Узнав о набеге печенегов, он поспешил в южную Россию, сразился с ними под самым Киевом и одержал победу. Большая часть печенегов легла на месте, другие утонули в реках, и Русь окончательно освободилась от их нападений. В память этой победы великий князь заложил на месте сражения великолепную церковь . Потом Ярослав вел войну с ятвягами, также литовцами и мазурами (1038, 1040 и 1041 г.). В 1043 г. он послал сына Владимира и воеводу Вышату на греков, но этот поход не имел успеха. В 1051 г. Ярослав собрал в Киеве епископов и велел им поставить митрополитом первого начателя киевских пещер Иллариона, без всякого участия со стороны константинопольского патриарха. Наконец, чувствуя приближение смерти, Ярослав призвал своих сыновей и, в надежде предупредить между ними всякий повод к распре, сам назначил каждому особый удел: старшему из них Изяславу киевский престол, с титулом великого князя; Святославу Чернигов, Всеволоду Переяславль (южный), Вячеславу Смоленск, Игорю Владимир волынский. Ярослав скончался 19 февраля 1054 г. в Вышгороде. Народ и священники в служебных ризах шли за телом из Вышгорода до Киева, где оно, заключенное в мраморную раку, и погребено в Софийской церкви; памятник этот, украшенный резными изображениями птиц и дерев, уцелел до наших времен. 35-летнее правление Ярослава достопамятно по многим случаям. В 1016 г. оп издал собрание древнейших русских гражданских уставов, известное под именем „Русской правды“, написанное на славянском языке; даровал новгородцам многие льготные грамоты, служившие впоследствии основанием их внутреннему устройству; в 1031 г. завел в Новгороде первую школу; распространил Киев, обвел его каменною стеною, назвав главные врата «Златыми», выстроил церковь Св. Софии, назвав ее митрополитскою, украсил золотом, серебром, мусиею (мозаика) и драгоценными сосудами (1037); начал строить монастыри, первыми из них были в Киеве монастырь Св. Георгия и Ирины. По сказанию летописцев, Ярослав весьма любил церковные уставы, духовных пастырей и в особенности черноризцев, не менее любил и книги божественные, велел переводить их с греческого на славянский язык, читал их день и ночь, многие списывал и положил в церкви Софийской для народного употребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Описание Киево-Софийского Собора Глава I. О времени и случае основания и создания Киево-Софийского Собора По кончине равноапостольного Великого Князя Владимира Святославича, сын его Святополк, братоубийством с 1015 года завладевший Великим Княжением Киевским, сам два раза был изгоняем братом своим Ярославом Владимировичем, который с 1019 года уже утвердился на отеческом престоле. Сей Великий Князь, по свидетельству преподобного Нестора, был усердный любитель церковного благодеяния и уставов, и создал много церквей и монастырей в Киеве. Между тем, в одно его отсутствие в Новгород, облегли Киев печенеги, известный дикий народ; с начала ХХ века кочевавший в южной части России. Ярослав, услышав о бедствии своей столицы, поспешил к оной с варяжскими и славянскими войсками из Новгорода и, пришед в Киев, нашел бесчисленное множество печенегов у города. Он выступил против них на открытом поле, распределил варягов посреди строя, киевлян па правом крыле, а на левом новогородских славян. Целый день продолжалось сражение и к вечеру одолел Ярослав своих врагов, которые гонимы быв от Киева, иные потонули в реке Сетомле, иные в других реках, а прочие разбежались. Сим поражением уничтожена та орда и после не беспокоила уже России. В память сей-то знаменитой победы Ярослав на поле сражения основал великолепную церковь каменную во имя святой Софии. Так описал сие происшествие Нестор 21 . С того же времени Ярослав оградил Киев стеной, а в части оной ближней