Ярослав не приготовился, был разбит и убежал в Новгород только с четырьмя человеками; Святополк же с Болеславом пришли в Киев. Сказал Болеслав Святополку: «Разведи мое войско на покорм по городам», что и было сделано. Когда Ярослав прибежал в Новгород, он хотел уйти за море к варягам, но Константин, сын Добрынин, с новгородцами, разрубили его лодку и сказали: «Хотим биться с Болеславом и Святополком» и стали собирать деньги; на те деньги наняли за морем варягов, a между тем, Святополк велел избивать ляхов, которые стояли по городам. Болеслав, обиженный этим, ушел из Киева, захватив все имение Ярослава, взял сестру его себе в наложницы и корсунянина Анастаса к себе в казначеи. Ярослав тогда пошел на Святополка, выгнал его из Киева, и бежал Святополк к печенегам, а на следующий год пошел с печенегами на Ярослава. Мстислав этот княжил в Тмуторокани, на устье Кубани реки. Он прозван за свою храбрость Удалым. Вот как рассказывают об одном его подвиге. Воевал он с касогами (черкесами); князь их Редедя сказал ему: «Зачем мы губим дружины свои; давай лучше бороться: ты одолеешь – возьми имение мое, жену мою и детей; я одолею – возьму все твое». Мстислав согласился. Боролись долго, начал одолевать Редедя: был он высок ростом и силен. Тогда Мстислав восклиикнул: «О Пречистая Богородица! Помоги мне: если я одолею, то дострою церковь во имя Твое». Сказавши это, повалил Касога на землю. Воротясь в Тмуторокань, он построил церковь св. Богородицы. Недовольный тем, что Ярослав все взял себе, а с ним не делится, Мстислав пришел к Киеву, когда Ярослав был в Новгороде; но киевляне не пустили его к себе; тогда он пошел к Чернигову и сел там. Узнал об этом Ярослав и послал за море к варягам; пришел к нему Якун, который носил золотом тканый плащ (луду). Пошли они на Мстислава и сошлись у Листвена, близ Чернигова. Мстислав так устроил войско, что против варягов поставил северян (славянское племя, жившее в Черниговской области: от них и до сих пор называется город Новгород-Северский), а сам с дружиною стал на крыле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особенности убранства упомянутых псковско-новгородских врат находят ближайшие параллели в памятниках Балкан, особенно Греции XV–XVII вв. Обращение к этому материалу для нас важно тем. что в греческих царских вратах в отличие от русских обнаруживается многообразие иконографических решений, т. е. мы находим более подробный комментарий форм. Поэтому имеет смысл пристальнее посмотреть на художественное оформление самих греческих врат. Это возможно благодаря религиозной общности русской и греческих традиций и типологической близости материала. Щипцовая форма щита царских дверей была широко распространена в этом регионе. Сохранившаяся только правая створка 1031 в ранних вратах последней четверти XV в. из церкви Христа Демархиса (Мегалис Портас) монастыря Иоанна Богослова на Кипре, увенчана трехлопастным навершием, образовывавшим вместе с недостающей половиной трехлопастную сужающуюся кверху арку. На щите изображена Богородица, а на главном поле врат – фронтальные фигуры святителей попарно Василия Великого и Николая Чудотворца. Каждый святитель расположен в раме, образованной двойной готической аркой, обрамленной поверху горельефной резьбой в виде кринов и опирающейся на полу колонки. В царских дверях второй половины XV в. из церкви Св. Георгия Апортианона 1032 на щипцовом навершии расположена выощаяся и цветущая виноградная лоза, исполненная горельефной На плоскостном поле врат выделен средний вал в виде прорастающего стебля, дающего плоды и цветы. Вал увенчан цветком с полуфигурой царя Давида (ил. 3). На щите изображено Благовещение, а на главных полях – Иоанн Богослов и апостол Петр. Врата около 1600 г. из капеллы Св. Христодула монастыря Иоанна Богослова на Кипре 1033 отличаются лишь деталями. На их щипцовом навершии также присутствуют вьющиеся стебли, а орнаментально выделенный вал увенчан крестом. На щите изображено Благовещение, а на полях врат – св. Иоанн Богослов и св. Христодул. Та же щипцовая форма навершия и исполненное горельефной резьбой било (вал-нащельник) свойственны многим другим греческим вратам.