (далееРГАДА), Крымские дела. Кн. 6. Л. 159 об., 359 об. — ЗбО; Кн. 7. Л. 59 об., 208 об. — 209. 204 Там же. Кн. 6. Л. 15–15 об. 205 Там же. Кн. 6. Л. 123–123 об. 206 Там же. Л. 209–209 об., 225 об. — 226, 314 об. — 315, 473 об. 207 Там же. Л. 525. 208 Там же. Л. 650 об., 654 об. 209 Дунаев Б. И. Преп. Максим Грек и греческая идея на Руси в XVI в. Историческое исследование с приложением текстов дипломатических сношений России с Турцией. М., 1916. С. 33—92. 210

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Нижний Новгород, 2005. С. 250–252; Беляков А. В., Морохин А. В. Отношение центральной власти к насильственным крещениям на местах в первой половине XVII в.//Очерки феодальной России. Вып. 18. М.; СПб., 2015. С. 172–176; Лавров А. С. Был ли Стефан Внифатьев писателем?//Труды кафедры истории России с древнейших времен до XX века. СПб., 2008. С. 416–423. Житие. С. 15. Гордеев С. П. Книги кирилловской печати. Каталог фонда редкой книги. Вып. 5. Владимир, 2001. С. 12–13. Тексты этих грамот см.: Георгиевский В. Т. Флорищева пустынь. Приложение I и II. С. 305–307. Подлинники документов см.: Государственный архив Владимирской области (далее – ГА ВО), ф. 568, оп. 2, 1, л. 1–2; 2, л. 1–2. РГАДА, ф. 27, оп. 1, 259, л. 35. Акты хозяйства боярина Б. И. Морозова. Ч. 2. М., Л., 1945. 358. С. 73. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Императорской Академии наук (далее – ААЭ). Т. 4. СПб., 1836. 311. С. 460–463. Древнерусские иноческие уставы. М., 2001. С. 252–255. ОПИ ГИМ, ф. 450, 290а, л. 151–151 об. Иоасаф (Гапонов), иером. Церковно-статистическое описание Владимирской епархии, составленное на основании определения Св. Правительствующего Синода от 19 мая/6 октября 1850 года. СПб., 2019. С. 309–310. Житие. С. 54, 94–97. Указанный в этом источнике факт пребывания И. М. Языкова воеводой в Вязниках, городе, располагавшемся недалеко от Флорищевой пустыни, где бывал будущий любимец царя Федора Алексеевича, подтверждается и другими источниками. См.: Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века. СПб., 2006. С. 250; ОПИ ГИМ, ф. 17, оп. 2, картон 4, 554, л. 1. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. СПб., 1877. Стб. 710. Подробнее см.: Седов П. В. Указ. соч. С. 446–447. Ставленую грамоту митрополиту Илариону см.: ОР ГИМ, Синод. собр., 93, л. 465–472 об. До Илариона суздальские владыки тщетно хлопотали перед патриархом об изменении статуса епархии. Архиепископ Стефан, например, в 1670-х гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/10120825/

«Приидите, благословении Отца Моего... и дасте Ми ясти». – Мф. 25:34 – 35 . Зане елико ми сотвористе и сотворите – Богу сотворите... – Ср.: Мф. 25:40 . «Аминь глаголю вам: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших – Мне сотвористе». – Мф. 25:40 . а На поле слева помета 179 г[од]. Б Слово испр. в ркп. из княжне. В Далее в рук. зачеркнуты слова паче всех сверстник ваших. Г Далее в ркп. зачеркнуто вористе. 7.Послание патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (25 декабря) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д, 140а, ч. I, л. 194 – 203. Столбец из десяти сставов; листы пронумерованы писцом внизу слева. Автограф. Филигрань «Голова шуга»; верхняя часть знака расплывчатая; по обрезу видны лишь бубенцы; знак по альбомам не идентифицируется. Судя по сделанным накануне праздника Рождества Христова просьбам Никона к царю, послание датируется 24 декабря 1671 г. Текст изд. дважды: Барсков 1912,105 – 116; Шухтина 1988, 514 – 522. Рукопись имеет механические утраты текста, которые восстанавливаются мной по изданию Я.