Вот так иногда чтение на иностранном языке помогает лучше понять смысл слов родной речи. Я сразу с другой стороны посмотрел на этот предмет. То есть акцент делается не на отказ от чего-либо, а на том, что человек контролирует самого себя, что человек управляет самим собой. В этом и заключатся смысл православного воздержания. Не шоколадная конфетка плохая и не кусок мяса — в них как таковых ничего плохого нет. Все это во славу Божию, а плохо то, что человек не умеет удержаться от соблазна , что желание скушать конфетку оказывается сильнее желания внутренней силы и возможности управлять собой. Для детей так же, как и для взрослых не может быть единого рецепта, единых норм, как им поститься. Во-первых, очень важно, чтобы пост был добровольный, чтобы ребенок действительно понимал, что это надо, чтобы его отказ был сознательным, чтобы это было проявлением его свободы. Некоторые говорят: «У меня такой слабовольный ребенок, он в Бога верит, но для него пост это очень тяжело. Он хочет и в Бога верить, и в церковь ходить, но не хочет отказываться». Что здесь делать? Заставить, потребовать? Я обычно предлагаю попытаться побеседовать с ребенком. Может быть, ничего и не получится, потому что действительно встречаются слабовольные и избалованные дети. Однако какие-то шаги предпринять необходимо. Например, можно сказать ему: «Ну, хорошо. Давай ты сам решишь, от чего ты сможешь отказаться. И если ты выбрал, то давай решим, что до Пасхи этого не будет». Пусть ваше чадо откажется не от всего списка продуктов питания и развлечений, но выберет один, два, три пункта, лишь бы это было то, что он любит. Это будет самый маленький отказ, но опыту воздержания будет положено начало. Необходимо, чтобы человек имел какой-то опыт преодоления самого себя, а, в конце концов, он сможет и радость получить от этого, потому что ничто так не радует человека, как победа над самим собой. И опыт этой победы, этой радости должен побудить его в другой раз взяться уже за нечто более серьезное. Любить и не искать любви

http://pravmir.ru/lyubit-a-ne-iskat-lyub...

Преосвященный архиепископ Нил, более 15 лет управлявший иркутскою паствою, сообщает известие, как наказано было неблагоговейное прикосновение к мощам Святителя пытливых сынов века сего. Два ветреника, прибывши в монастырь Вознесенский не для молитвы, а вместо прогулки, зашли поглазеть в церковь и тут простерли дерзость свою до того, что ставши у раки Святителя, кидали на нее неуважительные взгляды и       даже покусились с духом небогобоязненной пытливости приподнять: один – руки Святителя, другой – стопу Его. И что ж случилось с кощунами? По отправлении из монастыря дрожки их опрокинулись и оба были изувечены. У касавшегося стопы Святителя переломилась нога, а у касавшегося руки переломилась рука (Дух. Бес. 1850. 44). Заявления в редакцию «Иркутских епархиальных ведомостей» Вдовы чиновницы А. А. Д...ер В одно время ходили мы вдвоем с девушкою поклониться Святителю Иннокентию. На дороге в одном месте сидевшие нищие попросили подаяния, но мне не захотелось вынимать денег, и я отказала. Пройдя несколько, опять встретили нас другие нищие и на просьбу их был тот же отказ. Недалеко от монастыря еще кружок нищих, и их просьба о подаянии оставлена без удовлетворения. Возвращаясь назад из монастыря в Иркутск, мы, что редко бывает, никого не имели спутников. И вдруг на том месте, где получили отказ в подаянии ближайшие к монастырю нищие, нагоняет нас с девушкою повозка с нетрезвыми офицерами, которые отважились сделать нам приглашение сесть в повозку. Заметив им с достоинством и твердостию, что предложение их нас оскорбляет, мы, дрожа от страха, шли вперед беззащитные. Но только подошли мы с девушкою к тому месту, где получили от нас отказ в подаянии вторые нищие, повозка догнала нас опять и предложение повторилось с большею наглостию. По мере этого и с нашей стороны было им замечено, что поступок их бесчестен, хотя в это время сердце у каждой из нас, что называется, хотело от страха вырваться. Офицеры опять остановились. Но когда мы приближались к месту, на котором я отказала в подаянии первой партии нищих, тут вместо одной повозки окружили нас две с прибавившимися нетрезвыми молодыми людьми. Взмолились мы Святителю Иннокентию – и не понимаем, откуда взялся спешно посланный из монастыря в город послушник, который остановил своим появлением дерзость проезжих и проводил нас до города.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Время Великого поста, особенно дни святой и спасительной Страстной седмицы, даются нам именно для того, чтобы мы могли приостановить свой жизненный бег, посмотреть внимательно на то, что происходит с нами, проанализировать, подвергнуть беспристрастному экзамену внутреннее состояние своей души и, употребляя такие духовные средства, как молитва, пост, покаяние, — постараться изменить свою жизнь к лучшему. Остаются буквально дни до Светлого Христова Воскресения. Но это особые дни. Проведем их в молитве, в размышлениях о собственной жизни, дабы с радостью и спасительно встретить Христову Пасху; дабы опыт, обретенный в эти дни поста, помог сохранять духовную бдительность и остроту духовного зрения; дабы, уклоняясь от прегрешений и ложных путей в жизни, мы могли стяжать Царствие Божие, которое начинается уже здесь, на земле, живет, по слову Спасителя, внутри нас (Лк. 17, 21) и наследниками которого мы призваны стать в вечности. Пусть Божие благословение пребывает со всеми нами. Аминь. О грехе предательства. Слово в канун Великого Четверга в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре (15 апреля 2009 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Среда Страстной седмицы посвящается воспоминанию о двух событиях: о том, как женщина возлила на главу Спасителя драгоценное миро, и как Иуда, возмущенный этой огромной тратой, озлобленный как на само событие, так и на всех его участников, пошел к первосвященникам и за тридцать сребреников согласился предать своего Учителя (Мф. 26, 6–15). Тема предательства — очень важная тема. Ее никак невозможно обойти, размышляя не только о духовной жизни, но вообще о человеке и отношениях между людьми. Предательство есть разрушение верности, отказ от взятых на себя обязательств, в основе которого — стремление к власти, к наслаждению, материальному обогащению и многому другому. Предательство всегда связано с лицемерием, в основе которого — ложь. Ведь не всякий отказ от обязательств является предательством. Бывают случаи, когда людей начинают разделять их убеждения, взгляды, когда они открыто об этом говорят и, не извлекая никакой личной выгоды и пользы, считают, что вследствие разных убеждений жить и работать им, может быть, следует порознь. Если такой отказ от обязательств не сопровождается достижением скрытых и корыстных целей, то он не является предательством. Очень часто коллективы, другие человеческие общности распадаются именно потому, что люди считают невозможным для себя сохранять взятые обязательства, но говорят об этом открыто и не стремятся нанести никому никакого вреда.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

