РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 12 (25) мая   Священномученик Петр Попов   Священномученик Петр родился в 1895 году в селе Никольское Даниловского уезда Ярославской губернии в семье священника Алексея Михайловича Попова. Первоначальное образование Петр получил в Ярославском духовном училище; в 1918 году он окончил Ярославскую Духовную семинарию и в течение трех лет преподавал в школе, пока не уяснил окончательно, что советская школа бесповоротно захвачена богоборцами и распространять в своих стенах будет только безбожие, заражая и отравляя им души детей. Учительство же совершенное и идеальное возможно лишь пастырское, при условии, если христианские идеалы и жизнь пастыря составляют одно целое. И в 1921 году он был рукоположен во священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Помогалово Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии на место своего отца. Выбрав пастырское поприще вполне сознательно, он уже не приспосабливался к гонителям, не старался угодить власть имущим, не устрашался угроз сынов мира сего и во время гонений на Русскую Православную Церковь в 1931 году был арестован по обвинению в антисоветской агитации и приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. В мае 1934 года отец Петр возвратился из ссылки и поступил священником в храм в селе Вознесенье Романово-Борисоглебского уезда, переименованного к тому времени в Тутаевский район. Вернувшись к служению у престола Божия, отец Петр оставался все таким же ревностным проповедником и служителем Христовым, каким был, выбирая исповеднический путь во времена начинающихся на Церковь гонений. Сохранилось несколько проповедей, сказанных им незадолго перед арестом, некоторые из которых были предъявлены ему как обвинительный материал, – гонители в данном случае и не желали скрывать, что преследуют его за веру Христову. «Господь наш Иисус Христос, ходя по берегу моря Галилейского, увидал рыбарей Петра и Андрея, Иакова и Иоанна и позвал их следовать за Собою, – проповедовал священник. – Они тотчас оставили все и последовали за Ним. Отчего же так скоро и охотно они пошли?

http://fond.ru/kalendar/416/petr/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святой Патрик и еще 14 святых неразделенной Церкви  — кто они? 6 мин., 17.03.2023 Содержание Святой Патрик , просветитель Ирландии, а также ряд других святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 года, недавно были включены в месяцеслов Русской Православной Церкви. О том, кем они были, чем занимались и как стали святыми, — кратко и наглядно в нашей рубрике «Слайды» . 1 Священномученик Пофин, еп. Лионский Первый епископ Лионский. Был послан на проповедь в Галлию учеником апостола Иоанна Богослова Поликарпом Смирнским. Обратил в христианство множество язычников. Видя успех его проповеди, местные власти начали гонение на христиан. В 177 году 90-летнего старца, который уже не мог ходить, толпа принесла на суд. Смелые ответы Пофина привели в ярость язычников, и те побили епископа камнями. Через два дня от полученных ран святой скончался. День памяти — 2/15 июня. 2 Мученица Бландина и мученик Понтик Лионские Пострадали в Лионе в 177 году. Святая Бландина, хрупкая молодая рабыня со слабым здоровьем, была брошена к диким зверям, но те не посмели дотронуться до нее. Тогда ее повесили на столбе и подвергли страшным пыткам. Но и здесь святая показала пример терпения, изумив мужеством своих палачей. Наконец, мученица была убита разъяренным быком. Вслед за ней после многих страданий скончался в муках и 15-летний юноша, святой Понтик. День памяти — 2/15 июня. 3 Мученик Епиподий Лионский Пострадал во время гонений в Лионе в 177 году. По приказу судьи святого били по устам, строгали железными крючьями. Но тот с таким мужеством переносил страдания, что народ, обычно жаждущий кровавых зрелищ, неожиданно возмутился, требуя прекратить мучения христианина. Опасаясь восстания, судья приказал немедленно обезглавить святого Епиподия. День памяти — 22 апреля/5 мая. 4 Мученик Александр Лионский Пострадал во время гонений в Лионе в 177 году. Был другом мученика Епиподия. Схваченный вместе с ним, был приведен на место мучения на следующий день после смерти святого. Судья пытался запугать Александра рассказом о мучениях, но тот воскликнул, что теперь испытывает еще большее желание пострадать за Христа. Три палача тщетно бичевали юношу, пока наконец судья не приговорил Александра к распятию. День памяти — 24 апреля/7 мая.

