– боязнь повторить чей-то негативный опыт злоупотребления алкоголем; – особый взгляд на жизнь. Бывало, конечно, что у окружающих мой отказ выпить вызывал недоумение, но это разница мировоззрений. Отказ от алкоголя — это взгляд на мир. Зачем делать то, что очевидно вредно, после чего чувствуешь себя разбитым? Кто-то не верит во вред алкоголя, потому что не ощущает его на себе. Но ведь это временно. В семье я, пожалуй, один не пью совсем, но родные уважительно относятся к моему выбору. Да и друзья: если раньше еще бывали случаи, что мой отказ вызывал вопросы и споры, то сейчас это стало нормой. Просто с годами формируется более близкий мне по духу круг друзей, которые понимают и принимают это. Я не вижу причин пить. Мне не нужно налаживать какие-то контакты таким образом, снимать стресс — для этого есть много других способов. Можно, например, на природу поехать, побегать, на гитаре поиграть, с друзьями встретиться. Никакого ограничения и напряжения в связи с таким выбором просто нет. В отказе от спиртного нет ничего героического. Николай, 51 год, предприниматель, многодетный отец Я человек 1990х, бывший советский инженер, а потом — «новый русский». Пил, как и все. В 1994 году я в Дивеево поехал, еще был неофитом, только-только в Церковь пришел. Там я не пил, но потом запил еще сильнее. Бросить пить я решил потому, что это мешало жизни, я чувствовал зависимость от алкоголя. Ты можешь хоть раз в неделю выпивать, но это все равно зависимость. Мне сразу было понятно, что с алкоголем надо бороться через обет трезвости. Страсть к алкоголю — это же обычный бес, значит, и бороться с ним нужно с Божьей помощью. Остальные методы — ерунда. У нас, православных, все просто: надо поверить — и чудеса будут. Хотя, конечно, процесс борьбы очень сложный. Первый раз я попал в Марфо-Мариинскую обитель и записался на курсы трезвости. Обет я тогда еще не давал, но ходил в храм, причащался, что, правда, не мешало мне срываться. Как-то полгода не пил, а потом сломался и месяца два пил так, как не пил никогда. Врача вызывали, кровь чистили. А потом Великий пост начался, тут уж я держался, еще и курить бросил. После поста дал первый обет трезвости, на год. Потом на три года — уже полтора года прошло.

http://azbyka.ru/zdorovie/obety-trezvost...

" Правозащитники обжаловали в кассационной коллегии Мосгорсуда решение суда нижней инстанции, признавшего законным отказ Останкинской межрайонной прокуратуры в возбуждении уголовного дела по факту нарушения должностными лицами закона в связи с изданием и внедрением в школах этого учебника... Первыми на эту книгу обратили внимание члены Атеистического общества Москвы (АтОМ), которые ознакомили с ней правозащитников. 18 июня 2002 года лидеры Движение " За права человека " обратились в Генеральную прокуратуру РФ в связи с изданием этого учебника… 30 декабря 2002 г. Мещанский райсуд признал незаконным отказ Останкинской межрайонной прокуратуры возбудить уголовное дело. Однако прокуратура 15 января 2003 года вновь направила свой отказ, который вторично был рассмотрен тем же судом и на этот раз был признан законным... Скандальная история выходит на следующий виток. Мосгорсуд направил дело в Мещанский районный суд г. Москвы на новое рассмотрение в ином составе " , - сообщает " Мир религий " . Воюя с единственный на сегодняшний день приемлемым для школ учебником по предмету " Основы православной культуры " , правозащитники, на самом деле, пытаются уничтожить саму возможность преподавания подобной дисциплины в школе. Именно поэтому глава Миссионерского отдела Московской Патриархии архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн предложил законодательно закрепить возможность преподавания православной культуры в школе. Слова эти были сказаны на круглом столе " Русская филология, история и православная культура " , который состоялся 26 мая в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры в Московском доме национальностей. " Отсутствие представителей Министерства образования РФ, выступления которых ожидались в начале заседания, руководитель педагогических программ Славянского фонда России Лариса Бурмистрова объяснила их участием в " настоящей битве за православную культуру, которую им уже целый год приходится вести с Минюстом " . В этот спор, считает ведущая круглого стола, " должны вмешаться органы федеральной безопасности " , так как борьба против преподавания православной культуры направлена, в конечном счете, " на развал нашей родины " .

