Епархия Суздальская, учреждённая в удельном княжестве Суздальском, которое, подобно Тверскому, было отделено от великого княжения тотчас после нашествия Монголов 27 , была открыта или св. Петром или митрополитом Феогностом. Достоверно известной она становится перед 1347г. 28 . В 1464г. к епархии Суздальской приданы были Калуга и Торуса (или Таруса, уездный город Калужской губернии, между Калугой и Серпуховым, в 70 вёрстах от первой) с другими волостями, от чего епископы стали называться Суздальскими и Торусскими 29 . Как случилось, что к епархии придана была область не соседняя, а находившаяся от неё весьма далеко, так что выходила очень большая чересполосица, точным образом неизвестно. Калуга с Тарусой были приданы к епархии Суздальской при поставлении и на её кафедру прибежавшего в Москву из Литвы епископа Черниговского. Этим, по всей вероятности, и должно объяснять дело. Чернигов принадлежал тогда к Литве (где явился митрополит – униат Григорий, от которого и бежал Евфимий) 30 , а Калуга и Таруса, принадлежавшие к епархии Черниговской, находились в области Московской: на Москве и отдали бывшему епископу Черниговскому то, что принадлежало к его бывшей епархии в области Московской. Пользуясь случаем, могли сделать прибавку епископам Суздальским в вознаграждение их за отнятые у них к митрополии Нижний Новгород и Городец, о чём мы говорили выше (1 половины тома стр. 205 fin . и стр. 319 ). Епархия Коломенская в первый раз упоминается под 1353г., в котором скончался митрополит Феогност 31 . Так как Коломна не составляла особого удела, принадлежа до начала XIV века к уделу Рязанскому, а потом быв присоединена к Москве, то учреждение в ней кафедры должно быть усвояемо желанию не князей, а самих митрополитов, и должно быть понимаемо так, что митрополиты, начавшие жить в Москве, хотели приобрести себе в епископе Коломенском как бы своего викария (каковым он действительно и является) 32 . Из сейчас сказанного следует, что учреждение кафедры Коломенской должно быть усвояемо или Феогносту, при котором она становится известной, или его предшественнику св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Спустя две недели после событий, происшедших в Почаеве, все иерархи снова были приглашены в Варшаву, где их присутствие неожиданно объявили иерархическим Собором. На этом Соборе польский премьер-министр прочел правительственную декларацию, в которой предложил иерархам учредить автокефалию Православной Церкви в Польше. Вопреки протестам Преосвященных Елевферия и Владимира, автокефалия была принята как бы волей Собора, а на другой день автокефалисты из своего же состава образовали Синод. Недолго возглавлял митр. Георгий автокефальную Польскую Церковь . 8 февраля 1923 года он был убит Смарагдом, архимандритом-фанатиком. Труды: «Соборное послание Св. Ап. Иакова». Магистерская диссертация. Киев, 1901. «Стигматизация» (Богословско-психологический очерк) Харьков, 1905 «Избрание епископов в древней Церкви». Харьков, 1906. «Теория проф. А.П.Лебедева – о братиях Господних». Харьков, 1907. «Индивидуалистическое миросозерцание». Леонида Андреева. Харьков, 1909. Речь при отпевании Высокопреосв. Антония, митрополита С.