Пост — это все-таки отказ, лишение. И любой отказ от чего-то ради Господа, ради веры, причем отказ от того, от чего не хотелось бы отказываться — это уже здорово, уже благословлено Богом, в какой бы мере это не происходило. А уже степень этой меры у всех разная. Ведь умение сказать некоторым своим пожеланиям «нет», одно из ценнейших в жизни. — В чем особенность Рождественского поста? Рыбу можно, пост проходит легче? — В Православной Церкви существует устав, и рыба разрешается далеко не каждый день. Но существует практика, которая сейчас распространена практически повсеместно, что в Рождественский пост, кроме среды и пятницы, рыбу едят. Я не считаю нужным это запрещать, хотя соблюдение устава приветствуется. Если говорить обо мне лично, я считаю, что мне полезнее есть рыбу только в субботу и воскресенье, а в остальные дни стараться от нее воздерживаться. Иначе я поста не почувствую. Любая рыба — это так вкусно, какой там пост! Но требовать этого от всех я не могу. Конечно, Рождественским постом возникают вопросы насчет Нового года. Вплоть до того, что некоторые люди отчаянно доказывают, что нужно переходить на новый стиль в календаре. И когда я спрашиваю, какие же у них аргументы, на полном серьезе говорят: «Но ведь Новый год! Как же? Получается, что все, как люди справляют, а у нас пост!». Конечно, мы имеем право отпраздновать Новый год, но с постным столом — рыба, морепродукты. Некоторые ревностные православные чуть ли не демонстративно ложатся спать и все. Говорят: «Я Новый год не справляю, я православный человек, а это языческий праздник!». Мне это не близко, я считаю, что Новый год — хороший праздник. И то, что он выпадает у нас на пост, не должно отменять поста, но допустимо смягчить пост в день новогоднего праздника. А начиная со второго числа, вплоть до Рождества пост становится особенно строгим. — Если по состоянию здоровья человек не может поститься, как быть? Каким должен быть пост вообще без еды как составляющей? — Здесь может быть очень много различных подходов, есть даже некий простор для творчества — попытаться разобраться, что в этой жизни доставляет мне удовольствие, без чего я могу обойтись. Для кого-то это телевизор, для кого-то интернет, социальные сети, компьютерные игры, может быть, какие-то нравственные ограничения.

http://pravmir.ru/luchshee-pirozhnoe-che...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Преступная, дикая, средневековая, но – реальность» Украинские власти отказали УПЦ МП в проведении молебна в Софийском соборе, а последователям Думенко – разрешили 18.12.2020 929 В октябре 2020 года, когда Украинс кая Православная Церковь праздновала 30-летие даровании ей Грамоты о независимости и самостоятельности в управлении, Министерство культуры Украины отказало УПЦ МП в проведении богослужения в заповеднике «София Киевская», обосновав свой отказ пандемией коронавируса . А 15 декабря, «ПЦУ» совершила свой «молебен» в Софийском Соборе. В дополнение, торжества по случаю второй годовщины так называемого «объединительного собора по созданию «Православной церкви Украины» транслировали общественный телеканал ИА:ПЕРШИЙ и все региональные каналы сообщает Синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ МП. Ранее, комментируя отказ чиновников, Управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний обратил внимание на факт вмешательства прошлой власти в религиозную жизнь, активное участие в создании так называемой «ПЦУ» и всяческое содействие этой структуре. «Когда было принято решение о создании “СЦУ/ПЦУ”, это все происходило в большой Святыне», – напомнил он. В период, когда ситуация с пандемией только ухудшилась, государство готовится к жесткому локдауну, «ПЦУ» разрешено то, что было запрещено полтора месяца назад УПЦ МП. Тем временем архиепископ Черкасский и Каневский Феодосий отметил, что дискриминационное и антиконституционное отношение к УПЦ МП – реальность, которая уже никого не удивляет. Ситуация со «служением» «ПЦУ» в Софийском соборе Киева и отказ в этом же Украинской Православной Церкви – типичный пример двойных стандартов в отношении религиозных организаций в Украине. Об этом управляющий Черкасской епархией УПЦ архиепископ Феодосий (Снигирев) сказал в комментарии СПЖ . «Типичный и предсказуемый пример, – уточнил иерарх. – Мы к этому уже давно привыкли». По его словам, то, что подобного рода дискриминационное и антиконституционное отношение к УПЦ МП – самой большой и многочисленной конфессии на Украине – «норма» для политиков и чиновников Украины, уже ни у кого не вызывает удивления, поскольку, «к большому сожалению, это реальность нашей жизни. Преступная, дикая, средневековая, но – реальность».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/18/pr...