http://pravoslavie.ru/4837.html

Есть несколько наименований этого таинства в разных местах. В Новом Завете – “ваптисма” (произносится “баптисма”) от “вапто” (“бапто”) – “погружаю”. Человек погружается в воду, отсюда и название таинства. Мы называем это таинство крещением – от слова “крест”. Лучше всего это объясняет Иоанн Златоуст в Беседе на Послание к Римлянам (10:4) – “Чем для Христа был крест и гроб, тем для нас стало крещение, хотя в другом отношении”. “Баня пакибытия” ( Тит. 3:5 ), “баня водная” ( Еф. 5:26 ), “рождение от воды и Духа” ( Ин. 3:4 ). У святых отцов есть еще много названий этого таинства, я привел лишь основные. Установление таинства Здесь есть несколько мнений. Во-первых, таинство было установлено, когда Господь крестился от Иоанна в Иордане. Второе: когда крестили ученики Христовы (были жалобы на то, что Христос берет больше учеников, чем Иоанн, и крестит, хотя Сам Господь не крестил никого, а крестили Его ученики). Мы с этими мнениями не можем согласиться, потому что все эти крещения были крещениями в покаяние; это были крещения Иоанна Крестителя, существенно отличавшиеся от христианского Крещения, которое является новым духовным рождением. Крещение Иоанново – это особое крещение. Евреи имели понятие о крещении до Иоанна. Существовали прозелиты разного рода – прозелиты врат и прозелиты праведности (пришельцы врат и пришельцы праведности). Пришельцы праведности – это те, кто принимали обрезание и полностью входили в иудейскую религию, а пришельцы врат принимали крещение. Символ крещения как такового – омытие водою – означал отказ от языческого служения. Более того, в языческих народах такого рода погружение в воду и омытие тех или иных грехов практиковалось в различного рода таинствах. Скажем, в элевсинских таинствах оно было отказом от чего- то и возвышением на новую ступень. Часто языческие убийцы омывались, смывая с себя не столько сам грех, потому что грех убийства ничем не смоешь, но эриний, которые могли мстить. То есть практика такая существовала и до Иоанна. Вот почему никто и не упрекал Иоанна в том, что он крестит. Спрашивали о другом: на каком основании он крестит? Что именно означает его крещение? А оно как раз означало нечто совершенно новое. Это был не отказ от идолослужения, от грехов крупных, которые были у язычников, а отказ от всех грехов, покаяние. Приблизилось Царство Небесное, и для того чтобы достойно его принять, необходимо было быть чистым, поэтому было крещение Иоанново.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Надо заметить также, что респектабельный политический истеблишмент в ФРГ под знаком католицизма – явление для Германии новое, резко контрастирующее с лютеранской традицией старого «пруссачества» и сильно повлиявшее на изменение общественного статуса конфессии. Между тем созревало сознание необходимости далеко заходящих перемен, подготовленное работой нескольких поколений католических мыслителей. Понтификат Пия XII (1939–1958), последняя часть которого совпала по времени с классической порой «холодной войны» и «христианско-демократической» стабилизации, понятным образом воспринимается как последнее торжество консерватизма; однако именно при этом папе состав кардинальской коллегии резко изменился, отражая принципиальный отказ от традиционной европоцентрической перспективы. Новая эпоха началась с краткого понтификата Uoahha XXIII (1958–1963), созвавшего Второй Ватиканский собор (1962–1965), который завершил свою работу уже при Павле VI (1963–1978). Лозунгом дня стало «Аджорнаменто» (итал. «приведение в соответствие с настоящим днем»). В связи с масштабом произведенной переориентации принято даже говорить о «дособорном» и «послесоборном» католицизме. В области мировоззрения очень важным был провозглашенный на соборе отказ от идеологии «триумфализма», присущей в прошлом католицизму наряду с другими конфессиями и требовавшей видеть все исторические конфликты как столкновения антикатолической «лжи» с неизбежно «посрамляющей» ее католической «истиной». Из этого логически вытекает отказ от привычного акцентирования в образе римского первосвященника черт властного и величавого монарха (для «послесоборного» католицизма характерны частые путешествия пап, посещающих далекие страны в качестве особого рода миссионеров – причем папа Иоанн Павел II, прибыв в ту или иную страну, лобызает ее землю, – а также такие жесты, как демонстративная продажа старой папской тиары с последующим обращением ее цены на благотворительные цели и т.п.). На соборе был принят документ, декларирующий принцип религиозной свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

