«А похороните-то меня все-таки поближе к собору. Например, за парком Уено, в Янака. И от собора недалеко. И христиан там немало. В России, конечно, архиереев хоронят в соборах. А здесь. Где уж!.. Язычники скажут: город заразит». Ну, да будет хныкать! Что-нибудь расскажите лучше. Вот, в Хакодате, бывало, скучно станет – прямо к псаломщику Сартову: расскажи что-нибудь». Утром в этот же день владыка получил из Санкт-Петербурга телеграмму: «Молимся о здравии вашем. Саблер. Малевский». Владыка долго держал телеграмму в руках: «Как мило! Как трогательно! Но отвечать что же? Не писать же: умираю!» 1 (14) Февраля По обычаю, к владыке пришел около восьми часов утра. Пил чай. Поздоровались. «Пожалуйста, и за меня помолитесь», – говорит, видимо, полагая, что я иду к литургии, владыка… В три часа был доктор Хориуци из госпиталя. Нашел состояние сердца владыки очень худым. Сделал впрыскивания. Дал сестре наставления «на всякий случай». На вопрос, есть ли опасность, ответил, что непосредственной опасности нет, но что положение очень серьезное. До завтра ручается. А далее все возможно. В пять часов вечера владыка прислал мне книжку сберегательной кассы. Я был у него сразу же после сего. Читает с интересом «Православный благовестник». Сознание ясное. «Ходят доктора. Только мне мешают. Хотя бы хуже было, что ли. А то какая-то неопределенность»… Направляясь в церковь, зашел к владыке: «Весьма сегодня скверно. Помолитесь за меня»… Только и сказал, и, охая, поднял ноги на кровать. С восьми часов вечера владыка заснул, сидя в кресле. 2 (15) Февраля За пятнадцать минут до службы зашел к владыке. В гостиной на столе стоит приготовленный стакан чаю. Владыка, со страдальческим выражением лица, стоит рядом со столом, положив руки на край стола. «Совсем ослаб! Моцирон, аруку кото га декимасен (то еесть «разумеется, ходить не могу»)», – заявляет владыка, тяжело дыша. «Варуи дес» (то есть «плох»), – говорит и сестра милосердия. Я говорю владыке: «Иду служить литургию. Помолюсь горячо и за вас». – «А сколько же теперь времени?», – спрашивает владыка. «Без десяти минут девять часов», – отвечаю. Владыка перекрестился широким крестом и низко, до пояса, по-японски, мне поклонился. Я вышел из комнаты и телефоном непременно просил главного врача госпиталя прибыть в Суругадай сегодня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

На этом мы и простились пока. Около 12 часов я зашел доложить Владыке, что съездил в банк и там все согласились сделать согласно с письмом Владыки. Владыка мне жаловался: «Опять трудно дышать! Видимо, начинается та же болезнь, что была и до госпиталя». В 3 часа был доктор Хориуци из госпиталя. Нашел состояние сердца Владыки очень худым. Сделал вспрыскивания. Дал сестре наставления «на всякий случай». На вопрос, есть ли опасность, ответил, что непосредственной опасности нет, но что положение очень серьезное. До завтра ручается. А далее все возможно. В 5 часов вечера Владыка прислал мне книжку сберегательной кассы. Я был у него сразу же после сего. Читает с интересом «Православный Благовестник». Сознание ясное. «Ходят доктора, только мне мешают... Хоть бы хуже было, что ли... А то какая-то неопределенность». Поговорили о предстоящей всенощной. На этот раз Владыка вполне разобрался в числах и днях и отменил назначенные на вечер занятия с Накаи. Направляясь в церковь , зашел к Владыке. «Весьма сегодня скверно. Помолитесь за меня», – только и сказал; и охая поднял ноги на кровать. С 8 часов вечера Владыка заснул, сидя в кресле. 2 (15) февраля За 15 минут до службы зашел к Владыке. В гостиной на столе стоит приготовленный стакан чаю. Владыка со страдальческим выражением лица стоит рядом со столом, положив руки на края стола. – Совсем ослаб! Моцирон, аруку кото га декимасен (т.е. разумеется, ходить не могу), – заявляет Владыка, тяжело дыша. – Варуи дес (т.е. плох), – говорит и сестра милосердия. Я говорю Владыке: – Иду служить литургию. Помолюсь горячо и за вас. – А сколько же теперь времени? – спрашивает Владыка. – Без 10 минут 9 часов, – отвечаю. Владыка перекрестился широким крестом и низко, до пояса, по-японски, мне поклонился. Я вышел из комнаты и телефоном непременно просил главного врача госпиталя прибыть в Суругадай сегодня. По окончании литургии я опять зашел к Владыке. – Душит, страшно душит, – жалуется, полулежа в кресле. Лежит распечатанная телеграмма. Я спрашиваю:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

