Как-то раз о. Варсонофий спросил меня: – Знаете ли вы, что значит Калуга? Я подумал на город Калугу и, не поняв хорошо вопроса, ответил незнанием. – Калуга, – сказал Батюшка, – значит ограждённое место. Таков и наш город Калуга. А чем он ограждён, как вы думаете? – Скажите, Батюшка! – Святыней нашего края – монастырями, где почивают святые мощи Калужских чудотворцев: преподобного Тихона Калужского: праведного Лаврентия и преподобного Пафнутия, игумена Боровского, нашей святой обителью с её почившими великими старцами Львом, Макарием, Амвросием, архимандритом Моисеем , игуменом Антонием и прочими сокровенными Оптинскими угодниками Божиими. Всё это – Калуга, и счастливы вы, что Господь привёл вас пожить в таком ограждённом месте. И знайте, что очень часто название местности, в которой вы живёте, фамилия лица, с которым вы встречаетесь, – словом, название или имя в самих себе носят некий таинственный смысл, уяснение которого часто бывает небесполезно. Смотрите, в Ветхом Завете почти всякое имя что-нибудь да означает: Ева – жизнь, ибо она стала матерью всех живущих: Сам Бог повелевает Авраму называться Авраамом, «ибо», – говорит, – «Я сделаю тебя отцом множества народов, а Сару – Саррой», не «госпожой моей», а «госпожой множества»... И так, во всей Библии  – название и имя всегда имеют сокровенный и важный смысл. Сам Господь преднарёк Себе имя человеческое – Еммануил, что значит «с нами Бог»: и Иисус, «ибо Он спасёт людей Своих от грехов их». Видите, как это значительно и важно. – Вижу, Батюшка. – Но, кроме этого, так сказать, языка имён и названий, существует ещё и язык цифр, тоже сокровенный, значительный и важный, только не всякому дано расшифровывать его тайну. На что велика была тайна воплощения Бога Слова, а и она была заключена в таинственном счислении родов потомства Авраама: «от Авраама до Давида», – говорит св. евангелист Матфей, – «четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов». Замечаете цифру 14? Она повторяется трижды.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

в память Отечественной войны 1812 г.: 1812-1912/Ред. И. Ф. Цветков. Калуга, 1912. Цв. вкл. между с. 20 и 21; ныне хоругвь хранится в Калужском краеведческом музее ( Туминская. 2014. С. 39)). Мощи Л. сохранялись в Рождественском соборе под спудом у левого клироса, над ними в 1750 г. была сооружена медная посеребренная рака, на к-рой находился ростовой образ Л. в серебряном чеканном окладе. В 1855 г. в связи с обновлением престола нижняя церковь Рождественского собора, освященная в 1650 г. во имя архидиак. сщмч. Лаврентия, была переименована во имя блж. Лаврентия Калужского. Ежегодно 10 авг. в Калуге совершался крестный ход из города в обитель. В 1918 г. мон-рь закрыли, в 20-х - нач. 30-х гг. XX в. разрушили основные здания обители. 6 нояб. 1993 г. на месте Рождественского собора над предполагаемым местом погребения Л. был установлен крест с неугасимой лампадой, в 1995 г. на месте алтаря возведена деревянная часовня во имя блж. Лаврентия. 15 нояб. 2010 г. митр. Калужский и Боровский Климент (Капалин) совершил закладку собора в честь Рождества Христова с приделами во имя блж. Лаврентия и прмц. Елисаветы Феодоровны. В рамках празднования 500-летия со дня кончины святого 28 дек. 2013 г. в мон-ре прошли Свято-Лаврентьевские краеведческие чтения. Ист.: Верный месяцеслов. С. 27; Описание о российских святых. C. 231; Минея (МП). Авг. Ч. 1. С. 297-309. Лит.: ИРИ. Ч. 6. C. 1018-1020; Ратшин. Монастыри. С. 110; Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание Калужского Лаврентиева монастыря и принадлежащей к нему Крестовской ц.//Калужские ЕВ. 1862. 1. С. 1-14; 2. С. 22-25; 6. С. 87 (отд. изд.: Калуга, 18882); он же. Ист. описание Перемышльского Троицкого Лютикова мон-ря. Калуга, 1862; он же. Обозрение рукописных и старопечатных книг в книгохранилищах Калужской епархии//ЧОИДР. 1865. Кн. 4. С. 5; он же. Св. Русь. С. 154-155; Муравьев. ЖСвРЦ. Июль. С. 103-106; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 320-321; Филарет (Гумилевский). РСв. Т. 2. С. 477-480; Беляев А., свящ. Житие и чудеса прав. Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского чудотворца.

