Не менее активно работали ювелиры, изготовляя украшения, дорогую посуду, предметы личного благочестия и церковную утварь. Цветные и драгоценные металлы привозили из Зап. Европы и с Востока: золото в виде монет, серебро в виде монет и в слитках, цветные металлы в прутах, полосах и проволоке. Рус. мастера делали высокохудожественные браслеты, колты, шейные цепи, венчики и др., украшенные сложнейшими с т. зр. технологии приемами (зернь, скань, чернь, эмаль и др.). Ведущей отраслью цветной металлообработки было литейное дело. В XI-XII вв. распространилась техника литья в глиняные, а затем в каменные формы, что обеспечило массовость производства. Процесс требовал емкостей для расплава металла (глиняные тигли, клещи, формы из камня, глины, дерева); большинство каменных форм были 2-сторонними, с плотно прилегавшими половинками. Металл обрабатывали чеканкой, прокаткой, гравировкой, тиснением, штамповкой, предварительно изготовив набор инструментов (чеканы, клещи, кусачки, пинцеты, зубила, ножницы по металлу, штампы). Ткацкий станок. Реконструкция Ткацкий станок. Реконструкция Основным поделочным материалом было дерево, хорошо сохранившееся в насыщенной влагой земле Новгорода. Новгородские мастера применяли древесину 27 пород (19 местных и 8 импортных, в т. ч. пихту, кедр, тис, каштан), но наиболее распространенными были сосна и ель. Из них строили жилища, укрепления, мостовые улиц, делали орудия труда, бондарные изделия. Древесина лиственных пород шла на бытовые вещи. Деревообрабатывающий инструментарий, основные виды и формы к-рого сложились уже в IX-X вв., включал стальные топоры, пилы, долота, сверла, стамески, молотки-гвоздодеры (их формы столь функциональны, что они сохранились до наст. времени). В основе операций лежали рубка, теска, раскалывание, долбление, сверление, пиление, строгание, приемы художественной резьбы, широко использовался токарный станок. Массовое распространение имело ткачество из шерсти, льна и конопли. Среди льняных тканей популярными были полотно и вотола (грубая ткань), из шерстяных - понява и власяница (грубые ткани - ярига и сермяга). Ткачи применяли основные системы переплетения (полотняное, саржевое, сложное и др.). Деревянные инструменты и приспособления для прядильного и ткацкого дела имелись в каждом доме: прялки стационарные и переносные; ткацкий станок (до XIII в. вертикальный, позже горизонтальный, повысивший производительность, но сокративший ассортимент) мало отличался от рус. станка XVIII-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/180421.html

Например, показана драка на кулаках. В ходе драки один из участников достает нож и угрожает другому. Тогда тот в ответ достает пистолет и стреляет в нападающего. В рамках исследования CMPA это считается как ТРИ сцены насилия: простая драка, угроза оружием и серьезное насилие. Отмечалось и то, когда показывается насилие, и как отдельное - непосредственное следствие его (пулевые отверстия в окровавленной стене, или окровавленный труп). Исследователи отмечали и контекст в котором насилие происходит. Без этого невозможно оценить: одобряется ли насилие или оно показано для осуждения насилия. Эксперты отмечали: законное ли это бы применение насилия, какие эмоциональные и физические последствия оно вызвало, кто ответственен за это насилие и какие мотивы им двигали. Важным оказалось и то, что указаны последствия насилия. Отмечены и случая и прямого осуждения насилия.     Непристойность на телевидении   Это исследование CMPA проводилось в 1998-1999 годах. Для исследования были взяты телесериалы и телефильмы, художественные фильмы и музыкальные видеоклипы. В качестве метода применялся научный контент-анализ сцен в 248 сериях сериалов, 50-ти телефильмах с самым высоким рейтингом, 50-ти художественных фильмах в прокате 1998 года, а также 189 различных виеоклипах на MTV . В каждой из сцен исследовались образы и далоги, а также тексты песен с сексуальным содержанием. (Сцена - сегмент действия или диалога, происходящих в одном и том же месте и в один и тот же отрезок времени с теми же персонажами).     Ругательства, грубые и непристойные выражения на телевидении   Это исследование 1998-1999 годов. В ходе него эксперты CMPA отмечали непристойные и грубые выражения, иносказательные и шутливые выражения сексуального содержания. Ругательства были разделены на грубые и мягкие. Грубые - это мат. Учитывалось также то, кто ругается на телеэкране, назначение этих ругательств (выражение гнева, насмешка и т.д.). Отмечалось и то: одобряется ли такое ругательство в контексте програмы или осуждается.

