Благодать действует прежде всего в таинствах отступников, но в таинствах лишь тех отступивших сообществ, которые сохранили не только форму таинства, но и основные истины христианской веры. Исключение составляет таинство Евхаристии, которая может совершаться только в Церкви. Для иллюстрации своих выводов о. Владислав приводит образ двух концентрических кругов: " Внутренний круг будет символизировать Православную Церковь – " часть спасаемых " , а кольцо вокруг него – ту " мистическую территорию " , которую занимают инославные общества " . Из дальнейших рассуждений становится понятным, что для более точной иллюстрации авторских идей таковых кругов должно быть как минимум три: " К " части спасаемых " , к неповрежденной Православной Церкви принадлежат лишь те, кто сохраняет подлинное евхаристическое единство. Инославные Церкви, в которых не прервалось апостольское преемство и потому есть необходимые условия для помазания святым миром, но отделившиеся от православных и порвавшие с ними евхаристическое общение, – это те схизматические Церкви, приходящие из которых присоединяются к Православию третьим чином. И, наконец, христианские общества, которые из всех Таинств имеют только Крещение и приходящие из которых принимаются поэтому по второму чину, через помазание святым миром, примыкают к той внешней границе, за которой остаются иноверцы и грубые еретики " с. 218]. Собственно говоря, эти положения представляют собой модификацию мыслей о. Георгия Флоровского о канонических и харизматических границах Церкви. Разница лишь в том, что в концепции о. Владислава трудноуловимые харизматические границы Флоровского приобретают конкретные очертания и поэтому определяются как " внешняя граница Церкви " : " Внешняя граница Церкви, по одну сторону которой совершаются Таинства, хотя и окраденные, но низводящие благодать и освящающие приемлющих их, а по другую лежит земля, еще только ждущая просвещения светом Христовым, канонически проведена столь же точно и строго, как и граница внутренняя " с. 218]. Таким образом, для прот. Владислава и " внешние " и " внутренние " границы Церкви являются одинаково каноническими. Тем не менее, заявленные точность и строгость этих границ трудноуловимы, ввиду неоднозначности самих канонов, регулирующих способы принятия отступников: " В суждениях о том, что канонические границы Церкви не совпадают с харизматическими границами, нет ключа к решению вопроса, ибо границы, определенные 95-м правилом, равно как и предшествовавшими ему канонами – 1-м правилом святого Василия Великого или 7-м правилом Второго Вселенского Собора, то есть границы канонические, сами далеко не однозначны " с. 217].

http://bogoslov.ru/article/1391715

364. Тело, истлевшее в земле и рассыпавшееся, воскреснет, поскольку Бог сначала из земли сотворил тело и также может возобновить рассыпавшееся в земле. Апостол Павел объясняет это подобием посеянного зерна, которое истлевает в земле, но из которого вырастает трава или дерево. Ты еже сееши (то, что ты сеешь), не оживет, аще не умрет (1Кор.15,36). 365. Все умершие воскреснут, а у тех, кто до времени Всеобщего Воскресения останется в живых, нынешние грубые тела мгновенно изменятся и станут духовными и бессмертными. Вси бо не успнем ( не все мы умрем), вси же изменимся, вскоре (вдруг), во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии восстанут (воскреснут), нетленни, и мы изменимся (1Кор.15,51-52). 366. Воскресение мертвых совершится в конце этого видимого мира. 367. Этот тленный мир окончится тем, что преобразится в нетленный. Яко и сама тварь свободится от работы истления (от рабства тлению), в свободу славы чад Божиих (Рим.8, 21). Нова же небесе и новы земли по обетованию Его чаем (ожидаем), в нихже правда живет (обитает). (2Пет.3,13.) 368. Мир преобразится посредством огня. Нынешняя небеса и земля (содержимые) тем же словом (т.е. Божиим) сокровена суть, огню блюдома (сберегаются огню) на день Суда и погибели нечестивых человек (2Пет.3,7). 369. Души умерших до Всеобщего Воскресения пребывают в таком состоянии: души праведных - во свете, покое и предначинании вечного блаженства, а души грешных - в противоположном тому состоянии. 370. Души праведных не воспринимают тотчас по смерти полного блаженства, потому что всецелое воздаяние по делам предопределено получить всему человеку по воскресении тела и Последнем Суде Божием. Апостол Павел говорит: " Прочее убо соблюдается (а теперь готовится) мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он (тот), Праведный Судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшим (возлюбившим) явление Его " (2Тим.4,8). И еще: " Всем бо явитися нам подобает (должно) пред Судищем Христовым, да приимет кийждо (каждый), яже с телом содела (что он делал, живя в теле), или блага или зла " (2Кор.5,10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

