„Стоя в преддверии св. поста, смиренно прошу у Вашего Превосходительства прощения во всех моих пред Вами прегрешениях, и наипаче в продолжительном моём молчании. Вот и светильник великой Киевской церкви наконец угас; отошёл в вечность великий подвижник благоче- —586— 1882 г. стия, строгий поборник правды и ревнитель святоотеческих преданий. Осиротела Киевская паства. Кому суждено будет занять место почившего в Бозе святителя Филофея? Мысли и желания Киевлян не напрасно, кажется, устремляются на архипастыря Волынского, послужившего погребению их свято-почившего Владыки. Более достойного кандидата на упразднившуюся кафедру обрести трудно. Не могу не обратиться ещё раз к Ржевской истории. Недавно доведено было до моего сведения, что Ржевское Полицейское Управление, вследствие распоряжения высшего Начальства, признавшего Мазурину малоумной, потребовало от Училищного Правления выдачи принадлежащего ей денежного капитала (5000 р.) и вещевого имущества, которое оказалось совершенно ничтожным. Требование, конечно исполнено, и тем, вероятно, окончатся все истязания членов Училищного Правления. Дай-то Бог“! 8-го ч. читал в 165 газеты „Восток“ следующие строки: „Заграничные газеты сообщают, что коронование Их Величеств совершится будто бы в Костроме. По другим известиям коронация отложена до 1883 г.“ Сколько первое известие было несбыточно, столько последнее оказалось верным. 1–2-го ч. был у меня из С.-Пб-га чиновник особых поручений при Государственном Банке, Д. Ст. Сов. Александр Степанович Воронин – сын и наследник известного петербургского богача Ст. Дм. Воронина. Последний, как уроженец г. Осташкова, при жизни своей, пожертвовал в Нилову Пустынь 100,000 рублей на построение тёплого храма и укрепление берега на острове, на котором расположена обитель. Так как суммы, пожертвованной покойным Ворониным, на оба эти предмета оказалось недостаточно, то она и остаётся неупотреблённой и однако ж неприкосновенной для всякого другого назначения, впредь до умножения её процентами. Узнавши об этом, А. С. Воронин возымел намерение, под предлогом неисполнения родительского завещания, вытребовать из пустыни означенную сумму, для употребления по собственному усмотрению, и об этом предположил войти в письменные со мной сношения, что, как увидим далее, и исполнил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Храм – домовый, при богадельне 619 , где будут призреваться убогие старики и старушки, содержащиеся на счет благотворительного общества во имя [преподобных] Сергия и Никона. Храм может вместить до четырехсот людей. Со мною служили иноки лаврские и скитские: эконом Досифей 620 , игумен Иларий, о. Аполлос 621 , протоиерей М. Багрецов 622 и о. Георгий Раевский, при лаврском протодиаконе Димитриане и лаврских певчих. В конце литургии мною сказано Слово о значении храма вообще, в частности для этой местности, и указано на благодеяние Красюка. Это уже третий храм, освященный мною: первый – на Афоне, 16-го июня 1900 года, в Андреевском скиту вместе с патриархом Иоакимом III, второй – 9-го февраля 1902 года, так называемый Пятницкий, принадлежащий Лавре 623 , и третий – этот. Теперь уже достаточно имею в этом отношении практики (далее л. 91–91 об. пустые, л. 92–96 об. – отрывок из дневника архимандрита Лаврентия (Некрасова), вложенный епископом Арсением (Стадницким) в конец своего дневника, см. Приложение 2– прим. электронной редакции). ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 512. Л. 1–91. Автограф). 324 (...профессор А. Спасский... прочитал статейку... «По вопросам современной жизни». – Спасский А.А. Из текущей журналистики. Вопрос омонашестве: Кто подменил тему? Литературные приемы редакции «Душеполезного чтения» (Статьи архим. Евдокима «Иноки на службе ближним» в «Богословском вестнике» и проф. А.