Об изучении бессмертного подвига новомучеников и их жизни во Христе рассказывает научный руководитель Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», секретарь Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых, ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, составитель полного свода житий новомучеников и исповедников Российских XX в., игумен Дамаскин (Орловский). – Отец Дамаскин, жизнь Церкви с первых веков созидалась на подвигах мучеников. Чем отличается подвиг новомучеников от подвига мучеников первых веков христианства? И чем отличается изучение их жизни от изучения жизни древних мучеников? – Сам подвиг, его качественное содержание никак не изменилось, тот же самый христианин с верой во Христа воскресшего предстоял Богу в древности, предстоял Богу и в ХХ столетии. Изменилось не содержание христианского подвига, а обстоятельства, в которых этот подвиг стал совершаться. Если христиане первых веков были гонимы только за то, что они христиане, само христианство и ставило их уже вне закона, то во время гонений в ХХ столетии христианство не объявлялось преступным и заслуживающим смерти, как то было в древности. От христианина в ХХ в. не всегда требовали и отречения от Христа. Главным стало не то, кем ты называешься, а кем ты являешься в действительности. Ты можешь называться христианином, но не быть им на деле. Поэтому если жизнь древних мучеников рассматривалась по одному признаку – их веры во Христа, то жизнь пострадавших от властей в ХХ столетии рассматривается по множеству признаков. И подход к их изучению – личностный, то есть надо изучать жизнь человека, чтобы понять, кто перед нами. Властей в то время вполне устраивало положение, чтобы христиане были таковыми только по имени или тайно помогали гонителям. Поэтому в те годы христиане по имени могли быть отступниками от веры, лжесвидетелями против ближних и людьми недостойного христианина образа жизни. И при этом всем – пострадать, как многие наши славные мученики, те, для кого не было ничего дороже и прекрасней Христовой Церкви. Это значит, что методика изучения жизни мучеников при остающихся неизменными церковных критериях стала иной.

