За свою деятельность награжден орденами святого Гроба Господня (Иерусалимский Патриархат), Преподобного Сергия Радонежского (Русская Православная Церковь), святой равноапостольной Нины (Грузинская Православная Церковь), святого апостола Павла (Элладская Православная Церковь), святых Кирилла и Мефодия (Чехословацкая Православная Церковь). Особую роль отец Ярослав Шуварский сыграл в деле подготовки канонизации епископа-мученика Горазда (Павлика). В 1979 году к столетию со дня рождения святителя им была опубликована книга “Епископ Горазд” (Šuvarskэ Jaroslav. Biskup Gorazd. Praha, 1979. 257 s). Книга является наиболее полным исследованием жизни и деятельности священномученика Горазда. При ее написании отец Ярослав использовал многочисленные архивные материалы. Этот научный труд стал одним из важнейших шагов на пути к канонизации святителя. В 1981 году в своем выступлении по случаю 30-й годовщины автокефалии Чехословацкой Православной Церкви отец Ярослав сказал: “Ныне из рядов нашего православного народа Божия, духовенства нашей Церкви и от представителей иерархии Русской и Сербской Православных Церквей с возрастающей силой слышится призыв, чтобы наша Автокефальная Церковь имела в настоящее время своего Небесного заступника и святого в лице досточтимого раба Божьего — Владыки-мученика Горазда” (Шуварский Ярослав, протоиерей. 30-летие автокефалии Православной Церкви в Чехословакии.//Журнал Московской Патриархии. 7, 1982. С. 56). Долгожданная канонизация состоялась 4 сентября 1987 года, в день 45 годовщины мученической кончины святителя Горазда. Отец Ярослав, будучи управляющим делами Чехословацкой Православной Церкви, приложил немало усилий для того, чтобы Моравская (Оломоуцко-Брненская) епархия, вдовствовавшая с 1959 года, вновь получила своего отдельного епископа. 21 ноября 1982 года после более чем двадцатилетнего перерыва в Моравии вновь появился православный епископ. Им стал владыка Никанор (Юхимьюк). С 1992 года отец Ярослав является членом правления Экуменического совета церквей Чешской республики. Благодаря его интенсивным переговорам с Римо-Католической Церковью в 1994-95 годах Православной Церкви удалось получить в пользование храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Праге (chram Zvestovani presvate Bohorodice v Praze, Na Slupi).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Великий князь Ярослав, во св. крещении Феодор, Всеволодович – четвертый сын великого князя Всеволода Георгиевича Великого, младший брат св. Георгия Всеволодовича. Он родился 8-го февраля 1191 года в г. Переславле Залесском, где в то время были родители его по делам управления. В 1201 году 3 августа еще только десятилетний отрок Ярослав, после молитвы в храме св. Спаса в городе Переславле Залесском, был отпущен своим родителем на княжение в Переяславль южный. Здесь он был князем 5 лет. В это время Ярослав Всеволодович ходил однажды с Киевским князем Рюриком Ростиславичем, в жестокую зиму, в успешный поход на половцев, и вступил, по воле родителя, в брак с половецкой княжной, имея от роду только около 15 лет 58 , – ездил к Галичу, приглашенный Венгерским королем для занятия славного Галичского престола, но возвратился без успеха, т.к. другой князь успел ранее его занять престол в Галиче. Во время пребывания Ярослава Всеволодовича в Переяславле южном, были немалые междоусобия у южной Руси, – и вот в 1206 году захвативший Киевский престол князь Всеволод Чермный заставил Ярослава Всеволодовича уехать из Переяславля южного к отцу. В 1207 году Ярослав Всеволодович был с родителем в походе против Черниговских князей; но этот поход кончился только наказанием Рязанских князей за измену. В следующем (1208) году Всеволод Георгиевич послал юного Ярослава на княжение в Рязань; но Рязанцы скоро возмутились против Ярослава Всеволодовича, и, хотя были за то строго наказаны Всеволодом Георгиевичем, однако Ярослав Всеволодович после того не остался княжить у них. Вслед за тем со старшими братьями он ходил, по приказанию Мстислава Удалого; но так как Всеволод Георгиевич скоро заключил мир с этим князем, то сыновья его возвратились без боя. По предсмертному завещанию родителя, Ярослав Всеволодович получил во владение свою родину – Переславль-Залесский. При жизни ли родителя, или не в особенно продолжительном времени после смерти его, еще юный Ярослав Всеволодович лишился своей супруги. Под 1215 годом в летописи он называется зятем Мстислава Удалого; следовательно, в этом году он уже имел другую супругу, дочь Мстислава Мстиславича Удалого – Феодосию.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

