Ирины, ангела супруги его. В старом «Владимировом» городе Ярослав построил для себя «великий двор» рядом с прежними теремами св. Ольги и св. князя Владимира, как думают, около нынешней Трехсвятительской церкви. Св. София. Самым замечательным украшением Киева была построенная Ярославом Мудрым церковь во имя Св. Софии. Обстоятельства построения этого храма были таковы. В 1036 году, когда великий князь находился еще в Новгороде, он получил известие, что печенеги напали на Киев. Собрав войско, Ярослав поспешил в Киев. Здесь, присоединив к своим войскам еще киевскую дружину, он выступил против врагов, которых было несметное число. Произошла страшная сеча, продолжавшаяся целый день. К вечеру Ярослав одолел врагов. Печенеги, преследуемые русскими, побежали в разные стороны. Одни из них потонули в реках, другие пропали бесследно. С того времени печенеги, бывшие опасными и злыми врагами русского народа, более уже не осмеливались беспокоить Русь. В память такой важной победы, на месте ее, Ярослав и заложил каменный храм во имя Св. Софии, или Ипостасной Премудрости Божией, Господа Иисуса Христа, в 1037 году. Храм был построен по образцу знаменитого Софийского храма в Константинополе, только в гораздо меньшем размере и с некоторыми особенностями, напоминающими архитектуру Солунских греческих церквей. Внутри киевская Софийская церковь была крестообразная и имела галереи с трех сторон: западной, северной и южной; восточная сторона ее имела пять полукружий. Своды храма и хоры поддерживались колонками, большею частию сложенными из кирпича. Храм имел два боковых придела и, следовательно, как думают, три престола. На храме возвышалось 13 куполов. При храме находилась крещальня. Особенным великолепием и богатством отличалось внутреннее устройство. Летописец говорит, что Ярослав украсил Софийскую церковь золотом, серебром и сосудами. Алтарь храма сверху до низу был украшен мозаическими по золотому полю изображениями. Над горним местом, на самом полусводе алтаря, на золотом мозаическом поле возвышалось величественное изображение Богоматери. Пресвятая Дева изображена стоящею с воздетыми вверх руками; на ней – голубой хитон, охваченный узким красным поясом, из-за которого спущен белый убрус. Широкий золотистый покров осеняет ее главу и плечи и опускается на обе стороны до колен. Это изображение, составляющее и теперь главное украшение храма, называется обыкновенно «Нерушимой стеной». Под нею, во всю ширину алтарного полукружия, идет замечательное мозаическое изображение Тайной вечери и другие. Купол, дуга и столпы под куполом были покрыты такими же украшениями. Все столпы храма были также украшены превосходными фресковыми работами греческих мастеров. Пол церкви был устлан плитами из белого мрамора и красного камня. Ход на хоры также был украшен различными изображениями бытового характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Сочинения: Происхождение и состав 1 и 2 кн. Паралипоменон. Киев. 1878. 169 стр. – Библейская литература на западе за 1885 г. Киев. 1886 г. – Библейская литература на западе за 1886 г. Киев. 1887 г. – Библейская литература на западе за 1887 г. Киев. 1888 г. – Библейская литература на западе 1888 г. Киев. 1889 г. – Уроки по Закону Божию, способствующие усвоению пространного христианского катехизиса православной церкви в пяти выпусках. Киев. 1884 года. 954 стр. Первый выпуск, одобренный Св. Синодом и министерством народного просвещения, выдержал четыре издания, остальные – три. Все выпуски одобрены весьма многими епархиальными преосвященными и епархиальными училищными советами для церквей, монастырей, церковных и училищных