Закрыть itemscope itemtype="" > Македонцы домогаются томоса от Константинополя Разворачивается интрига вокруг предполагаемого посещения Скопье патриархом Варфоломеем 17.03.2023 303 Время на чтение 3 минуты Источник: Независимая Газета Встреча патриарха Варфоломея и президента Северной Македонии в патриаршей резиденции 11 марта 2023 года. Фото сайта ec-patr.org На греческом ресурсе «Orthodox Times”, поддерживающем Константинопольский патриархат, 9 марта появилось объявление: «Патриарх Вселенский Варфоломей не посетит Скопье» и, следовательно, не предоставит томос, столь ожидаемый недавно легализованной и получившей автокефалию Македонской церковью (Охридской архиепископией). Поводом для опровержения стали утверждения со стороны некоторых СМИ Северной Македонии о том, что в этом году глава Константинопольского патриархата (КП) собирается посетить Скопье. Газеты ссылались на представителя КП митрополита Имбросского и Тенедосского Кирилла Драгуниса, который рассказал об этом при посещении македонского Свято-Бигорского монастыря. Мол, греческий архиерей заверил, что в этом году патриарх Варфоломей посетит Северную Македонию и лично передаст архиепископу Охридскому и Македонскому Стефану (Веляновскому) «ожидаемый Вселенским патриархатом объем автокефалии», приводит цитату издание «Нова Makeдohuja». На сайте обители действительно имеется информация о том, что 18 февраля Драгунис посещал монастырь. Однако он не заявлял, что Варфоломей уже вовсю готовится к поездке, а лишь выразил надежду, что когда-нибудь такое случится, Охридская архиепископия получит томос об автокефалии из его рук. Очевидно, что в Северной Македонии до сих пор не могут смириться с тем, что духовную независимость они получили не от Вселенского, а от Сербского патриархата. Напомним, что Македонская православная церковь (МПЦ) в своем нынешнем виде существует начиная с 1967 года, когда была учреждена решением III церковно-народного собора в городе Охрид как автокефальная. До этого времени она находилась в юрисдикции Сербской православной церкви (СПЦ). До мая 2022 года МПЦ не имела общения ни с одной поместной православной церковью. 9 мая Синод Константинопольской церкви восстановил каноническое общение с македонцами. 5 июня Стефан (Веляновский) получил томос об автокефалии из рук Сербского патриарха Порфирия. На сегодняшний день Охридскую архиепископию помимо Константинопольского и Сербского патриархато, признали Русская, Болгарская, Элладская, Антиохийская, Румынская, Грузинская, Албанская церкви, а также Православная церковь Чешских Земель и Словакии.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/17/makedo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Очерки по теории иконописания. Часть 4 (антропология образа) 28.02.2008 288 Время на чтение 9 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 Ныне мы знаем только то поколение людей, которое появилось после грехопадения, знаем человеческую природу, утерявшую подобие природы Божественной. Именно в силу своей свободы человек может отклониться от преподобления, отказаться от Творца, " раз-воротиться, развернуться, развратиться (вывернуться наизнанку) - не попасть в цель " - именно такой смысл несет греческое слово amartia, которым церковь обозначает слово грех. (Противоположность ему - " покаяние " - metanoia - буквально " обращение " ). " После грехопадения человек перестал быть по образу и подобию Божию и начал быть по образу и подобию дьявола " ,- пишет преподобный Симеон Новый Богослов. 