11 Древнейшие ереси деистического характера: иудейский эвионизм, признававший в Нем величайшего из пророков; ересь Павла Самосатского, который учил, что Иисус Христос есть человек, рожденный сверхъестественным образом, с которым соединена была Сила Божия; арианство, не признававшее Его Божественности; отчасти несторианство, находившее невозможным соединение Божеского и человеческого естества в одном Лице, поэтому учившее, что в Иисусе Христе два Лица: Божеское и человеческое. Из новейших сюда относятся: социанство, Кант со своими последователями-богословами. 2 Слово ипостась (греческое πστασις) буквально соответствует латинскому substantia и означает вообще сущность, существо, но гораздо определеннее латинского означает неизменное в предмете, самостоятельное личное существо; слово πρσωπον – лицо, латинское persona, не заключает в себе такой определенности, как πστασις. Эта неопределенность латинских терминов подавала повод к недоразумениям и спорам между римлянами и греками в IV веке. Для точности установлена строгая терминология. Когда говорится, что Бог един по Существу – употребляется слово οσα; а когда говорится: троичен в Лицах – употребляется слово πστασις; на латинском языке этим словам соответствуют: substantia – οσα, persona – πστασις. 3 Римская Церковь учит об исхождении Св. Духа не только от Отца, но и от Сына (Filioque). Прибавление к Символу веры сделано в Испании на Толедском Соборе в 589 году с целью доказать сильнее Божество Сына Божия против ариан, причем недостаточно различалось вечное исхождение Св. Духа от временного послания в мир ( Иоан. 15, 26 ). О внесении этого прибавления в символ веры ходатайствовал Ахенский собор (в 809 году), по желанию Карла Великого, перед папою Львом III. Но папа решительно отказал допустить это прибавление. Эта прибавка сделана позже в смысле вечного исхождения Духа Святого и от Сына, вследствие усилившегося разногласия римской церкви с восточными церквями. Читать далее Источник: Основное богословие, или Христианская апологетика [Текст] : Православное догматическое богословие: Лекции [для ун-та]/В.И. Добротворский. – Репринт. воспроизв. изд. 1895 и 1896 гг. – СПб. : О-во памяти игумении Таисии, 2005. – 112 с.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

478 Попытку объяснить происхождение этого явления, основанную на тщательном изучении предмета, сделал по поводу изданного г. Лопаревым памятника г. Смирнов в Христианском Чтении 1895 г. (вып. 3 и 4). 479 Слово ипостась (греческое πστασις) буквально соответствует латинскому substantia и означает вообще сущность, существо, но гораздо определеннее латинского означает неизменное в предмете, самостоятельное личное существо; слово πρσωπον – лицо, латинское persona, не заключает в себе такой определенности, как πστασις. Эта неопределенность латинских терминов подавала повод к недоразумениям и спорам между римлянами и греками в IV-м веке. Для точности установлена строгая терминология. Когда говорится, что Бог един по Существу – употребляется слово οσα; а когда говорится: троичен в Лицах – употребляется слово πστασις; на латинском языке этим словам соответствуют: substantia – οσα, persona – πστασις. 480 Римская Церковь учит об исхождении Св. Духа не только от Отца, но и от Сына (Filioque). Прибавление к Символу веры сделано в Испании на Толедском Соборе в 589 году с целью доказать сильнее Божество Сына Божия против ариан, причем недостаточно различалось вечное исхождение Св. Духа от временного послания в мир ( Ин.15:26 ). О внесении этого прибавления в символ веры ходатайствовал Ахенский собор (в 809 году), по желанию Карла Великого, перед папою Львом III-м, но папа решительно отказал допустить это прибавление. Эта прибавка сделана позже в смысле вечного исхождения Духа Святого и от Сына, вследствие усилившегося разногласия римской церкви с восточными церквами. 481 Подробный разбор этой теории в сочинении «Бог и Природа» Ульрици (Ulrici). Французский астроном Фай (Faye) доказывает, что теория Лапласа вполне соответствует науке прошлого столетия. Но успехи астрономии в XIX столетии совершенно изменили состояние этой науки и склад наших космогонических идей. По мнению Фая, превращение туманностей в звезды невозможно, потому что они слишком бедны в химическом отношении и следовательно неспособны перейти в твердое состояние. Но до применения спектрального анализа думали, что туманности представляют собой то состояние первобытного вещества, из которого постепенно, путем сгущения, образовалась наша солнечная система (Sur l’origine du monde. 1885).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Я бы хотела остановиться на самом термине «личность», ведь у святых отцов самого этого термина нет? — Многие современные мыслители, философы, богословы даже говорят, что мы не имеем права употреблять слово «личность», поскольку его не употребляли святые отцы. Выдающиеся русские богословы XIX века: В.В. Болотов, А.И. Бриллиантов (мы с отцом Кириллом (Зинковским) нашли в Публичной библиотеке неизданные рукописи Бриллиантова, в которых он сравнивал термины «ипостась», πρσωπον, латинский persona и русский «личность»), святитель Филарет (Дроздов), святитель Филарет (Гумилевский) занимались этим вопросом и находили возможным использовать термин личность как во многом синоним греческих терминов просопон-лицо и ипостась. Они подчеркивали, что наши современные представления о личности, зачастую чисто психологического характера, чаще всего не занимали святых отцов. Их интересовали в первую очередь триадология и христология. Но, например, у святителя Григория Нисского (богослов IV века, младший из великих каппадокийцев. — Прим. ред.) есть мысль, что человеческий род — икона святой Троицы. Болотов, следуя святым отцам, говорит: мы не можем признать во Христе человеческую ипостась. Говоря современным языком, это значит: мы не можем признать во Христе человеческую личность. То есть Он не был просто человеком, но Он был сложенной личностью – личностью в двух природах. И Болотов вслед за преподобным Иоанном Дамаскиным утверждает: Вечная ипостась Логоса воплотилась, восприняв человеческую природу. А ипостась — не часть природы. Символически это можно изобразить, как шар с нулевой поверхностью. Всё, что внутри шара — это природа человека, включая самую тонкую — ум, но даже ум не является личностью, личность — это нулевая поверхность. — Нельзя ли сказать, что ипостась во Христе — это божественное, а сущность — это наросты человеческие сверху? — Нет, это будет ересью. Ипостась в человеке создал Бог, как и природу. Просто ипостась, а значит и личность, Христа не человеческая, но божественная, и притом сложная.

