Адрес: Владимир, улица Георгиевская, 2а Тел.: 8 (4922) 45–18-63 Воскресная школа, храм Архангела Михаила Адрес: Владимир, улица Студёная Гора, 1а Тел.: 8 (4922) 32–66-03 Воскресная школа Успенского семинарского храма в  г. Воронеже http://deti-vpds.cerkov.ru/ Воскресные школы в г. Владивостоке http://vladivostok.orthodoxy.ru Воскресные школы Великого Новгорода Воскресная школа, Покровский собор Адрес: Великий Новгород, улица Бредова-Звериная, 23/22 Тел.: 8 (921) 737–31-17, 8 (8162) 73–11-23 Воскресная школа, церковь Святых Благоверных князей Бориса и Глеба Адрес: Великий Новгород, набережная Александра Невского, 31 Тел.: 8 (8162) 63–27-77 Воскресная школа, церковь Святого Благоверного Великого князя Александра Невского Адрес: Великий Новгород, проспект Александра Корсунова, 56 Тел.: 8 (8162) 74–61-51 Воскресные школы Вологды Воскресная школа, Храм Святого Благоверного князя Александра Невского Адрес: Вологда, улица Сергея Орлова, 10 Воскресная школа, Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу Адрес: Вологда, площадь Торговая, 8 Воскресная школа, Храм Святых Равноапостольных царей Константина и Елены Адрес: Вологда, проспект Победы, 85 Воскресные школы Казанской епархии http://www.pedagog.eparhia.ru Воскресная школа при Троицком приходе  г. Лениногорска http://prichod.narod.ru Воскресные школы в г. Калуге Воскресная школа, храм Покрова Пресвятой Богородицы Адрес: Калуга, улица Марата, 4 Тел.: 8 (4842) 57–53-06 Воскресная школа, храм Иоанна Предтечи Адрес: Калуга, улица Московская, 30 Тел.: 8 (4842) 57–41-37 Воскресная школа, храм в честь Рождества Богородицы (Никитский) Адрес: Калуга, улица Ленина, 106 Тел.: 8 (4842) 75–18-21 Воскресная школа, храм Святых апостолов Петра и Павла Адрес: Калуга, улица Труда, 1а стр. 2 Тел.: 8 (4842) 74–37-95 Воскресные школы в г. Курске http://www.курская-епархия.рф Воскресная школа при Храме во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Адрес: Курск, проспект Дружбы, 9/2 Тел.: 8 (4712) 52–54-78 Воскресная школа при Сергиево-Казанском кафедральном соборе

http://azbyka.ru/katehizacija/voskresnye...

Муром, 2001. С. 178-182; Козлов В. Ф. Трагедия Пафнутьев-Боровского мон-ря в 1931-1932 гг.//Малоярославец: Проблемы истории и возрождения. Малоярославец, 2001. С. 211-216; Бессонова Т. Ф., Гребёнкин А. Р. Княжеский список Шемячичей в синодике Пафнутьево-Боровского мон-ря//Вопр. археологии, истории, культуры и природы В. Поочья. Калуга, 2003. С. 156-163; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье. М., 2004; Королёв Г. И. Занятия жителей подборовских слобод Пафнутьева мон-ря в XVII в.//Боровск: Страницы истории. Боровск, 2005. Вып. 5. C. 87-93; Печников М. В. Сборник XVI в.: Вклад митр. Макария в Пафнутьев-Боровский мон-рь//Там же. С. 94-107; Хохлова Т. М. Вкладные дары в Пафнутьев Боровский мон-рь из собр. Калужского обл. краевед. музея//Там же. С. 108-113; Алексеев А. И. О «Просветителе» и посланиях прп. Иосифа Волоцкого//ВЦИ. 2008. 2(10). С. 121-220; Болдин И. В., Массалитина Г. А., Бессонова Т. Ф. Белокаменные надгробия Пафнутьев-Боровского мон-ря кон. XV - нач. XVIII вв.