http://pravoslavie.ru/97341.html

Не думаю, чтобы нуждалась в подробном объяснении и причина обращения по этому вопросу к творениям св. Василия Великого , одного из самых видных деятелей Церкви в период борьбы с арианством, в такой момент церковной жизни, когда взаимные несогласия и разделения среди христиан разрослись до такой степени, что можно было пожалеть и о прошедшей эпохе кровавых гонений, как о времени церковного мира. Есть, правда, в этом периоде более громкое имя, деятель более видный, великий святитель Александрии Афанасий. Но это был герой прежде всего – борьбы, передовой боец, могучей рукою взявший знамя Никейского Православия и продержавший его непоколебленным, как ни ничтожны оказывались иногда ряды защитников его, целые полвека, пока сплошная первоначально масса врагов его не разбилась, в тщетном искании другого подобного знамени, на разрозненные партии, тяжелым опытом бесплодной борьбы за призраки истины приходившие к сознанию, что объединение всех христиан возможно лишь вокруг поддерживаемого св. Афанасием знамени. В это-то время величайшей разрозненности христиан на Востоке и суждено было Василию Великому выступить продолжателем дела св. Афанасия. И эта разрозненность христиан, и историческое положение св. Василия – не во главе исконных защитников Никейского символа (противники которых eo ipso (тем самым) были уже противниками и Православия), но во главе нового поколения православных, вышедшего, в значительной части, из среды прежних противников св. Афанасия и имевшего поэтому против себя иногда и православных ревнителей старины, – и личный характер – мудрого организатора, осторожного и в делах, и в словах своих, – ставили задачей всей деятельности св. Василия не борьбу главным образом с врагами, а выяснение действительного положения вещей и восстановление мира в Восточной Церкви. Чтобы пожать все по возможности плоды одержанной св. Афанасием победы, св. Василий должен был определить, кто из христиан восточных, разрозненных взаимными подозрениями и действительными или призрачными разногласиями, был действительно православен; должен был установить затем взаимное церковное единение между всеми этими православными и наконец объединить вокруг них и всех по возможности тех из заблуждавшихся, кто действительно только ошибался в своих воззрениях и был еще способен войти вновь в Церковь Православную и стать живым, хотя бы и немощным в первое время, членом ее 1057 . К этому-то труженику мира, прежде всего церковного, восстановителю Церкви Православной на Востоке, до святителя Василия слывшем чуть не сплошь арианским, а после него давшем Вселенский Собор православных епископов, естественнее всего обратиться за разъяснением вопроса о причине разделений в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Патриарх Феодор II: Положение христиан в Египте стабилизируется Сотрудничество Александрийского патриархата с высшей религиозной властью ислама в Египте шейхом аль-Азхара характеризуется взаимным почтением и уважением. 18 июля, 2014 Сотрудничество Александрийского патриархата с высшей религиозной властью ислама в Египте шейхом аль-Азхара характеризуется взаимным почтением и уважением. Положение христианских общин в Египте после отстранения от власти президента-исламиста Мухаммеда Мурси постепенно стабилизируется. Об этом и о том, кого из россиян православные египтяне видят в качестве своего сподвижника, в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал Блаженнейший патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II. Положение христианских общин в Египте после отстранения от власти президента-исламиста Мухаммеда Мурси постепенно стабилизируется, а новый глава страны Абдель Фаттах ас-Сиси пообещал верующим поддержку и уважение государства. Еще недавно озабоченные ростом радикализма, поставившего под угрозу само их существование в Египте, теперь христиан все больше волнует реставрация древних храмов. Об этом и о том, кого из россиян православные египтяне видят в качестве своего сподвижника, в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал Блаженнейший патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II. Беседовал Рафаэль Даминов. Александрийская православная церковь является одной из самых древнейших в мире и согласно преданию основана апостолом Марком. В настоящий момент патриархат насчитывает около 6 миллионов верующих, которые объединены в пять египетских и 19 африканских епархий. Резиденция патриарха расположена в северной столице Египта городе Александрия. —  В России да и, пожалуй, во всем мире были обеспокоены судьбой христиан Ближнего Востока и Северной Африки после «арабских революций» и усиления влияния в них представителей экстремистских группировок. Известны многочисленные случаи гонений представителей религиозных меньшинств, убийств и поджогов церквей. Скажите, изменилось ли в лучшую сторону положение православных христиан, верующих-коптов в Египте после отстранения от власти «Братьев-мусульман»? Насколько часты сейчас случаи нападений, дискриминации, насилия в отношении православных и вообще религиозных меньшинств в стране? Удается ли Церкви наладить взаимодействие с государством?

http://pravmir.ru/patriarh-feodor-ii-pol...