http://foma.ru/svyatoy-patrik-i-eshhe-14...

Святейший Патриарх Кирилл выступил с докладом на Архиерейском Соборе ноября 2017 Святейший Патриарх Кирилл выступил с докладом перед членами Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, собравшимися в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве 29 ноября 2017 года. Текст доклада (.docx) Приложение к докладу (.docx) Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября 2017 года Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Мы собрались в соответствии с Уставом по истечении четырех лет после очередного Собора, состоявшегося в 2013 году. Прошлогодний Собор носил экстраординарный характер и был преимущественно посвящен обсуждению ожидавшегося тогда Собора на Крите. Сегодня и в ближайшие дни нам предстоит обсудить, как развивалась внутренняя жизнь и внешняя деятельность Русской Православной Церкви в период с 2013 года, и обдумать перспективы. В этом году мы вспоминаем начало, ровно век тому назад, гонений на Русскую Православную Церковь, которая в ХХ веке явила всему миру сонм мучеников и исповедников, чья кровь, по определению древнего апологета Тертуллиана, является " семенем христианства " . Главное сокровище и наследие, переданное нам новомучениками и исповедниками Церкви Русской, - это их любовь ко Христу и к ближним, ради которых они положили свою душу (ср. Ин. 15, 13). Мы живем сегодня в совсем других условиях, намного более благоприятных. Но мы призваны следовать примеру новомучеников в их деятельной любви к Богу и людям. Наша любовь к самим новомученикам должна выражаться в сохранении живого свидетельства об их подвиге. Попрошу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, который многие годы трудился во главе комиссии по канонизации святых, а сейчас возглавляет Церковно-общественный совет по увековечению подвига новомучеников и исповедников, выступить во время заседаний с сообщением о том, что предпринимается для сохранения их памяти. Столетие начала гонений неразрывно связано с печальным юбилеем революций 1917 года и начала гражданской войны.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Сергей Худиев: «Почему идеалисты легко мутируют в палачей» 29.09.2021 17:22:06 Церковь – единственный институт, который проходит через всю тысячу лет русской истории. Она хранит живую память обо всех ее страницах – в том числе страшных и трагических. И в этом важная часть ее общественной миссии. На днях Священный Синод Русской Православной Церкви постановил : «В дополнение к ежегодному поминовению пострадавших в годы гонений за веру Христову благословить на территории России 30 октября совершение заупокойных богослужений о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении». Церковь уже давно молитвенно чтит новомучеников – православных христиан, клириков и мирян, которые были убиты во время коммунистических гонений на веру. Каждый день, открывая церковный календарь, мы встречаем их имена. И чаще всего в качестве даты их мученической кончины мы видим два года – 1918-й и 1937-й. Но есть множество жертв, которые, строго говоря, не были именно мучениками за веру. Их тоже важно помнить. Конечно, Церковь всегда молилась и молится об упокоении всех жертв тирании и беззакония – но в решении Синода это получило некоторую упорядоченность. Мы – все вместе – будем молиться о них в определенный день. Это упорное хранение памяти о жертвах нередко вызывает раздражение – по нескольким причинам. Иногда говорят, что не надо вспоминать эти трагические страницы нашей истории – и сосредоточиться на наших победах и достижениях. Мы все хотим гордиться нашей великой страной – давайте перестанем поминать прошлые трагедии, которые этому мешают. Но такой «лакировочный патриотизм» с самого начала очень хрупкий. В наши дни скрыть правду невозможно, а правда его убьет. Если мрачные и трагические события не будут признаны нами самими – и интегрированы в наше понимание истории – они превратятся в безотказное оружие наших противников. Люди часто говорят о том, как при крушении СССР страна разворовывалась под шумные разоблачения сталинских преступлений – и это, конечно, правда.

http://radonezh.ru/2021/09/29/sergey-hud...

