Вот почему русские культурные центры в регионах страны способны решить две важнейшие задачи: 1. Восстановить и сохранить лучшие достижения русской культуры, научной и творческой мысли; 2. Аккумулировать все вновь возникающие нестандартные и передовые культурные, философские и научные идеи, отсеивая от них псевдокультурные и псевдонаучные. Так, значит, нужно не играть с аббревиатурой «ДНК», а восстанавливать именно русскую культуру, которую хотели подменить в годы «реформ» «правами человека», «общечеловеческими ценностями», бескультурием и вседозволенностью. Вот на том и предложение. Создать во всех областных и краевых столицах и крупных городах России Центры русской традиционной культуры. Да и в столицах национальных республик в составе России - тоже. Ибо, русская культура и культуры народов России всегда гармонично дополняли друг друга, а русская составляющая всегда была гарантией созидательного развития национальных культур. Кстати, «пилотными проектами» для начала можно определить всё те же города: Калуга, Первоуральск и Владивосток. Благо дело, что сами здания там уже запланированы к строительству и использованию. Только использовать эти здания следует в диаметрально противоположном идейном направлении. Данное предложение не является универсальным. Например, в рамках обсуждения вопросов на Всемирном Русском Народном Соборе о русских духовных центрах неоднократно говорили Патриарх Кирилл и председатель Союза писателей России Валерий Николаевич Ганичев. Другое дело, насколько помнится, эти предложения в большей степени относились к организации таких центров на базе приходов РПЦ, потому как в условиях перманентных либеральных реформ и «ухода государства» из культуры, социальной сферы и экономики надеяться на органы государственной власти не приходится. Хочется лишь надеяться, что «либерализации» общественной жизни, равно как и экономики, придёт конец. Одним из примеров русского центра может служить обнинская казачья община «Спас», на протяжении 15 лет действующая и развивающаяся не благодаря, а вопреки государству. В общину, как объединение с русскими подходами в организации дела, идут все: попавшие в сложную жизненную ситуацию и имеющие свои оригинальные мысли и общественные инициативы. Всем «Спас» помогает, ни одно предложение, ни одна проблема не остаётся без рассмотрения.

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/14/...

Страдания закладывают в душу прекрасный фундамент исправления, закаляют в добрых навыках, учат неприхотливости и простоте. Неуместно сейчас заниматься подробным описанием моей личной лагерной жизни. Наверное, это составило бы обстоятельный труд. Но пока за лучшее считаю предаться молчанию о прошлом и исканию трех жизненных благ: мудрости, благочестия и добродетели. Только три этих спутника последуют за мной по смерти в вечность.   1 февраля 1933 года Благословен еси, Господи, за все благодеяния Твои и за путь, коим ведешь меня к исправлению души! Лагерем не кончился мой крест, а начался. Петрозаводск, Калуга, Тверь, Владимир, Кимры, Москва были местами, где я пытался устроиться на службу, и как-то неожиданно для меня мои начинания ни к чему не приводили. Один раз в вагоне, другой — в трамвае вытащили из кармана все деньги, чтобы сердце ни в чем не полагало опоры, кроме Бога. Жизнь в чужих людях, среди множества неудобств, поездки по железным дорогам измучили меня. Изныла душа от слез, истомилась от ожидания, когда Господь устроит на какое-либо определенное место. Прошу всегда Владыку Господа дать извещение сердцу о предначертанном свыше для меня пути и вопию: " Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю: скоро услыши мя. Вонми души моей и избави ю " (Пс. 68, 18–19). Духовное рассуждение — дар редких людей. Только умеющие подчиняться нравственному водительству опытных награждаются от Бога даром рассуждения за смирение. Погибла бы душа моя при отсутствии духовной опытности, неумении в добре различать правую руку от левой, если бы сильная рука Божия не поддержала моего безумия. В детстве чудом Своего промышления хранил меня Господь от гибели в страстях, юность мою спас от соблазнов сильным мановением десницы, призвав мое недостоинство к монашеству и священству. Когда ждало сердце смерти от различных опасностей, Господь выводил меня из них невредимым. Сколько болезней пришлось перенести на своем веку! Три раза на правом глазу возникало бельмо, приближаясь к зрачку, и трижды с помощью врачей Провидение избавляло меня от слепоты. Злокачественные воспаления надкостницы и десен заставляли серьезно ожидать смерти. Лишь милостью Всевышнего давалось мне продолжение жизни. Много раз я срывался с подножек трамваев, попадал под автомобиль, тонул в реке, в болоте. Но Благость Божия давала мне время на покаяние.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=907...