После того как кор. Уласло II Ягеллон в 1491 г. поставил Мукачевским епископом «по старинному обычаю» Иоанна, к-рому разрешил проживание в М. а. м., последний, проигнорировав ставропигиальные права обители, постарался подчинить себе все приходы Марамороша. Поэтому грушевский архим. Иларий, чтобы обеспечить права патриаршего экзарха, решил обратиться к самому королю. В 1494 г. о. Иларий лично явился к королю, показал ему написанную на пергаменте греч. грамоту патриарха Антония (с лат. переводом) и просил, чтобы венг. монарх подтвердил эту грамоту. 14 мая 1494 г. кор. Уласло узаконил предоставленные о. Иларию права патриаршего наместника и экзарха, но с тем условием, чтобы как Иларий, так и его преемники проявляли по отношению к «Мукачевскому епископу надлежащую подчиненность и послушание». По замечанию одного историка, «из этой грамоты видно, что король Владислав все-таки подчинил Мараморош Мукачевскому епископу» ( Лучкай М. М. Icmopïя карпатських pycuhib церковна i cbimcьka. Ужгород, 2000. Т. 2. С. 221-222). Еп. Иоанн, не обращая внимания на утвержденные королем патриаршие привилегии мон-ря, пытался и далее взимать епископскую дань (т. н. катедратик) с приходов, подчиненных архим. Иларию как экзарху. В 1498 г. архимандрит снова обратился к королю с прошением о помощи. На этот раз кор. Уласло решил лично рассмотреть спор между архим. Иларием и епископом. 29 мая 1498 г. король издал декрет о запрете еп. Мукачевскому Иоанну взимать налог с монастыря (ГА Закарпатской обл. Ф. 151. Оп. 25. Д. 11-12). Однако назначенный на кафедру ок. 1551 г. Мукачевский еп. Василий добился того, что в 1552 г. кор. Фердинанд I признал его власть над приходами всего Мараморошского комитата, в т. ч. и над М. а. м. Мон-рь потерял права ставропигии и был полностью подчинен Мукачевскому еп. Василию. Не ранее 1556 г. наджупан Сатмарского и Сабольчанского комитатов, владелец Велико-Бычковской казенной доминии Юрий Баторий приказал передать обители под начало новоназначенного еп. Мукачевского Илариона. В тот же период был упразднен мукачевский Николаевский муж. мон-рь, поэтому Баторий передал еп. Илариону М. а. м. со всеми его владениями, а в 1556-1557 гг. еп. Иларион титуловался как архимандрит Грушевского мон-ря. Т. о. М. а. м. был окончательно лишен патриарших привилегий и остался под упр. Мукачевских епископов. Ок. 1558 г. епископ Мараморошский (или «владыка карпатских русинов») осуществлял руководство епархией именно из М. а. м., поскольку обитель в Мукачеве несколько раз грабили и сжигали. В 1599-1600 гг. мон-рю оказывал помощь господарь Валахии Михай Храбрый.