http://pravoslavie.ru/82254.html

Взаимное использование божеством лица человечества и человечеством лица божества приводит к образованию Лица единения (πρσωπον τς νσεως;     persona unionis) - Господа Иисуса Христа, Единородного Сына, Который не тождествен Логосу, природному Лицу Второй Ипостаси Св. Троицы. Именно об этом Лице единения и говорится в Никейском Символе веры. Не признавая communicatio idiomatum в смысле переноса свойств человеческой природы на Бога Слова, Несторий учил о том, что эти свойства следует переносить на Лицо единения ( Nest. Ep. 2 ad Cyr. Alex.//Nestoriana. 1905. S. 176; ACO. T. 1. Vol. 1(1). P. 30; ДВС. Т. 1. С. 148; Nest. Serm. 10//Nestoriana. 1905. S. 269-270; Idem. Serm. 26//Ibid. S. 336, 386; Idem. Liber Heracl. II 1. P. 208-213). Сказанное выше делает невозможным признание ипостасного единения, поскольку и божество и человечество сохраняют в Воплощении свои ипостаси. Несторий указывает на то, что готов принять термин «ипостасное единение», только если он понимается в качестве синонима личного единения двух природ ( Idem. Liber Heracl. II 1. P. 229-235 (рус. пер.: Несторий. Книга Гераклида Дамасского: (Избр.)//Волшебная гора. М., 2006. С. 79-82)). V. Христологическая формула. Каждая индивидуальная, частная природа, о к-рой, следуя в этом Диодору Тарсийскому и Феодору Мопсуестийскому, фактически писал Несторий, реализует свое существование в ипостаси. Поскольку ипостась есть конкретная реализация природы, невозможность слияния природ и образования «одной природы Бога Слова воплощенной» приводит и к невозможности слияния ипостасей. При этом божественная и человеческая ипостаси Христа обладают своими природными лицами, или образами, что делает эти ипостаси самобытными, т. е. способными к самостоятельному существованию. Взаимное использование соединившимися во Христе природами, или сущностями, природных лиц друг друга приводит к образованию общего Лица, Которое, как подчеркивает Несторий, не тождественно природному Лицу второй Ипостаси Св. Троицы: «Итак, Христос есть Лицо единения, Бог Слово же есть не [Лицо] единения, а [Лицо] Своей собственной природы» ( Nest.

