На первой же литургии в новой церкви на глазах князя и митрополита произошло 3-е чудо («о хромем»). В ЧН сообщается в этой связи об уставлении Ярославом для поддержания клира только что построенной церкви десятины от княжеских даней с Вышгорода. Далее и в СЧ, и в ЧН (к-рое содержит еще и рассказ о чуде избавления от оков узников «в некоем граде») за сообщением о кончине Ярослава Мудрого следует повествование о перенесении мощей Б. и Г. в 1072 г. в одноглавую церковь, построенную киевским кн. Изяславом Ярославичем ввиду ветхости храма Ярослава. Это перенесение, наиболее полное описание к-рого сохранилось в СЧ, было много торжественнее предыдущего: в нем участвовали князья (Изяслав, Святослав, Всеволод Ярославичи с сыновьями) и митр. Георгий со своим клиром, ряд др. архиереев (Неофит Черниговский, Петр Переяславский, Никита Белгородский, Михаил Юрьевский), а также настоятели киевских мон-рей, среди к-рых был и прп. Феодосий Печерский . Перенесение мощей состоялось 20 мая, в неделю 7-ю по Пасхе, когда был установлен еще один день поминовения Б. и Г. (указание на 2 мая в Лаврентьевской летописи и родственных ей сводах объясняется, по-видимому, контаминацией с датой перенесения мощей в 1115). Исцеление слепого у гробницы св. князей. Строительство собора во имя святых Бориса и Глеба (вверху). Мощи св. князей переносят в храм. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 150) Исцеление слепого у гробницы св. князей. Строительство собора во имя святых Бориса и Глеба (вверху). Мощи св. князей переносят в храм. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 150) Далее идут рассказы о новых чудесных исцелениях: «о хроме и неме» (чудо 4-е), «о жене сухоруце» (5-е) и «о слепьци» с участием вмч. Георгия (6-е), причем в последнем в уста св. Георгия вкладывается характеристика Б. и Г. как святых, к-рым «дана благодать от Бога в стране сей земля Русьске пращати и исцелити всяку страсть и недуг» ( Абрамович. Жития. с. 59-60).

http://pravenc.ru/text/БОРИС И ГЛЕБ.html

543 Водарский Я. Е. Церковные организации и их крепостные крестьяне… С. 76; Он же. Население России в конце XVII – начале XVIII в.: (Численность, со- словно-классовый состав, размещение). М., 1977. С. 85–86. 546 Приписка мелких монастырей к крупным проходила по ведомству Монастырского приказа, затем приказа Большого Дворца. Для делопроизводства в каждом конкретном случае необходима была царская грамота. Приказными готовилась предварительно документация: составлялась опись вотчин и имущества, производилась перепись церковных людей приписываемой обители. Один экземпляр хранился у монастыря – владельца, к которому приписывался монастырь, другой – в правительственном учреждении, или приказе ( Горчаков М. И. Указ. соч. С. 100); РГАДА. Ф. 237. Оп. 1–3 (переписные книги монастырей). 551 Савваитинов П. И. Оружейная палата Кирилло-Белозерского монастыря по описным книгам 1668 г.//ЗОРСА. СПб., 1851. Т. 1. С. 5–45. 554 Шушерин И. К. Известие о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея России. М., 1871. С. 42. 559 «Дело о братии Саввино-Сторожевского монастыря 196 г. мая 15 д.»//ЧОИДР. 1887. Кн. I, отд. V. С. 161–162 (публ. Белокурова). 560 Древняя российская вивлиофика. М., 1791. Ч. XVIII. С. 396–421. (Далее – ДРВ). (Житие Ф. М. Ртищева, составленное после его смерти в 1673 г.); Румянцева B. C. Ртищевская школа//Вопр. истории. 1983. 5. С. 179–183; РГАДА. Ф. 210. (Разрядный приказ). Приказной стол. Д. 576. Л. 1–77. 561 ДРВ. Ч. XVIII. С. 401; Харлампович К. В. Ртищевская школа//Богословский вестник. Сергиев Посад, 1913. Апрель. С. 8–10; Румянцева B. C. Ф. М. Ртищев (1626–1673)//Исторический лексикон: XVII в. С. 599–603; Она же. Андреевский училищный монастырь в Москве в XVII в.//Культура средневековой Москвы: XVII в. М., 1999 г. С. 292–304. 563 И. Е. Забелин отметил, что Епифаний Славинецкий некоторое время жил в Андреевском монастыре (Забелин И. Е. История города Москвы. М., 1902. Т. I. С. 301). 