поверхности личности, нам неведомо, не произошло ли уже суда Божия и не отнят ли Вручившим залог богоподобия Его образ. Может быть, нет, ещё хранится талант под покровом тёмного праха, а может быть и да, так что личность давно уже уподобилась тем, кто не имеет спины» 469 . Ставрогин одержим бесом (или бесами), о чём свидетельствуют с очевидностью его галлюцинации, в которые он погружается: «И вдруг он, впрочем в самых кратких и отрывистых словах, так что иное трудно было и понять, рассказал, что он подвержен, особенно по ночам, некоторого рода галлюцинациям, что он видит иногда или чувствует подле себя какое-то злобное существо, насмешливое и «разумное», «в разных лицах и в разных характерах, но оно одно и то же, а я всегда злюсь...» (11, 9). Так исповедуется он «проживающему на спокое в монастыре архиерею Тихону» (в главе «У Тихона», не вошедшей по некоторым причинам в текст прижизненных публикаций романа). Всё проявляется настолько откровенно, что сомнений касательно природы таких «галлюцинаций» быть не может. Современная исследовательница Л.Сараскина присочинила Ставрогину совершение некоего почти «подвига». Аргументация стоит подробного цитирования: «Если самозванство есть болезнь личности, утратившей духовный центр, если фантастическая претензия на мировое господство рвущегося к власти руководителя смуты обнажает её коренной дефект, то чем в таком случае является отказ «героя-солнца», «князя и ясного сокола» Николая Ставрогина от трона и венца царя-самозванца, которые он может получить из рук заговорщиков? Что означает— на языке символов и на языке исторических былей— отказ от соучастия в смуте, пренебрежение неправедной властью, сопротивление бесовской идее захвата мира, неприятие звания и имени кумира-идола, живого бога?» 470 . Отказ от участия в бесовщине— ответим на начальный довод— есть норма для всякого человека; назвать это подвигом невозможно: иначе будет произнесена порочащая клевета на жизнь: подвиг ведь есть всё же нечто превышающее норму, а если неучастие в бесовщине подвиг, то что есть норма? Достоевский как раз норму воспринимал иначе— вспомним: «...самовольное, совершенно сознательное и никем не принуждённое самопожертвование всего себя в пользу всех есть, по-моему, признак высочайшего развития