http://moral.ru/CMPA.htm

Петр Помпонаццо читал лекции в Падуанском университете, в котором отвергал бессмертие души, а в 1516 г. он издал сочинение в этом духе под заглавием: «De immortalitate animi», которое хотя и было сожжено в Венеции, но он снова успел перепечатать его, в несколько измененном виде, при посредстве папы Льва X 427 . В школах философов только и спорили о сущности человеческой души. «Не нужно думать, – говорит Ранке, – что мнение о смертности души разделяли немногие, или что его держались тайно. Эразм удивлялся тем богохульствам, какие ему пришлось слышать; ему старались доказать, на основании доводов, взятых из Плиния, что нет никакой разницы между душами людей и животных» 428 . § III В прежнее время, по словам Джованни Виллани, граждане Флоренции вели трезвый образ жизни, ели простую пищу и не знали больших издержек, нравы были простые, веселые и грубые. Одевались они и жены их в грубые шерстяные одежды и многие носили шаровары, даже не покрывая их сукном, а на голове колпак; все имели на ногах обувь, но и женщины носили башмаки без украшений. Женщины зажиточного класса ходили в одной очень узкой юбке грубого багреца или из камлота, подпоясанной кожаным ремнем, по-старинному, и в плаще на кожаной подкладке с капюшоном сверху, который они носили на голове. Одежда у женщин из простонародья была из кембрина грубого зеленого цвета старинного покроя. Приданое за женой обыкновенно не превосходило 100 лир, а 200 или 300 лир в те времена считались великолепным приданым. И большая часть девушек выходила замуж не моложе 20 лет, а то и старше. Таковы были обычаи и грубые нравы у флорентийцев, но честность и законы были в силе. Между тем для своей коммуны даже при этой простоте жизни и при богатстве они сделали больше и совершили более доблестных подвигов, нежели те, какие совершались в наше время при большей легкости нравов и при большем богатстве 429 . В Италии семья раньше, чем где-либо, под влиянием индивидуализма, подверглась упадку, и постепенно браки становятся так редки, что флорентийская коммуна поощряет награждениями тех, кто женился в срок, и налагает пени на нежелающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

В производстве льна есть строгий, веками отработанный порядок действий. Сначала лен теребят (выдергивают с корнем из земли), затем стелют на «стлище» (расстилают вырванный лен на поле на две недели — дожидаются, пока созреют семена, а волокно при этом не портится), молотят (выбивают зерна из коробочек), мочат (стебли льна опускают в реку или опять кладут в поле под осенние дожди), сушат, мнут (разделяют на волокна мялкой), треплют (выбивают ударами из льняной соломы льняные волокна, короткие грубые волокна — паклю и отходы — костру), очесывают сначала крупной железной щеткой, получая волокно низкого сорта — изгреби, потом мелкой щеткой из щетины — получают пачеси. Оставшееся волокно — самое лучшее. Его-то потом и прядут, получая льняную нить для ткачества. Нет, здесь все перепутано. На самом деле, в производстве льна есть строгий, веками отработанный порядок действий. Сначала лен теребят (выдергивают с корнем из земли), затем стелют на «стлище» (расстилают вырванный лен на поле на две недели — дожидаются, пока созреют семена, а волокно при этом не портится), молотят (выбивают зерна из коробочек), мочат (стебли льна опускают в реку или опять кладут в поле под осенние дожди), сушат, мнут (разделяют на волокна мялкой), треплют (выбивают ударами из льняной соломы льняные волокна, короткие грубые волокна — паклю и отходы — костру), очесывают сначала крупной железной щеткой, получая волокно низкого сорта — изгреби, потом мелкой щеткой из щетины — получают пачеси. Оставшееся волокно — самое лучшее. Его-то потом и прядут, получая льняную нить для ткачества. Нет, здесь все перепутано. На самом деле, в производстве льна есть строгий, веками