к Софийской своей церкви устроил златые или позлащенные врата градские, под ними каморы, а на них церковь Благовещения Пресвятой Богородицы того деля, как сказано в Ипатьевском списке Несторовой летописи и Киевском Синопсисе 22 , да всегда радость граду тому святым Благовещением будет, молитвами Пресвятыя Богородицы и святого Архангела Гавриила, радости благовестника. Время всех сих происшествий в летописях наших назначается различно. Летопись Софийская, Воскресенская, Никонова и Русский Временник полагают нашествие печенегов и основание Софийской церкви, златых врат и стен градских в 1017 году, а окончание сих зданий и устроение церквей Благовещенской на златых вратах и Георгиевской близ их в 1037 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

4 . ФЕОПЕМЕНТ родом грек, упоминается Нестором уже с 1039 г. при новом освящении Десятинной церкви. Но Киевский иерархический каталог и Коссов говорят, что сей митрополит освятил и Ярославову Софийскую церковь и на Златых Вратах Благовещенскую. Коссов прибытие его в Киев из Константинополя полагает около 1038, а Палинодия в 1039 г, следовательно, от патриарха Алексы Студита. Московский каталог считает его правления 12 лет; а кончину около 1049 г. Посему от кончины его до преемника остается промежутка около двух лет, в коих Палинодия по Помяннику Киевскому полагает митрополитом Кирилла, о котором однако же ни летописи, ни иерархические каталоги не упоминают. Но если не полагать Кирилла, то в два года, протекшие без избрания нового киевского митрополита, Ярослав имел какое-нибудь препятствие или затруднение в получении оного из Константинополя по прежнему обыкновению. Палинодия и Сильвестр Коссов, а за ними Никонова летопись и Киевский иерархический каталог 74 причиной сему почитают бывшую с греками у Ярослава войну, но война сия была еще за 6 лет до смерти Феопемпта и через три года при нем же кончилась миром, по свидетельству Несторову. Вероятнее можно заключить, что Ярослав видел какое-нибудь неудовольствие от присылавшихся дотоле из Константинополя греческих митрополитов и хотел освободить российскую иерархию от сей зависимости. Историограф Н.М. К. приводит свидетельство Хр. Готл. Фризия из сочинения его о Киевском епископстве, ссылающегося на Головского, что Ярослав просил себе епископа у Папы Венедикта VIII и что сей папа прислал в Киев Святителя Алексия, родом болгарина, искусного в языках греческом и славянском; что сей Алексий основал новую Киевскую епископию и первый служил в Софийской церкви, но долго терпев от зависти греческого духовенства, наконец, выехал из России и скончался в Болгарии 75 . Но сие сказание сомнительно. Впрочем, какая бы ни была тому причина, а по смерти Феопемпта Ярослав не захотел уже просить у Константинопольского патриарха в Киев митрополита, и повелел своим епископам посвятить оного из россиян.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Осыпется ли вал, которым столько раз обносили старый Киев, и вот выглянут из-под него Златые врата Ярослав – памятник его могущества и величия Киева, или врата Батыевы – горькая память разорения монгольского. То мирный храм Ирины со своими усыпальницами, обретенными чрез столько лет забвения, начинает опять отогревать на родном солнце Киева прах своих усопших; то древняя Десятинная церковь на время раскроет тайны своих подземных сводов, чтобы опять укрыться под щит нового храма, хотя не достигшего ее широких размеров, однако осенившего благоговейно ее священные останки; или из-под горы Перуновой вымываются живыми ключами украшения мертвых кумиров, которые еще блюдет Киев, как в тайнике, вместе с костями их сокрушителей, в материнской утробе своих гор. Киев, колыбель нашей веры, новый Сион наш, подобно древнему, есть град Великого