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В решении 1870 N 403 Сенат (Касс.) признал, что отказ от слова, данного сочетающимися или их родителями, не может быть признаваем деянием, подвергающим какой-либо ответственности, определенной в 684 ст. 1 ч. Х т., и что лицо, учинившее отказ, может быть привлечено к ответственности лишь тогда, когда бы в деянии его был обнаружен предумышленный обман, и в таком случае преследованию подвергаются противозаконный поступок, а не отказ от вступления в брак. Ср. реш. 1872 г., 1015. Полюбин, пред вступлением в брак, дал своей невесте такую расписку: я получил от такой-то 2400 р., потому что я с ней вступаю в брак, но если брак между нами не совершится, то должен возвратить ей деньги. Брак не состоялся, и бывшая невеста взыскивала эти деньги с бывшего жениха своего. Ответчик отрекался от платежа, придавая условию вид неустойки на случай брака. Но это возражение отвергнуто было Сенатом (8 Д. реш. 1868 г.). Обещание жениться, хотя бы и на письме изложенное, не имеет, по нашим законам, обязательной силы в отношении к браку, хотя и может, при некоторых обстоятельствах, служить поводом к гражданскому иску о вознаграждении. Не может оно служить и препятствием к браку с другой женщиной. Но если оно соединялось на деле с обольщением, то наказывается уголовным судом по 1531 ст. Угол. Улож. б) У нас на Руси начало законной формы брака соединяется с принятием христианства и с началом церковной организации. До тех пор не видно, чтобы существовала определенная форма брака; видны только неформальные признаки совершившегося брака в обычных действиях, происходивших при браке. Таков был, по всей вероятности, привод невесты к жениху; в памятниках встречаются следы выкупа или платы за невесту и т.п. Нет сомнения, что правило церковной формы брака, принесенное к нам восточной православной церковью, надолго еще оставалось мертвой буквой для массы населения, продолжавшего заключать браки в диком, бесформенном виде. Лишь мало-помалу, в течение веков, церковь привила и усвоила народу религиозное сознание о браке и обряд церковный, однако же в малонаселенных местностях и в отдалении от приходов не только бывали в прежнее время, но и ныне еще, судя по достоверным свидетельствам, бывают случаи заключения браков безъявочных простым соглашением и сожительством, которое при удобном только случае скрепляется церковным обрядом или вовсе остается без венчания. Простота жизни и отношений в сельском быту и отсутствие юридической потребности утвердить брачные права, не всегда имеющие ощутительное значение для крестьянина, покуда он не выходит из тесного круга сельских отношений, – вот причины, почему у нас и доныне в иных глухих местностях можно еще обойтись сожительством вместо законного брака. Сверх того, с появлением раскола, оказалось и оказывается немало таких людей, для коих вовсе недоступна законная форма брака, принадлежащая к отрицаемой ими церкви, и у раскольников действительно вошли в обычай безъявочные, бесформенные или так называемые свободные браки.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Мы чувствуем себя бессильными перед огромным несчастьем мира. Так же, наверное, чувствовали себя апостолы, когда Христос повелел им накормить многотысячную толпу пятью хлебами и двумя рыбами. Но Бог показывает нам: если люди хотят поделиться с другими тем, что нужно им самим (или хотя бы своими излишками), Он сделает остальное и чудесно умножит наши скромные дары. Бог всегда и сегодня, и вовеки Тот же. В Ветхом Завете и тем более в Новом, где Он умирает на Кресте за нас, чтобы мы были всегда живыми. Кто изнемогает от отчаяния, пусть молит Бога о даре понять самое простое и самое существенное. Может быть, и ему, подобно пророку Илии, дано будет убедиться, как действует Бог, когда человек (вспомните вдову в Сарепте Сидонской) готов отдать все, что у него есть, Богу и другому человеку. В чем грех хулы против Духа Святого, который, по слову Христа, не прощается ни в этом веке, ни в будущем? И что такое грех к смерти, о котором говорит апостол Иоанн Богослов: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1 Ин. 5, 16)? Где же ничем непобедимое, бесконечное милосердие Божие? К.А.Федченко, г. Вологда Христос отвергается прежде всего теми, кто совершает грех против Духа Святого. Объяснение этого греха просто: отказ от очевидности света Христова, отказ от Его любви. В Евангелии от Марка, когда Христос говорит об этом грехе, Он обращается к книжникам, стоящим перед Ним и отвергающим Его. В чем же вина этих книжников? У них безумная дерзость называть нечистым и бесовским духом дух, вдохновляемый Духом Божественной любви. Их грех заключается в том, что они из-за гордости не признают любовь Бога, явленную во всех делах и чудесах Христа. Обратим внимание, что Христос настаивает здесь именно на бесконечном милосердии Божием, готовом простить людям все множество их грехов. «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили», — уточняет Господь (Мк. 3, 28—29). Но Бог оказывается со связанными руками, когда человек, свободное творение, отказывается от прощения, щедро предлагаемого ему. Это относится к каждому из нас, у кого есть тяжкий грех и кто, может быть, не верит, что Бог способен при нашем искреннем покаянии простить нам самые худшие преступления. Вот почему святые отцы говорят, что в унынии — тьма всех грехов вместе взятых и что нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного. Есть один только непрощаемый грех — отказ принять Божие прощение. Этим грехом болен сам диавол. И потому всякий нераскаянный грех, каким бы незначительным он нам ни казался, — к смерти.