Тогда Мельниковы собрали книги и сами бежали с беседы, никем не гонимые; а за ними пошли их почитатели. Но мы из церкви не уходили, а беседа продолжалась более четырех часов: добросовестные старообрядцы слушали со вниманием и сознали Мельниковых пустомелями и дерзкими ругателями. Итак, с беседы не мы их выгнали, а они сами бежали. Вот я тебе описал чистую правду и надеюсь, что ты мне поверишь». Перечислив далее общих знакомых, вновь обратившихся из раскола к церкви, Л. Г. Алейнов прибавляет: «У вас в Воронке склонных к православию очень много. Беседовали мы в Княжой (с беглопоповцами). Милая была беседа! Просили еще приехать побеседовать. Почтенные старички! Мы их очень полюбили за то, что защищают свое добросовестно, не так как бессовестные австрияки. Княжевцы об австрийских отзываются с омерзением, – зовут их самозванцами...» Изложенные в этом письме подвиги сыновей лжепопа Мельникова были только началом таковых. Спустя несколько времени, а именно, в ноябре месяце прошлого года, явились они в посад Елеонку и вели здесь беседы с миссионером о. В. Родионцевым, на которых еще более усилили свои дерзости. Что они говорили здесь с помощью своих сторонников, это уже известно из напечатанного нами описания бесед, сделанного самим о. Родионцевым (См. Брат. Сл. " 1894 г., т. I, стр. 128–142, 209–220). Любопытно, что сами старообрядцы, особенно беглопоповцы, возмущены были дерзостями, какие они дозволяли себе относительно церкви и беседовавшего с ними защитника церкви; а один из почтенных старообрядцев Л. С. Шелепов тут же объявил, что Мельниковы не защищают, а роняют раскол, и что он не желает более оставаться с ними в расколе, а идет в церковь . Зато истые раскольники– австрияки, вместе с главой их, местным богачом Гусевым, не нарадуются, смотря на грубые выходки юных питомцев Швецова, – и вот, обольщенный их похвалами юннейший из сих юнцов, Федор Мельников едет в Москву и здесь совершает описанные выше подвиги на радость московским «братчикам»... Московские свои подвиги Федор Мельников совершил в декабре прошлого года; а в январе настоящего опять приехал вместе с братом в Елеонку к Гусеву, вероятно, возвестить ему о победах, одержанных в Москве. Здесь, в Елеонке, пришлось им опять беседовать с о. Родионцевым и, как следовало ожидать после воображаемых московских успехов, оба вели себя на этих беседах еще возмутительнее, чем обыкновенно. Об этих новых подвигах сыновей Мельникова, а также и других, имеющих с ними связь, событиях в стародубском расколе, мы получили известия от самого о. Василия Родионцева, и приводим их здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

В пространном христианском Катихизисе православной кафолической восточной Церкви святителя Филарета написано, что при воскресении мертвых, в соответствии с православным вероучением, все тела умерших людей, соединяясь опять с их душами, оживут, и будут духовны и бессмертны. “Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное” ( 1Кор.15:44 ). “Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою” ( 1Кор.15:50–54 ). Воскреснут все умершие; а у тех, которые до времени общего воскресения останутся в живых, грубые нынешние тела (плоть) мгновенно изменятся в духовные и бессмертные. Воскресение мертвых произойдет при конце сего видимого мира. Сей тленный мир кончится тем, что преобразится в нетленный мир посредством огня. До всеобщего воскресения души праведных находятся во свете, покое и предначатии вечного блаженства; а души грешных в противоположном сему состоянии. Полное воздаяние по делам предопределено получить полному человеку, по воскресении тела (в новой плоти) и последнем суде Божием. “Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше” ( Флп.1:21–23 ). Христианский Катихизис раскрывает отношение Православия к существованию человека после его смерти, то есть и к спекуляциям о реинкарнации. Но в рамках религиозной философии также можно лаконично сформулировать грубейшие изъяны этой гипотезы. Сия идея, принятая в большинстве восточных и псевдо-восточных вероучений, противоречит ряду важнейших богословских, философских и нравственных принципов. В первую очередь нарушаются принцип абсолютности Творца и основные принципы существования тварного бытия:

http://sueverie.net/o-reinkarnacii-peres...