1 У святителя Василия Великого читаем: " После того, как он (диавол) увидел человека, созданного по образу и подобию Божию, то, не имея возможности обратиться против Бога, он излил свою злобу на Божий образ, как если бы какой-либо человек, гневаясь, бросал камни в изображение царя, так как не может - в самого царя, нанося удары дереву, имеющему изображение " . 2 (Здесь святитель напрямую сравнивает человека с иконою!) Со времен грехопадения отдельные духовные функции в человеке (разум, моральное сознание, свобода и т.д.) несут на себе печать поврежденности, печать греха: как естественный свет разума не свободен от возможности ошибок, так и в моральном сознании, и особенно в свободе, эта печать поврежденности выступает повсюду. Грех, поразив природу человека, выдвинул в существе человека неизбежность противопоставления или противоборства личности и природы. Духовная природа оказывается поврежденной, в то время как личность не повреждена: она может быть придавлена и угнетена, ослаблена и ущербна, но остается НЕПОВРЕЖДЕННОЙ. 3 Св.Димитрий Ростовский пишет: " Образ Божий есть и в неверного человека душе, подобие же только в христианине добродетельном; и когда смертно согрешает христианин, тогда подобия только лишается, а не образа. И если в муку вечную осудится, образ Божий остается прежним в нем во веки, подобие же уже быть не может " . 4 (Здесь имеется в виду, что именно неуничтожимость образа Божия в человеке и есть основание вечности адских мук). Образ Божий неизгладим в человеке - он лишь восстанавливается и очищается в святом крещении.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «После 11 Сентября мы поняли, как важно, уходя из дома, обнимать жену и детей» О теракте и восстановленном храме Святителя Николая 11.09.2021 602 Время на чтение 12 минут Источник: Православие.ру Фото: Православие.ру Мой личный опыт, связанный с терактами 11 сентября, причудливым образом начинается за пару лет до той трагедии, в результате которой террористы убили почти три тысячи человек. Память неизменно выдает картинку: я стою в очереди, чтобы попасть на смотровую площадку на 100-каком-то этаже Всемирного торгового центра (ВТЦ), и вдруг вижу совсем рядом с ним белоснежную церквушку. Может, она и не была уж очень маленькой, но в тени огромных «башен-близнецов» казалась просто крохотной. Тогда подумалось: храм Божий в самой тени «храма бизнеса». Позднее я узнал, что это греческая православная церковь Святого Николая. За 20 лет, прошедших после теракта, мне не раз хотелось узнать о ее судьбе, но в суете жизни это как-то откладывалось «на потом». И вот, в канун горького юбилея я без труда узнал из Интернета, что церковь эта была полностью разрушена под обломками одной из башен. По счастью, никто не пострадал, но были утрачены реликвии – мощи святых Николая, Саввы и Екатерины, предположительно подаренные последним русским Царем Николаем II. О том, что происходило тогда и как будет теперь, мне рассказали свидетели тех страшных событий – генеральный викарий Греческой православной архиепископии Америки отец Алекс Карлутсос и вице-президент Общества друзей храма Святого Николая Майкл Псарос. На службе по погибшим люди чувствовали себя как в Страстную Пятницу – С момента терактов 11 сентября прошло 20 лет, но вспоминать об этом трудно до сих пор. Что вам довелось пережить в тот страшный день? Майкл Псарос: – Если вы не были на Манхэттене в тот день, вам очень трудно будет представить, что здесь творилось тогда. Практически невозможно понять, какие разрушения были причинены. Рухнули не только «близнецы» ВТЦ: их обломки обрушили все, что было вокруг. В тот день было уничтожено зданий больше, чем существует в таком большом городе, как Атланта. Только вообразите себе картину полностью уничтоженного мегаполиса.