http://moral.ru/dom_02_2015/

Утверждая, что в Боге Три Лица, нужно иметь в виду, что «три» в Боге не есть итог сложения, потому что отношения Божественных Лиц для каждой Ипостаси тройственны. В. Н. Лосский по этому поводу пишет: «Отношения... для каждой Ипостаси тройственны... невозможно ввести Одну из Ипостасей в диаду, невозможно представить себе Одну из Них без того, чтобы немедленно не возникли Две другие: Отец есть Отец только в соотношении с Сыном и Духом. Что же до рождения Сына и исхождения Духа, то они как бы «одновременны», ибо одно предполагает другое» 473 . Отказ от противопоставления Божественных Лиц, т. е. отказ от попыток мыслить Лица как изолированные монады или рассматривать их как раздельные диады есть, по существу, отказ от приложения самой категории числа к Пресвятой Троице. Свят. Василий Великий пишет об этом так: «Мы счисляем не чрез сложение, от одного делая наращение до множества и говоря: одно, два, три, или: первое, второе, третье. «Аз» Бог «первый, и Аз по сих» ( Ис.44:5 ). О втором же Боге никогда не слыхали мы даже доселе. Поклоняясь Богу от Бога, и различие Ипостасей исповедуем, и остаемся при единоначалии...» 474 В таком случае, когда мы говорим о троичности в Боге, речь не идет о материальном числе, которое служит для счета и неприложимо к области бытия Божественного, поэтому в тринитарном богословии число из количественной характеристики фактически преобразуется в качественную. Троичность в Боге не является в общепринятом смысле количеством, она лишь указывает на неизреченный Божественный порядок. По словам преп. Максима Исповедника , «Триада поистине есть Монада, ибо так существует, и Монада поистине есть Триада, ибо так ипостазировалась» 475 . Почему Бог есть именно Троица, а не, например, двоица или четверица? Очевидно, что исчерпывающего ответа на этот вопрос быть не может. Свят. Григорий Богослов пытается объяснить троичность Божественных Лиц следующим образом: «Единица приходит в движение от Своего богатства, двоица преодолена, ибо Божество выше материи и формы. Троица замыкается в совершенстве, ибо Она первая преодолевает состав двоицы. Таким образом, Божество не пребывает ограниченным, но и не распространяется до бесконечности. Первое было бы бесславным, а второе – противоречащим порядку. Одно было бы совершенно в духе иудейства, а второе – эллинства и многобожия» 476 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Итак, в данной статье были кратко проанализированы основные доктрины протестантизма «sola Scripture», «sola fide», «sola gratia», «solus Christus», «soli Deo gloria» с позиции вероучения Православной Церкви. Доктринальная база протестантизма значительно сужает вероучительное пространство традиционных церквей. Доктрина «sola Scripture» фактически отказывается от Священного Предания Церкви и, следовательно, отказывается от традиционного и правильного понимания Священного Писания. Доктрина «sola fide» предлагает отказаться от совершения добрых дел, и, следовательно, утрачивает понимание и ценность доброделания. Доктрина «sola gratia» означает отказ от традиционной сакраментологии, получения благодати через участие в таинствах и оставляет человека без благодатной помощи Божией. Доктрина «solus Christus» означает отказ от института церковной иерархии и Церкви как таковой, уничтожая институт наставничества и духовничества. Доктрина «soli Deo gloria» предлагает отказ от общения с Церковью торжествующей, которая находится на небесах и от призвания Божьей Матери, ангелов и святых в молитвах. Подводя итог проведенному краткому анализу пяти основных доктрин протестантизма, мы видим, что большинство из них либо противоположны учению Православной Церкви и подрывают самые ее основы, либо сильно с ним расходятся вплоть до полного искажения смыслов основополагающих доктрин. Из статьи становится ясным, что Православная Церковь имеет достаточную серьезную аргументацию против описанных доктрин протестантизма и готова дать еще более содержательную критику любой из них. Библиография 1 . Апология Аугсбургского исповедания [Электронный ресурс] – Режим доступа: 2 . u:80/apology.html 3 . Аугсбургское исповедание [Электронный ресурс] – Режим доступа: u:80/augsburg_glavnye. html 4 . Библия онлайн. Перевод Международной Библейской лиги, ранее Всемирный Библейский Переводческий Центр (WBTC – World Bible Translation Center), редакция 1993–1996 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bible.by/wbtc/

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

Не Церковь навязывает мне свои убеждения – скорее, я присоединился к Церкви потому, что сам решил последовать её убеждениям Не Церковь навязывает мне свои убеждения – скорее, я присоединился к Церкви потому, что сам решил последовать её убеждениям. Церковь является «организованной» потому, что требует от меня ответственности жить в соответствии с выбором к ней принадлежать. Так что альтернативой «организованной религии» является не «неорганизованная религия», а отказ индивида ограничить свою личную независимость и подчиниться кому-то ещё. Отвержение организованной религии – это, по сути, не защита личной свободы, а отказ от ответственности перед кем бы то ни было. В литературе прошлых лет этот отказ официально называется «гордыня». Рейтинг: 9.8 Голосов: 141 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Теизм – всякая вера в бытие Единого всесовершенного Бога, обладающего разумом и волей, сотворившего мир и управляющего им.  Реза Аслан – американский публицист иранского происхождения. Относит себя к мусульманам, написал несколько сочинений с критическим взглядом на христианство. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алла 18 марта 2024, 19:53 Галина, с чего вы взяли, что в Китае преследуют христиан, да ещё и жестко? Там христиан по количеству не меньше, чем в России, кстати. Правда развиваются наиболее бурно протестантские течения, но тем не менее власти этому не мешают же. По крайней мере ничего общего с советской религиозной политикой, что ранней, что поздней (не считая Перестройки), не наблюдается. Галина И. 18 марта 2024, 12:26 НН, извините, но я не понимаю смысла ваших оппозиционных заявлений. Спорить ради спора? Платон и Гераклит? Вынуждена опять обратиться к уточнению понятий. Народные пословицы и поговорки образуются из метких выражений выдающихся общественных и политических деятелей, известных цитат из произведений худ. литературы, а особенно - из Библии. Не на пустом месте. Ваши политические симпатии- ваше личное дело. Все движется и меняется, в т.ч. и атеистические платформы компартий? Слава Богу, но сказали бы вы это лидерам КП Китая, Сев. Кореи и др. стран, жестоко преследующим сегодня христиан. Христос, Слово Божие и христианство не меняются. " Здесь терпение святых... Евангелие вечное " (Отк.14:6,12). Все.

