Калуга. Церковь Спаса Преображения " за верхом " . Преображенская церковь " за верхом " Сортировка: Карта и ближайшие объекты Этот храм в начале XVII в. стоял в городе, то есть в крепости. " Вероятно, это та самая церковь, про которую в описи 1626 года сказано: храм Преображение Спасово " пуст, строенья нет ничего " ... Однако, в описи 1685 года этого храма уже нет, но появился другой " Спаса на глубоком " . Стоит он уже на другом месте, там где и сейчас. Церковь стоит на самом въезде в Калугу. Ее построили на старой Смоленской дороге. Сам каменный храм был построен в 1700 году. Рядом с ним построена колокольня в 1776-1778 гг. Церковь имеет пять глав луковичной формы. В церкви было много старинных икон. Среди них особо выделялись иконы святого Василия и святой Параскевы Пятницы, икона святого Иоанна Воина. Современных сведений о церкви мало. Информация с сайта:нттр=zkaluga.narod.ru/churches/ Кроме церквей Успения и Георгия за Верхом, сохранилась ещё церковь Спаса за Верхом (1700 г.) – дальше, у самого спуска к Оке, в начале бывшей Смоленской дороги. Белый пятиглавый храм словно воспаряет над красивейшей панорамой окской долины, что во всю ширь распахивается за ним. Виден и мост вдали со вспыхивающими искорками машин, смешно ползущих по своим букашечным делам над синей речной лентой... и сама река в голубоватой солнечной дымке... и зелёный, курчавый противоположный берег с древним селом Ромодановым, где ещё одна церковь там, далеко, мерцает золотистым шпилем колокольни. Сам «Спас за Верхом» невысок и невелик, зато он – один из самых почтенных по возрасту в Калуге. Старше его только храм Покрова на Рву и церковь в Ромоданове. Если у Покровской церкви маленькие купола расставлены слишком широко, то у Спасской – наоборот, слишком тесно (только над центром четверика, не затрагивая его края). В обоих случаях – это результат позднейшей перестройки. В начале XIX в. была капитально переделана трапезная. В 1776-78 гг., появилась ныне стоящая маленькая колокольня. В целом, несмотря на все переделки, храм Спаса за Верхом сохранил в своём облике дух посадского храма XVII века (строили его на рубеже веков – но в стиле прошедшего века). Храм памятен тем, что закрыт он был позже многих других (в 1938 г.), и в 30-е годы, по воспоминаниям старожилов, здесь ещё служил Калужский епископ Павлин (Крошечкин), ныне прославленный в лике священномучеников († 1937).

http://sobory.ru/article/?object=00904

Калуга. Церковь Спаса Преображения на Жировке. Преображенская церковь, Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Богоявленская улица выходит на перекресток, на котором стоит Спасо-Слободская церковь, или в просторечии Спас на Жировке. Первоначально она была деревянная и перенесена на свое место переселенцами из села Спасского Нового, не ранее 1649 г. В 1685 г. она значится “в новой слободке” с шестью колоколами. В 1732 г. усердием купца Рыжова построена каменная церковь с приделами: 1) во имя Черниговской иконы Богоматери, и 2) во имя свмч. Харлампия. В 1848—1850 гг. усердием другого Рыжова (Харьковского 2-й гильдии купца) церковь перестроена и украшена; тогда же построена и колокольня. Наружным видом храм резко отличается от других церквей. Настоящая представляет два поставленных один на другой куба; второй, верхний, уже нижнего и держится на четырех наполовину поднятых вверх плоскостях, наклоненных внутрь храма. Вверху небольшой шатрообразный на четыре ската купол, а над ним удлиненный четырехсторонний трибун (столбиком) с заостренным верхом, на котором миниатюрное яблоко и крест. Над алтарями приделов над общей линией трапезы вытянуты вверх с обеих сторон по кубу, увенчанному византийским куполом; здесь же, по боковому фасаду, окно с наличником из колонок с орнаментом в верхней части. Колокольня тоже необычной формы. Она напоминает башню-бойницу, и от нее веет чем-то нерусским. Нижний ярус ее четырехсторонний, но с выемками на углах; следующий двойной ярус — восьмигранный, а над ним меньший восьмигранник; все восемь граней у всех ярусов со сквозными пролетами; верх же — высокий пирамидальный, глухой. Трапеза храма держится на двух столбах, уставленных киотами с иконами. Иконостасы в приделах двухъярусные, иконы византийского стиля, в нижнем ярусе в богатых окладах. Церковь расписана в трапезе живописью недавнего времени. В трапезе обращает внимание икона Черниговской Божией Матери с повешенным на ней крестом-мощевиком, больших размеров, старинная, не позже XVII в. Рядом с ней икона свв. Власия и Модеста, того же времени. В другом приделе старинная икона св. Харлампия с крестом-мощевиком. В притворе большая икона Страшного Суда, “построенная 9 авг. 1713 г. тщанием священника и прихожан”. На иконе много примитивного в композиции. В этой же части есть икона Воскресения, новая по внешнему виду, но старинная по сюжету.