http://pravenc.ru/text/2462449.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance КАЛУГА - ТОЛЬКО ФАКТЫ 6 мин., 01.01.2008 Общая площадь Калужской области составляет 29,9 тысяч квадратных километров. Она расположена юго-западнее Москвы и граничит с Московской, Тульской, Брянской, Смоленской и Орловской областями. Численность населения области – 1021, 5 тысяч человек, из них 75, 4% – в городах. У калужан есть своя особо почитаемая святыня – чудотворная икона Божией Матери Калужской. Даже пленные французы во времена войны 1812 года утверждали, что во время сражений под Калугой и Малоярославцем неоднократно видели эту икону, «стоящую на воздухе». Сейчас икона находится в церкви Георгиевской «за верхом» в Калуге. В Малоярославце на вратах Никольского монастыря видны выбоины вокруг изображения Спаса Нерукотворного. Это следы французских ружейных и картечных пуль, оставшиеся с тех же времён. Но, несмотря на интенсивный обстрел ворот, ни одна пуля не попала в лик Спасителя. Летописи сохранили интересную подробность: оказывается, это было предсказано иконописцем. Когда он расписывал врата, неприятель был уже близко. Многие горожане просили не писать образ, боясь, что враг надругается над ним. «Он поругаем не будет» – ответил иконописец и продолжил работу. Его слова сбылись – икона не пострадала. Калуга – только факты Кафедральный Троицкий собор в Калуге строился в XVII веке по проекту известного архитектора Ясныгина. Массу споров тогда вызвала его идея соорудить первый в России купол в 24 аршина диаметром (около 18 метров) без всяких побочных укреплений. Многие считали, что такой купол неминуемо обрушится. Но Ясныгин победил, и храм с его великолепным куполом радует калужан по сей день. Любопытно, что появлением знаменитого русского святого Пафнутия Боровского калужане обязаны … татаро-монгольскому игу. Однажды один татарин-баскак (представитель хана Золотой орды на завоеванных землях) крестился в городе Боровске в Православие. Своего сына Иоанна он воспитал в вере и благочестии. А сын Иоанна, внук татарского баскака, мальчик Парфений, стал затем Пафнутием Боровским.