http://pravenc.ru/text/2565152.html

52 Под «истечением» ( εσις) следует понимать то, что в современной биологии называется «обменом веществ», т.е. что вещественный состав тела не постоянен, но текуч. «Рассечение» ( τομ) есть одна из главных особенностей тела, потому что душу, в отличие от него, нельзя разделить на части. При этом τομ присуще любому материальному телу, а εσις только живой природе. 53 Об этом законе, как форме Божественного творения после создания мира, см. «Беседу сарацина с христианином», гл.1. 64 Сама цитата в рукописях пропущена и восполнена издателем по трактату «О блаженствах», гл.4 (PG 44, 1237 А). 69 Σχετικ συνφεια, ключевой для несториан христологический термин, против которого полемизировал еще св. Кирилл Александрийский ( σχετικ – от существительного σχσις, «отношение», συνφεια – от συνπτο, «связывать»), в обеих своих частях подчеркивает непрочность соединения Божества и человечества во Христе. 70 Имеется в виду определенный артикль , примерно соответствующий немецкому der, английскому the или французскому le. «Христос» без артикля означало бы просто «помазанник» 71 Имеется в виду многократно приводимое св. Иоанном определение, что слова «один и другой» относятся к лицам (ипостасям), а «одно и другое», в среднем роде, – к природам (см. соответствующие места в «Послании яковиту», 101, а так;е ни;е в гл. 18). Хотя св. Иоанн ссылается лишь на соответствующие высказывания св. Григория Богослова , впервые эта формула встречается у церковного писателя Дидима Слепца (IV в.) («О Троице», I,27; III,6). 76 Аргумент основан на том, что по-гречески πρσωπον, «лицо», означает и часть тела, и личность. В латинском языке, напротив, для этого существуют два различных слова, соответственно facies и persona, причем греческое употребление через церковнославянский перешло и в русский язык, а латинское – в новые европейские. 79 Это тот самый Петр II, который, как сообщает Феофан Исповедник (Хронография, р.349, ed. de Воог), был по приказу халифа Валида лишен языка и сослан в Аравию, где он чудесным образом продолжал служить литургию так же отчетливо, как и прежде, пока не претерпел мученическую кончину.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