Л. Барскова. Характерная особенность послания состоит в том, что патриарх Никон , обращаясь к царю Алексею Михайловичу, называет его «великим», опуская слово «государь»; при публикации во всех случаях мной сохраняется «неполная», авторская, форма обращения к царю. (л. 194) Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу. Богомолец ваш, государев, смиреный Никон патриарх . Бога молю, да подас[т] ти Господь Бог мир и здравие и да утвердит Господь престол святаго царствиа твоего во многия лета во славу Христа, Бога нашего, и всем православным християном в радость и веселие вечное. Аминь. В прошлом, государь, во 160 (1652)-м году Божиею вълею 1, а и твоим, великаго государя, изволением, и всего освященнаго собора избранием был я, богомолец ваш, поставлен на патриаршество, не своим изволом, но Божиим изволением и твоим, великаго государя, и всего освященнаго собора избранием. А я, ведая свою худось и недостаток ума, множицею тебе, великому государю, бил челом, что мене с такое великое дело не будет. И твой, великаго государя, глагол превозможе. по прехождении триех лет был челом я тебе, великому государю, чтоб ты, великий государь, пожаловал мене, отпустил в монастырь. И ты, великий государь, изволил и еще другую три года быти. И по прехождении других триех годов паки бил челом тебе, великому государю, чтоб ты, великий государь, отпустил меня в И ты, великий государь, милостиваго своего указу не учинил. И я, видя то, что мне челобитьем от тебя, великаго государя, не отбыть, и начале тебе, великому государю, досаждать и раздражать и с патриаршества сошел без твоего, великаго государя, указу в Воскресеньской монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1495 См.: Семенченко Г. В. Древнейшие редакции жития Леонтия Ростовского//ТОДРЛ. Л., 1989. T.XLII. С. 250–251. 1496 Н. Н. Воронин датировал этот аркосолий 1161–1162 гг. (Воронин Н. Я. Археологические исследования архитектурных памятников Ростова//Материалы по изучению и реставрации памятников архитектуры Ярославской области. Древний Ростов. Ярославль, 1958. Вып. 1, с. 8–10). Ныне его относят ко времени собора 1213–1231 гг. (Леонтьев А. Е. Археологические наблюдения в ростовском Успенском соборе//Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1993, с. 162–163). 1498 Семенченко Г. В. К характеристике редакций жития ростовского епископа Исаии//Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. Сборник статей. М., 1989, с. 41. 1500 См.: Сизов С. Еще раз о трех неизвестных гробницах Архангельского собора//Государственные музеи Московского Кремля! Материалы и исследования. М., 1973. Вып. 1, с. 92. 1502 Плешанова И. И. Резные фигуры «старцев» в собрании Государственного Русского музея//Памятники культуры. Новые открытия. 1974. М., 1975, с. 274, 277. 1506 См.: Мнева Н. Е. Скульптура и резьба XVI века//История русского искусства. М., 1955. Т. III, с. 629–631; Плешанова И. И. Указ, соч., с. 271–284; Померанцев Н. Н. Русская деревянная скульптура. М., 1994. Рис. 158, 159, 160, 162, 163, 164. 1509 Ермонская В. В., Нетунахина Г. Д., Попова Т. Ф. Русская мемориальная скульптура. К истории художественного надгробия в России XI – начала XX в. М., 1978, с. 43. 1510 Описи Московского Успенского собора, от начала XVII века по 1701 год включительно//Русская историческая библиотека. СПб., 1876. Т. 3, с. 299. 1514 Опись Иосифова Волоколамского монастыря 1545–7053 года//Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911, с. 5; РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. Д. 365. Л. 40–41; ОПИ ГИМ. Ф. 61. Д. 113. Л. 37. ОР БАН. Архангельское собр. Д. 375. Л. 7; Санкт-Петербургский филиал Института российской истории (далее – СПб ФИРИ). Кол. 2 . 137. Л. 83–83 об.; Опись Новгорода 1617 г. С. 32, 33, 34, 78, 88, 93, 104

