Неудивительно, если этот головщик Логгин, а с ним и друг его уставщик той же лавры Филарет воспылали ненавистию к Дионисию, которого и без того не любили. Оба они были люди едва грамотные, но оба считали себя знатоками церковных чинов и богослужения и призванными судиями в этом деле. Старец Филарет гордился тем, что сорок уже лет был уставщиком в Троицко-Сергиевом монастыре, а старец Логгин величался своим сильным голосом, искусством в пении и переложении церковных песней на новые распевы. Архимандрит Дионисий по отношению к братии отличался величайшею кротостию и снисходительностию, к оскорбляющим его был всегда терпелив и незлобив, старался действовать на всех только словами любви, вразумления, убеждения. С такими-то словами он неоднократно обращался и к Логгину и Филарету, которые вообще любили своевольничать, и каждый раз встречал со стороны их ожесточенное упорство и противоречие. Свою неприязнь к нему они выражали иногда крайне дерзко и грубо. Однажды, когда Дионисий читал в церкви поучение к братии и народу, Логгин подошел к нему, вырвал у него книгу и уронил аналой, к соблазну всех. Дионисий, не сказав ни слова, только перекрестился и пошел на крылос. Но дерзкий головщик начал еще кричать и плевать на своего настоятеля, вырвал у него посох, изломал и бросил ему в лицо. Дионисий оставил крылос, пошел к образу Пресвятой Богородицы и проплакал пред ним всю утреню. Эти-то два грубые инока, но имевшие у себя много знакомых и почитателей в самой столице, успели огласить Дионисия и его сотрудников еретиками еще прежде, чем они окончили свою работу. И когда Дионисий в мае или июне 1618 г. прибыл в Москву и представил исправленный Потребник митрополиту Ионе, заведовавшему патриаршеством, то Иона, уже предубежденный против Дионисия и его сотрудников и недовольный тем, что они трудились не под его надзором и руководством, а может быть, и тем, что они осмелились указать грубые ошибки и в книгах, напечатанных при нем, т. е. в период междупатриаршества, созвал 18 июля Собор не столько для обсуждения сделанных исправлений в книге, сколько для суда над исправителями.

http://sedmitza.ru/lib/text/436104/

Как будто и грехом они не почитают нарушение прочих заповедей, – как будто и знать не хотят, что даже теми заповедями, исполнением которых они похваляются, воспрещаются не одни грубые грехи, которых удалось им избегнуть, а и другие многочисленные, сродные, по учению Спасителя в Его Нагорной беседе и по катехизическому толкованию, с грубыми. Как будто дело в том только, чтобы не делать известных грехов, а не вместе в том, чтобы упражняться в противоположных им добрых делах, упущение которых не менее грешно, чем грубое беззаконное действие. Как будто они должны отвечать пред Богом за одни грубые греховные дела, а не вместе с ними за греховные мысли и расположения. Иногда также приходится слышать на исповеди самодовольное фарисейское восхваление себя за соблюдение постов, за пожертвования в храм, выражение сокрушения по поводу нечаянного употребления скоромной пищи в постный день, без малейшей, однако, скорби о пренебрежении важнейшего в законе: правосудия, милости и верности долгу (см.: Мф. 23, 23 ). Душа, виновная в подражании фарисею, бойся его самохвальства, чтобы не быть осужденной вместе с фарисеем, и возлюби мытарево смирение; беспощадно осуди себя пред Господом во всех твоих винах пред Ним и скажи Ему: «Очисти мя, Спасе, очисти, яко мытарь вопию, никтоже бо сущих из Адама якоже аз согреших Тебе». Вместе с Павлом пусть каждый из нас исповедует себя первым на свете грешником (см. 1Тим. 1, 15 ). Столь строгий суд о себе может показаться несправедливым только тому, кто судит о своем поведении по сравнению с поведением других людей, а не с требованием закона. Требования закона Божия так высоки, заповедь Господня так широка, что не найдется на земле ни одного праведника, который бы, положа руку на сердце, мог сказать о себе, что он исполнил все, чего требует от него воля Божия, что достиг высоты нравственного совершенства, указанной ему Богом: «будьте святы, как... Бог свят» (см. Лев. 19, 2 ), «будьте совершенны, как Отец Небесный совершен» (см. Мф. 5, 48 ). Этот идеал совершенства недостижим ни для кого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Лионский, Тертуллиан 338 , пресв. Карфагенский и др. 339 . В настоящее время хилиастическое учение разделяется некоторыми учёными немецкими богословами, напр., Роте в его догматике; возобновлено с некоторыми изменениями анабаптистами, Сведенборгианами и др. мистиками и иллюминатами. Сущность названного учения можно характеризовать в следующих немногих словах. – При своём. 