  - Какие обеты принимают монахи? - Если вчитаться в текст чина монашеского пострижения, то монах отрекается вообще от жизни по страстям. Он вступает как бы в Воинство Небесное. Если же подходить формально, то обетов можно выделить три: обет послушания - отказ от жизни по своему хотению; обет нестяжания - отказ от личной собственности; и обет безбрачия - отказ от семейной жизни. В идеале разрыв этих связей с «миром» должен дать человеку свободу для духовного делания, отрезать все житейские попечения. Инок руководствуется словами Самого Спасителя: «...Отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мной». В знак отречения от мира и нового духовного рождения иноку дают новое имя. - Все ли монахи не вкушают мяса, или это отдельный обет? - Монах дает обещание поста. Если околоцерковное сознание понимает слово «пост» чисто гастрономически, то в понимании Церкви слово «пост» многозначно. Оно может касаться только пищи, а может означать полноту правильной телесной жизни: «Под именем поста должно разуметь не одно воздержание от неумеренности в пище, но воздержание от всех греховных начинаний» . Так что специального «мясного обета» у монахов не существует. Неядение монахами мяса - это традиция. Но она также рождена духовным опытом. Настоящие подвижники хорошо знали тесную связь духа с телом. Через тело можно влиять на душу и послабления телу сразу расслабляют дух. Понимание поста в православии основано именно на знании этой связи. «Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он - в совершенной и непрерывной зависимости от желудка. Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума. Ум... должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела» . Для монахов пост никогда не был самоцелью, только средством. Но очень сильным и действенным. Поэтому мясо - как самый «горячащий кровь» продукт - прямо запрещалось многими монашескими уставами.

http://ruskline.ru/analitika/2009/10/26/...