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1617 Иеросхимонах Алексий (в миру Антоний Заярный) родился в 1873 г., монашество принял в 1912 г. В Глинскую пустынь поступил в 1943 г., будучи инвалидом, но ревностно трудился на послушаниях. Скончался в обители в 1946 г. (АУПЦ. Список монахов Глинской пустыни на 6 мая 1944 г., на 22 февраля 1945 г.). 1625 Там же, д. 88, л. 6. Вместе с о. Антонием в Донском монастыре подвизался в то время бывший насельник Глинской пустыни иеромонах Евгений (в миру Емельян Петров, 1842 г. р.). Он поступил в Глинскую пустынь еще в 1871 г., постриг в монашество принял в 1875 г. С 1879 г. подвизался в Донском монастыре. Как воспитанник прославленной Глинской обители, он отличался строгостью жизни. В послужном списке его было сказано: «поведения очень хорошего». Отец Евгений был награжден серебряной медалью на Александровской ленте в память императора Александра III (РГАДА, ф. 1183, оп. 1, д. 6, л. 114). 1626 АСЕУ. Послужной список архимандрита Антония (Проходы). Далее сведения о жизни архимандрита Антония приводятся в соответствии с этим документом. 1635 Старец Андроник, рассказывая об этом, добавлял: «Келейник настоятеля был с Полтавщины, похлопотал за меня». 1672 Там же. По воспоминаниям духовных чад о. Серафима, после закрытия Драндского монастыря он некоторое время жил в пустыни на Сухой речке, недалеко от Сухуми, под руководством иеромонаха Савватия. Письма игумена Исаии (Каравая). 1682 АСЕУ. Рапорт архимандрита Серафима (Амелина) Преосвященнейшему Евстратию, епископу Сумскому и Ахтырскому. 1684 АСЕУ. Письмо епископа Астраханского и Сталинградского Сергия епископу Сумскому и Ахтырскому Иоасафу от 12 марта 1959 г. 1685 Там же. Письмо архиепископа Днепропетровского Гурия епископу Сумскому и Ахтырскому Евстратию от 25 ноября 1955 г. Письмо епископа Сумского и Ахтырского Евстратия настоятелю Глинской пустыни архимандриту Тавриону от 15 октября 1957 г. 1687 Там же. Список монахов Глинской пустыни на 1 мая 1953 г.; на 1 июля 1954 г.; на 1 января 1955 г.; на 1 января 1956 г.; на 1 января 1957 г.; на 1 января 1958 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

231 Патриарх Никон , вероятно, даже готовил «хронику» суда над ним, для чего старцу Симонова монастыря Марку, бывшему черному подьяку Воскресенского монастыря, поручил делать подробные записи обо всех событиях, начиная с того времени, как Никон, приехав из Воскресенского монастыря, остановился на Архангельском подворье. Марк приехал в Ферапонтов монастырь вскоре после прибытия туда Никона, оставив свои записи у надежных людей для сохранения и последующей пересылки их к Никону. Но в ноябре 1668 г, тетради Марка перехвачены в Москве, а передававшие и хранившие их люди арестованы и приведены к следствию. Документы следственного дела см.: РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 103 – 118, 158 – 162. 234 Примечательно, что после заключения протопопа Аввакума в земляную тюрьму в его посланиях 1670-х гг. появляется мотив «тьмы» и «сени смертной», близкий мотиву, заимствованному Никоном из Псалтири: протопоп пишет, находясь «в коньцы земли», обращается к чадам «изо тьмы», «из земли» – Демкова 1965, 218. 236 Я. Л. Барсков указал на издания «Соборного постановления» по двум спискам, где изложения «вин» патриарха Никона совпадают: СГТД. 4. 182 – 186; ПСЗРИ, 654 – 656; Дело 1897, 446 – 451; Гиббенет 2, 1093 – 1097 (ссылки на это издание даются в тексте в скобках) – Барсков 1912, 339. 246 Исаченко 2005, 117. Евфимий Чудовский в предисловии к переводу Номоканона с толкованиями писал о 2-м правиле I – II Константинопольского собора: «...