2-м пришествии на землю в предопределённое время Христос прежде всего воскресит умерших праведников: «первое воскресение»; при этом Христос Господь в славной борьбе победит Своих врагов и сломит власть сатаны на тысячу лет; затем на такой же срок утвердит своё господство на земле. Иерусалим 340 , восстановленный из развалин, будет царскою резиденцию Христа; верные вместе с Ним станут управлять царством, занимая почётные должности. Последователям Христа в хилиастическом царстве обещаются возможные чувственные наслаждения, как награда и отплата за претерпенные ими в предыдущую пору их жизни страдания и лишения ради имени Христова, при чём грубые, вне Церкви находящееся, хилиасты не стесняются обещать грубые плотские наслаждения, нисколько не уступающие в своей чувственности мухаметанским наградами, в раю; хилиасты же Церковные настаивают на умеренных, хотя и чувственных 341 , удовольствиях. Сатана, по учению хилиастов, связан будет на тысячу лет только; по прошествии же этого срока, он будет снова развязан и вместе с антихристом, своим орудием, и его последователями, выступит против Церкви Христовой, произведёт ожесточённую борьбу, которая кончится погибелью сатаны и антихриста вместе с его приверженцами и тогда то последует второе, всеобщее воскресение, всеобщий суд и т. д. в обыкновенном порядке. Основная мысль хилиазма, именно мысль, что Христианство должно быть силою не только поборающею и воинствующею, но всемирно побеждающей и всемирно-господствующей, – верна в своей сущности и имеет глубокое и важное значение. В силу этой основной мысли хилиазма объясняется и особенная живучесть этого учения, в различные времена Церковной истории являющегося, «то в плотском, то в духовном образе» 342 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Но сколько авторитетов мы ни приводили бы, все – таки очень многие никогда не согласятся с этим: «это, скажут они, неестественно, противоречит природе, а следовательно и ложно». Что если все проникнутся этой идеей – род человеческий тогда должен погибнуть. «Это возражение, которое и теперь многих смущает, очень древнее 19 столетий тому назад великий духовный муж, апостол Павел, пришел в языческий город Иконию и начал между прочим проповедывать о целомудрии. С недоумением слушали его грубые язычники, но не все: из окна соседнего дома слушала его проповедь красавица телом и такая же красавица душею, чистая и непорочная 19 -ти летняя девушка Фекла, сосватанная за богатого и знатного язычника Фатира. Она одна поняла апостола – поняла тщету предстоящей ей жизни, и всю прелесть жизни духовной, и великое значение девства для этой жизни («незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу»). Оставив жениха, а потом и родительский дом, она в конце концов последовала за апостолами и приняла на себя трудный апостольский подвиг, который и совершала в течение всей своей жизни, несмотря ни на какие трудности и мучения, за что и получила прозвание равноапостольной. Грубые язычники, возмущенные таким результатом проповеди апостола, схватили ап. Павла и повели на суд, где так формулировали обвинения против него: «Этот человек предлагает новое и странное учение, пагубное для рода человеческого, именно порицает брак, который всякий справедливо может назвать началом, корнем и источником природы нашей, от которого произошли отцы, матери, дети, семейства, города, поля и села; который дал начало мореплаванию, земледелию и всем многоразличным искусствам, которому обязаны бытием своим царство, государство, законы, власти, судилища, войска, начальства военныя, через который явились: философия, риторика и весь рой свободных наук, от которого, наконец, что всего лучше, существуют храмы, капища, жертвы, обряды, таинства, обеты и молитвы... И это – то самое, о чем я говорю, т. е. брак, он порицает, хулит и всех убеждает ненавидеть, а какое – то девство, о котором я не умею сказать, в чем состоит оно, выхваляет... Кроме того, я узнал от некоторых, что он хвалит безбрачие и представляет чудным делом то, чтобы люди не сходились и не вступали в брак, но с любовию принимали на себя бездетство и уединенную жизнь. Что же иное значит это, как не означать уничтожение всего вдруг – и семейств, и народов, и городов, и полей, и искусств, и работ, а короче сказать – обрекать землю на то, чтобы она была пустою и необитаемою? Ибо, если и в этом убедятся все люди, то род человеческий в скором времени прекратится»... (Житие равноапостол. Феклы, 24 сент.).