Здесь повторяется отдельная вариация той единственной в своем роде драмы, которая разыгралась некогда в мрачной иудейской пустыне. «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: ангелам своим заповедает и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею», – искушал диавол Господа, рисуя соблазнительную картину быстрого роста и успеха среди людей евангельской правды, при помощи чуда... – «Вот, – как бы так говорил искуситель, – смотри: с высоты храмовного крыла, на котором Ты стоишь сейчас, видны все общественные здания столицы. Здесь и двор священников, и здание синедриона, и школы ученых раввинов, и древний алтарь. Там-же, внизу, колышутся громадные толпы народа. Их Ты хочешь звать к Богу, к правде, к добру... И люди все пойдут за тобой, – если только ты решишься броситься отсюда вниз. Ведь Ты Сын Божий! Для Тебя не существует ни опасности, ни смерти... Ты величественно и плавно, точно на орлиных крыльях, опустишься на землю, в сиянии Божественной славы, окруженный несметными полками небесного воинства… Впечатление получится грандиозное, потрясающее. Весь народ тогда будет Твой! Он преклонится пред Тобой и назовет Тебя Своим Богом! И действительно: снисшествие Спасителя к людям не в уничиженном виде назаретского плотника, а в величественном образе царственного Чудотворца, по-видимому, должно было бы открывать широкий успех евангельской проповеди . Народ ждал чуда и менее всего был расположен к вере в Страдальца, и стоило только Христу Спасителю уступить этим требованиям от Него знамений и чудес, стоило Ему явить Себя в величии и могуществе божественных сил, чтобы весь Израиль уверовал в Него. Но Сын Человеческий, несмотря на всю Свою любовь к людям, не хотел новое вино – свободный христианский дух – вливать в старые мехи, во внешние формы законнической праведности евреев. Действуя внешне на человека, чудо не дает места свободной вере и любви. Оно могло только еще сильнее закрепить грубые, показные стороны иудейской набожности. Рабское поклонение пред Божеством не спасает человека. Оно не делает его лучше, не возрождает духовно.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/ve...

