Нуждаясь в деньгах на роскошь и на изящные постройки, он поручил майнскому архиепископу открыть эту продажу в Германии. Один из таких продавцов, монах Тецель, разъезжал по Саксонии с двумя большими ящиками; в одном находились отпустительные папские грамоты на всевозможные грехи, прошедшие, настоящие и будущие, а в другом – вырученные за них деньги. Многие суеверные люди сбегались к нему и иногда отдавали последние гроши, чтобы избавить себя или своих покойных родственников от мук чистилища. Князья с недовольствием смотрели, как Тецель обирал их народ 10 , но пока не решались возвысить голос против этой постыдной торговли. Тогда с обличением против индульгенций выступил Мартин Лютер. Лютер, сын крестьянина, вырос в нужде и лишениях; много терпел от сурового обращения в родительском доме и особенно в школе, где в те грубые времена беспощадно били и секли учеников. Потом он поступил в университет и, по желанию отца, начал изучать право, чтобы сделаться юристом. Но собственная склонность влекла Лютера к монашеской жизни и к наукам философским. Он последовал этому влечению, получил степень доктора, философских наук, вступил в монастырь и был приглашен занять кафедру богословия в виттенбергском университете. Лютер был еще усердный католик и на папу смотрел как на истинного наместника Христова. Раз ему случилось по делам своего ордена отправиться в Рим. С большим благоговением приближался он к этому священному городу; но там совершенно разочаровался, когда собственными глазами увидел роскошь и порочные нравы папского двора, неуважение духовенства к молитве и ко всему святому. «Едва я отслужу одну обедню, как у них уже кончено больше десяти». Когда Тецель появился в окрестностях Виттенберга, и народ поспешил раскупать индульгенции, Лютер пытался противодействовать своими проповедями. Но проповеди не помогли; тогда Лютер решился на очень смелый шаг. Он прибил к церковным дверям 95 тезисов (т.е. положений), в которых доказывал вред, происходящий от продажи индульгенций и их недействительность для отпущения грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

е. Священного Писания . Трудно согласить грубые ошибки и присказки, часто встречающаяся в Коране и выдаваемые за самый текст Библии, с неоднократным уверением, в том же Коране, о божественности книг Моисеевых, и Евангелия. Не думаю, чтобы Магомет хотел умышленно исказить тексты Св. Писания, особенно те, которые вовсе не имели для него важности догматической; я уже показал, как он изменил некоторые в свою пользу. Вероятнее то, что он не имел случая основательно изучить божественные книги, а только слышал многое из них, находясь беспрестанно, во время своих путешествий, между христианами и евреями, которые даже жили посреди колен арабских. Потом, когда уединился с такою таинственностью, чтобы создать новую веру, и для большего впечатления внушал всем, будто вовсе не знает грамоты, он изложил в своем Коране только те из преданий Ветхого и Нового Завета, которые сохранились в его памяти, в том виде как он их слышал, или как они образовались у него в течение многих лет. Посему и является, промежду бесчисленных повторений одних и тех же сказаний, об Аврааме, Ное, Моисее и прочих Патриархах и Пророках, такое странное несогласие с Св. Писанием. Особенно когда дело доходит до Господа Иисуса Христа, видно совершенное неразумение спасительного догмата нашего искупления; а между тем сверхъестественное рождение его от Девы Марии и благовестие Ангела, высказано почти словами Евангельскими. Часто говорится в Коране о чудесах Господних, но для чего? непонятно, когда, по словам Магомета, Христос не свыше человека и его учение еще должно быть запечатлено свидетельством иного пророка, т. е. самого Магомета. Так может заблуждаться ум человеческий, если он ищет своего, а не Божиего. Первое явление Магомета, для проповеди его Корана, весьма торжественно у писателей арабских. По обычаю удалился он в пещеру горную и там, посреди мрака ночного, предстал ему Архангел Гавриил и сказал: «читай!». «Не умею читать» ответствовал новый пророк. «Читай, воскликнул Ангел, во имя Бога Творца, создавшего человека; читай во имя поклоняемого, научившего человека владеть пером: он пролил в душу его луч ведения» (Коран XCVI).