отработанный порядок действий. Сначала лен теребят (выдергивают с корнем из земли), затем стелют на «стлище» (расстилают вырванный лен на поле на две недели — дожидаются, пока созреют семена, а волокно при этом не портится), молотят (выбивают зерна из коробочек), мочат (стебли льна опускают в реку или опять кладут в поле под осенние дожди), сушат, мнут (разделяют на волокна мялкой), треплют (выбивают ударами из льняной соломы льняные волокна, короткие грубые волокна — паклю и отходы — костру), очесывают сначала крупной железной щеткой, получая волокно низкого сорта — изгреби, потом мелкой щеткой из щетины — получают пачеси. Оставшееся волокно — самое лучшее. Его-то потом и прядут, получая льняную нить для ткачества.

http://sever.foma.ru/ds_quiz/znaesh-li-t...

Неправильный выход из спора. Срывание спора. Довод «к городовому». Палочные доводы. 1 . Непозволительных уловок бесчисленное множество. Есть очень грубые, есть очень тонкие. Наиболее грубые уловки «механического» характера. Такой характер часто имеет неправильный «выход из спора» . Иногда приходится «бросить спор», потому что, напр., противник пускается в личности, позволяет себе грубые выражения и т.п. Это, конечно, будет правильный «выход из спора», по серьезным мотивам. Но бывает и так, что спорщику приходится в споре плохо потому, что противник сильнее его или вообще, или в данном вопросе. Он чувствует, что спор ему не по силам, и старается всячески «улизнуть из спора», «притушить спор», «прикончить спор». В средствах тут не стесняются и нередко прибегают к грубейшим механическим уловкам. 2 . Самая грубая из них и самая «механическая» – не давать противнику говорить. Спорщик постоянно перебивает противника, старается перекричать или просто демонстративно показывает, что не желает его слушать; зажимает себе уши, напевает, свистит и т.д. и т.д. В споре при слушателях иногда играют такую роль слушатели, видящие, что их единомышленнику приходится плохо: тут бывает и хор ( 51: ) одобрения или неодобрения, и рев, и гоготанье, и топанье ногами, и ломанье столов и стульев, и демонстративный выход из помещения – все по мере культурности нравов слушателей. Спорить при таких условиях, конечно, невозможно. Это называется (в случае успеха) «сорвать спор» . Если спорщик достаточно нахален, он может, «поспорив» так с вами и не дав вам сказать ни слова, заявить: «с вами нельзя спорить, потому что вы не даете нового ответа на вопросы» или даже: «потому что вы положительно не даете возможности говорить». Иногда такой господин, попав впросак, схватится за слово «не понимаю», как софист Калликл в платоновском диалоге «Горгиас». Что ни скажет ему Сократ – один ответ «не понимаю». «Не понимаю твоего умничанья, Сократ». «Не знаю, что ты говоришь» и т.д. и т.д. Так и вышел бы Калликл из спора, если б учитель его, Горгиас, не приказал ему продолжать. «Нет, нет, Калликл, отвечай и для нас, чтобы исследование было доведено до конца» (Горгиа497 А.В.). Иногда все это делается «тоньше». Вы привели сильный, но сложный довод, против которого противник не может ничего возразить: он тогда говорит с иронией: «простите, но я не могу спорить с вами больше. Такие доводы – выше моего понимания. Они слишком учены для меня» и т.п. и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

