Цель акции — собрать христианскую, познавательную, художественную и развивающую литературу. 7 мая. ПРАВМИР. С 1 по 30 мая в Галерее-ризнице «Чудотворные иконы Афона» проводится социальная благотворительная акция «Подари ребенку книгу». Книги, собранные по акции, будут переданы в детские дома и малоимущие семьи. Акция приурочена к международному Дню защиты детей, — сообщает «Киев Сегодня» . Цель акции — собрать христианскую, познавательную, художественную и развивающую литературу. Книги можно приносить в галерею-ризницу «Чудотворные иконы Афона» по адресу ул. Ярославов Вал 1. По окончании акции, представители Галереи вместе с православными священниками посетят детские дома Киева. Галерея-ризница «Чудотворные иконы Афона» — проект благотворительной организации «Фонд духовного возрождения «Живой Источник». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 12 июня, 2020 28 апреля, 2020 18 октября, 2019 3 октября, 2019 21 августа, 2019 29 декабря, 2018 22 ноября, 2018 9 октября, 2018 29 июня, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-kieve-sobirayut-knig...

Проезжая часть Лядских ворот обнаружена в 1981 и 2001 гг. (Сагайдак) при исследованиях на пл. Независимости ( Сагайдак. 2009). Ворота не сохранились, поскольку, очевидно, были деревянными. На их месте в позднесредневек. время построены каменные ворота, получившие название Печерских. Сохранились остатки Золотых ворот. Реконструировать их первоначальный вид во многом помогли исследования 1972-1973 гг. С. А. Высоцкого (Новое в археологии Киева. 1981). Золотые ворота представляли собой 2-ярусное сооружение. Нижний ярус состоял из 2 каменных стен с арочным перекрытием проезда, к к-рым с 2 сторон примыкал вал. Над ними размещалась боевая (сторожевая) площадка и Благовещенская ц. с иконой Божией Матери на фасаде. Пространство перед Золотыми воротами в древности никогда не застраивалось (в отличие от территории у др. ворот, где вырастали предместья), что подчеркивало триумфальный, парадный характер этой части городских укреплений и символическое значение главных ворот К. с ц. Благовещения над ними. Золотые ворота. 1-я пол. XI в. Фотография 60-е гг. ХХ в. Золотые ворота. 1-я пол. XI в. Фотография 60-е гг. ХХ в. Валы «города Ярослава» неоднократно исследовались археологами. В 1879 г. при перепланировке ул. Ярославов Вал был срыт вал, высота которого превышала 16 м. Вал состоял из деревянных срубов, заполненных лёссом. С внешней стороны вала проходил глубокий ров. В 1935 г. при земляных работах на углу совр. улиц Олеся Гончара и Ярославов Вал и в 1947-1948 гг. во дворах по совр. ул. Ярославов Вал, 2, 7 и 9, а также по совр. ул. Олеся Гончара, 20 обнаружены остатки др. фрагментов укреплений времен «города Ярослава». С внешней стороны вала проходил глубокий ров. Его стационарные раскопки проводились в 1951 г. на участке между бывш. телевышкой и усадьбой 13 по ул. Малоподвальной. Были выявлены мощные деревянные конструкции, служившие основой вала. На исследованном участке вал сохранился на высоту до 6 м от древнего горизонта (см.: Раппопорт. 1956). Важные дополнения к реконструкции укреплений времени вел.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Датировка дворца VIII-IX вв. и соотнесение его по планировке с каролингскими ротондами мало аргументированы (это прежде всего касается строительных материалов). Перед Десятинной ц. находилась площадь Бабин торжок, где вел. кн. Владимир поставил бронзовые античную квадригу и 2 статуи, вывезенные из Херсонеса. Десятинная ц. 989–996 гг. Фундаменты апсид. Фотография. 2007 г. Десятинная ц. 989–996 гг. Фундаменты апсид. Фотография. 