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Не углубляясь мыслью своею в смысл церковного чтения и пения, или не понимая его, они бессознательно, безотчетно произносили в некоторых церковных молитвословиях самые грубые, часто бессмысленные прибавки невежественных писцов, – искаженные слова и целые предложения, грубые ошибки догматические, исторические и грамматические. Напр., говоря отпуски на праздники Богородичные, священники весьма странно упоминали в них и самые празднуемые события, как бы приписывая и им, как самой Богородице и святым, молитвы за нас; напр., в праздник введения во храм Пресвятыя Богородицы говорили: Христос истинный Бог наш, молитвами пречистыя Его Матери честнаго и славного Ея введения, и всех святых, помилует и спасет нас; так же точно в праздники Благовещения, Рождества Богородицы и др. 249 Или: нередко в молитвословиях упоминали вымышленные имена, читали лишние, суеверные молитвы, из апокрифических сборников – сельских мануканунцев и молитвенников внесенные в церковные книги. И много подобных грубых и невежественных ошибок бессознательно, не понимая, произносили невежественные попы, диаконы и дьячки, совершая богослужение по книгам большей частью их же невежеством испорченным. Не понимая богослужебных книг, многие священники и диаконы еще менее понимали внешнюю церковную обрядность. «Что святая, соборная, апостольская одушевленная церковь с вещественною церковью, в ней же Божественные тайны совершаются, говорит Епифаний Славеницкий, что божественный жертвенник и благословенная трапеза, на ней же бескровная жертва всеблагому Богу приносится; что катапетасма трапезная, литон священный, фимиатон с фимиамы и священно-начальнические с священническими ризы, в няже священницы облекшеся таинственне священнодействуют; что хлеб и вино, яже в пречистое Тело Христово и в пречистую кровь Христову пресуществляются действием Св. Духа; что символ церковной, алтарь божественный, священные сосуды, – не вси священнии православные Российския церкви причетницы известно веждествуют» 250 . Это непонимание предметов Богослужения доходило до крайности.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Не придавая значения точного учения первому взгляду на адские мучения, оставляя его в ряду частных мнений, церковь тем более не может принять последнего, как переводящего на будущую обновлённую жизнь грубые понятия теперешней жизни, скрывающие от наших очей высокий образ любвеобильного Бога христианского. Грубые понятия об адских мучениях могут быть приличны религиям, составляющим произведение человеческого ума, и людям, мыслящим в духе таких религий. Такие понятия ничем не выше магометанского учения об аде, которое, по Корану, таково: «Какое страшное жилище (геенна)! Когда грешники будут ввержены (туда), то услышат её рыкающей, а огонь загорится с силой. Ад чуть не треснет от ярости». – «Кожа мучающихся истребится огнём, но мы оденем их другой, чтобы заставить их испытать наказание». – «Мы заставим его (грешника) жариться на огне сакара (адского огня), Он ожигает тело человека. Он не оставляет ничего, не истребивши, не оставляет ничего целым, ничему не даёт скрыться». – «Осуждаемый на жилище в огне, имея тело сверху покрытым слоями огня, будет напоен кипящей смолой, которая изорвёт ему внутренности; он покроется вонючей водой». «Нечестивые ещё будут накормлены деревом Цаккум. Это дерево растёт из глубины ада; его вершины как будто демонские головы. Отверженные будут им питаться и наполнять желудок». «Сверх того увидим их обременёнными по рукам и ногам цепями. Их туники будут из смолы, огонь покроет их лица, потому что Бог распределяет каждую душу по делам её» 765 . Эти буквальные выдержки из Корана не оставляют никакого сомнения в том, что магометанство разумеет адские мучения в грубо-чувственном смысле. Если же ни один из двух приведённых взглядов на адские мучения не может быть принят за точное учение веры православной, а церковь сочла за лучшее оставить вопрос об адском огне без определённого ответа, который, по выражению блаженного Августина , ведом только Духу Божию и тому, кому благоволит открыть этот Дух, то не следует ли, в виду молчания церкви и замечания блаженного учителя оной, отказаться от уяснения довольно нелёгкого для понимания предмета? Следовало бы, если бы Дух Божий Сам не поднимал завесы, прикрывающей будущее от наших глаз. Заглянем же за эту завесу, насколько она приподнята Духом Божиим верующим во Христа и приникающим с благоговением к Его Божественному слову, к учению церкви и к книге природы. Что же читаем в этих органах вещаний Духа Божия?