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В секте хлыстов всегда бывало много денег, потому что у них не оставалось наследников, и всё богатство поступало в кассу секты, под надзором главного их лица. До сих пор в нашей стороне жива старушка, которая в юности была православная и теперь в старости православная, а в продолжение тридцати лет блуждала по разным раскольничьим и другим сектам. Она рассказывает, что сама видела в городе Моршанске Тамбовской губернии, в доме главного сектанта хлыстов Платицына, в подвале, котлы золота. И раз при ней напали на Платицына полицейские чиновники. Он насыпал им в карманы золота, и они отправились. Враг рода человеческого по своим гибельным расчетам из двух этих сект составил одну, отделив самые грубые стороны, например, в хлыстах – скопчество и плясание и кружение, и оставив только наружную благовидность с затаенным лицемерием и лукавством, как например, одна из мнимоискренних шалопуток развратила священника с женой и тайно выкрала у него из дома всё, что он собирал в продолжение 10 лет. Наружная благовидность шалопутов привлекает многих неопытных, особенно простолюдинов. Не всякий знает апостольское запрещение: «Еретика человека по первем и вторем наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден» ( Тит. 3: 10–11 ). Слово «ересь», «еретик» происходит от греческого слова αρω – «выбираю». Истинные христиане, составляющие Единую Соборную Церковь Христову, принимают всё Писание вполне, как Новое, так и Ветхозаветное, только кроме ветхозаветных обрядов. А еретики разного рода только по выбору некоторые места Писания принимают, которые им нравятся, как например, шалопуты основывают свою жизнь на одном только месте евангельского изречения: «Блажени милостивии: яко тии помиловани будут» ( Мф. 5: 7 ). А что Господь сказал апостолам, а в лице их и преемникам их – епископам и пресвитерам: «Слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя» ( Лк. 10: 16 ), – это оставляют втуне, и на эти слова Христовы не обращают никакого внимания, как и на другие слова Христовы: «Аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» ( Мф. 18: 17 ). Единая Святая Соборная Церковь уподобляется кораблю, а разные еретики, как и шалопуты, думают переплыть житейское море без корабля, а на лодках, но горько обманываются. В недавнее время один, как видно, из главных членов шалопутских, неизвестно как разбогатевший, построил богадельню (а помещаются в ней более не церковные) в городе Сухиничи, Калужской губернии, и вскоре после этого умирал страшной смертью : четыре дня драл себе руками лицо и волосы и призывал бесов, чтобы скорее взяли его душу. Четыре человека не могли удержать его рук, чтобы он не терзал самого себя, и неизвестно, как скончался. Господь явно через это показал многим, чтобы не увлекались наружной благовидностью и прибыльной жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Аметист – фиолетового и сероватого цветов. Здесь следует заметить, что, судя по названиям камней, трудно установить их тожество с каменьями, известными теперь под теми же именами и, таким образом, определить их ценность. Но это и не важно: важно то, что основаниями для нового Иерусалима, по указанию тайновидца, будут служить самые драгоценные каменья, тогда как для оснований обыкновенных городов служат самые простые и грубые камни. Переводя аллегорическую речь Апостола на прямую, то есть разумея под драгоценными каменьями Апостолов (выше, стих 14), мы можем понять слова его в том смысле, что для основания Царства Божия или нового Иерусалима послужат люди самых высоких добродетелей, самой чистой нравственной жизни , а такими и были прежде всего Апостолы. Глава 22:1 . Реку воды животные. Святой Иоанн в своём видении соединяет всё, что по частям и мимоходом упоминается в других местах Нового Завета о будущей жизни. Так, у него здесь есть вода животная на подобие той, о которой Спаситель говорил Самарянке и жителям Иерусалима ( Ин 4:14 ; Ин 7:38 ). Стих 2 . Древо животное. Тут же у Иоанна древо жизни какое было в Раю, и которое будет доставлять вечную жизнь всем праведникам. Заключение (22:6:21). Окончив своё Откровение Своему