2007 г. В XI в. К. продолжал быстро расти как крупнейший адм., экономический и культурный центр Руси. Старая линия укреплений «города Владимира» уже не отвечала необходимым требованиям обороны. В 1-й пол. XI в., при вел. кн. Ярославе Мудром, в Верхнем городе была заложена новая крепость, охватывавшая значительно большую территорию и занимавшая уже всю площадь Старокиевского плато. Попытки приписать начало строительства нового Верхнего города и Софийского собора кн. Владимиру и датировать последний 1007 или 1011 г. оказались несостоятельными и противоречащими многочисленным научным фактам, зафиксированным письменными, археологическими, архитектурными и др. источниками (см.: Комеч. 2007; Толочко. 2011; Он же. 2013; Иоаннисян, Ивакин. 2012). Линия укреплений «города Ярослава» начиналась от валов Х в. (неподалеку от совр. фуникулера) и тянулась по склонам Михайловской горы. В районе совр. Костельной ул. вал круто поворачивал на запад и спускался на совр. пл. Независимости (часть Крещатицкой долины) к Лядским воротам, откуда поднимался опять на гору вдоль ул. Малоподвальной к Золотым воротам. Далее вал шел по краю Старокиевской возвышенности (по линии ул. Ярославов Вал) до совр. Львовской пл., где находились Жидовские ворота, откуда поворачивал на восток и тянулся вдоль склонов гор параллельно ул. Б. Житомирская к Софийским воротам «города Владимира». Общая длина укреплений «города Ярослава» составляла 3,5 км, а охваченная ими новая территория превышала 72 га. Из 3 въездных ворот «города Ярослава» - Лядских, Золотых и Жидовских - последние известны только по летописным упоминаниям, их остатки не найдены.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

А. Киевский некрополь//МИА. 1948. Вып. 11; Ю. С., Богусевич В. А. cmihu XII в. в лabpi//Bichuk Akaдeмiï apximekmypu УРСР. К., 1951. 4. С. 40-43; П. П., Богусевич В. А. Kpinocmь Ярослава Мудрого в АН УРСР. 1952. 12. С. 36-46; Корзухина Г. Ф. К истории Среднего Поднепровья в сер. I тыс. н. э.//Сов. Арх. 1955. Т. 22. С. 61-82; Раппопорт П. А. Очерки по истории рус. военного зодчества X-XIII вв.//МИА. 1956. Вып. 52; он же. Древнерус. архитектура X-XIII вв. Л., 1982. (САИ; Е 1-47); он же. Древнерус. архитектура. СПб., 1993; Каргер М. К. Древний Киев. М.; Л., 1958. Т. 1; 1961. Т. 2; Асеев Ю. С. Новые данные о соборе Дмитриевского монастыря в Киеве//Сов. Арх. 1961. 3. С. 291-296; он же. Архитектура древнего Киева. К., 1982; Самойловський I. М. Micьka брама Х ст. у 1965. Вип. 19. С. 183-188; Высоцкий С. А. Древнерус. надписи Софии Киевской. К., 1966; он же (Висоцький С.). Вал Ярослава Мудрого у Дocлiджehhя i мат-ли. К., 1979. С. 22-38; он же. Золотые ворота в Киеве. К., 1982; Толочко П. П. Icmopuчha monorpaфiя стародавнього К., 1970; он же. Киев и Киевская земля в период феод. раздробленности. К., 1980; он же. Древний Киев. К., 1983; он же. Историческая топография раннего Киева: реальная и вымышленная//Ruthenica. К., 2009. Т. 8. С. 151-183; он же. Ярослав Мудрый. К., 2011; он же. Древний Киев: История сложения города//Apxeoлoriя дoмoбyдibhuцmba К., 2013. С. 365-376; Логвин Г. Н. София Киевская. К., 1971; Комеч А. И. Роль княжеского заказа в построении Софийского собора в Киеве//ДРИ. М., 1972. [Вып.:] Худож. культура домонг. Руси. С. 50-64; он же. Архитектура кон. Х - сер. XI в.//История рус. искусства: В 22 т. М., 2007. Т. 1. С. 111-177; Холостенко М. В. Успенський собор Печерського мон-ря//Cmapoдabhiй Киïв. К., 1975. С. 107-170; он же. Hobi дocлiджehhя Ioahho-Npeдmeчehcьkoï ц. та pekohcmpykцiя Успенського собору лаври//Apxeoлoriчhi дocлiджehhя стародавнього К., 1976. С. 131-165; Ю. С., Харламов В. А. Hobi дocлiджehhя церкви Спаса на Бepecmobi//Apxeoлoriя Дocлiджehhя i мат-ли.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

