И тако принужден был Ярослав жену отдать тестю со всем ея имением. Потом, учиня мир и утвердя ротою, одаря всех князей отпустил, и пошли каждый в своё владение. Лета 6726 (1218) февраля 2 дня в пяток преставися князь великий Константин Всеволодович Мудрый, внук Юрия Владимировича Мономаша, быв на великом княжении по отце 5, а всех лет жил 32. Князь Юрий Всеволодович того же дня, по кончине брата Константина приял престол великого княжения и сыновцев своих принял с великою любовью и многими слезами, сожалея о смерти братни и сиротстве сих малых детей, и потом отпустил их в Ростов, послав проводить их сына своего и бояр. Князю Ярославу Всеволодовичу Переславльскому родился сын, и нарекли его в отцово имя Феодор. Лета 6727 (1219) князь великий Юрий послал брата своего Святослава со всеми войски на болгоры, а Ярослав переславльский послал воеводу своего. Лета 6728 (1220) маиа 30 родился князю Ярославу сын и наречен во святом кресчении Александр. Князь Смоленский, согласясь с Ярославом Переяславльским, ходил на Полоцкую область при князех полоцких Борисе и Глебе и взял их 2 города и много области их повоевал. Лета 6729 (1221) новогородцы послали к великому князю Юрию, чтоб послал к ним брата Ярослава. И Юрий отпустил к ним Ярослава, которого новогородцы приняли с надлежащей честью. Лета 6730 (1222) князь Ярослав Новогородский, собрав войска, пошел с новогородцы и псковичи в Ливонию на немец к Колываню за то, что немцы не велели ливонцам дань в Новград платить и сборщиков новогородских выгнали. И Ярослав, пришед, всю область повоевал, а града не взял, но, взяв окуп многой златом, сребром и товарами, возвратился. Лета 6732 (1224) новогородцы выслали из Новагорода князя Ярослава Всеволодовича 2-е. Он же возвратился в свой Переславль. Лета 6733 (1225) Литва, собрався в семи тысячах, пришли на области новогородскую и торопецкую. И не дошед за 3 версты до Торжка, купцов побрали и многие волости пожгли. Князь Ярослав Всеволодович, услыша о том, опасал своея области по Волге, немедленно пошёл с войском. Також Владимир Ржевский с сыном и новоторжцы, с коими несколько было новогородцев, а торопецкий князь Давид с торопчанами позади литвы. И догнав их на Ловати близ Русы, учинили бой жестокий, где литвы побили до 2000 и полон весь возвратили, а протчие разбежались. От русских же убит князь Давид торопецкий и меченосец Ярославль Василий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1219 году Святослава сменил брат его Всеволод, который тоже плохо уживался с новгородцами и был изгнан в 1221 году. Архиепископ Митрофан и посадник Иванка, избранный после удаления от дел больного Твердислава, принадлежа оба к партии Суздальской, обратились к Юрию Всеволодовичу Суздальскому и получили сына его Всеволода, который скоро ушел из Новгорода, а новгородцы снова вызвали Ярослава, которого скоро (1223) опять сменил Всеволод. Князья Суздальские не уживались с Новгородом потому, что хотели управлять им по своей воле; так восстали новгородцы на Всеволода, который ушел в Торжок и хотел оттуда править им. Сам великий князь пришел на Новгород, но, взяв окуп, дал Новгороду Михаила Всеволодовича Черниговского, который пробыл только до 1225 года и ушел в Южную Русь. Снова вызвали Ярослава, но хотели его далеко не все; Суздальская партия возвела на владычное место Арсения, который был выбран Ярославом еще в 1224 и удален в 1225 году, а вожди противной партии ушли в Псков. Ярослав сначала думал поднять на Псков Новгородское вече, но, испытав неудачу, привел свою дружину из Переяславля под видом войны против немцев. Псковичи спешили заключить союз с немцами; новгородцы отказались идти на войну без псковичей. Ярослав уехал, оставя в Новгороде сыновей своих Федора и Александра. В Новгороде опять поднялись смуты; низвели Арсения, разграбили дома приверженцев Ярослава, те с своей стороны укрепились на торговой стороне и только наводнение, разнесшее мост, остановило волнение. К Ярославу послали сказать, чтобы он княжил по всей воле новгородской и не посылал своих судей по волостям, а то «ты собе, а мы собе». Ярослав в ответ на это велел увести детей своих из Новгорода (1228), а в Новгород пригласил Михаила (Черниговского – А.