http://pravenc.ru/text/2563784.html

Общие дела приходов были следующие. Нужно было издавать и распространять православную литературу, которую тогда разрешили читать (это сегодня трудно представить, но в советское время чтение библии и религиозной литературы считалось уголовным преступлением), надо было создавать гимназию, надо было создавать богословские курсы, которые затем превратились в богословский университет, а сегодня это ПСТГУ, и организовать, упомянутый выше, православный детский лагерь. Мне было поручено издательство и распространение религиозных книг, и создание для этого книжного магазина. Именно тогда и был создан маленький магазинчик «Православное слово», который сегодня превратился в большой магазин христианской литературы. Для того, чтобы организовать лагерь мы взяли 5 га земли на берегу Волги, (в Тутаеве, между Ярославлем и Мышкиным) и начали приводить в порядок храм. В тутаевском лагере абсолютно ничего не было, положение было безнадежное. Но удалось найти первых благодетелей, появилась возможность приобрести палатки (полученные благотворительно от военных), полевую кухню, и так далее. Так мы поставили лагерь на Волге. В лагере было введено несколько принципов. Первый – лагерь должен был сам себя обеспечивать – дровами, кухней, посудой. Николай Евгеньевич приезжал туда со своей семьей. Первая смена была очень удачной, а начальником смены был маленький Николай Николаевич Емельянов (ныне священник Николай Емельянов). Все это делалось в той или иной мере с участием Николая Евгеньевича.   Главное дело его жизни — Свято-Тихоновский университет и База данных за Христа пострадавших Самыми главными делами жизни Николая Евгеньевича были Свято-Тихоновский университет и создание Базы данных за Христа пострадавших. Он создал Базу данных Новомучеников, это была его идея. Он был профессионал, специалист по базам данных. У него была своя лаборатория и много учеников. Он выбрал из них несколько человечков, православных христиан, и стал вместе с ними создавать эту Базу. У него уже было готово много разных типов баз данных, поэтому нужно было только выбрать уже имеющийся программный продукт, и приспособить для решения этой задачи, так чтобы можно было легко находить сведения о христианах, пострадавших за Христа по разным параметрам: по имени, по территории, например, по городу, по времени ареста или казни, времени хиротонии. Баз данных много, это одно из направлений развития теории баз данных: как сделать базу данных для такого типа информации.

http://pravmir.ru/otec-otcov/

(318) Отец Никейских… А таковии да приме гнев и наказание от Кралевства ми, и да плати Кралевству ми. т. (300) перпир. † Стефань в Христа Благоверный Краль и Самодержец всех Сербских земель и поморских. † Но особенное внимание благочестиваго Краля было обращено на созданный собственно им на берегу моря свой пирг или монастырек с церковью Вознесения Господня. Это внимание и забота выразилась ясно в трех хрисовулах, из коих два касаются обеспечения содержания живущих в оном пожалованием в Сербии церквей и принадлежащих к ним сел, a третий определяет подробное отношение монастырька к главному монастырю и его властям: Создах (пишет Краль в первом из этих хрисовулов) пирг велик и тверд с градом около и с келиями на покои хотещимь жити чернецем ту на месте, рекомым Хроусия, при мори, и с помощью божественною обрех (вверху) того великаго пирга створих церковь в име преславнаго его Вознесения, и украсих пописанием и ссуды, яже на потребу свещенными внутрь и внешними правдами. И еще благодати Божии споспешествующими ми, потщах се и испросих у Господина и родителя ми, Царя Греческаго, Кур Андроника, и у возлюбленнаго сына его, брата Кралевствами, Царя Греческаго, Кур Михаила, у Струмской области село, именем Куцово, с винограды и с доходы и со всеми правинами села того, близ сел монастырских сумег (по смежности) с ними. И сего села Куцова на име монастырско, ни га (его) дах монастырю, ни да им обладает старец, пребываей в сем пиргу Храма Вознесения Господня. Сий же пирг не отлучи Кралевство ми от монастыря, не паче да единствуе с монастырем, како е и записано в первом хрисовуле, его же створии Кралевство ми монастырю; и от инуде, старець хотеи пребывати в сём пиргу, да се не ставии, токмо от монастыря да се избирая общим советом братие, подобные на то дело, первый по Игумен и по Бащи (духовник), и без великая узрока (вины) и дела да не ииммает се. И что смь (есмь) даль от дома Кралевьства ми живога, или мертвога, добытка, рекше, яже суть внутрь церкве, на службу и на украшение церковное, книги, иконы, завеси, честнии крести, сосуди злати и сребрени, и иная мала и голема (велика), и все, что е дало Кралевсгво ми на име пиргу, спроста да не имать власти ни сам Кралевствуеи взети что даных мною в дар Господеви. (Далее следуют обычныя заклятия и прещения.)

