Глава 7. Андроник III и Кантакузин. Движение против служилой знати Первый из Палеологов, Михаил, был возведен на престол служилой знатью, враждебной Никейской династии, но держал знать в руках благодаря своей энергии и ореолу восстановителя древней империи. Второй из Палеологов на престоле, Андроник, начал с крутой реакции против политики отца, окружил себя двором из просвещенных бюрократов и книжных людей, враждовал с военной знатью и после ряда неудач и унижения империи был свергнут фракийской и македонской служилой аристократией, объединившейся под знаменами его внука. Андроник Младший, третий из Палеологов, все время был в руках военной знати, именно ее крупнейшего представителя Кантакузина, не смог получить свободу действий и предотвратить грядущее междоусобие. Реформы социального и государственного строя были немыслимы при таких условиях, и византийское правительство, хотя воинственное, преданное идее восстановления древней империи в прежних пределах, было бессильно против тех новых соседей, сербов и османов, которые создали крепкие национальные государства. Оно имело успехи, и крупные лишь там, где оно встречалось с совершенно расшатавшейся властью, опираясь на местное греческое население и на дипломатию Иоанна Кантакузина : в Восточном Архипелаге и в Северной Греции. Лично Андроник не возвышался над кругозором знатного воина, и его страстью была охота с собаками и соколами, а не государственные дела, которыми и завладел Кантакузин, его главный докладчик. Но недаром Андроник, как и другие Палеологи, изображался на своих обесцененных, тонких и вогнутых монетах не в царском облачении, но в воинских доспехах. Он не провел ни одного года без похода, обыкновенно принимая личное участие, не раз был ранен, сражаясь рядом с тем же Кантакузином. Последний не был любимцем-временщиком, как Музалон при Феодоре Ласкаре, но самостоятельною силою, тяжкою для царя и его семьи. Не говоря об уме и образовании, которыми Кантакузин превосходил царя, он или, вернее, его мать Феодора Палеологина были настолько богаты, что на своих фракийских вотчинах собирали войска и не раз содержали армию Андроника на свой счет. И Кантакузин с матерью умели использовать свое положение. Феодора затмила влиянием императрицу-мать, принимала послов и устраивала воинские предприятия. Иоанн Кантакузин не только вел войны и дипломатические переговоры лично и на свой страх, но стал фактически главою управления и даже подписывал бумаги красными царскими чернилами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Глава I. Богослужение общественное и частное Богослужение общественное охватывает круг служб, совершаемых в течение суток, седмицы, месяца и года. В нем участвует вся полнота членов Церкви, приходя в многочисленные храмы. В центре этих служб стоит Божественная Евхаристия. Все другие службы: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы с включенными в них памятями празднуемых на каждый день святых и великих праздников – духовно готовят членов Церкви к достойному участию в Евхаристии. Богослужение частное выделяется из этого цельного круга богослужений, учитывая личные нужды каждого христианина и приспосабливаясь к обстановке и возможностям жизни каждого человека. Этот вид богослужений охватывает Таинства и обряды Церкви, во время которых пастырю приходится индивидуально воздействовать на жизнь каждого верующего человека, неся ему Божие благословение и духовно его обновляя. 1. Периоды в истории богослужений Русской Церкви История богослужений в нашей Церкви делится на несколько периодов и находится под непрерывным влиянием богослужения греческого.. Систематическое указание на порядок и образ совершения церковных служб находится в церковно-богослужебной книге, именуемой Типикон, или Устав. В первый раз церковный устав был начертан на письме преподобным Саввой Освященным в VI веке и получил название палестинского, или иерусалимского. Подлинный устав Саввы был утрачен во время нашествия Хозроя на Палестину. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, восстановил иерусалимский устав, дополненный в VIII веке трудами преподобных Иоанна Дамаскина  и Косьмы Маюмского. В таком виде устав скоро вошел в употребление в церквах греческих и особенно в Студийской обители в Константинополе. В этой обители он был снова восполнен песнопениями Митрофана, Анатолия, самого Феодора Студита , брата его Иосифа, Феофана Начертанного, Иосифа Песнописца и Григория, митрополита Никомидийского. Из последующих дополнений устава особенно замечательны сделанные в X веке монахом обители св. Саввы Марком, впоследствии епископом Идрутским. Он внес в устав правила о песнопениях греческой Церкви, составленные в IX u X веках, и определил порядок богослужения в тех случаях, когда на один и тот же день падало несколько праздников. В последующее время над обработкой церковного устава трудились Никон Черногорец (XI век) и Филофей, патриарх Константинопольский (XIV век). Некоторые статьи Филофеева устава вошли и в славянские списки устава. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Глава I. Об определении, предмете, причине и цели Богословия § 1. Теология, что касается самого наименования, есть выражение греческое, состоящее из двух слов, Θες Бог и λγος речь, то есть, это – собеседование или рассуждение о Боге, точно так, как Физиология – рассуждение о природе, Астрология – рассуждение о звездах, Космология – рассуждение о мире и прочее в том же роде. На латинском языке не имеется собственного и столь удобно составленного наименования, но по-славянски самым естественным образом говорится Богословие. Конечно, это наименование родилось не у Христиан, а было использовано Греческими идолопоклонниками задолго до времен Христа, ибо, как пишет ФИРМИАН ЛАКТАНЦИЙ (Книга о гневе Божием, гл. 11), древнейшие Греческие писатели, которые с благоговением писали о своих богах, назывались Богословами, а их учение – Богословием. С большей справедливостью должно быть почтено именем Богословия Христианское учение, которое, разумеется, говорит об истинном Боге. Отсюда и Апостол Иоанн называется Богословом в надписании его Откровения. Равным образом ГРИГОРИЙ НАЗИАНЗИН заслужил имя Богослова преимущественно ради трех знаменитейших слов об Отце, Сыне и Святом Духе. И в Отеческих писаниях употребление этого наименования частое, вернее, каждое высказывание о Боге обыкновенно именуется Богословием. § 2. Но что до существа дела, то поскольку имеется точное и здравое знание о Боге и о Божественных вещах, постольку и мы можем определить и описать Богословие. Богословие – это учение о Боге, Которого следует познавать и почитать, данное Богом посредством Своего слова, для Своей славы и нашего спасения. Определение это – ясное, и подобно тому, как строятся определения других искусств и наук, состоит из предмета, причины деятельной и целевой. § 3. А именно, предметом Богословия является Бог . Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин.17:3 ). Уже мы видели выше 1 , что Богословие – это глаголы вечной жизни. И хотя здесь идет речь также о других вещах, – о падении и восстановлении человека, о Церкви, о добродетелях и пороках, об Ангелах и самом диаволе, и об иных еще более многочисленных вещах, – но это предметы вторичные, или, как называют Диалектики, прилагательные [attributa], о коих речь идет не ради их самих, но поскольку они, разумеется, обращены к лучшему познанию и почитанию Бога. Бог же – предмет первичный, или, как говорят, предмет определений [obiectum attributorum], Который, конечно же, рассматривается здесь ради Него Самого, и все – ради Него, как откроется ниже, где будет речь о цели Богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Д. Бохонский (из дипломной работы, выполненной под руководством архиепископа Константина по кафедре догматического богословия) Петр Иванович Лепорский родился 22 августа 1871 г. в семье священника Нижегородской губернии. К сожалению, нам не удалось точно восстановить имя его отца. Вероятно, им был священник Иоанн Петрович