Закон косноязычен в том отношении, что не может раздельно изложить учение о Сущем и не в состоянии тайноводствовать к поклоняемому во святой Троице, досточтимому и неизреченному естеству. Он и слаб голосом для этого, так как может говорить только израильтянам, и то с трудом, слышится в одной Иудее; а что касается до всех остальных народов, его проповедь , так сказать, и не дошла до их ушей. Поэтому-то божественный Моисей, провидя имеющего достаточно силы для точного и совершенного изложения слушателям, учения о Боге и для того, чтобы легко проповедать его всей! земле, то есть Христа, говорит: «Господи! пошли другого, кого можешь послать». Ибо истинно «могущий» есть Христос; и что в свое время Он будет избран на это по благоволению Бога и Отца, это предвозвещено и законом. Отказ же Моисея и после Божественного обещания, и после явления многих знамений может быть образом Израиля, медлящего и вместе отрицающегося от Божественного и евангельского служения под властью Христа и от послушания, так как израильтяне после столь бесчисленных поучений о вере и после явления чудотворения сохранили свое непослушание и остались неверующими. Отказ Моисея был двукратный, ибо было два времени, в которые Израиль был необуздан и упрям: во время Моисея, Иисуса (Навина) и Судей, и затем тотчас после того времени, в которое были пророки и Иоанн, находящийся как бы в средине между Апостолами и пророками, так как он был концом пророческого служения и как бы началом светлости апостольской. Но отказ Моисея вызвал Бога на гнев, и потом состоялось иное распоряжение, чрез которое надлежало спастись угнетаемым властолюбием египтян. «И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить..., и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем; ты будешь ему говорить и влагать слова... в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога» ( Исх.4, 14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отказ от ребенка — великий грех Размышления врача Галины Георгиевны Руденковой о сиротах и сиротстве 21.02.2018 4562 Время на чтение 11 минут В канун Страстной седмицы 2017 года на краю города, в бывшей деревне Ульянка, в маленьком деревянном храме святителя Петра митрополита Московского проходило Крещение. Обычное служение, как в предыдущие субботние дни в течение 24 лет существования этой церкви. Но для многих из нас оно было необычным. Крестили крошечного младенца, который оказался ненужным каким-то родителям. Отказ от ребенка — великий грех... Но не будем судить, дабы не быть судимыми. Видно, Господь послал этому маленькому человеку лучшую судьбу, надежных родителей, готовых «Богу и людям служить». Его приемным отцом стал депутат Государственной Думы и одновременно алтарник храма святителя Петра митрополита Московского. Старшенькие малыши резвились в церковном дворе, но по зову родителей старшая сестренка (которой всего-то 8 лет) деловито ввела их в храм. Малыши столпились около отца, крепко прижавшись к его ногам. Старый священник подошел к крестному — высокому молодому человеку, могучего телосложения, с интеллигентным лицом и умными глазами, взял младенца из его рук и по старинному церковному обычаю передал крестной матери: мальчиков у купели держат крестные матери, а девочек — крестный отец. Началось свершение таинства. Окружающие не глазели с любопытством по сторонам, лица их были сосредоточенными, с молитвенным настроем. Молились они о судьбе этого малыша и его братьев и сестер, молились о родителях, которые взвалили на себя великий груз ответственности пред Богом и людьми за посланных им детей. «Крещается раб Божий Илия во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». И так трижды. Затем крестные и священник трижды обходят вокруг купели. Крестный четко наизусть прочел «Символ веры». Мать ребенка, с древним именем матери всего человечества (Ева), кротко сидит в притворе и лишь по окончанию Таинства Крещения ей разрешают войти в храм. Младенца настоятель вносит в святой Алтарь и передает его Еве со словами: «Возьми и воспитай». Эти слова звучат как строгий наказ, теперь ребенок вручается ей по благословению самого Господа. Она с материнской любовью целует ребенка трижды и крепко прижимает его к груди. У многих присутствующих на глазах появились слезы — слезы радости и ликования. Еще один воин Христов пополнил наше христианское сообщество, Церковь Православную.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/21/ot...