43 Аверинцев С. С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской//ДРИ. Художественная культура домонгольской Руси. Μ., 1972. С. 25–49. 44 Розов Н. Н. Синодальный список сочинений Иллариона – русского писателя XI в.//Славна. Прага, 1963. 32. С. 131–175. 45 Колпакова Г. С. Роспись Софии Киевской в свете мировой культурной традиции//Страницы. 5:4. Μ., 2000. С. 557–604. 46 Комеч А. И. 1) Построение вертикальной композиции Софийского собора в Киеве//СА. 1968. 3. С. 237 и сл.; 2) Роль княжеского заказа в построении Софийского собора в Киеве//ДРИ. Культура домонгольской Руси. Μ., 1972. С. 50–64. 55 Асеев Ю. С., Тоцкая И. Ф., Штендер Г. Μ. 1) Исследование галерей Киевского Софийского собора//СА. 1980. 7. С. 25–26; 2) Новое о композиционном замысле Софии Киевской//ДРИ. Художественная культура X–XIII вв. Μ., 1988. С. 13 и сл. 56 Асеев Ю. С., Тоцкая И. Ф., Штендер Г. Μ. Исследование галерей...; Комеч А. И. Древнерусское зодчество... С. 200 и сл. 58 Тоцька I. Ф., О. Ф. До стародавнього 1976. С. 119–130. 61 Максимович Μ. А. О построении и освящении киевской церкви Св. Георгия//Киевлянин. 1850. Т. 3. С. 66–67. 63 Висоцький С. О., Лопушинська I., Холостенко Μ. В. Золотих у стародавнього 1976. С. 65–78; Высоцкий С. А. Фортификационные сооружения Древнего Киева. Золотые ворота, вал Ярослава Мудрого. Киев, 1981. С. 142–172. 64 Poppe A. The Building of Church St. Sophia in Kiev//Poppe A. The Rise of Christian Russia. London, 1982. P. 48–50. 65 Брюсова В. Г. 1) О времени освящения Новгородской Софии//Культура средневековой Руси. Л., 1974. С. 111–113; 2) Святая София Новгородская. Μ., 2003. С. 23. 68 Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Μ., 1860. Ч. 1. С. 85–86. 74 Штендер Г. Μ. 1) Первичный замысел и последующие изменения галерей и лестничной башни Новгородской Софии//ДРИ. Проблемы и атрибуции. Μ., 1977. С. 34–37; 2) К вопросу о галереях Софии Новгородской (по материалам археологического исследования северо-западной части здания)//РИНК. Μ., 1982. Вып. 2. С. 6–27.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аскольдова могила. Худож. Т. Шевченко. 1846 г. Сепия, акварель (ГПИБ) Аскольдова могила. Худож. Т. Шевченко. 1846 г. Сепия, акварель (ГПИБ) В 1811 г. в результате пожара было уничтожено большинство жилых построек на Подоле, что позволило его полностью реконструировать согласно плану Гесте при активном участии Меленского. Новая регулярная планировка учитывала сохранившиеся архитектурные ансамбли: напр., ц. свт. Николая Чудотворца (Притиска) замкнула перспективу ряда улиц, комплекс Ильинской ц. с колокольней стал одним из акцентов в застройке днепровской набережной. Пожар повредил большое количество старых храмов, их возобновление проводилось с учетом новых вкусов классицизма. С ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (Пирогощей) - кирпичного здания домонгольского периода - были сняты пострадавшие 4 угловые башенки-главки, ее фасады приобрели завершения в виде треугольных фронтонов (разрушена в 1935, условно воссоздана). Обновлена была ц. прор. Илии на Подоле, на месте древнейшего храма К.: в 1-й пол. XIX в. пристроен придел с юга и притвор с портиком с запада. Барочные купола Покровского храма получили завершения в формах классицизма, в 1824 г. к его зап. фасаду был пристроен 2-этажный объем новой теплой церкви. Храм свт. Николая Чудотворца (Притиска) и Крестовоздвиженская ц. на Кожемяках (1811) были восстановлены с сохранением барочных форм декора. На Подоле одновременно с масштабными работами по реконструкции в 20-х гг. XIX