564 ГИМ. Син. собр. 369 (974). Л. З-За. Листок со стихами, написанными собственноручно, бережно приклеен, вероятно, его учеником Евфимием Чудов- ским к листу рукописи (автограф Епифания; текст черновой, с большой правкой; см.: Протасъева Т. Н. Описание рукописей Синодального собрания, не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева . М., 1973. Ч. I. С. 118; Румянцева B. C. Епифаний Славинецкий//Исторический лексикон: XVII в. С. 218–221; Она же. Епифаний Славинецкий и «Правила поведения для юношества» Эразма Роттердамского//Исторический вестник. Воронеж, 2000. 1(5). С. 79–86.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

637 См.: Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и место, составленный по донесениям Святейшему Синоду преосвященных всех епархий в 1901−1902 годах. М., 1903. С. 43. Аналогичная ситуация сложилась с преподобным Нилом Сорским . «Мы вообще не знаем, когда именно произошла его местная канонизация – в конце XVIII или в XIX веке. Она совершилась неприметно, в силу возросшего его почитания в новое время и санкционирована Синодом в „Верном месяцеслове“ 1903 года» (Федотов Г.П. Святые Древней Руси//Собр. соч.: В 12 т. М., 2000. Т. 8. С. 152). 638 Научное издание текстов «Повести» см. Дмитриев Л.А. Повесть о житии Варлаама Керетского//ТОДРЛ.М., Л., 1970. Т. 25. С. 178−196. Здесь и далее цитаты по указанному источнику даются курсивом без указания страницы. 640 Наиболее подробно о Житии преподобного Варлаама Керетского и истории его почитания см.: Кочетов Д.Б., Митрофан (Баданин), иером. Варлаам Керетский//Православная энциклопедия. М., 2003. Т. 6. С. 632−633; Митрофан (Баданин), игум. Преподобный Варлаам Керетский: Ист. материалы к написанию жития. СПб., Мурманск, 2007. (Правосл. подвижники Кольского Севера; Кн. 3). 641 РГАДА, ф. 1201, оп. 1, 256, л. 41. При этом надо заметить, что «новым чудотворцем» в канонах назван лишь Варлаам Керетский. 642 См. об этом: Сапожникова О.С. Материалы к биографии книжника Сергия Шелонина//Книжные центры Древней Руси: Соловецкий монастырь. С. 188−189. 644 Рукописные творения Сергия Шелонина особо ценились и пользовались исключительным авторитетом ещё при жизни автора. «Архимандрита Сергеевых книг из книгохранительной казны никому не продавать и не давать, держать в береженьи» (РГАДА, ф. 1201, оп. 1, 256, л. 39 об.). 645 Благовещенская Никандрова пустынь была основана в Псковской епархии в начале XVI в. преп. Никандром Псковским чудотворцем (1507−1581). 646 См. Охотникова В.И. Макарий, книжник второй половины XVII в., архимандрит соловецкий, хутынский и тихвинский//Книжные центры Древней Руси: Книжники и рукописи Соловецкого монастыря. СПб. 2004. С. 371−379.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В СНС вошли известные Жития греческих святых. Нил сам составил этот сборник, отредактировал и переписал. Этот объемный труд великого старца дошел до нас в автографе: РГБ, Волок. 630; ГЛМ, РОФ 8354, 14; РГАДА, ф. 1192, оп. 2, 564. Л. 1318 об.; РГБ, ТСЛ, 685. Правдоподобно, что над сборником Нил трудился приблизительно в течение последних 20-ти лет жизни (14881508). СНС появился намного раньше Великих Миней Четьих (далее – ВМЧ), но о том, что до ВМЧ на Руси уже был такой основательный труд, в литературе не упоминается, ссылок на СНС нет. Однако не вызывает сомнения, что, как во время создания ВМЧ, так и позже, СНС был известен, признавался авторитетным и пользовался большой популярностью, о чем может свидетельствовать его существование в многочисленных поздних списках: РНБ: Кир. Бел., 23/1262; Кир. Бел., 141/1218; ГИМ, Увар. 17; РГБ: ТСЛ, Волок. 685 и др. Но особое признание СНС получил в Иосифо-Волоколамском монастыре: два тома СНС дошли до нас в составе библиотеки этого монастыря (РГБ, Волок. 