Неудивительно, если этот головщик Логтин, а с ним и друг его уставщик той же лавры Филарет воспылали ненавистию к Дионисию, которого и без того не любили. Оба они были люди едва грамотные, но оба считали себя знатоками церковных чинов и богослужения и призванными судиями в этом деле. Старец Филарет гордился тем, что сорок уже лет был уставщиком в Троицко-Сергиевом монастыре, а старец Логтин величался своим сильным голосом, искусством в пении и переложении церковных песней на новые распевы. Архимандрит Дионисий по отношению к братии отличался величайшею кротостию и снисходительностию, к оскорбляющим его был всегда терпелив и незлобив, старался действовать на всех только словами любви, вразумления, убеждения. С такими-то словами он неоднократно обращался и к Логтину и Филарету, которые вообще любили своевольничать, и каждый раз встречал со стороны их ожесточенное упорство и противоречие. Свою неприязнь к нему они выражали иногда крайне дерзко и грубо. Однажды, когда Дионисий читал в церкви поучение к братии и народу, Логтин подошел к нему, вырвал у него книгу и уронил аналой, к соблазну всех. Дионисий, не сказав ни слова, только перекрестился и пошел на крылос. Но дерзкий головщик начал еще кричать и плевать на своего настоятеля, вырвал у него посох, изломал и бросил ему в лицо. Дионисий оставил крылос, пошел к образу Пресвятой Богородицы и проплакал пред ним всю утреню. Эти-то два грубые инока, но имевшие у себя много знакомых и почитателей в самой столице, успели огласить Дионисия и его сотрудников еретиками еще прежде, чем они окончили свою работу. И когда Дионисий в мае или июне 1618 г. прибыл в Москву и представил исправленный Потребник митрополиту Ионе, заведовавшему патриаршеством, то Иона, уже предубежденный против Дионисия и его сотрудников и недовольный тем, что они трудились не под его надзором и руководством, а может быть, и тем, что они осмелились указать грубые ошибки и в книгах, напечатанных при нем, т. е. в период междупатриаршества, созвал 18 июля Собор не столько для обсуждения сделанных исправлений в книге, сколько для суда над исправителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Казалось, после столь великих заслуг преподобного для Отечества и лавры наступило для него время отдыха и упокоения. Не то судил Бог . Царь Михаил Феодорович, зная благочестие и ученость Дионисия, поручил ему в 1616 году исправить Требник от грубых ошибок, которые вкрались от времени. Дионисий и его сотрудники с усердием и благоразумием занялись этим делом; для пособия, кроме многих древних славянских Требников, в числе коих был и Требник митрополита Киприана, были и греческие Требники. Ошибок найдено множество, были в числе их и крайне грубые, например, о воплощении Сына Божия говорилось, что «Бог Отец с Сыном воплотися». Чрез полтора года представили исправленный ими Требник в Москву на рассмотрение собора. Собор, по наветам врагов преподобного, без вины осудил его как еретика на лишение сана и заточение, но по всей земле Русской еще бродили шайки литовцев и поляков, так что Дионисий не мог достигнуть места заточения, а потому его возвратили в Москву, заключили в Новоспасский монастырь, морили голодом, томили в дыму бани, заставляли класть каждый день по тысяче поклонов. Преподобный, укрепляемый Господом, не только выполнял наложенную епитимию, но еще от усердия своего клал другую тысячу поклонов ежедневно. По праздникам его водили, а ингода возили верхом на кляче, еще до обедни, к митрополиту на смирение. Здесь в оковах он стоял на открытом дворе в летний зной до вечерни, не освежаемый и чашей студеной воды. А грубые злобные невежды всячески ругались над ним, бранили, толкали, бросали в него грязью... Преподобный был весел, как младенец. Его обложили пеней в пятьсот рублей за то, что будто бы он «имя Святой Троицы велел марать в книгах и Духа Святого не исповедовал, яко огнь есть». Преподобный же, стоя на железах, толкавшим и оплевывавшим его говорил: «Денег не имею, да и давать не за что; лихо чернецу то, если расстричь его велят, а если только достричь, то ему венец и радость. Мне грозят Сибирью и Соловками, но я рад тому, – это жизнь мне». Когда другие со состраданием говорили: «Что это за беда с тобой, отче?» Он отвечал: «Беды нет никакой, а милость Божия; преподобный Иона, митрополит, смиряет меня по делам моим, чтобы не был я горд. Такие беды и напасти – милость Божия, а вот беда, если придется гореть в геенском огне: да избавит нас Бог от сего!» По Москве распустили нелепую молву, будто бы Дионисий и его сотрудники хотят огонь совсем вывести. Чего не выдумает и чему не поверит невежество народное! И что же? Ради сей безрассудной клеветы чернь толпами выходила на улицу, когда на худой лошади везли святого старца из обители или в обитель, чтобы над ним потешиться и бросать в него камнями и грязью; но он, как незлобивый младенец, ни на кого не скорбел.