http://foma.ru/kaluga-tolko-faktyi.html

В 1991 году храм был передан Калужской епархии, а 9 ноября на собрании верующих пос. Ждамирово, проходившем под председательством архиепископа Калужского и Боровского Климента, был образован приход. Первое богослужение в Ждамировском храме было совершено иеромонахом Тихоном Завьяловым на Рождество 1992 года. С 2006 года храм стал подворьем Свято-Никольского Черноостровского Малоярославецкого женского монастыря. 31 июля 2011 года митрополитом Климентом совершено малое освящение главного придела храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. При храме есть чудотворный источник Калужской иконы Божией Матери. Из материалам набора открыток: Сергей Коробцов " Храмы земли Калужской " . Калуга, 2012 г. 14 января 2018 года в пригородном селе Ждамирово города Калуги состоялось торжественное открытие женского монастыря в честь Калужской иконы Божией Матери на реке Калужке. Решение об основании в селе Ждамирово женского монастыря и назначении на должность его игумении монахини Параскевы (Ляховой) было принято Священным Синодом Русской Церкви в декабре 2017 года. Монастырь в честь Калужской иконы Божией Матери создан по ходатайству митрополита Климента на основе подворья Черноостровского монастыря. Он стал девятым монастырем Калужской митрополии и седьмым в Калужской епархии. По материалам сайта " Сделано у нас " В Ждамирово - микрорайоне Калуги, на берегу Калужки, возле Святой обители во имя Калужской иконы Божией Матери, высится холм, поросший травой. Это древнее городище. Краеведы полагают, что на нём изначально располагалась древняя Калуга, служившая для усиления Городенска. Впоследствии, вероятно из-за морового поветрия, жители перенесли город ниже по течению, к самому впадениию Калужки в Оку, там тоже сохранилось городище. В начале XVII века в селе Калужке " на старом городище " уже стояла деревянная церковь. Нынешняя каменная церковь Рождества Богородицы построена в 1760 году на средства местного помещика В. К. Хитрово в связи с важным событием. В 1748 году в соседней деревне Тиньково в доме самого Хитрово две служанки нашли на чердаке холст с изображением Богородицы, читающей книгу. Одна служанка плюнула на холст и точас упала в обморок. Только после молебна перед найденным изображением больная поправилась. Потом икона исцелила ещё несколько человек. Помещик решил перенести её в церковь села Калужка, которое с тех пор стали звать Явленное.

http://sobory.ru/article/?object=02572

Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Обозрение Козельского Оптина мон-ря и бывших в нем до нач. XVIII ст. храмов. Калуга, 1857; он же. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной пуст. иеросхим. Макария. М., 1861; он же. Ист. описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. СПб., 18622; он же. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 18763, 18854; Климент (Зедергольм), иером. Жизнеописание настоятеля малоярославецкого Николаевского мон-ря игум. Антония. М., 1870; он же. Жизнеописание оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва). М., 1876; Строев. Списки иерархов. Стб. 584-586; Леонтьев К. Н. Отец Климент Зедергольм, иеромон. Оптиной пуст. М., 18822; Ювеналий (Половцев), архим. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пуст. архим. Моисея. М., 1882; Вербицкий В. Козельская Оптина пуст. и ее значение в истории рус. монашества//ЧОЛДП. 1893. 9. С. 155-208; 10. С. 328-362; 11. С. 399-440; Жизнеописание старца Оптиной пуст., иеросхим. Илариона. Калуга, 1897; Соколов Д. Д. К лит. деятельности Оптиной пуст. Калуга, 1898; Агапит (Беловидов), архим. Очерк жизни настоятеля Оптиной пуст. архим. Исаакия. М., 1899; он же. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Козельск, 2008; он же. Первый великий старец оптинский иером. Леонид (в схиме Лев). Шамордино, 1917; он же. Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997; Еразм (Вытропский), иером. Ист. описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). Серг. П., 1902. Козельск, 2008; Поселянин Е. Праведник нашего времени оптинский старец Амвросий: Жизнь его и подвиги. СПб., 1907 (то же, изм. загл.: Старец Амвросий: Праведник нашего времени. М., 2009); Никодим (Кононов), архим. Старцы: о. Паисий Величковский и о. Макарий Оптинский и их лит.-аскетическая деятельность. М., 1909; Очерк жизни старца Оптиной пуст. иеросхим. Иосифа. Шамордино, 1911; Четвериков С. И., прот. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхим.