А как мы благодарны такому преблагому, премудрому и всемогущему Врачу? Земному врачу сыплем и слова признательности и деньги, а Небесному ничего – потому что Он ничего не берет? Но Он ищет нашей любви к Нему, нашего сердечного обращения, нашей признательности к Нему, Он даже принимает от нас и деньги в лице нищих. Как крайне нечистый сердцем, я всю жизнь должен глубоко смиряться во всякое время, везде и пред всеми. Когда зайдешь в храм, вспомни, что в нем всегда очи и сердце Господа и самое пречистое Тело и пречистая Кровь Его, исполненные Его Божеством (в Нем обитает вся полнота Божества телесно [ Кол. 2,9 ]), – и стой и молись с верою, благоговением и страхом. Паки и паки от Господа милость великую получил сегодня (14 июня): связанного и палимого духом злобы и скупости, Он разрешил меня и мир подал мне, падшему. Обращайтесь, согрешающие братия, скоро, неленостно, с живым упованием к Спасителю – и Он будет всегда спасать вас. Да будет для меня выше всего, выше всех моих выгод, выше и дороже моей жизни заповедь моего Спасителя. Так должен христианин располагать сердце свое, когда предстоит ему случай исполнить заповедь Христа Спасителя. О Тайнах. Мне и минута ужасна без веры в Твое Тело и Кровь. Ратуя за веру в Тайны, я ратую за мир души моей. Если я неискренно буду просить Господа о неосужденном причащении, [то] тогда Он наказывает меня. Когда преткнешься в церкви на словах, нимало не смущайся, но оставайся покоен. О грубых лицах поселян. Эти грубые черты лица, эта чернота лица, чернота и грубость рук – отпечатки тяжких, ежедневных трудов, иногда на палящем зное солнца. Эта тусклость очей – следы часто проливаемых слез о бедности своего положения. О, сколь предпочтительнее для меня эти грубые, черные лица простых поселян – нежных, белых лиц; и эти грубые, черные руки их – нежных и белых рук жителей городских, привыкших проводить время больше в праздности и рассеянности или в легких, сравнительно с сельскими, трудах. Из действия в нашем сердце двух противоположных сил, из коих одна крепко противится другой и насильно, коварно вторгается в наше сердце, всегда убивая его, а другая целомудренно оскорбляется всякою нечистотою и тихо удаляется от малейшей сердечной нечистоты (а когда в нас действует, тогда умиряет, услаждает, оживляет и радует наше сердце), то есть двух личных противоположных сил, – легко убедиться, что несомненно существуют и диавол, как всегдашний человекоубийца, и Христос, как всегдашний Жизнодавец и Спаситель.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Для сердца моего сколько сетей! Вижу сети грубые и сети тонкие. Которые из них назвать более опасными, более страшными? Недоумеваю. Ловец искусен, – и кто ускользнет от сетей грубых, того он уловляет в сети тонкие. Конец ловитвы – один: погибель. Сети прикрыты всячески, с отличным искусством. Падение облечено во все виды торжества; человекоугодие, лицемерство, тщеславие – во все виды добродетели. Обман, темная прелесть, носят личину духовного, небесного. Любовь душевная, часто порочная, прикрыта наружностию любви святой; сладость ложная, мечтательная, выдается за сладость духовную. Миродержец всеми средствами старается удержать человека в его падшем естестве: и этого довольно, без грубых грехопадений, чтобы соделать человека чуждым Бога. Грехопадения грубые вполне заменятся, по верным рассчетам ловца, гордостным мнением о себе христианина, довольствующегося добродетелями падшего естества и вдавшегося в самообольщение, – этим отчуждившегося от Христа. Для тела сколько сетей! Оно само – какая сеть! Как пользуется ими миродержец! Посредством тела, снисходя его унизительным наклонностям и пожеланиям, мы приближаемся к подобию скотов бессловесных. Какая пропасть! Какое удаление, какое ниспадание от Божественного подобия! В эту глубокую, страшно далекую от Бога пропасть мы низвергаемся, когда предаемся грубым плотским наслаждениям, называемым, по их греховной тяжести, падениями. Но и менее грубые плотские наслаждения не менее пагубны. Ради их оставляется попечение о душе, забывается Бог, небо, вечность, назначение человека. Миродержитель старается содержать нас в непрестанном развлечении, омрачении, посредством наслаждений телесных! Через чувства, эти двери в душу, которыми она сообщается с видимых миром, он непрестанно вводит в нее чувственное наслаждение, неразлучных с ним грех и плен. Гремит в знаменитых земных концертах музыка, выражающая и возбуждающая различные страсти; эти страсти представлены на земных театрах, взволнованы в земных увеселениях: человек всеми возможными средствами приводится к наслаждению убившим его злом. В упоении им он забывает спасающее его добро Божественное и кровь Богочеловека, которою мы искуплены.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