Разделы портала «Азбука веры» священник Игорь Бачинин " Трезвение – это не просто отказ от вина. Трезвение – это духовное бодрствование " . В Избранное – Отец Игорь, слово «трезвение» не все люди понимают в полном его смысле. Апостол Петр говорил: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит как лев рыкающий, ища кого поглотить. Слово «трезвение» надо понимать как раз в смысле более широком, чем борьба с пьянством, как зачастую оно и понимается. Именно такое трезвение ставит во главу угла и ваше общество «Трезвение». – Да. Трезвение – это одна из христианских добродетелей. Она включает в себя не только отказ человека от употребления вина, а именно духовное бодрствование, когда человек трезвится, т.е. стоит на страже своего ума, исполняя наказ апостола Петра, понимая, что враг рода человеческого непрестанно ходит вокруг всех нас, ища кого искусить. Искушения бывают различные: кто-то страдает от винопития, кто-то от гнева, кто-то от чревоугодия, т.е. всевозможные искушения, которыми подвержено наше современное общество. И многие проблемы в связи с этим возникают в личной жизни каждого человека. Наше общество «Трезвение» в меру своих сил возрождает те традиции, которые существовали в нашей Церкви, пытается оказать помощь человеку, который осознает, что пьянство стало для него проблемой, или имеет стремление избавиться от курения табака. Это основные проблемы, с которыми мы сталкиваемся в процессе проведения наших занятий. – То есть ничего по сути вы не изобрели, получается, с проблемами недостатка трезвения сталкивались наши предки в прошлых веках, потому что примеры подобных обществ трезвения есть. И количество страждущих, обращающихся за помощью в эти общества, наверное, возросло просто катастрофически. – Мы в конце прошлого года отмечали десятилетие своей деятельности. За этот период времени количество людей, обращающихся к нам за помощью, непрестанно увеличивается. Еще в начале прошлого столетия проходил первый Всероссийский съезд, посвященный борьбе с пьянством, и в резолюции этого съезда написано решение, что проблема пьянства в народе религиозно-нравственная. Это говорит о том, что в первую очередь в общественном сознании утрачена ценная норма – как нужно относиться к вину. И мы говорим о том, что главная задача деятельности общества – не только помочь страждущему человеку избавиться от страсти винопития, а помочь в общественном сознании возродиться добродетели, наименование которой – трезвение. Основная цель общества – утверждение трезвости в современном обществе, в то время, в которое Господь сподобил нас всех жить.

http://azbyka.ru/trezvenie-eto-ne-prosto...

Удивительно, однако все это могло и не случиться: ни устроение храма, ни многолетнее игуменство, ни долгосрочная жизнь в Сергиевой келье. Как искусно преодолел Никон тот узкий коридор, по которому надлежало пройти тому, кто пожелал стать доверенным лицом великого старца! Ведь за 60 лет до смерти Никон, молодой подвижник, почти ребенок (Пахомий сопоставляет его с Саввой, учеником Евфимия Великого, которого тот увидел впервые «голоуса суща»), пожелавший стать учеником игумена Сергия, получил от игумена категорический отказ. Нет, он не станет учеником Сергия, однако ему позволено стать учеником его ученика: Сергий отправляет юношу к старцу Афанасию на Высокое, пусть тот решает, как поступить ему с юным аскетом. Никон, «достигше келью (Афанасия. – М.К. ), молитву сотвори и со всяцем смирением толцание сотвори». Первая встреча с Афанасием должна была обескуражить отрока еще более, нежели предваривший ее Сергиев отказ. Игумен с явным неудовольствием встречает Никона, с недоумением вопрошая того, с какой целью он его побеспокоил: «б бо старецъ любя безмолвие и нечясто исходя от клиа своеа». Вопрос Афанасия кажется непраздным. Привыкший иметь дело с мужами солидных или даже преклонных лет, игумен неожиданно улицезрел перед собой ребенка, вероятно, худенького, вероятно, несколько робкого, так что теперь ему пришлось собрать всю свою решительность в кулак, чтобы убедить старца исполнить его заветную мечту – стать монахом. Никон ответил Афанасию, что был послан к нему Сергием, и в ответе, исполненном плохо скрываемой досадой, – «старец же не гладостне, ниже сладце отвеща ему» – можно, думается, прочитать неудовольствие Афанасия в адрес самого Сергия: как можно принимать в монастырь таких вот детей?! Да, конечно, у него на памяти был пример Феодора, племянника Сергия, однако у того ребенка были поручители, да еще какие! А этот, можно сказать, безродный, никому не известный мальчик свалился ему как снег на голову и утверждает, что имеет на то свое святое право – Сергиево благословение… Отрок упорно стоял на своем: он должен, непременно должен стать монахом! Впрочем, есть все основания утверждать, что Высоцкий монастырь был в то время некоторого рода духовной вотчиной Троицкой обители, во всяком случае, аргументируя свой отказ принять Никона в число братии, Афанасий апеллирует к уставу, установленному самим Сергием: «предание старче жестоко есть».

