Наконец, в следующем 1239 году распорядился перенесением из Ростова во Владимир тела Юриева, которое встречено было духовенством и народом и после обычных церковных песнопений, положено во храме (Успенском) Богоматери, где лежал и прах отца его, Всеволода. В том же году литовцы, вероятно пользуясь сумятицей, происходившей в северо-восточной Руси, начинают теснить Смоленск. Ярослав Всеволодович предпринял против них поход, победил их, пленил их князя и посадил в Смоленске Всеволода Мстиславича, сына Мстислава Романовича, бывшего великого князя киевского. Вообще, надобно заметить, что летописные известия 1235–1238 годов темны, противоречивы и сбивчивы. Так, Ипатьевская летопись под 1235 годом говорит, что Ярослав Всеволодович взял Киев под Владимиром Рюриковичем; а по Густинской летописи в 1236 году Ярослав сел на Киевском столе, но в том же году выгнан оттуда Владимиром Рюриковичем. Если это так, то можно предположить, что Ярослав мог удалиться в Новгород, и в таком случае известие Никоновской летописи о том, что в 1238 году Ярослав пришел во Владимир из Новгорода, надобно считать правдоподобным, тем более, что одна только Воскресенская летопись говорит, что Ярослав пришёл во Владимир именно из Киева, а после него в Киеве сел Михаил Черниговский. В Ипатьевской летописи под 1235 годом говорится, что Ярослав взял под Владимиром Рюриковичем Киев, но «не мога его держати иде пакы Суздалю». Татищев под 1235 годом говорит, что Ярослав «пришед к Киеву, сам сел на Киеве, но недолго держав, учинил со Изяславом договор, что ему за Владимира окуп заплатит, и Смоленск ему отдав, сам возвратился». Далее, под 1236 годом у Татищева говорится, что Изяслав послал к великому князю Юрию послов с просьбой о любви и дружбе. Упоминаемый здесь Изяслав – лицо неопределенное. Мирная деятельность князя потревожена была набегом на Суздальскую землю татар, которые, повоевав мордовскую землю, пронесли огонь и меч по рекам Оке и Клязьме, сожгли Муром и город святой Богородицы – Гороховец, и с большим полоном ушли домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1266–67 гг. новгородцы (под влиянием партии меньших), изгнав князя Димитрия Александровича, пригласили княжить Ярослава, который женился на Ксении – дочери новгородского боярина Юрия Михайловича, чтобы привязать к себе и партию больших и упрочить свое положение в Новгороде. Хотя, справедливости ради, следует сказать, что брак получился не по расчету, а по любви. До встречи с Ксенией князь Ярослав вдовел уже более 10 лет, он очень тосковал по убитой жене. Но юная Ксения сумела растопить его сердце... В 1267 г. Ярослав чуть не поссорился с Новгородом из-за литовцев, бежавших из Литвы во Псков; новгородцы хотели их перебить, но князь не допустил этого. Другой причиной распри было избрание псковичами в князья литовца Довмонта вместо сына Ярослава, Святослава. Вскоре сам Ярослав уехал из Новгорода (1267), оставив там племянника Юрия Андреевича. В 1268 г. Ярослав, по просьбе новгородцев, послал им на помощь сыновей Святослава и Михаила и других князей, которые и участвовали в Раковорской битве. Пользуясь смутами, бывшими в то время в Новгороде, Ярослав явился в Новгород и требовал отнятия власти у некоторых знатных людей. Новгородцы сначала отказали ему, но потом, опасаясь немцев и нуждаясь еще в помощи князя, сделали ему желанные им уступки. В 1270 г. был заключен мир с немцами; в том же году Ярослав был изгнан новгородцами «за самовластный образ действий». Он решил усмирить Новгород, пригласив к участию в борьбе князей Димитрия Александровича Переяславского и Глеба Смоленского и получив вооруженную помощь от татар. Сторону новгородцев принял брат Ярослава, Василий, князь костромской, который питал злобу на Ярослава за то, что последний в 1269 г. велел схватить в Костроме новгородских купцов. Целую неделю противники стояли друг против друга у г. Русы; наконец Ярослав примирился с новгородцами, при содействии митрополита Кирилла II; обе стороны пошли на уступки. Выезжая из Новгорода, Ярослав оставил там наместником боярина Андрея Воротиславича. В 1271 г. Ярослав в очередной раз поехал в Орду с Василием и Димитрием, сыновьями Александра Невского, и на обратном пути умер, приняв в схиме имя Афанасий (16 сентября 1271 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