Лепорский, который в 1873 г. был помощником смотрителя Арзамасского духовного училища и учителем греческого языка в III классе и Закона Божия в приготовительном классе при училище 1 . Лепорские были потомственными священно- и церковнослужителями. По семейному преданию, в XVIII в., следуя «моде» менять фамилии с русских на латинский лад, род «приобрел» себе фамилию Лепорские (от латинского lepus, leporis – заяц, что дает право предполагать, что ранее они были Зайцевыми или т. п. 2 . Семья И. Лепорского была большой – известны шесть его детей: Иоанн (родился около 1865 г.), священник с. Канерга Ардатовского уезда, затем в Нижнем Новгороде 3 ; Александр (родился 1 марта 1868 г.), протоиерей, ректор Псковской духовной семинарии 4 (его дочь – Анна – художница, ученица и последовательница К. Малевича); Петр (1871–1923); Николай (1877–1952), ученик И. П. Павлова, профессор Военно-морской медицинской академии; Сергей, агроном; Владимир, директор «Азовстали» и неизвестный по имени, скончавшийся в годы революции. Свое первоначальное образование П. И. Лепорский получил в Нижегородском духовном училище 5 , а среднее – в Нижегородской духовной семинарии, в которую поступил в 1885 г. Чтобы увидеть насколько основательно велось преподавание в Нижегородской духовной семинарии достаточно указать, что среди ее выпускников были в будущем крупные богословы и историки, такие как патриарх Сергий (Страгородский) , Н. И. Глориантов , Ф. Г. Елеонский , Π. В. Знаменский, A. JI. Катанский, А. И. Садов и др. 6 П. Лепорский успешно закончил все классы по первому разряду (первым по разрядному списку в 1-м классе, четвертым – во 2-м, вторым – в 3-м, 4-м, 5-м и 6-м) 7 . Он застал время, когда Нижегородская духовная семинария находилась в периоде своего расцвета. Ее ректором уже четверть века был протоиерей Г. В. Годнев. Особенное внимание на семинарию обращал нижегородский архиепископ Иоанникий (Руднев), консерватор и человек строгих правил, высоко ценившийся среди епископов как энергичный и самостоятельный иерарх. Впоследствии он был экзархом Грузии, митрополитом Московским, затем Киевским.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Leporskij...

Димитракопулос Софоклис Детские и отроческие годы в Силиврии Святой Нектарий (в миру Анастасий Кефалас) родился во вторник 1 октября 1846 года в городе Силиврии (Восточная Фракия). В возрасте трех месяцев (15 января 1847) младенец был крещен с именем Анастасий, которое в его роду носил и дядя по отцу. Отец будущего святителя, Димос 9 Кефалас (около 1805 г. рождения), был моряком. Брат-близнец Димоса, Анастасий Кефалас, получил отличное по тем временам образование. Известно, что он окончил Главную народную школу в Константинополе (когда там преподавал знаменитый Николай Логадис) и считался человеком выдающейся учености. В Силиврии Анастасий-старший долгое время занимал должность учителя и старосты. Согласно семейному преданию, род Кефаласов переселился в Силиврию из Эпира. Родственник святого по материнской линии, митрополит Софроний Стамулис, вспоминает: «По отцу владыка Нектарий происходил из Эпира, о чем и сам он, когда был директором Ризарийской семинарии, рассказывал при мне одному преподавателю. “Думаю, – прибавил тогда митрополит, – что какого-то моего предка-эпирота 10 привезли в Силиврию в корзине”». Надо заметить, что многие эпироты, убегая от турецкого гнета или просто от разорения и нищеты (особенно во времена тамошнего наместника Али-паши), покидали родную землю и искали лучшей доли на Ионических островах, в Константинополе и других местах, в том числе (по примеру предков просветителя греческого народа Георгия Геннадиоса) в Силиврии. О других Кефаласах известно, что они переселились на Керкиру и Кефаллинию. Из предков святого по отцу лучше других известен Янис Кефалас, уроженец Превезы и участник антитурецкого восстания 1821 года. Мать святителя, Василика Балу 11 , в девичестве Триандафилиду, была уроженкой Силиврии и принадлежала к семье, многие представители которой выделялись образованностью. Об этом говорит ее родство со Стамулисами и то, что ее брат Александр Триандафилидис руководил одно время школой при подворье Иерусалимского Патриархата в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Е.