Преображение Господне. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ц. Преображения с. Спас-Загорье) В XVI в. в Калуге, представлявшей собой небольшой город-крепость с посадами и мон-рями, работали первые посадские мастера-иконники. Они селились близ приходов, где, вероятно, получали заказы на написание икон. В «Строельной книге Калужского посада» под 1590 г. упоминаются 2 калужских иконописца. Один, названный «Тиша иконник» (Тихон), видимо, писал иконы для ц. Св. Троицы «на горе»: «На Трояецкой горе на правой стороне з горы сотня Трояецкоя, а в ней дворы посадцких людей… д. Тиши иконника, длина дватцать пять сажен, поперек шесть сажен» (РГАДА. Ф. 137. Оп. 1. Калуга. 1. Л. 111 об.; Французова. 2002. С. 241). Другой, «Федка» (Федор), очевидно, работал для Варваринской ц.: «Сотня Варварская, а в ней дворы посадцких людей… д. Федки иконника, длина полдевяты сажени, поперек восм сажен» (РГАДА. Ф. 137. Оп. 1. Калуга. 1. Л. 96 об.- 97; Французова. 2002. С. 236). Прп. Михаил Малеин. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ц. Преображения с. Спас-Загорье) Прп. Михаил Малеин. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ц. Преображения с. Спас-Загорье) Неск. иконописцев известны в связи с работами ок. 1567 г. в соборе Успенского Шаровкина мон-ря в Перемышле. В монастырской ц. прп. Сергия Радонежского мастер Арсений вместе с игуменом монастыря Прохором (упом. в 1552-1577) выполнил деисусный ряд на вклад кнг. Марфы Воротынской, сделанный на помин души ее супруга кн. Александра Воротынского (в иночестве Арсений) ( Леонид (Кавелин). 1876. С. 4; Он же. 1863; Собко. Словарь художников. Т. 1. Вып. 1. С. 236, 461). С именем Прохора также связывают написание 16 икон пророков в рост в «киотах верхних» для той же церкви (количество икон пророков указывает на масштабность иконостаса для своего времени: ср., напр., пророческий ряд иконостаса 1502 г. из собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря, включающий 20 икон): «...да подписал шестнадцать киотов верхних, да трапезу, да келарскую, да у трапезы паперть, да церковь Иоанна Богослова». Мастер Микула в 1567 г. написал 16 икон («киотов верхних») для праздничного ряда иконостаса церкви того же мон-ря ( Леонид (Кавелин). 1863. С. 26, 33).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

7. Церковь Троицы (г. Кондрово, ул. Красный Октябрь) Каменный храм с колокольней в с. Троицкое на Вздыне (ныне г. Кондрово)  был построен в 1818 г. помещицей Верой Ивановной Хлюстиной на средства владельца с. Троицкого секунд-майора А.С.Хлюстина. Храм имел 3 престола: главный — в честь Живоначальной Троицы, южный — во имя святителя Николая Чудотворца, северный — в честь Казанской иконы Божией Матери. Приход состоял из с. Троицкого, деревни при Троицкой фабрике, д. Дробышево, д. Макарово, д. Косякино, д. Толкачево, д. Слободы, д. Калюковки и д. Дубинино. Неподалеку от храма, в его ограде, была построена церковноприходская школа. В приходе было также еще четыре школы: две при Троицкой фабрике (двухклассная Министерства Народного Просвещения и земская двухкомплектная), в д. Слободе земская двухкомплектная и в д. Макарово земская однокомплектная. В 30-е гг. XX в. храм был закрыт. В 1945 г., во время проведения водопровода, была разрушена ограда вокруг храма и разобраны верхние ярусы колокольни, в которой был открыт продуктовый магазин. Тогда же пострадало церковное кладбище, — были сломаны надгробные плиты, снесены кресты, захоронения разорены. В годы советской власти в храме в разное время располагались: школа, инкубатор, склад, пивцех, магазины. 25 сентября 1991 г. Калужский областной совет народных депутатов принял решение 380 о передаче храма (в числе нескольких других) Калужской епархии. В настоящее время при храме действует местная православная религиозная организация приход в честь Святой Живоначальной Троицы в г. Кондрово Калужской епархии, совершаются богослужения. При храме построено здание, в котором разместилась библиотека с читальным залом. В 1994 г. была открыта воскресная школа для детей, в работе которой принимают участие преподаватели Кондровского педагогического колледжа. Настоятель храма духовно окормляет воспитанников Кондровского детского дома. 8. Ансамбль Спасо-Воротынского монастыря: собор Спасо-Преображения, трапезная, церковь Введения (г. Калуга, с. Спас)