Царя, и к нему может также относиться псаломный стих сей: «Горы окрест него и Господь окрест людей своих» ( Пс. 124:2 ). На четыре неравные части разделен Старый Киев со своими отдельными холмами и зданиями. Вся обрывистая гора, на которой стоит он, возвышается, как крутобережный остров, из глубины окружающих его долин, неприступный только со стороны Днепра, более открытый с других сторон. На самой вершине его теснились в малом городке древние князья, там, где ныне церковь Первозванного; это есть первое отделение Старого Киева, искони обнесенное валом, и к нему принадлежала также верхняя часть Михайловского, а нижняя его половина укреплена только в позднейшие времена. Ярослав много распространил к западу столицу свою, соорудил митрополию и две обители на поле битвы с печенегами, но еще долго находилась вне ограды Старого Киева, глубокая долина, живописно врезавшаяся в недра горы Киевской; она слыла в древности Перевесищем, потому что лежит на скате Старого Киева. Из ограды Михайловской вступил я опять на летописную почву древнейшего населения Старого Киева. Здесь, между монастырем и церковью трех Святителей, еще сохранялась отлогость бывшего Боричева взвоза, где основался Кий, князь Полянский, давший свое истинное или баснословное имя, вместе с братьями и сестрою, месту их жительства и окрестным урочищам. Здесь начало Киева и современных ему названий: Щекавицы, горы Олеговой, и Хоревицы, горы Ольгиной, и реки Лыбеди, – доселе сохранивших те имена, какими искони огласила их Русь. Еще тогда речка Почайна, ныне поглощенная Днепром, протекала у подошвы горы Киевской, и в устье ее, где теперь Крещатик, были пристань и перевоз чрез Днепр. Вверх сего Боричева взвоза киевляне несли в ладьях надменных послов Древлянских, приходившних сватать за своего князя языческую Ольгу после убиения ее супруга, и вниз по той же дороге влачим был, по слову Владимирову, кумир Перунов, гордо возвышавшийся на соседнем холме. Вот и церковь Трехсвятительская, сооруженная Святым князем в честь Ангела свого, Великого Василия, на том месте, где некогда князь тьмы в лице Перуна требовал от него идольских жертв и даже крови мученической.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

653 . Восток Христианский: Египет: Состояние Апостольской, Православно-Кафолической Церкви Египетской в первой половине девятнадцатого столетия. – Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1868. – 52 с. – Из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1868. 654 . Восток Христианский: Египет и Синай: Виды, очерки, планы и надписи: К путешествиям архимандрита Порфирия. – Б.м., 1857. – 83 с.: ил. – Авт. установлен по изд: Энцикл. словарь/Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – СПб., 1898. -Т. 24-а. 655 . Восток Христианский. I. Просопография церковная. II. Живопись церковная/Пер. ... – Киев, 1871. – 8с. – Из: Тр. Киев. Духов. Акад. 656 . Восток Христианский: Сирия. – Киев: Тип. Еремеева, 1874–1876. – Из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1874, июль, сент.; 1875; 1876. 1 . – 1874. – 175 с. 2 .: Список антиохийских патриархов. – 1876. – 125 с. 657 . Второе путешествие по Святой Горе Афонской архимандрита, ныне епископа, Порфирия Успенского в годы 1858, 1859 и 1861 и описание скитов Афонских. – М.: Типо-лит. Ефимова, 1880. – VII, 529 с.: ил. – Загл. обл.: Восток Христиан. Афон. 658 . Второе путешествие архимандрита Порфирия Успенского в Синайский монастырь в 1850 году. – СПб.: Тип. Мор. кадет, корпуса, 1856. – 397 с., 1л. карт. 659 . Деяние Константинопольского Собора 1593 г., которым утверждено патриаршество в России/Пер. с греч.... в 1850 г. – Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1865. – 12 с. – Из: Тр. Киев. Духов. Акад. 660 . Брминия. или Наставление в живописном искусстве, написанное неизвестно кем вскоре после 1566 года: (Первая иерусалимская рукопись XVII в.)