II. Церковь , при проповедании триипостасности Божества, вместе с этим от начала научала в своих символах исповедывать и единство Божества. Следовательно, мысль, которая выражается ныне словом «единосущие» божеских ипостасей, была присуща общецерковному сознанию от начала. В UV же веке догмат о единосущии лиц Св. Троицы внесен в самый символ веры , a великими отцами этого века был раскрыт и в чертах подробных. Единосущие божеских лиц они научали понимать в том смысле, что каждое из лиц Св. Троицы обладает божеским естеством вполне и всецело, так при этом, что оно остается безусловно единым и нераздельным, а не так, чтобы троичные ипостаси существовали, как особые и отдельные самостоятельные существа, хотя бы и с одинаковою и однородною сущностью (как существуют, например, люди, происходящие от людей), равно и не так, чтобы каждое из лиц Св. Троицы владело единою божеской сущностью по частям, т. е. чтобы одна часть этой сущности принадлежала Отцу, другая – Сыну, третья – Духу Св. «Троица нераздельна по естеству, – учит св. Афанасий, – нераздельно и едино есть божество Св. Троицы», и потому лица Троицы составляют «нераздельную и неразлагаемую Единицу Божества» (К Серап. 1 посл.). По словам св. Григория Б., «Единица в Троице и Троица в Единице покланяемая», – это «тройственный свет, заключенный в едином естестве», «единый Бог, в трех Озарениях управляющий миром» (Сл. 25 и 31). Вместе с разъяснением догмата о единосущии троичных ипостасей с IV же века стал устанавливаться и образ выражения этого догмата. Первый Вселенский Собор ввел во всеобщее церковное употребление самое слово «единосущие» ( ομοοσια), a разъяснявшие догмат отцы церкви – термины «существо» ( οσα) и «ипостась» ( πστασις), также сделавшиеся общим достоянием богословов позднейшего времени. Слово существо ( οσα также φσις, substantia, natura) вошло в употребление для обозначения того, что есть единого и общего в Троице, т. е. самого божества или природы Божией, a ипостась ( πστασις, также πρσωπον, persona) – для обозначения частных (или ипостасных) особенностей каждого лица Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Термин «личность» вошел в активную богословскую лексику с середины XIX века 271 . Процесс становления термина «личность» в богословии имеет длинную историю и является предметом особых богословских исследований, выходящих за рамки нашего антропологического курса. Укажем лишь, что этот термин связан с греческими терминами «лицо» (πρσωπον) и «ипостась» (πστασις), а также с латинским «персона» (persona). В современной богословской литературе слова «лицо», «ипостась», «личность» чаще всего употребляются как синонимы. Однако в разные исторические периоды степень соответствия между словом «личность» и вышеуказанными терминами менялась, и при чтении творений святых отцов это необходимо учитывать, бережно относясь к контексту их высказываний. В частности, в Священном Предании Церкви понятие личности иногда соотносится со словами «сердце» 272 , «владычественное», «ум» 273 , «внутренний человек» 274 , «самовластие», «дух» 275 , «душа». Нередко удавалось обходиться и без специальных слов. Приведём лишь один пример. Свт. Василий Великий писал: «В нас есть внутренний человек, и мы в некотором смысле двойные и, сказать по правде, мы есть бытие внутреннее. То, что находится вне (меня), – это не лично я, но это моё. Рука – это не я, но я – это разумное начало души. Рука же – часть человека. Поэтому тело – это орудие человека» 276 . Основные характеристики человеческой личности Изложим в тезисном виде основные положения православного учения о личности. 1. Личность есть одно из проявлений образа Божия в человеке. Это значит, что она не является элементом тварного человеческого естества, она за-природна, поэтому не описывается в категориях природы. В обыденном языке четко разграничены два уровня отношения к человеку: как к уникальной личности и как к природному существу. О человеке как личности ставится вопрос «кто?», а о человеческой природе мы спрашиваем «что?». То есть различение личностного и природного аспектов бытия человека заложено и четко представлено в нашей речи. Тем не менее, даже в научной среде мало осознается онтологическое основание подобного различения. Личностный и природный аспекты бытия человека взаимосвязаны, но никогда не сливаются, и при рассмотрении многих богословских вопросов требуется четкое осознание этого различия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Кроме чина литургии и посвящений, в «Апостольском предании» приводятся молитвы на освящение елея, меда и плодов. В отношении жизни Церкви Ипполит дает указания о посте, молитве, отношении к вдовам, праздновании Пасхи и Пятидесятницы. Подробно излагается подготовка к крещению, которая должна длиться три года, а также сам чин крещения и миропомазания. Благодаря «Апостольскому преданию» у нас есть точные данные о литургической жизни римской общины самого начала III в. 4. Раскол между Каллистом и Ипполитом длился до 223 г., в котором Каллист принял мученическую кончину. Ипполит скончался мученически в 235 г. Итак, первая попытка создать новую терминологию оказалась неубедительной. Спор был продолжен Тертуллианом , написавшим трактат против Праксея - монархианина из Малой Азии. Тертуллиан также был первым богословом, употребившим слово « Троица » ( Trinitas ) по-латыни. Тертуллиан развивает идею св. Иринея, говоря о троичности Отца, Сына и Святого Духа как о множестве, явленном в воплощении Божественного провидения в истории. «Все трое являются одним», - говорит Тертуллиан. Однако он считал, что христианин должен уметь ответить на вопрос: «Какие трое?» или даже «Какой один?». Тертуллиан предлагал дать такой ответ на этот вопрос: Бог есть «одна субстанция (substantia) из трех персон (personae)». Нам неизвестно, какой смысл вкладывал Тертуллиан в эти термины, тем более что он был хорошо образованным оратором, а не философом-систематизатором. Тертуллиан владел греческим, и, скорее всего, под субстанцией он имел в виду слово ουσα. Употребляя слово persona , он, наверное, имел в виду πρσωπον. Слово «ипостась» пока еще в христианском контексте не употреблялось. Однако это было лишь начало поиска подходящих терминов. Тертуллиан стал первым христианским богословом, пишущим по-латыни (хотя он прекрасно владел греческим и опубликовал ряд своих работ на этом языке для грекоязычных африканцев). Ипполит (155-235) оказался последним западным богословом, писавшим по-гречески. До начала III в. Римская Церковь состояла главным образом из членов грекоязычной общины города. В III в., по мере проникновения Церкви в высшие классы общества, количество латиноязычных членов Римской Церкви стало преобладать над греками. В середине III в. римский пресвитер Новатиан написал на прекрасной латыни трактат «О Троице», в котором он изложил доктрину Тертуллиана, при этом очистив ее от элементов стоического материализма и монтанистического энтузиазма. Спокойный тон трактата Новатиана - косвенное свидетельство того, что жаркие дискуссии в Риме, бушевавшие во времена Ипполита, ушли в далекое прошлое.