А..) и рад был его приезду (1229). Михаил дал льготу крестьянам, переселившимся на чужую землю, пять лет не платить податей, восстановил прежний порядок даней и наложил пени на приверженцев Ярослава, но Михаил скоро уехал; начались смуты, а между тем в земле оказался голод. Князь Ростислав Михайлович, оставленный в Новгороде отцом, должен был удалиться и – снова вызван Ярослав (1230). Противники Ярослава кинулись во Псков, потом к немцам и с ними взяли Изборск, но Ярослав успел остановить их вовремя и продолжал самовластно господствовать в Новгороде, пока в 1236 году не ушел на стол Киевский, оставив в Новгороде сына своего, знаменитого Александра».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лета 6739 (1231). Князь Ярослав переяславский с сыновцы своими Констянтиновичи пошёл с войски на князя Михаила черниговского. И вшед в землю его, сжег город Ршенеск и села пожег, возвратился, не взяв Можайска и не учиня мира. Тогда убит боярин его Иван Боша да подвойский Андай, и других много побито. В то же время пришёл во Владимир к великому князю Кирил митрополит и ко всем князем белоруским от великого князя Владимира Рюриковича, а от Черниговского князя Михаила епископ Порфирий говорить о мире Михаила с Ярославом, ибо Михаил неправ был пред Ярославом и Ярослал паки готовился на него с войски. Князь же великий послал по братию и, съехавшись, увесчевали его к миру, и Ярослав, послушав брата и митрополичьей просьбы, примирился с Михаилом. Лета 6740 (1232). Приехали из Чернигова ушедшие новогородцы к Новугороду Борис Ингоревич, посадник Михаил с братом и Вадовик Петр, Глеб Семенов, брат Борисов, и Миша с князем Святославом Трубецким и были в селе Буйце. Оные новгородцы призвали его, обесчав в Новеграде князем посадить. Святослав, послав тайно проведать в Новград и познав, что оные новгородские вельможи солгали и звали его с собою без согласия протчих, немедля возвратился в Русь. А новогородцы оные уехали в Плесков и, взяв Ярославлих людей, Вячеслава Борисовича, били его и оковали. В Нове же граде в небытности князя учинился мятеж великий, ибо Ярослав был тогда в Переяславли. Последи же вскоре Ярослав, пришед, успокоил и немедленно переловил плескович и посажал на городисче, а во Псков послал сказать, чтоб его пойманных людей отпустили, а оных бы пришлецов выслали. Но плесковичи стали за них крепко. И тако были в несогласии все лето. Ярослав не пустил во Псков ни с каким товаром, от чего учинилась в Плескове дороговь. Зимою же плесковичи послали к Ярославу просить просчения и сына его Феодора к себе на княжение. Он же сыа им не дал, а послал к ним шурина своего князя Юрия. И Юрий немедля, собрав плескович, пошёл в Ливонию, где, взяв град Медвежью Голову, посадил в нем плескович. Тогда плесковичи выслали от себя Бориса с его товарисчи новогородцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковь русская, обагренная кровью княжеских мучеников, приобщила себя церкви небесной и сонмам других мучеников, а Российская страна в их лице приобрела своих молитвенников и управителей духовных начал, так необходимых для жизни народной и государственной. И в дальнейшей жизни государственной и народной мы не раз встретимся с помощью и заступлением св. страстотерпцев Бориса и Глеба. Ярослав, довершитель дела Владимирова За смертью св. страдальцев Бориса и Глеба последовало кровавое волнение во всей Руси. Святополк, решаясь удержать власть за собою, убил еще брата Святослава и вступил в отчаянную борьбу с Ярославом. То в союзе с Печенегами, то с Поляками, терзал родную страну Святополк в продолжении 4 лет и в 1019 г. на р. Альте, на месте первого братоубийства, Ярослав нанес решительное поражение братоубийце Святополку и занял стол отца. Ярослав, названный при крещении Георгием, или Юрием, княжил с 1019 по 1054 г. Ревностный в вере, заботливый о благе подданных своих, Ярослав старался о распространении веры и христианского просвещения. Одною из первых забот Ярослава было собрать сведения, как и где похоронены братья. По расспросам узнал Ярослав, что Борис похоронен в Вышгороде у церкви св. Василия. О Глебе узнали, что он убит в Смоленске. Ярослав послал отыскать останки св. Глеба. Долго искали и поиски увенчались успехом. Священники со свечами и кадилами перенесли его в лодку, и оно привезено было в Вышгород. Чудное дело! Тело св. Глеба, лежавшее 5 лет на открытом воздухе, оказалось совершенно целым. Скоро у могилы мучеников начали являться знамения и чудеса. Митрополит доложил великому князю, что в Вышгороде надобно немедленно построить храм в честь мучеников и установить праздник. Приступили к делу, зимой приготовили лес и летом, ко дню кончины св. Бориса, окончили храм с 5-ю куполами; «храм украшен был иконами и иными письменами, и всякими красотами»; по воле Ярослава «написана была икона св. князей, чтобы входящие в храм, видя лики их, как бы их самих, с благоговейною любовью поклонялись и лобызали».