второй канон, глаголющий о архиереях сице: аще ин кто архиерейскаго достоинства восхощет низити к монашескому житию, и от толе ничтоже архиерейское действовата». И далее: «Второй канон не попущает архиереем монашеское возложившим одеяние, архиерейства паки держатися. Покаяния бо монашеское житие обет и умиления всегдашняго подлог, и како к оному паки возвратитися, его же делыотвергошася...» – цит. по: Исаченко 2005, 117, 118. 256 Стольник Р. М. Стрешнев приезжал в Ферапонтов монастырь в марте 1669 г.; он привез Никону деньги на поминовение скончавшейся 3 марта царицы Марии Ильиничны Милославской – Шушерин 1997, 162; Тихомиров 1979, 314.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

232 Патриарх Никон , вероятно, даже готовил «хронику» суда над ним, для чего старцу Симонова монастыря Марку, бывшему чёрному подьяку Воскресенского монастыря, поручил делать подробные записи обо всех событиях, начиная с того времени, как Никон, приехав из Воскресенского монастыря, остановился на Архангельском подворье. Марк приехал в Ферапонтов монастырь вскоре после прибытия туда Никона, оставив свои записи у надёжных людей для сохранения и последующей пересылки их к Никону. Но в ноябре 1668 тетради Марка перехвачены в Москве, а передававшие и хранившие их люди арестованы и приведены к следствию. Документы следственного дела см.: РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 103–118, 158–162. 235 Примечательно, что после заключения протопопа Аввакума в земляную тюрьму в его посланиях 1670-х годов появляется мотив «тьмы» и «сени смертной», близкий мотиву, заимствованному Никоном из Псалтири: протопоп пишет, находясь «в коньцы земли», обрашается к чадам «изо тьмы», «из земли» – Демкова 1965, 218. 237 Я.Л. Барсков указал на издания «Соборного постановления» по двум спискам, где изложения «вин» патриарха Никона совпадают: СГТД. 4, 182–186; ПСЗРИ, 654–656; Дело 1897, 446–451; Гиббенет 2, 1093–1097 (ссылки на это издание даются в тексте в скобках) – Барсков 1912, 339. 247 Исаченко 2005, 117. Евфимий Чудовский в предисловии к переводу Номоканона с толкованиями писал о 2-м правиле 1–11 Константинопольского собора: «...второй канон, глаголющий об архиереях сице; аще ин кто архиерейскаго достоинства восхощет низити к монашескому житию, и оттоле ничтоже архиерейское действовати». И далее: «Второй канон не попущает архиереем монашеское возложившим одеяние, архиерейства паки держатися. Покаяния бо монашеское житие обет и умиления всегдашняго подлог, и како к оному паки возвратитися, его же делы отвергошася...» – цит. по: Исаченко 2005, 117–118. 257 Стольник Р.М. Стрешнев приезжал в Ферапонтов монастырь в марте 1669 г.; он привёз Никону деньги на поминовение скончавшейся 3 марта царицы Марии Ильиничны Милославской – Шушерин 1997, 162; Тихомиров 1979, 314.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

277 Текст цитируется по сборнику «Рай» из рукописной коллекции ΓΑΤΟ, ф. 1409, оп. 1, д. 981, 161 об. 1622. См. также: Гранстрем. С. 154, 480. 280 Текст цитируется по сборнику «Рай» из рукописной коллекции ΓΑΤΟ, φ. 1409, оп. 1, д. 981, л. 201−202. См. также: Гранстрем. С. 74, 204. 289 Текст цитируется по сборнику «Рай» из рукописной коллекции ΓΑΤΟ, ф. 1409, оп. 1, д. 981, л. 391 об. См. также: Гранстрем. С. 176, 612. 294 Гадалова Г.С. Канонизация преподобного Макария Колязинского, службы и жития святого: (По материалам конференции)//Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2002. 3 (9). С. 43−53; Смирнова А.Е. Службы Макарию Калязинскому: рукописная традиция, проблемы источников, датировки и атрибуции//Русская агиография. СПб. 2005. (Т. 1). С. 332−395. 296 Пономарева И.Г. Преподобный Макарий Калязинский//Исторический вестник. 2001. 1. С. 78, примеч. 100 (РГАДА. Ф. 1193. Оп. 1. Кн. 1, 48:49). 