Скачать epub pdf I. Жизнь и церковное служение Ранние годы. Становление личности св. Василия Родился святитель около 330 года в Кесарии Каппадокийской в состоятельной христианской семье. Его дед по матери, вероятно, претерпел мученическую кончину при гонениях начала IV века, а дед по отцу и бабка (Макрина Старшая) во время гонений при Максимине Дайе семь лет скрывались в лесах Понта от преследований язычников. Св. Григорий Богослов в «Надгробном слове Василию» 1 пишет: «Они убегают в один лес на понтийских горах (а таких лесов у них много, и они глубоки и простираются на большое пространство), убегают, имея при себе весьма немногих спутников в бегстве и служителей к пропитанию. Другие станут удивляться частью продолжительности бегства, которое, как говорят, было весьма долговременно, длилось до семи лет или даже несколько больше, частью роду жизни людей, живших в довольстве, скорбному и, как вероятно, непривычному бедствованию их на открытом воздухе от стужи, жаров и дождей, пребыванию в пустыне, вдали от друзей, без сообщения и сношения с людьми, что увеличивало злострадания видевших себя прежде окруженными многолюдством и принимавших от всех почитание 2 ». Макрина Старшая была духовным чадом св. Григория Чудотворца , сделавшего чрезвычайно много для распространения христианства в Малой Азии (Неокесарии). Сам св. Василий Великий позднее писал к неокесарийцам (письмо 204, 6): «О вере же моей какое доказательство может быть яснее того, что воспитан я бабкою, блаженною женою, которая по происхождению ваша. Говорю о знаменитой Макрине, от которой заучил я изречения блаженнейшего Григория, сохранявшиеся до нее по преемству памяти и которые и сама она соблюдала, и во мне еще с малолетства напечатлевала, образуя меня догматами благочестия (то ις τοις ευσεβεας δγμασιν 3 – «православными догматами»)» 4 . Это имело в дальнейшем большое значение для формирования богословских взглядов св. Василия 5 . Вскоре после гонений муж Макрины Старшей умер, а его сын, Василий Старший, женился на преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Скачать epub pdf Глава 20. Общий список некоторой части российского епископата, претерпевшего мученическую кончину во время гонений на церковь от безбожников-большевиков Владимир (Богоявленский) , митрополит Киевский, убит 25 января 1918 г. Андроник (Никольский) , архиепископ Пермский, убит 4 июня 1918 г. Гермоген (Довганев) , архиепископ Тобольский, утоплен в реке 19 июня 1918 г. Василий (Богоявленский) , архиепископ Черниговский, расстрелян в Перми. Ефрем (Кузнецов) , епископ Селенгинский, викарий Забайкальский, расстрелян 23 августа 1918 г. (Епископ Ефрем (Епифаний Кузнецов) – из забайкальских казаков. На сироту мальчика-пастуха обратил внимание местный священник, сделал чтецом в церкви, отправил в Читинское духовное училище, а потом в Иркутскую духовную семинарию. Сделавшись священником и овдовев, тот поступил в Московскую духовную академию, по окончании которой стал начальником Забайкальской духовной миссии в Чите. Много обратил в христианство монголов, бурят и особенно корейцев, которых переселил в Читу и основал приход. Горячий проповедник, любимец народа, в 1916 г. стал епископом. В начале революции был арестован, но в Москве выпущен и участвовал на Соборе. Расстрелян вместе с протоиереем Восторговым (см. дальше). Феофан (Ильшенский) , епископ Соликамский, утоплен в реке Каме 11 декабря 1918 г. Исидор (Колоколов) , епископ бывший Михайловский, викарий Новгородский, умерщвлен в Самаре, будучи посажен на кол. Амвросий (Гудко) , епископ Серапульский, викарий Вятский, умерщвлен в Свияжске, будучи привязан к хвосту лошади. Митрофан (Краснопольский) , архиепископ Астраханский, сброшен с высокой стены и разбился на смерть. Леонтий (Вимпфен) , епископ Енотаевский, викарий Астраханский, по убиении брошен в яму и не выдан на погребение. Платон (Кульбуш) , епископ Ревельский, убит в Юрьеве 14 января 1919 г. Тихон , архиепископ Воронежский, повешен на царских вратах церкви монастыря св. Митрофатия в декабре 1919 г. Иоаким (Левицкий) , архиепископ Нижегородский, повешен головою вниз в соборе Севастополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Скачать epub pdf Глава I. Истоки исихазма: эпоха отцов-пустынников Антоний Великий, отец монашества Первым из авторов «Добротолюбия» представлен Антоний Великий , который всеми христианами почитается как «Отец монахов». Современной критикой доказан псевдоэпиграфический характер