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

12 июня 1849 года, по окончании весенней распутицы иеромонах Иоанн и ещё 8 насельников Юрюзанского скита прибыли на новое место и приступили к расчистке поляны от леса под строительство келий и церкви. Создается комиссия по нарезке земли в 1 кв. версту. Её возглавить, произвести отвод и межевание поручается горному мерильщику Степану Анисимову. 30 июня 1849 года утром члены комиссии и понятые от Айлинской волости прибыли на место и приступили к работе. Выбрали починный пункт на бугре там, где после построят дом мельника. (Жили Храмцовы и Никоновы). Установили астролябию (прибор для определения координат по солнечной полуденной тени или по звёздам с магнитным компасом для определения направления в градусах и минутах относительно сторон света). Определили координаты, вкопали починный столб. От него в одной сажени вырыли яму, уложив угли и 5 камней, для указания направления линии отвода. На столбе вырезали буквы З.В.Е.М. (земли Воскресенского единоверческого монастыря) и с другой стороны-Д.К. К.З. (дача Кусинского казенного завода.) По магнитной стрелке взяли направление на восток с отклонением в 10 градусов к северу. Думаю, это было сделано, чтобы в отвод попала уже очищенная от леса поляна и с целью максимально исключить болотистую местность с юга. Однако завод не желал делиться и богатой лесами Ягодной (в последующем Монастырской) горой. Межуется прямая линия в 1 000 саженей, которая заканчивается там, где после будет глиняный спуск к реке АЙ (зимняя дорога в Кусу). Здесь также устанавливается межевой столб с указанными литерами и выкапывается яма, указывающая направление на юг. По лугу отмеряется 250 саженей и также устанавливается межевой столб. Далее берётся направление на запад с отклонением в 10 градусов к югу. Линия в 1 000 саженей заканчивается там, где после будут посажены тополя и рядом построен дом Криницыных. Эта линия на всем протяжении прошла по болотистой местности с мелким кустарником. Так ромбом со сторонами 1 000 и 250 саженей было вымерено 100 десятин, но Высочайше дарована 1 кв. верста, а это 104,4 десятины. Тогда к югу от будущего монастыря нарезается участок примерно в 5 га.

http://sobory.ru/article/?object=29556

Четвертая часть антиохийского документа посвящена разногласиям и не отражает позицию всего собора. В ней, как в Никейском символе, предается проклятию положение, «что Сын пришел из небытия или из другой ипостаси, а не из Бога, и что было время, когда Его не было». Далее разбираются заблуждения Маркелла и утверждается, что Христос — «от Отца рожденный прежде всех веков» и «будет восседать одесную Отца не только в веке сем, но и в грядущем». Пространное рассуждение о Святом Духе — Утешителе, сошедшем с небес после вознесения Сына, тоже направлено против Маркелла, имевшего склонность отождествлять божественную природу Христа со Святым Духом. В 342 или 343 г. по предложению Константа была предпринята попытка всеобщего примирения. Восточные епископы неохотно съехались в подчиненную ему Сардику (ныне София) на встречу с более многочисленными западными коллегами. Председательствовал Оссий Кордовский, ему помогал Протоген Сардикийский. Однако совместного обсуждения не получилось. Когда восточные священнослужители увидели, что отлученные ими Афанасий и Маркелл имеют на соборе место и голос, а Павел Константинопольский и Асклепа Га–зийский это одобряют, они покинули место встречи и удалились в Филиппополь Фракийский. Там они объявили о низложении всех сторонников Маркелла и Афанасия, включая председательствовавших в Сардике. Тем временем западные епископы сделали то же самое: вновь изучив взгляды Маркелла, они признали их правоверными христианами, всех его восточных сторонников восстановили в правах, а противников — отлучили (Сократ, «Церковная история», 2.20.7). Наряду с окружным посланием сохранилось «правило веры», с которым сверялось послание Урзация Сингидуна и Валента Мурсийского — латинян, возглавивших восточных епископов. К сожалению, текст этого документа сильно испорчен, но общее направление вполне ясно просматривается. Бог есть одна hypostasis (в латинском оригинале — substantid), а Валент и Урзаций еретики, ибо считают Отца, Сына и Духа тремя различными ипостасями; на самом же деле у Сына та же hypostasis, что у Отца. Отрицается идея о рождении Сына прежде всех веков, Святой Дух вначале отождествляется с Логосом, а в конце — с божественной Личностью в Иисусе Христе. Каждая группа обвиняла другую в богословских ошибках, но западные епископы особенно старались развенчать ори–генизм. Они также приняли несколько канонов, которые вскоре распространились от имени Никейского собора; наибольший интерес представляет третий из них. В нем утверждается право низложенных священнослужителей жаловаться в Рим, минуя главу поместной церкви; очевидно, здесь отразилась позиция Афанасия, Маркелла и других, отлученных от Церкви восточными епископами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