библиотек. – Введение в Священное Писание Ветхого Завета. О святокнижии Моисея. Киев. 1890 г. 270 стр. Советом Киевской духовной академии удостоено полной премии имени епископа Михаила. – О пастырском служении по учению отцов и учителей церкви. Киев. 1891 г. Волхвы с востока и Вифлеемская звезда. Киев. 1891 г. – Слово пред плащаницею, произнесённое в великий пяток в Киево-Софийском кафедральном соборе. Киев. 1892 г. Слово на пассию 4-й недели Великого поста, произнесённое в соборной Богоявленской церкви Киево-братского монастыря. Киев. 1892 г. – Воскресение Иисуса Христа. Литературно-экзегетический очерк. Киев. 1892 г. О надгробных речах, произносимых с церковной кафедры. Гомилетический очерк. Киев. 1892 г. – Иудейский синедрион и римские прокураторы в Иудее во времена Иисуса Христа. Юрьев. 1900 г. Служба святому Священномученику Исидору и иже с ним 72 мучеником в Юрьеве, граде ливонстем, за православие пострадавшим в 1472 году, обработанная по поручению Высокопреосвященного Арсения, архиепископа Рижского и Митавского, и одобренная Св. Синодом для богослужения. С.-Петербург 1897 г. – Несколько рецензий на богословские сочинения, напечатанных в «Киевских епархиальных ведомостях» и в «Трудах Киевской духовной академии», а также слов и речей, произнесённых по разным случаям и напечатанных в разных изданиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

162 Там же. Ск. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православн. исповедания, т. 7, стр. 306; «Киев. Академия в первой половине 18 столетия», Д. Вишневского, стр. 156. 174 Архив Св. Синода, д. 1737, 380, т. 1, л. 141. Значение Киев. Акад. в развитии дух. школ в России 180 Указн. книги Киевск. Дух. Консистории за 1746–7 годы, 53: указ Св. Синода от 8 октября 1748 г. 184 Акты Киево-Братского монастыря и Академи, собранные В. Аскоченским, в библиотеке Киев. Академии, т. 1, 26. 185 Архив Св. Синода, д. 1737 г., 380, т. 4, л. 98 и сл.; сн. Историко-Статистич. описание Чернигов. епархии, 1873 г., ч. 2, стр. 207. 193 Там же, т. 5, л. 385 и сл.; Историко-Статистич. Описание Чернигов. епархии, ч. 2, стр. 208; Список студентов Киев. Академии 1727 года в Описании документов и дел архива Св. Синода, т. 7, прилож. 8. 195 Историко-Статистич. Описание Черниговской епархии, ч. 2, стр. 98 и 208; Акты, относящиеся к истории Киев. Академии, собранные Д. Вишневским, в библиотеке Церковно-археол. Музея при Киев. Дух. Академии, Муз. 817, д. 6. 197 Акты, относящиеся к истории Киев. Академии, собранные Д. Вишневским, в библиотеке Церковно-археол. Музея при Киев. Дух. Акад., Муз. ея д. 6. 198 Русский гомилет начала 18 века Иоакам Богомолевский, Д. Совицкого, Киев, 1903 г.. стр. 90–93. 201 Указн, кн. Киев. дух. Консистории за 1742 г., 60. В 1740 г. Викарий Григорович был еще Киево-Братскимъ экономом. См. Акты Киево-Братского монастыря и Академии, собранные В. Аскоченским, т. 1, 15. 207 В письме ректора Александро-Невской семинарии иеромонаха Гавриила Кременецкого от 5 октября 1745 года Викарий Григорович называется уже «покойным». См. «Акты Киево-Братского монастыря и Академии, собранные В. Аскоченским», т.1, 25, л. 231. 210 «Киев с древнейшим его училищем Академиею», В. И. Аскоченского, ч. 2. Киев, 1856 г.. стр. 126. 218 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Правосл. исповедания, т. 2, 944, стр. 665. 221 Списки иерархов.., П. Строева, стр. 207 и 636. В 1751 году он бежал из Москвы. См. Указн. кн. Киев. дух. Консистории за 1751 г., 24.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