http://sedmitza.ru/lib/text/434688/

Греция отнюдь не «скудна словами», как замечает в шутку Марк Туллий. Для обозначения [наших понятий] «сущность» (essentia), «субсистенция» (subsistentia), «субстанция» (substantia), «лицо» (persona) у греков ровно столько же слов: сущность у них называется οσα, субсистенция – οσωσις субстанция – πστασις лицо – πρσωπον. Что же до индивидуальных субстанций, то греки назвали их ποστσεις, видимо, потому что они находятся под другими (subsunt), служа как бы подкладкой (subpositae) и подлежащими (subiectae) для [вещей] (quibusdam) как акциденций. По той же самой причине и мы переводим греческие ποστσεις как «субстанции», то есть те, что подлежат (subpositae). А так как сами греки те же самые субстанции иногда называют πρσωπα, то и мы можем звать их «лицами» (personae). Итак, οσα – это то же самое, что «сущность» (essentia); οσωσις – то же, что «субсистенция»; πστασις – то же, что «субстанция»; πρσωπον – то же, что «лицо». Но при этом грек не скажет πστασις о неразумных животных, в то время как мы зовем их «субстанциями»; и вот почему. Это имя употребляется [у греков] для обозначения лучших [субстанций], чтобы выделить высшее: если не описанием (descriptio) природы, которое указывало бы, в чем заключается их субстанция (secundum id quod substare est), – φστασθαι, – то хотя бы названием: πστασις, или «субстанция». Так вот, человек, [к примеру], есть сущность (essentia), т. е. οσα; и субсистенция, т. е. οσωσις; и субстанция, т. е. πστασις, и личность, т. е. πρσωπον. А именно, он ость «οσα» и сущность, поскольку он есть; a οσωσις и субсистенция – поскольку он не [находится] в каком-либо подлежащем; он есть πστασις и субстанция, поскольку служит подлежащим (subest) для других, не являющихся субсистенциями, то есть οσωσις; наконец, он есть πρσωπον и личность, поскольку он – разумный индивидуум. Бог также есть οσα и сущность: ведь Он есть, и – более того – Он есть Тот, от Кого происходит всякое бытие. Он есть οσωσις то есть субсистенция, ибо Он существует (subsistat), не нуждаясь ни в чем [для того, чтобы существовать]; о Нем говорится также φστασθαι, поскольку Он является субстанцией (substat enim). Исходя из этого, мы и говорим, что есть одна οσα или οσωσις,то есть сущность, или субсистенция Божества; по три ποστσεις, то есть три субстанции. Именно согласно этому сказано, что у Троицы единая сущность, по три субстанции и три лица (personae).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/anit...

Кирилл Александрийский не противоречат друг другу; найти приемлемый компромиссный вариант прочтения Кирилловых и халкидонских формулировок. В связи с этим Грамматик предлагает разные терминологические и концептуальные решения этих вопросов, направленные на сохранение единства и двойства во Христе. Два из них можно выделить как попытку нового прочтения уже существующих богословских формул: 1) совместить язык «одной» и «двух» природ, показав, что терминология «одной природы», которую мы находим у свт. Кирилла, не противоречит языку «двух природ» Халкидонского Собора; 2) предложить новую формулу для понимания соединения природ, наряду с Кирилловой «по ипостаси» (καθπστασιν) 52 и халкидонской «в одно лицо и одну ипостась» (ες ν πρσωπον κα μαν πστασιν) 53 , свою «в одном Лице Бога Слова» (in una Persona sanctae Trinitate, quae est Deus Verbum) 54 , обозначив, таким образом, Слово как ипостасный субъект воплощения, что дало бы возможность говорить о восприятии в божественную ипостась Бога Слова человеческой природы, исключив двойство ипостасей. Формуле «одна природа Бога Слова воплощённая» Иоанн Кесарийский даёт два направления для понимания. Первая часть – «природа Бога Слова» – указывает на божественную природу Слова как второй Ипостаси Святой Троицы; термин «воплощённая» необходимо понимать как указание на человеческую природу Того же Самого Слова 55 . Формулу «в одном лице» вместе с другой, не менее важной, теопасхитской формулой «Один от Святой Троицы» Иоанн рассматривает как указание на то, что Слово Божие – это ипостасный субъект, вторая Ипостась Святой Троицы. Иначе говоря, в божественном лице, или ипостаси, Слова имело место соединение двух природ – божественной и человеческой. Вышеприведённые формулы в тексте, предложенные Севиром, идут в связке с Кирилловой формулировкой: «одна природа Бога Слова» – и истолковываются Иоанном Кесарийским в смысле двух природ и одной ипостаси 56 . Здесь в лице Иоанна Грамматика мы находим полемиста-халкидонита, который принимает все формулы свт.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/halkid...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010