III. от 302 до 313 г. Возобновление гонений на христиан Церковь уже в продолжение нескольких лет претерпевала частные гонения от сотоварищей Диоклетиана. Когда, этот император обнародовал шестой эдикт всеобщего гонения, то им взяты были три сотоварища и империя Римская разделена на четыре части; у каждой был свой император. Его же главным занятие было удовлетворение своей гнусной жадности и он не пренебрегал никаким средством; для завладения нравившимися ему имениями. Поселился он в Никомидии и хотел сделать её соперницей Рима 506 Максимиан Геркул был достойным ему сотоварищем. Это был образец варварства и безнравственности. 507 Он властвовал над Италией, Африкой и Испанией, опустошая эти богатые страны своими несправедливыми вымогательствами. Диоклетиан и Максимиан пользовались титулом Августов; они даровали титул Кесарей Константцию и Максимиану, прозванному Галерием. Последний был, может быть, еще злобнее обоих императоров, а Константций, напротив того, был кроток и справедлив. Ему предоставлено было управление Галлией и всей северной частью Империи. Под деспотизмом же Галерия находились Иллирия и дунайские провинции до Понта Эвксинского. Прежде нежели Галлия была препоручена Константцию, Максимиан Геркул предавал там христиан мученичеству. Упоминают о целом легионе, называемом Фебиенским и избитом в Альпах близь Агона. Весь этот легион состоял из христиан и отказался исполнить кровожадные повеления императора. 508 В Нанте два брата, Донациан и Рогациан, в Амьене эпископ Фирмин, в Марсели знаменитый воин Виктор и множество других в разных частях Галлии мужественно претерпели смерть за веру. 509 Правители провинций также выполняли прежние эдикты о гонении, но насилия и жестокости стали повсеместны, кроме стран, находившихся под властью Константция, когда Диоклетиан обнародовал в 302 году новый эдикт. Однако Церковь , не взирая на гонения в продолжение трех первых столетий, неимоверно преуспела. Если императоры гнали её, то другие предоставляли ей полную свободу 510 и число христиан сделалось чрезвычайно велико. В городах церкви были многочисленны, верующие собирались там во множестве. Древние здания стали тесны и были построены новые, более поместительные. Ничто не могло остановить успехов и благосостояния, пока Бог находил, что народ заслуживает Его покровительства. Но когда начали употреблять во зло свободу, которой пользовались, и пренебрегать добродетелями христианскими, когда начали возникать борьбы между епископами и между Церквами, то Бог осудил народ Свой на наказание. Сперва послал он гонения менее жестокие, как Аврелианово и Валерианово, но этими уроками мало воспользовались. В народе продолжались раздоры; он не думал об утишении гнева Божия; сами пастыри забыли самые священные из своих обязанностей и пользовались своей властью как-будто светской. Так выражается Евсевий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Гонение Валериана Благосклонное отношение Валериана к христианам в начале его царствования. – Личность Валериана. – Значение в истории этого гонения Макриана; кто был он? Первая фаза гонения – особенность требований правительства со стороны христиан; – изгнание в ссылку епископов и прочего духовенства; – деятельность епископов в ссылке на пользу пасомых. – Вторая фаза гонения. – Характер мер преследования. – Исповедники и мученики. – Достоинство известий о мученической кончине св. Киприана. – Черты мученических актов, относимых к гонению Валериана     При втором преемнике Деция, императоре Валериане (253–259 гг.) гонение на христиан было опять делом новых, грозных указов против христианства. Гонение Валериана казалось тем жестче, чем большее благоволение оказывал христианам в начале своего царствования этот император. «Он был кроток и благосклонен к людям Божьим», – так говорит Дионисий Александрийский о начале его правления. «Ни один из предшествующих государей, по словам того же Дионисия, не исключая и тех, кто явно назывались христианами (а такими предание делает императоров Филиппа Аравитянина и Александра Севера), не был к нам столь благосклонен и снисходителен, сколь милостиво и ласково принимал нас Валериан, так что весь дом его наполнился христианами и был Церковью Божиею» 225 . Такое отношение Валериана к христианам продолжалось первые три года его царствования, а последних три года его царствования он был гонителем на христиан 226 . Как сейчас увидим, кроме хорошего, историки ничего не говорят о характере и умственных способностях этого императора, но худо было для христиан то, что Валериан был воспитан в школе Деция. Валериан при Деции занимал чрезвычайно важный государственный пост – должность цензора Империи. Это была должность, имевшая большое значение в эпоху древнего республиканского Рима, но оставленная и упраздненная Римом императорским. Эту должность возобновил Деций, вручив ее Валериану 227 . Как цензор, Валериан обязан был восстановлять общественную добродетель, древние правила и нравы и авторитет законов 228 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