567 Вознесенский И. И. О церковном пении Православной Греко-Российской Церкви. Большой знаменный напев. Киев, 1887. 568 Протоиерей Василий Металлов. Осмогласие знаменного распева. М., 1899; богослужебное пение Русской Церкви в период домонгольский. Часть 1–2. М., 1912; Очерк истории православного церковного пения в России, по историческим, археологическим и палеографическим данным. Изд. 4. М., 1915. 569 Смоленский С. В. Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца. Казань, 1888; О древнерусских певческих нотациях. Историко-палеографический очерк. СПб., 1901. 120 с. (В составе серии: «Памятники древней письменности и искусства». Вып. 145); О ближайших практических задачах и научных изысканиях в области русской церковно-певческой археологии. СПб., 1904. («Памятники древней письменности и искусства». Вып. 151). 570 Преображенский А. В. Словарь русского церковного пения. М., 1896; Вопрос о единогласном пении в Русской Церкви XVII века. СПб., 1904; Культовая музыка в России. Т. I. 1924. 572 Уржумцев П. В. Школа «русского Гоара» в Ленинградской Духовной Академии. – «Богословские труды». Сб. 4. С. 91–92. 573 Протоиереи Петр Бубуруз. «Апостольское Предание» святого Ипполита Римского . (Происхождение памятника в его отношении к литургико-каноническим памятникам III-IV веков). – «Богословские труды». Сб. 13. М., 1975. С. 181–200. 577 Из отзыва В. Д. Прилуцкого. – «Извлечения из журналов Совета Киевской Духовной Академии за 1913/1914 г.». Киев, 1914. С. 155, 156. 578 Скабалланович М. Н. Рождество Пресвятой Богородицы, Киев, 1915, 134 с.; Воздвижение Честного Креста. Киев, 1915. 173 с.; Введение во храм Пресвятой Богородицы. Киев, 1916, 115 с.; Рождество Христово. Киев, 1916. 200 с.; Пятидесятница. Киев, 1916. 188 с.; Успение Пресвятой Богородицы. Киев, 1916. 114 с. Репринты: [Вып. 1.]. Рождество Христово. [Вып. 2.]. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Успение Пресвятой Богородицы. [Вып. 3.]. Пятидесятница. Воздвижение Честного Креста. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. – Из других историко-литургических работ М. Н. Скабаллановича нужно отметить следующие: Святая Земля в праздниках Православной Церкви. День Святой Троицы и Святого Духа. СПб., 1908; Ектении. – «Труды Киевской Духовной Академии». 1911. 9; 1912. 6; Лития. – Там же. 1912. 11; Идеальная Всенощная. Киев, Вып. 1. 1914; Великий пост . Очерк из статики и истории православного обряда. Киев, 1915; Рождественский пост. Киев, 1915; Новый опыт объяснения Божественной литургии. Вып. I. Киев, 1915; Почему Усекновение главы Иоанна Предтечи празднуется 29 августа? Киев, 1918. Другие работы Скабаллановича были посвящены догматике и библейской экзегетике. (См. библиографию в ЖМП. 1973. 3. С. 79–80).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Алексию, митр. [Московскому] и всея России, св., чудотворцу Церковной печати: Служба и акафист. Киев, 1802; М., 1874, 1891, 1895. Алексию, человеку Божию, св. Церковной печати: Акафист. М., 1884, 1889, 1900; Киев 1893. Гражданской печати: Акафист. М., 1889. Анастасии, именуемой Узорешительница, св. вмц. Церковной печати: Акафист. М., 1886, 1899. Ангелу Хранителю Церковной печати: Акафист. СПб., 1864, 1865, 1868, 1874, 1876. Гражданской печати: Акафист. СПб., 1873, 1875, 1883, 1885, 1887, 1890, 1892, 1894, 1896. Андрею Первозванному, св. ап. Церковной печати: Акафист. Киев, 1871, 1872, 1876; М., 1894; СПб., 1867. Служба и акафист. Киев, 1869. Антипе Пергамскому, св. сщмч. Церковной печати: Акафист. М., 1887, 1890, 1893, 1897. Гражданской печати: Акафист. Калуга, 1884, 1887. Антонию Дымскому, прп. Церковной печати: Служба и акафист. М., 1865, 1887. Антонию, Иоанну и Евстафию, [свв.] мчч. Виленским Церковной печати: Акафист. М., 1888. Служба и акафист. М., 1869, 1887. Гражданской печати: Акафист. Вильно, 1897. Антонию и Феодосию Печерским , прпп. Церковной печати: Акафист. Киев, 1865, 1866, 1870, 1871, 1880, 1881, 1888, 1892, 1894, 1899. Служба и акафист. Киев, 1896, 1900. Антонию, Печерскому чудотворцу, прп. Церковной печати: Акафист. Киев, 1888, 1894. Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу, прп. Церковной печати: Акафист. СПб., 1877. Антонию Сийскому, прп. Церковной печати: Акафист. М., 1870; СПб., 1887, 1893, 1896. Арсению Великому , прп. Церковной печати: Акафист. СПб., 1888. Арсению Тверскому, чудотворцу, свт. Церковной печати: Акафист. Киев, 1878; М., 1882, 1900. Артемию, Веркольскому чудотворцу, св. прав. Церковной печати: Служба и акафист. М., 1880, 1885, 1890, 1900. Гражданской печати: Акафист. СПб., 1876,1887,1890, 1891,1893,1899. Варваре, св. вмц. Церковной печати: Акафист. Киев, 1698, 1737, 1747, 1753, 1756, 1757, 1782, 1785, 1790, 1793, 1798, 1800, 1806, 1808, 1813, 1814, 1817, 1819, 1832, 1834, 1837, 1840, 1845, 1846, 1856, 1860, 1861, 1864, 1866, 1867, 1870, 1872, 1875, 1878, 1885, 1893, 1894, 1896, 1898, 1900; М, 1873, 1880, 1894, 1896 (на обл. 1895), 1898, 1899, 1900; Почаев, 1773, 1809; Чернигов, 1758. Акафист и житие. Киев, 1807. Неседальное моление. Киев, 1716. Служба и акафист. Киев, 1777, 1873, 1885. Служба, акафист и житие. Киев, 1628, 1739, 1741, 1748, 1764, 1766, 1801, 1802, 1828, 1831; Чернигов, 1749. Гражданской печати: Акафист. Воронеж, 1877; М., 1883, 1890, 1894, 1895, 1896, 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

55.     Преобразование духовных академий в России в XIX веке. Киев, 1906. 56.     Церковь, пастырство и общество в современной жизни, вып. 1. Киев, 1906. 57.     К биографии Гедеона Криновского, епископа Псковского и Нарвского. Казань, 1907. 58.     Переписка Московского митрополита Макария Булгакова (пуб­ликация)//ТКДА. 1907, 1—4, 7, 8; 1908, 1. 59.     Разъяснительные параграфы по истории западно-русской церкви (Вынужденный ответ на " Сказку про белого бычка " профессора Голубева)//ТКДА. 1907, 60.     Речь перед панихидой по Иннокентию (Борисову) в день 50-летия со дня кончины его//ТКДА. 1907, 7. 61.     Высокопреосвященный Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий. Киев, 1908. 62.     Католическая пропаганда в Западной России после дарования свободы вероисповедания 17 апреля 1905 г. Киев, 1908. 63.     Киевский Златоверхо-Михайловский монастырь (Краткий исто­рический очерк к 800-летию существования храма и обители). Киев, 1908. 64.     Князь Константин Константинович Острожский, ревнитель пра­вославия и защитник русской народности в Западной Руси (1527 —1608). Киев, 1908. 65.     К истории Киевской духовной академии в XVII—XVIII вв. Вып. I. Святитель Иоасаф Горленко, епископ Белгородский и Обнинский, быв­ший ученик и учитель Киевской духовной академии (1705 —1754). Киев, 1909. 66.     К истории Киевской духовной академии в XVII—XVIII вв. вып. II. Святой Димитрий, митрополит Ростовский, бывший ученик Киевской духовной академии (1651—1709). Киев, 1909. 67.     Преосвященный Сильвестр, бывший епископ Каневский, ректор Киевской духовной академии (1828 — 1908)//ТКДА. 1909, 1. 68.     Акты и документы, относящиеся к истории Киевской академии. Отделение III (1796-1869), т. 1 (1796-1803). Киев, 1910. 69.     Киевская академия в эпоху реформ (1796—1819), вып. 1. Киев, 1910. 70.     Киев и его святыни в конце XVIII в. (Письма путешественника). Киев, 1910. 71.     Местечко Белгородка — древний Белгород (По поводу современ­ных археологических раскопок в м. Белгородке). Киев, 1910.