приписываемого ему сочинения. Однако, несмотря на это, само его имя на этом месте символично. Антоний был современником гонений при Диоклетиане (303 г.), самых ужасных в истории Церкви и Медиоланского эдикта 313 года, в котором император Константин, первый император-христианин, даровал христианам свободу вероисповедания. Это событие повсюду в Церкви было принято с огромной радостью. Начиная с апостольских времен, христиане представляли себе таинство Искупления как победу Христа над сатаной, над смертью и над всеми силами зла. Крушение язычества представлялось теперь явным знаком этой победы. Антоний и первые монахи – порождение эпохи «богословия победы». Кроме того, монашество зарождалось в Египте, что было символично – ибо древнее христианское предание сообщало, что, когда Святому Семейству пришлось бежать от гонений Ирода в Египет, идолы в языческих храмах разбивались, падая с престолов. Но, в то же время, Антоний и все раннее монашество появились в переломный для Церкви период и открыли всем, чем наполнена жизнь Церкви внутри. Ведь установление христианской империи имело отношение лишь к религиозной политике, и к тому же подвергло Церковь искушению властью и опасности вторжения в ее недра духа мира сего. Зарождающееся монашество напоминало о том, что победа Христа и его Церкви имеет, прежде всего, внутренний смысл. И если это победа над языческими идолами, то, прежде всего, над теми идолами, что находятся у каждого в сердце. В глазах христиан той эпохи непрестанная духовная брань, которую вели монахи, была подобна тем испытаниям, что терпели мученики на аренах. Их победы – или, скорее, победы Христа в них – над всеми бесовскими искушениями и всеми формами самообожествления, а также их лица, преображенные неземным светом, ясно свидетельствовали о том, где происходят настоящие битвы и одерживаются настоящие победы. Монашество не оспаривало идеала христианской империи, но при этом служило необходимым противовесом ее гигантским просторам; в минуты провалов империи оно оставалось прибежищем и хранилищем ее высших ценностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Plakida_Dezej/...

Скачать epub pdf Документ принят 2 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. За прошедшие годы Русской Православной Церковью собраны многочисленные свидетельства о христианах, пострадавших в гонениях за веру Христову в XX веке. Накоплен обширный материал, позволяющий объективно оценить ситуацию того времени, подвести ее исторический итог. Русская Православная Церковь почитает святость новомучеников и исповедников, утверждая их особый вклад во вселенское Православие. Благодаря их жертвенному свидетельству о Христе в Православии вновь в небывалых масштабах, сопоставимых с гонениями первых веков христианства, был явлен подвиг мученичества и исповедничества, на котором возрастала христианская Церковь . Духовные плоды этого подвига должны быть усвоены нашим обществом. В то же время Церковь помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории. Русская Православная Церковь считает своим долгом неустанно напоминать, что богоборчество и ненависть, в том числе социальная, являлись движущей силой репрессий, совершенных в годы революции, гражданской войны и всего трагического ХХ века в разных странах, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата. Подвиг новомучеников и исповедников свидетельствует об их противостоянии богоборчеству, а не государству как таковому. Опираясь на опыт своих святых, Церковь убеждена, что в годы гонений верующие подвергались репрессиям, прежде всего за исповедание веры, верность Господу Иисусу Христу и Его Церкви, а также каноническому строю Православия. Для того чтобы память о новомучениках укреплялась в нашем обществе как пример стояния в вере, Церковь призывает умножить усилия для распространения в народе почитания святых новомучеников и исповедников. Церковь считает своевременным возведение храмов и часовен в честь новомучеников и исповедников, особенно там, где они служили или пострадали. Епархиальным архиереям следует озаботиться совершением бденных, полиелейных и славословных служб новомученикам и исповедникам в местах их служения и мученических подвигов. Кроме того, епархиальным архиереям надлежит определить даты и места соборного служения духовенства епархий или отдельных благочиний, дабы усилить местное почитание новомучеников и исповедников.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/o-me...