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В 1515 году великий князь Василий Иоаннович отправил посольство на Афон с просьбой к игуменам афонским прислать в Россию книжного переводчика. По этой просьбе афонские старцы отправили в Москву Максима, как искусного в божественном писании и способного к толкованию и переводу всяких книг. По прибытии в Россию Максим занялся переводом Толковой Псалтири. Он переводил с греческого на латинский, а его помощники – Димитрий Герасимов и Власий – с латинского на славянский. После перевода Псалтири Максиму поручено было исправление наших церковно-богослужебных книг. В них он встретил такие грубые ошибки, которые давали повод думать, что они намеренно испорчены людьми неправославными. В часословцах Сын Божий назывался единым точию человеком, Отец – собезматерным Сыну. В Триоди о Сыне Божием было сказано, что Он создан и сотворён. С ревностью принялся Максим за исправление церковно-богослужебных книг по греческим подлинникам, уничтожая в них грубые ошибки и описки. Но, не зная достаточно русского языка, Максим, при исправлениях, и сам допустил некоторые погрешности и не мог предотвратить ошибок или описок со стороны своих сотрудников. Труды Максима по исправлению книг вызвали сильное недовольство среди наших книжных людей. Про него говорили, что он не исправляет, а портит книги, что своими хулами на русские книги он творит велию досаду русским чудотворцам, которые спаслись по этим книгам. Этим обвинением воспользовались враги Максима, чтобы осудить его. Во главе врагов Максима был митрополит Даниил, недовольный резкими его обличениями недостатков духовенства и в особенности тем, что Максим отказался исполнять его требование – перевести с греческого историю блаж. Феодорита. В 1525 году Даниил собрал собор против Максима, на котором его обвинили в хуле на русские священные книги, в порче их и в доказательство указали на некоторые ошибки в исправленных им книгах 88 . Максим оправдывался в ошибках незнанием русского языка, но его оправданиям не вняли, обвинили в том, что он благочестивого государя называл гонителем и мучителем, укорял церкви и монастыри за то, что они имеют стяжания, не одобрял поставления в России митрополитов без благословения патриарха, осудили его как еретика, развратившего св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Апостол обобщает все и говорит прямо: не Ангелом бо покори Бог вселенную, а у пророка вселенная разлагается на части, о которых он и упоминает в своем псалме. Пророк говорит: когда я взираю на небеса, дела перст Твоих, на луну и звезды, которые Ты, Господи, устроил, то прихожу в изумление и размышляю в себе, что же после этого есть человек, что Ты помнишь о нем, что Ты посещаешь его Своею милостью, что Ты немногим умалил его перед Ангелами, славою и честью увенчал его?! Ведь Ты поставил его господином и владыкою над всеми тварями и все покорил власти его — и овец, и волов, и зверей, и птиц! И действительно, если смотреть на окружающую природу, то невозможно не ощущать восторга, удивления, какого-то трепетного благоговения. Недаром народы, забывшие истинное понятие о Боге, обоготворяли природу, строили в честь ея храмы, приносили жертвы, поклонялись ей. Великолепное зрелище различных явлений природы производило неизгладимое впечатление даже на грубые сердца, приводило их в трепет и пробуждало самые грубые умы. Конечно, при всем величии и великолепии окружающей природы, малая и незначительная частица ее — человек, находившийся всегда в зависимости от всех явлений в природе, мог считаться существом слабым и ничтожным, подобным всем живым существам на земле. И никто не мог подняться мыслью на такую высоту, чтобы в этом малом существе узреть полного властителя земли, о котором Бог постоянно промышляет и для которого от предвечности уготовано место на небе, в райских чертогах среди неизреченных блаженств. Не озаренному свыше, не просвещенному Духом Святым простому, слабому уму человеческому невозможно возвыситься до такого понимания. Только такой благодатный человек, как царственный пророк Давид, устами коего возвещал Сам Дух Святой, только он мог своим прозорливым оком проникнуть природу, отношение к ней человека, заглянуть за ту завесу таинственности, которая невидима простым, неочищенным взором. И вот он, несмотря на все величие, великолепие, могущество природы видимой, которая является с этой стороны несравнимой с малым, слабым и ничтожным существом, живущим среди нее и питающимся от ее обильной трапезы, он — пророк, постиг умом своим, что промышление Божие, благоволение Создателя направлено на человека, который один является представителем двух миров, обладая бренным телом, соединяющим его с этой видимой природой, и бессмертной разумной душой, соединяющей его с миром горним, ангельским, с Самим Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