/[Пер.]... – Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры. 1867. – 56 с. – Из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1867. 661 . Зографическая летопись Афона и мое суждение о тамошней иконописи. – Б.м., Б.г. – 40 с. 662 . Иконы Синайской и Афонской коллекций преосв. Порфирия, издаваемые в лично им изготовленных 23 таблицах/Объясн. текст Н.П. Кондакова . – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1902. – 25 с.: ил., 2 л. ил. 663 . Исповедь кающегося грешника. – Киев: Тип. Федорова, 1866. – 36 с. – Авт. установлен по переизданиям этого произведения. – Со 2-го изд. под заг.: Творения смиренного Порфирия, епископа. – Из: Киев, епарх. ведомости. – 1866. – 3 и 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ветхий Завет и его непреходящее значение в христианской Церкви. – Киев: Свято-Владимирское Братство,  1909. – 61 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. 434 . Ветхозаветное библейское учение об Ангелах: (Опыт библейско-богословского исследования). – Киев: Тип. Горбунова, 1900. -IV, V. VI, 705 с. 435 . Древнееврейская благотворительность: Произнесено на годичном акте Киевской Духовной Академии 2 нояб. 1902 г. – Киев: Тип. Горбунова, 1903. – 83 с. 436 . Закон ужичества или левиратный брак у древних евреев. – Киев: Тип. «Петр Барский», 1914. – 22 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. 437 . Иерусалим библейско-иудейский и частью современный в историко-археологическом отношении. – Б.м., 1905, – 42 стлб. Тоже. – СПб., 1906. 438 . К столетию существования Киево-Подольской Добро-Николаевской церкви. – Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира, 1907. – 7 с. 439 . Книга Левит: (Библиологический очерк). – Киев: Тип. «Петр Барский», 1915. – 25 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. 440 . Комментарий на Вторую книгу Паралипоменон. – СПб., 1907.– 108 с. 441 . Комментарий на Книгу Притчей Соломоновых. – СПб.: Тип. Монтвида, 1907. – 94 с. – Отт. из:Толковая Библия, изд. ред. «Странник». 442 . Комментарий на Книгу Руфь. – СПб.: Тип. Монтвида, 1906. – 8 с. – Отт. из: Толковая Библия, изд. ред. «Странник». 443 . Комментарий на Книгу Товита. – СПб., 1907. – 42 с. – Отт. из: Толковая Библия, изд. ред. «Странник». 444 . Комментарий на 3-ю и 4-ю книги Царств. – СПб., 1906. – 29 с. – Отт. из: Толковая Библия, изд. ред. «Странник». 445 . Купина Неопалимая: Очерк библейско-экзегетический и церковно-археологический. – Киев: Тип. Барского, 1914. – 13 с. 446 . Левиты и Левиино колено: Реферат, предложенный в заседании церковно-исторического и археологического общества при Киевской Духовной Академии 27 окт. 1910 г. – Киев: Тип. «Петр Барский», 1912. – 40 с. 447 . Непреходящее значение Ветхого Завета: Рец. на книгу Е. Kautsch//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1902. – 11. 448 . Новости немецкой литературы по библейской археологии: Рец.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пречестныи акафисты всеседмичныя, с стихиры и каноны. Киев, 1677. Акафисты Иисусу Сладчайшему, Богородице, Гробу Господню и Воскресению, Бесплотным Силам, Иоанну Предтече, свв. апостолам, св. Николаю Чудотворцу, Честному Кресту и всем святым. Часовник. Унев (Уневская община), 1681. Акафисты Богородице, Иисусу Сладчайшему, св. Николаю Чудотворцу, Успению Богородицы. Акафисты и каноны. Киев, 1683. Пречестныи акафисты и прочия спасительныя мольбы. Унев, 1683 2 . Акафисты Богородице, Иисусу Сладчайшему, Успению (те же, что и в Часовнике 1681 г.), св. Николаю Чудотворцу (тот же, что и в книгах: «Акафисты» (Киев, 1629 и 1654), но отличается от напечатанного в «Подорожной книжице» Ф. Скорины и, с другой стороны, от напечатанного в книге «Пречестныи акафисты всеседмичныи...» (Киев, 1677). Канонник. 