630; ГЛМ, РОФ 8354, 14; РГАДА, ф. 1192, оп. 2, 564. Л. 1318 об.) и один – Троице-Сергиевой лавры (РГБ, ТСЛ, 685). Согласно вкладной записи, оба волоколамских тома были положены в монастырь одним из лучших учеников Иосифа Волоцкого Нилом Полевым в 1514 г.. Тогда же Нил Полев положил в этот монастырь и Устав Иосифа. Важно подчеркнуть, что вклад всех этих книг Нилом был сделан при жизни Иосифа. Митрополит Макарий, отличавшийся большой начитанностью и имевший тесные связи с Волоколамским монастырем, не мог не знать о существовании СНС, но при составлении ВМЧ (в основу которых были положены материалы уже существовавших миней) этот труд великого старца Нила не принял во внимание. Известно, что Макарий стремился к соблюдению стилистической унификации и не позволял включать в ВМЧ произведения, не соответствовавшие его требованиям. Однако кажется крайне маловероятным, что соответствующий строгим агиографическим канонам, выдержанный в одном стиле СНС мог быть отвергнут Макарием по такой причине.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Еще же и нам обещаваюся, внегда позватися отцу моему и всему собору, без всякого слова приходили на собор. Еще же и на том обещаваюся, хотя мя князя держали, или боляре, или множество народа, не ослушатимися повеления отца моего и всего священнаго собора, и еже по них бывающих святейших патриархов. Еще же и на том обещаваюся, не хотети ми приимати иного патриарха, развее святыя восточных церкви греческаго закона по божественным священным апостолским правилом и по святых вселенских седми соборов... Что же сохранили? Ничтоже! Во всем солгали!» – Никон 1982, 213. И далее, в подтверждение того, что русские митрополиты и епископы нарушили даваемое ими при поставлении обещание, Никон делает выписки из книги Кормчей: 11-е и 12-е правила с толкованиями Антиохийского собора (ср: Кормчая 1653, 67; 67 – 67 об.), 8-е правило и правило 9-е с толкованием поместного Сардикийского собора (ср.: Кормчая 1653, 111; 111 – 111 об.), 104-е и 106-е правила с толкованиями Карфагенского собора (ср.: Кормчая 1653, 159; 159 – 159 об.) – Никон 1982, 214 – 217. 714 Примечательно, что до того, как была составлена «записка», т. е. в 1658 – 1659 гг., в переписке с царем Никон именует себя «бывшим патриархом». В июне 1658 г., в первой челобитной из Воскресенского монастыря, он пишет: «Многогрешный богомолец ваш, смиренный Никон, бывший патриарх...» 1, л. 33); в июле 1659 г.: «Богомолец ваш, смиреный, грешный Никон, бывший патриарх.. » л.31). После 1659 г. в титулатуре Никона закрепляется формула «богомолец ваш, смиренный Никон, Божиею милостию патриарх». Представление Никона об особой харизме патриарха, следовательно, специально подчеркивалось в его переписке с царем со второй половины 1659 г., когда царь Алексей Михайлович проявил намерение провести соборные заседания с участием русских митрополитов, епископов и прочего духовенства по вопросу об оставлении Никоном патриаршего престола: о своем решении царь открыто объявил в январе 1660 г. – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. I, л. 83а – 89; Гиббенет 1, 66 – 67. 15 января 1660 г. боярин Н.А. Зюзин сообщил патриарху Никону о предстоящем Соборе – РГАДА, ф. 27, оп. I, д. 140, ч. 3, л. 123 – 124; Гиббенет I, 51. В письмах из Ферапонтова монастыря Никон с неизменным постоянством именует себя «богомольцем... государевым, смиренным Никоном, милостию Божиею патриархом» (см.: I, л. 14; л. 54; л. 57; л. 59а; л. 185а; л. 194; л. 156; л. 268; 10, л. 118а; л. 14; 12, л. 26; л. 12; л. 43; л. 97; л. 101; л. 119а; л. 121а; л. 149а; л. 187а; л. 170а; л. 198; л. 8; л. 154; л. 160; л. 181; л. 191; л. 193; л. 201; л. 203; л. 214; л. 225; л. 229; л. 238). Лишь три раза Никон не называет себя патриархом, а только «смиреным» л. 175) и «богомольцем» л. 167; л. 167а); один раз именует себя «нищим богомольцем... патриархом» л. 237).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из крестьян Владимирской губернии. Образование домашнее. 29.10.1877 г. пострижен в монашество. 22.11.1877 г. рукоположен во иеродиакона. 25.09.1886 г. рукоположен во иеромонаха. С 03.03.1893 г. эконом Лавры. 20.05.1901 г. возведен в сан игумена; с 11.03.1904 г. казначей Лавры. 