http://pravoslavie.ru/114505.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Зачем нужны догматы? 16 мин., 25.02.2018 В первое воскресение Великого поста Церковь отмечает праздник Торжества Православия , связанный с догматом о почитании святых икон. В этот день служится особый чин Торжества Православия. В нынешнем виде он сложился к XIV веку, когда был дополнен текстами, содержащими православные догматы. Во время службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления Семи Вселенских соборов. Что такое церковные догматы и зачем они нужны – в материале Сергея Худиева. Догматизм против догматов Слову «догмат» (и производным от него) в нашем языке очень не повезло. Для светских людей это слово имеет отчетливо негативный характер. В бытовом языке оно уже вошло в речевые штампы, такие как «наука опровергла религиозные догматы» или «христианские догматы сковывают современного человека». Люди, которые употребляют подобные штампы, обычно затрудняются назвать догматы, о которых идет речь, и указать, в чем их суть. Что же такое догматизм для нецерковных людей? Насколько можно понять, под ним понимается отказ думать, отказ принимать участие в рассмотрении чего-либо, что может поколебать устоявшиеся мнения, то есть интеллектуальная нечестность и закрытость. В этом понимании догматизм, несомненно, дурное качество: это одно из проявлений гордыни — отказ признать свое мнение ошибочным, даже когда эта ошибочность совершенно очевидна. Людям свойственно ошибаться, а людям нерассудительным — настаивать на своих ошибках. Догматизм такого рода никак не связан ни с Православием, ни с религией вообще — атеизм в этом смысле всем догматикам догматика; хотя, конечно, и люди верующие от него не застрахованы. Однако такой «догматизм» в лучшем случае очень слабо соотносится с догматикой Церкви. Это хотя и однокоренные слова, но, пожалуй, общий корень — это все, что у них есть общего. Мы живем в парадоксальной культуре, которая восхваляет разум — и отказывается думать; превозносит знания — и не желает знать; настаивает на интеллектуальной открытости — и игнорирует все, что не вписывается в ее систему воззрений. В этой культуре принято считать, что духовность менее всего нуждается в четких определениях. Так ли это?

http://foma.ru/zachem-nuzhnyi-dogmatyi.h...

