2 Ляметри П.А. Исторические сведения о монастырях Калужской губернии/П.А. Ляметри//Памятная книжка Калужской губернии на 1861 год, изданная Калужск. губернск. статистич. комитетом, под редакциею члена-корресп., старш. учит. Калужск. губернск. гимназии П.Щепетова-Самгина. Калуга: Губ. типография, 1861. С. 273–274. 3 Ханыков В.Я. Летопись Калужская от отдаленных времен до 1841 года/Сост. В.В. Ханыков; Сообщ. Архим. Леонид. М.: Об-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1878. С. 28–30. 4 Вусович А.М. Калужская губерния: курс родиноведения для местных учебных заведений/А.М. Вусович. Калуга: Типография А.М. Михайлова, 1886. С. 24–25. 5 Леонид (Кавелин Лев Александрович; архимандрит Троице-Сергиевой лавры; 1822–1891.). История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи/Сост. иером. Леонид. Калуга: Типография губернского правления, 1876. С. 53–54. 6 Малинин Д.И. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии/Д.И. Малинин. Калуга: Золотая аллея, 2004. С. 32, 121–122, 152–155. 7 Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской церкви. Исторический очерк и жития сих подвижников благочестия/Сост. Покровского и Василия Блаженного в Москве собора ключарь священник Иоанн Ковалевский. 3-е изд. М.: Изд-е книгопродавца Алексея Дмитриевича Ступина, 1902. С. 262–266. 8 Барсуков Н.П. Источники русской агиографии/[Николай Барсуков]. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1882. С. 320. 9 Леонид (Кавелин Лев Александрович; архимандрит Троице-Сергиевой лавры; 1822–1891). Историческое описание Калужского Лаврентиева монастыря нынешнего Калужского архиерейского дома и принадлежащей к оному Крестовской церкви/Сост. иером. Леонид. Калуга: Типография С.А. Семенова, 1906.  С. 7–17, 97. 10 Там же. С. 18–28. 11 Ляметри П.А. Исторические сведения о монастырях Калужской губернии/П.А. Ляметри//Памятная книжка Калужской губернии на 1861 год, изданная Калужск. губернск. статистич. комитетом под редакциею члена-корресп., старш. учит. Калужск. губернск. гимназии П. Щепетова-Самгина. Калуга: Губ. типография, 1861. С. 274–275.

http://e-vestnik.ru/history/lavrentiy_ka...

Через полтора года она без серебряной ризы была обнаружена в антикварной палатке на рынке Калуги. 25 июня 1999 г. икона вернулась в обитель. Лит. основой икон данного извода является богослужебный текст богородична (глас 7): «...прежде рождества Дева, и в рождестве Дева, и по рождестве паки пребываеши Дева». На формирование иконографии оказали влияние такие зап. образцы, как распространенное в средневек. Германии изображение Богоматери «Dreimal Wunderbare Mutter» (Трижды дивная Матерь). Богородица представлена на иконе фронтально по пояс (тип «Одигитрии»). На Ее левой руке сидит Младенец Христос, в левой же руке Богоматери - держава, пальцы опущенной правой руки сомкнуты (в протографе Она держит цветок). В правой руке Богомладенца - скипетр, в левой - свиток. Иконография Ломовской иконы наиболее близка к иконографии икон Шестоковской (Шелтомежской), Николо-Пешношской, Мишковской и Чубковской из Стародубья, прославленных в сер. XVIII - нач. XIX в. (отличие 2 последних - цветок в левой руке Богородицы) ( Злотникова И. В. Чудотворные иконы Брянского края и их списки: Проблемы бытования и иконографии: АКД. М., 2011. С. 21-22). М. А. Комова Лит.: Леонид (Кавелин), иером. Церковно-историческое описание упраздненных монастырей, находящихся в пределах Калужской епархии//ЧОИДР. 1863. Кн. 1. С. 4-46; он же. История церкви в пределах нынешней Калужской губ. и калужские иерархи. Калуга, 1876. С. 4-46; Ханыков В. В. Летопись калужская от отдаленных времен до 1841 г./Сообщ.: архим. Леонид (Кавелин). М., 1878. С. 5-42; Остроглазов И. Летопись градокалужской Георгиевской за верхом церкви//Калужские ГВ. Ч. неофиц. 1891. 13, 14, 16, 22, 24; Преображенский М. Т. Памятники древнерус. зодчества в пределах Калужской губ. СПб., 1891; Тихомиров И. Ф. Раскол в пределах Калужской епархии. Калуга, 1900. С. 10-55; Малинин Д. И. Калуга: Опыт ист. путев. по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912, 2004п. С. 73, 112-115; Фехнер М. В. Калуга. М., 1971. С. 57-58; она же. Калуга. Боровск. [М., 1972].