http://ruskline.ru/opp/2021/09/11/posle_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Геннадий Беловолов: Фильм «Раскол» - художественное открытие нашей истории Петербургский священник о новом фильме Николая Досталя 14.09.2011 3077 Время на чтение 4 минуты На телеканале «Культура» продолжается показ телесериала «Раскол» режиссера Николая Досталя. Мы попросили известного петербургского священника, настоятеля Леушинского подворья протоиерея Геннадия Беловолова поделиться впечатлениями от просмотренных серий. Фильм, безусловно, является художественным открытием нашей истории. Независимо даже от конкретных оценок фильм открывает глубокую судьбоносную страницу российской истории - Раскол. Фильм тяготеет к некоторому подобию документализма, начиная от приглушенного колорита и заканчивая попыткой объективного освещения истории. Авторы зримо не солидаризируются с какой-то из сторон или позицией, хотя исподволь, конечно, выстраивается некая концепция в пользу старообрядцев. Раскол - это настолько сложное явление, что к нему не может быть, как ни к чему другому, применим вопрос: кто виноват? В середине XVII века возник исторический драматический треугольник – Царь, Патриарх, расколоучители, и легко в этом треугольнике кого-то назвать виноватым. Это явление выражает наш глубинный национальный дух, как будто Россия оказалась на распутье, подобно богатырю, и открывалось ей три дороги. То, что должно было быть едино, распалось. Через этот фильм понятие «раскол» я стал осмыслять не только как раскол внутри Церкви, а как раскол в народе, раскол оснований нашего бытия как Православия, Самодержавия и Народности. Действительно, каждое из понятий оказалось вдруг отделенным от других частей. Мы видим трагические последствия этого непонимания. Этот треугольник включает в себя много парадоксального. Старообрядцы стояли за старый обряд, а Никон был убежден, что выступает за ещё более старый обряд, он воспринимал двоеперстие, какие-то книги и традиции, как что-то привнесенное, а греческое воспринимал как более старое. По внутренней психологии именно себя он воспринимал старовером, который восстанавливает старую греческую веру на Русской земле, каким-то образом измененную за прошедшее историческое время.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/09/14/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сирийское чудо 12.04.2012 1229 Время на чтение 4 минуты ...Эту необычную историю, происшедшую в наши дни в Сирии, я случайно узнал от Александра Логинова, пятый год подвизающегося послушником в греческом монастыре Филофей на Святой горе Афон. В этот монастырь приезжал православный медик, грек по национальности, патологоанатом, который одно время работал в созданной при ООН медицинской комиссии. Он встречался со старцами монастыря. По словам этого медика, комиссия занималась исследованием уникального случая - в буквальном смысле воскрешения человека из мертвых. После того как его убили и четвертовали, этот человек был заново сшит из расчлененного состояния на основе неких, еще не известных человечеству технологий. Первоначально обследование пострадавшего проводили в Дамаске местные врачи, а затем уже к делу подключились и военные медики США. Американская сторона в итоге сделала вывод, что происшедшее - следствие " вмешательства НЛО " , и засекретила данную информацию. " А наши перекрестились и сказали: " И слава Богу! " - рассказал Александр... История такова. Тот, о ком, собственно, идет речь, - некто Ш.Д., - был богатейшим арабским шейхом из Саудовской Аравии. И его супруга была правоверной мусульманкой из зажиточного знатного рода. Эту аравийскую семью можно было бы назвать счастливой, если бы... у них были дети. Ш.Д. очень хотел наследника. Он обращался за помощью к медикам, не раз ездил в Мекку с женой, выделял немалые деньги на строительство и восстановление мечетей, но ничто не помогало... Его клан и сложившиеся традиции все настойчивее требовали развода, однако и свою жену этот шейх любил больше всего на свете. Перспектива скорого и бесповоротного расставания с ней его ужасала. Наконец супруги решили отправиться в свое последнее совместное путешествие в Сирию, чтобы поклониться местным мусульманским святыням. По прилете в Дамаск они взяли таксиста, который предложил повозить их несколько дней по стране. Узнав обо всем, водитель посоветовал им побывать в старинном женском монастыре под Дамаском, который называется Panaghia Saidnaya. Пусть их не смущает, что монастырь православный - там находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы, к которой приходят помолиться люди самых разных конфессий и убеждений. И особенно часто Божия Матерь помогает бездетным семьям, сказал водитель. Ш.