В книгу вошли рассказы, автобиографическая проза, сценарии, эссе, лекции Сокурова. Эта книга не только — «комментарий» к творчеству великого режиссера, некие «дополнительные материалы», но и действительно заслуживающие внимания литература и философия. «Картины» — бесценная книга для понимания кинематографа Бергмана. В «Картинах» сам режиссер описывает создание своих фильмов и сам же толкует их смысл. Бергман стоит в одном ряду с такими надрывно религиозными творцами, как Достоевский, Тарковский, Кьеркегор. Приведем кусочек диалога Любови Аркус и Александра Сокурова: — Мне казалось очевидным, что в фильмах Бергмана единым непрерывным содержанием идет его нескончаемый диалог с Создателем. […] Бергман, с его способностью к вопросам и ожиданию ответа, с его как бы «хождением под Богом» всегда, представлялся мне художником глубоко религиозным. — […] я не думаю, что у Бергмана есть мотив сомнения. Он, мне кажется, никогда не усомнился в существовании Создателя. Не сомнение, но отчаяние от невозможности понять устройство мира, место человека в этом мире. Ведь создание мира, так же, как и проблема искусства, это одно и то же. Брессон — режиссер, которого как-то даже глупо называть гением. Отметим только несколько «общих мест»: крайний аскетизм, отказ от выразительности (кино — не театр), часто — отказ от павильонных съемок и профессиональных актеров, отказ от обнаженной натуры. Единство «содержания» и «формы» брессоновского кино; его христианство, морализм, конфликт униженных «святых» и богатых могущественных «злодеев»; видимое поражение святости в мире и тайное ее торжество; и аскетизм его языка, как нам кажется, смогут проиллюстрировать цитата из его интервью, данному Полу Шредеру: « Чем проще, чем обыденнее жизнь, чем меньше произносится в ней само слово “Бог”, тем больше я ощущаю в ней присутствие Бога. Не знаю, как объяснить это. Я не хочу снимать так, чтобы Бог был слишком виден. Видите сами, мои первые фильмы были немного наивными, слишком простыми. Сделать фильм трудно, поэтому я опирался на великую простоту. Чем глубже я погружаюсь в работу, тем больше сложностей я в ней вижу, с тем большей осторожностью я отношусь к ней, чтобы не перегрузить идеологией. Потому что если она будет чувствоваться с самого начала, к концу ничего не останется. Мне хочется, чтобы люди, которые смотрят фильм, почувствовали присутствие Бога в обыденной жизни ».

http://blog.predanie.ru/article/kinoteol...

Разделы портала «Азбука веры» Какое утверждение является верным? Наука доказала, что Бога нет Наука косвенно указывает, что Бог есть Наука доказала, что Бог есть Вера противна науке? Целиком и полностью Лишь отчасти Доказательства того, что Бог существует… Находятся только внутри человека («Бог в душе») Усматриваются только в окружающем человека мире Содержатся внутри человека и усматриваются вовне Какое значение имеет Церковь в передаче знаний о Боге? Первостепенное Второстепенное Никакого Если Бог открывает себя в личном духовном опыте, зачем нужна организованная религия? Церковь создана Богом как «корабль спасения» Любой человек способен достичь Царства Небесного самостоятельно, без Церкви Некоторые люди называют себя агностиками (считают, что Бог не познаваем). Как это соотносится с возможностью спасения? Агностицизм подразумевает отказ от Спасителя и Спасения, уготованного Богом Агностицизм подразумевает отказ от выбора между верой и атеизмом, но не отрицает необходимость Спасения Агностицизм предполагает отказ от ответа, есть ли Бог, но не отрицает необходимость Спасения Достаточно ли для того, чтобы Бог нас спас, быть просто хорошим человеком? Конечно, это самое главное Главное – вера, всё остальное не имеет значения Недостаточно Кто хранит Истину о Боге? Только батюшки Только монахи Только святые Церковь В мире много страдания, потому что… Всё, что происходит, происходит по воле Божией Так Бог наказывает, вразумляет нас Зло и страдания – результат мятежа созданий против Бога Что подразумевается под верой в Бога? Уверенность в том, что Бог точно существует, и доверие Богу Твёрдая вера в то, что Бог существует с высокой вероятностью Вера в то, что Бог существует там, где существует вера в Него Зачем нужна вера в Бога? Для общего развития Для нашего Спасения Для обретения внутренней гармонии Для наполнения мира гармонией Если Бог существует, как укрепить веру в Него? Размышлять о Нём, пытаться Его понять, медитировать Молиться, участвовать в Таинствах, читать Евангелие

http://azbyka.ru/quiz/sushhestvuet-li-bo...