в. Меленским велось классицистическое строительство: во Флоровском (1818-1832), в Братском (1815-1826) монастырях, а также в Выдубицком монастыре (1829-1833) и Киево-Печерской лавре (1826); были сооружены 5-главая ц. свт. Николая Доброго (1800-1808, разрушена в 1935, сохр. колокольня 1716 г.) и ц. Рождества Христова - октагон на Почтовой пл. (1808-1814, разрушена в 1930, воссоздана). Новый облик К. приобрел после того, как были срыты валы древних княжеских «городов» и на их месте в сер. XIX в. проложены ул. Ярославов вал, Трехсвятительская, Прорезная.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Вместе со славою Киева прошла и их слава. От златых украшений, давших им громкое имя, от громадного зодчества, следы коего еще доселе видны в камнях обрушенного свода, ныне уцелели только две боковые стены – памятник достойный сохранения! С обеих сторон подымается высокая насыпь вала, в котором зарыты были летописные врата сии, вместе с церковью Святой Ирины, и где были обретены тем же ревнителем священной древности. Образ Казанской Божьей Матери, стоявший на остатках врат до 1695 года, перенесен в убогую Троицкую церковь , которая и доныне существует в старом Киеве. Икона сия Пречистой Девы была единственным воспоминанием церкви Благовещения, которую соорудил великий Ярослав на вершине Златых врат своих; он хотел, чтобы забрала Киевские тверды были заступлением той, чей образ начертан мусиею на нерушимой стене Софийской. Одинокими теперь стоят, в пустоте Старого Киева Златые врата сии, возвышавшиеся некогда на самой торжественной из стогн столицы! Кто взглянет чрез них к северу, на Старый Киев, увидит часть храма Георгиева и высокую колокольню Софийскую; кто взглянет к югу, увидит обширное поле, разрытый вал и овраги, где разоряется новый город, а вдали великолепное здание – рассадник просвещения, украшенный именем равноапостольного Просветителя Руси и вполне достойный того Царственного мановения, по коему внезапно исторгся из окрестной пустыни. Златые врата, бывшие некогда гранию древней столицы, теперь станут на распутии тарого и нового Киева, между святилищем наук и сокровищницею просвещения духовного, между Святой Софиею, которая есть Слово и Премудрость Божия, и Софиею земной, освящаемою свыше лучами небесной. Господь да благословит опять входы и выходы Златых врат, которых самые остатки, уваженные посреди обновлений Киева, будут свидетельствовать потомству, что новый путь гражданского просвещения Руси под сению Святого Владимира пролегает по древней стезе духовного, указанного еще рукою великого Ярослава, из глубины Святой Софии. Читать далее Источник: Путешествие по святым местам русским/[А.Н. Муравьёв] : в 4-х Частях. - 5-е изд. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1863./Ч. 2. – II, 353 с. (Авт. в книге не указан; изд. является частью одноименного произведения того же автора; Каталог книг Б-ки Имп. С.-Петерб. ун-та. Т. 1. С. 517). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Иисус Христос. Фрагмент стеатитовой иконки. Сер. XII в. Византия. Раскопки Михайловского Златоверхого мон-ря. 1998 г. На территории К. выявлено ок. 11 тыс. араб. монет VIII-X вв. Их находки сосредоточивались гл. обр. на Старокиевской горе, Кирилловских высотах и Печерске. Клад 1706 г. (Печерск) состоял из 2380 арабских дирхемов; клад 1851 г. (Аскольдова могила) содержал более 3 тыс.; клад 1913 г. (ул. Ярославов Вал, 15) - ок. 3 тыс. монет. Визант. монет обнаружено ок. 200, в основном в Верхнем городе, на Подоле и Печерске. В Верхнем городе найдены западноевроп. монеты. Четыре западноевроп. денария 1-й пол. XI в. (3 из них английские) выявлены при раскопках 1978 г. на ул. Рейтарской, 36-38. Место клада расположено вблизи Жидовских ворот, где начинался большой торговый путь на Краков - Регенсбург и находились, вероятно, кварталы ростовщиков и менял (Новое в археологии Киева. 