http://sobory.ru/article/?object=24604

Сортировать по Исключить новости Полицейский Сергей Макаров спасиз горящего автомобиля с риском для жизни беременную женщину, ребенка и мужчину. Старший группы задержания вневедомственной охраны отдела МВД России по Венёвскому району Сергей Макаров спас при ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия трёх человек и четыре жизни, сообщает сайт Тульские СМИ . На 142 км автодороги «Калуга-Тула-Михайлов-Рязань» около деревни Анишино Венёвского района произошло столкновение двух легковых автомобилей. В результате ДТП обе машины выгорели полностью. Двое мужчин – водитель и пассажир одного из автомобилей — погибли. Водитель и пассажиры другой машины – мужчина, беременная женщина и 3-летний мальчик получили различные повреждения. Сергей Макаров в свой выходной день стал очевидцем ДТП. Увидев горящие автомобили и услышав крики о помощи, он вместе с ещё двумя другими очевидцами происшествия вытащил из салона автомобиля пострадавших, перенёс их на безопасное расстояние и оказал первую доврачебную помощь. Пострадавшие – мужчина, житель Москвы, его жена и сын, были госпитализированы. Через 4 дня после происшествия 39-летняя женщина во второй раз стала мамой. Вся семья, включая новорожденную дочку, под присмотром медиков. Полицеского пригласили стать крестным отцом новорожденной девочки. На имя начальника УМВД России по Тульской области Сергея Галкина пришло письмо от водителя второй машины, ставшей участницей ДТП. В письме говорится: «Уважаемый Сергей Александрович! Прошу отметить старшего полицейского группы задержания отдела вневедомственной охраны ОМВД России по Венёвскому району прапорщика полиции Сергея Викторовича Макарова, который с риском для собственной жизни спас меня, беременную жену и малолетнего сына из горящей машины, пожар возник в результате ДТП. Я в большом долгу перед ним. Также хочу поблагодарить всех сотрудников отдела МВД по Венёвскому району, принявших участие в нашей судьбе. Низкий вам поклон! С уважением, Сергей Правалов, г.Москва». Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/policejskij-sergej-mak...

ЖМП 2 февраль 2013 / 25 марта 2013 г. 01:00 Внутренне глубоко верится, что Богу всё возможно, что судьбы человеческие в руках Его и Он чудесно неожиданными путями силен избавить от бед. Каждый из нас ведом Богу, и Бог поразительно близок к человеку — так близок, что внемлет всякому слову молитвы его и с нежностью выше материнской утешает его. Лагерем не кончился мой крест, а начался. Петрозаводск, Калуга, Тверь, Владимир, Кимры, Москва были местами, где я пытался устроиться на службу, и как-то неожиданно для меня мои начинания ни к чему не приводили. Один раз в вагоне, другой — в трамвае вытащили из кармана все деньги, чтобы сердце ни в чем не полагало опоры, кроме Бога. Жизнь в чужих людях, среди множества неудобств, поездки по железным дорогам измучили меня. Изныла душа от слез, истомилась от ожидания, когда Господь устроит на какое-либо определенное место. Прошу всегда Владыку Господа дать извещение сердцу о предначертанном свыше для меня пути и вопию: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю: скоро услыши мя. Вонми души моей и избави ю (Пс. 68, 18–19). Духовное рассуждение — дар редких людей. Только умеющие подчиняться нравственному водительству опытных награждаются от Бога даром рассуждения за смирение. Погибла бы душа моя при отсутствии духовной опытности, неумении в добре различать правую руку от левой, если бы сильная рука Божия не поддержала моего безумия. В детстве чудом Своего Промышления хранил меня Господь от гибели в страстях, юность мою спас от соблазнов сильным мановением десницы, призвав мое недостоинство к монашеству и священству. Когда ждало сердце смерти от различных опасностей, Господь выводил меня из них невредимым. Сколько болезней пришлось перенести на своем веку! Лишь милостью Всевышнего давалось мне продолжение жизни. Много раз я срывался с подножек трамваев, попадал под автомобиль, тонул в реке, в болоте. Но благость Божия давала мне время на покаяние. Поистине Божиим мановением против моей воли руль жизни повертывался в непредвиденную сторону.

http://e-vestnik.ru/church/episkop_venia...