//Вопр. археологии, истории, культуры и природы В. Поочья. Калуга, 2008. С. 33-37; Сарабьянов В. Д. Прообразовательные и ветхозаветные темы в росписях трапезной ц. Пафнутиева Боровского мон-ря//Иконогр. новации и традиция в рус. искусстве XVI в. М., 2008. С. 199-216; он же. Росписи сер. XVI в. в трапезной ц. Пафнутиева Боровского мон-ря//Царский храм: Благовещенский собор Моск. Кремля в истории рус. культуры. М., 2008. С. 116-143; Синодик священнослужителей, монашеств. братии и благотворителей. Калуга, 2008. Кн. 1. Ч. 2: Боровский у.; Святые свидетели вечности: Храмы и мон-ри г. Боровска. Калуга, 2009; Рус. святые в иконе, шитье, книжной миниатюре, мелкой пластике из собр. Музея им. А. Рублева. М., 2011; Сорокина Л. Б. Святыни окрестностей Обнинска. Калининград, 2011; Синелобов А. П. Я. Змеев и А. Челищев: история одной «измены»//Рос. ист. 2013. 6. С. 105-110; Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. М., 2014; Кириллин В. М. Соц. воззрения прп. Иосифа Волоцкого//ДРВМ. 2015. 4(62). С. 44-50; Легостаев В.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

Можно по-разному оценивать антропософию, но нельзя не признать, что вероятность принятия антропософских ценностей у ученика вальдорфской школы несравненно выше, чем у выпускника обычной государственной школы. И будет справедливо, если родители, прежде чем решить, отдать ли своего ребенка в вальдорфскую школу, получат объективную информацию об этом учебном заведении, что позволит им сделать сознательный и свободный выбор. 1 Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. М., Московский Центр вальдорфской педагогики. 1992. С.19. 2 Вальдорфские школы и детские сады России. 5 Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Спиритуальные, культурно-исторические и социальные основы педагогики вальдорфской школы. Калуга. Духовное познание. 1992. С.16. 10 Например, см.: Леви Х. Доулинг. Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея. СПб., Общество ведической культуры. 1994. 14 Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Спиритуальные, культурно-исторические и социальные основы педагогики вальдорфской школы. Калуга. Духовное познание. 1992. С.59. 16 Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Спиритуальные, культурно-исторические и социальные основы педагогики вальдорфской школы. Калуга. Духовное познание. 1992. С.82. 17 См.: Питанов В.Ю. Совместима ли антропософия Рудольфа Штайнера с христианством? http://apologet.narod.ru 18 См.: Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме»/Дворкин А.В. Сектоведение. Нижний Новгород. Изд. Во имя св. князя Александра Невского. 2003. С.771–773. 19 Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Спиритуальные, культурно-исторические и социальные основы педагогики вальдорфской школы. Калуга. Духовное познание. 1992. С.60. 23 Мы не откроем тайны, если напомним читателям, что формирование мировоззрения человека не всегда связано с откровенным навязыванием. Можно поместить человека в систему, атмосфера которой пронизана тем мировоззрением, которое стремятся ему привить. Именно так и поступают антропософы, заявляя, что они не обучают антропософии, но вместе с тем помещая детей в антропософскую среду, где все – и образ мыслей, и поступки окружающих – обусловлены идеями антропософии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/valdorfs...