1905 г. – Киев: Тип. Горбунова, 1905. – 7 с. 460 . Слово в Великий пяток, пред плащаницею, 20 апреля 1907 г. в церкви Киево-Братского монастыря, «О жизни во Христе». – Киев, 1907. – 7 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1907. 461 . Слово в Великий пяток, пред плащаницею, 31 марта 1906 г. в церкви Киево-Братского монастыря. – Киев: Тип. Горбунова, 1906. – 6 с. 462 . Слово в день Богоявления, или Крещения Господня «О духе и сущности истинно христианского просвещения»: Произнесено 6 янв. 1915 г. в церкви Киево-Братского монастыря. – Киев, 1915. – 12 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1915. 463 . Слово в день памяти св. мученицы царицы Александры и тезоименитства государыни императрицы Александры Феодоровны (23 апр. 1916 г.) «Женщина на служении родине в годину тяжкого испытания». – Киев: Тип, Барского, 1916. – 7 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1916. 464 . Слово в день памяти св. равноапостольной Марии Магдалины и тезоименитства государыни императрицы Марии Феодоровны 22 июля 1907 г. «О христианском призвании и служении женщины»: Произнесено в Киево-Софийском кафедральном соборе. – Киев, 1907. – 11 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1907. 465 . Слово в день поминовения основателей, благотворителей, учивших и учившихся в Киевской Духовной Академии, произнесенное на заупокойной литургии 31 дек. 1902 г. в Соборной церкви. – Киев, 1902. – 8 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1902. 466 . Слово в день поминовения основателей и благотворителей Киево-Братского училищного монастыря и учивших и учившихся в Киевской Духовной Академии 31 дек. 1915 г.: Произнесено в церкви Киево-Братского монастыря. – Киев, 1915. – 7 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1915. 467 . Слово в день рождения благочестивейшего государя императора Николая Александровича, самодержца Российского: Произнесено в Киево-Софийском кафедральном соборе. – Киев, 1915. – 7 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1915. 468 . Слово в день рождения государя наследника цесаревича Алексия Николаевича (30 июля 1905 г.): Произнесено в Киево-Софийском кафедральном соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1916. 10-22. 340.       История одной книги//Украинская жизнь: Сборник. 1917. 1. 341.       Черниговский Спасо-Преображенский собор и его архитектурные особенности//ТКДА. 1917. 1. 342.       Ученые труды по исследованиям новооткрытых в Киеве Зверинецких пещер Эртеля и Каманина//ИОРЯС. 1918. Т. XXIII. Кн. 1. 343.       Опыт реставрации плана Киева в " Тератургиме " А. Кальнофой-ского 1638 года//   ИОРЯС. 1918. Т. XXIII. Кн. 1. 344.       Воспоминания старого археолога// та держава. Видання у 1918. 5, 7, 10, 11. 345.       О положении архивного дела на Украине// та держава. Видання у 1918. 17, 18. 346.       Об охране памятников киевской старины//Слово. Киев, 1918. 5, 6. 347.       Украинская академия. По поводу годичного акта в Киевской духовной академии 26 сентября (9 октября) 1918 г.//Слово. Киев, 1918. 8. 348.       Киевские храмы в честь иконы Пресвятой Богородицы//Слово. Киев, 1918. 12. 349.       Новое объяснение происхождения праздника покрова Богородицы//Слово. Киев, 1918. 12. 350.       Украинский писатель И. Котляревский//Слово. Киев, 1918. 17. 351.       Святой князь Никола Святоша и Троицкая церковь над св. вратами Лавры//Слово. Киев, 1918. 27. 352.       46-я годовщина Церковно-археологического общества и музея//Слово. Киев, 1918. 26. 353.       Украинская старина. Киевская икона Пресвятыя Богородицы Пирогощая//Слово. Киев, 1918. 32. 354.       Г. С. Сковорода//Слово. Киев, 1918. 35. 355.       старовина. Преподобний й церкви//Слово. Киев, 1918. 35. 356.       старовина. Святой Димитрий Ростовский как духовный и украинский писатель //Слово. Киев, 1918. 35. 357.       Украинская старина. Холмская икона пресв. Богородицы как свидетель единения Холмской Руси с Украиной//Слово. Киев, 1918. 39. 358.       Храмовый праздник киевского Златоверхо-Михайловского монастыря//Слово. Киев, 1918. 42. 359.       К вопросу о реставрации Софийского собора//Слово. Киев, 1918. 45. 360.       Киево-Подольская Введенская церковь и древнейшая гавань Киева//Слово. Киев, 1918. 53.