прхртить. тришьдъі ножемь и ржа. глть се ко вьа на заколни ведес.., тогда как там предоставляется сие действие иерею. По перенесении даров на св. престол, о умовении рук и многолетствовании сказано тоже, что в служебнике 342., л. 21. Иерей или клир произносит слова: «Отца и Сына и Св. Духа, Троицу единосущную и нераздельную», не сказано; но после сего возглашения положено приветствование священнодействующему: миръ х ириств твом. – О раздельном произношении иереем: «Святый Боже, Святый крепкий»... при возглашении диакона: «станем добре»... ничего не говорится. – Л. 17. После возгласа: «благодатию и щедротами»... перед возношением св. даров (также как и в 342): и въздвигъ рц. по. рее т . ги стьн мои верзиши ста мо възвстть хвал твою Об. после: «святая святымт»... ди. пристпль къ трпез. многа лта е бъ стю и тю и тьню твою млтв дарть намъ... и реть архири (последние слова вписаны после), кпно съ животомь вашимь... поп. лом тло. на д. асти. глть (последние слова также вписаны после) въ прломлнии хлба познаста еника га свого... попъ. вълага хлбъ. глть съмшени (т.е. соединение) стга тла и тьнъі кровь га нашего іс ха. Взято из литургии св. Апостола Иакова (Ducaei Bibl. Graec. Т. 2. р. 19), но далее, согласно с литургией Златоустого, прибавлено и другое возглашение: исполнни стго дха. Посем молитва тайная: въ множьств грховъ моихъ не верзи мене влко бе мои. Полагается в начале литургии св. Апостола Иакова (Ducaei. р. 1.). По молитве (л. 18) въземъ по. комкани. и держа на рк. и прхрьщас бма ркама. глть. дажь ми ги... избавителю рода лвчьскаго. сто тло твое и кровь. не въ сдъ ни во сжени. нъ во льгот дши мои... (см. 342 л. 35 об.) – клада во ста. глть се прикасатьс гль стьнахъ моихъ да и грхъі мо цстить ашю приима рееть ашю спсни приим им гне призов По приобщении подобная молитва , как и в 342, л. 36 об. Воззвание: со страхом Божиим и верою приступите – есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