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Калужский чудотворец был представлен «внимающим гласу небес» ( Ефименкова. 2009. С. 229). Книга архим. Леонида (Кавелина) «Историческое описание Калужского Лаврентиева монастыря» (1891) проиллюстрирована гравюрой с изображением Л. (илл. между с. 16 и 17). Святой представлен не совсем обычно: в молении в лесу, борода короткая, клочковатая, он босой, в тулупе или армяке, запахнутом и подпоясанном, топор лежит рядом. С большой долей вероятности можно предположить, что эта гравюра воспроизводит изображение на миниатюре XVIII в. из рукописного Сказания о чудесах Л. (это изображение видел архим. Леонид, но его описание не оставил). Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря. Калуга, 1862; он же. Обозрение рукописных и старопечатных книг в книгохранилищах Калужской епархии//ЧОИДР. 1865. Кн. 4. С. 5; он же. Ист. описание Калужского Лаврентиева мон-ря, нынешнего калужского архиерейского дома и принадлежащей к оному Крестовской ц. Калуга, 1891, 1906п; Филимонов. Иконописный подлинник; Токмаков И. Ф. Сб. ист. мат-лов для составления летописей Калужской еп. Калуга, 1889; Зверинский. 1890. Т. 1; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 210; Малинин И. Д. Опыт ист. путев. по Калуге. Калуга, 1992; Пуцко В. Г. Иконы с изображениями калужских святых//Tausend Jahre Taufe Russlands: Russland in Europa. Lpz., 1993. S. 528-538. Il. 6-10; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 152; Нечаева Т. Н. Блаженный Лаврентий Калужский//«Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 188. Ил. на с. 189; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008п. М., C. 441-442; Ефименкова М. А. Юродивые Христа ради в духовной жизни Калужского края//Калуга в 6 веках: Мат-лы 7-й городской краевед. конф. 2008 г. Калуга, 2009. С. 226-233. Т. Н. Нечаева Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам.

http://pravenc.ru/text/2462449.html

Гремячево. Лихвинский Успенский Гремячев монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Ссылки:   Адрес: 249131, Калужская область, село Гремячево, Свято-Успенский Лихвинский женский монастырь Координаты: 54.240318, 36.264941 Проезд: в сторону Оптиной пустыни, затем поворот на г. Суворов (8 км автобусом и 2 км пешком) На общественном транспорте: С Киевского вокзала г.Москвы до станции Калуга-1 на электропоезде или на автобусе с автостанции " Теплый Стан " . Далее с автовокзала " Калуга " на автобусе Калуга - Суворов до оста ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда в сторону Оптиной пустыни, затем поворот на г. Суворов (8 км автобусом и 2 км пешком) На общественном транспорте: С Киевского вокзала г.Москвы до станции Калуга-1 на электропоезде или на автобусе с автостанции " Теплый Стан " . Далее с автовокзала " Калуга " на автобусе Калуга - Суворов до остановки " поворот на Гремячево " . От остановки до монастыря - 3 км. Время в пути из Калуги - 40 минут. Автобусы ходят с интервалом 1 - 1,5 ч. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Свято-Успенский женский Гремячев монастырь существовал, по разным сведениям, с XV века, по другим - не позднее XVI как мужской Лихвинский Успенский Гремячев монастырь (г. Лихвин ныне - г. Чкалов). Есть сведения, что царь Алексей Михайлович, проездом на богомолие в г. Киев, останавливался в этом монастыре, т.к. ему очень понравилась местность. Впоследствии он пожертвовал деньги, на которые в 1673 году был выстроен Успенский собор. Братия обители в 1701 году отстроили храм в честь великомученика и победоносца Георгия. В 1764 году монастырь был упразднен, а храмы превращены в приходские. В 1935 году храмы закрыли, Успенский собор сделав хранилищем для удобрений, а Георгиевскую церковь тракторными мастерскими. В ограду монастыря загоняли сельхозтехнику, сровняв с землей многочисленные могилы вокруг храмов. В настоящее время в монастыре 4 насельницы - сестры Свято-Николаевского Черноостровского Малоярославецкого монастыря. В обители нет ни воды, ни отопления, ни других коммуникаций, электросеть нуждается в полной замене. Храмы в плачевном состоянии, собор Успения Матери Божией в трещинах, без куполов, от фресок почти ничего не осталось, нужно перекрывать крышу. Колокольня дала крен, шпиль ее утрачен. Георгиевский храм требует капитального ремонта. Необходимо построить жилой сестринский корпус, трапезную и все остальные помещения, нужные для существования обители.