http://pravoslavie.ru/159160.html

А ты и дальше поклоняйся Махатме Ганди. Каждому свое. 11. Апостол любви: Антоний Сурожский Посмотрите фильм " Апостол любви " и вам все станет ясно. Святой человек умеет зажечь огонек любви в человеке (разбудить душу), а не разжечь костер стяжательства (больше, еще больше бабла!). Перед перед митрополитом Антонием становился на колени глава англиканской церкви. Он не украшал себя дорогими панагиями, не окружал себя карьерными мальчиками. Конечно святой! А Яблокову - несу тебе привет - скушай яблочко в день яблочного Спаса. 10. Re: О канонизации Воина Евгения Для меня воин Евгений - святой. Да и знаю случай, который без его Небесной помощи объяснить невозможно. 9. Ответ на 8., Ксения Балакина: А чем комиссия мотивирует отказ канонизировать мученика.http://anti-raskol.ru/pages/1488 Вот как мило. Итак предпочтительные свидетели мученичества - следователи НКВД. Это же самые честные и беспристрастные люди. 8. Ответ на 7., Lucia: А чем комиссия мотивирует отказ канонизировать мученика. http://anti-raskol.ru/pages/1488 7. Re: О канонизации Воина Евгения А чем комиссия мотивирует отказ канонизировать мученика. 6. Ответ на 4., Ник Ликашин: Яблоков, отец Сурожский был для хиппи еще в 60 гг отцом. Здесь не трынди: он действитильно был священником, и еще каким!!! Да он не обличал хиппи, а сюсюкал над ними. 5. Ответ на 4., Ник Ликашин: Яблоков, отец Сурожский был для хиппи еще в 60 гг отцом. Здесь не трынди: он действитильно был священником, и еще каким!!! Ну, да А еще ссылался на Махатма Ганди как на святого и благословлялся аборты и лечение у экстрасенсов. А так святой... кроме этой мелочи... Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2018/08/201...