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В первое время по выходе из Египта, при отсутствии постоянного общественного святилища, сам Моисей устрояет временные святилища по патриархальному обычаю, сочетанием грубых больших камней. По Исх. 24:4 , Моисей, собираясь взойти на гору Синай, устроил жертвоприношение, окропление и освящение народа. Но как совершение жертвы в это время, за отсутствием еще священников, было предоставлено юношам из первородных сынов Израиля, так и местом совершения жертвы был поднятый под горою грубый камень, вероятно в виде дольменного стола. При камне жертвенника были расставлены, вероятно в виде круга, 12 столбов ( ), знаменовавших 12 колен израильских, и конечно имевших общий вид менгиров. Но подобное устроение культовых центров из сочетания мегалитов, по обычаю всех других народов, было терпимо в Израиле только до устроения скинии; с этого же времени грубые святилища из сочетания мегалитов оказались совершенно лишними и не нужными. Синайское законодательство, имевшее целью выделить еврейский народ из круга язычников даже с внешней культовой стороны, объявило грубые каменные жертвенники и столбы, которыми тогда была уже полна вся Палестина, вредными и подлежащими разрушению и уничтожению. Тем не менее из дальнейшей истории Иисуса Навина и пророка Самуила видно, что запрещения ветхозаветного законодательства относились во всей строгости только к мегалитам языческих ханаанских культов, а не к мегалитам, воздвигавшимся по точному смыслу жертвенников Авраама и Иакова. Мегалиты имени Иеговы, Бога Израилева, пользовались известностью еще долго, до времени построения Иерусалимского храма. С появлением же храма упоминаются только языческие памятники этого рода с самыми строгими обличениями их. Сводя вместе все места закона Моисеева, исторических и пророческих книг Ветхого Завета, касающиеся так или иначе мегалитических памятников, получаем следующие виды этих памятников. I. Бама, ( ). LXX не редко оставляют этот термин в его еврейском произношении, как собственное имя памятника. 102 Какой же вид имели памятники этого имени? У пророка Иезекииля 103 по поводу таких памятников поставлен следующий вопрос, выражающий вместе и обличение и недоумение: и рекох к ним: что суть аввама, 104 яко вы входите тамо? И прозвася имя ему Аввама даже до днешняго дне.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Илариона, приходит к выводу о их еретичности и объявляет, что ввиду еретических воззрений А. Илариона его канонизация невозможна. Что касается меня, я не думаю, что богословские мнения А. Илариона могут быть непреодолимым препятствием для его канонизации, поскольку предполагается его прославление как исповедника веры, а не как учителя Церкви… (Это утверждение автора противоречит как всей аргументации его статьи, так и само себе: Христианское мученичество есть свидетельство до смерти о правой вере, и ничем иным быть не может.– Ред). Проблема все же существует. Богословие А. Илариона имеет почитателей и пропагаторов. В их числе учители духовных школ, воспитатели будущих пастырей. Они напряженно ждут канонизации Архиеп. Илариона, которая в их глазах будет канонизацией и догматизацией его богословских взглядов. Поэтому, когда состоится прославление Архиепископа Илариона, должно со всею определенностью заявить, что он канонизируется как исповедник Христов, а его воззрения не получают при этом никакого церковного авторитета. Иначе нам грозят великие беды. Грубые нападки А. Илариона на Киевское богословие, на малороссийское духовенство на руку тем врагам Православия и России, которые хотели бы навсегда разделить две части русского народа. Грубые догматические его ошибки еще более провоцируют разделения. Когда Константинопольский Патриарх Кирилл Лукарис опубликовал на Западе свое Исповедание веры в протестантском духе, католики возликовали. Они говорили православным: «Вы хотите быть верными Преданию и не соединяетесь с нами. А теперь судите, кто более верен Преданию: мы или ваш Патриарх, исповедующий кальвинизм». И это стало одной из главных причин успехов Брестской унии в Южной России. К сожалению, аналогия с Патр. Кириллом оказывается достаточно точной. Он был одушевлен не только пафосом борьбы с латинством, но и пафосом очищения православного богословия от схоластических латинских заимствований. И теперь канонизация нетрадиционных, упраздняющих Крест Христов (ср. Гал. 5:11 ) воззрений А.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