    Н. Кондаков Табл. 1 Икона Спаса Эммануила из синайского собрания преосв. Порфирия. Ныне в Музее Киевской Духовной Академии. Икона Спаса Эммануила, синайского собрания, в Музее Киев. Дух. Акад. Икона архангела Михаила, синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 4 Икона (часть) грузинского письма, синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 5 Икона свв. Петра и Арсения, синайского собрания. Музей Киев. Дух.Акад. Табл. 6 Икона свв. Федора Тирона и Ф. Стратилата. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 7 Икона Богоматери из «Деисуса». Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 8 Икона Б. Матери «Элеусы». Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 9 Икона Св. Саввы Освященного и Б. Матери. Музей Киев. Дух. Академии. Табл. 10 Икона «Деисус», часть складня. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 11 Икона св. Саввы Освященного. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 12 Икона вм. Пантелеймона. Синайского собрания. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 13 Икона преп. Даниила. Музей Киев. Дух. Ак. Табл. 14 Икона св. Евфимия Великого. Синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 15 Икона преп. Феодосия Киновиарха. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 16 Образок преп. Ермолая. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 17 Икона Сретения, афонского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 18 Икона «Уверения Фомина», афонского собрания. Музей К. Дух. Ак. Табл. 19 Икона Вознесения Господня, афонского собрания. Муз. Киев. Д. Ак. Табл. 20 Икона «Исцеления Слепого», из афонского собрания пр. Порфирия. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 21 Икона «Воскресения Господня», из афонского собрания. Муз. К. Д. Акад. Табл. 22 Икона «Всех Святых», афонского происхождения. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 23 Икона «Единородный Сын». Музей Киев. Дух. Акад. 1 Dr. Josef Strzygowski. Byzantinisebe Denkmäler. Wien. 1891. Zwei enkanstische Heiligenbilder vom Sinai. стр. 115–124. 2 Снимки указанных икон Богоматери и Илии мы решились приложить к издаваемому ныне соч. «Памятники христианского искусства на Афоне», в виду крайней важности памятников, наилучше поясняющих важнейшие пункты истории иконописи на дереве, о которой трактуется в означенном издании, в гл. 4. См. стр. 124–8, рис. 52, таб. 48–49.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

72.     Очерки по истории русского книгопечатания и книгописания, вып. 1. Русское книгописание в XI—XVIII вв. Киев, 1910; Т. 2. Киев, 1911; Т. 3. Киев, 1913. 73.     Преподобная Ефросиния, княжна Полоцкая (Историческая справ­ка)//ТКДА. 1910, 74.     Путеводитель при обозрении святынь и достопримечательностей Киево-Печерской лавры и г. Киева. Киев, 1910. 75.     Путешествие высокопреосвященного Флавиана, митрополита Киевского в Белгород Курской губернии. Киев, 1910. 76.     Теософическое общество и теософия. Киев, 1910. 77.     Краткое историческое описание Киево-Печерской лавры и дру­гих святынь и достопримечательностей г. Киева. Киев, 1911. 78.     Освобождение русских крестьян от крепостной зависимости в 1861 г. (Историческая справка). Киев, 1911. 79.     Памяти архиепископа Дмитрия Муретова, бывшего ученика, про­фессора и ректора Киевской духовной академии. Киев, 1911. 80.     Памяти П. Д. Юркевича, бывшего ученика и профессора Киев­ской духовной академии (1826—1874). Киев, 1911. 81.     Преосвященный Павел, епископ Чигиринский (Некролог). Киев, 1911. 82.     Киевская академия в эпоху реформ, вып. 2 и 3. Киев, 1912. 83.     Киево-Подольские монастырские и приходские храмы сто лет тому назад (К истории великого пожара на Подоле 9 июля 1811 г.). Киев, 1912. 84.     Памяти Высокопреосвященного Евгения, бывшего митрополита Киевского и Галицкого (по поводу 75-летия со дня его кончины). Киев, 1912. 85.     Памяти преосвященного Иннокентия Борисова, бывшего учени­ка, профессора и ректора Киевской духовной академии. Киев, 1912. 86.     Пятидесятилетие Киевских епархиальных ведомостей (Истори­ческая справка). Киев, 1912. 87.     Святейший патриарх всероссийский Гермоген. Киев, 1912. 88.     Святитель Иоасаф, епископ Белгородский, как Архипастырь. (Ак­товая речь). Киев, 1912. 89.     Историческое описание Киевской церкви св. Апостола Андрея Первозванного (с планами и рисунками). Киев, 1913. 90.     К истории Киевской духовной академии в XVII — XVIII вв. Вып. III. Воспитанники академии на службе в Киево-Печерской лавре, в связи с биографией Софрония Тернавиота. Киев, 1913.