Напомним факты. В ночь с 13 на 14 февраля   1996 года тогда еще 18-летний рядовой Евгений Родионов вместе с тремя своими однополчанами, такими же необстрелянными ребятами, нес караульную службу на незащищенном открытом посту на чечено-ингушской границе. Их подразделение было переброшено сюда из Калининградской области всего за месяц до того. Применять оружие первыми было запрещено приказом, стрелять на поражение - только после предупредительного выстрела вверх. Все это в условиях чеченского беспредела. Ребята были взяты бандитами, проезжавшими на санитарке, вооруженными до зубов чеченцами. Боевики проехали беспрепятственно еще три наших блокпоста. Начался трехмесячный плен, в течение которого им предлагали принять магометанскую веру. На Евгении, единственном из всех, был нательный крест с которым он не расставался никогда. Это вызывало особую ярость, от него требовали снять крест, то есть сознательно отречься от Христа. За окончательный и бесповоротный отказ снять с себя крест он был подвергнут мучительной казни. 23 мая 1996 года, в самый день своего рождения, в день православного праздника Вознесения Господня, Евгений был обезглавлен. Независимой группой чеченских журналистов был снят фильм о войне. В этом фильме использованы съемки казни наших пленных боевиками. Снимали сами чеченцы. Частично эти кадры были показаны в " Русском доме " , но не все. На этих сатанинских кадрах видно, как расстреливают двух связанных ребят, а потом у третьего заживо пилой отпиливают голову. Скорее всего, такой казни подвергся Евгений. Вместе с ним за отказ принять магометанство были замучены еще трое: воины Игорь, Андрей и Александр. Евгений, за отказ снять крестильный крестик, принял особую муку. Две недели в майскую жару тела их оставались непогребенными. Потом мать Евгения, пройдя все круги ада, заплатив огромные деньги чеченским полевым командирам, нашла могилу, и 23 октября 1996 года тела всех четверых были эксгумированы. Голову Евгения за особую плату вернули матери 6 ноября, на праздник иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " .

http://moral.ru/Eugen.htm

Шкаровский М.В.Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999. С. 370. См.: например, Осипов А.А. Евангелие от иезуита. М., 1964; Чертков А.От Бога к людям. М., 1962. Осипов А.А. Отказ от религии - единственно правильный путь. Письмо в редакцию газеты «Правда»// «Правда ». 1959. 6 дек. Написанием Имени Божия в малой буквы А.А. Осипов показывает, что он пишет не о Боге — Творце, а о понимании Бога, существующем в его сознании, поэтому в цитатах Осипова сохранена орфография автора. Осипов А.А. Отказ от религии - единственно правильный путь. Письмо в редакцию газеты «Правда»// «Правда ». 1959. 6 дек. Осипов А.А. Отказ от религии - единственно правильный путь. Письмо в редакцию газеты «Правда»// «Правда ». 1959. 6 дек. Доклад секретного осведомителя, профессора протоиерея А.Осипова Ленинградскому уполномоченному А.И. Кушнареву о Положении в Московской Патриархии//История Русской Православной Церкви. Том I. 1917-1970. С-Пб., 1997. С.920. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/article/5292961