Мать, слегка склонившись к Младенцу, держит Его на левой руке, а правую протянула к телу Младенца. Младенец облачен в темно-лиловую мантию и красный хитон. Черты ликов крайне утрированы, но судить о самой иконе трудно, так как она открыта только до трона, на котором изображена Б. М. Во Флорентийской академии, под 101, с именем мастера Берлингиери XIII столетия, любопытна икона Распятия и Б. М., с изображением Младенца на правой руке. Письмо крайне грубое и ремесленное. В музее Барджелло, в коллекции Каррана, за 26, замечательная греческая Панагия XV века. Собрание знаменитых Уффиций является наиболее богатым по отношению к византийским оригиналам, но среди них нумера: 2, 7, 9, 11, 22 представляют грубые образцы местной работы, издалека имитирующие византийский образец, очевидно, ставший известным только в грубых ремесленных копиях, или только в прорисях. Многие иконы, по рисунку, превосходят то дурное, что случается видеть на Востоке. В церквах и окрестностях Флоренции, как например, во Фьезоле находим в соборе и церквах иногда, в качестве особо почитаемых икон, но чаще в виде предметов старины, сохраняемых в ризнице, грубые иконы Б. М. с Младенцем XV или XVI века, греческой манеры, но крайне вульгарной передачи. Они не заслуживают ни опубликования в снимках, ни более подробной характеристики, а общий тип их мало чем отличается от римских народных икон. Единственная черта, на которую следует обратить внимание – это продолговато-узкий овал лица Б. М., в отличие от широкого овала римских икон; в данном случае, очевидно, воспоминание ближайшего византийского оригинала. Рим мог бы считаться наполненным иконами греко-итальянского письма или так называемой итало-критской школы, если бы весь материал не был с одной стороны, как например, различные (о Ватиканском особо ниже) собрания, – запрятан пока в кладовые, а с другой – сохранен исключительно в виде многочисленных чудотворных икон, почитаемых только народом и потому неизвестных пока для историков. О собраниях икон в Риме скажем после, а теперь остановимся только на чудотворных иконах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

И с благоговением примем совет преп. Иоанна Лествичника , который так наставляет каждого: «Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека, желающего напоить тебя сим врачевством, очищающим от блудной похоти; ибо тогда глубокая чистота воссияет в душе твоей» 397 . Скорби очищают от невольных грехов, которые имеют даже и святые. «Святые, все без исключения ( Евр.12:8 ), несмотря на то, что победили вечную смерть и раскрыли в себе вечную жизнь еще во время этой временной жизни, подвергались многим и тяжким скорбям и искушениям. Отчего это? Свойственно грешникам привлекать на себя наказание Божие; по какой же причине жезл Божий не минует избранных Божиих, поражает их ударами? – спрашивает св. Игнатий Брянчанинов и тут же отвечает, – разрешается этот вопрос, по наставлению Священного Писания и святых отцов, следующим образом. Хотя греховность и побеждена в праведных человеках, хотя вечная смерть уничтожена присутствием в них Святого Духа, но им не предоставлена неизменяемость в добре на всем протяжении земного странствования» 398 . Неизменяемость – несбыточная мечта в земных условиях. Даже св. апостолу Павлу был дан «пакостник плоти. Для чего? Для того, чтобы не превозносился» ( 2Кор.12:7 ). Господь сказал, что во время земной жизни люди будут скорбны. И Его предсказание сбывается. Но на протяжении времен характер скорбей постоянно менялся. Характерная особенность скорбей нашего времени, по утверждению св. Игнатия Брянчанинова , это их тонкость и мелочность. Наши скорби настолько утончены, что при поверхностном взгляде на них трудно даже назвать их скорбями. И здесь просматривается хитрость вражья. Падший дух усмотрел, что искушения явные, грубые, жестокие возбуждают в человеке пламенную ревность, мужество при их перенесении, поэтому он заменил