Б. Громова Глава 3. Донаторская композиция на иконе «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля § 1. Композиционные особенности построения цикла Акафиста на иконе Успенского собора Реалии литургических сцен Одним из самых необычных циклов Акафиста, созданных в палеологовское время, является цикл, изображенный на иконе Успенского собора Московского Кремля. Эта икона до сих пор не была предметом специального изучения, в котором подробно и полно раскрываются особенности сюжетов клейм, живописная манера или композиционное построение сцен. Тем не менее все историки византийского и древнерусского искусства, так или иначе упоминающие этот памятник древней живописи в своих работах, единодушно считают его произведением византийского мастера (греческого или сербского), исполненным во второй половине XIV столетия. Поскольку других атрибуций не имеется, то такую точку зрения удобно принять за исходную, для того чтобы уточнить в процессе дальнейшего изложения причину, время и место создания иконы. Цикл Акафиста на иконе из Успенского собора Московского Кремля состоит из 25 сюжетов, а это означает, что имеется отдельная иллюстрация к строфе-зачину, которая в памятниках XIV в. встречается только два раза: в ц. св. Петра на Преспе и в рукописи Акафиста Син. греч. 429 (см. приложение 1). Однако в отличие от представленных в этих композициях «Осады Константинополя» и Богоматери Оранты на иконе Успенского собора изображена сцена поклонения иконе Богоматери Одигитрии в необычном иконографическом типе. Ни в одном из рассмотренных выше 13 циклов не был нарушен порядок последовательности сюжетов, здесь же верхний ряд клейм начинается строфой и да лее следует в таком порядке: μ, τ, ψ, χ. Все сцены второй части гимна как бы в беспорядке помещены в верхних регистрах клейм, а первая часть начинается в верхнем из двух нижних рядов и почти правильно заполняет их, однако в конце повествовательной половины гимна следует нарушение порядка: вместо ζ, η, θ ,ι ,μ, λ , необходимого в нижнем из двух нижних рядов клейм строфы построены в последовательности ζ, η, τ, λ, θ, , то есть сцены приезда и отъезда волхвов вынесены в конец изобразительного ряда. Порядок чередования изображений никогда не нарушается ни в ранних, ни в более поздних памятниках, иллюстрирующих Акафист, существующих в Румынии, Болгарии и России; более того, в копии кремлевской иконы, обнаруженной Г. В. Поповым в Кировском художественном музее 69 и датированной им XVI в., последовательность правильно восстановлена, хотя многие другие непонятные в XVI в. детали композиций произведения более раннего времени точно скопированы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Жизненный путь и личность Евагрия Понтийского (опыт церковно-исторического портрета) Та эпоха, которую обычно называют «золотым веком святоотеческой письменности», явила миру целый сонм выдающихся богословов, замечательных церковных деятелей, благодатнейших подвижников и ярких и самобытнейших церковных писателей. Среди них ярчайшими звездами светятся имена свт. Афанасия Александрийского , великих каппадокийских святителей, преп. Антония Великого , свт. Амвросия Медиоланского и многих других. Но есть две личности, которыми христиане-современники не уставали восхищаться, но имена которых последующее церковное веросознание сочло одиозными и пререкаемыми. Один из них – Дидим Слепец (313–398), потерявший зрение еще в раннем детстве, но, по благодати Божией, действующей вкупе с его подвижническим трудами и усердными молитвами, ставший выдающимся церковным дидаскалом, замечательным эрудитом, сведущим экзегетом и талантливым полемистом против ересей, а также одним из известных египетских старцев, у которого окормлялись и мудрого духовного назидания которого стремились