http://pravenc.ru/text/2581451.html

Мстихино. Тихонова пустынь. Сергиевский скит. Княжеский скит /// Объект не принадлежит Православной Церкви Скит. Не действует.   Год основания:1906. Адрес: город Калуга, поселок Мстихино, улица Хвойная, территория между домами 4 и 5. Координаты: 54.565898, 36.093457 Проезд:На личном автотранспорте из Калуги в сторону Медыни до поселка Мстихино. Сразу за поселком первый поворот налево по указателю " Строитель " . Далее едем прямо до пионерского лагеря " Спутник " , объезжаем его с правой стороны ( " Спутник " остается слева, справа - лес), метров 100-200 и по левой стороне видим остатки скита. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Сергиев скит Калужского отдела Императорского Православного Палестинского Общества в память в Бозе почившего Великого Князя Сергея Александровича Одно название скита отдает чем-то далеким и завораживающим. Представляются монахи в черных одеяниях медленно передвигающихся в глубине лесной чащи, перебирая четки. В. Даль так поясняет значение слова «скит» — «общая обитель отшельников, братское, уединенное сожительство в глуши, с отдельными кельями». В Калужском уезде выявлено две мужские обители: Сергиевская и Сретенская. Сергиев скит в понятии людей старшего поколения и в среде калужских краеведов олицетворялось со станцией Калуга II. Казалось, все разрушили до основания и не найти следов былой обители. Но память людская помнит, архив хранит немое молчание до поры до времени. Жительница деревни Мстихино Марфа Михайловна Чебуранова, крепкая на вид старушка, помнит скитские постройки, где не раз бывала девчонкой со своей родительницей. Как смогла, рассказала, показать эти места наотрез отказалась. Господь ей судья. Лесная дорога прямой лентой асфальта ведет к пионерскому, или, как принято сейчас называть, оздоровительному лагерю «Спутник», что в двух километрах от деревни Мстихино и в трех километрах от станции Калуга II, на территории которого сто лет назад возник скит во имя Сергия Радонежского в честь великого князя Сергея Александровича, московского генерал-губернатора, злодейски убиенного в результате террористического акта в феврале 1905 г. Местный старожил — сторож комплекса Зоя Ивановна Князева — помнит, как сносили последнюю скитскую постройку «Морозовский» — дом-гостиницу, где они проживали. В непосредственной близости построили им домик, а ветхую постройку в 1977 г. снесли. Ничто не напоминает о келиях, церкви, инвалидном доме. Уцелела водонапорная башня, которая «видела» взлет, процветание и разорение места Божия, места уединения иноков и увечных больных в глуши лесной, где дышалось легко и свободно. На месте Сергиевского храма ныне разбита площадка для отдыха, установлены качели, стол, две статуи, изображающие пионеров 1950-х годов. По еле заметным признакам можно определить границу церковного здания размером 20 на 14 шагов. Зоя Ивановна вспоминает, что после реквизиции имущества скитские постройки приняли отдыхающих моряков. Официально скит переименовали в санаторий имени Фрунзе.

http://sobory.ru/article/?object=18339

Лит.: Леонид (Кавелин), иером. Церковно-ист. описание упраздненных мон-рей, находящихся в пределах Калужской епархии. М., 1863; Рошефор Н. И., де. Опись церковных памятников Калужской губ.//ЗОРСА. 1882. Т. 3. С. 293-343; Преображенский М. Т. Памятники древнерус. зодчества в пределах Калужской губ. СПб., 1891; Прозоровский А. Воротынский Спасский мон-рь//Калужские ЕВ. 1891. Ч. неофиц. 8. С. 285-301; Извеков М. Перемышльский Троицкий Лютиков мон-рь, его святыни и древности//Калужская старина. 1902. Т. 2. Кн. 1. С. 1-32; Всеобщий иллюстр. путев. по мон-рям и св. местам Рос. империи и Афону/Сост.: А. А. Павловский. [Н. Новг.], 1907. С. 241-256; Малинин Д. И. Калуга: Опыт ист. путев. по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912, 2004п; Давид Л. А., Огнев Б. А. Забытый памятник московского зодчества XV в.//Кр. сообщения ИИМК АН СССР. М., 1956. Вып. 62. С. 51-55; Николаев Е. В. По Калужской земле: От Боровска до Козельска. М., 1970 2, 2010 3; Фехнер М. В. Калуга. М., 1971; Альтшуллер Б. Л. Новые исслед. Никольской церкви с. Каменского//Архит. наследство. М., 1972. Вып. 20. С. 17-25; Памятники архитектуры Московской обл.: Кат./Общ. ред.: Е. Н. Подъяпольская. М., 1975. В 2 т.; Маркелова В. Н. Пафнутьев Боровский мон-рь: Кр. обзор исслед. и реставрации 1955-1975 гг.//Реставрация и исслед. памятников культуры. М., 1982. Вып. 2. С. 185-198; Выголов В. П. Неизвестная постройка В. И. Баженова в Белозерске//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства. М., 1983. С. 131-156; он же. Архитектура Московской Руси сер. XV в. М., 1988; Баталов А. Л. Особенности «итальянизмов» в московском каменном зодчестве рубежа XVI-XVII вв.//Архит. наследство. 1986. Вып. 34. С. 238-245; он же. Московское каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996; он же. О традиции строительства Успенских храмов в Московской Руси XVI в.//ДРИ. 2003. [Вып.:] Рус. искусство позднего Средневековья: XVI в. С. 38-50; Раппопорт П. А. Древнерус. архитектура. СПб., 1993; Николаева М. В. Частное строительство в Москве и Подмосковье: 1-я четв.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