Д. попросил его отвезти в Сиднайский монастырь, пообещав в случае исполнения его молитв пожертвовать монастырю 80 тысяч долларов, а водителю - еще 20 тысяч.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Фанар предельно конкретизировал пути увода Православия под папу Московскому Патриархату самое время ставить вопрос ребром: с кем остальные поместные церкви 07.10.2020 760 Время на чтение 9 минут Источник: Фонд стратегической культуры Глава греческой архиепископии США (в юрисдикции Экуменического патриархата) Елпидофор Ламбриниадис выступил в иезуитском университете Нью-Йорка с лекцией « Будущее православно-католических отношений в США ». Следует сказать, что Елпидифор не просто наместник Варфоломея в метрополии (стамбульский Фанар – фактически «Церковный» отдел Госдепа США) и его наиболее вероятный на сегодня преемник (после провала в Западной Европе конкурента Эммануэля, допустившего уход тамошней русской архиепископии под Московский патриархат). Как « рафинированный ЦРУшник », Елпидифор – действующий серый кардинал Экуменического патриарха. Он озвучивает разного рода антиканонические инициативы и «обкатывает» их на международных и межконфессиональных площадках, прежде чем Варфоломей внедряет их на «вселенском уровне».В этом ракурсе и следует рассматривать «будущее православно-католических отношений», как оно видится упомянутыми персонажами. Во вступлении к лекции докладчик указал на «исторические предпосылки» этих отношений, приведя даже «прорицания»: « В 1965 году, совершив глубоко пророческий жест, папа Павел VI и Экуменический патриарх Афинагор совместно решили – в качестве видимого знака своего желания восстановить узы евхаристического общения, которые были утеряны на протяжении веков – одновременно снять отлучения от церкви 1054 года». Другими словами, Экуменический патриархат уж более полувека считает папу членом Церкви. Вселенская Церковь данный акт не приняла. В частности, патриарх Московский Алексий I уведомил Афинагора: «Богословского значения для всей Полноты Святой Православной Церкви этот акт, по нашему мнению, не имеет». А главе Элладской церкви архиепископу Хризостому предстоятель РПЦ пояснил: «...богословского значения не имеет, ибо разделение Церквей Католической и Православной слишком глубоко и для преодоления его в настоящее время нет соответствующих оснований».

http://ruskline.ru/opp/2020/10/07/fanar_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Храмы пушкинского Петербурга Многие церкви Северной столицы были связаны с разными периодами жизни поэта 18.06.2004 602 Время на чтение 4 минуты Архитектура петербургских храмов - это удивительная смесь византийско-греческо-русских и европейских стилей. Город строился под руководством и по проектам приглашенных иностранных мастеров, часто инославных. Поэтому даже православные храмы молодой столицы Российской империи напоминали храмы городов Прибалтики, а иногда Италии, Франции, Голландии и Швеции. После восстания декабристов 14 декабря 1825 г. император Николай I принял решение положить конец копированию западноевропейской культуры. Процесс обращения к национальным истокам захватил всю русскую культуру второй четверти XIX века. Новое архитектурное направление - неовизантийский стиль возглавил К.А. Тон, прославившийся неовизантийским проектом Екатерининской церкви у Калинкина моста (1830-1837 гг.) и получивший задание на проектирование храма Христа Спасителя в Москве . Среди самых известных и посещаемых были храмы Александро-Невского монастыря, основанного в начале XVIII в. В " Истории Петра " Пушкин пишет о том, что в 1710 г. царь " при устье речки Черной заложил монастырь во имя Троицы и в честь Александра Невского " . Старшим сыном прадеда Пушкина - Абрама Петровича Ганнибала был Иван Абрамович Ганнибал. Он был среди героев знаменитого Чесменского сражения (июнь 1770 г.). В честь Чесменской победы императрица Екатерина II распорядилась построить церковь близ императорской дачи, задуманной как дворец для кратковременных остановок во время переезда императорского двора в Царское Село. Возведение храма по проекту архитектора Ю.