http://bogoslov.ru/person/401224

192 Димитрий Ростовский , свт. Молитва исповедания к Богу от человека, полагающая спасения начало. М., 1795 (переиздания: М., 1809, 1823, 1843; Киев, 1823, 1839, 1879, 1894, 1898, 1906; СПб., 1849, 1853, 1858, 1861, 1868:1896); Он же. Летопись иже во святых... с присовокуплением богоугодного жития сего святителя, Духовной грамоты, Келейных записок и гравированного его портрета. СПб., 1796. Ч. 1–2 (переиздания: СПб., 1799–1800. Ч. 1–2); Он же. Краткий катехизис, или Вопросы и ответы о вере, и о прочих ко знанию христианина нужнейших, сочинения святого Димитрия митрополита Ростовского чудотворца. Житие иже во святых отца нашего Димитрия митрополита Ростовского чудотворца СПб., 1796. С. 57–121; Он же. Зерцало православного исповедания... СПб., 1805 (переиздание: СПб., 1807); Он же. Богомысленное размышление о пресвятых страстях Господа нашего Иисуса Христа. Киев, 1826 (переиздания: Киев, 1846, 1860, 1886, 1905; СПб., 1888); Врачество духовное на смущение помыслов. Киев, 1826 (переиздания: Киев, 1835, 1838, 1847, 1868, 1872, 1882, 1887, 1903, 1911; СПб., 1850, 1853, 1880, 1890:1905); Письма Феологу и Г.Д. Строганову святителя Дмитрия Ростовского //Вестник Европы. 1826. Январь-февраль. С. 272–275; Он же. Плач на погребение Христово с прибавлением поклонения св. Троице и поклонения Пресвятой Богородице. Киев, 1826 (переиздания: Киев, 1830, 1842, 1851, 1858, 1875, 1892, 1893:1905); Он же. Краткое богомысленное размышление. Киев, 1829 (переиздания: Киев, 1838, 1850, 1854, 1860:1873); Он же. Внутренний человек в клети сердца своего уединен поучатся и молящся в тайне. Киев, 1830 (переиздания: СПб., 1849, 1853, 1862; Киев, 1857, 1878, 1890:1893); Он же. Апология во утолении печали человека, сущаго в бедах и озлоблении. (Печатается из сочинений святителя Димитрия Ростовского ). Киев, 1833 (переиздания: Киев, 1848, 1864, 1886, 1916; СПб., 1850, 1853:1862); Он же. Размышление о смерти. Киев, 1846 (переиздания: Почаев, 1853; Киев, 1879:1893); Он же. Благодарственное страстей Христовых воспоминание и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В своем церковном сознании русский православный народ ощущал в кротких князьях-страстотерпцах могучих духовных заступников, неодолимых помощников в правом деле, справедливых отмстителей за злое. Борис и Глеб стали почитаться на Руси наряду с известнейшими и наиболее чтимыми угодниками Божии, такими как свт. Николай и вмч. Георгий Победоносец. Не все убитые Святополком братья-князья были опознаны духовным сознанием Церкви Божией как святые страстотерпцы, а только Борис и Глеб, явившие пример добровольного принятия страданий за Христа и прославлены Церковью, как носители силы Божией «в немощи совершающейся», но сокрушающей по-видимости всесильное зло. Каких либо сведений о Митрополите Иоанне I, относящихся к 20 – началу 30-х годов XI в., в письменных источниках нет. Время кончины святителя ученые условно относят к 1034 году. Митрополит Феопемпт (1034–1049) Новый предстоятель Русской Церкви, митрополит Феопемпт был до поставления на Русскую митрополию членом константинопольского патриаршего клира и, по некоторым данным, был близок ко двору императора Михаила IV. Новый митрополит прибыл в Киев в то время, когда великий князь Ярослав достиг зенита своего могущества, усовершенствовал внутреннее управление и широко раздвинул внешние границы Земли Русской, которой он правил единовластно. Следует отметить, что такого положения Ярослав достиг далеко не сразу после восшествия своего на великое княжение. В 1023–1024 годах Ярослав вел войну со своим родным младшим братом Мстиславом, князем Тмутараканским. В битве у села Листвена на реке Руже в земле Черниговской Ярослав потерпел полное поражение. Однако, великодушный Мстислав, помня о братьях-мучениках Борисе и Глебе, проливших кровь за правду и любовь Божию, сказал брату: «Садись в своем Киеве, ты старший брат, а мне будет левая сторона Днепра.» «И начали жить мирно и в братолюбстве... и была тишина великая на земле» – добавляет Летописец. После смерти Мстислава Владимировича, не оставившего наследников, Ярослав взял власть над всей Русью, исключая Полоцкую землю, где княжили потомки Изяслава Владимировича, и значительно раздвинул границы Русского государства на западе. В 1030 г. им был основан на территории Эстонии город-крепость Юрьев, в честь небесного покровителя великого князя Св.