299 Подобный инципит находим в Слове на обретение в 1588 г. мощей епископа Никиты Новгородского пера Маркелла Безбородого; см. РГИА, ф. 834, оп. 1, д. 817, л. 202 об. 300 Здесь и далее текст цитируется по изд.: Die Grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij: Uspenskij spisok=Великие Минеи Четьи митрополита Макария: Успенский список. Weiher – Freiburg i. Br., 1997. Bd. 2:12. 25. März. 302 См. Гадалова Г.С. Литературные памятники XVI века, посвящённые преподобному Макарию Калязинскому. С. 64−126 (в автореф. см. с. 10−12). 303 1–2. Нет ЕРТУ. 1–15. Рожение преподобнаго Макариа Колязеньскаго мсяца ноября 16 на паметь святаго апостола евангелиста Матфея, успение преподобнаго Макариа месяца марта 17, святаго Алексея человка Божиа, обртение мощеи преподобнаго Макариа мсяца маа 26, святаго апостола Карпа, единаго от 70. Житие и подвизи и от чюдес повдание преподобнаго и богоноснаго отца нашего игумена Макариа, новаго чюдотворца, монастыря нарицаемаго Колязин. Благослови, отче Л. 1–15. Празднуют чюдотворцу Макарию в Колязин: обртение чюдотворца телеси мсяца маиа в 26 день на память святаго апостола Карпа, единого от 70, пренесение мощем празднуют чюдотворцу мсяца октября в 9 на память святаго апостола Иякова Алфеова, память чюдотворцу празднуют ноемвриа в 6 день, святаго апостола и евангелиста Матфея, успение святаго Макариа мсяца марта в 17 на память святаго Алекся человека Божия. На нижнем поле другой рукой киноварью: Слово на обртение мощей преподобнаго отца нашего Макария Колязиньскаго чюдотворца О

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

466 ...Историческаго о российских писателях словаря... – Имеется в виду книга: Опыт исторического словаря о российских писателях/Из разных печатных и рукописных книг, сообщенных известий и словесных преданий собрал Николай Новиков. СПб.. 1772. 467 ...от Духовной его грамматы... – Сохранился автограф Духовной грамоты (Духовной) митрополита – РГАДА. ф. 18 (Духовное ведомство МГАМИД), 9. Текст датируется 4 апреля 1707 г. Духовное завещание Димитрия Ростовского впервые опубликовано: Собрание разных поучительных слов и других сочинений святаго Димитриа митрополита Ростовскаго чудотворца на шесть частей разделенное, с приложением и Жития его М.. 1786. Т. 1. Л. 26 об.–27 об. (далее используется сокращение – Собрание разных поучительных слов...). 468 ...от двух поучений, писанных им к священникам паствы его... – Речь идет о двух посланиях митрополита иереям. Первое – «Послание ко иереем» (нач.: «Доносится слуху нашему о некоих между вами попах неискусных и злонравных...»), второе – «Послание к иереям о приготовлении иереев к божественному причащению» (нач.: «Должность моя и божественное писание повелевает ми не молчати, но и молением и прещением увещавати вас, о братие!·). Оба текста написаны не позднее 1704 г. и сохранились в келейном сборнике Димитрия Ростовского , являющемся частично автографом автора: ГИМ. Синодальное собр., 147, л. 329–338. 340–344. Тексты впервые изданы: Собрание разных поучительных слов... Т. 6. Л. 54–59. 75 об.–86. 469 …от письменнаго его же Жития... – В 1757–1758 гг. Житие Димитрия Ростовского было составлено митрополитом Арсением Мацеевичем (1697–28.02.1772), который самым непосредственным образом был причастен к открытию мошей святителя. Из истории текста известно, что 25 июня 1758 г Арсений Мацеевич представил Житие Димитрия Ростовского на рассмотрение Синода. Вероятно, именно этот присланный митрополитом текст (с автографом Арсения Мацеевича) хранится в деле об открытии и освидетельствовании мошей Димитрия Ростовского РГИА. ф. 796, оп. 33, 222. л. 342–352. Этой редакцией Жития, распространенной в списках, пользовался автор данного текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010