Я Ян Вышатич, воевода Янка (Анна), дочь Всеволода Ярославича Ярополк Владимирович, князь Ярополк Изяславович, князь Ярослав Всеволодович, князь Ярослав Мудрый, великий князь Ярослав Святославович, князь Ярослав Яропольгич, князь Яхья Антиохийский, летописец Митрополиты киевские в X – XIII веках Св. Михаил Сирин 988–992 Леонтий 992–1018 Иоанн I 1017–1034 Феопемпт 1034–1049 Иларион 1051–1054 Ефрем 1055–1065 Георгий 1065–1076 Иоанн II 1077–1089 Иоанн III 1090–1091 Николай 1092–1104 Никифор I 1104–1121 Никита 1122–1126 Михаил II 1129–1145 Климент Смолятич 1147–1155 Константин I 1155–1159 Феодор 1161–1163 Иоанн IV 1164–1166 Константин II 1167–1170 Михаил III 1171–1183 Никифор II 1183–1203 Матфей ок.1208–1220 Кирилл I 1224–1233 Иосиф ок.1236–1240 Св. Кирилл II 1246–1280 Св. Максим 1281–1305 Великие князья Владимиро-Суздальские XII – XIII века Св. Андрей Юрьевич Боголюбский 1157–1174 Михаил Юрьевич 1174–1175 Всеволод Юрьевич Большое Гнездо 1175–1212 Константин Всеволодович 1212–1218 Св. Юрий Всеволодович 1218–1238 Ярослав Всеволодович 1238–1246 Андрей Ярославич 1246–1252 Св. Александр Ярославич Невский 1252–1263 Ярослав Ярославич Тверской 1263–1276 Дмитрий Александрович Переяславский 1276–1281; 1283–1293 Андрей Александрович Городецкий 1281–1283; 1293–1304 Великие князья Киевские IX – XIII веков Олег 885–912 Игорь Рюрикович 912–944 Св. Ольга 945–959 Святослав Игоревич 959–972 Ярослав Святославович 972–980 Св. равноап. Владимир 980–1015 Святополк Владимирович Окаянный 1018–1021 Ярослав Мудрый 1021–1054 Изяслав Ярославич 1054–1073; 1076–1078 Святослав Ярославич Черниговский 1073–1076 Всеволод Ярославич Переяславский 1076–1093 Святополк Изяславич 1093–1113 Владимир Всеволодович Мономах 1113–1125 Св. Мстислав Владимирович Великий 1125–1132 Вячеслав Владимирович 1132–1139; 1151–1154 Всеволод Ольович Черниговский 1139–1146 Св. Игорь Олегович Черниговский 1146 Изяслав Мстиславович Смоленский 1147–1150 Юрий Владимирович Суздальский, Долгорукий 1155–1157 Св. Ростислав Мстиславич Смоленский 1154; 1157–1167

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Желая продолжить войну с Болеславом и Святополком, новгородцы собирают деньги и нанимают большое войско. Между тем 14 августа противники Ярослава вступают в Киев. Болеслав Храбрый посылает в Великий Новгород митрополита Киевского Uoahha I († около 1038) с предложением обменять свою дочь, находящуюся в плену, на родственников Ярослава, захваченных во время военных действий. Рассказ Мерзебургского епископа Титмара уточняет их состав: «Там была мачеха упомянутого короля (вдова отца Ярослава, точное происхождение ее неизвестно. – Прим. авт.), его жена (ее имя Анна известно из поздних источников XVI века. – Прим. авт.) и девять сестер; на одной из них, Предславе, которой он и раньше беззаконно добивался, забыв о своей супруге, женился старый распутник Болеслав». Ярослав отказывается от этого предложения и тогда же отправляет посольство в Швецию к шведскому конунгу Олаву Шётконунгу († 1022) с предложением создания антипольского военного союза 23 . Тем временем, осенью того же года, между Болеславом и Святополком происходит ссора. Болеслав покидает Киев, забрав с собою награбленное добро, а также бояр Ярослава и его сестер. В начале 1019 года Ярослав выступает из Великого Новгорода. Узнав о его приближении, Святополк бежит из Киева к печенегам, а Ярослав вновь занимает Киевский стол 24 . В том же году Святополк вместе с большой печенежской ратью идет на Русь. В решающей битве на реке Альте, месте гибели брата Бориса, Ярослав одерживает полную победу. Его противник бежит к Берестью и вскоре погибает страшной смертью , которой заслуживает по всем законам