получить сотни христиан со всех сторон греко-римского мира. Другим был Евагрий Понтийский (345–399)... Не пытаясь решить эту удивительную загадку, которая много лет назад поразила нас своей парадоксальностью и не перестает мучить и поныне 886 , а ставя перед собой лишь скромную задачу приблизиться к таковой разгадке и приблизить к ней православное соборное сознание, мы решили описать жизнь Евагрия 887 и набросать некоторые сущностные черты его личности, которые отразились в доступных нам источниках. Основным источником для восстановления главных моментов биографии Евагрия служит 38-я глава «Лавсаика» Палладия Еленопольского 888 , которая дополняется «боковой традицией» (la tradition laterale – выражение Г. Бунге) сочинения Палладия, представленной в первую очередь коптским «Житием Евагрия» (вошедшим в коптский синаксарий), а также церковным историком Сократом и сирийскими фрагментами 889 . В зачине своего произведения Палладий называет Евагрия «прославленным диаконом» ( τν οδιμον δικονον) и «мужем апостоль­ской жизни» ( νδρα βεβιωκτα κατ τος ποστλους), описание жития которого должно послужить духовной пользе читателей. В коптской версии Палладий замечает, что именно Евагрий научил его жизни во Христе и духовному пониманию Священного Писания. По свидетельству Палладия, все время, пока он подвизался в пустыне Келлий, он часто был вместе с Евагрием, став очевидцем его добродетелей и чудес, совершенных им. В коптской редакции указывается еще, что Евагрий прожил шестьдесят лет, хотя в греческом тексте называется цифра 54 года 890 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Житие святого новомученика Серафима, архиепископа Фанарийского и Неохорийского Турецкое иго, нависшее над греческим народом после падения Константинополя в 1453 году, принесло много страданий, среди которых – непосильный гнет, изъятие имущества, насильственное обращение в ислам. Православные греки неоднократно поднимали восстания, что в начале XIX века привело наконец к образованию независимого Греческого королевства. Но этой победе предшествовали века тяжелой борьбы и неудач на пути к освобождению. Одно из восстаний разгорелось в начале XVII столетия при поддержке епископа Ларисского и Трикальского Дионисия, называемого еще Философом. Восстание было жестоко подавлено, а сам епископ Дионисий был казнен мучительной смертью в 1601 году – турки с него с живого содрали кожу и несли ее, набитую соломой, до Константинополя, дабы посеять страх среди греков. В это же время пострадал и священномученик Серафим, житие которого дает верное представление о том, в каких условиях жили православные под игом иноверных и каких подвижников даровал Господь Церкви в те нелегкие времена. Святой Серафим родился около 1560 года. Он был родом из селения Безила Невропольской области, которое находится у отрогов Аграфских гор, в 42 километрах от города Кардица. До сих пор сохранились развалины дома, где вырос святой. У его родителей, Софрония и Марии, поначалу не было детей, но наконец, после долгих лет молитв и поста, родился сын. Как говорят, святой Серафим был послушным ребенком, любил учиться. Грамоту он выучил в монастыре святого Пантелеимона по Священному Писанию, богослужебным книгам и житиям святых. В то время, при отсутствии школ, монастыри часто становились центрами образования для православных греков. С детства святой также помогал при богослужении и при посещении близлежащих сел с чудотворными иконами и мощами, что монахи устраивали для укрепления греков в вере. Еще в молодости святой Серафим принял решение стать монахом, дабы всецело последовать Христу. Это решение утвердилось, когда он посетил монастырь Божией Матери, известный под именем «Корона». Эта обитель находится над селением Мосхато с восточной стороны Пиндских гор, а перед монастырем виден город Кардица и Фессалийская степь. Монастырь венчает местность, как некий венец, – вероятно, поэтому его и назвали «Корона». Он был построен в XII веке во время правления императора Иоанна Комнина.