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Ярослав Скворцов: " Чем мы хуже Царскосельского лицея? " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_96542.html 31 августа 2012 Ярослав Скворцов Ярослав Скворцов: " Чем мы хуже Царскосельского лицея? " 1 сентября пройдет первый молебен в стенах совсем недавно построенного храма во имя святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Декан факультета журналистики Ярослав Скворцов рассказал порталу Religare о том, почему этому храму было так важно появиться при вузе и именно – при дипломатическом. Какие ощущения испытывают те, кто пилит кресты и пляшет на амвоне, мы знаем. Об этом нам подробно рассказывают по ТВ и в либеральной прессе. А вот о том, что за чувства владеют человеком, отдавшим годы своей жизни воздвижению того, что нынче принято свергать, говорить вслух как-то не принято. Но мы сделали такую попытку. Ярослав Львович, Вы посвятили созданию храма Александра Невского целых шесть лет. Что чувствует человек, который так долго строил храм, и наконец видит результат? Большое спасибо Вам за этот вопрос! Знаете, во-вторых (простите мне этот набоковский " прием " ), я испытываю чувство колоссальной благодарности всем тем людям, с кем мне все эти годы (с момента подписания указа патриарха об устроении храма при МГИМО прошло без малого шесть лет – прим. ред.) пришлось повстречаться, пообщаться, познакомиться, сойтись со многими десятками людей. И я искренне благодарен всем тем, кто помог, кто принял наше начинание близко к сердцу; кто ходил на общественные слушания и подписывал коллективные письма, просто поддерживал добрым словом, молитвой. Я также благодарен Господу за всех тех, кто не сразу помогал и давал требуемые разрешения, накладывал неуклюжие резолюции на наши прошения и тормозил процесс: благодаря их присутствию я научился чуточку лучше разбираться в людях и в себе. Ну а во-первых, я испытываю огромную радость по поводу свершающегося чуда. Это сложно передать словами: Храм, давно построенный в наших сердцах, в воображении нашем, стал осязаем! 31 августа наш настоятель, протоиерей Игорь Фомин освятил кресты; а первого сентября мы впервые свершим молебен к началу учебного года в стенах нашего Храма...

http://religare.ru/2_96542_1_21.html

Лета 6748 (1240). Того ж лета родися великому князю Ярославу Всеволодовичу дщерь Мария. Лета 6749 (1241). Родися великому князю Ярославу Всеволодовичу сын, и нарекоша имя ему Василей. Лета 6751 (1243). Того же лета иде князь великий Ярослав Всеволодович во Орду к хану Батыю, а сына своего Констянтина посла к канови. Батый иже почтил Ярослава, и отпусти, дав ему старейшинство во всем русском языце; и прииде с великой честью в землю свою. Лета 6753 (1245). Князь Констянтин Ярославич, внук Всеволож, прииде из Орды Батыевы от канович в Володимер ко отцу своему Ярославу Всеволодовичу с честию. Того же лета князь великий Ярослав Всеволодович с братьею своею, и с братаничем своим со князем Владимиром Констянтиновичем, и с братанича его Василька ростовского с сынми с Борисом и Глебом, и братанича его Всеволода с сыном Василием Всеволодовичем, внуком Констянтиновым, поиде во Орду к хану Батыю. В лето 6754 (1246). А великого князя Ярослава Всеволодовича посла хан Батый к кановичам. В лето 6755 (1247). Князь великий Ярослав Всеволодович бысть в Орде у канович и тамо обажен бысть Феодором Яруновичем к хану Батыю. И много истомления прият от татар за землю Русскую, и отпустиша его уже изнемогша. И мало пошед от канович, и преставися нуждною смертью во иноплеменницех месяца сентября в 30 день. Сынове же его Андрей со братиею, встретивше тело его, с плачем многим погребоша во Владимире. Слышав же в Новеграде князь Александр смерть отца воего великого князя Ярослава Всеволодовича, и прииде в Володимер, и плака по отцы своем с дядею своим Святославом Всеволодовичем и с братьею своею. Глава 3. А.В. Экземплярский о великом князе Ярославе Всеволодовиче. 