Но необходимым условием истинного сближения с нами должен быть отказ от протестантских формул вероучения в «39 артикулах», отказ от так наз. «Черной рубрики» (примечание в англиканском молитвеннике, «Prayerbook», 16-го века, где в резких выражениях отрицается сущность католической и Православной веры в Таинство Евхаристии) и решительный поворот от разноголосицы, отказ от «широты» – «comprehensiveness», другими словами, вероучительного хаоса, которым так гордятся многие, даже «кафолически» настроенные англиканцы. Не столько даже в верности учению древней Церкви, сколько в этом вероучительном хаосе усматривают некоторые из них истинную черту «кафоличности», вселенского соборования, соборности Церкви  117 . Пока господствует эта неправильная и самодовольная точка зрения, истинное – более глубокое и реальное – сближение с Православной Церковью, несмотря на все благоприятныя предпосылки, – остается невозможным. Велика ответственность Православных Церквей и отдельных их представителей: не оттолкнуть ищущих иногда духовной помощи и укрепления в этом процессе внутренней «рекафолизации» представителей англиканства, но и не итти на какия-либо дипломатическия, неорганическия уступки. Дипломатический язык англиканства есть одно из великих препятствий; они любят общия, абстрактныя формулы, могущия быть истолкованы и так и этак. На эту удочку – неясного «дипломатического» языка – попались отчасти и представители братской нам Румынской Православной Церкви в своих разговорах с англиканской делегацией, кончившихся признанием со стороны Румынской Церкви подлинности англиканской иерархии  118 . IV Возвращаюсь опять к континентальному протестантизму. Он гораздо более отошел от предания древней, неразделенной Церкви, чем англиканство. Но и в нем в наши дни, наряду с поворотом в сторону богословия воплощения (в духе Афанасия Великого   119 , наряду с пониманием центральности Воскресения (не менее чем Креста Господня) в христианском благовестии, пробудилась тоска по Церкви, сознание огромной важности правильного учения о Церкви, стремление вновь изведать полноту опыта Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако едва ли можно оспаривать важную роль, сыгранную этим вариантом политического католицизма в послевоенной стабилизации Европы, когда необходимо было с предельной быстротой преодолевать последствия краха режимов Муссолини и Гитлера, одновременно сдерживая натиск окрепшего коммунизма. Надо заметить также, что респектабельный политический истеблишмент в ФРГ под знаком католицизма — явление для Германии новое, резко контрастирующее с лютеранской традицией старого «пруссачества» и сильно повлиявшее на изменение общественного статуса конфессии. Между тем созревало сознание необходимости далеко заходящих перемен, подготовленное работой нескольких поколений католических мыслителей. Понтификат Пия XII (1939–1958), последняя часть которого совпала по времени с классической порой «холодной войны» и «христианско–демократической» стабилизации, понятным образом воспринимается как последнее торжество консерватизма; однако именно при этом папе состав кардинальской коллегии резко изменился, отражая принципиальный отказ от традиционной европоцентрической перспективы. Новая эпоха началась с краткого понтификата Иоанна XXIII (1958–1963), созвавшего Второй Ватиканский собор (1962–1965), который завершил свою работу уже при Павле VI (1963–1978). Лозунгом дня стало «Аджорнаменто» (итал. «приведение в соответствие с настоящим днем»). В связи с масштабом осуществленной переориентации принято даже говорить о «дособорном» и «послесоборном» католицизме. В области мировоззрения очень важным был провозглашенный иа соборе отказ от идеологии «триумфализма», присущей в прошлом католицизму наряду с другими конфессиями и требовавшей видеть все исторические конфликты как столкновения анти–католической «лжи» с неизбежно «посрамляющей» ее католической «истиной». Из этого логически вытекает отказ от привычного акцентирования в образе римского первосвященника черт властного и величавого монарха (для «послесоборного» католицизма характерны частые путешествия пап, посещающих далекие страны в качестве особого рода миссионеров, — причем папа Иоанн Павел II, прибыв в ту или иную страну, лобызает ее землю, — а также такие жесты, как демонстративная продажа старой папской тиары с последующим обращением ее цены на благотворительные цели и т. п.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Возрождение этого храма, который, как вы знаете, был приходским, стало очень важным этапом возрождения святой обители. Обитель всегда именовалась Свято-Троицкой, а Свято-Троицкий храм был разрушен, и, как мне в свое время матушка сообщила, никакой возможности его возродить уже нет. Придел возрожден, как вы знаете, но сам храм возродить невозможно. А когда появилась возможность обрести этот храм, тогда я благословил матушку именовать его Свято-Троицким, чтобы историческое название обители не исчезло. И сегодня, поскольку сей главный храм является храмом Святой Троицы, мы по праву используем историческое наименование «Свято-Троицкая Махрищская обитель». Радуюсь и тому, как благоукрашен этот храм. Вспоминаю, как мы с Вами сюда зашли сразу после его передачи — ничего подобного здесь не было. А сегодня мы можем наслаждаться замечательными росписями, прекрасным пением сестер, радоваться вместе с многочисленными паломниками, которые сегодня здесь. Хотел бы также сердечно поблагодарить игумений из других монастырей, пришедших вместе с нами помолиться и разделить радость сей обители. Пусть Господь приклоняет милость перед вами. Господь приклоняет милость пред монашествующими не только потому, что Он благой и любящий Отец, но и потому, что Он особым образом относится к каждому или каждой, кто посвящает Ему свою жизнь. А из этого проистекают и иные последствия. Если мы, облачаясь в монашеские ризы, себя не посвящаем полностью Господу, то подвергаемся особым наказаниям и особому Божиему суду. Вот почему перед тем, как принять постриг, нужно осознать, что через принятие обетов тот или иной человек входит в особые отношения со своим Творцом. Он или она отказываются от мира и от того, что в мире, ради любви ко Господу. Но этот отказ должен быть по-настоящему отказом. Этот отказ должен быть действительно шагом к особому общению с Богом. Если же этот отказ заключается лишь в том, что одна одежда сменилась на другую, а в целом образ жизни остается прежним, ничем нас не утруждающим, то особое отношение Господа не распространяется на таких иноков и инокинь, которые жизнью своею отрицают приносимые Ему обеты.

http://patriarchia.ru/db/text/5261951.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010