http://pravoslavie.ru/35616.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Бытие одной жабы Фильм «Жила-была одна баба»: «министром культуры» Чубайсом одобрено 23.11.2011 1714 Время на чтение 3 минуты Режиссёр «Белорусского вокзала» после двадцатилетнего молчания наконец снял фильм. Художественный. Про Антоновское восстание на Тамбовщине. Название дал соответствующее - «Жила-была одна баба». Перед съёмками послал сценарий известным знатокам прекрасного и, по совместительству, олигархам: Абрамовичу, Вексельбергу, Коху. Чтобы совсем не сомневаться - ещё Чубайсу, Гозману, Сердюкову и Слиске. Так сказать, сверил курс. «Знатоки» подтвердили - курс верный. И дали денег. Во множестве появившихся потом публикаций молодые и не омрачённые избыточным образованием журналисты восторженно заявили, что новый фильм Андрея Смирнова снят по сюжету одноимённой повести Николая Семёновича Лескова. Аналогия в названиях подразумевалась и режиссёром, иначе и быть не могло. Однако худшего «подарка» великому русскому писателю в год его 180-летия нельзя было и придумать... Героиню повести Лескова звали Настя, а не Варвара. И «Варвара» у Смирнова неслучайна, она даже не мученица, что ещё могло бы её сблизить с лесковским персонажем, а именно от греческого «варвар» - чужая. Сам режиссёр признаётся в одном из интервью, что она «чужая в этой стране», отсюда и «варварское» имя. Отсюда, добавим от себя, недалеко и до «варварской страны». Между тем сюжет повести Лескова один из самых расхожих и в мировой литературе, и в русских народных песнях, блестящая россыпь которых украшает «Житие одной бабы» Лескова. Девушку выдают замуж за нелюбимого, потом она встречает свою настоящую любовь, но люди и обстоятельства им мешают, и всё это заканчивается печально. Советские литературные критики, разумеется, винили в трагедии лесковской Настеньки «крепостное право» и, что не менее важно, «варварские нравы русской деревни». То, что девушка из английских народных песен, оказавшаяся в подобной ситуации, тоже почему-то бросается со скалы в море, а героиня мексиканского фольклора зачем-то пронзает себя кинжалом - их не смущало.

http://ruskline.ru/analitika/2011/11/24/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Воспринимается это место не разумом, а сердцем как особый источник Божественной благодати» Начался визит Святейшего Патриарха Кирилла на Афон 28.05.2016 684 Время на чтение 16 минут 27 мая 2016 года началось паломническая поездка Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Святую Гору Афон, сообщает Патриархия.ru. В аэропорту «Македония» города Салоники Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: митрополит Кассандрийский Никодим; генеральный консул Российской Федерации в г. Салоники А.А. Попов; заместитель министра иностранных дел Греческой Республики Иоаннис Аманатидис; министр Македонии и Фракии госпожа Мария Коллиа-Тсаруха; представитель МИД в Северной Греции господин Иоаннис Викилидис. В числе встречавших Святейшего Патриарха Кирилла на афонской пристани Дафни были губернатор Афона Аристос Казмироглу, представители Священного Кинота иеромонах Павел (монастырь Ксиропотам) и иеромонах Иероним (монастырь Симонопетра), руководитель рабочей группы при Президенте Российской Федерации по подготовке к празднованию 1000-летия русского присутствия на Святой Горе Афон, полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов. Это уже второй за последние годы визит на Святую Гору Предстоятеля Русской Православной Церкви. Во время предыдущей поездки, состоявшейся 2013 году, Святейший Патриарх Кирилл посетил многие афонские монастыри. В этот раз паломничество связано с русским монашеством на Афоне. После посещения Протата и встречи со Священным Кинотом Святой Горы, Святейший Патриарх прибыл в Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь. В воскресенье, как ожидается, Святейший Патриарх совершит Литургию в Пантелеимоновом монастыре. Афон имеет особое значение в духовной жизни православных русских людей. В этом году в России широко отмечается тысячелетие русского присутствия на Святой Горе. В рамках торжеств проходят выставки, концерты, конференции, организованные при участии Церкви и государства. Благодаря деятельности созданного в 2011 году Общественно-попечительского совета Афонского Пантелеимонова монастыря, который возглавили Святейший Патриарх Кирилл и Президент России (ныне глава Правительства РФ) Д.А. Медведев , в обители в последние годы идут активные восстановительные работы.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/28/vo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010