Калуга, 1891; Сперанский М. Н. Описание рукописей Тверского музея. М., 1891. Вып. 1. С. 213, 215, 216; Ковалевский И., свящ. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Вост. и Рус. Церкви. М., 1895. С. 251-255; Голубинский. Канонизация святых. С. 153; Будовниц И. У. Словарь рус., укр., белорус. письменности и лит-ры до XVIII в. М., 1962. С. 298; Иванов В. А. Св. прав. Лаврентий Калужский и мон-рь его имени: (Нек-рые итоги и задачи изучения)//Мон-ри в жизни России. Калуга; Боровск, 1997. С. 221-230; Романова А. А. Чудеса Лаврентия Калужского//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 238-240; Иванов С. А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М., 2005. С. 261-262, 265; Руди Т. Р. О топике житий юродивых//ТОДРЛ. СПб., 2007. Т. 58. С. 457; Туминская О. А. Рукописные жития юродивых XVI-XIX вв.: (По мат-лам ОР РНБ)//Вестник САФУ: Гуманит. и соц. науки. Архангельск, 2013. 1. С. 110-113; она же. Образ юродивого во Христе в рус. искусстве кон. XV - нач. XX в.: АДД. СПб., 2014. С. 34, 39; Днепровский-Орбелиани А. С. Лаврентьев мон-рь, воссиявший в веках. Калуга, 2015. А. А. Романова Иконография Блж. Лаврентий Калужский. Икона. 3-я четв. XVII в. (ц. вмч. Георгия, «что за верхом», Калуга) Блж. Лаврентий Калужский. Икона. 3-я четв. XVII в. (ц. вмч. Георгия, «что за верхом», Калуга) Древнейшее известное изображение Л. находится в калужской соборной ц. вмч. Георгия «что за верхом» (1700-1701); В. Г. Пуцко датирует его 3-й четв. XVII в., но видит в нем особенности живописи середины века ( Пуцко. 1993. S. 531-534. Il. 6). Возможно, данный образ (91×47) является надгробным, появившимся после обновления раки в 50-х гг. XVII в. (стилистически близок к произведениям этого времени), или его повторением. По сведениям архим. Леонида (Кавелина), в 1750 г., при архим. Киприане, на надгробный образ был сделан серебряный кованый оклад (не сохр., надпись на окладе: «Построена сия окладная риза тшанием и старанием града Калуги купеческих людей и прочих вкладчиков, в лето 1750 месяца февраля 10 дня, при архимандрите Киприане, возобновлена 1786 года»; оклад поновлялся и позже).

http://pravenc.ru/text/2462449.html

М., 1865; он же. Ист. описание Мещовского Георгиевского муж. общежит. мон-ря. М., 1870; он же. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 1876 3; он же. История Церкви в пределах Калужской губ. и Калужские иерархи. Калуга, 1876; он же. Описание Лихвинского Покровского Доброго муж. мон-ря. М., 1876; он же. Ист. описание калужского Лаврентьева мон-ря, нынешнего Калужского архиерейского дома, и принадлежащей к оному Крестовой ц. Калуга, 1888 2; он же. Историко-археол. и стат. описание Боровского Пафнутиева мон-ря (Калужской губ.). Каз., 1907 3; Холминский В. Материалы для истории Калужской ДС//Калужские ЕВ. 1866. Ч. неофиц. 7. С. 210-224; 11. С. 309-325; 15. С. 456-473; 20. С. 606-627; Ханыков В. В. Летопись калужская от отдаленных времен до 1841 г./Сообщ.: архим. Леонид (Кавелин). М., 1878; Рошефор Н. И., де. Опись церк. памятников Калужской губ.//ЗОРСА. 1882. Т. 3. С. 293-343; Токмаков И. Ф. Сборник ист. мат-лов для составления летописей по Калужской епархии. Калуга, 1889; Преображенский М. Т. Памятники древнерус. зодчества в пределах Калужской губ. СПб., 1891, 1991; Соколов Д. Д. Материалы для ист.-стат. описания церквей и приходов Калужской епархии//Калужские ЕВ. Ч. неофиц. 1894. 19. С. 539-547; 1895. 2. С. 32-34; 3. С. 59-64; 15. С. 293-300; 16. С. 338-344; 17; Чельцов М. К истории открытия Калужской епархии//Там же. 1897. 19. С. 543-553; 20. С. 573-681; Извеков М. С. К предстоящему юбилею Калужской епархии: [Калужские архипастыри]//ПрибЦВед. 1899. 33. С. 1316-1321; он же. О некоторых древних иконах, местно чтимых в Калужской епархии//Калужские ЕВ. 1900. Ч. неофиц. 16. С. 356-362; Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Козельск, 2006; Ист. записка об учреждении и состоянии Калужской епархии за 100-летний период ее существования (16 окт. 1799 - 16 окт. 1899 г.)/Ред.: прот. Д. Г. Лужецкий. Калуга, 1900; Казанская Амвросиевская жен. пустынь Калужской губ. при с. Шамордине и ее основатель оптинский старец иеросхим.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