Божеским и человеческим. Ярослав же, по словам летописца, «седе Кыеве утеръ пота с дружиною своею показавъ победу и трудъ великъ» 25 . Предположительно летом 1019 года великий князь Киевский Ярослав начинает собирать сведения о месте гибели своего брата Глеба. «По лете же единомъ (в 1020 году. – Прим. авт.)» 26 различные свидетели сообщают о свете и сиянии на месте убийства на реке Смядыни. Тогда Ярослав посылает в Смоленск священников с поручением отыскать тело Глеба; по обретении тело Глеба перевозят в Вышгород и погребают рядом с могилой брата Бориса у церкви святителя Василия, построенной еще отцом страстотерпцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Обет был также исполнен: церковь Богородицы, построенная Мстиславом, стояла в Тмутаракани еще во времена летописца. Такой-то князь в 1023 году явился в русских пределах искать волостей после умерших братьев; говорят, что он уже и прежде требовал их у Ярослава, и тот давал ему Муром, но Мстиславу было этого мало. Ярослав был в Новгороде, когда Мстислав пришел к Киеву; киевляне, однако, не приняли его, и он принужден был сесть в Чернигове. Между тем Ярослав, управившись на севере, волнуемом остатками язычества, послал по заморских варягов, и к нему пришел слепой Якун с дружиною. Ярослав отправился с Якуном на Мстислава и встретился с ним у Листвена. Мстислав с вечера исполчил свое войско: поставил северян в средине против варягов Ярославовых, а сам стал с дружиною своею по крылам. Ночь была темная и бурная, с дождем и грозою; Мстислав сказал дружине: «Пойдем на них»; северяне сошлись с варягами, и когда варяги уже истомились в битве с северянами, то Мстислав вдруг напал на них с своею свежею дружиною, битва усилилась: как блеснет молния, так и осветит оружие; и гроза была велика, и сеча сильная и страшная, по словам летописи. Наконец, Ярослав побежал с Якуном, князем варяжским; он пришел в Новгород, а Якун пошел за море, потерявши у Листвена и золотую свою луду, или верхнюю одежду. Утром, на другой день битвы, Мстислав объехал поле и сказал своим: «Как не порадоваться? Вот лежит северянин, вот варяг, а дружина моя цела». Эта дружина состояла из козар и касогов! Несмотря на победу, Мстислав не хотел добывать Киева мимо старшего брата; он послал сказать Ярославу: «Садись в своем Киеве, ты старший брат, а мне будет та сторона», т. е. восточный берег Днепра. Но Ярослав не смел идти в Киев на этот зов и держал там своих посадников, а сам жил в Новгороде. Только в следующем, 1025 году, собравши большое войско, пришел он в Киев и заключил мир с Мстиславом у Городца; братья разделили Русскую землю по Днепр, как хотел Мстислав: он взял себе восточную сторону с главным столом в Чернигове, а Ярослав – западную с Киевом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

208 . О 2-м Послании св. Апостола Павла к коринфянам//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1902. – Июль. 209 . О Евангелиях и Евангельской истории: (Против современного рационализма)//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1902. – 2. – С. 269–302 То же. – Киев, 1902. – 36 с. То же. – Киев: Тип. Горбунова, 1907. 210 . О Евангельских чудесах: (Заметка против рационалистов и, в частности, против графа Л. Толстого). -Киев: Тип. Горбунова, 1900.–21с. 211 . О значении Церкви: Речь в торжественном собрании Киевского религиозно-просветит. общества 17 окт. 1913 г. – Киев: Тип. «Петр Барский», 1913. – 10 с. 212 . О книге М. Манассиновой «Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования». СПб., 1894: Рец. – Киев: Тип. Корчак-Новицкого, 1896. – 14 с.     213 . О личности св. Апостола Павла: Чтение в Киевском религиозно-просветит. обществе 30 окт. 1905 г. – Киев: Тип. Горбунова, 1906. – 16 с. 214 . О причинах современного неверия. – Киев: Тип. Барского, 1910. – 19 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1910. 