http://bogoslov.ru/person/47976

—594— с Указателем к 1910 г. Казань, 1912, два экз.; г) Мотрохин, Творении Амвросия Медиоланского “De officiis ministrorum”. Казань, 1912, два экз.; д) Письма Антония, Архиепископа Казанского (1866–1879 гг.). Казань, 1912, два экз. 24) Из Императорской Киевской Духовной Академии – а) Отчёт 1910–1911 г. Киев, 1911; б) Речь и Отчёт 1911–1912 г. Киев, 1913; в) Извлечение из журналов Совета 1910–1911 г. Киев, 1911 (1912); г) Анатолий, Исторический очерк сирийского монашества. Киев, 1911; д) Барвинок, Никифор Влеммид. Киев, 1911; е) Иваницкий, Филон Александрийский. Киев, 1911; ж) Капралов, Религиозно-нравственное учение Амоса и Осии. Киев, 1911; з) Лисицын, Первоначальный славяно-русский типникон, с приложением. Спб., 1911; и) Преображенский, Славяно-русский скитский Патерик. Киев, 1909; й) Прилуцкий, Частное богослужение в русской церкви в XVI–XVII в. Киев, 1912; к) Скабалланович, Толковый Типикон, 1. Киев, 1910; л) Систематический каталог. вып. 10–11. Киев, 1912; м) Киево-Могилянский Сборник. Киев, 1913, два экз.; н) Из академической жизни Киев, 1913, два экз. 25) Из Императорской С.-Петербургской Духовной Академии – а) Годичный акт 17 Февраля 1913 г. Спб., 1913; б) Журналы Совета 1911–1912 г. Спб., 1912 (1913) и в) Памятная книжка 1912–1913 г. Спб., 1913. 26) Из Афинского Университета – его издания: а) Ξενια. Αϑηναι, 1912; б) La celebration du 75-me anniversaire de la foundation de l’Universit Nationale de Grce. Athnes, 1912. 27) Из Упсальского Университета – Uppsala Universitets Arsskrift 1911, B-de 1–2. Uppsala. 1911. 28) Из Черниговского Университета – а) Verzeichnis d. ffentl. Vorlesungen im Winter-Semester 1912–1913 и Sommersemester 1913. Gzernowitz, 1912–1913; б) Personalstand im Lahre 1912–1913. Gzernowitz, 1912; в) Feierliche Inauguration 1912–1913. Gzernowitz, 1912. 29) Из Восточного Института во Владивостоке – Известия Института, год 13-й (1911–1912), том XLII–XLIII, и том XLV, 1. Владивосток, 1912. 30) Из Императорского Московского Археологического Института – Известия Археологического Съезда членов Института, тетради 1–5. Москва, 1913.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Путь Ярослава к великокняжескому престолу был далеко не прост. Первоначально отец, Владимир Красное Солнышко (980–1015), посадил Ярослава княжить в Ростове Великом, потом в Новгороде, где уже через год Ярослав решил стать самостоятельным государем обширной Новгородской земли и освободиться от власти великого князя. В 1011 году он отказался посылать в Киев по 2000 гривен, как это делали до него все новгородские посадники. Когда Ярослав княжил в Новгороде «под рукою» Владимира, появились монеты с надписью «Ярославле серебро». На одной ее стороне изображен Христос, на другой – святой Георгий, покровитель Ярослава. Эта первая чеканка русских монет продолжалась до смерти Ярослава Мудрого. В ту пору Древняя Русь находилась на одном уровне развития с соседними европейскими странами и играла заметную роль в формировании облика средневековой Европы, ее политической структуры, экономического развития, культуры и международных отношений. После смерти Владимира Красное Солнышко между его сыновьями развернулась упорная борьба за великокняжеский престол. Победил в конце концов Ярослав, ему исполнилось тогда 37 лет. И надо было быть воистину Мудрым, чтобы раз за разом преодолевать многочисленные противостояния удельных князей во имя объединения Руси: за свою жизнь Ярослав несколько раз завоевывал престол великого князя и терял его. В 1018 году он заключил союз с Генрихом II Германским – то был высокий уровень международных отношений Руси. Не только Генрих II считал за честь вести переговоры с Русью, но и Роберт II Благочестивый, король французский, отец будущего мужа Анны Ярославны. Два государя договаривались в 1023 году о реформе Церкви и установлении среди христиан мира Божьего. Правление Ярослава Мудрого – время экономического процветания Руси. Это дало ему возможность украшать столицу по примеру Константинополя: в Киеве появились Золотые ворота, Софийский собор, в 1051 году был заложен Киево-Печерский монастырь – высшая школа русского духовенства. В Новгороде в 1045–1052 годах возвели храм Святой Софии. Ярослав Мудрый, представитель нового поколения грамотных, просвещенных христиан, создал большую библиотеку русских и греческих книг. Любил и знал церковные уставы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как защитнику воинов, в честь и память Св. Георгия Императрицей Екатериной II учрежден 26 ноября 1769 г. военный орден. Его же именем названа община сестер милосердия, состоящая под покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны и находящаяся под председательством Ее Императорского Высочества Евгении Максимилиановны, Принцессы Ольденбургской. Память Св. Великомученика Георгия празднуется православною церковью 23-го апреля. 