грубые скорби слабейшими, утонченными, которые действуют лучше, потому что не вызывают у сердца ревности к стойкому их перенесению. Такие скорби, держа в нерешительности, томят, постепенно истощая душевные силы человека, ввергают в уныние, в бездействие и губят, соделав его жилищем страстей по причине расслабления, уныния и бездействия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Хилиастическое учение особенно было распространено во времена непосредственно послеапостольские у еретиков Керинфа 697 (первого века) и Монтанистов (третьего века). Учители церковные 1-х 3-х веков, державшиеся хилиазма, были Папий Иерапольский , 698 Иустин Философ , 699 Ириней, 700 – еп. Лионский, Тертуллиан , 701 пресвитер Карфагенский и друг. 702 В настоящее время хилиастическое учение разделяется некоторыми учеными немецкими богословами, напр., Роте в его догматике; возобновлено с некоторыми особенностями анабаптистами, Сведенборгианами, мормонами, а другими мистиками и иллюминами. Сущность названного учения можно характеризовать в следующих немногих словах. – При Своем втором пришествии на землю в предопределенное время Христос прежде всего воскресит умерших праведников: «первое воскресение»; при этом Христос Господь в славной борьбе победит Своих врагов и сломит власть сатаны на тысячу лет; затем на такой же срок утвердит свое господство на земле. 703 Иерусалим, 704 восстановленный из развалин, будет царскою резиденцией Христа; верные вместе с Ним станут управлять царством, занимая почетные должности. Последователям Христа в хилиастическом царстве обещаются возможные чувственные наслаждения, как награда и отплата за претерпевшие ими в предыдущую пору их жизни страдания и лишения ради имени Христова, причем грубые, вне Церкви находящиеся, хилиасты, проповедывая восстановление закона Моисеева со всеми жертвами, не стесняются обещать грубые плотские наслаждения, нисколько не уступающие в своей чувственности мухамеданским наградам в раю; хилиасты же Церковные настаивают на умеренных, хотя и чувственных, 705 удовольствиях. Сатана, по учению хилиастов, связан будет на тысячу лет только; по прошествии же этого срока, он будет снова развязан и вместе с антихристом, своим орудием и его последователями, выступит против Церкви Христовой, произведет ожесточенную борьбу, которая кончится погибелью сатаны и антихриста вместе с его приверженцами и тогда–то последует второе, всеобщее воскресение, всеобщий суд и т. д. в обыкновенном порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Каждая такая келлия расположена на расстоянии от другой, но все они группируются около одной большой пещеры-храма со всеми признаками литургического назначения. Обычно каждый такой пустынник проводил время в одиночестве, не видясь с другими исполнителями сурового обета, только к богослужению все собирались в пещерный храм. До сих пор такие группы пещер в народе здесь называются laura. ный потолок, осыпающиеся стенки. Стоять в рост даже и среднему человеку нельзя – высота потолка – 1,15–2,0 м. Около 1,50×2 м. в ширину и длину. По трем стенкам – грубые туфовые же низкие скамьи, на которых лежать невозможно, за их узостью, а лишь – опереться коленями, и в таком согнутом положении проводили время молитвы эти великие подвижники. В других подобных келлиях, вместо скамьи, по стенам находим просто длинные узкие (0,60 м.) углубления (0,40–0,60 м.). Несомненно, что и эти последние также назначались для молитвенного стояния. Встречаются такие туфовые пещеры очень больших размеров. В расстоянии 4–5 км от станции S. Vito dei Normanni, недалеко от хутора Cafaro, в открытом поле находим пологий спуск ко входу в громадную пещеру. Она носит название в этой местности – „sette grotte“ (семь гротов). Несомненно, это – естественная пещера, которая после, в эпоху средних веков, была утилизована восточными пришлецами-монахами. На стенках из туфа, сильно обветрившегося, во многих местах находим грубые высеченные кресты четвероконечные. Нет никаких следов апсиды, ниш и т.