возлюбленному ученику, Господь утвердил перед Иоанном истину Своих слов и скорое исполнение их, потому что Он скоро должен прийти; почему и тайновидец не скрыл их, но записал для объявления всем ( Откр. 22:6–11 ). Подтверждая то же самое и перед другими. Вечный призывает всех к воде жизни и, указывая на книгу, угрожает наказанием за отвержение её ( Откр. 22:12–19 ). Книга завершается обращением Иоанна ко грядущему Господу, чтобы Он шёл скоро, и желанием благодати Иисуса Христа читателям книги ( Откр. 22:20–21 ). Стих 11 . Обидяй да обидит ещё. Не повеление, а только позволение. Господь показывает, что настоящий порядок вещей должен продолжаться ещё некоторое время; но скоро последует возмездие. Стих 21 . Благодать со всеми вами. Указание на то, что Апокалипсис первоначально назначался в виде Послания Малоазийским Церквам ( Откр. 1:11 ). Замечание об Апокалипсисе, в виде заключения к чтению книг Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Евагрий Понтийский советовал не тяготиться этим, а, наоборот, радоваться, ибо это – похвала Богу 879 . Отшельник, у которого были только хлеб и соль, не мог предложить ничего другого своему гостю. Но большинство Отцов имели в запасе что-нибудь для специального меню. Мы уже отмечали особые «деликатесы», которые получили Иоанн Кассиан и Герман, когда посещали старцев Скита. Тот же Иоанн Кассиан упоминает, что в пустыне гость должен всегда довольствоваться той едой, что ему предлагают, не требуя «что-нибудь влить в нее или прибавить» 880 . Нельзя было отказаться от каких- то блюд под предлогом строгого поста 881 . Можно было только отказаться от вина. Но авва Пиамун, например, после двадцати пяти лет поста без колебаний принял виноградную гроздь и вино, которые предложил ему один монах 882 – ибо смирение всегда ценилось выше строгого воздержания. Восстановление сил – телесное и духовное «История монахов» говорит нам о том, что у великих подвижников существовал обычай не давать пищи телу до тех пор, пока душе не будет дана пища духовная, то есть причащение Христу 883 . Замечание это сделано по поводу аввы Ора, который жил не посреди пустыни, а в Фиваиде, подле мест обитаемых, среди тысяч монахов 884 . Но мы не находим свидетельств, подтверждающих такой обычай среди монахов Нитрии или Скита. Духовное подкрепление, предлагаемое Отцами тем, кто их посещал, – это слово или поучение, которое могло быть довольно продолжительным. Как-то вечером Иоанн Колов принимал у себя брата, который все время норовил уйти от него. На следующее утро они все еще продолжали совместную беседу, и только к полудню, после еды, монах ушел 885 . Большую часть времени посетитель вел со старцем духовную беседу. Если он прибывал издалека, его приглашали на ночлег и вместе со старцем он совершал вечернее и утреннее правило – пел псалмы 886 . Согласно Палладию, Антоний Великий «сортировал» пришедших к нему посетителей. Если это были люди простые и грубые, он велел ученику приготовить им чечевицы и накормить. Затем, после молитвы, он их отпускал. Но когда это были люди более чуткие в духовном отношении, он садился вместе с ними и проводил всю ночь в беседе о вещах духовных 887 . Часто посетители приходили группами, и каждый беспардонно лез со своим вопросом, не обращая внимания на других. Если посетитель хотел удостоиться отдельной беседы, он договаривался о том, чтобы побеседовать со старцем без свидетелей. Так однажды поступил авва Даниил с аввой Пименом в час послеобеденного отдыха 888 . Иногда монах являлся к старцу, чтобы просто о чем-то попросить или оказать ему услугу – например, с просьбой научить его ткать 889 или чтобы взять корзины, сделанные аввой, и снести их на рынок 890 . Визиты мирян