Эти черты можно наблюдать и в издаваемом рисунке, хотя лица переданы в нем не вполне верно. В оригинале можно наблюдать и другие черты поздней византийской живописи: господство темно-зеленых и желто-коричневых цветов в одеждах, густые, оливковые тени, с белыми по ним бликами и резкими белильными оживками, грубые черты красного румянца на лбу, щеках и носу. Древность иконографического перевода в настоящей иконе, отмеченное еще проф. Н. И. Петровым , подтверждается многими деталями перевода. Из них особенно замечательно троеперстное, не именословное, благословение Спасителя, отличающее Спаса Вседержителя и тип головы Спасителя, восходящий к мозаикам 11–12 ст. Спаситель стоит на круглом возвышении (пульпите) пурпурного цвета, с жемчужными украшениями по кайме, которое в византийских церемониях носило название омфала и, заменяя собою пурпурную плиту порфира, обозначавшую место стояния императора в церкви, представляло подвижное возвышение, на которое всходил император при остановках во время крестных ходов и процессий. Что наша икона непосредственно скопирована с иконографического оригинала 12–13 ст., то доказывается обратной стороной дощечки, на которой этот Деисус написан, а именно: на этой стороне иконы уцелело, гораздо более древнее по характеру, изображение апостолов Петра и Павла от 12–13, еще прекрасного византийского письма, без всяких схематических условностей (заслуживает факсимильного издания в красках, как большая редкость, уцелевшая от Византии). 11. Икона преподобного Саввы Преосвященного за 3325, 0,12 м. шир. и 0,20 выш, (табл. 11) открывает собою ряд замечательных по своей „портретности” икон Синайской коллекции пр. Порфирия и византийской иконографии. Большинство этих икон относится к 15 и даже 16 в., как можно догадываться по господствующей в них живописной манере, уже отступившей от всем известных, условных приемов обычного византийского письма, сложившегося в периоде от 11 по начало 13 ст. 10 Изображение св. Саввы, как и большинство этих икон, было когда-то грубо переписано, или, как говорят, „освежено» и дополнено довольно ремесленно в пострадавших частях, напр.: в письме свитка, в черном параманде, складках одежд.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Итак, не напрасно ли раскольщики, во извет своего от нашей Церкви отпадения, упрекают нам неисправными священниками, когда и у них таковые ж или ещё гораздо порочнейшие находятся попы? Да они же к тому, как увидим в следующем параграфе, беглецы либо незаконно посвящённые и самозванцы суть незаконные и, по собственному отщепенцев признанию, для спасения христианского сумнительные. А не хуже ли ещё и того, когда беспоповщина остаются вовсе без священства, без коего никому, как выше в конце §5 из великого катехизиса сказано, спастися не можно? в).Табак духовным нюхать подлинно не пристойно, да и для других, ежели его будут употреблять чрез меру или во святых храмах, есть предосудительно; но надлежит ли называть потому оную траву проклятой? Никак. Это будет злословие на Самого Создателя, Который в числе других трав и злаков, на службу скотом и человекам устроенных, произвёл и сие растение. Касательно ж до слов апостольских, из сношения разных мест Писания видно 191 , что коренем горести, вверх прозябающим, разумеется у него не табак, а всеваемый от лжеучителей разврат и суеверие, коего он велит там всячески остерегаться и истреблять. Или, по Златоусту 192 , корень оный горести означает грех , к соблазну других клонящийся, а паче любодеяние и плотскую нечистоту, там же у апостола упоминаемую 193 . Вследствие чего, чтоб ими не оскверниться, невоздержных, – говорит, – и блудников отсецайте. §7. О неимении Церкви у отщепенцев Положение истины Напротив того, отступившие от нас собратия наши, известные раскольницы, ни веры правой, ни Церкви истинной отнюдь не имеют. [Довод I, от различия толков.] I.Noheжe нет у них достодолжного, как и выше сказано в §2, по благочестию единения. Они, как известно, имели весьма многих и различных лжеучителей, различное по своим смышлениям мудрствовавших, хотя-то ни силы Божией, ни Писания не разумевших, поскольку все были невежды, забеглые, то есть, к ним по суеверию попы, беспутные дьячки, либо и грубые мужики 194 . В последствие чего, влающеся и скитающеся всяким ветром учения во лжи человечестей 195 , раздираются на весьма также многие и различные партии или толки, один от другого по выдумке тех лженаставников в течение времени произникшие, и от них же особливо наименованные, так что даже в одной у них иногда семье не одна, но многие водворяются религии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