У архидиакона Павла Алеппского есть одно сообщение, которое, по-видимому, не сохранилось в официальных исторических документах. Описывая избрание митрополита Никона на патриаршество, он сообщает об условии митрополита Никона, что «царь отнюдь не будет заниматься делами Церкви и духовенства», и добавляет, что это соглашение между патриархом Никоном и царем было скреплено «царским указом», то есть какой-то грамотой царя, в которой он письменно подтверждал свой отказ от участия в делах Церкви и духовенства 543 . Митрополит Макарий подтверждает свидетельство Павла Алеппского ссылкой на слова бывшего диакона Благовещенского собора Феодора Иванова, который показывал: «Царь Никону запись даде своею рукою в начале поставления его, еже во всем его послушати и от бояр оборонить и его волю исполнять» 544 . Судя по тому что, как известно, патриарх Никон взял у Алексея Михайловича грамоты, подтверждавшие грамоты Михаила Феодоровича и Бориса Годунова о «несудимости» Патриаршей епархии государственными инстанциями, свидетельство Павла Алеппского заслуживает доверия. Патриарх Никон мог взять у царя расписку в том, что царь отказывается от вмешательства в церковные дела, представляя полную власть в них патриарху. Отказ царя запрещенному диакону, просившему ходатайствовать о снятии с него запрещения 545 , красноречиво свидетельствует о том, что Алексей Михайлович во всяком случае старался твердо держаться позиции невмешательства. Итак, «Соборное Уложение» 1649 года формально сохранялось, не было отменено, но фактически в части церковных дел было сведено на нет и подавлено могучей личной инициативой патриарха Никона . В таком общем положении застал русские церковные дела архидиакон Павел Алеппский в 1654–1656 годах. Следует отметить одно существенно важное для понимания дальнейшей истории обстоятельство. Если патриарх Никон сумел документально оформить неподсудность Патриаршей епархии государственным инстанциям по гражданским делам, а также полную самостоятельность патриарха во всех сугубо церковных делах управления и суда по духовным делам, то все, что выходило за рамки этого, а именно: его высокое гражданское положение, равное с царем, участие в государственных делах, влияние на высших сановников государства и тому подобное – все это не было официально, письменно закреплено и держалось только на личной дружбе патриарха с царем и на том полном их взаимном доверии, которые могли уже не повториться при следующих патриархах. Поэтому только то, что патриарх Никон сумел официально закрепить, оказалось прочным и было достоянием церковной власти вплоть до Петра I.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 апреля 2013 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Православный 2 ноября 2014, 01:55 Все, что делает сербская праовославная церковь заслуживает большого уважения. Но, Запад не понимает христианской добродетели. Запад, смотрите его историю в разрезе, давно сошел с пути истины. Очевидно, что христианские ценности Запада очень давно стали подменяться истинной ложью. Поступки Запада против мирной Сербии не простительны. Я, как историк и, прежде всего, православный, в отношении Запада суров - жесткое наказание тех предателей Христа, которые распинали его во время не только бомбардировок Югославии 1999года и известного албанско-обезъянего погрома 2004года, но многих других событий относительно сербов и православных святынь. За албанской наркомафией и НАТО стоят очень влиятельные люди - хозяева этого мира, которым мешает православие. Это финансовые группы, а то и кровно-родственные кланы. В Европе все те же Ротшильды и лондонский Сити и Уолл-стрит, в частности, Рокфеллеры, которые состоят во всех тайных, уже не совсем тайных, обществах, как Бильдербергский клуб, СМО, Тройственная комиссия. И, конечно, Королевский иститут иностранных дел королевы английской Елизаветы 2. Павел 3 мая 2013, 23:36 Святая Сербия! Вот как даётся Святость! Кровью, слезами и поруганием. Радуйтесь Братья во Христе, зрити вы Бога, Он с вами. Хочу быть с вами рядом, плачу всем сердцем. Знайте, что Русские и все истинно Православные, скорбят о вас. Чем помочь вам? Скажите братья. Молюсь за Вас, родные! Дмитрий 28 апреля 2013, 07:56 Косово это Сербия!И если руководство сербского государства и дальше будет иметь своим высшим приоритетом присоединение к ЕС,соответственно это будет означать отказ от своего собственного суверенитета и оскорбление памяти тысяч убитых своих граждан.Ни одно уважающее себя государство не пойдёт на отказ от собственной независимости!Надеюсь что сербские правители сделают из патриаршего послания правильные выводы и возобладает здравый смысл!Сербия,Россия с Тобой! Тома. 11 апреля 2013, 19:36