http://sobory.ru/article/?object=05240

Лит.: Ляметри П. Ист. сведения о мон-рях Калужской губ.//Памятная кн. Калужской губ. на 1861 г. Калуга, 1861. С. 272-275; Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание Калужского Лаврентиева мон-ря, нынешнего Калужского архиерейского дома и принадлежащей к оному Крестовской ц. Калуга, 1862, 19064; Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба/Сост.: М. Ф. Попроцкий. СПб., 1864. Т. 9: Калужская губ. Ч. 2. С. 532-536; Строев. Списки иерархов. Стб. 578-579; О пожертвовании Его Имп. Высочеством, вел. кн. Константином Константиновичем, лампады в калужский Лаврентиев мон-рь//Калужские ЕВ. 1887. 21. Приб. С. 403-405; Зверинский. Т. 1. 274. С. 173-174; Знаменский А. Калужский Лаврентиев мон-рь//Калужские ГВ. 1890. 65-69; Преображенский М. Т. Памятники древнерус. зодчества в пределах Калужской губ. СПб., 1891; С[оловьев] В. И. Калужский Лаврентиев мон-рь//Калужские ГВ. 1897. 85; Ист. записка об учреждении и состоянии Калужской епархии за 100-летний период ее существования (16 окт. 1799 - 16 окт. 1899 г.)/Ред.: прот. Д. Г. Лужецкий. Калуга, 1900; Малинин Д. И. Калуга: Опыт ист. путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912; он же (псевд. Н-к М. Л.). Великие князья Константин Николаевич и Константин Константинович и Лаврентиев мон-рь//Калужский церк.-обществ. вестн. 1915. 23; Богданов Д. П. Князь Симеон Иоаннович Калужский//Изв. Калужской УАК. Калуга, 1914. Вып. 22. С. 1-14 (7-я паг.); На торжестве в Калужском Лаврентьевом мон-ре. Шамордино, 1915; Никитский В. Подвиг юродства и св. прав. Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец//Калужский церк.-обществ. вестн. 1915. 19; Бессонов И. Св. прав. Лаврентий, Калужский чудотворец, и мон-рь его имени//Там же. 21-22; Празднование 400-летия со дня кончины св. прав. Лаврентия, Калужского Чудотворца//Там же. 24; К. С. Празднование в г. Калуге четырехсотлетия со дня блаженной кончины св. прав. Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского чудотворца//Там же. 25/26; Потапова Л. И. Лаврентьевский мон-рь//Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья: Тез.