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Где же миг этот, изменивший апостолов?… Где граница Ветхого и Нового Завета в жизни Луки и Клеопы? Весь этот миг — в таинстве Святого Хлеба, в причащении, в евхаристии. Пред избранными, среди апостолов, апостолами Лукой и Клеопой, Христос Сам совершил Свое таинство, преложив Свое Тело в благословенный хлеб, хлеб — в Свое Тело. Они в вере своей были не в малом эммаусском доме с плоской крышей, — но в святейшем и чудном храме Господнем. Сам Господь протянул им благословенный хлеб, и трижды благословенный Его лик растаял. Господь перешел в хлеб, который Он передал ученикам. Вкусив хлеба, они исполнились Богом. Потеряв Учителя во внешних чувствах, они обрели Его во внутреннем стоянии души. Чудны дела Христовы. Язык беспомощен выражать мудрость, открытую Богом. Мы, люди, разве могли бы лучше видеть Бога, более сыновне соединяться с Ним, чем в таинстве евхаристии? Мы, люди грубые, земляные, плотяные, " душевные "  — какое же общение света с тьмой? Мы — тьма, Бог — свет… Разве тьма может познать свет? Ведь как только тьма начнет познавать свет, она начнет умирать, исчезать пред светом. Между нашим теперешним человеческим сознанием и между неизреченным Божиим светом высшей, неземной жизни, не может существовать никаких отношений, ибо пред Богом мы чернее самого черного цвета. Но Творец не уничтожил землю нашу после ее свободного грехопадения. Он не уничтожает и нас, хотящих стоять в Его доме, в Его храме. Он хочет, чтобы мы познали бессмертие в Нем, нашем Отце. Сыновняя Кровь — должна стать нашей кровью. Милость Господня излита на нас в таинстве евхаристии. Принимая вид хлеба и вина, в храме из Святой Чаши, мы принимаем истинное Тело и истинную Кровь Бога, ставшего человеком, не переставая быть вездесущим Богом Творцом. Дается новая, святая Кровь человеку, и ее мы принимаем в себя, как залог нового, уже нетленного мира. Непостижимое, но истинное касание Божества и человечества… Вкушение Господа есть вкушение ослепительного сиянии правды и чистоты. Как блаженны мы, что не отнято от нас это, что, сколь хотим, можем мы приобщаться свету. Только им мы уврачевываем наше слабое и грешное человеческое естество. Тьма врачуется не от самой себя, но от входящего в нее света. Сами мы не можем соединиться с Богом. Но Богу все возможно. Бог соединяет нас с Собою в таинстве евхаристии, причастии. Пока мы живем на земле, нам надо пользоваться жизнью. " Пользоваться жизнью " , — это значит приступать к причастию животворящих Тайн.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

   Итак, трепещи, упорный противник истины! Суд, на тебя ныне произносимый, есть, по своему происхождению, Суд Божий.    И кто подвергается ныне осуждению? Не те ли люди, кои предварительно осуждены Самим Богом в Его слове? Осуждаются отвергающие бытие Божие и Его Промысл; но не Сам ли Бог, еще устами Давида, нарек безумным того, кто говорил в сердце своем (только в Сердце!): «несть Бог»! (Пс. 13:1).    Осуждаются не признающие безсмертия души человеческой и будущего суда; но не Сам и Бог через Премудрого угрожает погибелью тем, кои говорили: «самослучайно рождени есмы, и по сем будем якоже не бывше... пепел будет тело, и дух нашразлиется яко мягкий воздух»! (Прем. 2:2—3).    Осуждаются почитающие ненужным для спасения рода человеческого пришествие Сына Божия во плоти; но не от лица ли Божия говорит святой Иоанн: «всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов»! (1 Ин. 4:3). Осуждаются противники царской власти; но не по внушению ли Духа Святаго написано апостолом Павлом: «несть бо власть аще не от Бога... Темже противляяйся власти Божию повелению противляется»! (Рим. 13:1, 2). «Но некоторые приговоры, — скажет кто-либо, — не содержатся в Священном Писании». Скажи лучше, возлюбленный, что их там содержится гораздо более. «Аще кто, — говорит апостол Павел, — не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят» (1 Кор. 16:22). Какого заблуждения, какого нечестия не поражает это проклятие? Ибо с именем Господа Иисуса Христа соединены все добродетели. Значит, Церковь щадит еще слабые совести, когда поражает проклятием только некоторые — явные и грубые — ереси и преступления.    Итак, трепещи, упорный противник истины! Суд, на тебя ныне произносимый, по самому предмету своему есть Суд Божий!    Следствия Страшного Суда сего откроются в полной мере за пределами этой жизни; там-то осужденные Церковью познают во всей силе, как тяжко проклятие невесты Христовой! Но и в этой жизни следствия сии таковы, что могут привести в ужас всякого, кто не совершенно закоснел в ослеплении ума.