1687. Акафисты Иисусу Сладчайшему и Богородице. Акафист, житие и служба св. Николаю Мирликийскому. М., 1688. Треакафистный молитвослов. Чернигов, 1691. (С небольшими изменениями в правописании.) Акафисты Святой Троице, вмц. Варваре и Страстям Христовым. Акафисты и каноны. Могилев, 1693. Акафисты Иисусу Сладчайшему, Богородице (те же, что и в киевском издании 1625 г.), Успению, св. Николаю (те же, что и в книге «Пречестныи акафисты всеседмичныи...» (Киев, 1677). Акафисты и каноны Иисусу Христу и Богоматери. Киев, 1693. Акафисты с прочими спасительными мольбами. Киев, 1693. Акафисты Богородице (л. 1), Иисусу Сладчайшему (л. 44) (те же, что и в киевском издании 1625 г.), Успению Богородицы, св. Николаю (те же, что и в книге «Пречестныи акафисты всеседмичныи...» (Киев, 1677). Молитвослов треакафистный. Вильно, 1693. Акафист, житие и служба св. Николаю Мирликийскому. Киев, 1694. Молитвы и акафисты. Киев, 1694. Акафисты и каноны и прочия спасительный мольбы. Киев, 1695. Акафисты Богородице, Иисусу Сладчайшему (те же, что и в киевском издании 1625 г.). Акафисты и каноны. Могилев, 1695. Акафист, служба и житие св. Николая Мирликийскаго. Киев, 1696. Акафист, служба и житие св. Николая Мирликийскаго. М., 1696.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Этот труд должны были исполнять только сестры общины, однако они из-за непомерной тяжести труда какое-то время откладывали работу: ведь Канавка должна была быть глубиной и шириной три аршина, причем вырываемую землю следовало бросать внутрь территории общины так, чтобы образовался вал высотой также три аршина. Но однажды некая сестра, выйдя ночью из келий, увидела батюшку Серафима, который в своем белом балахончике сам начал копать Канавку. Пробудившиеся при этом известии сестры бросились на то место и упали к ногам преподобного Серафима, но, поднявшись, его уже не нашли — на вскопанной земле лежали лишь лопата и мотыжка. Так сам святой Серафим положил начало Канавке Божией Матери. После этого случая монахини рыли ее безостановочно и завершили работу к концу 1832 года, за несколько дней до преставления преподобного. «Канавка эта — стопочки Божией Матери, — говаривал батюшка Серафим. — Тут прошла Сама Царица Небесная… Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать, а канавка-то и станет от земли до неба, ему (антихристу) и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит канавка, так прочь и уйдет!.. Кто Канавку с молитвой пройдет да полтораста Богородиц прочтет, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» Однако возникшие после кончины батюшки нестроения в общине привели к тому, что уход за Канавкой прекратился, постепенно она заплыла грунтом и всяким сором; в конце концов ее вообще засыпали землей, вал сровняли, и по этому месту стали ездить на лошадях… Уже в советское время после закрытия монастыря Канавку перерезали различные коммуникации, на ее пути были построены сараи и другие сооружения. После возрождения монастыря в 1991 году инокини восстановили и дивеевскую традицию: обходить обитель после вечернего богослужения по той тропе, где некогда была святая Канавка, с молитвой «Богородице Дево, радуйся…». В 1997 году началось восстановление и самой Канавки. Работы шли медленно: необходимо было убрать с пути все возникшие за долгие десятилетия строения, в частности, расселить жителей домов, располагавшихся внутри Канавки. К тому же копали ее по завету преподобного Серафима, только сестры монастыря да еще паломники в священном сане, все остальные трудники могли только поднимать грунт на вал внутри Канавки и делать другие вспомогательные работы.