(XV или 1-я пол. XVI в.), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Русской просиявших), Калужский. Как ученик прп. Тихона Калужского Н. упоминается в «Книге глаголемой Описание о российских святых» без указания дня памяти и даты преставления: «Преподобный отецъ Никифор иже бысть ученик Святому Тихону». Время жизни самого Тихона Калужского, основателя Тихоновой Калужской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни в Медынском у., устанавливается только предположительно на основе сообщения «Книги глаголемой...» о том, что он преставился в 7000 (1492) г. В монастырской вкладной книге 1666 г. упоминалось напрестольное Евангелие, пожертвованное царем Иоанном IV Васильевичем Грозным Тихоновой пуст.: «...дано... в дом Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения и преподобнаго отца игумена Тихона» ( Леонид (Кавелин). 1862. С. 12). Если в годы правления Иоанна Грозного (1547-1584) пустынь уже именовалась Тихоновой, можно предполагать, что прп. Тихон преставился не позже сер. XVI в. В 1892 г. в обители праздновалось 400-летие ее основания. Н. не упоминается в монастырском синодике в числе игуменов Тихоновой пуст. Архим. Леонид (Кавелин), составивший описание пустыни, предполагал, что Н. мог быть «основателем Спасской пустыни, что на устье Угры, упраздненной в 1764 г. и находящейся не в дальнем расстоянии от Тихоновой обители (ныне село Спас - Сгомони)...» (Там же. Примеч. 7). В 1991 г. началось возрождение этой обители. В 2005 г. Спасо-Воротынский в честь Преображения Господня мон-рь был передан Калужской епархии (ныне подворье Казанского Девичьего мон-ря в Калуге; Калуга, пригородная зона, с. Спас). Память Н. празднуется в этой обители 19 апр.- в день тезоименитого святого прп. Никифора Катавадского. Существуют совр. иконы Н. По свидетельству архим. Леонида, Н. изображался вместе с прп. Пафнутием Боровским и прп. Тихоном Калужским на иконах церквей Калуги. Канонизацией Н. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших; его состав был определен в 70-х гг. XX в. во время подготовки к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 370).

http://pravenc.ru/text/2565446.html

Чекалин. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Ампир Год постройки:Между 1821 и 1835. Ссылки:   Адрес: Россия, Тульская обл., Суворовский р-н, г. Чекалин, ул. Спас-Введенская, 52а Координаты: 54.100237, 36.244605 Проезд:свои транспортом из Москвы - через Калугу по Киевскому шоссе в направлении г.Суворов, Чекалин (с трассы " Калуга-Козельск " повернуть налево в направлении г.Орла); - через Тулу по Симферопольскому шоссе в направлении г.Суворова или г.Чекалина. С автовокзала г.Суворова ходит рейсовый автобус, конечная остановка напротив храма. Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Строительство храма было начато в 1821 году усердием прихожан по инициативе помещика С.П. Ртищева. С 1835 года в храме начались регулярные богослужения. В 1937 году храм был закрыт, были сорваны колокола и разрушена колокольня. Храмовое здание было приспособлено под мастерскую. Храм был возвращен Тульской епархии в 1988 году. Настоятелем храма с 12 июля 1989 г. был назначен протоиерей Анато­лий Дудин. 12 -го июля 1989 года началось регулярное богослужение в храме. 12-го января 2000 года Преосвященнейший Кирилл, епископ Тульский и Белевский совершил освящение престола в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Введения во Храм Пресвятой Богородицы-бывшая изначально приделом деревянной монастырской Михайло-Малеинской церкви Михайловского мужского монастыря, затем самостоятельной приходской, а с 1821 года- в каменном исполнении и сохранившейся до сих пор, является единственным сохранившимся городским церковным храмом,и расположен на перекрёстке улиц Спасо-Введенской и Ленина. Мало известий о себе оставил Михайло-Малеинский мужской монастырь,находившаяся на месте нынешней приходской Введенской церкви. В третьей четверти XVII в. существование Михайло-Малеинского монастыря прекратилось, но вместо него становится известной приходская церковь во имя Михаила Малеина с приделом во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, а в писцовой и межевой книге церковных мест по г.