И. Введенского «Недоразумение по важному вопросу» в «Душеполезном чтении» 1903, январь)//БВ. 1903. Т. 1, С. 172–180.) (По прочтении речи... с сильным либеральничанием... началась вакханалия, несмотря на... архиепископа Арсения, губернатора... донесено... Синоду, который... до расследования дела, воспретил Благовидову чтение лекций. – Ф.В. Благовидов придерживался либерально-критических взглядов.Содержавшаяся в докладе критика Николаевской эпохи едва не привела к увольнению Благовидова из КазДА. После предложения оставить Академию Благовидов выпросил себе отсрочку. Впоследствии дело о его увольнении не возобновлялось.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Подобным же образом рассуждает св. Иоанн Дамаскин : «Поэтому, кажется, что из всех имен, приписываемых Богу, более главное – Сый, как и Сам Он, отвечая Моисею на горе, говорит: тако речеши сыном Израилевым: Сый посла мя. Ибо, всё совместив в Себе, Он имеет бытие, как бы некоторое море сущности – беспредельное и неограниченное» Точн. изл. правосл.веры, кн. 1, гл. 9]. Далее св. Иоанн Дамаскин рассуждает о том, что имя Сый «показывает, что Он существует, а не то, что Он есть». Имя же «Бог» ( θες «показывает деятельность», т.е. проявления, действования Божии. Дамаскин, как и св. Григорий Богослов , производят слово θες 24 от «бежать» или «жечь», а потому означает, что Бог есть огонь поядающий всякую неправду, т.е. это одно из действований Божиих и несопоставимо с Сый ( ν), означающим бытие Божие и, в некотором смысле, даже Его Самого. Еще ранее о изначальности и исключительности бытийности, по сравнению со свойствами, Бога рассуждал св. Дионисий Ареопагит : «А теперь... мы обратимся, наконец, к прославлению блага как сущностно Сущего и Творца всего сущего. Итак, по своему значению Сущий сверхъестественно превосходит всю совокупность бытия, являясь единоличной Причиной и Создателем всего сущего: материи, сущности, существования, бытия...» Божеств, имена, 5, 4]. Св. Дионисий выражает типично эллинское, неоплатоническое восприятие Божественной истины о том, кто есть Эхиех, Сый, или «сущностно Сущий». Подобные мысли о имени Божием Сый высказывали св. Епифаний Кипрский (haeris. 69), св. Амвросий Медиоланский (Comment. in Ps. 43 ), блж. Иероним (Epis. 136) и другие святые отцы церкви. И, наконец, в святоотеческом понимании имя Божие Сый, или даже Господь как эквивалент священной тетраграммы, относится таинственным образом к Единородному Сыну Божию, к предвечному Слову Вечного Бога. Самое удивительное, – знали ли об этом святые отцы? – это то, что синайское откровение имени Божия и священную тетраграмму соотносили с грядущим Мессией уже сами иудейские раввины. Анохи На горе Хорив, перед тем, как открыть Свое имя Моисею, Бог говорит ему: Я буду говорить с тобою, и вот тебе знамение [га от], что Я [анохи] послал тебя: когда ты выведешь народ (Мой) из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе ( Исх. 3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Стояв в предверии св. поста смиренно прошу у Вашего Превосходительства прощения во всех моих пред Вами прегрешениях, и наипаче в продолжительном моем молчании. Вот и светильник великой Киевской церкви наконец угас; отошел в вечность великий подвижник благочестия, строгий поборник правды и ревнитель святоотеческих преданий. Осиротела Киевская паства. Кому суждено будет занять место почившего в Бозе святителя Филофея? Мысли и желания Киевлян не напрасно, кажется, устремляются на архипастыря Волынского, послужившего погребению их свято-почившего Владыки. Более достойного кандидата на упразднившуюся кафедру обрести трудно. Не могу не обратится еще раз к Ржевской истории. Недавно доведено было до моего сведения, что Ржевское Полицейское Управление вследствие распоряжения высшего Начальства, признавшего Мазурину малоумною, потребовало от Училищного Правления выдачи принадлежащего ей денежного капитала (5000 р.) и вещевого имущества, которое оказалось совершенно ничтожным. Требование, конечно исполнено, и тем, вероятно, окончатся все истязания членов Училищного Правления. Дай-то Бог»! 