1981). О развитой торговле и об экономическом богатстве К. свидетельствуют также находки серебряных монетных гривен. Их обнаружено ок. 300, преимущественно в центральной части города. Из К. в разные районы Руси вывозили браслеты, бусы, пряслица, медальоны, кресты-энколпионы, колты, трубчатые замки, писанки, посуду с глазурью и т. д. За границу (в Польшу, Чехию, Крым, Скандинавию и т. д.) поступали колты, 3-бусинные сережки, энколпионы, пряслица, трубчатые замки, писанки и проч. Денежно-вещевые клады составляют отдельную категорию археологических памятников древнего К. Их изучение дает ценнейший материал для характеристики как общего экономического богатства города, так и уровня развития ремесла и искусства, торговых и культурных связей, для выяснения вопросов исторической и социальной топографии К. X-XII вв. ( Толочко. 1980). За время археологического исследования города найдено 64 клада ювелирных изделий из золота и серебра - примерно треть всех известных на Руси. Количественный и качественный состав киевских кладов различный: от 300-400 изделий из золота и серебра до 5-10 из низкопробного серебра или даже бронзы. Клады включают диадемы, бармы, колты, наручи, шейные гривны, драгоценные ожерелья, височные кольца, перстни, реже монеты и монетные гривны.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Лишь после смерти Мстислава Ярослав Мудрый перенес свою постоянную резиденцию из Новгорода в стольный Киев. Наместником в Новгород он послал тогда старшего из своих сыновей – Владимира. Тогда же епископом Новгородским был поставлен Лука по прозвищу Жидята, который мог давать советы юному и неопытному в правительственных делах наместнику. Ярослав Мудрый вошел в историю как градостроитель Ярослав Мудрый вошел в историю как градостроитель, он заложил Ярославль на Волге, Ярославль в Прикарпатье, впоследствии оказавшийся в Польше, а также названные именем его небесного покровителя Георгия Победоносца города Юрьев (Тарту) и Юрьев Русский (ныне Белая Церковь) и Новгород Северский. В его правление велось масштабное строительство в Киеве. Самым опасным врагом Руси в правление Ярослава оставались, как и при его отце святом Владимире, печенеги. В год смерти князя Мстислава, когда Ярослав еще пребывал в Новгороде, к нему пришла тревожная весть о том, что степняки осадили стольный Киев. Ярослав «собрав воя многы – варягы и словены – и прииде Кыеву, и вьниде в град свой. И бе же печенег бе-щисла. Ярослав же выступи из града, исполчи дружину, и постави варягы по среде, а на правей стране кыяны, и на левемь криле новгородце, и сташа пред городом. А печенезе приступати начаша, и соступишася на месте, идеже есть ныне Святая Софья… бе бо тогда поле вне града. И бе сеча зла, и одва одолев к вечеру Ярослав. И побегоша печенезе раздно и не ведахуся, камо бежаче, и овии, бегающе, тоняху в Ситомли, инеи же во инех реках, и тако погибоша» . В продолжение своего правления Ярослав вел пограничные войны, либо защищая пределы Руси, либо отодвигая их В продолжение своего правления Ярослав не раз вел пограничные войны, либо защищая пределы Руси, либо отодвигая их, либо оказывая вооруженную помощь союзнику. В 1036-м г. его войско еще раз одолело печенежскую орду у стен Киева. В этом сражении в составе русской рати сражались варяжские наемники, которые под этим годом в последний раз упоминаются в «Повести временных лет». В 1038-м г. Ярослав воевал с ятвягами – балтским народом, обитавшим в соседстве с дреговичами на западе современной Белоруссии, в 1040-м «иде на литву», и в том же году «иде Ярослав на мазовшаны» – западнославянское племя, обитавшее на северо-востоке современной Польши, «в лодьях» по Западному Бугу и Висле. В 1042-м г. сын Ярослава Владимир выступил из Новгорода в поход «на ямь», вместе с «сумью», или «суоми», «и победи я»; в походе на коней русского войска напал мор, и многие из них издохли. В 1047-м г. Ярослав снова воевал с мазовшанами и «победи я, и князя их уби Моислава, и покори я Казимеру» , польскому королю, с которым его связывали родственные узы: внук Болеслава Храброго Казимир был женат на сестре Ярослава Марии, в Польше носившей имя Добронега. В качестве брачного вена Казимир отпустил 800 пленников, взятых его дедом Болеславом, когда тот захватил Киев, действуя в интересах своего зятя Святополка Окаянного.

http://pravoslavie.ru/158137.html

Скачать epub pdf IX-XI века Святые благоверные великий князь Ярослав Мудрый, его супруга княгиня Ирина (Анна) Новгородская и их сын Владимир Новгородский Ярослав (Георгий, Юрий) Мудрый (родился около 980 г.) – великий князь Киевский (1019); сын великого киевского князя Владимира I Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Был женат на дочери шведского конунга Олава, Ингигерде (в Крещении – Ирине). Первый период жизни Ярослава Мудрого связан с борьбой за киевский престол. По достижении Ярославом зрелого возраста отец посадил его ростовским князем, а около 1013 г. после смерти Вышеслава (старшего сына Владимира Святославича) Ярослав становится новгородским князем. В 1014 г. отказ Ярослава платить дань Киеву вызвал гнев отца и повлек за собой приказ готовиться к походу на Новгород. Но 15 июля 1015 г. Владимир Святославич скоропостижно скончался, не успев осуществить свой план. По версии событий, нашедшей отражение в «Повести временных лет», киевский престол захватил туровский князь Святополк I Окаянный, сводный брат Ярослава Владимировича. Желая устранить возможных соперников, Святополк убивает братьев, князей ростовского Бориса, муромского Глеба, древлянского Святослава; пытается убить и Ярослава, но его вовремя предупреждает об опасности сестра Предслава. По другой версии, в крови братьев был повинен не Святополк, а Ярослав. Заручившись поддержкой новгородцев, Ярослав в декабре 1015 г. в битве под Любечем одерживает победу над Святополком и захватывает Киев. Но Святополк не смирился с поражением, и в 1018 г. он вместе со своим тестем, польским королем Болеславом Храбрым, вторгся в пределы Руси. На этот раз удача сопутствовала Святополку, который сумел нанести поражение Ярославу в сражении при Буге и отбить Киев. Ярослав бежал в Новгород, откуда намеревался отправиться в Скандинавию. Но новгородцы порубили княжеские ладьи и вынудили Ярослава продолжить борьбу. В битве на Альте в 1018 г. Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав вновь занял Киев. После победы над Святополком Ярослав начал борьбу с другим своим братом тмутараканским князем Мстиславом, также предъявлявшим права на киевский престол. В сражении под Лиственом в 1024 г. победа была на стороне Мстислава, но он разрешил Ярославу княжить в Киеве. Все же Ярослав не решился принять предложение брата и продолжал оставаться в Новгороде, направив в Киев своих посадников. В 1025 г. по заключенному у Городца мирному договору Ярослав получил Русскую землю на запад от Днепра, с центром в Киеве, а Мстислав – восточную часть, с Черниговом. Лишь после смерти Мстислава в 1035 г. Ярослав становится «самовластцем» на Руси...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010