http://pravoslavie.ru/60688.html

Однако, милостью Божией, исторические источники донесли до нас плоды научных исследований предреволюционных лет, уцелели многие книги, сохранились Деяния Великого Московского Собора 1917–1918 гг. и подготовительные к нему материалы. Можно сказать, что эти соборные решения (также не воплощённые в жизнь во всей полноте даже до сегодняшнего дня) позволили Церкви перенести тяжкие гонения советского времени. История Российской Церкви в начале XX в. привлекала внимание западных авторов 1 , но осталась почти неизученной в отечественной историографии. До 1917 г. эта тема не успела стать предметом обстоятельного научного рассмотрения, а после революции объективное её исследование стало невозможным. В немногочисленных трудах советских историков православная Церковь , как правило, представала реакционной силой, наделённой огромными привилегиями и полностью покорной государству 2 . Лишь с конца 1980-гг. наметился поворот к более взвешенному и глубокому исследованию проблем церковной истории. Между тем многие аспекты истории Церкви по-прежнему нуждаются в научном рассмотрении и переосмыслении. Ждёт разрешения целый ряд вопросов: почему власти в начале XX в. вынуждены были открыть дорогу официальному обсуждению преобразований? Почему столь единодушным стал отказ церковных кругов от существующего синодального строя? Почему, наконец, путь к этому единодушию оказался столь долгим – ведь планы широких церковных преобразований выдвигались уже славянофилами в середине XIX в.? История родившегося в традиционно консервативном православном сообществе движения за церковную реформу может стать темой отдельного исследования. Важнейшим источником по этой теме являются предлагаемые вниманию читателей «Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе», представляющие огромный интерес среди разнообразных материалов, связанных с движением за церковные реформы. «...Собрание «Отзывов», – писал видный церковный историк нашего времени протопресвитер Иоанн Мейендорф , – является наиболее значительным и обширным документом о состоянии Русской Церкви в последние годы старого режима и о её чаяниях на будущее» 3 . Высказанный в большинстве «Отзывов» решительный отказ епископов поддержать синодальный строй стал для многих современников неожиданностью – ведь именно епископат являлся самой привилегированной и консервативной частью духовенства, неизменно выступавшей за тесную связь Церкви с государством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особое значение имели творческие и дружественные связи Фаворских с П.А. Флоренским – давним жителем Сергиева Посада, особенно в период совместной работы Владимира Андреевича и Павла Александровича во ВХУТЕМАСе, а для Никиты – дружба с детьми Флоренского – Кириллом и Ольгой вплоть до начала Великой Отечественной войны. Выставка размещена именно там, в том центре, где пересеклись устремления П.А. Флоренского, реализованные в его деятельности в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, и художественные искания В.А. Фаворского, корнями вросшие в глубины древнерусского искусства. Свидетельства их близости – миниатюрный портрет П.А. Флоренского, вырезанный Владимиром Андреевичем из кости, экслибрис и гравюра на обложке книги «Мнимости в геометрии», представленные на выставке. Фаворские жили в Загорске сначала в самом здании музея, затем на Вифанке (на той же улице поселился и М.М. Пришвин), а позже в посадском каменном доме Машинских на Кооперативной. Дом, где жили Фаворские, посещали друзья и единомышленники Владимира Андреевича – скульптор Иван Семенович Ефимов и художница Нина Яковлевна Симонович-Ефимова, художники Павел Яковлевич Павлинов, Николай Михайлович Чернышев, Михаил Иванович Пиков, Лев Бруни, Родионовы, скульптор Лев Алексеевич Кардашев, архангельский писатель-сказитель Борис Шергин и писатель Михаил Михайлович Пришвин, пианистка Мария Вениаминовна Юдина. В Загорске на Никольском кладбище Владимир Андреевич похоронил свою мать – художницу Ольгу Владимировну Шервуд. В 1939 году Фаворские переехали в Москву, и дом на Ново-Гиреевской стал домом творческого содружества художников нескольких поколений. Но корни искусства Фаворских не порвались: истоки вершинных работ Фаворского – иллюстрации к «Слову о полку Игореве», «Борису Годунову» А.С. Пушкина – в древнерусском искусстве. И связи с художественными памятниками Троице-Сергиевой Лавры проявились в них с новой силой. Для тех, кто знал Никиту, он уже незабываем. В тот августовский день 1941 года, когда 26-летний Никита Фаворский ушел на фронт, он ушел в бессмертие. Его жизнь, его творчество не предаваемы забвению. Восхождение его к вершине жизни, сама смерть на полях сражений есть подвиг во имя жизни, во имя сохранения высших человеческих ценностей, есть оправдание самой жизни. Человеческий подвиг Никиты – уход на фронт, отказ от «спокойной» жизни вдали от фронта, отказ от самого творчества в годину нашествия – совершен был добровольно для защиты родной земли. В письмах Никиты с фронта и ныне видится его спокойное мужество, его истинный героизм.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Напомним, что 13 февраля Синод Сербской Православной Церкви отстранил от управления епархией известного подвижника благочестия епископа Рашко-Призренского Артемия до завершения расследования его «дела» . Вместо епископа Артемия управляющим епархией назначен епископ Афанасий (Евтич), находившийся до этого на покое. Сегодня владыка Афанасий тесно сотрудничает с епископом Игнатием (Мидичем), убравшим из учебной программы Белградского богословского факультета догматику аввы Иустина (Поповича) и заменившим его на курс известного экумениста митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа). Против епископа Артемия, управляющего епархией в Косово, давно велись интриги. Для модернистского лобби была неприемлема антиэкуменическая позиция епископа Артемия, его верность Священному Преданию. Известен его протест против участия в собеседованиях с католиками в рамках Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между католической церковью и Православной Церковью. Епископ Артемий твердо стоит на позициях сохранения чистоты православного вероучения и известен своими антимодернистскими, антизападными и патриотическими взглядами. Особенный гнев сербских либеральных политиков и церковных деятелей вызывает отказ епископа Артемия примириться с ситуацией в Косово и участвовать в восстановлении Косовских святынь под албанским и международным протекторатом. Владыка Артемий является одним из ярых противников независимости Косово, провозглашенной в одностороннем порядке албанцами 17 февраля 2008 года. Владыка отказался сотрудничать с миссией Евросоюза и в 2008 году запретил делать это всем священникам Рашко-Призренской епархии. Большой резонанс вызвал недавно отказ владыки Артемия благословить посещение вице-президентом США Д.Байденом монастыря Грачаница, что американцы восприняли очень болезненно. С того времени травля владыки Артемия значительно усилилась. Верующие уверены, что это - результат давления Запада и официального Белграда. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2010/02/26/mi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010