http://pravenc.ru/text/2462415.html

М., 1999; Прп. Тихон, Калужский чудотворец. СПб., 1999; Вощенкова Н. С., Гусев А. А., Писаренко И. С. Церковь и гос-во: Калужская епархия в синодальный период развития Рус. Правосл. Церкви. Калуга, 2000; Калужская энциклопедия. Калуга, 2000; Земля Калужская - земля святая/Общ. ред.: архиеп. Климент (Капалин). М., 2003; Легостаев В. В. Обители земли Калужской. Калуга, 2004; он же. Синодик священнослужителей, монашествующей братии и благотворителей. Калуга, 2004-2009. Кн. 1. Ч. 1-3; Каширина В. В. Литературное наследие Оптиной пустыни. М., 2006; Жидкаев С. Партизан наградили через 62 года: [о. Викторин Зарецкий, свящ. людиновского Св.-Лазаревского храма]//Известия. 2007. 78, 7 мая. С. 1-2; Запальский Г. М. Не стоит село без праведника…: Подвижники Мещовского края. М., 2007; он же. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 гг. М., 2009; Оптина пустынь: Годы гонений/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2007. Кн. 1; Оптинский альманах. 2007-2009. [Вып. 1-3]; Штепа А. В. Социальное служение Рус. Правосл. Церкви в Калужской епархии: (2-я пол. XIX - нач. XX в.). Калуга, 2007; Жития новомучеников и исповедников Оптиной пуст.; Письма преподобноисп. Рафаила/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2008; Климент (Капалин), митр. Возрастание в вере. Калуга, 2009; Пономаренко Д. А., диак. Епископ Стефан (Никитин). М., 2010. Первые храмы на территории К. и Б. е. появились в городах-крепостях в XI-XII вв., напр. в Козельске (не сохр.). На посаде в Калуге в 90-х гг. XVI в. существовали храмы с престолами: в честь Покрова Пресв. Богородицы ( Французова. 2002. С. 222), Воскресения Христова (Там же. С. 229, 230), Богоявления (Там же. С. 237, 240), во имя арх. Михаила (Там же. С. 227), прор. Илии (Там же. С. 243). Было 2 храма вмч. Георгия - «на Варобьевки» (Там же. С. 245) и «Егорья Христова мученика», к-рый упоминается за пределами острога и «рыбной слободки» (Там же. С. 250). Возможно, к посвящениям церквей восходили названия посадских «сотен»: Покровская (Там же. С. 221, 248), Егорьевская «близ острожных ворот» (Там же.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Виталий Питанов Источник: Кистине.ру Использованная литература Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. — М., Московский Центр вальдорфской педагогики. 1992. С.19. Вальдорфские школы и детские сады России - www.waldorf.michaeltime.org (Примечание МС. Сейчас этого сайта не существует) Священник Павел Хондзинский . Против Штайнера. О вальдорфской педагогике. — М., Изд. Московской Патриархии. 2001.С.2. Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. — М., Московский Центр вальдорфской педагогики. 1992. С.6–7. Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Спиритуальные, культурно-исторические и социальные основы педагогики вальдорфской школы. — Калуга: Духовное познание. 1992. С.16. Там же. С.60–61. Там же. С.44. Там же. С.27,53. Штайнер Р. От Иисуса ко Христу. — Калуга: Духовное познание. 1994. С.125–126. Например, см.: Леви Х. Доулинг. Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея. СПб., Общество ведической культуры. 1994. Питанов В.Ю. Ченнелинг: “канал” или “сточная канава”? http://apologet.orthodox.ru Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. — М., Московский Центр вальдорфской педагогики. 1992. С.21. Там же. С.109. Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Спиритуальные, культурно-исторические и социальные основы педагогики вальдорфской школы. — Калуга: Духовное познание. 1992. С.59. Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. — М., Московский Центр вальдорфской педагогики. 1992. С.107. Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Спиритуальные, культурно-исторические и социальные основы педагогики вальдорфской школы. — Калуга: Духовное познание. 1992. С.82. См.: Питанов В.Ю. Совместима ли антропософия Рудольфа Штайнера с христианством? http://apologet.orthodox.ru См.: Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви “О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме”/Дворкин А.В. Сектоведение. Нижний Новгород. Изд. Во имя св. князя Александра Невского. 2003. С.771–773. Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Спиритуальные, культурно-исторические и социальные основы педагогики вальдорфской школы. — Калуга: Духовное познание. 1992. С.60.

http://sueverie.net/valdorfskie-shkoly-k...