Петербургского. «Приб. к «ЦВ» 1912, 45, стр.1825. Речь при вступлении на паству. «Приб. к «ЦВ» 1913, 28, стр.1305. Поучение новопостриженному иноку Иннокентию, студенту 2-го курса СПБ духовной академии (в мире Борису Димитриевичу Тихонову). «Рус.Инок», 1913, II,cmp.696–699. Слова, поучения и речи. Калуга, 1914. Отзыв проф. С.Зарина о словах и речах см. «Приб. к «ЦВ” 1914 , 34, стр. 1532. «Демонические болезни» (Богословско-психологический очерк). Калуга, 1914, см.также «Христ. Чтен.» 1912, июль-авг., стр.774. «Глоссолалия» ( I Kop.14:1–40 ). Богословско-психологический очерк. Калуга, 1915. Отзыв проф.С.Зарина об этом очерке см. «Приб. к «ЦВ» 1915, 44, стр.2279. Литература: «Церк.Вед.» 1906, 24, стр.323. -«- 1908, 6, стр.32. -»- 1910, 48, стр.441, 443. -«- 1911, 50, стр.416. -»- 1913, 21, стр.307. -«- 1917, 2, стр.13. -»- 1918, 17–18, стр.104. «Ж.М.П.» 1952, 2, стр.5 -«- 1953, 4, стр.35–36. -»- 1957, 9, стр.67–68. -«- 1960, 5, стр.47. «Изв. Каз. Еп.» 1913, 10, стр.341–342.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1992 г. в Калуге сложилась жен. община. Решением Свящ. Синода РПЦ от 26 дек. 1995 г. К. м. был возобновлен. С 1996 г. в здании монастыря размещается епархиальное женское училище (с 7 июля 2002 Калужское духовное уч-ще) с пансионом на 40 чел. и правосл. гимназия. 3 авг. 1995 г. сестрам передали здание бывшего духовного училища, в котором 25 нояб. 1995 г. был освящен храм во имя свт. Гурия Казанского, совершаются монастырские богослужения. С 1992 г. ежегодно 21 июля из Гуриевского храма в Троицкий кафедральный собор отправляется крестный ход с Казанской иконой Божией Матери. В мон-ре хранятся святыни: ковчег с мощами свт. Гурия Казанского, иконы с мощами преподобных Серафима Саровского, Нила Столобенского, Оптинских старцев, святителей Иоанна Суздальского, Иоанна Тобольского, Игнатия Ростовского, Филарета (Дроздова) и Иннокентия Московского. В К. м. проживают игум. Анастасия (Мордмилович) и ок. 30 сестер. Насельницы служат в благотворительной миссии «Православный самарянин» при Калужском епархиальном управлении. Для нуждающихся и престарелых мон-рь через миссию организует бесплатные соборование, крестины, освящение жилья, отпевание в монастырском храме свт. Гурия Казанского, на дому, в больницах, доме престарелых, детских санаториях, приюте и др. местах. Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 88. Казанский жен. мон-рь. 1870 г.; Ф. Р-1498. Оп. 1. Д. 712; Арх. УФСБ по Калужской обл. Д. П-7295. Ист.: Леонид (Кавелин), архим. Древние акты монастырских архивов и церквей Калужской епархии//Калужские ЕВ. 1862. 9. Ч. неофиц. С. 141-146; Дело по челобитью калужскаго девичьяго мон-ря Казанския Богородицы игум. Маремьяны о даче в оный мон-рь вместо отосланных оттуда в Польшу по указу двух колоколов//Изв. Калужской УАК. Калуга, 1898. Вып. 5/6. С. 29-31; Ханыков В. Я. Летопись калужская/Предисл.: В. Я. Веденин. Калуга, 1991; Синодик священнослужителей и монахов для приходов и мон-рей. Калуга, 2004. Ч. 1: Калужский у. С. 281; Иосиф (Литовкин), прп. Собр. писем/Сост.: В. В. Каширина. Козельск, 2005.