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Киев: Тип. Горбунова, 1901. – 16 с. 449 . О любви к Богу: Из Творений святителя Иоанна Златоуста : Проповедь 26 янв. 1927 г. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1996. – 62 с: ил. 450 . О молитве: (Несколько мыслей по руководству св. Отцев Церкви): Чтение, предложенное 1 апр. 1907 г. в зале Киевского религиозно-просветит. общества. – Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира (Корчак-Новицкий), 1907. – 11с. 451 . Основные черты ветхозаветного библейского учения об Ангелах: (Речь пред защитой диссертации на степень магистра богословия «Ветхозаветное библейское учение об Ангелах. Опыт библейско-богословского исследования». Киев, 1900). – Киев: Тип. Горбунова, 1900. – Юс. 452 . Памяти блаженнопочившего всероссийского пастыря о. Иоанна Кронштадтского : Чтение, предложенное в день первой годовщины Кронштадтского пастыря – 20 дек. 1909 г. в зале Киевского религиозно-просветит. общества. – Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира, 1910. – 14 с. 453 . Почему нужно постоянно поучаться в слове Божием? – Киев: Правосл. религиозно-просветит. о-во, 1912. – 11 с. 454 . Прощание кафедрального протоиерея Киево-Софийского собора о. П.Г. Преображенского с приходом Добро-Николаевской церкви. – Киев, 1903. – 16 с. 455 . Пьянство перед судом Слова Божия и св. Отцев Церкви. – Киев: Правосл. религиозно-просветит. о-во, 1914. – 6 с. 456 . Седьмой всемирный сионистский конгресс в еврействе: Реферат, читанный в собрании Церковно-исторического археологического общества 31 окт. 1905 г. – Киев, 1906. – 14 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1906. – 2. 457 . Сионистское движение в современном еврействе и отношение этого движения к всемирно-исторической задаче библейского Израиля. – Киев: Тип. Горбунова, 1905. – 53 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1905. – 4. 458 . Слово в Великий пяток, на вечернем богослужении, пред плащаницею, 12 апреля 1902 г. «О единении со Христом»: Произнесено в церкви Киево-Братского монастыря. – Киев, 1902. – 8 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1902. 459 . Слово в Великий пяток на вечернем богослужении, пред плащаницею «О жизненном единении христианства со Христом Спасителем»: Произнесено в церкви Киево-Братского монастыря 15 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

268 . Христос Спаситель в окрестностях Вифсаиды ( Мф. 14, 1–34 и парал.)//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1913. – Янв. 269 . Христос Спаситель в пределах Магдалинских, в Вифсаиде и окрестностях Кесарии Филипповой//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1913. – Июль – авг. 270 . Христос Спаситель как чудотворец ( Мф. 8, 1–9, 34 и парал.)//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1911. – Окт. – нояб. 271 . Хронология Книги Деяний Апостольских//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1911. – Янв. 272 . Экзегетические заметки. – Киев: Тип. Горбунова, 1904. – 8 с. 273 . Экзегетические заметки. – Киев, 1904. – 27 с. 274 . Экзегетические заметки. – Киев, 1905. – 18 с. 275 . Экзегетические заметки: Вып. 3–7. – Киев: Тип. Горбунова, 1907–1911. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1907–1911. Переводы 276 . Блаженного Августина «Две книги Евангельских вопросов»//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1917. – Сент. – дек. 277 . Догматические Творения Тертуллиана , пресвитера Карфагенского/Пер. с предисл. и примеч.//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1908. – Янв. – май; 1910.-Апр. Литература о жизни и деятельности 278 . Попов К.Д. Отзыв о сочинении профессора Киевской Духовной Академии Д.