Георгия Победоносца. Овладев Прибалтикой, Ярослав не стал насильственно приводить ко крещению тамошнее население – ливов и эстов. Православная миссия в этом крае осуществлялась мирно и постепенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ярослав ознаменовал свое многолетнее царствование сооружением многих храмов. Важнейший из них — храм Киево-Софийский. В 1036 г., когда великий князь находился в Новгороде, он получил известие, что печенеги обступили Киев. Собрав многих воинов из варягов и новгородцев, Ярослав поспешил в свою столицу и здесь, присоединив к ним еще дружину киевскую, выступил против врагов, которых было несметное число. Злая сеча продолжалась целый день, и едва к вечеру Ярослав одолел. В память столько важной и благодетельной для отечества победы Ярослав и заложил великолепный каменный храм во имя святой Софии, или Ипостасной Премудрости Божией Господа Иисуса. Вслед за Софийским собором Ярослав воздвиг каменную церковь на Золотых Воротах, находившихся на западе от собора в земляном валу, которым в том же 1037 г. начал князь ограждать свою расширенную столицу. В царствование Ярослава были открыты мощи святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Вскоре у могилы страстотерпцев начали совершаться знамения и чудеса. И когда церковь святого Василия по неосторожности пономаря сгорела, то старейшина града, доводя о том до сведения великого князя Ярослава, сообщил ему вместе и об этих знамениях. Ярослав немедленно пригласил к себе митрополита Иоанна, который по совещанию с великим князем сделал чрез несколько времени торжественный церковный ход из Киева в Вышгород к могиле святых. Он подал великому князю совет построить в Вышгороде церковь во имя святых страстотерпцев и установить день священного торжества в память их. Князь с радостью последовал доброму совету. Очень вероятно, что в царствование же Ярослава начали у нас праздновать и память святого равноапостольного князя Владимира в день его кончины — 15 июля, потому что, несомненно, тогда признавали уже Владимира в лике святых. Князь составил вокруг себя целое общество людей, довольно образованных, которые перевели, по его поручению, многие книги с греческого языка на славянский, а другие, вероятно, прежде в Болгарии или Руси переведенные, списали, и предлагал эти книги для чтения всем верным. Собрав много книг, положил их при Киево-Софийском соборе и таким образом основал первую в нашем отечестве библиотеку. Посетивши в 1030 г. Новгород, сам завел там весьма значительное по тому времени училище, в котором начали обучаться триста детей старост и пресвитеров.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Жизнеописатель св. Константина заботился всего более о том, чтобы говорить нарядными, пышными словами, украсить предмет великолепнее. Ему хотелось видеть в Константине Владимира, и по местам говорит он словами Иларионова похвального слова св. Владимиру. Извлечение из сего жизнеописания помещено в Прологе, и здесь-то, а не в жизнеописании, сказано, что Константин выступил из Киева в 6700 – 1192 г. Но разве не было ли где-нибудь записано – в 6600 г.? Это число было бы близко к правде. Иначе, а) вовсе не вероятно, чтобы в 1192 г. было в Муроме грубое язычество, после того, как видим там целый ряд князей чернигово-муромских. б) По летописям известно, что в 1095 г. был в Муроме Спасский монастырь (у Карамз. 2 пр. 178). в) По жизнеописанию, К. Константин выставляется не далеким от времени св. Глеба, жизнеописатель не делает и намека на других князей муромских. г) По жизнеописанию, пред прибытием Константина в Муром, в Муроме имели силу Мордва и Болгары-мусульмане («безбожными своими клятвами закляшася, еже по-бесерменски шерсть глаголема… Да постыдятся болгарстии Агаряне. Да посрамлится беззаконная мордовская прелесть»). Но к началу 13-го в. не время было такому порядку дел. Между тем известно, что Ярослав Святославич в 1104 г. воевал с муромскою Мордвою (Новг. 1. Лет. 3. Воскр. 1. 252) и в 1107 г. Болгары воевали в суздальской области (Ростов. Лет. у Карамз. 2 пр. 201). д) Константин Святославич муромский 13 в. вовсе не известен истории, и даже нет места в хронологии княжению его. А личные обстоятельства Ярослава Святославича ни в чем не разноречат с житием Константина. Ярослав был первый Князь Муромский. О войне его с Мордвою сказали: в 1080 г., при восшествии на престол К. Всеволода, Ярослав был уже в Муроме. (Татищев 2, 230). Отец его Святослав был В. Князем 1073 – 1077 г. Ярослав скончался в 1129 г. в Муроме (Воскр 1. 