М.И. Вострышев Мученики Бедные галилейские рыбаки понесли по миру благую весть о Слове Христовом, о земной жизни Спасителя. Всесильные римские императоры возненавидели новую религию, не признававшую божественное происхождение их власти. Уже во втором веке был издан закон, гласивший: «Доказанный христианин подлежит казни». Древние сочинения упоминают, что христиан «предавали бичеванию, отдавали на крестную смерть и на растерзание дикими зверями». Римские историки Тацит и Светоний оставили свидетельства, что христиан при императоре Нероне сжигали, употребляя вместо факелов для освещения садов ночью. Тысячи пыточных листов и народные предания донесли до нас житийные повести о мученической кончине первых христиан. И не странно ли: лютые казни, ненависть язычников, жестокие римские законы оказались бессильными перед гонимыми христианами, о Боге которых вскоре узнал весь мир. Эпохой самых лютых гонений на христиан называют второй, третий и начало четвертого века. Новая эпоха началась в 1917 году, и псевдонародные комиссары доказали, что в ненависти к христианам перещеголяли и полубезумного Нерона, и расчетливого Диоклетиана. «Смею уверить вас, – писал патриарху Тихону архиепископ Таврический и Симферопольский Димитрий, – все мои сослуживцы – мученики». Сотрудник одной из петроградских газет спросил патриарха: что доносится к нему со всех сторон? Святейший, после некоторого раздумья, лаконично ответил: «Вопли». Со всех епархий нескончаемым потоком текут к патриарху телеграммы, письма, идут посланцы с рассказами, которые опасно доверить бумаге, и отовсюду стон, мольбы о помощи, предсмертная исповедь: «Всего лишились, всего лишились...»; «Помогите и здесь на земле...»; «Изранили, ограбили и оставили еле жива...» Патриарх утешает малодушных, слезно молит умерить свою алчность власть имущих, благословляет на крестный путь новомучеников российских. А тяжелые вести текут и текут... Архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника, прославившегося миссионерской деятельностью в Японии, заставили вырыть себе могилу и закопали живым. Его викария, епископа Соликамского Феофана, утопили в реке Каме. Приехавшего, согласно постановлению Священного Собора, в Пермь выяснить судьбу пермских мучеников архиепископа Черниговского Василия на обратном пути схватили в поезде и расстреляли. Епископа Тобольского и Сибирского Ермогена, последнего архиерея, благословлявшего царских узников, утопили с камнем на шее в реке Тобол. Епископа Сарапульского Амвросия, потребовавшего от комиссаров убрать из монастыря конный завод, вывели в поле возле поезда Троцкого, вывернули руки в плечах, локтях и кистях и пронзили в спину штыком. Когда убивали епископа Петропавловского Мефодия, старались нанести штыковые раны в виде креста. Прежде чем расстрелять епископа Белгородского Никодима, ему пробили голову железным прутом. Убитого епископа Нижегородского Иоакима повесили вниз головой на Царских вратах кафедрального собора Севастополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КВАДРАТ [лат. Quadratus] († 258/9?), мч. (пам. зап. 21 авг.), предположительно епископ г. Утика (в совр. вилайете Бизерта, Тунис), пострадал во время гонений на христиан при имп. Валериане (253-260) вместе с мучениками Масса-Кандиды. Отрывочные сведения о К. содержатся в гомилиях блж. Августина , произнесенных 21 авг., в день памяти святого ( Aug. Serm. 306b-306e), и 18 авг., в день памяти др. мучеников Масса-Кандиды ( Aug. Serm. 306, 306a, 330, 335e; см.: Scorza Barcellona. 2001. P. 118). К. пострадал в г. Утика, вероятно, примерно в то же время, когда был казнен сщмч. Киприан , еп. Карфагенский († 14 сент. 258). Др. христиане, клирики и миряне, составлявшие всю его паству, погибли 4 днями ранее. В гомилии, сохранившейся среди сочинений блж. Августина, но ему не принадлежащей (составлена предположительно в Африке в V в.- Ps.-Aug. Serm. 317//PL. 39. Col. 2352-2354), уточняется, что мученики были казнены через отсечение головы. Повествование о мучениках Масса-Кандиды включено Пруденцием в поэму «Мученичество Киприана» из цикла «О венцах мучеников» ( Prudent. Perist. XIII). Согласно Пруденцию, который ссылается на устную традицию (fama refert), мученики пострадали незадолго до казни сщмч. Киприана. Епископ молился, чтобы Св. Дух укрепил в вере др. христиан, живших в Карфагене. Гонители выкопали яму, наполнив ее известью и раскаленными камнями, а на краю поставили языческий алтарь. Христианам предложили принести на алтаре хотя бы символическую жертву, но все 300 чел. предпочли смерть и бросились в яму. По словам поэта, души мучеников стали такими же белыми, как и их тела, уничтоженные известью, поэтому их прозвали «белоснежная груда» (лат. Massa Candida). Сообщение Пруденция во многом противоречит сведениям блж. Августина. Согласно Пруденцию, мученики (о К. поэт не упоминает) принадлежали к христ. общине Карфагена и составляли паству св. Киприана. Блж. Августин утверждал, что они пострадали в окрестностях г. Утика, и связывал число пострадавших христиан (более 153 чел.) с числом рыб, найденных в сетях ап. Петра (Ин 21. 11 - Aug. In Ps. 49. 9//PL. 36. Col. 571; MartHieron. Comment. P. 450), тогда как Пруденций писал о 300 мучениках. Согласно блж. Августину, Масса-Кандида - место в окрестностях Утики, получившая название в честь пострадавших там христиан: «Массой оно называется из-за их множества; Кандидой - по причине их сияния» ( Aug. Serm. 306//PL. 38. Col. 1401); Пруденций полагал, что Масса-Кандида - прозвание самих мучеников. По мнению П. Франки де Кавальери, происхождение топонима Масса-Кандида (букв.- светлое поместье (усадьба)) не связано с пострадавшими там мучениками, но было использовано христианскими авторами в гомилетических целях ( Franchi de " Cavalieri. 1902. P. 45-47).