http://pravenc.ru/text/1320163.html

Когда в авг. 1812 г., перед вступлением франц. войск в Смоленск, Смоленский и Дорогобужский еп. Ириней (Фальковский) покинул епархию вместе с частью духовенства, Е. был назначен временно управляющим и Смоленской епархией. Однако пережитые трудности сказались на его здоровье: 2 мая 1813 г. он ушел на покой, поселившись в Лаврентиевом калужском в честь Вознесения Господня мон-ре . Проводил время в посте и молитве, собрал обширную б-ку на рус., лат. и франц. языках. Заложил у стен обители фруктовый сад. По воспоминаниям современников, обладая слабым здоровьем, Е. вел аскетический образ жизни, регулярно совершал богослужения, черпая силы «у престола». «Я только тогда чувствую себя здоровым, когда служу»,- признавался он. Скончался во время литургии в день празднования Вознесения Господня. Завещал похоронить себя в Лаврентиевом монастыре, но по ходатайству почитавших архипастыря калужских горожан погребен в кафедральном Троицком соборе Калуги, около юж. стены. Отпевание архиерея совершил Тульский и Белёвский еп. Амвросий (Протасов) . В XIX - нач. XX в. на могиле Е. служились панихиды, верующие получали исцеление. В 20-х гг. XX в. собор был закрыт, в нем располагались различные учреждения. После возвращения собора Калужской епархии в 1991 г. в подвальных помещениях были обнаружены оскверненные останки неск. архиереев. Арх.: Здравомыслов. Словарь иерархов//РНБ ОР. Ф. 102. Ед. хр. 431. Соч.: Слово на новый год. М., 1804; Речь на случай торжества... янв. 1805 г.]. М., 1805; Наставление к избирательному собранию граждан архангелогородских, 18 дек. 1804 г. М., 1805; Слово в день Покрова Пресв. Богородицы, говоренное Преосв. Евлампием, еп. Калужским и Боровским, 1 окт. 1810 г.// Леонид [Кавелин], иером. История Церкви в пределах нынешней Калужской губ. и калужские иерархи. Калуга, 1876. С. 270-274; То же. М., 1810. Лит.: Смирнов С. К. История Троицкой лаврской семинарии. М., 1867. С. 489-496; Геннади. Словарь писателей. 1876. Т. 1. С. 334-335; Леонид [Кавелин], иером. История Церкви в пределах Калужской губ. и калужские иерархи. Калуга, 1876. С. 171-191; ЖПодв. Май. С. 199-208; Сведения о преосв. Евлампии (Введенском), еп. Архангельском//Странник. 1879. Т. 2. 6. С. 357-368; Учреждение Архангельской епархии и ее архипастыри. Архангельск, 1889. С. 12; Извеков М. С. О пребывании Калужской иконы Божией Матери в Калуге (1813-1817 гг.) по ходатайству преосв. Евлампия. Калуга, 1894; Волков В. М. Библиогр. указ. рус. духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и пол. 20-го ст. Загорск, 1961. Ч. 1. С. 263. Ркп.

http://pravenc.ru/text/187166.html

Калуга. Церковь Спаса Преображения на подоле. Казанская " на подоле " , Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Она стоит близ Оки, которая в половодье доходит иногда до входа в церковь. Этот храм упоминается в описи 1626 г. " преображение Спасово на " Подоле " . Строили храм на деньги, которые вносили не только простой люд, но и купцы, промышленники, а главною вкладчицею была царевна Наталья Алексеевна. В 1802 году была пристроена колокольня.  В 1844 году, во время всенощного бдения, накануне храмового праздника Преображения, молния ударила в шпиц колокольни и зажгла его; при этом два больших колокола упали и разбились. Главным вкладчиком на исправление повреждений и на перелитие разбитых колоколов, с прибавлением веса был митрополит Иона, служивший при Казанской церкви протоиереем.  Как снаружи, так и внутри храм очень красив. Храм всегда отличался богатством, так как находился у главного переезда через Оку на дороге Москва-Киев, в центре калужского речного порта. Главной достопримечательностью храма - чудотворная икона Казанской Божией Матери. Этот образ - копия Вязниковской чудотворной иконы и дан в дар во храм семейством Смирных в начале второй четверти XVII в. Церковь перенесла много утрат: после закрытия ее в 1930 году как храма в ней была устроена кузница в алтарной части, разобрано пышное пятиглавие, в церкви создана скульптурная фабрика. Во время боев в декабре 1941 года храм был значительно разрушен. Реставрация колокольни была выполнена калужскими реставратарами в 1975-1979 годах. Колокольня храма - " родная сестра " колокольни в Оптиной Пустыни и возведена калужским строителем И. Зюзиным в 1802 году. C предвоенных лет до настоящего времени в ней работает скульптурная фабрика. Информация с сайта: zkaluga.narod.ru/churches/]Церкви Калуги Паспорт на памятник архитектуры: Церковь Казанской Богоматери в девичьем монастыре. 1707-1719 годы. Калуга, улица Подвойского, 7. Паспорт составлен в 1950 году. 1. Даты основных пристроек и перестроек: Перестраивалась в 1726 году. В 1802 году построена колокольня,