8-го ч. читал в 165 газеты «Восток» следующие строки: «Заграничные газеты сообщают, что коронование Их Величеств совершится будто бы в Костроме. По другим известиям коронация отложена до 1883 г.». Сколько первое известие было несбыточно, столько последнее оказалось верным. 12-го ч. был у меня из С.-Пб-га чиновник особых поручений при Государственном Банке, Д. Ст. Сов. Александр Степанович Воронин – сын и наследник известного петербургского богача Ст. Дм. Воронина. Последний как уроженец г. Осташкова, при жизни своей, пожертвовал в Нилову Пустынь 100,000 рублей на построение теплого храма и укрепление берега на острове, на котором расположена обитель. Так как суммы, пожертвованной покойным Ворониным на оба эти предмета оказалось недостаточно, то она и остается неупотребленною и однакож неприкосновенною для всякого другого назначения, впредь до умножения ее процентами. Узнавши об этом, А. С. Воронин возымел намерение, под предлогом неисполнения родительского завещания, вытребовать из пустыни означенную сумму, для употребления по собственному усмотрению, и об этом предположил войти в письменные со мною, сношения, что, как увидим далее, и исполнил.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

А потом XVII век со всем его многоцветьем, Хамовники и прочее. А дальше пришла классика XIX века. А до этого было ещё барокко, а потом модерн. Щусев, Покровский и Перетяткович, и так далее. Все соответствовало своему времени, своей эпохе. Сегодня на дворе XXI век. Где храм, который соответствует этой эпохе, храм XXI века? Пока это все цитаты, это все эклектика. А вот проект для Ходынки я считаю одним из храмов XXI века; таким, который на основе традиций идет дальше. – Расскажите о проекте. – По проекту планировки было задано, что здание должно быть одно, оно должно быть компактное, то есть комплекс. Парковая зона, метро и все эти природные комплексы не позволяют сделать выгородку с оградой и домом причта. Получается, должно быть открытое сооружение на эспланаде, которое компактно стоит единым объемом. Поэтому оно и приобрело ту кубическую композицию, которая сегодня кому-то не нравится. Надо, конечно же, понимать контекст и окружение. Вы посмотрите, какие агрессивные там вещи – четыре сундука «Авиапарка». И ещё строятся высоченные апартаменты, жилые корпуса. Поэтому, по заданию и было так – чтобы это было монументальное сооружение. Как его сам Кузнецов назвал — «кубарь». Все это должно быть лаконично. Если хотите, брутально. И на этом огромном Ходынском поле оно будет смотреться, даже будучи небольшим сооружением, поскольку имеет свой определенный масштаб. Храм Сергия Радонежского на Ходынском Поле – А точные габариты здания определены? – Сейчас пока сложно сказать. Участок выделили 0,5 га. Первый этаж, подклет занимают всякие канцелярские и складские помещения, ризница, трапезная и т.д. Один из блоков, как раз боковой, на все три этажа занимает большая церковно-приходская школа. То есть предполагается духовно-просветительский социальный комплекс. Еще одна особенность – это постановка куполов в ортогональной проекции – примерно, как собор Сан-Марко в Венеции, то есть не по углам, а по основным осям. Это придает храму определенную фундаментальность и центричность по типу купольной базилики.

http://pravmir.ru/hram-na-hodyinke-v-mos...