1) Деньги, данные евреями взаймы несовершеннолетним, женщинам и военным, взысканию по суду не подлежат. 4) Новые переселенцы-евреи в Альзас, сверх уже там живущих, не допускаются. 5) Прочие департаменты Империи доступны евреям только при условии, что они будут заниматься исключительно земледелием. 6) Каждый еврей должен отбывать воинскую повинность лично; заместители не допускаются. В 1808 году этот декрет был издан, а в следующем, 1809 году, «тайной властью масонства» был сообщен всем масонским ложам свой декрет, постановивший «объявить Наполеона покинутым». Конец карьеры Наполеона известен. «Грядущему» это послужит наукой, и он «покинут» не будет. А все-таки и ему, и его отцу-диаволу один конец: геенна огненная. «Язык цифр»!… Как-то раз о. Варсонофий спросил меня: — Знаете ли вы, что значит Калуга? Я подумал на город Калугу и, не поняв хорошо вопроса, ответил незнанием. — Калуга, — сказал батюшка, — значит огражденное место. Таков и наш город Калуга. А чем он огражден, как вы думаете? — Скажите, батюшка! — Святыней нашего края — монастырями, где почивают святые мощи Калужских чудотворцев: преподобного Тихона Калужского, праведного Лаврентия и преподобного Пафнутия, игумена Боровского, нашей святой обителью с ее почившими великими старцами Львом, Макарием, Амвросием, архимандритом Моисеем , игуменом Антонием и прочими сокровенными Оптинскими угодниками Божиими. Всё это — Калуга, и счастливы вы, что Господь привел вас пожить в таком огражденном месте. И знайте, что очень часто название местности, в которой вы живете, фамилия лица, с которым вы встречаетесь, — словом, название или имя в самих себе носят некий таинственный смысл, уяснение которого часто бывает небесполезно. Смотрите, в Ветхом Завете почти всякое имя что-нибудь да означает: Ева — жизнь, ибо она стала матерью всех живущих; Сам Бог повелевает Авраму называться Авраамом, «ибо, — говорит, — Я сделаю тебя отцом множества народов, а Сару — Саррой, не «госпожею моею», а «госпожею множества»… Итак, во всей Библии — название и имя всегда имеют сокровенный и важный смысл. Сам Господь преднарек Себе имя человеческое — Еммануил, что значит «с нами Бог», и Иисус, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Видите, как это значительно и важно.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

1860. Ч. неофиц. 51. С. 658-662; Попроцкий М. Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба. Калужская губ. СПб., 1861. Ч. 2; Поликарп, архим. Геннадий [Горнецкий Герасим, 1789-1867], настоятель 1-кл. Пафнутьева-Боровского мон-ря//Странник. 1867. Т. 4. 11. С. 45-51; Хрущов И. П. Исслед. о соч. Иосифа Санина, прп. игум. Волоцкого. СПб., 1868; Ключевский В. О. Древнерусские жития; Марков С. М. Протопоп Аввакум в Боровском Пафнутьевом мон-ре//Калужские ЕВ. 1882. Ч. неофиц. 