И. Богдашевского «Послание св. Апостола Павла к ефесянам» (Киев, 1904 г.) на соискание степени доктора богословия. – Киев, 1905. – 14 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – Апр. Виталий (Гречулевич Василий Васильевич) (1822–1885) Преосвященный Виталий (в мире Василий Васильевич Гречулевич) родился 1 января 1822 года в селе Аннополе Брацлавского уезда Подольской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Шаргородском Духовном училище, а в 1835 году поступил в Подольскую Духовную семинарию. По окончании семинарии в 1843 году он поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую закончил в 1847 году со степенью магистра богословия. По окончании курса Василий Васильевич был определен законоучителем в Гатчинский сиротский институт, а в 1849 году принял священный сан и был назначен законоучителем в Николаевский сиротский институт. В 1860 году отец Василий был переведен законоучителем в Императорское воспитательное общество, и в том же году основал журнал «Странник», который сыграл большую роль в деле просвещения в России. По замыслу основателя, «журнал был призван не только удовлетворять потребности любителей духовного чтения, но и возбуждать охоту к такому чтению в тех, кто считает его скучным или даже несоответствующим современному направлению общества». Отец Василий был не только издателем и редактором журнала, но и его активным автором. Издательская деятельность отца Василия не ограничилась изданием «Странника». С 1863 года он издавал газету для духовенства «Современный листок» и газету для мирян «Мирское слово». В 1861 году отец Василий был назначен членом Санкт-Петербургского Комитета духовной цензуры, в 1862 году – возведен в сан протоиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киев: Тип. Горбунова, 1905. – 7 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1905. 469 . Слово в день Рождества Пресвятыя Богородицы, произнесенное 8 сент. 1906 г. в Киево-Софийском соборе. – Киев, 1907.– 7 с. 470 . Слово в день св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 26 сентября «Любовь – источник истинного Боговедения и основа христианского просвещения»: Произнесено 26 сент. 1908 г. в церкви Киево-Братского монастыря. – Киев, 1908. – 7 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1908. 471 . Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице и в день памяти св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова: Произнесено в церкви Киево-Братского монастыря 26 сент. 1904 г. -Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1904. 472 . Слово в пяток третьей недели Великого поста (10 марта 1900 года) на пассии «О крестоношении». – Киев, 1900. – 10 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1900. 473 . Слово в пяток третьей седмицы Великого поста, при воспоминании Страстей Христовых: Произнесено в Великой церкви Киево-Братского монастыря 24 февр. 1912 г. на пассии. – Киев, 1912. – 10 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 19U. 474 . Слово в пяток четвертой седмицы Великого поста «Страсти Христовы и наши страдания и скорби». – Киев, 1910. – 7 с. Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. 475  Слово на заупокойной литургии в 40-й день по смерти профессора Василия Федоровича Певницкого . – Киев, 1911. 5 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1912. Глубоковский Николай Никанорович (1863–1937) Николай Никанорович Глубоковский родился 6 декабря 1863 года в селе Кичменгский городок Вологодской губернии в семье священника. Начальное образование получил в церковноприходской школе и Никольском Духовном училище. По окончании Вологодской Духовной семинарии в 1884 году поступил в Московскую Духовную Академию, которую окончил в 1889 году. Магистерская диссертация Николая Никаноровича «Блаженный Феодорит , епископ Киррский: его жизнь и литературная деятельность», по отзыву профессора И.Н. Корсунского , является «феноменальным, классическим произведением русской богословской литературы».