http://sobory.ru/article/?object=01753

Пришел дирижер к монахам… /Рассказывает Вадим Игоревич Прикладовский , известный калужский дирижер, обладатель великолепного баса, который уже восемь лет является регентом монастырского хора Тихоновой пустыни. Фото Александра Ткаченко//Фома. - – май 2007. – С.109. – (рубрика « Калуга: монашество и интеллигенция »). Имеется краткая биографическая справка « Вадим Прикладовский …» (С.109). Есть ли чему поучиться интеллигенту у современного монашества?// Фома. - – май 2007. – С.110-111. – (рубрика « Калуга: монашество и интеллигенция »). На вопрос отвечают: Вячеслав Леонтьев , ответственный секретарь Оптинского форума, председатель научно-богословской секции РФО РАН, главный ученый секретарь Леонтьевского философско-богословского общества. Интеллект должен служить Богу . Фото из архива автора. – С.110; Игумен Игнатий ( Душеин ), настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в поселке Мятлево, благочинный VIII округа Калужской епархии, член Союза журналистов России. Прежде чем стать ангелом, стань человеком . Фото из архива автора. – С.110; Андрей Убогий , хирург, заведующий отделением Калужской больницы «скорой помощи», член Союза писателей России. Без главного жизнь становится дикой . Фото Марины Улыбышевой. – С.111; Елена Соколова , артистка Калужского драматического театра, преподаватель актерского мастерства в Музыкальном училище имени Танеева. Наука быть благодарным . Фото Марины Улыбышевой. – С.111; Марина Улыбышева , обозреватель газеты «Весть», член Союза писателей России. И те, и другие служат. Вопрос – кому? Фото автора. – С.111. Два неба над Калугой /Автор - Александр Ткаченко. Фото Игоря Малеева//Фома. - – май 2007. – С.112. – (рубрика « Калуга: монашество и интеллигенция »). ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ (раздел). С.113-140. Кино-театр: Эмир Кустурица : Кино должно исцелять души . Культовый режиссер – о своих фильмах, кинематографе и современном мире/Беседовал Константин Мацан. Фото Сергея Тетерина//Фома. - – май 2007. – С.115-120. – (рубрика « Кино-театр »). Имеется биографическая справка « Эмир Кустурица …» (С.115).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-49-m...

Могу ли предписывать тебе законы для умеренности в чувственных наслаждениях, когда ты, сын княжеской и царской (греческой) крови, властитель земли сильной, не знаешь дому, всегда в трудах и путешествиях, спишь на голой земле, единственно для важных дел государственных вступаешь во дворец светлый и, снимая с себя любимую одежду простую, надеваешь властительскую; когда, угощая других обедами княжескими, сам только смотришь на яства роскошные?.. Восхвалю ли в тебе и другие добродетели? Восхвалю ли щедрость, когда десница твоя ко всем простёрта; когда ты ни сребра, ни злата не таишь, не считаешь в казне своей, но обеими руками раздаёшь их, хотя оскудеть не можешь, ибо благодать Божия с тобою?.. пишу единственно на воспоминание тебе: ибо власть великая требует великого отчёта; а мы начинаем теперь пост, время душеспасительных размышлений, когда пастыри церковные должны и князьям смело говорить истину» . В простых, мудрых и сердечных строках «Поучения» светится незаурядная личность его автора. Из глубины столетий древнерусский великий князь киевский Владимир Мономах по-прежнему взывает ко всем нам, русским людям. ПРИМЕЧАНИЯ Поучение Владимира Мономаха. Перевод Д.С. Лихачёва//Изборник: Повести Древней Руси. – М.: Худож. лит., 1986. – С. 59. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием страниц. Цит. по: Гудзий Н.К. История древней русской литературы. – М.: Учпедгиз, 1956. – С. 93. Лихачёв Д.С. Литература Древней Руси//Изборник: Повести Древней Руси. – М.: Худож. лит., 1986. – С. 4. Цит. по: Гудзий Н.К. История древней русской литературы. – М.: Учпедгиз, 1956. – С. 93. Повесть временных лет. Перевод Д.С. Лихачёва//Изборник: Повести Древней Руси. – М.: Худож. лит., 1986. – С. 54 – 55. Там же. – С. 55. Там же. Там же. – С. 57 – 58. Там же. – С. 58. Там же. Там же. Там же. Н.М. Карамзин. История государства Российского. – Т. I – IV. – Калуга: Золотая аллея, 1993. – С. 200. Там же. Там же. Там же. Св. Иоанн Лествичник. Лествица. – СПб.: Фонд «Благовест», 1996. – С. 156. Н.М. Карамзин. История государства Российского. – Т. I – IV. – Калуга: Золотая аллея, 1993. – С. 205. Там же. – С. 208. Wed, 12 Mar 2014 15:58:29 GMT This XML file does not appear to have any style information associated with it. The document tree is shown below. version="" html-attribute-value " > 2.0 " > Завет ru http://www.zavet.ru/a/ Zavetru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png http://www.zavet.ru/a/ Мономах: Сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков http://www.zavet.ru/a/post_1394625509.html Автор: А.А. Новикова-Строганова , доктор филологических наук, профессор, г. Орёл. Памяти Владимира Мономаха. В минувшем году исполнилось 960 лет со дня рождения и 900 лет княжения в Киеве великого князя Владимира Мономаха (1053 – 1125) – выдающегося государственного деятеля древней Руси, с именем которого связаны объединение и укрепление русских земель.