http://bogoslov.ru/person/47976

Наступила темная ночь, поднялась гроза, и тогда Мстислав вступил в битву: изрубили варяги северян и утомились; тут Мстислав повел на них свою дружину. Страшна была эта сеча при блеске молнии. Увидал Ярослав, что его побеждают, ушел в Новгород, а Якун, который потерял даже свой плащ, бежал за море. Обошел поутру Мстислав поле битвы, посмотрел на тела убитых северян и варягов и сказал: «Кто бы не был рад этому? Вот лежит северянин, вот варяг, а дружина цела», и послал сказать Ярославу: «Сядь в Киеве: ты старший брат, а мне пусть будет та сторона»; но Ярослав долго не верил ему и не шел в Киев; наконец, они помирились и разделили Днепром русскую землю. Пока жив был Мстислав, братья жили в миру; на двенадцатый год (1036 г.) после битвы лиственской Мстислав пошел на охоту и умер. Был он толст; лицо у него было красное, глаза большие; был он храбр на войне; много любил свою дружину, не щадил для нее ни денег, ни питья, ни кушанья. Тогда Ярослав остался один владеть землею русскою. Ярослав не оставлял войны: так ходил он не раз в Польшу на помощь тамошнему королю, ходил в землю чуди, где построил город Юрьев, по своему христианскому имени: звали его Юрием или Георгием (теперь на этом месте город Дерпт); посылал сына своего Владимира против греков, которые стали обижать русских купцов. Поход этот был неудачен: греки набрали много пленных и ослепили их всех. Но больше Ярослав оставался в Киеве и строил церкви и монастыри. Самая важная из церквей, которую он построил – св. Софии, сооруженная по образцу цареградской. Обвел он Киев новою стеною и, как в Цареграде, устроил золотые ворота. При нем вера хриистианская начала сильно укрепляться. Ярослав любил беседовать с священниками, любил читать книги, собирал писцов и приказывал им переписывать книги (тогда еще печатать не умели); а если какая книга была еще не переведена, да узнавал о ней Ярослав, что есть она по-гречески, то велел переводить ее. He одними церковными делами занимался Ярослав: новгородцам, которые так много помогли ему, он дал льготные грамоты, и новгородцы требовали от каждого князя, чтобы он клялся сохранить грамоты Ярославовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и князю Владимиру, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. Ярослав ознаменовал свое многолетнее царствование сооружением многих храмов. 5 марта. ПРАВМИР. Церковь чтит память святого благоверного князя Ярослава Мудрого. Князь Киевский Ярослав Владимирович (Мудрый), во святом крещении Георгий, родился в 978 г. и был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. Еще при своей жизни произведя первый раздел земель между сыновьями, князь Владимир посадил Ярослава в Ростове. В годы княжения в Ростове, молодой князь Ярослав на месте завоеванного его воинами поселения Медвежий Угол основал город Ярославль. По смерти старшего сына Вышеслава, князь Владимир перевел Ярослава в Новгород, где он и узнал о смерти отца. После смерти Владимира началась жестокая междоусобная борьба за Киевский престол. Старший сын Владимира Святополк вероломно убил своих братьев Бориса и Глеба и ценою крови братьев стал великим князем киевским. В замыслы Святополка, прозванного в народе Окаянным, входило и устранение Ярослава. Получив известие от своей родной сестры Предславы о намерениях Святополка, Ярослав с новгородцами и варягами выступил к Киеву. У Любеча после 3-месячного противостояния Ярослав победил Святополка, которому удалось бежать под защиту своего тестя, польского короля Болеслава Храброго. В 1018 г. войско Болеслава и Святополка вторглось на русскую землю и подошло к Киеву. После непродолжительной осады Киев пал. Ярослав собрал в Новгороде новое войско из варягов и новгородцев-ополченцев и вновь двинулся к Киеву с целью вернуть себе великокняжеский стол. Решающее сражение между Ярославом и Святополком произошло на реке Альте (1019 г.), где Святополк потерпел поражение. При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и князю Владимиру, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава в 1035 г. Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