09.05.1904 г. возведен в сан архимандрита. О нем см.: РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 25235. Л. 2 об. – 4. Подлинник. Рукопись. Послужной список архимандрита Досифея (Андреева).) 621 (Отец Аполлос – Аполлос ( Беляев Александр , 1839–07.01.1921) – архимандрит, экклисиарх Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сын священника, обучался в среднем отделении Калужской ДС. 14.12.1868 г. пострижен вмонашество в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. 19.02.1871 г. рукоположен во иеродиакона. 25.09.1881 г. рукоположен во иеромонаха. 09.01.1895 г. утвержден братским духовником. С 24.11.1896 г. ризничий Лавры. С 06.12.1896 г. член учрежденного Собора Лавры. 17.05.1904 г. возведен в сан архимандрита. С 24.06.1906 г. экклисиарх Лавры. О нем см.: РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 25235. Л. 4 об. – 6. Подлинник. Рукопись. Послужной список архимандрита Аполлоса (Беляева) .) 622 (М. Багрецов – Багрецов Михаил, протоиерей. Окончил МДС (1864), рукоположен во иерея к церкви Рождества Христова Сергиева Посада. В 1918 г. входил в состав комиссии при Совете советов для защиты имущества Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и приходских церквей Сергиева Посада (от Совета приходских церквей); см.: Из «Дневника» профессора А.Д. Беляева //Богословский сборник. Вып. 6. М., 2000. С. 133.) 623 (...третий храм, освященный мною: первый – на Афоне... в Андреевском скиту... второй... Пятницкий, принадлежащий Лавре... – Об освящении Андреевского собора в Андреевском скиту на Афоне см.: Дневник. Т. 1.С. 604. Об освящении храма мч. Параскевы Пятницы см. Примеч. к л. 5.) Читать далее Источник: Дневник : в 3-х том./митрополит Арсений (Стадницкий). - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2006-2015./Том 2. : 1902-1903. - 2012. - 532 с. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Исследование выполнено при поддержке РНФ, проект 19-18-00247 «Двор русских княгинь в системе властных структур Древней Руси и Западной Европы в период Средневековья и раннего Нового времени (XI-XVI вв.)». Полное собрание русских летописей (далее — ПСРЛ). Т. 25. М.; Л., 1949. С. 273. ПСРЛ. Т. 2. СПб., 1908. Стб. 300. А.А. Турилов показал, что с иконографической точки зрения речь в легенде о Меркурии идет об образе Тронной Божией Матери (Турилов А.А. Еще раз к вопросу о происхождении Торопецкой (Корсунской) иконы Богоматери: гипотеза историка//В созвездии Льва. Сборник статей по древнерусскому искусству в честь Льва Исааковича Лифшица М., 2014. С. 508-515). ПСРЛ. Т. 25. С. 273-274. РГАДА, ф. 135 (Древлехранилище), отд. I, рубр. I, 17. По-видимому, жена Даниила Пронского. ПСРЛ. Т. 35. М., 1980. С. 59. Смоленские бояре упоминаются в источниках и позднее, видимо, они сохранили свой статус, интегрируясь в литовскую элиту и получая земли от Витовта (см.: Полехов С.В. Смоленское восстание 1440 г.//Исторический вестник». Т. 7 2014. С. 172-173). Зимин А.А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991. С. 172-173; Турилов А.А. Указ. соч. С. 508-515; Щенникова Л.А. Смоленские иконы Благовещенского собора Московского кремля и их списки XV века//История и культура Ростовской земли. Материалы конференции. Ростов, 1997. С. 49-54. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950.С. 420. ПСРЛ. Т. 35. С. 60. Полехов С.В. Указ. соч. С. 186. Bapohih В.А. Князь Юраи Лыhrbehebiч Mcцicлaycki. Гicmapычhы партрэт. Mihck, 2010. С. 21-22; ПСРЛ. Т. 35. С. 34, 57, 76. Bapohih В.А. Указ. соч. С. 52-60. ПСРЛ. Т. 25. С. 226. Противень со стороны Юрия Дмитриевича (РГАДА, ф. 135, отд. I., рубр. II, 18а). Псковские летописи/Подгот. А.Н. Насонов. Вып. 2. М., 1955. С. 44. ПСРЛ. Т. 18. СПб., 1913. С. 174. См. также Тверской сборник: «А князъ великыи Василеи побжалъ, а княгини великая Софя затворишась въ град Москв. Князъ Юрыи пришедъ, Москву градъ взялъ, а княгиню Софию поималъ» (ПСРЛ. Т. 15. СПб., 1863. Стб. 490).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5838261...