215 . О христианской благотворительности: Чтение в Киевском религиозно-просветит. обществе 14 окт. 1907 г. – Киев: Тип. Горбунова, 1908. – 14 с. 216 . О Церкви: (По поводу современных религиозных вопросов): Чтение, предложенное в публичном собрании Киевского религиозно-просветит. общества 19 дек. 1903 г. – Киев: Тип. Горбунова, 1904. – 32 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1904. 217 . Об источниках к изучению философии Сократа//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1896. – Авг.; 1897. – Июнь. 218 . Об источниках Книги Деяний Апостольских//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1910. – Окт. 219 . Объяснительные замечания к наиболее трудным местам Соборного Послания св. Апостола Иакова. – Киев: Тип. Корчак-Новицкого, 1894. – 30 с. 220 . Опыты по изучению Священного Писания Нового Завета. – Киев: Тип. Барского, 1909–1911. Вып. 1: Из Посланий св. Апостола Павла. – 1909. – 4, 269 с. Вып. 2: Книга Деяний Апостольских. – 1911. – 4, 108 с. 221 . Отношение ко Христу Спасителю книжников и фарисеев//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1915. – Май.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25.01 13:00–16:00 Правительство города Москвы, сектор «С», ул. Новый Арбат, 36/9; м. «Краснопресненская» Диалог-клуб «Экономика казачьих хозяйств» Епископ Ейский и Тимашевский ГЕРМАН; Шатин Андрей Юрьевич Уточняется 25.01 13:00–16:00 Правительство города Москвы, сектор «Т», ул. Новый Арбат, 36/9; м. «Краснопресненская» Пленарное заседание «Открытие второго дня работы казачьего направления Международных Рождественских образовательных чтений» Митрополит Ставрополь­ский и Невинномысский КИРИЛЛ, Иванова Валентина Николаевна Иерей Тимофей Чайкин, Шатин Андрей Юрьевич, Котина Ирина Алексеевна, Селиванова Наталья Александровна, Павленко Максим Валерьевич, иерей Михаил Малков 26.01. 10:00–10:30 МГУТУ им. К. Г. Разумовского, Первый казачий университет; Большой актовый зал, ул. Земляной Вал, 73; м. «Таганская» Совещание руководителей епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством Митрополит Ставропольский и Невинномысский КИРИЛЛ Иерей Тимофей Чайкин, иерей Иоанн Малков, Павленко Максим Валерьевич 26.01 10:30–12:00 МГУТУ им. К. Г. Разумовского, Первый казачий университет; Большой актовый зал, ул. Земляной Вал, 73; м. «Таганская» Координационное совещание: «Основные направления развития системы непрерывного образования казаков на современном этапе» Иванова Валентина Николаевна Шатин Андрей Юрьевич, Котина Ирина Алексеевна 26.01 10:30–12:00 МГУТУ им. К. Г. Разумовского, Первый казачий университет; аудитория 41, ул. Земляной Вал, 73; м. «Таганская» Мастер-класс «Современные информационные технологии на службе казачества» Пономарев Владимир Геннадьевич Слоквенко Тарас Федорович 26.01 10:30–12:00 МГУТУ им. К. Г. Разумовского, Первый казачий университет; ул. Земляной Вал, 73; м. «Таганская» Расширенное заседание Ассоциации исследователей казачества Шишов Сергей Евгеньевич Шафажинская Наталья Евгеньевна 26.01 10:30–12:00 МГУТУ им. К. Г. Разумовского, Первый казачий университет; аудитория , ул. Земляной Вал, 73; м. «Таганская» Заключительное Пленарное заседание направления «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества»

http://pravoslavie.ru/109064.html