2 Рыбинское водохранилище, или Рыбинское море, планировалось как самое крупное в мире. Строительство Рыбинского гидроузла началось в 1935 г. у деревни Переборы, выше места впадения Шексны в Волгу. Осенью 1940 г. русло Волги перекрыли, 13 апреля 1941 г. после наполнения чаши Рыбинского водохранилища ушла под воду восьмая часть Ярославской земли, в том числе 80 тыс. га лучших в Поволжье пойменных заливных лугов, также более 70 тыс. гектаров веками возделываемой пашни, более 30 тыс. гектаров пастбищ, более 250 тыс. гектаров грибных и ягодных лесов. 3 Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, основан в 1875 г. Со временем монастырь стал одной из трех «женских лавр» России, наряду с Дивеево и Шамордино. В канун 1917 г. в нем проживали почти 700 насельниц. Леушинский монастырь пользовался духовным покровительством св. прав. Иоанна Кронштадтского . Начиная с 1891 г. кронштадтский пастырь почти каждое лето посещал Леушино. Монастырь оставался действующим до 1931 г., а в 1941–1946 гг. был затоплен водами Рыбинского водохранилища. 4 Югская Дорофеева пустынь находилась в 15 км от г. Молога; была основана при впадении р. Юги Черной в р. Югу Белую в самом начале XVII в. В монастыре находилась чудотворная Югская икона Божией Матери. В 1920 г. в стенах монастыря разместили детскую трудовую коммуну. Все земли и многие хозяйственные строения вне монастыря отошли колхозу. К середине 1920-х гг. монастырь был закрыт окончательно, а в 1930-е на территории бывшего монастыря обосновался «Волгострой». 5 Некоторые историки не признают документ, сообщающий, что при затоплении края под Рыбинское водохранилище погибли люди. Недоверие к документу вызвано в основном тем, что не сохранился его оригинал, только сканированная копия. Также вызывает у исследователей сомнение достоверность того факта, что водохранилище якобы заполнялось постепенно, по несколько сантиметров в день, в течение семи лет (с 1940 по 1947 г.). 6 Здесь и далее цитируется по воспоминаниям протоиерея Павла Недосекина (сына протоиерея Владимира Недосекина).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В России интерес к архиепископу Серафиму возник в начале 1990-х годов, когда стали издаваться его исследования, направленные против отклонений от православной веры, а также его сочинения, посвященные идеологии Российского государства. Стали появляться и жизнеописания архиепископа Серафима, которые стали причиной интереса к иерарху уже не только как к богослову и патриоту, но и как к святому чудотворцу. Однако, любой, кто просмотрит разные жизнеописания архиепископа Серафима, придет к выводу, что в основе их лежит один и тот же текст, а именно – «Воспоминательное слово», принадлежащее ученику иерарха – архимандриту Пантелеимону (Старицкому). Неудивительно, что архимандрит Пантелеимон старался подчеркнуть святость архиепископа и избежать, при этом, любых критических оценок. Такой же характер носят воспоминания об архипастыре другого его ученика – архимандрита Серафима (Алексеева), а также «Краткое жизнеописание» на болгарском языке и опубликованное в журнале «Православно слово». В настоящее время наследие архиепископа Серафима продолжает быть актуальным. Это касается, прежде всего, формирования государственной идеологии нашего Отечества. Здесь труды архиепископа Серафима могут оказать большую помощь. Далее, наследие архиепископа является важным и в деле решения вопросов, стоящих перед Церковью . Это касается некоторых учений, подвергшихся критике со стороны архиепископа Серафима, а также экуменического вопроса, до сих пор вызывающего споры в церковной среде. Нельзя не остановиться на таком вопросе, как канонизация архиепископа Серафима. В 2002 г. Болгарская Старостильная Церковь причислила