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24.     " Западная Русь в борьбе за веру и народность " И. И. Малышевского СПб, 1897 - рецензия//ТКДА, 1898, 2. 25.     Об отношении святителей Феодосия Черниговского, Дмитрия Ростовского и Иннокентия Иркутского к Киевской духовной академии и о значении их иерархической деятельности для всей Русской Церкви (Речь, произнесенная 26 сентября 1898 г. на академическом годичном акте)//ТКДА, 1898, 26.     " Русские епархии в XVI и XIX вв. " И. Покровского — рецензия//ТКДА, 1898, 4. 27.     Поправка и дополнение к истории Киевской академии XVIII в. К сочинению Серебренникова " Киевская академия с половины XVIII в. до преобразования её в 1819 г. " — рецензия//ТКДА, 1898, 7. 28.     Высокопреосвященный Иоанникий, митрополит Киевский и Галицкий. Киев, 1899. 29.     К вопросу о присоединении сиро-халдейских несториан к Рус­ской Православной Церкви. Киев, 1900. 30.     Преосвященный Иннокентий Борисов, архиепископ Херсонский и Таврический, как ректор Киевской духовной академии (К столетнему юбилею со дня рождения его)//ТКДА, 1900, 12. 31.     О православии и значении его в истории русского народа//Киев, 1900. 32.     О русском сектантстве вообще и, в частности, о том, чем опасно современное сектантство (публичная речь)//ТКДА, 1900, 5. 33.     Стефан Михайлович Сольский (некролог)//ТКДА, 1900, 12. 34.     Нравственная жизнь в сектантстве. Киев, 1901. 35.     Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники С. Т. Голубева: рецензия. Киев, 1901. 36.     Критико-библиографический обзор новейших трудов по истории Русской Церкви, вып. I-II. Киев, 1901; Вып. III. Киев, 1904; Вып. IV. Киев, 1905; Вып. V. Киев, 1906; Вып. VI. Киев, 1908; Вып. VII. Киев, 1909; Вып. VIII, IX, X. Киев, 1910; Вып. XI. Киев, 1911. 37.     Император Александр III и русская церковь в его время (по поводу книги " Обозрение деятельности Ведомства Православного испо­ведания за время царствования Александра III " СПб., 1901)//ТКДА, 1902, 38.     Преосвященный Кирилл Наумов, епископ Мелитопольский, быв­ший настоятель русской духовной миссии в Иерусалиме. Очерк из исто­рии русской духовной миссии в Иерусалиме. Киев, 1902.

http://bogoslov.ru/person/47976

Но раздел между Ярославичами не был мирен; есть известие, что Александр с Андреем имели в Орде большой спор, кому быть во Владимире, кому – в Киеве, и хан отдал Киев Александру, а Владимир – Андрею, основываясь на завещании покойного великого князя Ярослава. Что же могло заставить Ярослава завещать старшему Александру Киев, а младшему Андрею – Владимир? Быть может, особенная любовь к Андрею, который оставался всегда при нем; быть может, также, что Ярослав, желая удержать и Южную Русь в своем роде, отдал Киев Александру, как более способному держать его. Но если подобное завещание существовало в самом деле, то оно исключало необходимо брата Святослава, тогда как летопись говорит прямо, что Святослав утвердил племянников на уделах, как распорядился покойный Ярослав. Впрочем, есть средство согласить оба свидетельства: Ярослав при жизни назначил Александра в Киев, Андрей оставался на севере; по изгнании Святослава Михаилом и по смерти последнего Андрей, желая получить владимирский стол, настаивал на том, что уже старший брат его получил старший стол – Киев и Русскую землю по распоряжению покойного отца, и тем убедил хана, который для собственной безопасности мог не желать усиления Александра. Но Александр, как старший, не мог быть доволен таким решением, ибо давно уже Владимир получил первенство над Киевом относительно старшинства, давно уже киевские князья не могли быть без владимирских; теперь особенно, когда Южная Русь была опустошена, когда Киев представлял одни развалины, владение им не могло быть лестно. Вот почему Невский мог считать себя вправе сердиться на младшего брата, видеть в нем хищника прав своих (1249 г.). Как бы то ни было, Андрей два года спокойно сидел во Владимире; Александр, по некоторым