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Особенным беззаконием было посвящение Патр. Григорием VII священника Аава, без всякого пострижения в монашество и даже в рясофор, во епископа для Финляндии. «Этот сомнительный епископ Герман, – по словам митр. Антония, – в мирском одеянии, подбритый и подстриженный, расхаживает по улицам города на соблазн православным и для злорадства иноверцев», а законный архиепископ Финляндский Серафим, грубо оскорбленный своим же лжебратом, влачит печальные дни в ссылке в тесном помещении монастыря на пустынном острове бурного Ладожского озера. «История Церкви, – пишет дальше митр. Антоний, – едва ли прежде знала столь грубые нарушения Патриархами вселенских канонов и правил общечеловеческой справедливости на радость еретикам...». «Только со времени печального Всеправославного Конгресса у бывшего Патр. Мелетия начался тот противоцерковный вандализм, который проектировал многое, воспрещенное Церковью со страшными проклятиями, как напр., «женатых архиереев, второбрачие клириков, упразднение постов. Правда оный неправославный конгресс не осмелился официально обнародовать всех нечестивых нарушений церковных законов, а ограничился предложением ввести новый стиль и все неподвижные праздники перенести на 13 дней раньше, оставив нетронутою пасхалию. Но и подобная неразумная и бесцельная уступка масонству и папизму, давно добивавшемуся такого изменения календаря в целях окончательного поглощения унии латинством, нарушает собою Апостольское установление Петрова поста, ибо с введением нового стиля праздник св. Петра и Павла будет у них раньше недели Всех Святых, если Пасха падет на 21 апреля ст. ст. или позже, и тогда пост окажется вовсе отмененным». «Впрочем, не о сем мы желаем теперь упомянуть, – пишет далее в том же своем послании митр. Антоний (4/17 февраля 1925 г.), – а о том, что покойный Патр. Григорий VII, поддавшись воздействию лютеранского правительства Финляндии, согласился и даже Св. Пасху, не взирая на проклятия, наложенные св. Соборами Первым и Антиохийским прав. 1 и св. Апостол прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

К 1917 г. положение стало ещё более опасным и критическим.Глубокое объяснение мотивов катаклизмов 1917 г. предложил Ф. А. Степун, нач. политуправления Военного министерства Временного правительства: «Разложение национального сознания начинается всегда среди правящих классов, среди представителей старых культурных форм и традиций. Начинается оно всюду одинаково: с обездушения господствующих культурных ценностей путем превращения их в факторы власти и даже насилия над восходящими к жизни новыми народными слоями, новыми классами. Не в субъективно-психологическом, конечно, но в объективно-историческом смысле застрельщиками революции являются не столько революционные вожди, сколько те власть имущие представители старых форм жизни, что первые производят девальвацию доверенных им культурных ценностей путем прагматически-утилитарного отношения к ним. Народная революция, в сущности, никогда не взрывает подлинных твердынь господствующей культуры. Она лишь по бревнышкам да кирпичикам разносит и прахом развевает обездушенный остов уже мертвой жизни. Лишь тогда, когда правящие слои царской России превратили исповедуемую ими религиозно-национальную истину в идеологический заслон против народных требований, т. е. обездушили ее, восстал русский народ на царя и на Бога во славу Маркса и Интернационала» . 2. Я просто восхищён выдающейся честностью и благородством Великого Князя Александра Михайловича, его беззаветной любовью к Родине-Матери и простому народу! У меня нет слов… Скорей бы его «Воспоминания» пришли по почте. Так хочется почитать.3. Мне совершенно непонятны грубые и наглые нападки на Династию Романовых со стороны т. н. «монархистов». Можно и нужно говорить об ошибках, вскрывать недостатки, просчёты и промахи (но всегда опираясь на документальные факты, а не на своё «мнение»!), однако со злобой нападать на Династию – это низко и подло! Это не монархисты, это люди с лакейской душонкой и… без будущего.Мы имеем тех правителей, которых даёт нам Господь по нашему достоинству. Уважаемый отец Александр! Благодарю Вас за ответ и прошу Ваших святых молитв.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/21/mo...