С 1971 по 1973 год по приглашению Секретариата по церковному единству Римо-Католической Церкви отец Ярослав обучался в Восточном институте в Риме (Pontificium Institutum Orientalium Studiorum). Здесь им была защищена работа “Матей Горазд Павлик — первый чешский православный епископ (1879-1942)”. После защиты институт присвоил ему степень доктора ориентальных (восточных) церковных наук (1973). По возвращении в Чехословакию он был назначен заместителем секретаря Митрополичего совета и одновременно администратором кафедрального собора святых Кирилла и Мефодия. В 1974-75 годах отец Ярослав проходил пастырское служение в Германии при русском храме святого Алексия в Лейпциге. Здесь он занимался не только пастырской, но и экуменической, а также миротворческой деятельностью. В 1975 году избран заместителем генерального секретаря Христианской мирной конференции (ХМК), а в 1977 стал секретарем регионального объединения ХМК в Чехословакии, в котором сотрудничали пятнадцать церквей и религиозных общин. В том же году министр культуры Словакии утвердил отца Ярослава в звании экстраординарного доцента Прешовского богословского факультета. В качестве делегата Чехословацкой Православной Церкви отец Ярослав принимал участие в работе различных экуменических форумов. Так, в 1975 году он присутствовал на V ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Найроби (Кения), а в 1983 году на VI ассамблее был избран членом Центрального комитета ВСЦ. Отец Ярослав участвовал в работе различных международных христианских форумов в Австралии, Южной Корее, Японии. 1 октября 1980 года избран управляющим делами Чехословацкой Православной Церкви. Одной из своих главных задач на этом посту отец Ярослав считал повышение авторитета Православной Церкви не только в Чехословакии, но и за границей. Благодаря ему, были значительно расширены контакты как с историческими православными Патриархатами, так и с иными Поместными Церквями. Отец Ярослав принимал непосредственное участие в подготовке визитов блаженнейшего митрополита Дорофея в Константинополь, Москву, Тбилиси, Александрию, Иерусалим, Афины, Софию, Бухарест, Нью-Йорк, на святую гору Синай, острова Патмос и Крит, а также встреч с генеральным секретарем ООН, папой Иоанном Павлом II в Ватикане, представителями Англиканской Церкви в Лондоне, патриархом Коптской Церкви в Каире. Отец Ярослав был делегатом Всеправославных предсоборных совещаний в Шамбези (1982, 1986, 1990), участвовал в диалоге с Дохалкидонскими церквами (в Шамбези в 1979 и 1985, в Каире в 1989), во встрече глав Православных Церквей в Константинополе в 1992 году.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Протоиерей Ярослав Шуварский HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Протоиерей Ярослав Шуварский Отец Ярослав Шуварский родился 25 мая 1941 года в Завидове на Волыне. В Чехию он переехал со своими родителями как реэмигрант в 1947 году. Начальное образование получил в Школе в Удлицах. С 1955 по 1958 годы посещал гимназию в Хомутове. В 1964 году окончил Прешовский богословский факультет (Словакия). Здесь им была защищена дипломная работа на тему: “Наследие святых Кирилла и Мефодия”. Но на этом богословское образование отца Ярослава не завершилось. В 1968 году он окончил Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, присвоенной ему за диссертационное сочинение “Святые Кирилл и Мефодий и их литературные памятники”. В том же 1968 году Чехословацкая Православная Церковь направила его на годичное обучение в Экуменический институт в Боссе (Швейцария). Отец Ярослав Шуварский родился 25 мая 1941 года в Завидове на Волыне. В Чехию он переехал со своими родителями как реэмигрант в 1947 году. Начальное образование получил в Школе в Удлицах. С 1955 по 1958 годы посещал гимназию в Хомутове. В 1964 году окончил Прешовский богословский факультет (Словакия). Здесь им была защищена дипломная работа на тему: “Наследие святых Кирилла и Мефодия”. Но на этом богословское образование отца Ярослава не завершилось. В 1968 году он окончил Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, присвоенной ему за диссертационное сочинение “Святые Кирилл и Мефодий и их литературные памятники”. В том же 1968 году Чехословацкая Православная Церковь направила его на годичное обучение в Экуменический институт в Боссе (Швейцария). В 1969 году Ярослав Шуварский вступил в брак с матушкой Евой. Они имеют троих детей: Еву (1974), Ярослава (1976) и Анастасию (1982). 18 января 1970 года в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия в Праге Ярослав Шуварский был рукоположен во диакона, а 31 мая того же года во иерея. Обе хиротонии совершил митрополит Пражский и всея Чехословакии Дорофей (Филипп). С 1970 по 1980 год отец Ярослав занимал должность выпускающего редактора журнала “Голос Православия” (“Hlas pravoslavh”).