С 1215 по 1236 г. Ярослав четырежды занимал новгородский стол, просидев на нем в общей сложности одиннадцать лет. Кроме многочисленных походов против соседей Новгорода, язычников Прибалтики и Ливонского Ордена, Ярослав в 1227 г. “крести множество корел, мало не все люди”. По договоренности, достигнутой между Даниилом Галицким и Юрием Владимиро-Суздальским, в 1236 г. Ярослав занял киевский стол. После смерти своего брата Юрия (4 марта 1238 г.) он стал великим князем владимирским, стараясь при этом после 1243 г. распространить свою власть и на Киев. Первым из русских князей Ярослав явился ко двору хана Батыя и после принесения вассальной присяги (Huldigung) был назначен “старейшим” среди русских князей. Однако впоследствии для утверждения этого пожалования Ярославу пришлось отправиться в Кара-Корум, в ставку верховного владыки монголов, где 24 августа 1246 г. он стал свидетелем восшествия на престол хана Гуюка. На обратном пути он был отравлен. Изображение его в качестве одного из ктиторов на фреске в церкви Спаса на Нередице (около 1246 г.) было заказано, вероятно, его сыном Александром Невским. Ярослав Святополчич, сын Святополка II Изяславича, родился около 1070 г., умер в 1123 г. Благодаря своему первому браку (до 1091 г.) Ярослав был в родстве с венгерским королевским домом, а благодаря второму (до 1101 г.) – с польским. С 1097 г. он был посадником и князем владимиро-волынским, после смерти отца в 1113 г. пытался добиться самостоятельности, но в 1117 г. Владимир Мономах принудил его признать верховную власть киевского князя. В 1118 г. Ярослав бежал в Польшу и погиб в 1123 г. во время осады Владимира, который он пытался вернуть с помощью иностранных войск. Князья – Рюриковичи X–XIII вв. Генеалогическая схема. 2. Византийские императоры, константинопольские патриархи, римские папы а. Византийские императоры Списки византийских императоров и патриархов заимствованы с любезного разрешения правообладателя из книги: Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лета 6742 (1234). Князь Ярослав Всеволодович, совокупря войски новогородски и псковские, ходил на немец к Юрьеву, и, не дошед города, стали. Немцы, собрався у Юриева и Медвежьей Головы, напали на передовую стражу Ярослава, и бились с оными, гнався за ними до полков. Тогда князь Ярослав, устроясь, пошёл противо их и, разбив, гнал до реки Омовже. Немцы же, обломяся на льду, многие потонули, много же немец и чуди побито и пленено, протчие, большею частью ранены, ушли в городы и заперлися. Потом князь Ярослав, распустя войски в загоны, всюду области их пленил, жег и разорял. Немцы, видя такую над собою беду беспомосчную, прислали знатных людей просить о мире. И Ярослав, рассудя, учинил с ними перемирье на 3 лета и, взяв дары многие, возвратился, и новогородцы все знатные пришли здоровы, токмо из низовских несколько было побито. Литва нечаянно, пришед к Русе, напали и уже вошли до торжисча. Рушане же, собравшися и выгнали Литву из посада, билися крепко до поля. И тут побили несколько литвы, а рушан убито только 4 человека, в том числе храброго попа Петрила. Ярослав, получа о том ведомость, собрав войска сколько мог, пошел в насадах к Русе, а другие пошли на конех, и пошли за ними в погоню по Ловати. И как были у Муравнина, тогда Модин конец возвратились, понеже у них запаса не было. А князь, отпустя их, пошел дале и догнал литву на Дубровне в Торопецкой области. Тут бился с ними и божией помосчию победил, многих побил и пленил, взяли у них 300 коней, и весь пожиток. Более же ушли лесами, пометав оружие, щиты, мечи и весь убор их. Многих же их, и по лесам гнав, побили. Новогородцов убито 10 мужей, Федор Яневич, сын тысяцкого, да щитник Гаврила Н.