Беседовали мы. Оказалось, что митрополит Дионисий, подавая патриарху ежегодно отчеты в приходе и расходе денег, собираемых от поклонников, и выставляя расходы, превышающие приходы (около 16000 пиастр.), просил патриарха дополнять ему дефицит прихода из общей казны Гроба Господня. Патриарх и преемник его Иерофей сначала обещались ему уважить его просьбу, но взаимно просили его, чтобы он не вымогал денег у поклонников, исправлял свою должность по примеру российских иерархов, и содержал монастырь и св. поклонение в должной чистоте и в порядке. Наконец, в начале нынешнего года, получил отказ от патриарха, без сомнения, по настоянию здешнего синода, который увеличил его доходы, как надобно догадываться. Этот отказ взбесил митрополита, и он, как сам признавался, в пылу гнева хотел убежать из Вифлеема, куда бы ни пришлось. «Мне казалось невыносимо получить отказ в законной просьбе и притом без всякого утешения и ободрения нравственного, – говорил митрополит. Я решился сообщить вам свое горе и просить совета у вас. Других друзей у меня нет. Пусть Россия через вас знает несправедливости и злость патриарха и его наместников. Пусть знает Государь и св. синод, что я оставил епархию, потому что не мог перенести несправедливого гонения своих собратий. Прошу у вас совета. Скажите, что Бог положит вам по сердцу». После сего он показал свои записи приходов и расходов, и прочитал письма патриарха и Иерофея и свои ответы на эти письма, исполненные горячих жалоб с примесью сарказмов и угроз бежать. Я упрашивал его остаться на пастве и советовал ему еще раз и еще раз просить патриарха, подобно вдовице евангельской, которая, после неотступной постоянной просьбы, получила, наконец, желаемое, но просить в духе кротости и сыновнего терпеливого послушания, без вставки угроз. «Ваши угрозы не подействовали, говорил я ему; на ваши угрозы будут отвечать вам: подавайте в отставку. И так попробуйте снова писать к патриарху и только просить у него дополнения недостающей суммы, как милости. Между тем я напишу в Петербург о том: не согласятся ли там выделять для св. Вифлеема какую либо часть из сумм, ежегодно высылаемых сюда из России».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

13 окт. (В греч. тексте и в древнейшей редакции лат. перевода это деяние считается 2-м.) Председательствовал легат Римского папы Пасхазин, еп. Лилибейский, представители императора в заседании участия не принимали. Состоялся окончательный суд над Диоскором. После прочтения адресованной Собору новой жалобы еп. Евсевий Дорилейский просил «вызвать своего соперника». Еще до открытия сессии Диоскору было направлено приглашение явиться, на к-рое он ответил отказом, сославшись на препятствия со стороны охраны. Отцы Собора трижды отправляли к нему с соборного заседания посольства из епископов, но он всякий раз отклонял приглашение, выдвигая различные предлоги: вначале он сослался на запрет со стороны стражи, а когда такое препятствие было снято, стал настаивать на участии в заседании представителей гражданской власти; затем он объявил, что болен, и, вновь потребовав, чтобы и сановники были на Соборе, поинтересовался, будет ли его дело разбираться совместно с делами др. обвиняемых епископов. Тем временем были поданы записки представителей Александрийской Церкви - диаконов Феодора и Исхириона, пресв. Афанасия (племянника свт. Кирилла) и мирянина Софрония - с жалобами на притеснения со стороны их архиепископа. Наконец, после 3-го вызова, на к-рый Диоскор ответил, «что не имеет ничего прибавить к тому, что уже сказано» (ACO. T. 2. Vol. 1 (2). P. 25; ДВС. Т. 2. С. 266), еп. Пасхазин Лилибейский поставил вопрос: «Чего достоин поступающий таким образом?» Епископы признали Диоскора в соответствии с канонами достойным осуждения за непослушание. Легаты папы, перечислив его «дерзкие поступки»: единомыслие и принятие в общение Евтихия, отказ на «разбойничьем» Соборе прочитать Томос папы св. Льва к свт. Флавиану, отлучение папы св. Льва, проступки, указанные в жалобах александрийцев, отказ явиться на Собор,- объявили приговор: «Архиепископ Лев через нас и через настоящий Святейший Собор, вместе с апостолом Петром, лишает его епископства и отчуждает от всякого священнического сана» (ACO. T. 2. Vol. 1 (2). P. 29; ДВС. Т. 2. С. 268). Присутствовавшие на заседании 192 епископа поддержали такой приговор, выдвигая в качестве главного аргумента для осуждения отказ Диоскора явиться на Собор, т. е. неподчинение канонам. Среди подписавших приговор (согласно лат. тексту - 308 участников, греч.- 252) встречаются активные деятели «разбойничьего» Собора, принимавшие участие и в настоящем Соборе. Диоскору было отправлено уведомление, в к-ром указывалось, что он осужден из-за презрения к божественным канонам, «за непослушание сему святому и вселенскому Собору», а также «за другие проступки» (πρς τος λλοις σου πλημμελμασιν - ACO. T. 2. Vol. 1 (2). P. 41; ДВС. Т. 2. С. 296). Подробнее о причинах низложения Диоскора сообщалось в отчетах Собора, адресованных императорам Маркиану и Валентиниану III и имп. св. Пульхерии (ACO. T. 2. Vol. 1 (2). P. 83-87; ДВС. Т. 2. С. 297-299).