http://sobory.ru/article/?object=06893

Юбилей математика Пафнутия Чебышёва отметили в храме, стрит-артом и в конференц-зале. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Юбилей математика Пафнутия Чебышёва отметили в храме, стрит-артом и в конференц-зале 18.05.2021 17:55 Версия для печати Храм Преображения Господня в селе Спас-Прогнанье. Фото: Николай Лазуткин Калуга, 18 мая, Благовест-инфо. Двухсотлетний юбилей выдающегося русского математика Пафнутия Львовича Чебышёва (1821-1894) отметили на всероссийском и международном уровне. Основные торжества прошли на его родине в Калужской области. Поминовение было совершено в Преображенском храме его родового имения в селе Спас-Прогнанье (сегодня – в Жуковском районе Калужской области). Впервые село упоминается в 1613 году как вотчина Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. С начала XVIII века село входило в имение дворян Чебышёвых. Предки математика построили каменный храм, а на средства самого Пафнутия Львовича устроена колокольня, в которой был придел во имя Пафнутия Боровского. У храма похоронены его родители, могила ученого находится в подклете храма.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закончен прием заявок на участие в XXIV Международном фестивале кино и телепрограмм «Радонеж» Москва, 16 октября 2019 г. XXIV Международный фестиваль кино и телепрограмм «РАДОНЕЖ» пройдет в Москве с 22 по 25 ноября 2019 года в Доме кино Союза кинематографистов РФ. Программный директор XXIV Международного фестиваля кино и телепрограмм «Радонеж» Татьяна Викторовна Москвина-Ященко в интервью Радио «Радонеж» рассказала об отборе фильмов, участвующих в Фестивале. «В Отборочную комиссию 24 МКФ Радонеж поступило более 200 фильмов, причем это почти в три раза больше по хронометражу, чем в предыдущие годы, так как много полнометражных неигровых картин», – рассказала Т. Москвина, сообщает Радонеж . «1 октября закончен прием заявок, но поступления идут лавиной. Часть работ перекочует на 2020-й, юбилейный год. Фестиваль проходит всего 4 дня, по 4 сеанса длительностью 2,5 часа в двух залах Дома кино. Потому критерии отбора ужесточаются. Имея в виду, что в наши дни активно работают телеканалы «Спас», «Союз», огромное пространство Интернета заполнено работами религиозного направления, весьма разными по качеству, нам интересно собрать программы, дающие представление не только о разнообразии тематики и жанров, но и о высоком профессионализме авторов данного направления», – рассказывает программный директор Фестиваля «Радонеж». «Ведущими темами остаются – осмысление истории, жизнь Церкви, 75-ление Победы – исторические очерки; рассказ о святых местах и святынях – паломническое кино и киноагиография; проблемы семьи, молодежи и экологии – проблемное кино», – отметила Т. Москвина. «В этом году пришло много работ из стран СНГ – Беларусь, Армения, Грузия, Украина, Киргизия, Молдова, Казахстан, Таджикистан, Азербайджан, есть Сербия, Болгария, Израиль, Иерусалим. Работы разные, но все интересно. Телевизионный конкурс, помимо центральных регионов, Москвы и Санкт-Петербурга, где сосредоточены основные силы, собирает фильмы и телепрограммы разных регионов России (Нижний Новгород, Великий Новгород, Калуга, Липецк, Псков, Самара, Астрахань, Мурманск, Донецк, Крым, Республика Марий, Башкортостан, Пермский край, Урал, Забайкалье, Чита, Сибирь, Алтай, Дальний Восток). По программам «Радонежа», собранным в нашем каталоге и золотой коллекции за четверть века, можно судить о позитивной жизни нашей страны в этот период», – рассказала Татьяна Москвина.