известиям, хотел идти в Киев, но был удержан новгородцами, представившими ему опасность от татар на юге. В 1250 году Андрей вступил в тесную связь с Даниилом галицким, женившись на его дочери; а в 1252 году Александр отправился на Дон к сыну Батыеву Сартаку с жалобою на брата, который отнял у него старшинство и не исполняет своих обязанностей относительно татар. Александр получил старшинство, и толпы татар под начальством Неврюя вторгнулись в землю Суздальскую. Андрей при этой вести сказал: «Что это, господи! покуда нам между собою ссориться и наводить друг на друга татар; лучше мне бежать в чужую землю, чем дружиться с татарами и служить им». Собравши войско, он вышел против Неврюя, но был разбит и бежал в Новгород, не был там принят и удалился в Швецию, где был принят с честию. Татары взяли Переяславль, захватили здесь семейство Ярослава, брата Андреева, убили его воеводу, попленили жителей и пошли назад в Орду. Александр приехал княжить во Владимир; Андрей также возвратился на Русь и помирился с братом, который помирил его с ханом и дал в удел Суздаль.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В лето 6754 (1246). Тое же осени преставися князь великий Ярослав, сын Всеволода, в Татарах, на пути идучи от канович септемвриа 30 день. Князь великий Ярослав тогда бе у Канович, обижен Феодором Руновичем, и много пострада от безбожных Татар за землю Русскую, и много истомление подъят, и отпустиша его уже изнемогша, и пошед от Канович, преставися нужною смертью в иноплеменницех, месяца септебря в 30 день, на память святого великого Григория Великиа Армениа. «Что убо сего больши» – яко же Святое Писание глаголет, «еже положити душу свою за други своя?» И тако сии приснопамятный великий князь Ярослав в дальней земли, в Канове Орде положи душу свою за святые домы церковные и за веру християнскую и за все люди земли Русския. И сего ради причте его Бог ко избранному своему стаду проведных селения. В лето 6755 (1247). Слыша князь великий Александр Ярославич отца своего смерть, прииде из Новагорода в Володимер. Того же лета седе на великое княжение Святослав Всеволодович. Русские летописи. Глава 2. В.Н. Татищев о князе Ярославе Всеволодовиче Лета 6698 (1191) февраля 2 родился Всеволоду, великому князю, пятый сын и наречен Ярослав, а в крещении Феодор. Лета 6701 (1194) князь великий Всеволод учинил подстриги сыну Ярославу, для которого созваны были князи, також от клира и вельможи многие, и веселилися довольно. Лета 6709 (1201) Всеволод, как примирился с сватом своим Рюриком и, взяв от него Переяславль Русский, посадил в нем первого сына Константина, но он хотя жену имел, но более наукам прилежал и, не терпя многих беспокойств, просил отца, чтоб его пременил. И зане Юрий, другий сын, тогда был болен, а Ярослав младости ради не мог править, послал Всеволод сыновца своего Ярослава Мстиславича. И той, недолго быв, скончався. Того ради Всеволод послал сына Ярослава в Переяславль и с ним лучших двух воевод. Сам тогда Всеволод был в Переяславле (Залесском – А.А.) и отдал сына своего переяславцам августа 3 дня от церкви святого Спаса пред образом с тяжкою ротою, како его хранить. Они же, приняв с радостью, поехали. И проводили его брат Костянтин и Юрий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Обитель сия создана в лето 6661 (1153) великим князем Долгоруким». Летописи не говорят, где она умерла, исключая Никоновскую, по которой она умерла в Новгороде, а говорят только, что постриглась в Георгиевском монастыре, и всего вероятнее она погребена во Владимирском Георгиевском монастыре, хотя умерла и в Новгороде. Что же касается того, что как в новгородском, так и во Владимирском Георгиевских храмах есть гробницы одних и тех же лиц, то это, кажется, естественное желание как новгородцев, так и владимирцев – считать принадлежащим тому или другому городу прах таких лиц, как мать и брат Александра Невского. Некоторые родословные называют вторую жену Ярослава Ростиславой – Феодосией. От первого брака мы не видим у Ярослава Всеволодовича детей, от второй же у него были сыновья: Федор, Алескандр, Андрей, Михаил Храбрый, Даниил, Ярослав-Афанасий, Константин, Василий и две дочери – Мария и другая, неизвестная по имени. Глава 4. О.