М. Фельтена было закончено в 1780 г. - к 10-й годовщине победы, одержанной русским флотом при Чесме. Собор во имя святых апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости является старейшим храмом Санкт-Петербурга. Собор строился 21 год; он был освящен 29 июня 1733 г. 18 апреля 1828 г. Пушкин вместе с Петром Вяземским совершил прогулку по Петропавловской крепости. Они бродили часа два, видели крестный ход, царские гробницы. " Много странного и мрачно-грозно-поэтического в этой прогулке по крепостным валам и по головам сидящих внизу в казематах " , - писал Вяземский жене 19 апреля.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Изучение дисциплины и быта древнерусской церкви совершенно естественно уводит исследователя в историю древней восточной церкви. И это не потому только, что русская церковь – наследница древней и часть восточной, не потому, что русская митрополия, четыре с половиной века входившая в состав Константинопольского патриархата, устроена была по образцу греческих митрополий, но еще и потому, что русская церковная история крайне бедна оригинальными источниками. Мы часто не имеем более или менее обстоятельных сообщений о важнейших событиях истории нашей древней церкви, в свое время волновавших народ и власти, а описание будничных явлений церковного быта или привычных институтов церковного права и не входило никогда в задачи наших древних авторов. И вот для восстановления картины строя древнерусского церковного управления и быта исследователю приходится обращаться на Восток; он принужден вести работу окольным путем сравнительного изучения. Таким методом Е. К. Голубинский восстановил историю церковного управления в киевский период, объяснив те намеки наших источников, которые до него не понимали или неверно толковали, – написал главу об управлении, одну из лучших глав своей превосходной Истории. И мне, с моим частным вопросом пришлось погрузиться в историю древней восточной церкви и погрузиться очень глубоко... Больше всего интересуясь древнерусским религиозным и церковным бытом, я давно остановился на вопросе о древнерусском духовнике. Этот институт, и теперь существующий как особый в церквях –греческой, болгарской, сербской и румынской, и почти забытый у нас, мне показался интересен и сам по себе, как предмет изучения, и в жизни древней Руси – так мне думалось – он играл большую, хотя не сразу заметную роль. Главные черты древнерусского духовничества следующие. 2 Иметь или держать духовного отца обязан всякий верующий с отроческих лет. Христианин без духовника – незасеянная нива, рождающая сорные травы. Но «покаяние вольно есть», выбор духовника свободен: верующий сам искал себе «иерея или инока разумна и хитра – отца духовного добра, боголюбива и благородна», хотя часто находил «попа запойчива и немудра, сребролюбца, потаковника или гневлива“.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Ильинское. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты Впервые село упоминается в духовной грамоте великого кн. Ивана Даниловича Калиты в 1339 г. Когда в с. Скульнев стан поставили Ильинскую церковь, оно стало называться Ильинским. В писцовых книгах 1577-1578 гг. село записано как старая вотчина Алексеевского девичьего монастыря, что в Москве. В Смуту Ильинское было разорено. В XV-XVIII вв. деревянная церковь неоднократно перестраивалась или обновлялась. В то время в церкви находилось много старинных икон, особенно почитаемы были икона Спасителя и Донской образ Божией Матери. В 1819-1829 гг. на пожертвования прихожан построили существующую каменную церковь из белого камня и кирпича. Несложная архитектура храма с элементами классицизма в скупом внешнем убранстве, по характеру близка деревянным постройкам. Храм бесстолпный, двусветный, с изящной главкой имел придел во имя свт. Николая. В 1838 г. началось сооружение самостоятельной трехъярусной колокольни, объединенной