п. По форме своей эта пещера представляет один длинный корридор, пересеченный по ширине двумя меньшими коридорами; получается, таким образом, крест ‡, почему народ называет эту пещеру также – „grot ta della crose“. В настоящее время точное обследование ее невозможно, потому что почти на половину высоты она загромождена землей, илом. В весеннюю и осеннюю пору дожди наполняют пещеру до-верха грязной водой, потолок постепенно обваливается, загромождая, таким образом, еще более внутреннее пространство. Однако и беглого осмотра достаточно, чтобы сказать, что эти „sette grotte“ очень подходят по своему типу к описанным келлиям, но представляют собою соединение нескольких гротов, в которых находился, как бы, общежительный монастырь. Если бы очистить эту интересную пещеру от наноса, несомненно – глазам представились бы многие интересные подробности архитектурные. В одном из концов первого поперечного коридора находим такие же скамьи для отдохновения, как и в одиночных келлиях описанного выше типа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом исчезли барьеры между святыми и грешниками. Бог может использовать для Своих целей и вписать в Свой план каждого и каждую. Далее в Откровении идет прямая речь Иоанна Богослова: «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию» ( Откр.1:9–11 ). Здесь Иоанн Богослов свидетельствует о самом себе. Он говорит: «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа» ( Откр.1:9 ). Он говорит очень просто, он не похваляется никаким своим апостольским достоинством. Это мы их называем богословами, евангелистами, апостолами, первоверховными и так далее. А они были очень скромные люди, рыбаки, плотники, пастухи, люди с образованием даже ниже среднего. Очень бедные, низкого социального положения. Сказано: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» ( 1Кор.1:26–29 ). Вы когда-нибудь общались с профессиональными рыбаками? Я вот был на Охотском море, в Приморском крае. Я видел настоящих рыбаков. Это грубые руки, грубая и своеобразная речь. Это люди, которые постоянно работают. Кстати, специалисты, которые изучают подлинные тексты Евангелия, говорят, что Евангелия написаны очень простым языком. Даже есть внешне грубые выражения. И специалисты признаюи: очень четко видно, что писали рыбаки, особенно, когда разбирают Евангелие от Марка – это записанная проповедь апостола Петра, или послания Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Не придавая значения точного учения первому взгляду на адские мучения, оставляя его в ряду частных мнений, церковь тем более не может принять последнего, как переводящего на будущую обновленную жизнь грубые понятия теперешней жизни, скрывающие от наших очей высокий образ любвеобильного Бога христианского. Грубые понятия об адских мучениях могут быть приличны религиям, составляющим произведение человеческого ума, и людям, мыслящим в духе учения об аде, которое, по Корану, таково: «Какое страшное жилище (геенна)! Когда грешники будут ввержены (туда), то услышат её рыкающею, а огонь загорится с силой. Ад чуть не треснет от ярости». – «Кожа мучащихся истребится огнем, но мы оденем их другою, чтобы заставить их испытать наказание». – «Мы заставим его (грешника) жариться на огне сакара (адского огня). Он ожигает тело человека. Он не оставляет ничего, не истребивши, не оставляет ничего целым, ничему не дает скрыться». – «Осуждаемый на жилище в огне, имея тело сверху покрытым слоями огня, будет напоен кипящей смолой, которая изорвет ему внутренности; он покроется вонючей водой». «Нечестивые еще будут накормлены деревом Цаккум. Это дерево растет из глубины ада; его вершины как будто демонские головы. Отверженные будут им питаться и наполнять желудок». «Сверх того увидим их обремененными по рукам и ногам цепями. Их туники будут из смолы, огонь покроет их лица, потому что Бог распределяет каждую душу по делам ее» 53 . Эти буквальные выдержки из Корана не оставляют никакого сомнения в том, что магометанство разумеет адские мучения в грубочувственнем смысле. Если же ни один из двух приведенных взглядов на адские мучения не может быть принят за точное учение веры православной, а церковь сочла за лучшее оставить вопрос об адском огне без определенного ответа, который, по выражению блаженного Августина , ведом только Духу Божию и тому, кому благоволит открыть этот Дух, то не следует ли, ввиду молчания церкви и замечания блаженного учителя оной, отказаться от уяснения довольно нелегкого для понимания предмета? Следовало бы, если бы Дух Божий сам не поднимал завесы, прикрывающей будущее от наших глаз. Заглянем же за эту завесу, насколько она приподнята Духом Божиим верующим во Христа и приникающим с благоговением к его Божественному слову, к учению церкви и к книге природы. Что же читаем в этих органах вещаний Духа Божия?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010