3 ноября празднуется обновление храма Св. Георгия в Лидде, где положено тело его  . 26 ноября – день освящения древнего храма Георгиевского монастыря в Киеве, по установлению самого храмоздателя, благочестивого Князя Ярослава. Этого же числа празднуется и день учреждение военного ордена. Ярослав Мудрый Ярослав I (Юрий или Георгий) Владимирович, князь новгородский, а потом вел. кн. киевский, повелитель всей Руси. Он был сын Св. Владимира и Рогнеды; род. 978 г., получил в удел от отца Ростов, а по смерти своего брата Вышеслава Владимировича переведен в Новгород. Получив известие из Киева, от своей сестры Передславы, о смерти отца и злодействе брата Святополка, объявившего себя вел. князем и умертвившего двух братьев Бориса и Глеба, Ярослав ужаснулся и решился с помощью новгородцев выступить против него. На берегу Днепра, у Любича, Ярослав с новгородцами сошелся со Святополком. Долго никто из них не смел переправиться через реку; наконец новгородцы, выведенные обидами и грубыми насмешками Спятополкова воеводы, до рассвета переправились через Днепр и оттолкнули лодки от берега, решившись победить или умереть. Стремительно они ударили на киевлян. Святополк оборонялся храбро; но был разбит и бежал, а Ярослав вступил в Киев (1016). Он щедро наградил своих воинов, дав каждому чиновнику и новгородцу 10 гривен, а другим по гривне, и распустил дружину по домам. Но Святополк не думал уступать ему престола и прибегнул к защите своего тестя, короля польского Болеслава, который, усилив свое войско союзниками, расположился станом на берегах Буга (1018).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1229 году князь Ярослав поссорился со своим братом великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем – «Ярослав усумнился брата своего Юргя, слушая некиих лести, и отлучи от Юргя Константиновичи три, Василька, Всеволода, Владимира, и мысляшет противитися Юргю, брату своему, но Бог не попусти лиху быти, благоразумный князь Юрги призва их на снем в Суздаль, и исправивше все нелюбье межю собою, и поклонишася Юрью вси, имуще его отцем себе и господином». Русский исследователь Н.Н. Воронин в книге «Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV веков», вышедшей в Москве в 1962 году, писал: «В 1229 году ростовский епископ Кирилл, видимо, попытался возобновить борьбу против Юрия и посеять вражду между ним и Ярославом, на сторону которого уже перешли наследники Константина – Василько, Всеволод и Владимир Стародубский. Однако созванный Юрием в Суздале съезд, на котором присутствовал епископ Владимирский, Суздальский и Переяславский Митрофан, раскрыл козни Кирилла, и разгневанный Ярослав судил его, лишил всех имений и заставил покинуть епископию, на которую на другой год был посажен ставленник Юрия – игумен владимирского Рождественского монастыря». Глава 5. Крестоносцы и литовцы. 1230–1238 годы Пробыв в Новгороде после вокняжения в 1230 году всего две недели, князь Ярослав Всеволодович уехал в Переяславль, оставив за себя на Ярославовом дворище сыновей Федора и Александра. Джон Феннел писал о взаимоотношениях князя Ярослава Всеволодовича и Великого Новгорода в начале 1230-х годов: «Если пытаться понять причины успеха Ярослава, то он объясняется, во-первых, его изобретательностью и военным искусством, а во-вторых, что может быть, не менее важно, – тем, что его вотчина в Переславле была расположена близко к Новгороду и его самая западная застава Тверь находилась как раз через границу от Торжка, тогда как столица Михаила Черниговского была почти так же удалена от Новгорода, как Киев». Русский историк М.Н. Тихомиров в книге «Борьба русского народа с немецкими интервентами в XII–XV веках», вышедшей в Москве в 1941 году, писал:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010