http://pravenc.ru/text/1684001.html

О молитвословиях и молебных пениях на разные случаи. Молебен МОЛЕБЕН О МОЛИТВОСЛОВИЯХ И МОЛЕБНОМ ПЕНИИ НА РАЗНЫЕ СЛУЧАИ («НА ВСЯКУ ПОТРЕБУ») Фото сайта Общественного фонда «Центр Национальной Славы России» В таинствах Церковь сообщает своим членам благодатные дары для совершения спасения в их земной жизни. В жизни христиан могут быть различные потребности и нужды. Церковь и в этих случаях не оставляет христиан без своего особенного заступления, наставления и освящения. На всякую потребу она отвечает молитвою и благословением. Когда постигают нас житейские скорби и болезни, когда угрожают нам враги видимые и невидимые, когда тревожат нас соблазны мира или, наоборот, когда мы удостаиваемся особых милостей и благодеяний Божиих, — для всех таких случаев существует особый вид частного богослужения «на всяку потребу», на котором воссылаются Богу и Его угодникам или прошения о ниспослании потребной милости, или благодарение за дарованные блага. Формами такого богослужения служат особые молитвословия и молебные пения. Молебен — это богослужение, совершаемое по особой какой-либо нужде, общественной или частной. Молебны выделились из древних общественных молений, при которых возносились и с которыми соединялись частные моления верующих о своих собственных нуждах. После прекращения гонений на христиан и с умножением числа верующих общие моления по частным потребностям христиан мало-помалу выделились из общественных молитвословий и составили особые чины молебнов и молитв на разную потребу. Те и другие в настоящее время изложены в Требнике, в Книге молебных пений и особых книжках. В Требнике (Малом, Большом и Дополнительном) помещаются молитвы на благословение разного рода пищи («брашна»): мяса, сыра, яиц, начатков овощей и фруктов, молитвы на основание строений, путешествующим, молитвы в начале Рождественского и Великого постов и мног. др. Чин совершения этого вида молитвословий весьма прост и несложен. Для совершения молитвословия на какой бы то ни было случай священник облачается обыкновенно в епитрахиль (иногда и в фелонь). После начала, которым служит иногда начальный возглас вечерни, иногда Трисвятое и по Отче наш, а иногда просто приглашение священника: «Господу помолимся», — читаются одна или две молитвы соответственного содержания. Молитва сопровождается священническим благословением или кроплением святой водою предмета, над которым читается молитва. Заключительный возглас молитвы служит обычно вместе с тем отпустом. (Об освящении священных вещей храма и икон будет подробнее сказано ниже.)