екутин, с другими. Лета 6743 (1236). Михаил Черниговский отдал Киев Изяславу Мстиславичу, сам пошел за Романом к Галичу и, выгнав оного во Владимир, сам Галицем обладал. Владимир же, сидев на Киеве 10 лет, оный, слушая лестцов, потерял. И сам в плене быв, по некоем времени, свободяся на окуп, возвратился в Русь. О сем уведав Ярослав Всеволодович, собрав новогородцов и взяв помочь от сыновцов Констянтиновичев, со всеми своими переславскими войски пошёл на Михаила. К Киеву идучи, область черниговскую, где не было кому оборонять, разорял и тяжкие окупы с городов взяв, пришел к Киеву. Сам сел на Киеве, а в Новграде поставил сына Александра и, одаря, новогородцев отпустил. Но не долго держав, учинил со Изяславом договор, что ему за Владимира окуп заплатить и Смоленск ему отдать, сам возвратился.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

191 . Действительность воскресения мертвых, по учению св. Апостола Павла//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1902. – Янв. 192 . Деятельность Христа Спасителя от Входа в Иерусалим до Пасхи страданий ( Мф. 21, 1–26 и парал.)//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1914. – Май, нояб. – С. 11, 213. 193 . Евангелие как основа жизни: (По поводу современных социально-экономических вопросов). – 2-е изд. – Киев: Тип. Горбунова, 1907. – 30 с. 194 . Евангелие от Матфея: Критико-экзегетическое исследование. – Киев: Тип. «Петр Барский», 1915. – 10, 29, 527 с. 195 . Закон и Евангелие: (Против гр. Л. Толстого). – Киев: Тип. Горбунова. 1899. – 22 с. 196 . Из истории греческой философии. 1. Об источниках к изучению философии Сократа. 2. Греческие софисты. 3. Учение Платона о знании. – Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира, 1898. – 11, 173 с. 197 . Исторический характер Книги Деяний Апостольских//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1909. – Нояб. 198 . К изъяснению Евангелия от Иоанна 3, 1–6 //Тр. Киев. Духов. Акад. – Март. 199 . К изъяснению 1-го Послания св. Апостола Павла к корин-фянам(1, 18–6,20)//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1911.-Апр.– май. 200 . Критико-библиографические заметки: (К характеристике современного рационализма). – Киев: Тип. Горбунова, 1897. – 16 с. 201 . Критические этюды по Новому Завету//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1908. – Нояб. 202 . Лжеучители, обличаемые в 1-м Послании св. Апостола Иоанна. – Киев: Тип. Корчак-Новицкого, 1890. – 11, 192 с. 203 . Неповрежденность Послания св. Апостола Павла к римлянам//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1904. – Июль. 204 . Неповрежденность четвертого Евангелия//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1917. – Сент. – дек. 205 . Несколько слов о теософии: Из чтений в Киевском православном религиозно-просветит. обществе 9 сент. 1912 г. – Киев, 1912.– 11 с. 206 . Новый труд по истории философии. – Киев.: Тип. Корчак-Новицкого, 1894. – 55 с. 207 . О взаимном отношении философии и естествознания: Речь, поизнесенная на годичном акте Киевской Духовной Академии 26 сент. 1894 г. – Киев: Тип. Корчак-Новицкого, 1894. – 42 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимир святой насадил в русской земле христианство, а Ярослав Мудрый заботился о возрастании посеянного, поливая его своими трудами. При Ярославе христианская вера распространилась особенно на севере и северо-востоке (в Новгороде, Ростове и др. городах). Ярослав был усердным любителем просвещения. Еще будучи князем в Новгороде, он завел здесь училище для обучения юношей. Он любил чтение, собирал книги, приказывал переводить их с греческого языка на славянский и переписывать со славянских подлинников. Списанные книги он велел положить в церкви св. Софии, где их могли читать все желавшие. Украшение Киева. Ярослав Мудрый много сделал для украшения своего стольного города – Киева. По свидетельству митрополита