По телеканалу «РЕН ТВ» принято охаивать Запад и Украину , стремящуюся влиться туда. Однако мы уже и есть Запад. Российское общество стало насквозь европейским по духу. Вековое переформатирование народа с византийского пути на европейские рельсы уже закончилось, и теперь мы, скорее, не ромеи-римляне, а обыкновенные европеизированные содомляне. Для Азии мы - в лучшем случае, оппозиция внутри западного мира, которая пока ещё обладает хоть какой-то самокритикой и трезвением, у которой есть ещё духовная опора, на которую мы иногда изволим встать. Но всё же, Россия - внутри западного мира с его либеральной вседозволенностью и распущенностью. Пока ещё оппозиция. Однако после победы сексуальной революции и вступления в сексуальный интернационал, над нашей страной проблёскивает заря революции гомосексуальной. Для справки: в сообществе «Дети-404» - крупнейшем российском сообществе детей-гомосексуалистов - сосредоточено уже около 100 тысяч участников. Грядущее нашествие первертов (или как ещё говорят, comingout) вполне закономерно, когда всякие нравственные ограничения сняты обществом, властью, культурой. В продолжении пророчества пророка Осии о блуде и невозможности размножиться написано: «ибо оставили служение Господу» (Ос. 4: 10). И сегодня, как в древности, Бога подменяют многочисленными кумирами. В этом пантеоне есть грубые страсти, собственно и сам блуд из них, но есть и такие как успех, права человека, даже «искусство, наука, благотворительность, общественная деятельность» , как пишет сщисп. Василий Кинешемский. Всё это подменяет Бога. В центре пантеона кумиров стоит самый тяжеловесный из них - идол самости. Подвижник благочестия арх. Иоанн (Крестьянкин) писал: «Гордый человек сам себя делает идолом и чтит превыше всего и всех самого себя... Что нам все авторитеты, мы только свое мнение считаем верным, всегда хотим настоять на своем... А уж увещевания и обличения даже от духовного отца, даже от самых близких и добродетельных людей болезненно переносим. Этот перечень можно без конца продолжать. Мы все больны недугом гордости, делаем себя самоистуканами, забывая, что все доброе, что может быть у нас, не наше, а Божие. " Не нам слава, а имени Твоему " , а мы должны сознаться, что мыслим иначе: " Мне, моему " Я " слава! " Страшно это все, ибо гордым Бог противится и только смиренным дает благодать» . Потому не удивительно, что современный свободный человек стал особенно грехолюбив: грех стал ценностью, им дорожат, хвастаются, к нему стремятся, ищут повода и склоняют других - потому что человек дерзнул определять сам, что является грехом, а что не является. Когда углубишься в проблему, то увидишь, что основанием так называемых гражданских браков, гражданских партнёрств и просто сходок «на один раз» является как раз гордое «Я», диктующее поступать только по-своему и слушать лишь самого себя.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/19/tr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010