http://patriarchia.ru/db/text/191060.htm...

Ощутить эпоху /Александр Шкурко , генеральный директор Государственного исторического музея, кандидат исторических наук//Фома. - – май 2007. – С.96. – (рубрика « Дело »). О значении «исторических обедов» для расширения представлений о традициях проведения русской трапезы (музей обладает богатым архивом документов, связанных с различными торжественными обедами прошлого). Это дает возможность погрузиться в минувшее, почувствовать дух ушедших веков. СМЫСЛОВАЯ ГЕОГРАФИЯ (раздел). – С.97-112. (на заставке – Святой Тихон Калужский. Иконописная мастерская «Канон») Калуга: монашество и интеллигенция: Калуга: монашество и интеллигенция /На вопросы журнала «Фома» отвечает митрополит Калужский и Боровский Климент , управляющий делами Московской Патриархии. Фотопортрет митрополита Климента предоставлен его пресс-службой; Фото «Панорама Калуги» Александра Пашина//Фома. - – май 2007. – С.99-103. – (рубрика « Калуга: монашество и интеллигенция »). Карта Калужской области. Инфографика Юрия Зеленцова//Фома. - – май 2007. – С.101. – (рубрика « Калуга: монашество и интеллигенция »). Калуга - только факты . Подборка справочных сведений. Фото: «Кафедральный Троицкий собор» Александра Пашина, «Пойма Оки. Цветущая калужница» протоирея Алексея Семкина//Фома. - – май 2007. – С.101,103,105,107. – (рубрика « Калуга: монашество и интеллигенция »). Анатолий Артамонов , губернатор Калужской области. Земля святая … Фото («Тихонова пустынь») Игоря Малеева//Фома. - – май 2007. – С.104-105. – (рубрика « Калуга: монашество и интеллигенция »). Иеромонах Мефодий ( Капустин ), начальник издательства Оптиной пустыни. Оптина пустынь: интеллигентная миссия //Фома. - – май 2007. – С.106-107. – (рубрика « Калуга: монашество и интеллигенция »). На передовой : Беседа с Павлом и Наталией Вепренцевыми , которые ведут очень популярную на Калужском телеканале «Ника» православную передачу «Путь к Храму»/Беседовал Александр Ткаченко. Фото автора//Фома. - – май 2007. – С.108-109. – (рубрика « Калуга: монашество и интеллигенция »). Краткая биографическая справка « Павел и Наталья Вепренцевы …» (С.108).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-49-m...