иерарха к лику святых, после чего к этой канонизации присоединилась Русская Зарубежная Церковь , еще не объединившаяся в тот момент с Церковью в Отечестве. Последующие попытки внести имя архиепископа Серафима в святцы Московского Патриархата не увенчались успехом. В настоящей работе предпринята попытка, на основании имеющихся сведений, разносторонне рассмотреть личность и труды архиепископа Серафима, привлекая не только положительные, но и отрицательные характеристики. В основу настоящего исследования легли, как ранее издававшиеся жизнеописания архиепископа Серафима, так и не публиковавшиеся, ранее, источники. Это материалы Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ) и архив отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (Архив ОВЦС). В качестве дополнительного источника, использованы материалы других архивов – архива Подворья Русской Православной Церкви в Софии, а также архива Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле (Holy Trinity seminary archive – HTSA). Использовались, также, материалы периодической печати: дореволюционные русские газеты, эмигрантская пресса («Церковные ведомости», «Церковная жизнь», «Православная Русь»), а также болгарская церковная периодика, прежде всего официальный орган Болгарской Церкви «Церковенъ вестник».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Елена, а также его брат иером. Виссарион и сестры - схимонахини София и Евгения. В какой-то момент прп. Алексий распустил всех учеников (по мнению митр. Шио (Муджири), это произошло в период с сент. 1917 до 1918). Считается, что причиной послужило отсутствие послушания нек-рых насельников обители, среди к-рых особо выделялся благочинный и эконом обители иером. Дорофей (Качарава). То, что он держал в обители 12 пар волов, позволяло братии обрабатывать почти 15-20 га земли и содержать себя. Прп. Алексий требовал, чтобы монахи его обители не посещали те дома, в семьях которых жили молодые женщины. Иером. Дорофей нарушал это правило; кроме того, пользуясь уединенным образом жизни настоятеля, он стал злоупотреблять властью, решал некоторые вопросы без благословения преподобного, что поддерживали некоторые из братьев. Прп. Алексий, стремясь избежать соблазна и чувствуя себя недостойным далее продолжать духовное руководство, решил распустить всех - и виновных, и невиновных. Этот период своей жизни он описал в неск. стихотворениях и в соч. «Времена моего монашества» ( Алексий (Шушания). 2002. С. 43, 44; Он же. 2003. С. 160, 163, 164, 258-260; Рассказ послушницы Зои Шушании со слов схиигум. Фавсты (Шушании) от 16 дек. 2012//Личный архив митр. Шио (Муджири)). В письме игум. Давиду (Джинчарадзе) от 27 апр. 1911 г. (Архив монастыря Менджи) прп. Алексий замечал: «Людская вражда и сознание недостаточного постижения мною духовного мира породили во мне нежелание продолжать исполнение общественного служения... Доселе я лишь на словах постигал ничтожность мирской суеты. Ныне же на опыте глубоко познал ее враждебность». Также вероятной причиной роспуска учеников могла быть физическая немощь прп. Алексия, длившаяся мн. годы и усугубившаяся из-за скорби по поводу недостойного поведения учеников. Так, в письме от 3 февр. (б. г. Архив мон-ря Менджи) игум. Давиду (Джинчарадзе) он просил ученика позаботиться о недавно рукоположенном иером. Григории и принять его к себе в обитель на 40 дней для ежедневного служения литургии, поскольку сам не может уделить ему должного внимания, т. к. после недавней болезни «настолько ослаб, что затрудняется читать даже газеты». В др. письме игум. Давиду, написанном по просьбе преподобного его племянником Онуфрием, отмечалось, что прп. Алексий «по причине тяжелой болезни сам ответить не в состоянии» (Архив мон-ря Менджи).