Соч.: Братья Киреевские - путь христианского становления//Иван и Петр Киреевские в рус. культуре: Сб. Калуга, 2001. С. 5-10; Миссия Церкви сегодня. Калуга, 2003; Миссионерское служение РПЦ на Аляске//Богословско-ист. сб. Калуга, 2003. Вып. 1. С. 35-78; В стране святых воспоминаний. Калуга, 2004; Мировоззрение и образ жизни совр. молодежи//Богородично-Рождественские чт., 6-е. Обнинск, 2004. С. 9-19; Правосл. семья в становлении Российского гос-ва//Там же, 7-е. 2004. С. 5-9; Задачи правосл. СМИ и нравственная ответственность журналиста//Вера и слово: Мат-лы 1-го междунар. фестиваля правосл. СМИ, 16-18 нояб. 2004 г. М., 2005. С. 37-49; Благополучие общества состоит в твердости веры, в духовном, нравственном росте//Духовно-нравственные основы демографического развития России: Мат-лы церк.-обществ. форума, 18-19 окт. 2004 г. М., 2005. С. 11-18; Свт. Иннокентий и расцвет правосл. миссии на Аляске (1824-1867)//Богословско-ист. сб. 2005. Вып. 2. С. 35-126; Эсхатология в кн. прор. Исаии//Эсхатологическое учение Церкви: Мат-лы богосл. конф. РПЦ. М., 2007. С. 110-115; О перспективах изучения правосл. культуры и духовно-нравственного образования в рос. школе//ЖМП. 2008. 3. С. 40-44; РПЦ на Аляске до 1917 г. М., 2009; Возрастание в вере. Калуга, 2009; К вопросу об участии священнослужителей во 2-й Камчатской экспедиции//Вестн. Тамбовского ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2010. Вып. 2(82). С. 219-224; Вопросы истории Кадьякского викариатства и синодальное управление миссионерской деятельностью на Аляске//Там же. 2010. Вып. 3(83). С. 307-316; Распространение рус. духовной культуры среди индейцев тлинкитов в период Русской Америки//УЗ Рос. гос. социального ун-та. М., 2010. 2(78). С. 6-10; Corpus Theophanicum: О подготовке 1-го науч.-просветит. издания Полного собр. творений свт. Феофана Затворника//ЖМП. 2012. 3. С. 80-82; У рецензирования правосл. лит-ры нет альтернативы//Там же. 2013. 2. С. 82-87; Освещение миссионерской деятельности РПЦ в Сибири в светских периодических изданиях XIX в.//Библиотековедение. 2013. 6. С. 48-53; Защита гос. интересов и распространение Православия на Тихоокеанском севере//Вестн. РАН. 2013. Т. 83. 9. С. 839-843; Аляска: Успешная миссия//ЖМП. 2014. 1. С. 36-43; Социокультурный аспект миссионерского служения на Аляске свт. Иннокентия (Вениаминова)//Вестн. Тамбовского ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2014. Вып. 1(129). С. 105-109.

http://pravenc.ru/text/Климент ...

Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 509, 2650; Оп. 3. Д. 288; РГБ ОР. Ф. 213. К. 110. Д. 28; Архив УФСБ по Калужской обл. Д. П-13244. Ист.: Письмо на имя настоятеля Мещовского Георгиевского мон-ря, игум. Лаврентия//Калужские ЕВ. 1902. 4. С. 120-121; ПСПиР. Царствование государя Павла I. Пг., 1915. 529; У Бога все живы: Восп. о даниловском старце архим. Георгии (Лаврове). М., 1996. Лит.: Ляметри П. Ист. сведения о мон-рях Калужской губ.//Памятная кн. Калужской губ. на 1861 г. Калуга, 1861. С. 283-287; Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба/Сост.: М. Попроцкий. СПб., 1864. Т. 9: Калужская губ. Ч. 2. С. 541-546; Леонид (Кавелин), архим. Обозрение рукописей и старопечатных книг в книгохранилищах мон-рей, городских и сельских церквей Калужской епархии//ЧОИДР. 1865. Кн. 4. Смесь. С. 74-78; он же. Ист. описание Мещовского Георгиевского муж. общежит. мон-ря. М., 1870. Мещовск, 2011; он же. Память о царице Евдокии Феодоровне на ее родине//РА. 1873. 4. Стб. 648-653; Строев. Списки иерархов. Стб. 581-582; Преображенский М. Т. Памятники древнерус. зодчества в пределах Калужской губ. СПб., 1891; Архангельский С. Жизнь Андрея, Христа ради юродивого, Мещовского. М., 18972; С[оловь]ёв В. И. Г. Мещовск: (Ист. очерк)//Калужские ГВ. 1897. 114. С. 3; ЖПодв. Февр. С. 93-114; Июнь. С. 354-369; Июль. С. 163-174; Малинин Д. И. Калуга: Опыт ист. путев. по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912. С. 252-255; Житие прписп. Георгия, Даниловского чудотворца. М., 2000; Малаканова Л. Мещовск: Возрождение обители. Ивантеевка, 2005; Запальский Г. М. Не стоит село без праведника…: Подвижники Мещовского края. М., 2007; он же. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 гг. М., 2009; У истоков рос. государственности: (Роль женщин в истории династии Романовых): Исслед., мат-лы: II-V Междунар. науч. практ. конф. СПб., 2010-2013; Земля Калужская - земля святая. Калуга, 2014. С. 66-67. Г. М. Запальский Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/2563152.html

Иногда старец поручал им отвечать на те письма, ответ на которые был прост и несложен. Таким образом общение между ними не прекращалось. В бытность Нилуса в Оптине пребывал там и вышеупомянутый о. Иннокентий, несший свое послушание и в монастырской канцелярии. Делясь с нами своими оптинскими воспоминаниями, он упоминал и о С.А. Нилусе. «Часто приходилось мне, – писал о. Иннокентий, – помогать Нилусу упаковывать книги его сочинения и из домика, где они жили с женой, носить эти книги в иконно-книжную лавочку. Почти каждый день  приходил Нилус к нам в канцелярию, беседовал, работал с нами. Помню случай, кажется в 1909 г., во время такой беседы канцелярский послушник о. Павел Крутиков сказал ему: «Сергей Александрович, вы наводите на нас такую жуть: ведь сейчас в России ничего не ощущается, быть может, это и будет, но теперь нет основания так беспокоиться». С. А. сказал: «Эх, отцы, отцы! Эти стены скрывают от вас ту ужасную обстановку, среди которой мы живем; и слава Богу, что вы всего не знаете, но я не пророк, а скажу вам, что вы сами на себе испытаете все то, что я вам говорю». И действительно, не много нам пришлось мирно пожить в монастырской ограде». В Оптиной Нилус жил в самые яркие годы старчествования о. Варсонофия. Ниже приводятся несколько записей этого времени, которые освещают некоторые стороны духоносности этого старца: 1. Язык имен и цифр . Как-то раз о. Варсонофий спросил меня: – Знаете ли вы, что значит «калуга»? Я подумал на город Калугу и, не поняв хорошо вопроса, ответил незнанием. – «Калуга», – сказал Батюшка, – значит огражденное место. Таков и наш город Калуга. А чем он огражден, как вы думаете? – Скажите, Батюшка! – Святыней нашего края – монастырями, где почивают святые мощи Калужских чудотворцев: преп. Тихона Калужского, праведного Лаврентия и преп. Пафнутия, игумена Боровского, нашей святой обителью с ее почившими старцами: Львом, Макарием, Амвросием и прочими сокровенными Оптинскими угодниками Божиими. «Все это – калуга, и счастливы вы, что Господь привел вас пожить в таком огражденном месте. И знайте, что очень часто название местности, в которой вы живете, фамилия лица, с которым вы встречаетесь, – словом, название или имя в самих себе носят некий таинственный смысл, уяснение которого часто бывает не бесполезно. Смотрите, в Ветхом Завете почти всякое имя что-нибудь да означает: Ева – жизнь, ибо она стала матерью всех живущих; Сам Бог повелевает Авраму называться Авраамом, " ибо – говорит, – Я сделаю тебя отцом множества народов», а Сару – Саррой, не «госпожею моею», а «госпожею множества»…

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010