Ильинское Малоярославецкого р-на), в 2006 г. им же зарегистрировано некоммерческое партнерство «Светлодар». В 2005-2010 гг. возникли «экологические поселения» последователей движения в Малоярославецком и Дзержинском р-нах, в стадии создания подобные поселения в Козельском и Кировском р-нах. Вслед. аморфности философско-религ. основы движения в таких поселениях объединяются люди с разным мировоззрением - от близких к язычеству до близких к христианству. Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 32. Оп. 13. Д. 703. Т. 1; ГАКО. Ф. 62. Оп. 6. Д. 559-560, 562; Там же. Ф. 62. Оп. 7. Д. 166-167, 1028. Лит.: Малинин Д. И. Калуга: Опыт ист. путев. по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912, 1992; Морозова Г. М. Калуга: Прогулки по старой Калуге. Калуга, 1993; Религия, свобода совести, гос.-церковные отношения в России: Справ./РАГС. М., 1997. С. 233; Болдин И. В. и др. Археология Калужской области. Калуга, 1999; Вощенкова Н. С., Гусев А. А., Писаренко И. С. Церковь и гос-во: Калужская епархия в синодальный период развития РПЦ. Калуга, 2000; Калужская энциклопедия: Справ. Калуга, 2000; Береснев И. А., Красин В. М. Социальная деятельность религиозных объединений в Калужской обл.//Гос.-конфессиональные отношения в регионах России: Опыт соц. партнерства и профилактики религ.-полит. экстремизма: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., 8-9 февр. 2008 г. М., 2008. С. 227-232; Зубов Д. Ю. Народы Востока и Калужский край: Ссыльные и военнопленные мусульмане в Калужской губ. во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. Калуга, 2009; Ислам в центрально-европ. части России: Энцикл. словарь. М., 2009. С. 103-104; Красин В. М. Высылка с Кавказа суфийских шейхов тариката кадирийя: (По мат-лам регион. архивов)//Восток: Афро-азиатские общества: История и современность. 2010. 4. С. 134-138; Пуцко В. Г. Храмы Калуги по данным церковных описей 1800 г.//Мат-лы науч. конф., посвящ. 90-летию Гос. архива Калужской обл. Калуга, 2010. С. 455-477; «Храм этот по своему великолепию может быть поставлен наряду с московскими»: К 100-летию Никольской старообрядческой церкви в с.

http://pravenc.ru/text/1320159.html

Амвросий. Калуга, 1908; Калужская старина. Калуга, 1901-1911. 6 т.; Малинин Д. И. Калуга: Опыт ист. путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912, 1992п; Ильичёв Л. Формирование науч. мировоззрения и атеистич. воспитания//Коммунист. 1964. 1. С. 23-46; Николаев Е. В. По Калужской земле: (От Боровска до Козельска). М., 1968; Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Джорд., 1970. Серг. П., 1995р; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ Советской России (1917-1921 гг.). М., 1975; Петраш Ю. Калужская епархия//Политическая агитация. 1985. 14. С. 28-30; Седов В. Пастырь добрый//ЖМП. 1990. 5. С. 20-21; Булгакова Е. А. Архим. Борис (Холчев): [Жизнеописание. Восп.]//Глаголы жизни. 1992. 2. С. 18-30; Из бездны небытия: Кн. памяти репрессированных калужан/Сост.: Ю. И. Калиниченко. Калуга, 1993-2003. 4 т.; Борис (Холчев), архим. Поездка в Холмищи//Цветочки Оптиной пустыни: Восп. о последних оптинских старцах о. Анатолии (Потапове) и о. Нектарии (Тихонове)/Сост.: С. Фомин. М., 1995. С. 149-153; Костенко Н., Кузовкин Г., Лукашевский С. «Вред, нанесенный вами, надо исправить, стереть, изгладить!»: К публикации «Заявления» группы архиереев Рус. Правосл. Церкви//Корни травы: Сб. ст. молодых историков/Ред.: Л. С. Еремина, Е. Б. Жемкова. М., 1996. С. 126-142; Свиридова Т. А. Калужское земство, 1865-1918: Очерки истории. СПб., 1996; Калуга в шести веках: Мат-лы… гор. краевед. конф. СПб., 1997. [Вып. 1]; Калуга, 1999-2011. [Вып. 2-8]; Осипов В. И. Монастыри Калужской епархии перед первой мировой войной//Песоченский ист.-археол. сборник. Киров, 1997. Вып. 3. Ч. 3. С. 30-33; Богомолова М., Улыбышева М. Истинный проповедник веры Христовой//Калужский благовест. 1998. 14; Прп. Пафнутий, игумен и чудотворец Боровский, и его обитель. М., 1998; Безбородов А., свящ. Архиепископ Ермоген (Голубев): Очерк жизни//Правосл. христианин. 1999. 3; он же. Годы испытаний: История Правосл. Церкви на Калужской земле с 1917 по 2000 гг. Калуга, 2001; Ильинская А. В. Судьбы шамординских сестер.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. СПб., 18622; он же. Церковно-историческое описание упраздненных мон-рей, находящихся в пределах Калужской епархии. М., 1863; он же. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 18763; он же. История Церкви в пределах нынешней Калужской губ. и Калужские иерархи. Калуга, 1876; Летопись Калужская от отдаленных времен до 1841 г./Сост.: В. В. Ханыков; сообщ.: архим. Леонид (Кавелин). М., 1878; Рошефор Н. И., де. Опись церк. памятников Калужской губ.//ЗОРСА. 1882. Т. 3. С. 293-343; Преображенский М. Т. Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губ. СПб., 1891; Историко-стат. и археол. описание ц. Вознесения Господня в г. Козельске (Калужской губ.) в связи с ист. сказанием о чудотворной Ахтырской иконе Божией Матери//Калужские ЕВ. Приб. 1895. 8. С. 187-197; 9. С. 131-136; 10. С. 165-171; Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Козельск, 2012; Сахаров Н. В. Школа Ф. В. и А. Ф. Вырских//В. А. Арцимович: Восп., характеристики. СПб., 1904. С. 446-466; Казанская Амвросиевская жен. пуст. Калужской губ. при с. Шамордине и ее основатель оптинский старец иеросхим. Амвросий. Калуга, 1908; Малинин Д. И. Калуга: Опыт ист. путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912, 2004; Николаев Е. В. По Калужской земле: (От Боровска до Козельска). М., 1968; Концевич И. М. Оптина пуст. и ее время. Джорд., 1970. Козельск, 2013; Ильинская А. В. Судьбы шамординских сестер. М., 1999; Калужский край, Козельский р-н: Этногр. очерки. М., 1999. (Живая культура рос. провинции); Безбородов А., прот. Годы испытаний: История правосл. Церкви на Калужской земле с 1917 по 2000 гг. Калуга, 2001; Пуцко В. Г. Козельское каменное изваяние: крест или болван?//Песоченский историко-археол. сборник. Киров, 2004. Вып. 5. С. 137-144; Филинова Л. И. Сельские храмы земли Козельской. Калуга, 2004; Древний Козельск и его округа: Мат-лы исслед. Деснинской экспедиции ИА РАН. М., 2005; Оптина пустынь: Годы гонений/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2007. Кн. 1; Штепа А. В. Социальное служение РПЦ в Калужской епархии: (2-я пол. XIX - нач. XX в.). Калуга, 2007; Запальский Г. М. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 гг. М., 2009; Легостаев В. В., Шатохин А. В. Храмы Жиздринского уезда. М., 2011; Синодик священнослужителей, церковных старост, учителей, благотворителей и их семей/Сост.: В. В. Легостаев. Калуга, 2013. Ч. 4: Жиздринский у., 1113-2013.