http://pravenc.ru/text/2562970.html

– славяне. В XIV в. на этой территории образовались два княжества: Валахия и Молдова, оказавшиеся с XVI в. под турецким господством. С этого же времени в связи с увеличением волошского населения и его преобладанием над славянами (молдаванами) молдо-влахийские воеводы в официальных сношениях переходят со славянского языка на волошский (смесь славянского с латинским). По Бухарестскому миру в 1812 г. часть Молдовы отошла к России (см. примеч. к гл. II, л. 39 об. – ссылка 214), часть осталась в Турции. По Адрианопольскому мирному договору 1829 г. принадлежавшие Турции части княжеств получили фактическую автономию. В 1862 г. они объединились в Румынское княжество, получившее независимость в результате русско-турецкой войны 1877–1879 гг. До XVIII в. монахи – волохи и молдаване, пользовавшиеся в богослужении славянским языком, по сути ничем не выделялись из числа славянских насельников Афона, так как среди них в XVI–XVII вв. широкое распространение получили славянские издания сначала валашских, а затем и молдавских кириллических типографий. Начиная с XVIII в. и в особенности в XIX в. среди иноков-румын (волохов) распространялись небогослужебные книги на румынском языке, написанные кириллицей. 347 Киновия (общежитие) – общежительный монастырь, в котором все является общим: кров, послушания, трапеза, молитва; монахи не имеют никакой частной собственности. Общежительным монастырем управляет игумен. К концу XX в. все афонские монастыри стали общежительными. 348 После объединения придунайских княжеств в Румынское государство его правитель А.Й. Куза (1862–1866) начал проведение церковной реформы, в результате которой последовала секуляризация многих монастырей, приписанных Афону. Это привело к тому, что в греческие монастыри на Афоне перестали принимать монашествующих из Румынии, тогда иноки-волохи стали приобретать келлии и селиться в скитах, добиваясь для них румынского статуса. Так произошло и с Молдавским скитом, число иноков-волохов в котором значительно выросло. Молдавский игумен Нифонт много сделал для скита, его трудами в 1857–1866 гг. был построен скитский храм в честь Иоанна Предтечи. Однако в 1871 г стараниями валашской братии скит был объявлен румынской собственностью, а в 1876 г. этот статус был признан Константинопольским патриархом Иоакимом II и сохранился в дальнейшем. Читать далее Источник: Дневник : в 3-х том./митрополит Арсений (Стадницкий). - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2006-2015./Т. 1. : 1880-1901. По материалам ГА РФ. - 2006. - 740 с. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВИСЛЯНСКИЙ АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сщмч. Александр Вислянский 7 февраля 1930 года был арестован вместе со священником Даниилом Алферов и 64 прихожанами по обвинению в «создании контрреволюционной организации, деятельность которой была направлена на свержение существующего строя». Все они были заключены в тюрьму в Воронеже. Из показаний о. Александра на допросе 8 февраля: " За время моего служения ко мне неоднократно обращались из группы верующих... например, с такими вопросами: нужно ли отдавать излишки хлеба, скоро ли будет конец света, скоро ли кончится такая жизнь: обирают, гонение на Церковь и так далее. Я отвечал, что хлебозаготовки нужно выполнять, как кто сможет. На вопрос: скоро ли наступит конец света, я говорил, что от нас это закрыто и объяснял это в духе Евангелия. В том же духе я отвечал и на последний вопрос, то есть нужно любить врагов своих, за безбожника нужно молиться. Я как священник принадлежу к древне-апостольской Православной Церкви, за богослужением поминаю митрополита Петра Крутицкого и епископа Алексия ... Ктитор мог из церковных средств оказывать помощь нуждающимся, но формального постановления церковного совета на этот счет я не видел. Случаи были, когда церковь оказывала помощь нуждающимся. Кто такие нуждающиеся: кулак ли экспроприированный или бедняк, - церковь не знает " . Священник не признал себя и других виновными в проведении контрреволюционной деятельности. 5 марта 1930 года приговорен к расстрелу тройкой ОГПУ. 6 марта 1930 года в 23 часа священники Александр Вислянский и Даниил Алферов были расстреляны за городом Воронежем и погребены в общей безвестной могиле. На месте расстрела, находящемся в 20 километрах от Воронежа и в 4 километрах от станции Сомово, в 1990-е годы был поставлен большой деревянный поклонный крест. Священномученики Александр Вислянский и Даниил Алферов причислены к сонму новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 26 декабря 2001 г. Использованные материалы    " Разрядный список учеников Задонского духовного училища на 1886 год, " Воронежские епархиальные ведомости, 1886, 16, 714.   1 десятина - 1,092 га. Сомнительно, чтобы у прихода были такие наделы церковной земли. Возможно, речь идет о т.н. " тридцатке " - казённой десятине в виде прямоугольника со сторонами в 80 и 30 саженей. Редакция текста от: 17.09.2019 19:39:47 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/17179.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010