На вопросы отвечать надо просто, что знаешь, конечно, без тщеславия. Знай, что сделаешь по тщеславию – непременно жди бесславия, да как оно мучительно будет тревожить опять. Посылаю [статью] о сновидениях. Сделал выбор из святых отцов еще при отце Ефреме. Усматривай, если подходяще – помести в сборник писем. Кончаю писать. Пребываю с любовью о Христе многогрешный схиигумен Иоанн 23 .01.1955 Уважаемая Елена Акселевна! [...] Я сейчас [мысленно] смотрю твою квартиру и планирую, где поместить Павлу и Лидию. Диван занимает очень много места, нельзя ли куда его убрать? Столик поставить на его место, шкаф с книгами подвинуть, а где я спал, рядом поставить другую кровать – вот место нашлось бы для них. А Сергеевна пусть там живет, [где и раньше], и если ей не понравится – потерпите, только желать не надо, чтобы она умерла, так думать грешно. Я чувствую себя хорошо, даже мог бы и к вам приехать, но получится нехорошо, и братия осудит мое благочестие, скажут, служить не может, а ехать в город может. Умер монах Павел, во вторник похоронили. Отец Роман слабеет, я его соборовал, и еще есть кандидаты, созревшие к переходу в иную, вечную жизнь. Все же остарело наше братство, и теплится монастырская жизнь помаленьку. Я замечаю, что память моя помаленьку тупеет. Посмотри в письме о монастырях, там надо-таки сказать: «Иное слово от слуха, а иное слово от дела». Так ли там написано? По Божией милости пока у нас не болеют инфлюэнцей. Кончаю писать. Храни вас Господь. Схиигумен Иоанн 29 .01.1955 Досточтимая о Христе раба Божия Елена! Христос посреди нас! [...] Вот и я опишу свои переживания. Раба Божия Агния прислала мне длинное письмо – три листа – и подчеркнула мое отношение к ней, когда-то что ей сказал. Я ответил ей так: «Прочел твое письмо, все понял, прости меня, грешного, за все мои грубые поступки и слова, и тебя Бог простит. По болезни не могу я писать – прости за краткость письма». После того письма получил еще письмо, посылаю его тебе, по прочтении сожги его. Тайной она называет свое пострижение и меня очень винит, зачем я сказал тебе эту тайну. Она думает и Коллиандерам сказал, но я им и другим никому не говорил, кроме тебя. Может быть, ты кому говорила, и до нее дошло? Тит послал ей листок «От Меня это было», а она почему-то поняла по-своему, что-то тайное. Титу не говори ничего по поводу этого листка, обо всем умолчим, и на это ее письмо отвечу кратко с извинением. Как она, бедная, мучается, точно ненормальная, помоги ей Христос. Прилоги безгрешны, и они повторяются, на них смущаться не надо. Патриарший календарь у меня есть. С Сергеевной умудряйся о Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

При этом должно помнить, что, если кто оставил грубые плотские пороки и страсти, как, например, блуд, грабежи, убийства и т. п., тот совершил только еще начальные шаги из области жизни плотской в область жизни духовной. Истинно духовная жизнь здесь еще только начинается. Она состоит главным образом во внутреннем духовном делании, начинающемся всегда борьбой внутренней с помыслами, чувствами, желаниями, вообще со всеми движениями нашего существа, противными любви ко Христу; и только таким образом очищается и предуготовляется сердце для приобретения истинной любви ко Христу. Непрестанное духовное бодрствование над всеми помыслами и движениями души, борьба со страстями вот то духовное делание, тот путь тесный, который приводит к духовному совершенству, ибо очищенная посредством духовного бодрствования и борьбы душа легко, как бы сама собою, по самой своей природе раскрывается и для любви, восходит на эту высшую ступень духовного совершенства. Большинство людей не придает никакого значения тому, какие помыслы