http://pravoslavie.ru/2306.html

поиск:   разделы   рассылка Раймонд Ибрагим Исламские гонения на христиан: февраль 2012 Источник:  Православие.ру Этот отчет Stonegate Institute опубликовал как ответ на новость, взбудоражившую весь исламский мир: в Афганистане американские военные сожгли ряд религиозных книг, в том числе несколько экземпляров Корана. Список исламских гонений на христиан за февраль 2012 года включает в себя (но не ограничивается ими) следующие примеры, перечисленные по расположенным в алфавитном порядке странам, а не по степени проявленной жестокости. Нападения на храмы Алжир. Вооруженные люди ворвались в протестантскую церковь в Уаргле (действовавшую на основании официального разрешения с 1958 года), разгромили ее и сломали распятие, возвышавшееся над входом. Пастор и его семья находились в это время в церкви, они, по их словам, " боялись, что их убьют " . С момента своего определения в эту церковь в 2007 году пастору " неоднократно угрожали. Летом 2009 года его жену избили неизвестные, а в конце 2011 года разъяренная толпа, угрожая расправой, закидала мусором стены церкви " . Египет. Тысячи исламских экстремистов напали на коптскую церковь, требуя смерти священника, который вместе с сотней затравленных христиан искал убежища в храме, в то время как осаждавшие забрасывали церковь камнями, пытались поджечь ее, ломились внутрь. Они напали на церковь, потому что решили, что там прячется девушка-христианка, сбежавшая от отца, перешедшего в ислам и хотевшего выдать ее замуж за мусульманина. Иран. Власти Ирана запретили двум официально зарегистрированным в Тегеране храмам вести пятничные богослужения на фарси – государственном языке страны: пятничные богослужения посещают не только христиане, но и интересующиеся христианством мусульмане. К тому же пятница в Иране – выходной день. Запрет на использование фарси в качестве языка богослужения призван максимально отдалить иранцев от христианства. Кувейт. Один из кувейтских парламентариев намеревается предложить законопроект, запрещающий строительство церквей. По первоначальному своему замыслу, Усама аль-Мунавер собирался, как сообщил он об этом в твиттере, представить на рассмотрение властей законопроект об уничтожении всех церквей в Кувейте. Позже он " пояснил " , что запрет не будет распространяться на уже существующие церкви, а только на строительство новых. Вскоре после этого верховный муфтий Саудовской Аравии заявил, что, по его мнению, следует " разрушить все церкви в регионе " , имея в виду Аравийский полуостров.

http://religare.ru/2_93555.html

Таковы были прежде всего ветхозаветные праведники, Христом освобожденные из ада и введенные в рай, и «наибольший из рожденных женами» Иоанн Креститель. Таковыми стали затем апостолы и их ближайшие преемники. Никто из христиан не сомневался в их святости и по их кончине, большей частью мученической, сразу их стали почитать и призывать в молитвах. Во время высокого духовного подъема в первые века гонений на христиан таковыми явились и мученики. Сама мученическая кончина была дверью к высшим Обителям и христиане сразу начинали их призывать, как святых угодников Божиих. Чудеса и знамения подтверждали эту веру христиан и были доказательством их святости. Также потом стали почитаться великие подвижники. Никто не постановлял почитать святыми Антония Великого, Макария Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Николая Чудотворца и многих других им подобных, но Восток и Запад одинаково чтут их, отрицать их святость могут лишь те, кто в святость не верует. Сонм угодников Божиих возрастал беспрестанно, во всех местах, где были христиане, появлялись и свои новые подвижники. Однако общая жизнь христиан стала снижаться, духовное горение стало тускнеть, не было уже того ясного ощущения, что есть Божественная правда. Посему не всегда общее сознание верующих могло определить, кто есть действительный праведник и угодник Божий. В некоторых местах появились сомнительные личности, которые мнимыми подвигами увлекали часть паствы. Посему церковная власть стала следить за почитанием святых, проявляя заботу, чтобы оградить пасомых от суеверия. Стали исследовать жизнь почитаемых верующими подвижников, и проверять сказания о их чудесах. Ко времени крещения Руси уже установилось, что признание нового святого совершается церковной властью. Постановление власти церковной, конечно, распространялось на подведомственную ей область, однако и другие места признавали обычно совершенное где-либо прославление, хотя бы не вносили в свои месяцесловы. Ведь церковная власть лишь свидетельствовала о святости. Святыми праведники становились не постановлением земной церковной власти, а милостью и благодатью Божией . Церковной властью лишь одобрялось восхваление в церкви и молитвенное призывание нового святого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3274...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010