http://pravenc.ru/text/1841676.html

Лит.: Рождественский Н. Г., свящ. Слово в день Покрова Пресв. Богородицы и встречи Калужской Божией Матери//Калужские ЕВ. Приб. 1876. 19. С. 364-370; Ханыков В. В. Летопись калужская от отдаленных времен до 1841 г./Сообщ.: архим. Леонид (Кавелин). М., 1878; Лебедев М., прот. Принесение в г. Калугу чудотворной Калуженской иконы Божией Матери и общественное моление с крестным ходом вокруг города об избавлении жителей его от холеры//Калужские ЕВ. Приб. 1893. 16. С. 493-497; Извеков М. С., свящ. О пребывании Калуженской иконы Божией Матери в Калуге. Калуга, 1894; он же. Слово в день празднования явления иконы Божией Матери, нарицаемой «Калужской»//Калужские ЕВ. 1897. 14. С. 402-405; он же. Новое чудо милости от чудотворной иконы Божией Матери, нарицаемой Калужская//Там же. Ч. неофиц. 1900. 1. С. 1-3; он же. Слово в день крестного хода с чудотворной Калуженской иконой Богоматери вокруг города в 18 число июля//Там же. 1905. 14. С. 429-436; Казанский В., прот. Поучения, сказанные в Боровском соборном храме во время пребывания в Боровске иконы Божией Матери «Калужская»//Там же. 1900. 2. С. 34-39 [поучение 2]; 3. С. 75-78 [поучение 3]; Соколов И., прот. Слово в день крестного хода (2 сент.) вокруг г. Калуги с Калуженскою явленною иконою Божией Матери//Там же. 17. С. 381-385; Пребывание в Калуге иконы Божией Матери Калужской//Там же. 1902. 14. С. 357-359; Поселянин Е. Богоматерь. 1909. С. 558-561, 657; Легостаев В. В. История церкви с. Калужка. Калуга, 2000; Шведов С. В. Калужская губерния - оплот «второй стены» Отечества в 1812 г.//От Тарутино до Малоярославца: К 190-летию Малоярославецкого сражения. Калуга, 2002. С. 5-14; Огольцов М. О., Балашова Е. А. Особенности калужского иконописания и влияние на него различных иконописных школ//Тр. регионального конкурса науч. проектов в области гуманитарных наук. Калуга, 2004. Вып. 5. С. 242-259; Чудотворная Калужская: О чудотворной Калужской иконе Божьей Матери и ц. Рождества Пресв. Богородицы на р. Калужке/Сост.: В. Н. Фридгельм; авт.: В. В. Легостаев, Н. В. Салахова, В. Н. Фридгельм. Калуга, 2009, 20112; Фридгельм В. Н. О доброхотных пожертвованиях на Калужскую икону Божией Матери//Чудотворная Калужская. Калуга, 2009, 20112. С. 53-70; Комаров С., протодиак. Помолимся о земле Калужской//Правосл. христианин. Калуга, 2011. 5. С. 4-9.