Скачать epub pdf Произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной Литургией 27 сентября 2009 года. 27 сентября 2010 г. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня, братья и сестры, мы вспоминаем Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Три века он был сокрыт в земле, и эти долгие три века верующие во Христа были под тяжким крестом кровавых гонений: их распинали, сжигали, отдавали на растерзание диким зверям. Сам сатана вооружался на Церковь Христову, и крестная смерть Христа стала образом смерти Его верных рабов. Когда же после воцарения в Риме благочестивых царей в святом граде Иерусалиме в присутствии равноапостольной царицы Елены и множества народа Патриарх Макарий воздвигал обретенный Крест Господень, весь народ падал ниц и единогласно взывал: «Господи, помилуй!». Только-только вздохнувшие свободно христиане с верой и любовью поклонялись своему Царю и Спасителю, словно бы видя Его Самого, висящего на кресте, окровавленного и отживающего последние часы Своей страдальческой жизни; поклонялись Его Кресту, неизреченная благодать которого укрепляла их посреди ужасных гонений. Еще три века спустя, когда победоносный царь Ираклий сокрушил персидскую державу, эта величайшая христианская святыня, по грехам народа Божьего оказавшаяся в плену у неверных, с небывалым торжеством была возвращена в Иерусалим. И снова в Святом Граде воздвигался Крест Господень, и снова великое множество верующего народа со слезами поклонялось Христу Царю, избавляющему Свою Церковь от бед и напастей. Поклоняемся сегодня и мы распятому за нас Спасителю, вспоминаем Его страдания, празднуем совершившееся на кресте Искупление. До креста человечество находилось «под клятвой», под праведным осуждением Божиим, в отлучении от Божественной жизни. И такова была сила греха, столь велико было греховное растление, что для нашего спасения потребовалась страшная смерть Единородного Сына Божьего. Всемогущий Бог, Царь правды, принял на Себя человеческую плоть и вместо нас, за наши прегрешения претерпел позорную и мучительную казнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Содержание Прот. В. Асмус. Предисловие    Несколько десятилетий нашего века Русская Церковь жила под прессом, жесточайших гонений. Одним из многих аспектов этих гонений был террор морально-интеллектуальный. Монополизировав все ветви культуры, атеистическая власть провозгласила именем науки, что Бога нет. Скольких маловерных эти навязчивые декларации сделали еще более маловерными! Но и твердые в вере, но малознающие (а большие знания всегда были и всегда будут уделом меньшинства) не знали, что возразить, когда окончательный приговор религии им приносили из безбожного мира их собственные дети или внуки. Здесь, несомненно, одна из главных причин пресечения преемственности веры в большинстве русских семей.      Особое внимание гонители уделяли тому, чтобы заставить Церковь безмолвствовать перед лицом самых яростных и бесстыдных на нее нападений. Знаменитая сталинская Конституция под " свободой совести " понимала " свободу отправления религиозного культа и антирелигиозной пропаганды " , очевидным образом (о чем многократно заявляли различные " официальные лица " ) отказывая Церкви в праве " религиозной пропаганды " . Условием " тихого и безмятежного жития " для священника и для всякого христианина был отказ от проповеди. Во многих церквах проповедь вообще перестала звучать, в других - ограничивалась " евангельскими темами " , часто в акцентированно археологческом освещении. Апологетика (защита веры от безбожия) оказалась под полным запретом, и даже в духовных семинариях и академиях, когда они возродились после четвертьвекового перерыва, курс с таким -названием отсутствовал.      Книга, которая перед вами, есть труд по апологетике. Ее автор Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), был замечательным врачом, и мог бы до конца жизни с совершенно чистой совестью нести это служение страждущему человечеству. Но он почувствовал призвание к еще более высокому служению, и в самые страшные для Церкви годы он принимает священство, а вскоре и епископский сан. После недолгого пребывания на менявшихся по чужой воле кафедрах - долгие годы заточения. Потом наступили годы хрупкого и двусмысленного " сталинского конкордата " , когда под влиянием военных событий произошло, в довольно узких рамках, возрождение церковной жизни. У подавляющего большинства священников, вернувшихся из тюрем и лагерей, было одно чувство: " ну вот, теперь мы можем служить " , владыка Лука хотел не только служить, но и бороться за души тех, кто был далек от Церкви. Так возникла эта книга, одно из замечательных произведений церковного " самиздата " , который кстати, сказать, существовал и в самые опасные годы, когда в помине не было интеллигентского литературного самиздата, не говоря уж о политическом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010