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Время Ярослава ознаменовалось распространением христианской религии по всем русским землям. Тогда уже выросло поколение тех детей, которых Владимир отдавал в книжное учение. Ярослав в этом отношении продолжал дело своего отца; по крайней мере, мы имеем известие, что он в Новгороде собрал 300 детей у старост и попов и отдавал их " учиться книгам " . В суздальской земле в 1024 году сам Ярослав боролся против язычества. Сделался в этой стране голод. Волхвы научали людей, будто старые бабы скрывают в себе жито и всякое обилие. Народ волновался, и несколько женщин было убито. Ярослав прибыл в Суздаль, казнил волхвов, их соумышленников засадил в тюрьмы и поучал народ, что голод происходит от кары Божией, а не от чародейства старых баб. Христианство сильнее стало распространяться в этой земле между Мерею. Всего глубже пустила свои корни новая вера в Киеве, и потому там строились один за другим монастыри. Умножение епископских кафедр потребовало установления главной кафедры над всеми, или митрополии. Ярослав положил начало русской митрополии вместе с основанием Св. Софии. Первым митрополитом при нем является Феопемпт, освящавший в 1039 году Десятинную церковь, вновь перестроенную Ярославом. В 1051 году, вместо Феопемпта, поставлен был собором русских епископов Иларион, родом русский, человек замечательно ученый по своему времени, как показывает оставшееся от него сочинение " о благодати и законе " . Сам Ярослав любил чтение и беседы с книжными людьми: он собрал знатоков и поручил переводить с греческого на русский язык разные сочинения духовного содержания и переписывать уже переведенные; таким образом составилась библиотека, которую Ярослав приказал хранить в Св. Софии. Киевский князь, как видно, имел намерение освятить в глазах народа свой княжеский род и с этой целью, вскоре по утверждении своем в Киеве, перенес тело Глеба и положил рядом с телом Бориса в Вышгороде: с этих пор они начали привлекать к себе народ на поклонение; говорили, что тела их были нетленны и у гроба их совершались исцеления. В 1044 году Ярослав совершил странный обряд: он приказал выкопать из земли и крестить в Десятинной церкви кости своих дядей Олега и Ярополка, а потом похоронить их в церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/435555/

Новгородским князем на год стал Михаил Черниговский, которого опять поддержала боярская партия во главе с посадником Внездом Вадовиком. Михаил оставил новгородским князем своего маленького сына Ростислава и ушёл в Чернигов. Однако Ярослав Всеволодович не зря был отцом великого Александра Невского. Общий совет владимирских князей в Суздале решил – от Новгорода не отступаться. Ярослав занял войсками Волок-Ламский, осуществив блокаду торговых путей Новгорода с Смоленском, Черниговом и Понизьем. В Новгороде начался голод. Новгородцы отправили Ростислава к отцу и в 1230 году князь Ярослав вернулся в Новгород, из которого, как и из Пскова, бежали проорденско и прочерниговско настроенные бояре во главе с новгородским тысяцким Борисом Негочевичем и сыном новгородского посадника Вадовика Внезда Петром Вадовиковичем. В Пскове сторонники Чернигова захватили и посадили в поруб Вячеслава – наместника Ярослава, который в это время был в Переяславле. Ярослав вернулся в Новгород, успокоил город и взял под стражу семьи ушедших бояр и бывших в городе псковичей. Он послал в Псков гонца – «мужа моего отпустите, а изгнанникам путь укажите прочь, пусть идут откуда пришли». Псков ответил: «Вышлите к нам жён их и всё имение, тогда мы отпустим Вячеслава, или мы себе, а вы себе». Ярослав перекрыл дороги на Псков. После установления торговой блокады псковичи смирились и отпустили Вячеслава, а Ярослав отпустил задержанные боярские семьи и псковичей. «В се лето (1232 год – А.А..) не было мира, и князь не пустил в Плесков купцов, и покупали соль по 7 гривен берковец». Псковичи прислали послов Ярославу в Новгород со словами «Ты наш князь» и просьбой прислать на псковский стол его сына Фёдора. Псковским князем Ярослав прислал своего шурина Юрия. Борис Негочевич и Пётр Вадовикович с другими боярами покинули Пскова. Неудачно попытавшись взять Изборск, они ушли в Чернигов, а часть бояр – во владения Ордена во главе с племянником Мстислава Удалого князем Ярославом Владимировичем, несколько лет до этого княжившего во Пскове и знавшего систему укрепления города изнутри.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010