д. как о своем первоначальном блаженстве, так и о своем падении, и таким путем предание об этом переходило из уст в уста, из поколения в поколение, пока не дошло до тех народов, от которых оно стало известно уже и нам. Что к этому первоначально совершенно истинному преданию, по временам, примешивались грубые и чувственные представления позднейших поколений, это совершенно понятно, и этим вполне объясняются те вариации, который мы встречаем в народных преданиях, при полном согласи относительно существенных черт передаваемых событий. Когда опытный реставратор снимает грубые позднейшие наслоения, произведенные не искусною рукою на стенах величественного древнего храма и открывает пред нашим взором древнюю мозаику и фрески, мы восхищаемся цельностью произведения и благородством эстетического вкуса первых строителей этого храма, и только сожалеем о тех жалких невеждах, которые своею грубою кистью впоследствии испортили первоначальную красоту созданий искусства. Нечто подобное нужно сказать и о язычестве. Снимите все грубые и чувственные наслоения чисто языческого происхождения на приведенных нами народных верованиях и преданиях и вы увидите ту величественную истину, которую исказил помраченный грехом человеческий разум, но который находится в полном согласии с истинами самого Божественного Откровения. Само собою понятно, что приведенные нами предания народов могли идти только самостоятельным путем, без всякой генетической связи с библейским повествованием о райском блаженстве и грехопадении прародителей. Библейское повествование имело своим источником сверхъестественное откровение, данное непосредственно Моисею; предания народов предполагают для себя естественный источник – в рассказах самих прародителей. Так именно и смотрят на приведенные нами предания народов ученые исследователи, не ослепленные предубеждением и ложными школьно-философскими тенденциями. Наш, так рано, к сожалению, умерший ученый апологет Н. П. Рождественский на основании взаимного согласия народных преданий, вынужден был придти к заключению, «что все они имеют для себя объективный первоначальный источник, что в них воспроизводится, хотя и не во всех подробностях одинаково точно, первоначальное истинное предание о первобытном состоянии, которое в чистом его виде сохранено в Библии» 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

С вещею силою Феврония соединяет любящее сердце. Несмотря на обман князя, она силою своего вещего духа господствует над ним и выходит за него замуж. Несмотря на преследованья со стороны бояр и на презрение к ней боярынь, несмотря на слабость воли и на кажущееся равнодушие князя к ее нежной любви и высокой преданности, она, и лишившись княжеской власти, бодро идет в изгнание, только бы не разлучаться с милым ей человеком. И в изгнании она остается чиста и, при всем благородстве образа мыслей, наивна, несмотря на грубые и дошлые оскорбления, которые терпит, едучи в ладье. Безграничная любовь ее наконец увенчалась желанною взаимностью. «Радуйся, Петре, – восклицает составитель его жития, – яко заповеди ради Божия самодержства волею отступи, еже не остави супруги своея». Но и потом, огорченный изгнанием и как бы раскаивающийся, что увлекся своим сердцем, князь находит себе утешение в преданной любви своей супруги. Даже при конце жизни не князь сопутствует своею смертию умирающей супруге, но все она же, преданная и великодушная, спешит окончить свою священную работу, слыша, что муж ее уже отходит, и потом, не дошив воздухов, умирает вместе с