http://sedmitza.ru/text/758848.html

Все три закона схожи общей направленностью на отказ от института семьи, на отказ от аксиологии в культуре, и на отказ от учёта возрастной психологии в процессе социализации ребенка и подростка. Все вместе они объединены отказом от ценностей и от тех институтов, которые задают коллективные смыслы существования и стабилизируют общество. Без единых ценностей гибнет и общество, и семья, и человек. Тезис 3. Возвращаясь к интеллектуальному наследию Святейшего Патриарха Кирилла, я хотел бы вспомнить его определение понятия общества, которое он дал, выступая два года назад на Всемирном русском народном соборе. Святейший сказал, что общество состоит не из малых групп, а из семей. Действительно, сегодня распространено учение о малых группах. В школьных учебниках Обществознания прямо пишут, что общество состоит из малых групп. Это могут быть филателисты, собаководы, реконструкторы, нудисты, литературные или театральные объединения, гендерные или сексуальные группы. Их – великое множество и якобы из них и состоит общество. Это – системная ошибка. На самом деле общество состоит из семей. Институт семьи – это единственный инструмент, который скрепляет общество. Единственный. Другого не существует. Мы идем умирать за семью. И за Отечество, как семью семей. С этим связан и русский архетип Родины-матери. Для нас, православных, ключевым является образ Богоматери. Именно об этом 4 декабря говорил Патриарх Кирилл, обращаясь к каждому из нас из самого сердца нашего Отечества, из Успенского собора, из Кремля. Это был глубоко символичный жест, который мы обязаны понять. Тезис 4. Мы живем в прозрачном мире. Мы постоянно находимся в гуще событий и людей. И для каждого из нас есть одно единственное место в мире, где мы являемся самими собой – это наши семьи. Это наша домашняя церковь. Здесь нас любят. Понимают. Жалеют. Помогают. Мы вместе молимся. Мы вместе трудимся. Мы вместе радуемся. И вместе плачем. Это наше единственное приватное пространство. Предлагаемые законопроекты разрешают НКО, то есть тем самым малым группам, о которых я говорил выше, иметь право регулировать внутреннее устройство семьи. Регулировать с помощью отчуждения членов семьи друг от друга (заявления, доносы, угрозы написать заявления). Регулировать с помощью недоверия, подозрительности друг к другу. Страха. То есть с помощью разрушения в семье ЛЮБВИ. Именно об этом говорил Патриарх Кирилл в своей проповеди.

http://religare.ru/2_118660.html

" Отношения для каждой ипостаси тройственны, невозможно ввести одну из ипостасей в диаду, невозможно представить себе одну из них без того, чтобы немедленно не возникли две другие. Отец есть Отец только в соотношении с Сыном и Духом. Что же до рождения Сына и исхождения Духа, то они как бы одновременны, ибо одно предполагает другое " ( В. Н. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991, с. 216). Отказ от противопоставления Божественных Лиц, т. е. отказ от того, чтобы мыслить их изолированно, как монады, или как диады, есть, по существу, отказ от приложения самой категории числа к Пресвятой Троице. Василий Великий об этом пишет: " Мы не ведем счет переходя от одного до множественности путем прибавления, говоря : один, два, три, или первый, второй, третий, ибо " Я первый и Я последний и кроме Меня нет Бога " (Ис. 44, 6). Никогда до сего дня не говорили " второй Бог " , но покланялись Богу от Бога. Исповедуя различие ипостасей без разделения природы на множественность, мы остаемся при единоначалии " . Когда мы говорим о троичности в Боге, речь не идет о материальном числе, которое служит для счета и не приложимо к области бытия Божественного, поэтому в троичном богословии число из количественной характеристики преображается в качественную. Троичность в Боге не является в общепринятом смысле количеством, оно лишь указывает на неизреченный божественный порядок. По словам прп. Максима Исповедника " Бог есть равно монада и триада " . 8.1. Почему Бог троичен в Лицах? Почему Бог есть именно троица, а не двоица и не четверица? Очевидно, что исчерпывающего ответа на этот вопрос быть не может. Бог есть Троица потому, что Он желает быть именно таким, а не потому что кто-то Его к этому принуждает. Святитель Григорий Богослов пытается следующим образом выразить тайну триединства: " Единица приходит в движение от своего богатства, двоица преодолена, ибо Божество выше материи и формы. Троица замыкается в совершенстве, ибо Она первой преодолевает состав двоицы, таким образом, Божество не пребывает ограниченным, но и не распространяется до бесконечности. Первое было бы бесславным, а второе — противоречащим порядку. Одно было бы совершенно в духе иудейства, а второе — эллинства и многобожия " .

http://sedmitza.ru/lib/text/431688/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010