http://pravoslavie.ru/124744.html

Определены лауреаты творческого конкурса II фестиваля православных СМИ «Вера и слово» 2 ноября 2006 г. 14:23 Московская обл., 2 ноября. 1 ноября на заключительном пленарном заседании II международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово» в пансионате «Лесные дали» под председательством руководителя Издательского отдела протоиерея Владимира Силовьева выработан итоговый документ форума. Этот документ будет оглашен сегодня во время торжественного акта в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , который наградит лауреатов творческого конкурса «Вера и слово». Имена тех, кто занял первые места, пока не названы. 2 и 3 места и обладатели специальных призов уже определены. В различных номинациях призерами стали:  «Свет Православия» (о роли и месте Православия в современном обществе): — Лариса Первозванская, журнал «Наследник» (г. Москва) — 2 место; — редакция журнала «Новый ковчег» (г. Белгород) — 3 место.  «Образ любимой России» (о патриотизме и исторических судьбах Родины): — телепрограмма «Миряне», ГТРК Адыгея — 2 место; — Михаил Шнурников, телепрограмма «Отчий Дом» (г. Краснодар) — 3 место.  «Радость нашей веры» (о евангельских ценностях, святынях и молитвенном делании): — Анна Любимова, главный редактор Интернет-журнала «Православие и мир» — 2 место; — Наталья Соколовская, православная газета «Логос» (г. Якутск) — 3 место.  «Лики Православия» (о замечательных людях Православной Церкви): — информационно-аналитический портал Саратовской епархии — 2 место; — редакция газеты «Спас» — 3 место.  «Призвание» (о миссионерской деятельности и социальном служении Православной Церкви): —  монахиня Агриппина Григорьева, корреспондент ГТРК «Калуга» —  2 место; —  телестудия «Преображение» (г. Кострома) — 3 место. Один из тех, кому будут вручены специальные премии, — главный редактор газеты «Православный Санкт-Петербург» Александр Раков. Он награжден «За вклад в развитие православной журналистики». «Чувствуется, что фестиваль обретает силу, — подчеркнул Александр Раков в интервью корреспондету портала Патриархия.ru, — но хочется, чтобы было больше специальных секций. Ибо православная журналистика сегодня — это и газеты, и журналы, и радио, и телевидение, и Интернет-издания, и пресс-секретари епархий… Цель у нас у всех одна, а специфика— разная. Нужно дать возможность участникам фестиваля по всем сложившимся направлениям обменяться опытом».

http://patriarchia.ru/db/text/156820.htm...

Калуга. Церковь Николая Чудотворца на Жировке. Николо-Жировская церковь, Николо-Слободская церковь Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1691. Год утраты:1945 (в 1941 взорвана при отступлении Красной Армии, в 1945 стены разобраны на кирпич) Адрес: Россия, город Калуга, улица Луначарского. Храм находился между нынешними улицами Вилонова и Первомайской. Координаты: 54.503954, 36.262328 Изменить описание объекта Никольский храм в начале 20 века. Фото сделано с колокольни Спасо-Жировского храма. На дальнем плане видны ещё две утраченные церкви - Архангельская и Благовещенская. Источник - сайт kaluga-apx.livejournal.com Иванов Дмитрий 1 января 1900 Карта и ближайшие объекты Современная улица Первомайская раньше звалась Горшечной. Название оно свое получила, потому что проживали на ней в основном ремесленники и гончары. Горшечная улица брала свое начало от Никольской и находилась между Золотаревской и Никольским переулком. Рядом на пересечениии Никольской и Никольского переулка находилась Николо-Слободская церковь. Древняя деревянная Никольская церковь в Новой слободе построена была также переселенцами из села Спасского одновременно со Спас-Жировской. Каменная же, пятиглавая церковь построена в 1691 году. Общим видом и своими размерами церковь напоминала древние сельские церкви. Например, главы у церкви были совершенно шарообразные. Колокольня построена в 1800 г. и по сравнению с церковью была довольно высокой. Храм был сложен просто и прочно. Это позволило в 1930-е годы переоборудовать его под пошивочный цех швейной фабрики. При отступлении частей Красной армии из Калуги в октябре 1941 года цех был взорван по приказу, а после войны стены окончательно разобрали на кирпич. Сейчас на этом месте находится дом N53 по ул. Луначарского. Источник: http://kompas-kaluga.ru/historyitem/11155/ На север от Спасской церкви идет Никольская улица, с залитыми асфальтом тротуарами. На этой улице стоит Николо-Слободская церковь. Древняя деревянная Никольская церковь в Новой слободе построена также переселенцами из села Спасского одновременно со Спас-Жировской. Каменная же, пятиглавая церковь с приделами во имя Бориса и Глеба и иконы Божией Матери “Взыскания погибших” построена в 1691 г. Общим видом корпуса и своими размерами церковь напоминает древние сельские церкви. Лучше всего в ней сохранились главы, совершенно шарообразные. Разбивка пролетов окон неправильная, хотя и заметны в них переделки. Церковь сложена из больших кирпичей чрезвычайно прочно; конструкция сводов XVII в. Алтарь был трехабсидный, теперь разделен арками вместо капитальных стен. Трапеза имеет по обеим сторонам фронтоны.

http://sobory.ru/article/?object=32553

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010