ним в одно и то же мгновение. Такова нежная, преданная любовь, которая нашла себе благочестивую апофеозу в светлых личностях князя Петра и особенно княгини Февронии, дочери древолазца. И по смерти супружеская любовь, благословенная свыше, соединила их в одном гробу. Грубые, невежественные бояре, в своем ограниченном и тупом понимании церковных уставов, пытались было разлучить почивших супругов. Но сама Высшая Сила приняла под свое покровительство нежную любовь супружескую, столь редкую в древней Руси. Повесть о горе и злочастии, как Горе-Злочастие довело молодца во иноческий чин Древнее стихотворение I История древней русской поэзии обогатилась в 1856 г. Открытием одного прекрасного стихотворения, записанного в рукописи Публичной библиотеки (XVII – XVIII вв.) под названием: «Повесть о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молодца во иноческий чин». Открытие это принадлежит г. Пыпину. Как заинтересована ученая и образованная публика открытым древним стихотворением, видно из того, что оно в том же году дважды было издано: сначала в 3 «Современника», с замечаниями г. Костомарова, и затем в «Известиях Академии наук», с замечаниями академика Срезневского; наконец, в I860 г. еще раз перепечатано г. Костомаровым в «Памятниках старинной русской литературы».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Ключевые концепции . Для понимания апологетического подхода Ван Тила важно знать смысл нескольких его ключевых концепций. Верховное владычество Бога. Ван Тил – это прежде всего представитель реформатского богословия. Если бы не было верховного владычества Бога над Вселенной и Его откровения нам, мы бы абсолютно ничего не знали. Факты и законы таковы, какие они есть, вследствие Божьего замысла. Веления Бога есть «окончательная и единственная определяющая сила всего, что только происходит». Это источник всего (Van Til, In Defense of the Faith, 11; Christian Apologetics, 11; Introduction to Systematic Theology, 247). " Общая основа«. Поскольку всякая истина – Божия и ничто не имеет смысла без Него, не существует общей с неверующими интеллектуальной гносеологической основы. На место такой основы мы ставим свидетельствующего о Себе и раскрывающего Себя Христа из Писания. Мы больше не обращаемся к такой «общей основе», а опираемся на ту реальную общую основу, что каждый человек есть носитель образа Божьего и на каком-то уровне имеет дело с Богом. Грубые факты. «Грубый факт» – это факт, который бессмысленен, потому что не имеет Божьего толкования. Он выступает в качестве представителя Вселенной, в которой главенствует чистая игра случая. Грубые факты предполагают автономию человека, и их отправная точка находится вне суверенного откровения Бога о Себе. Ван Тил утверждает, что христиане должны обращаться к богоистолкованным фактам, но никогда – к грубым фактам (Van Til, Christian-Theist Evidences, 51, 57; Frame, Cornelius Van Til, 180). В связи с приверженностью Ван Тила предпосылочной апологетике иногда ошибочно полагают, будто бы Ван Тил не верил в эффективность традиционной °исторической апологетики (см. апологетика историческая). Он говорил: «Я бы занялся исторической апологетикой». Исторические исследования рано или поздно подтвердят истинность христианской позиции. «Но я ни за что не стал бы нескончаемо говорить о фактах и все новых фактах, не пытаясь даже оспорить философию фактов у неверующего. Подлинно плодотворная историческая апологетика утверждает, что каждый факт является и должен быть именно таким, какой он есть, чтобы доказывать истину об истинности христианских воззрений» (Van Til, Christian Theory of Knowledge, 293). Все факты следует толковать в рамках взятого в качестве предпосылки христианского мировоззрения, как оно раскрыто в Библии, иначе они окажутся искажены из-за отрицания Божьего откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010