XVI в., закрыт в 1764). Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 33, 383, 726, 851, 903; Ф. 1267. Оп. 1. Д. 4; Оп. 2. Д. 10; Оп. 3. Д. 9; Ф. 3501. Оп. 1. Д. 11, 15, 39, 42, 49, 52, 55, 58, 61, 66, 80; РГАДА. Ф. 1198; РГБ ОР. Ф. 213, 214; Морозова Г. М. Список культовых сооружений Калужской губ. на 1916 г.: По док-там Калужской духовной консистории. Ркп.; Снигирёв Р., свящ. История Калужской епархии: [Канд. дис.]/МДА. Серг. П., 1997. Ркп. Ист.: Древние акты монастырских архивов Калужской епархии//Калужские ЕВ. 1862. Приб. 9. С. 141-146; Быков В. П. Тихие приюты для страдающей души: Лекции-беседы с портр. и рис. М., 1913; Деяния Калужского чрезвычайного епархиального собрания представителей клира и мирян: 15-19 мая 1917 г. Калуга, 1917; То же (продолжение): 19-22 июня 1917 г. Калуга, 1917; Церковь и жизнь. 1922. 1; Русская Правосл. Церковь в советское время: 1917-1991: Мат-лы и док-ты/Сост.: Г. Штриккер. М., 1995. Т. 1; Благословенная Оптина: Восп. паломников об обители и ее старцах/Сост.: Е. В. Помельцова. М.; Козельск, 1998; Письма великих оптинских старцев: XIX в./Сост.: А. Д. Червяков. М., 2001; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни/Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. 2 т. Лит.: Баталин В. О старинных рукописных памятниках, хранящихся при мон-рях и церквах Калужской губ.//Калужские ГВ. 1846. 29; Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни. СПб., 1862 2; он же. Ист. описание Перемышльского Троицкого Лютикова мон-ря. [Калуга, 1862]; он же. Ист. описание Тихоновой Калужской пустыни. СПб., 1862; он же. Ист. описание Малоярославецкого Черноостровского Николаевского общежит. мон-ря. СПб., 1863; он же. Церковно-ист. описание упраздненных мон-рей, находящихся в пределах Калужской епархии. М., 1863; он же. Обозрение рукописей и старопечатных книг в книгохранилищах мон-рей, городских и сельских церквей Калужской епархии.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Сейчас в монастыре хранятся следующие святыни: чудотворная икона «Достойно есть», чудотворный мироточивый голгофский крест; частицы мощей Великомученика и Победоносца Георгия; апостола Петра; святого Алексия, человека Божия; преподобного Симеона Нового Богослова; святой блаженной Матроны Московской, поручь св. праведного Иоанна Кронштадского. Источники: 1. Калужская энциклопедия. - Калуга, 2000. Летопись Калужская от отдаленных времен до 1841 года. - Калуга, 1991; 2. Ляметри П.А., газета «Калужские губернские ведомости» за 1849 год; Малинин Д.И. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. - Калуга. 1992; 3. Материалы из личного архива Саратовского Сергея Владимировича (текст " Родовая книга семьи Саратовских " ); 4. Попроцкий М. Материалы по географии и статистике России, ч. 2, 1864. http://www.meshovsk.ru; http://www.kaluga-eparhia.ru). О раннем периоде истории Георгиевского Мещовского монастыря нет почти никаких сведений. Даже время его основания мы можем указать лишь приблизительно - конец XV века. Такая скудость информации, связанной с ним, во многом объясняется польско-литовским разорением в начале XVII столетия. После него обитель перенесли ближе к городу. Если раньше она располагалась примерно в двадцати пяти километрах от Мещовска, то теперь обосновалась на его окраине, где находится и поныне. Перенос и обновление Георгиевского монастыря совершились при участии бояр Стрешневых и в особенности при помощи царицы Евдокии Лукьяновны: жена Михаила Фёдоровича, первого царя из династии Романовых, также происходила из рода Стрешневых. Стрешневы покровительствовали Георгиевскому монастырю ещё в ту пору, когда он находился вдали от города. Здесь были погребены многие представители этой боярской фамилии. Родители же самой Евдокии Лукьяновны похоронены уже в " новом " Георгиевском монастыре. Интересно, что долгое время в обители сохранялся надгробный камень, привезённый сюда, видимо со старого монастырского кладбища, с надписью: " Лета 7111 (1603) февраля в 28 день преставися раба Божия инока Анастасия Димитриева, дочь Стрешнева " .