http://pravenc.ru/text/1320157.html

С. 150-214; Кончин Е. В. «Хранить постоянно…»: Очерки. Тула, 1982. С. 109-120; Белоброва О. А. О древнерус. подписях к нек-рым нидерландским цельногравированным изданиям XVII в.//ТОДРЛ. 1990. Т. 43. С. 76. Примеч. 34; Пуцко В. Г. Иконы с изображениями калужских святых//Tausend Jahre Taufe Russland: Russland in Europa/Hrsg. H. Goltz. Lpz., 1993. S. 518-528; он же. Иконы 2-й пол. XVII и 1-й пол. XVIII вв. из храмов Калуги//Калуга в шести веках: Мат-лы 3-й гор. краевед. конф. Калуга, 2000. С. 331-342; он же. Рус. иконопись XVIII - нач. XX в.: На перекрестках культурных традиций//Рус. поздняя икона от XVII до нач. XX в. М., 2001. С. 33-37; он же. Икона из старой Калужской ц. Георгия «на песку»//Калуга в шести веках: Мат-лы 4-й гор. краевед. конф. Калуга, 2003. С. 103-115; он же. Иконостас рус. сельского храма на рубеже XVIII-XIX вв.//Рус. церковное искусство Нового времени. М., 2004. С. 81-94; он же. О калужской миниатюрной иконописи XVIII-XIX в.//Там же: Мат-лы 5-й гор. краевед. конф. Калуга, 2005. С. 325-326; он же. Икона Богоматери Казанской, что в Калуге//Вопросы истории, культуры и природы Верх. Поочья: Мат-лы XIII Всероссийской науч. конф., посвящ. 200-летию Н. В. Гоголя. Калуга, 2009. С. 172-177; Днепровский А. С. Судьба правосл. храмов г. Калуги и их реставрации с 1968 г.//Там же. Мат-лы 3-й гор. краевед. конф. 2000. С. 308-317; Осипов В. И. К вопросу о численности старообрядцев Калужской губ. в XIX - 1-м десятилетии XX в.//Старообрядчество: История, культура, современность. М., 2000. Вып. 8. С. 33-38; Французова Е. Б., ред. Строельная книга Калужского посада. 1590-е [гг.]// Она же. Города России XVI в.: Мат-лы писцовых описаний. М., 2002; Zacharuk R. Lebendige Zeugen: Datierte und Sigmerte Ikonen in Russland um 1900. Tüb., 2005; Комашко Н. И. Рус. икона XVIII в. М., 2006. С. 18-19. Ил. 138, 139; Ефименкова М. А. Юродивые Христа ради в духовной жизни Калужского края//Калуга в шести веках: Мат-лы 7-й гор. краевед. конф. 2009. С. 226-233; Паутова Л. П. Из истории калужского храма Покрова Богородицы на рву//Там же.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010