1191–1246 годы Ярослав II Всеволодович, четвёртый из восьми сыновей Всеволода III Юрьевича, правнук Владимира Мономаха , родился во Владимире 8 февраля 1191 года. В Лаврентьевской летописи о рождении Ярослава-Фёдора говорится под 8 февраля 1190 года, причем замечено об отце его: «тогда сущую князю великому в Переславли на полюдьи». В Воскресенской же летописи сказано, что Ярослав родился в Переяславле. Всего вернее, он родился во Владимире. В 1194 году апреля 27 над ним совершен был обряд постригов (сажание на коня), обряд до некоторой степени рыцарский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но теперь дела переменились: Владимир умер, Святополк начал княжить, убил Бориса, послал убить Глеба, хочет бить всех братьев, подобно соседним государям; опасность, следовательно, наступила страшная для Ярослава; сестра писала: «Берегись!» Оставаться в бездействии – значило жить в беспрестанном страхе от убийц, нужно было или бежать за море, или выступить немедленно против Святополка, предупредить его, одним словом, поступить по примеру отца своего Владимира. После того как новгородцы решились выступить в поход, Ярослав собрал оставшихся у него варягов, по одним известиям – тысячу, по другим – шесть тысяч, да новгородцев 40000, и пошел на Святополка, призвавши имя божие; он говорил: «Не я начал избивать братьев, но Святополк; да будет Бог отместник крови братьев моих, потому что без вины пролита кровь праведных Бориса и Глеба; пожалуй, и со мной тоже сделает». Мы слышим здесь те же самые слова, которые летописец влагает и в уста Владимиру, шедшему против Ярополка, с тем только различием, что христианин Ярослав призывает Бога в мстители неповинной крови и отдает свое дело на суд божий. Святополк, узнав, что Ярослав идет на него, собрал множество войска из Руси и печенегов и вышел к Любечу; он стал по ту сторону Днепра, а Ярослав – по эту. Ярослав, без сомнения, приплыл в лодках, а Святополк пришел из-за Десны с печенегами. В третий раз Днепр видел враждебное движение Северной Руси на Южную; оба первые раза при Олеге и Владимире сопротивления было мало со стороны юга, но теперь он собрал свои силы, и как север явился с естественными своими союзниками – варягами, так юг соединился с печенегами. Три месяца, а по другим известиям – только три недели, стояли враги по обеим сторонам Днепра; ни те, ни другие не смели перевезтись и напасть. Был в то время обычай поддразнивать врагов, чтоб побудить их начать дело к своей невыгоде. Видя, что главная сила Ярослава состояла из новгородцев горожан и сельчан, воевода Святополков ездя подле берега, бранил новгородцев, называл их ремесленниками, а не воинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В XI и XII вв. Киевская церковь довольно тесно связана и с Царьградом, и с Афоном, и с удаленной Палестиной, бывшей тогда в руках крестоносцев. И с Западом связи были постоянными и довольно развитыми. Усвоение Византийско-христианской письменности, это приобщение христианской культуре, на которой воспитывались и первые русские летописцы, и первые русские агиографы, эти бытописатели новой и Святой Руси. Это были люди с определенным и чутким миросозерцанием. В развитии русского летописания мы чувствуем всегда определенную религиозно-историческую тенденцию, или идею... Итак, Владимир был крестителем Руси, а Ярослав – насадителем в ней книжности. Кроме этого, Ярослав заботился об умножении священников и церквей, хотя нет сомнения, чтобы его заботы удовлетворили подобную нужду в полной мере. Под 1030 годом летописи сообщают, что Ярослав, пришел в Новгород, собрал от старост и от поповых детей 300 человек и велел их учить книгам. Естественно, что основатели русской церкви заботились не только о том, чтобы она была, но и о том, чтобы она имела достойную внешность. Ярослав построил храм Софии – Премудрости Божьей, в соответствии знаменитой Софии Константинопольской. Конечно, с Софией Константинопольской храм, построенный Ярославом, не мог равняться никак, но несомненно, София Киевская была храмом великолепным, о котором современники без хвастовства могли говорить, что она есть «церкви дивна и славна всем округным странам, яко же ина не обрящется во всем полунощи земленем от востока до запада» 10 . Близ церкви св. Софии Ярослав построил два монастыря: мужской – в честь Ангела своего св. Георгия, и женский в честь Ангела супруги своей св. Ирины. Сделанное давало основание называть престольный город Руси «Славным и великим градом». Владимир и Ярослав были насадителями христианства на Руси, но дело еще далеко не было закончено. Русь стала страною христианскою, но христианству надлежало распространяться вглубь и вширь, и для этого указанными лицами все было сделано, и времени оставалось продолжать и доканчивать эту христианскую работу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