Клосс Б.М. Житие Сергия Радонежского. М., 1998. Житие Кирилла Белозерского//БЛДР. СПб., 1999. Т.7. С.132–217. Житие Евфросинии Суздальской//Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. Т.2. С. 377–404. Житие Никиты Переяславского Столпника — Российский Государственный Архив древних актов (далее — РГАДА). О происхождении слова “паломьникъ” см.: Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. М., 2001. С.619–627. Памятники до середины XV века не знают слова “богомолье”. Клосс Б.М. Житие Сергия Радонежского… С.274. Послание Кирилла Белозерского ко князю Юрию Дмитриевичу//БЛДР. СПб., 1999. Т.6. С.430. Там же. Житие Кирилла Белозерского…С.168. Абрамович Д.И. Жития Бориса и Глеба…С.58. Там же.С.65. Клосс Б.М. Житие Сергия Радонежского…С.391. Там же. С.337–341. Сказание о чудесах Владимирской иконы Богородицы… С.222–223. Житие Кирилла Белозерского…С.172, 176. Хождение игумена Даниила//БЛДР. СПб., 1997. Т.4. С.26. Там же. С.116. Хождение Зосимы//Книга хожений. Записки русских путешественников XI-XV вв. С.125. РГАДА.Ф.181. П301.Л.7–7об. Клосс Б.М. Житие Сергия Радонежского…С.340–341. Назаренко А.В. Русь и Святая земля в эпоху крестовых походов//Богословские труды. М., 1999. Сб.35. С.184–185. Житие Евфросинии Полоцкой//БЛДР. СПб., 2003. Т.12. С.428. ПСРЛ. Т.1. С.295. Там же. С.313. ПСРЛ. Т.2. С.320–321. Повесть Временных лет. СПб., 1996. С.70. К.А. Соловьев. Культ святых Бориса и глеба во властных отношениях древней Руси XI — начала XII в.//Вопросы истории. 2002. N5. С. 20. Повесть об ослеплении Василия II… С.498. Повесть о житии Михаила Клопского…С.295. Там же.С.307. Там же.С.298. Житие Кирилла Белозерского… С.210. Клосс Б.М. Житие Сергия Радонежского… С.425. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. СПб., 1903. Т.3. С.1341–1342. РГАДА. Ф.181. N326. Л.67об. — 69об. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV — нач. XVI в. М.,1952. Т.1. NN74,133,139. Абрамович Д.И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба… С.21. Запись о новых чудесах святителя Николая Мирликийского, случившихся в Лукомле…С.146.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/drevneru...