204). « Свтилны и стры елскыб твореніе Лъва деспота». Начала книги нет. Нач.: « тьчію обрадованнуюб юже Гавіиль илоучи. Радуисе бце дв мти беневстноаа» Далее два тропаря и « п г ірмос. Единь съвдыи»… На переплетной доске спереди написано: « Сі книга кпи аъ многршніи ілки и приложи ю стом монастир стаго архангела Михала и еже есть въ стмь гра Іерлма и аще кто дрънеть да несть е сіа книга да есть прокл, .тиі. сты отець и мене многршнаго іки игмена стаго архангела бишаго ми игмень оу сїнаискою гор». На л. 51 об.: « конць пріеть мала верн в-го гласа». Ниже: « † писасе сы танка а гла. въ таково врме. докле перо калама ра до хартіе. до тоу мастилоледь нь мы не имавше где глави поклонити. писах тога». Л. 101 об. по окончании второго гласа: « † поменете чттыи мои ци и вълюблна братіа мене нечистаго инастраннаго в члц понже что сътворити не съвмъ ндь». 10. Поучения Ефрема Сирина в малый лист на бумаге Полуустав XV–XVI веках 55 тетрадей по 8 листов. Во многих местах есть приписки. На передней переплетной доске скорописью XVII–XVIII в.: « Сия книга глаголема Ефремъ дарова а свою дш монастир стго Савве осщенаго мсца октомра 13 Іосифъ монахъ србинъ» Тетр. 23, л. 3 об. на поле, поздней скорописью: « Сия книга монастыря храмнаа стго Николе». На об. последнего листа внизу полуустав: « гнї ничка л ра». Заглавие рукописи: « Книга нарена срскы еыко паренеснсьб словесни же еикомь ефремь притчен оутешеніа молніа накааніаю дшеполана мнораличнаа. блвы че. Б нкты на вьстоце моужь имене Ефремь сринь». Конец предисловия л. 3: « и ре м ты ли еси Ефремь Сіринь». Заглавие: « Того же Ефрема накааніе. сло а» – « Аь Ефре гршніи и нераоумны слабы прно и нили». 48 слов – со счетом. Остальные – без счета. Последнее озаглавливается (52 тетр. л. 5): « Тогоже прпобнаго ца нашго ефрема сріна на сто прображеніе га ба и спса нашего і ха сло. нывіи етва и радован и выногра плоды».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Антиминс ХІІ-го века с св. мощами и четырьмя наугольниками с лицевой стороны, подобно другим квадратный, величиною в 1 / 4 аршина. Среди антиминса изображён киноварью шестиконечный крест с тростью и копием на одном основании. Вокруг креста квадратом обвод в две красные линии; а по сторонам его надпись киноварью: црь сла іс хс ни ка, копие трость. Повыше креста на зашитых мощах написано также киноварью: мощи. По краям антиминса обведено двумя красными линиями. Между этими и внутренними линиями четкая надпись полууставом: Остася олтарь га ба и спса нашего іса ха въ церкв, стыя прпбномчницы евдокии сщена бысть црковь сія. в лЕто/з.рле. е Июня в и день на память стаго Великомчнка феодора стратилата. При державе блговерного i хртолюбивого царя и великого кнзя михаила феодоровича всея росии. и при пастве, великого гдна прщенного киприана митрополита, великого новаграда и великих лук: n:. Придел во имя преподобномученницы Евдокии, упоминаемый в надписи на антиминсе, издавна находится в Николо-Дворищском соборе. Он освящён был митрополитом Киприаном (1627–1635) в первый год вступления его на Новгородскую кафедру. (Там же, стр. 90, 91). Антиминс XV-ro века, из холстины более плотной, с четырьмя наугольниками на лицевой стороне и со св. мощами, зашитыми не вверху, а с правой стороны. Среди антиминса начертан чернилами шестиконечный крест с обычною надписью слов по сторонам его: ЦРЬ СЛЫ, ІС. ХЪ, НИ КА. По краям антиминса уставная надпись в верхи, стороны: Л S , Ц ΕГ СЩИНЪ БЬІ ОЛТА; далее с правой стороны: РЬ СЕИ СТЫХЪ АПЛЪ BI АРХИЕПИО; с нижней стороны: МЪ ЕФЕМЬЕМЪ МЦА ОКТЯБРЯ S; с левой стороны: НА ПАМЯ СВТА АПЛА Из надписи сеи видно, что антиминс освящен святителем Евфимием в 1454 году к церкви XII Апостол, в которой был найден и которая построена была освящавшим ее Архиепископом в 1433 году. (Там же, стр. 91, 92). 130 На Афоне найден шестиконечный крест, сделанный на белой мраморной доске и вложенный в стену крещальни. Крест относят к первым векам христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010