23. С. 675-684; 24. С. 701-709; Жизневский А. К. Поход вел. государя святейшего Никона патр. моск., всея Великия, Малыя и Белыя России, в 1656 г., в Тверь, Вязьму и Иверский мон-рь. Тверь, 1889; Преображенский М. Т. Памятники древнерус. зодчества в пределах Калужской губ. СПб., 1891; Строев П. М. Описание рукописей мон-рей: Волоколамского, Нов. Иерусалим, Саввина-Сторожевского и Пафнутиева-Боровского. СПб., 1891; Токмаков И. Ф. Пафнутиев мон-рь (Боровского у., Калужской губ.). Калуга, 1893; Мат-лы для истории, археологии и статистики церквей Боровского у. с пригородами. Калуга, 1898; Яцимирский А. И. Мелкие тексты и заметки по старинной слав. и рус. лит-ре//ИОРЯС. СПб., 1906. Т. 11. Кн. 2. С. 295-331; Абрамович Д. И. Софийская б-ка. СПб., 1907. Вып. 2; Голубцов А. Мат-лы для истории древнерус. иконописи//БВ. 1910. Т. 2. 5. С. 182-195; Малинин Д. И. Опыт ист. путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912; Машков И. П. Доклад о изысканиях погребений князей Репниных в Боровском Пафнутьевском мон-ре//Древности: Тр. комис. по сохранению древних памятников МАО. М., 1912. Т. 4. С. 308-312; он же. Крепостные сооружения Боровского Пафнутиевского мон-ря Калужской губ.//Там же. С. 313-321; Смирнов И. И. К вопросу о суде над Максимом Греком//ВИ. 1946. 2/3. С. 118-126; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV- нач. XVI в. М.; Л., 1955; Алексеева А. О кладе из Пафнутьева мон-ря//Калужский краевед. Калуга, 1958. Вып. 1. С. 62; Косточкин В.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

XVIII в.: Подрядные записи. М., 2004. Ч. 1-2; она же. Каменных дел подрядчик Григорий Емельянов сын Деменской: Заказы на строительные работы 1-й трети XVIII в.//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства XII-XX вв. М., 2010. Вып. 8. С. 337-357; Пуцко В. Г. Иконостас рус. сельского храма на рубеже XVIII-XIX вв.//Рус. церковное искусство Нового времени. М., 2004. С. 81-94; Шорбан Е. А., Зубарев В. В. Церковное строительство «мосальских меценатов» Хлюстиных во 2-й пол. XVIII - 1-й трети XIX в.//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства XVI-XX вв. М., 2005. Вып. 7. С. 208-241; Днепровский-Орбелиани А. С. Зодчество Калужского края с древности до наших дней. Калуга, 2006 2; Единственная и неповторимая: Калуга в старой открытке. Владимир, 2006 2; Слезкин А. В. Два храма неорус. стиля в усадьбах Ширинских-Шихматовых//Рус. усадьба. М., 2006. Вып. 12(28). С. 663-676; Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV - сер. XVIII в. М., 2008; Легостаев В. В. Храмы Лихвинского у. Тула, 2008; Шорбан Е. А. «Нарышкинское барокко» в заброшенных местах Калужской обл.//Природа. М., 2008. 7. С. 56-62; она же. Неизвестный памятник московской архит. школы кон. XVIII в.- церковь с. Растворово в Калужской губ.//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства XII-XX вв. М., 2010. Вып. 8. С. 465-483; она же. Церковь с. Богородское Тарусского у. и др. малоизвестные памятники каменного зодчества кон. XVII - 1-й трети XVIII в. в Калужской губ.//Х Филевские чт.: Тез. конф. 14-16 дек. 2010 г. М., 2010. С. 87-90; Лошкарева Н. П. Святые свидетели вечности: Храмы и монастыри г. Боровска. Калуга, 2009; Филинова Л. И. Сельские храмы земли Козельской. Калуга, 2009 3; Вдовиченко М. В. Церковь Одигитрии в Вязьме и многошатровые памятники XVII в.//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства XII-XX вв. М., 2010. Вып. 8. С. 33-58; Павлова А. Л. Монументальная живопись кон. XVIII - нач. XX в. в Калужской обл.: (По мат-лам экспедиций 2004-2007 гг.)//Там же.