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

Тогда же установлено было праздновать память св. мучеников в 24 день июля, в день убиения св. Бориса. Это было в 1021 году. Окончим наше сказание о чудотворцах братьях Борисе и Глебе священными песнопениями, какие церковь поет со времен Ярослава. «Приидите, новокрещенные соборы Русские и увидим, как без вины судятся Борис, завистью брата: копием пронзили тело его и пролили кровь, по наущению дьявола; и Глеб зарезан ножом, рукою того же брата Святополка, и брошен между колодами. Они увенчаны, а тот погиб без следа. Они молят Христа Бога о спасении душ наших». Ярослав, довершитель дела Владимирова со стороны духовной Ярослав, заняв престол великокняжеский, оказался достойнейшим преемником Владимира, как в области государственной, так и церковной. В этой последней области он был усердным продолжателем и докончателем начатого, но неоконченного Владимиром. Летописец говорит: «Яко же бо се некто землю разореть, другой же насеет, тако и сей (Ярослав): отец бо его Володимер взора и умягчи, рекше крещением просветив, сей же насея книжными словесы сердца верных людий». Деятельность Ярослава, или сделанное им, состояло в том, что Русь, крещенную Владимиром, он сделал книжной и грамотной, или, иначе сказать, – что после введения в России христианства внешнего, он дал ей средства сделаться христианской и внутренне. В правление Ярослава, по истечении сорока-пятидесяти лет после крещения, христианство уже успело более или менее укрепиться во всех слоях общества. Вследствие этого, и заботы об общенародной грамотности оказались настоятельно нужными. Великая заслуга Ярослава состояла в том, что он, так сказать, не задерживая течения истории и естественного хода жизни, не оказался глухим к очередной, не отменной нужде времени. О деятельности Ярослава относительно перенесения на Русь грамотности и книжности, летопись говорит: «И бе Ярослав любя церковныя уставы, попы любяше повелику, излиха же черноризцы, и книгам прилежа и почитая я часто во дни и в нощи... И собра (Ярослав) писцы многы и прекладаше от Грек на словеньское письмо, и списаша книги многи... многи (книги) написав положи в святей Софьи – церкви, юже созда сам».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Наконец, сам Водовик вместе с сыном Михаила Ростиславом выехал из Новгорода в Торжок, вероятно потому, что прежде других узнал о примирении Михаила с Ярославом. Скоро и новгородцы узнали об этом примирении и вознегодовали на Михаила Всеволодовича: они называли его изменникам, а «Ростилаву путь показаша с Торжку к отцеви в Чернигов» и отправили послов в Переяславль просить себе Ярослава. Водовик уехал с княжичем в Чернигов, куда стали перебираться многие новгородцы, враги Ярослава, которых Михаил, вопреки условиям примирения с Ярославом, принимал свободно. Это обстоятельство возмутило не только Ярослава, но и великого князя Юрия. Братья, вместе с племянниками Константиновичами, выступили в поход на Михаила. Юрий, впрочем, с дороги воротился, а Ярослав и Константиновичи выжгли Серенск, осаждали Мосальск, и много зла причинили тамошним жителям. Между тем из Чернигова новгородские враги Ярослава начали перебираться на родину. С ними пошел и трубчевский князь Святослав, который, впрочем, с дороги воротился домой, узнав, что в Новгороде дела идут совершенно не в пользу новгородских выходцев и нетак, как о том они говорили. В Пскове новгородцы схватили Вячеслава, Ярославова сторонника и, кажется, бывшего новгородского посадника, били его и заковали. Между тем в самом Новгороде продолжался мятеж, потому что еще не было князя. Но вот явился Ярослав, перехватал находившихся в Новгороде псковичей и отправил их на Городище, а в Псков послал требование о выдаче его мужа. Псковичи, со своей стороны, требовали выдачи их товаров и прочего, и только тогда хотели освободить Вячеслава. Ярослав прибег к обычной мере, не пуская в Псков гостей, вследствие чего наступила во всем дороговизна, и потому, вероятно, псковичи освободили Вячеслава. И князь отчасти выполнил требования псковичей, но мира с ними не взял. Псковичи кланялись, как передают летописи, князю, просили у него сына Федора, но Ярослав дал им шурина своего Юрия Мстиславича, который и сел в Пскове. В 1233 году немцы начали беспокоить Новгород-Псковские волости.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010