М. Рапов о великом князе Ярославле Всеволодовиче Ярослав-Феодор Всеволодович. Сын Владимиро-суздальского князя Всеволода Большое Гнездо, внук киевского князя Юрия Долгорукого. Он родился 8 февраля 1190 года. В Лаврентьевской летописи под 1201 годом записано, что Всеволод Юрьевич посадил Ярослава на княжение в Переяславль-Русский. Летописец Переяславско-Суздальский сообщает, что Ярослав княжил в Переяславле-Русском 7 лет. После возвращения в Севере-Восточную Русь Ярослав Всеволодович получил от отца в держание Переяславль-3алесский. В 1209 году Всеволод Большое Гнездо послал Ярослава княжить в Рязань. Все рязанские города принесли Ярославу присягу верности, и в них он посадил своих наместников. Но княжить ему там долго не пришлось. Вскоре рязанцы арестовали его посадников, а самого Ярослава собирались заключить в оковы и выдать Черниговским князьям. Узнав о случившемся, Всеволод Большое Гнездо подошёл с войсками к Рязани, разорил и сжёг город, а людей из него вывел в свою землю. После этого Ярослав, вероятно, вновь возвратился на княжение в Переяславль-Залесский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В лето 6749 (1241). У Ярослава родился сын и был назван при святом крещении Василием. В то же лето татары победили венгров. В лето 6750 (1242). Посла князь великий Ярослав сына своего князя Андрея в Великий Новгород, в помощь сыну своему Александру на Немцы. Приидоша Немци к Новугороду, и князь Алескандр с братом своим князем Андреем и с новогородцы стретишася с ними на Ладожском озере, и бысть бой велик, и побиша князь Александр немец, а иных руками яша, а князь Андреи возвратился к отцу своему с честию великой. Того же лета приидоша Татарове в Суздаль к князю Ярославу Всеволодовичу, взяша его к царю Батыю. В лето 6751 (1243). Великий князь Ярослав поеха в Татаровы к Батыеви, а сына своего князя Константина посла к канови. Батый же князя Ярослава почтив дасть ему великое княжение и старейшинство над Русскими князьми и отпусти его на Русь. Того же лета прииде князь великий Ярослав ис Татар в землю свою честно и славно, и бысть радость в Русской земле велика. И много пришельцев утеши и множество людей собра. Сами прихожаху к нему в Суждальскую землю от славные реки Днепра и от всех стран Русские земли: галичане волынскии, кияне, черниговцы, переяславцы и славные киряне, торопчане, меняне, мещижане, смольняне, полочане, муромцы, рязаньцы и вси подражаху храбрости его и обевахуся ему живот свой полагати за избаву християнскую; и тако множахуся и всяким богачеством исполяхуся; и бысть необычной скорби радость велия християном и благодарствоваху Бога, преспевающе во благочестии. В лето 6753 (1245). Великий князь Ярослав с братиею своею и своими сыновцы покы поиде в Татары к Батыю царю. И того ради Богом подражательный самодержец храбрый душею и телом великий князь Ярослав второе прииде во Орду к беззаконному царю Батыю с ним же и братия его и сыновцы. Пришед же не устыдеся царския его темные власти, ни ужасеся бесстудные его ярости, добре подвизаяся о истинно глаголати за люди Божия земли, обличая поганых безумное веление. Его же ради Батый посла его к кановичем. И тамо инем образом инеми завистными винами оклеветан бысть от некоего Феодора Яруновича, тако именуема, и сице, его же не начаяшеся страдати, и сия доблествено со благодарением претерпе от безбожных татар, и многу истому восприят за всю братию свою, и за множество христоименитого достояния, иже в Рустей земли. И таковым своим страданием доблий подвижник сотвори многу и благу пользу и велику помощь и ослабу християнству от тягости и от злого насильства татарского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010