К сожалению, Максим, знаток греческого и латинского языков, мало еще знал тогда по-русски; ему дали двух толмачей – Димитрия и Власия, знавших в свою очередь только по-латыни, так что Максим переводил с греческого на латинский язык, а толмачи – с латинского на славянский. 72 Неизбежны были взаимные недоразумения, неточности в переводе, искажения, даже грубые ошибки... В 1525 году Максим позван был к ответу. Его судили за разные вины и, между прочим, за вины против православной веры. Протопоп Афанасий, поп Василий, да протодьякон Иван Чушка подали запись, в которой отзыв Максима о русских книгах был выставлен в неправильном свете, – признан «хулою» на книги. Судьи и сами были того же мнения и потому охотно стали отыскивать улики против Максима. Между прочим, переводчику поставили в вину такое выражение: «аще кто наречет Пречистую Деву Марию, да будет проклят», – выражение, которое при неправильности своего построения не дает оснований для догматических выводов: так были придирчивы судьи! Между тем в переводах Максима были и действительно грубые ошибки, – где было написано: «Христос седе одесную Отца» или «седяй», Максим вместо этого написал: «седев, седевшего, сидел». 73 Суд кончился тем, что Максим был послан в Волоколамский монастырь и там заключен в темницу; там мучили его голодом, дымом, морозом и другими «озлоблениями и томлениями». 74 В 1531 году грека снова потребовали в Москву и поставили пред собором. Из Метафрастова жития Пресвятой Богородицы прочитали: «Иосиф... обручает себе отроковицу, совокупления же до обручения бе». Максим сказал: «это ересь жидовская, я так не переводил». – «А зачем ты загладил большой отпуст Троицкой вечерни?» – спросили Максима ревнители буквы. – «Дрожь мя великая поимала и ужас на меня напал, когда я стал, по приказанию Максима, заглаживать сей великий догмат премудрый» – сказал писец Медоварцев, отвечая общему настроению присутствующих. Максим трижды повергался ниц пред собором, прося прощения или снисхождения, но не смягчил тем своих судей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Недавно открылась кафедра теологии в МИФИ. Это хорошо. Но где у нас богословские факультеты? В нашей стране ощущается огромная нехватка высокообразованных богословов. Церковное, религиозное воспитание сегодня просто необходимо. Откуда проистекают грубые отношения в семье, дикость в обществе – убийства, бандитизм? Когда человек воспитан в вере, он знает, что нельзя грешить: произносить грубые слова, оскорблять, лгать, завидовать, возносить себя, нельзя плохо относиться к живой и неживой природе и т.д. Неслучайно детей с младенческих лет воспитывали в страхе Божием, ибо страх Божий – начало премудрости. В настоящее время на первое место зачастую ставят прибыль, выгоду, деньги. А с религиозной точки зрения деньги – ничто, оскорблять, тем более убивать из-за денег – это чудовищно и преступно. Чтобы человек не совершал столь греховные деяния, его надо с младенческих лет воспитывать в духе любви к другим людям, в духе добра и милосердия. Наш Спаситель Иисус Христос совершил величайшую в истории человечества революцию, когда произнес в Своей Нагорной проповеди удивительные слова: «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:43–45). – Константин Михайлович, в свое время вы возили своих сыновей на Афон, в другие святые места. Какие впечатления выносили дети из этих мест? – Я помню, как меня со всей семьей пригласили на остров Патмос, когда праздновалась юбилейная дата Апокалипсиса Иоанна Богослова. По преданию, Апокалипсис написан в 68 г. н.э. Собрались богословы со всего мира. Сын Александр прослушал выступления, потом побывал на том месте, где святой Иоанн Богослов писал Апокалипсис, – пещера эта из гранита, потолок в ней треснул в форме креста во время землетрясения или грозы. Над пещерой возвели храм. Остров Патмос небольшой, вулканического происхождения. На нем есть все – и пустыня, и горы, и озера. Интересно, что во время нашего пребывания на острове мы постоянно ощущали какое-то внутреннее беспокойство, тревогу и в конце концов сделали вывод, что, может быть, именно поэтому только здесь и могло быть написано такое уникальное произведение, как Апокалипсис.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=38&iid=2...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010