постоянно проходят в их душе, признавая вполне достаточными вышеозначенные начальные шаги в жизни духовной и считая себя вполне правыми пред Богом, если избегают явно худых, порочных дел или делают какое-либо добро людям, считая свои добрые дела подлинным проявлением христианской любви и забывая слова Христовы, что лишь по очищении внутреннего, то есть сердца, внешнее их (т. е. дела) чисто будет ( Мф. 23, 26 ). Людям мира сего кажется даже прямо смешным и странным, что главное существо христианской духовной жизни сосредоточивается внутри: подобное постоянное бодрствование над помыслами, самоуглубление и духовное созерцание дело пустынников, а не людей, живущих в миру, скажут они. Но думающие и говорящие так обнаруживают незнание истинного учения Христова. Не Христос ли сам говорил: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17, 21 ), не Он ли изъяснил, что истинное служение Богу совершается «в духе и истине» ( Ин. 4, 24 )? Не Он ли осудил людей, чтущих Его устами, а сердцем далеких от Него ( Мф. 15, 8 ; Ис. 29, 13 )? Не Он ли говорил, что оскверняют человека лишь исходящие из сердца «помышления злая» ( Мф. 15, 19 ) и что очищать нужно не тело только, даже не око, но вожделения сердца, возникающие при воззрении ока ( Мф. 5, 28 )? Не Он ли на горе ( Мф. 5 ) заповедал Своим последователям обогащать себя более всего добродетелями духа (смирением, сокрушением, кротостью, алканием правды, милосердием, чистотою, мирным настроением духа, страданием за правду и радостью в гонениях за имя Его), требующими по преимуществу подвига внутреннего? Не Он ли словом Своим постоянно очищал самое сердце учеников Своих от тщеславия, пристрастия к благам мирским и т. д., после того как апостолы, последовавши за Ним, внешним образом уже оставили все ( Мф. 19, 27 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Общение со старцами изменяет человеческую жизнь. Жизнь Церкви на старчестве держится и старчеством окормляется. При общении с ними реально ощутить дар благодати Божией; дар прозорливости производит на человека очень сильное впечатление. Человек на собственном опыте убеждается, как Дух Святой действует и живет в Церкви. Так произошло и с митрополитом Гурием – со всей горячностью своего сердца воспринял он благодать старчества, напитался ее дарами и сумел воплотить все лучшее и передать своим духовным чадам. Владыка Гурий был правой рукой священномученика митрополита Вениамина. В Александро-Невской Лавре он был тесно связан с преподобным Серафимом Вырицким . Несколько раз по поручению митрополита Вениамина ездил в Москву к Святейшему Патриарху Тихону. Промысл Божий явился и в том, что будущий митрополит Гурий был уставщиком при совершении чина погребения Патриарха Тихона. Все его самые близкие друзья – монахи, архиереи и отцы Александро-Невского братства приняли мученический венец. В Ташкенте Владыка Гурий сблизился с исповедником святителем Лукой (Войно-Ясенецким) . Духовная связь между ними оказалась настолько глубокой и сильной, что погребли митрополита Гурия в Симферополе рядом с могилой архиепископа Луки. Сокровенной была дружба Владыки Гурия с исповедником святителем Афанасием (Сахаровым) . Не прославленных же среди тех, с кем встречался на жизненном пути митрополит Гурий, гораздо больше. Целью его служения в тяжелые годы гонений было сохранить духовную жизнь, культуру православного монашества, которое в то время было лишено монастырских стен и одежд, сохранить молитву, старческое руководство, общинную жизнь. Все годы своего архиерейства он нес клеймо лагерника – об этом митрополиту Гурию при всяком удобном случае напоминали уполномоченные по делам религии. В ответ на любой его отказ выполнить требование властей следовали угрозы и грубые напоминания о его лагерном прошлом, о сроках, которые он получил как «враг народа». Владыка, в свою очередь, никогда плохо не вспоминал о своих гонителях. Вот почему православному сердцу хочется помнить не злобу властей, а неизреченный Промысл Божий о своих рабах. В молчании, кротко и смиренно он пронес свой тяжелый крест, усердно служа созиданию Церкви Христовой…

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010