http://zavet.ru/a/rss_1394625509.html

Особое княжество В «Исторических сведениях о монастырях Калужской губернии», опубликованных в «Памятной книжке Калужской губернии на 1861 год», их автор П.А. Ляметри пишет, что в память святого Лаврентия 10 августа «совершается из Калуги до монастыря крестный ход»2. В знаменитой «Летописи Калужской от отдаленных времен до 1841 года», составленной В.В. Ханыковым и выпущенной в 1878 году Императорским обществом истории и древностей российских при Московском университете, также упоминается имя калужского князя Симеона: «В 1510 году Князь Великий Василий Иоаннович, уехав в Новгород, братьев оставил: Юрья в Дмитрове, а Семена в Калуге». Здесь же говорится, что князь Симеон Иоаннович Калужский скончался 26 июня (по старому стилю) 1518 года на 31 году жизни, а «тело его положено в Московском Архангельском соборе». Мощи же святого Лаврентия упокоились в раке под спудом в нижней церкви Лаврентьева монастыря3. Следует обратить внимание на один очень важный факт в истории Калуги: возникновение в 1505 году Калужского княжества и присоединение его через 13 лет к Московскому. В вышедшей в 1886 году книге «Калужская губерния: курс родиноведения для местных учебных заведений» ее автор А.М. Вусович пишет, что ставшее в 1505 году самостоятельным княжество Калужское — удел князя Симеона Иоанновича — просуществовало в этом статусе всего лишь 13 лет! То есть фактически до смерти его правителя. Это произошло потому, что удельные князья постепенно превращались в «простых помещиков», несущих службу московскому князю за «право пользоваться доходами от своих родовых владений»4. Подтверждение этому есть и в книге иеромонаха Леонида «История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи», изданной в 1876 году. В ней говорится, что «по смерти Иоанна III в 1505 году, Калуга в первый раз является особым Княжеством, поступив вместе с Козельском в удел сына его Симеона по смерти сего последняго Калуга опять присоединена к Москве». О святом Лаврентии автор пишет, что он «по Божественному смотрению восполнил собою тройственное число святых Калужской области, неусыпных стражей ея мира и благоденствия»5. 

http://e-vestnik.ru/history/lavrentiy_ka...