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Как-то раз о. Варсонофий спросил меня: – Знаете ли вы, что значит Калуга? Я подумал на город Калугу и, не поняв хорошо вопроса, ответил незнанием. – Калуга, – сказал Батюшка, – значит огражденное место. Таков и наш город Калуга. А чем он огражден, как вы думаете? – Скажите, Батюшка! – Святыней нашего края – монастырями, где почивают святые мощи Калужских чудотворцев: преподобного Тихона Калужского; праведного Лаврентия и преподобного Пафнутия, игумена Боровского, нашей святой обителью с ее почившими великими старцами Львом, Макарием, Амвросием, архимандритом Моисеем , игуменом Антонием и прочими сокровенными Оптинскими угодниками Божиими. Все это – Калуга, и счастливы вы, что Господь привел вас пожить в таком огражденном месте. И знайте, что очень часто название местности, в которой вы живете, фамилия лица, с которым вы встречаетесь, – словом, название или имя в самих себе носят некий таинственный смысл, уяснение которого часто бывает небесполезно. Смотрите, в Ветхом Завете почти всякое имя что-нибудь да означает: Ева – жизнь, ибо она стала матерью всех живущих; Сам Бог повелевает Авраму называться Авраамом, «ибо», – говорит, – «Я сделаю тебя отцом множества народов, а Сару – Саррой», не «госпожею моею», а «госпожею множества»... И так, во всей Библии – название и имя всегда имеют сокровенный и важный смысл. Сам Господь преднарек Себе имя человеческое – Еммануил, что значит «с нами Бог»: и Иисус, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Видите, как это значительно и важно. – Вижу, Батюшка. – Но, кроме этого, так сказать, языка имен и названий, существует еще и язык цифр, тоже сокровенный, значительный и важный, только не всякому дано расшифровывать его тайну. На что велика была тайна воплощения Бога Слова, а и она была заключена в таинственном счислении родов потомства Авраама: «от Авраама до Давида», – говорит ев. евангелист Матфей, – «четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов». Замечаете цифру 14? Она повторяется трижды.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

XVII в.; он же. Пафнутьев-Боровский мон-рь: страницы истории. Боровск, 2018; Пуцко В. Г. Боровские иконы 16 в.//Боровский краевед. Боровск, 1990. С. 16-28; он же. Серебр. литург. сосуды из Пафнутьев Боровского мон-ря//Боровск: страницы истории. Боровск, 2002. 4. С. 28-36; Сафонова Г. Б. Худож. шитье 17-19 вв. из Пафнутьев-Боровского мон-ря//Боровский краевед. Боровск, 1990. Вып. 2. С. 66-71; Осипова А. И. Миссионерская деятельность церк. Братства Прп. Пафнутия Боровского Чудотворца среди старообрядцев (посл. четв. XIX - нач. ХХ вв.)//Боровский краевед. Боровск, 1991. Вып. 3. С. 35-42; Зайцев А. А. Археол. исследования Свято Пафнутьев-Боровского мон-ря: предварительные итоги (1961-1991 гг.)//Вопросы археологии, истории, культуры и природы В. Поочья. Калуга, 1993. С. 38-39; Антипов А. А. Живые корни России. Боровск, 1994, 20073; он же. Монастырские были. Боровск, 2002; Баталов А. Л. Моление о чадородии и обетное строительство царя Феодора Иоанновича//Архив архитектуры. М., 1994. Вып. 5(1). С. 117-140; Подъяпольский С. С. О малоизвестном типе папертей кон. XV- нач. XVI в.//Рос. Арх. 1994. 3. С. 186-207; Болдин И. В. Археол. раскопки в Пафнутьев-Боровском мон-ре (1993 г.)//Монастыри в жизни России. Боровск; Калуга, 1997. С. 218-220; Лошкарёва Н. П. Гос. ист.-худож. и краевед. музей на территории Пафнутьев-Боровского мон-ря (1924-1930 гг.)//Там же. С. 195-212; она же. Из истории Боровского музея. 1919-1954 гг.//Боровский краевед. Боровск, 1997. Вып. 7. С. 5-36; она же. Пафнутьевская сельскохозяйственная коммуна на землях Пафнутьев-Боровского мон-ря//Монастыри в жизни России. Боровск; Калуга, 1997. С. 191-194; Миркина И. А. Гос. политика по отношению к Пафнутьев-Боровскому мон-рю в 1920-30 гг. (по док-там ГА РФ)//Там же. С. 213-217; Никулина С. А. Некрополь Пафнутьев-Боровского мон-ря XVI-XVIII вв.: Исслед. последних лет//Вопр. археологии, истории, культуры и природы В. Поочья. Калуга, 1998. С. 135-138; Добров С. А. Пафнутьев-Боровский мон-рь как ист.-культ. центр России XV-XIX вв.//Уваровские чm.-III.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010