21, 25), сестра его Предслава скончалась инокинею в 1116 г., а брат Давид, Князь Черниговский, известен был по особенному благочестию своему (Киев. Лет. 1116 и 1123 г. Степ. Кн. 1, 234). Митрополит Никифор (1104 – 1121 г.) писал к Ярославу, Князю Муромскому, послание, против Латинян (Москвит. 1844 г. за ноябрь стр. 129. Жур. М. Нар. Просв. 1824 ч. I. стр. 154.). У Игум. Даниила в его «хождении» записан Кн. Ярослав-Панкратий: но имя Константина Ярослав мог принять в монашестве, если только имя Панкратия не ошибка писца.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святой благоверный князь Александр Невский Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор († 1246), " князь кроткий, милостивый и человеколюбивый " , был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо († 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича († 1238; память 4 февраля). Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор († 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский († 1226; память 10 мая) один из составителей Киево-Печерского Материка. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли. В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой сыновей, святых Феодора и Александра. Недовольные Владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили на княжение святого Михаила Черниговского († 1246; память 20 сентября), и в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями ушел в Переславль. Дело кончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями возвратился в Новгород, а дочь святого Михаила, Феодулия, обручилась со святым Феодором, старшим братом святого Александра. После смерти жениха в 1233 году юная княжна ушла в монастырь и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская († 1250; память 25 сентября). С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем, 1236 году Ярослав уезжает в Киев, " посадив " своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (в Крещении отца звали Феодор). Эта икона постоянно была потом при святом Александре, как его моленный образ, а затем в память о нем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом, Василием Ярославичем Костромским († 1276), и перенесена в Кострому.

http://patriarchia.ru/db/text/912753.htm...

В 1234 году Ярослав выступил в поход; не дойдя до Юрьева (Дерпта) – цели похода, он остановился. Немцы из Юрьева и Медвежьей Головы (Оденпе) выступили против русских, но потерпели поражение и примирились с Ярославом. В том же году литовцы напали на Русу, но отбиты были и стали отступать. Ярослав настиг их на Дубровне, в Торопецкой волости, отнял у них 300 коней и товар. Литовцы, бросая оружие и щиты, бежали в лес. В южной Руси около того времени шла борьба между князьями из-за Киева и Галича. В 1234 году Владимир Рюрикович Киевский вёл войну с Михаилом Черниговским, но при Торческе был разбит и взят в плен. Киевский стол занял родственник и союзник Михаила, Изяслав Владимирович, князь Северский. Но в 1236 году, освободившись из плена за большой выкуп, Владимир выгнал Изяслава из Киева, но не мог удержать киевского стола за собой, по настоянию Даниила Галицкого и великого князя владимирского он должен был уступить его Ярославу Всеволодовичу. Ярослав, оставив в Новгороде сына своего Александра, отправился в Киев с лучшими новгородскими мужами, которых, продержав там неделю и одарив, отпустил обратно в Новгород. Ярославу не долго пришлось сидеть в Киеве. 4 марта 1238 года на берегу реки Сыти, произошла известная битва великого князя владимирского Юрия Всеволодовича с татарами, в которой он пал. Юрий, между прочим, поджидал здесь братьев, Ярослава и Святослава. Последний, по Тверской летописи, участвовал в этой битве. На свободный великокняжеский стол, по старшинству, должен был сесть брат Юрия, Ярослав, который и поспешил теперь из Киева (или из Новгорода) во Владимир, представлявший из себя груды развалин и человеческих трупов – следы татарского меча и огня. Первою заботой князя было очищение стольного города от трупов, которыми наполнены были не только улицы, дворы и жилища, но и самые храмы, нужно было собрать и ободрить разбежавшихся от татарского нашествия жителей. Заботясь о приведении в порядок столицы, Ярослав в то же время позаботился и о своих братьях: Святославу он дал Суздаль, а младшему, Ивану, – Стародуб.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010