Примечания Л. 69 ...ты, великий государь, изволилъ писать ко вселенскимъ патриархомъ о Собор нашего ради отшествия с чернымъ диакономъ Мелетием Грекомь. – Мелетий Грек приехал в Москву в конце ноября 1655 г. и вскоре при Успенском соборе открыл школу, где стал обучать русских певчих греческому пению – Фонкич 1997, 161. В июле 1656 г., апреле 1657 г. за свою работу он получает деньги – РГАДА, ф. 235. оп. 2. д. 38, л. 580; д. 41, л. 255об.: Фонкич 1997, 164, Мелетия опекало высокое греческое духовенство; в грамоте антиохийского патриарха Макария патриарху Никону , отправленной из Тырговищ в конце 1656 г., содержится просьба о ходатайстве Никона перед царём за некоторых находящихся в Москве иностранцев, в частности о Мелетии Греке «диаконе песнопевце» – Николаевский 1882, 769–770; Фонкич 1997, 160. «Услыши, небо, и внуши, земле... тии же отвергошася Мене». – Ис. 1:2 . «Дадите бо, – рече, мсто гнву» – Рим. 12:19 . Л. 69–70 «Яко не подобает//осуждати... и разумет, что творитъ?» – Начало 5-й главы 54-го правила Василия Великого из его «Нравственных правил» (Василий Великий 1594, л. 101). Правило, названное Василием Великим «Яко не подобает осуждати... суть глаголущеи», состоит из двух цитат-выписок из книг Нового Завета: Ин. 7:50–51 и Деян. 25:14–16 . Патриарх Никон заимствует у каппадокийского святителя только первую цитату-выписку; вместо второй он включает в послание к царю семь новых цитатных выписок из Евангелия от Иоанна (они идентифицированы мной по первоисточнику далее). В полном составе 5-ю главу 54-го правила Василия Великого Никон заимствует для собственного сборника правил; у Никона 5-я глава «Нравственных правил» становится 24-м правилом. В исследовательской литературе сочинение патриарха Никона , созданное на основе «Нравственных правил» Василия Великого , названо «Наставление царю»: правила патриарха сохранились в единичной рукописи с пометами, правкой автора – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 1, л. 298а–303об. Весь сборник выписок Никон завершил не позднее декабря 1662 г. и послал Алексею Михайловичу не позднее первой половины 1663 г. – Севастьянова 2003, 357, 395. В данном Примечании ссылки на текст сочинения Никона обозначаются при помощи пометы «Наставление царю» с указанием листов по рукописи после цитации.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

405–406). Приведенные слова сразу определяют хронологию событий: Иван Иванович (вторым браком) и Федор Иванович женились в 1575 г. 674 Затем описывается череда чудес, открывающаяся чудом 20 июля, причем назван и день недели: пятница. Чудеса продолжались до 31 августа, после чего епископ Варлаам «известил» царя и митрополита Антония о чудесах Евфросинии. Митрополит собрал собор и повелел составить стихиры и канон преподобной и установил ей празднование 25 сентября. Поскольку митрополит Антоний правил до 1581 г., то в промежутке между 1575 и 1581 г. день 20 июля совпадает с пятницей лишь однажды – в 1576 г.; следовательно, все описанные события произошли в 1576 г., и этим годом датируется канонизация Евфросинии Суздальской. Далее Варлаамом описываются чудеса исцеления октября-декабря (1576 г.), марта-сентября (1577 г.), января-октября (1578 г.) и 21 февраля (1579 г.). Епископ Варлаам занимал Суздальскую кафедру в 1570–1586 гг., поэтому создание Жития Евфросинии Суздальской редакции Варлаама следует датировать 1579–1586 гг. Старшим списком Жития Евфросинии редакции Варлаама является: РГБ, ф. 304 I (Главное собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 665. Минея четья на сентябрь Германа Тулупова, датируется 1627 г. Житие Евфросинии Суздальской находится на л. 365–412 об., заголовок: «Месяца септеврия в 25 день. Черноризца смиреннаго инока Григория Суждаля града, монастыря святого Еуфимиа чюдотворца, исповедание вкратце житиа и жизни преподобныя и благоверныя княжны Еуфросинии Суждальския». Далее, редакцию Варлаама отражает группа лицевых списков Жития Евфросинии Суздальской XVII века, подробно изученных Ю. А. Грибовым 675 : РГБ, ф. 733 (Смоленское собр.), 16 (л. 17–117) – около 1660 г.; ГИМ, собр. П. И. Щукина, 416 (л. 1–93 об.) – 70-е годы XVII в.; РНБ, собр. Общества любителей древней письменности, F.233 (л. 1–98) – 70-е годы XVII в.; Владимиро-Суздальский историко-архитектурный музей-заповедник, В – 29600 1482 – датируется 1676–1682 гг. 676 ; РГАДА, ф. 201 (Собр. М. А. Оболенского), 18 – конец 70-х – начало 80-х годов XVII в.; ГИМ, Музейское собр., 3437 – 70–80-е годы XVII в.; РНБ, собр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010