http://sobory.ru/article/?object=01762

— Не потеряют ли отдельные части области, приходы прежнее духовное единство? — Калужская земля — это особое место, о котором промышляет Господь и Его Пречистая Матерь. Не просто так жители даже между собой называют малую родину «благословенной», а Калугу — сердцем губернии. Русский духовный писатель Сергей Нилус в своей книге «На берегу Божьей реки» передает интересное объяснение преподобным Варсонофием Оптинским слова «Калуга»: «Знаете ли Вы, что значит " калуга " ? " Калуга " значит огражденное место. А чем он огражден, как Вы думаете? … Святыней нашего края: монастырями, где почивают святые мощи калужских чудотворцев: преподобного Тихона Калужского, праведного Лаврентия и преподобного Пафнутия, игумена Боровского, нашей святой обителью с ее почившими старцами Львом, Макарием, Амвросием и прочими сокровенными Оптинскими угодниками Божиими». Мы должны помнить, самый крепкий союз — духовный. Общность святынь всегда будет объединять верующих. А что еще может сделать людей ближе друг другу? Деньги, бизнес, спорт? Нет! Русь держится верой, молитвой, святынями. Они не только нас объединяют, но и притягивают к нашей области народ со всей России. Мы в своей духовной жизни и дальше будем едиными. Кроме того, все епархии объединены в одну митрополию. Те мероприятия, которые проводились как общие для епархии, будут и сейчас проходить, и все приходы митрополии будут в них участвовать. Например, крестный ход с Калужской иконой Божией Матери, Богородично-Рождественские чтения, мероприятия, посвященные 900-летию кончины преподобномученника Кукши. В дни памяти преподобных Пафнутия Боровского, Тихона Калужского, праведного Лаврентия Калужского, а также в другие праздники богослужения будем совершать совместно. Никакие административные границы не могут нарушить заповеданного Спасителем евхаристического и молитвенного единства. Мне как главе митрополии вменяется посещение всех епархий в течение года. И это будет делаться регулярно. Так что связь не будет потеряна. Наоборот, мы сможем стать духовно крепче, и это духовное возрастание должно привести к духовному единству.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3314808...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010