Илариона, «он славный город Киев обложил величием, как венцем». До Ярослава Киев занимал небольшое пространство, находившееся (приблизительно) между нынешним Михайловским монастырем, углом Большой Владимирской и Большой Житомирской улиц и склоном горы по-за Десятинною церковью до места, где ныне стоит Андреевская церковь . Этот «Владимиров» город был обнесен стеною, в которой находились ворота: северо-восточные – на вершине нынешнего Андреевского спуска, южные, ведшие к нынешнему Михайловскому монастырю, и западные – против нынешней Софийской площади. Ярослав Мудрый, отразив нападение печенегов, в 1037 году заложил «град великий Киев». К прежнему «Владимирову» городу он присоединил значительные пространства на запад и северо-запад от него. Новый город он обнес валом и оградил стеною. На западной стороне городской стены он построил каменные ворота и украсил их золотом, почему они и получили название «Золотых ворот». Над этими воротами Ярослав устроил церковь Благовещения Пресвятые Богородицы, «да радость всегда будет граду тому святому Благовещением Господним и молитвами Св. Богородицы и архангела Гавриила», думал при этом благочестивый князь. В новоустроенном своем городе Ярослав Мудрый создал две каменные церкви – одну пред Золотыми воротами во имя своего небесного покровителя, великомученика Георгия Победоносца, другую, недалеко от первой, во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

«В 1199 году в Новгород отпущен был на княжение Святослав Всеволодович. Но в 1205 году Святослав был заменен старшим сыном Всеволода Константином, с которым новгородцы в 1207 году принимали участие в походе великого князя на Рязань. После похода Константин оставлен был отцом в суздальской земле, а в Новгород в 1208 году опять отправлен был Святослав. Но уже в следующем 1209 году новгородцы приняли к себе Мстислава Мстиславича Удалого, которого заменил в 1215 году Ярослав Всволодович Переяславский. В 1216 году на помощь новгородцам опять явился Мстислав Удалый. После Мстислава новгородский стол последовательно занимали: сын великого князя Всеволод Юрьевич в 1222 году, а после его тайного бегства из Новгорода в 1223 году – дядя его Ярослав Всеволодович, в 1224 году опять Всеволод Юрьевич, вскоре, в том же году, опять тайно бежавший из Новгорода в Торжок. После некоторых споров и переговоров новгородцы согласились принять к себе великокняжеского шурина, Михаила Всеволодовича Черниговского, который прибыл в Новгород в 1225 году, но вскоре опять уехал в свой Чернигов. Далее опять в Новгороде появляется Ярослав Всеволодович, он явился на выручку Новгородской земли от литовцев, которых побил близ Усвята в 1226 году, и в том же году ходил с новгородцами на Емь, в южную часть Финляндии, откуда возвратился с громадным полоном, а в следующем 1227 году крестил почти всех корелян. В 1228 году Емь, в отмщение за поход 1226 года пришла воевать новгородские волости, и Ярослав с новгородцами опять выходил против нее, но вскоре после того у него произошел раздор с новгородцами из-за Пскова, и он уехал в свой Переяславль, а несколько времени спустя захватил новгородскую волость Волок. В 1229 году в Новгород пришел опять Михаил Всеволодович черниговский, и опять пробыл там не долго и уехал домой. В 1230 году новгородцы послали за Ярославом Всеволодовичем, который прибыл в Новгород 30 декабря. В 1231 году состоялся поход Ярослава с новгородцами на Черниговскую волость. В 1234 году Ярослав с новгородцами и своими полками пошел на немцев под Юрьев. Русские побили немцев, которые после того поклонились князю, и Ярослав взял с ними мир «на всей правде своей».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010