И в других творениях преподобного Макария Великого имеются такие же мысли, например в «Слове LXIII»: «Но каким образом израненная и болезнующая душа становится прекрасной и благолепной и благородной и обручается для совместной жизни со Христом?.. Он врачует и исцеляет ее и восстанавливает здравую ее красоту, лишь бы только она сама не принимала участия по своей свободной воле в этих действующих в ней страстях и не была бы заодно с ними, но всеми силами вопияла ко Господу, моля Его, чтобы Он удостоил ее – действом Духа Своего – освободить ее от всякого зла... Горе же душе, которая даже не сознает свои язвы, приключившиеся ей вследствие ранения, нанесенного ей страстями, но думает, как пребывающая в неведении, что у нее все в порядке и она здорова... Врач и не исследует ее и не врачует " 204  . То есть преподобный Макарий Великий говорит о восстановлении и исцелении здравой красоты души, но не допускает возможности насильственного ее врачевания против свободной воли человека. К этим же выводам пришел и святитель Григорий Нисский в своем трактате «О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве»: «Сойдясь вместе, труд праведности и благодать Духа совместно исполняют блаженной жизни душу, в которой сошлись. Находясь же в разъединении друг с другом, они не доставляют душе никакой пользы» 205 . Поэтому можно выдвинуть предположение, что преподобный Макарий Великий также оказал влияние на святителя Григория Нисского и утвердил его в православии, позволив окончательно отказаться от идеи всеобщего апокатастасиса. Отказ от этой идеи можно увидеть и в других его поздних произведениях. 7.4. Отказ святителя Григория Нисского от идеи всеобщего апокатастасиса Отказ святителя Григория Нисского от идеи всеобщего апокатастасиса подтверждают и другие произведения последних лет жизни. В Слове «Против Ария и Савеллия» ( Κατ A­ ρεου και Σαβελλου) (390 г.) он пишет: «... апостол говорит: «во откровении Господа Иисуса с небесе, со ангелы силы Своея, во огни пламенне, дающаго отмщение неведущим Бога и не послушающим благовествования Господа нашего Иисуса Христа» ( 2Сол. 1,7–8 ). Смотри, как непослушающие, по словам апостола, понесут наказание – гибель вечную... Бог наш именуется «огнем поядающим» ( Евр. 12,20 ); ...огнь пред Ним возгорится ( Пс. 49, 3 ), дабы для возлюбленных служить светильником и светом, а для врагов пламенем поядающим; ибо попалит, сказано, окрест враги Его ( Пс. 96, 3 ). Посему и князь злобы, желая избегнуть огненосных стрел Божиих, бегает по всем местам. Всюду находя Бога, проходит по всем людям; когда находит пламенеющих Духом, бежит и от их пламени. А найдя в ком-нибудь, не имеющем Духа Божия, выметенное и убранное убежище ( Мф. 12, 44 ), он, по кратком отдохновении, погибнет вместе с радушно принявшим его; ибо одинаково окажется врагом и принявший его, соделав своим другом противника Божия» 206 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Два ветренника, прибывши в монастырь Вознесенский, не для молитвы, a вместо прогулки, зашли поглазеть в церковь , и тут простерли дерзость свою до того, что ставши у раки Святителя кидали на нее неуважительные взгляды и даже покусились, с духом небогобоязненной пытливости, приподнять один руку Святителя, другой стопу Его. И чтож случилось с кощунами? По отправлен из монастыря, дрожки их опрокинулись и оба были изувечены. У касавшегося стопы Святителя переломилась нога, а у касавшегося руки переломилась рука. (Дух. Вес. 1850 г. 44). Заявления в редакцию Иркутских Епархиальных Ведомостей Вдовы Чиновницы А. А. Д…ер В одно время, ходили мы вдвоем с девушкою поклониться Святителю Иннокентию. На дороге, в одном месте сидевшие нищие попросили подаяния; но мне не захотелось вынимать денег, и я отказала. Пройдя несколько, опять встретили нас другие нищие, и на просьбу их был тот же отказ. Недалеко от монастыря еще кружок нищих, и их просьба о подаянии оставлена без удовлетворения. Возвращаясь назад из монастыря в Иркутск, мы, что редко бывает, никого не имели спутников. И вдруг на том месте, где получили отказ в подаянии ближайшие к монастырю нищие, нагоняете нас с девушкою повозка с нетрезвыми офицерами, которые отважились сделать нам приглашение сесть в повозку. Заметив им с достоинством и твердостию, что предложение их оскорбляет, мы, дрожа от страха, шли вперед беззащитные. Но только подошли мы с девушкою к тому месту, где получили от нас отказ в подаянии вторые нищие, повозка догнала нас опять, и предложение повторилось с большею наглостию. По мере этого и с нашей стороны было им замечено, что поступок их бесчестен, – хотя в это время сердце у каждой из нас, что называется, хотело от страха вырваться. Офицеры опять остановились. Но когда мы приближались к месту, на котором я отказала в подаянии первой партии нищих, тут вместо одной повозки, окружили нас две с прибавившимися нетрезвыми молодыми людьми. Взмолились мы Святителю Иннокентию, – и не понимаем, откуда взялся спешно посланный из монастыря в город послушник, который остановите своим появлением дерзость проезжих и проводил нас до города.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010