После этого новгороцы, не дожидаясь ладожан, возвратились в Новгород. К тому же времени относится распря новгородцев с князем. Ярослав, желая прибрать к своим рукам не хотевших поддаваться ему псковичей, требовал, чтоб новгородцы шли с ним на Псков, но те отказались. Тогда Ярослав вызвал из Переяславля свои полки, с которыми хотел будто бы идти на Ригу. Псковичи воспротивились этому, так как находились в мире с немцами; они говорили, что Ярослав ходил к Колывани, взял там много серебра, а правды не учинил, то же было и с Кесью (Венден); этим он только раздразнил немцев, которые обратились на них, псковичей, и побили их; в заключение псковичи сказали Ярославу и новгородцам, что если они пойдут на Ригу, то псковичи пойдут против них. Новгородцы заявили, что без псковичей и они не пойдут. Вследствие этой неудачи Ярослав, с женой своей уехал в Переяславль, оставив в Новгороде сыновей своих, Федора и Александра. В то время, как все это происходило в Новгородско-Псковской области, великий князь Юрий Всеволодович собирал свои и ростовские полки в поход на мордву; в сентябре 1228 года войска его были уже за Нижним Новгородом, но проливные дожди заставили его воротить эти войска. В том же году 14 января Юрий сам выступил на мордву; с ним были его племянники, Василько и Всеволод Константиновичи (Ростовский и Ярославский), а также брат его Ярослав. Этот поход был успешнее прежнего. Между тем Новгород страдал от голода и мора. Народ ждал князя Михаила Всеволодовича, но он не являлся, потому что хотел прежде примириться с Ярославом, который, по новгородским делам, относился к нему враждебно и грозил войной. При посредничестве киевского князя Владимира Рюриковича враждующие примирились в 1230 году. Но Михаил Черниговский явно нарушал мир. вскоре по примирению он был на постригах сына в Новгороде, где, по его отъезде, началось возмущение вследствие вражды посадника Водовика с сыном известного посадника Твердислава; пожары и убийства были весьма часты; многие бежали от свирепого Водовика к Ярославу Всеволодичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Затем Ярослав, приведя с собой наемную варяжскую дружину во главе с Якуном, повел войска на брата. Битва состоялась у Листвена близ Чернигова. М. В. в центре поставил местное черниговское войско - северян, а на флангах - свою дружину, разделенную на 2 части. Ярослав выдвинул вперед варягов, к-рые стали одолевать северян, но были окружены с флангов дружиной М. В. и разгромлены. Ярослав бежал, не введя в бой свою дружину. М. В. сразу же сделал шаг к примирению, согласившись оставить Киев Ярославу как старшему в обмен на обладание землями левобережья Днепра с Черниговом. Ярослав 2 года пребывал на севере Руси, не решаясь вернуться в Киев (там сидели его «мужи»). Только в 1026 г. братья встретились у Городца (на Днепре выше Киева) и договорились о разделе Русской земли по Днепру (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 147-149). Впосл. в течение 10 лет Ярослав Владимирович и М. В. управляли Русью совместно при старшинстве Ярослава. В 1031 г. они совершили успешный поход в Польшу, результатом которого стало возвращение Руси «червенских градов». В своей столице Чернигове М. В. заложил Спасо-Преображенский собор (сохранившийся доныне); при жизни князя его успели достроить до высоты, сравнимой с ростом всадника с поднятой рукой («яко на кони стояще рукою досящи» - Там же. Стб. 150). Возможно, М. В., как князь тмутараканский, имел отношение к походам рус. отрядов (в союзе с аланами и нек-рыми народами Дагестана) в Закавказье в 1030 и 1032 гг. ( Пашуто В. Т. Внешняя политика Др. Руси. М., 1968. С. 104-105). В 1036 г. М. В. заболел во время охоты и скончался. Князь был похоронен в черниговском Спасо-Преображенском соборе. В ПВЛ М. В.- первый князь, которому дана посмертная характеристика, при этом отмечается его особая забота о дружине: «...храбор на рати, милостив, любяше дружину по велику, именья не щадяше, ни питья, ни еденья браняше» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 150). Жену М. В., согласно Любецкому синодику, звали Анастасией ( Зотов. О черниговских князьях. С. 24). Известен один сын М. В.- Евстафий, умерший раньше отца, в 1033 г. После смерти М. В. все его владения достались брату Ярославу Владимировичу.

http://pravenc.ru/text/2564286.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010