См.: Андрей Безбородов, священник. Годы испытаний: (История Православной Церкви на Калужской земле с 1917 по 2000 год). Калуга, 2001. С. 18; База данных о жертвах политического террора в СССР. Компакт-диск. 3-е изд. НИПЦ " Мемориал " . М.: Звенья, 2004. 282420; Из бездны небытия: Книга памяти репрессированных калужан. Т. 1–4. Калуга, 1993–2003. Цит. по: http://www.pstbi.ru. См. также: http://karizha.ru/kaluga/a_avg.htm (в статье о священномученике епископе Августине (Беляеве). — Ред. 66 Лядвия (ц. — сл.) — мясо на чреслах, мускулы в чреслах, ляжки; внутренние поясничные мышцы около почек (см.: Лев. 3, 9; 2 Цар. 2, 23; 3, 27). — Ред. 67 Ключарев Феодор Захарович (†21 июля/3 августа 1872) — надворный советник, тульский предводитель дворянства, почетный гражданин г. Козельска, потомственный благотворитель Оптиной пустыни. В скит поступил в 1860 году. Скончался схимонахом Феодором. — Ред. 68 На момент составления жизнеописания, т. е. в начале XX века. Здесь и далее в этой главе при упоминании подобных мелких деталей в описании монастыря и скита следует иметь в виду начало XX века. — Ред. 69 Сице — так, таким образом. — Ред. 70 Формы, иначе стасидии — специальные сидения для братии в манастырских храмах с откидывающимися досками. Распространены в греческих монастырях. — Ред. 71 Темная вода — простонародное название глаукомы. — Ред. 72 Сажалка, садок — запруда, в которую сажают рыбу и разводят ее. Здесь: небольшой пруд на северо-западной стороне скита. — Ред. 73 Инфлуэнца (итал. influenza) — грипп. — Ред. 74 Преподобного Илариона, старца Оптинского. — Ред. 75 Т.е. зимой 1856 года. — Ред. 76 Память преподобного Макария Алтайского празднуется 18/31 мая. — Ред. 77 Преподобного Илариона, старца Оптинского. — Ред. 78 Т. е. на их глазах. — Ред. 79 Монах Астион (Голосов; †6/19 января 1856) подвизался в Оптиной с 1834 г. Исполнял послушания столярного мастера, пономаря, переплетчика книг, трудился в больнице. 20 декабря 1854 г. в связи с неизлечимой болезнью выбыл за штат. — Ред. 80

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Калуга. Церковь Илии Пророка " за кузницами " . Ильинский храм /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Точные сведения об Ильинской церкви не восходят ранее 1626 г. Она называется, “что за кузницами”, потому что в XVII и XVIII в. около нее был кузнечный ряд. По описи 1626 г., она значится “да за острогом же, в старом остроге”, “древяна, клетцки”. Около нее стояли крепостные проезжие ворота, башня от которых была еще в начале XVIII в. Во время пожара 1622 г. храм, вероятно, сгорел, и, по преданию, из него были спасены только храмовая икона св. Илии пророка, икона мч. Конона и две иконы Богоматери Толгская и Боголюбская. По описи 1685 г., Ильинский храм строился каменным и, по-видимому, в 1687 г. уже был готов. Он был одноэтажным, а верхний деревянный, по преданию, пристроили в первой четверти XVIII в. Колокольня построена во второй половине XVIII в. Во время знаменитого пожара 1754 г. (“Одигитриевский”) Ильинская церковь сгорела прежде других, так как и загорелось-то “близ церкви Илии Пророка, у старого кузнечного ряда, бывшего неподалеку от красных рядов и кружечного (питейного) двора к Ильинской церкви, у черепичного заводчика Кушинникова, в Жорином пер. После этого пожара Ильинская церковь была возобновлена и перестроена в 1754 г. купцом Карасевым в двухэтажную каменную одноглавую (вместо пятиглавой?) с тремя престолами. Длина церкви с колокольней 14 с., ширина 4 с. 1 арш. Вдоль северной стены храма тянется открытая с боков галерея, крыша которой поддерживается 4-мя колоннами с капителями ионического стиля; колонны соединены внизу тремя арками, под средней из коих помещается часовня. Храм в виде четырехгранного квадрата, с тремя окнами с каждой стороны; крыт круглым шатром с круглым барабаном и грушевидной главой, усеянной звездами. Алтарь трехабсидный (слабо намечены абсиды). Колокольня четырехгранная, двухъярусная, “итальянской” архитектуры. Над сквозными пролетами второго яруса расположены кокошники, в средине которых круглые сквозные окна — голосники, заставленные писанными на жести образами. Над крышею колокольни удлиненный трибун с главой.

http://sobory.ru/article/?object=24750

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010