с церковью притвором. В 1855 г. на пожертвования купца В. А. Шишлова приобрели 100-пудовый колокол. Начиная с XIX в., в селе на Ильин день всегда проходили ярмарки. В советское время храм закрыли, священника Павла Смирнова сослали на Север, в здании церкви устроили склад. В 1992 г. Ильинский храм возвращен верующим. В настоящее время он полностью восстановлен, богослужения совершаются регулярно. Село Ильинское — древнейшее село на Домодедовской земле, упоминающееся еще в духовных грамотах великого князя Ивана Даниловича Калиты, а затем и в завещаниях его потомков. Оно было центром обширной территории Коломенского уезда с селениями Бобарыкино, Поздново, Ляхово, Вельяминово, Кузьминское, Лобаново, Введенское, Немцово, Гальчино и других, входивших в состав древнего Скульневского стана (Скульнев — старинное название села). Со времени возведения здесь деревянной церкви во имя Ильи пророка деревня стала называться «селом Ильинским, Скульнево тож», а позже — просто Ильинским. Деревянная церковь неоднократно перестраивалась и обновлялась, в ней были древние иконы, две особенно ценные — греческого письма — в медных ризах и деревянных киотах: икона Спасителя и икона Донской Божией матери. К началу XIX в. церковь настолько обветшала, что с 1814 г. причт ее был упразднен, а прихожане расписаны по соседним приходам. Однако вскоре они обратились с просьбой к московскому архиепископу Августину разрешить им построить в селе новую каменную церковь за их счет и на пожертвования благотворителей. Храмозданная грамота была дана им 6 мая 1818 г., и в этом же году началось строительство.

http://sobory.ru/article/?object=02593

инок Дамиан Приложение. Новый Афон А. С. БОЧКОВ, член Русского исторического общества. Мысль об устроении православного монастыря в Абхазии возникла в русских правительственных кругах сразу после её вхождения в состав России в 1810 году. Было учреждено «Общество восстановления православного христианства на Кавказе». Его деятельность ознаменована строительством в некогда православной Абхазии православных храмов, открытием православных школ, основанием православного монастыря. Русское правительство и обратилось за помощью в этом святом деле к Свято-Троице-Сергиевой Лавре. 18 июля 1872 года был подписан указ об основании при Пицундском храме мужского монастыря с миссионерскими целями и о назначении содержания монастырю в размере 1200 рублей в год. Святитель Иннокентий назначил настоятелем нового монастыря архимандрита Свято-Троице-Сергиевой Лавры Феофила, избравшего из монахов Лавры для монастырских должностей во вновь открываемой обители иеромонаха, иеродиакона и пять послушников. Эта монашествующая братия прибыла в Пицунду в 1873 году и ревностно занялась великим делом устроения святой обители. Однако скудные средства, отпущенные на содержание монастыря, не позволили продолжить строительство. В это время русские иноки Святой Горы Афон стали хлопотать о переселении в Россию. Они постоянно испытывали притеснения со стороны греческого духовенства, стремившегося к господству на Востоке и на Афонской Горе. 1874 год был тяжёлым для русской братии Пантелеймонова монастыря. Судебный процесс с греками был в полном разгаре. Протатом (правительством Афона) было решено, чтобы Пантелеймонов монастырь больше не назывался русским, чтобы игуменом в нём всегда был грек и русская братия ему во всём всегда подчинялась. Игумену было предоставлено право самому определять численность братии и выдворять из монастыря неугодных монахов. Так открыто формулировалось определение Протата. А тайно велись приготовления для полного удаления русских из Пантелеймонова монастыря и перемещения иноков силами турок в Малую Азию в один из заброшенных монастырей. Более того, в результате происков греков газеты Стамбула обсуждали возможность высылки русских иноков в дебри экваториальной Африки. Игумен Пантелеймонова монастыря отец Макарий и духовник обители отец Иероним обратились к русскому посланнику в Константинополе графу Н. П. Игнатьеву с просьбой об организации переселения русских афонских иноков в русские владения на Кавказе. Для принятия русских монахов с Афона в Россию были созданы благоприятные условия.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010