Иконоборчество А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление Вопрос об иконопочитании как-будто не в духе греческого богословского теоретизма и гносиса. Как-будто это вопрос чисто практический. Ho y греков он получил очень углубленную, подлинно богословскую постановку. Логическую связь с прежними ересями для возникновения иконоборчества устанавливать было бы искусственно. И сами иконоборцы как-то неуклюже и бранчливо старались укорять православных иконопоклонников то в несторианстве, то в монофизитстве, не противополагая им ничего принципиально нового. Иконоборчество просто вскрыло и выдвинуло один из назревших и давно существовавших вопросов. Вопрос этот подошел по духу к той очередной культурной и политической программе, которую поставила на очередь новая, исаврийская, династия. Она и сделала его боевым. Отрицание икон существовало издавна. И принятие христианства от иудеев и период гонений не располагали к пышному развитию внешних воплощений христианства. Но и в первый катакомбный период гонений не могло не появиться преднамеренно скрытной символики. И скульптурно, и живописно изображались четырехконечный крест (иногда как буква X), голубь, рыба, корабль — все понятные христианам символы, даже взятые из мифологии, как, например, Орфей со своей лирой или крылатые гении, ставшие затем столь типичными образами ангелов. IV век, век свободы, приводит в христианские храмы уже общепринятые орнаменты стен целыми библейскими картинами и иллюстрациями новых христианских героев, мучеников и подвижников. Св. Василий Великий приглашает в слове, посвященном памяти мученика Варлаама, живописцев зарисовать его подвиги, как дело обычное. Иоанн Златоуст сообщает нам ο распространении изображений — портретов св. Мелетия Антиохийского. Блаж. Феодорит рассказывает нам ο портретах Симеона Столпника, продаваемых в Риме. Григорий Нисский умиляется до слез картиной принесения Исаака в жертву. Астерий Амасийский восторгается изображением мученицы Евфимии. Обычай становится всеобщим. От символики, достаточно отвлеченной, иконография в IV в. решительно переходит к конкретным иллюстрациям деяний и изображению лиц церковной истории.

http://sedmitza.ru/lib/text/435371/

Кого анафематствовал Патриарх Тихон, или верить ли обещаниям коммунистов? РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_90875.html 01 декабря 2011 Протоиерей Александр Салтыков Кого анафематствовал Патриарх Тихон, или верить ли обещаниям коммунистов? Источник:  Православие и мир Может ли христианин быть коммунистом? Как Церковь относится к Ленину и к революции? Об этом говорит Декан Факультета церковных художеств ПСТГУ, историк Церкви, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, протоиерей Александр Салтыков. Трагизм прошлого замалчивается За последние два десятилетия после падения атеистического режима, по воле Божией, в нашей стране, наряду с массовым открытием храмов, возникновением некоторого количества учебных учреждений, стали также публиковаться книги и документы. Из вновь публикуемых документов и новых исследований стала все более подробно выявляться небывалая картина ужасающих преследований, обрушившихся на Русскую Церковь и на весь русский народ в течение ряда десятилетий. Но странное явление: чем больше появляется вновь открытых и построенных храмов и чем больше написано книг – тем меньше люди знают о своем недавнем прошлом. Эпоха гонений становится уделом специалистов-историков, как будто речь идет о чем-то доисторическом, а не о буквально вчерашних трагических событиях, имеющих колоссальное значение для всего будущего нашего народа. Но человек, не знающий своей истории – слеп. Не понимать, что прошлое и будущее неразрывно связаны – значит примитивно мыслить. События эпохи гонений должны по-настоящему и всесторонне изучаться во всех школах и получать в учебниках достойную оценку. Однако происходит обратное – трагизм прошлого замалчивается, новое поколение растет в уверенности, что советское время было прямо-таки каким-то замечательным периодом благополучия, успехов... Официальная пропаганда успешно действует, демонстрируя толерантное, предупредительно-изысканное отношение к коммунистической партии как к уважаемому, достойному партнеру... Общественная психология такова, что если каждый день белое называть черным, а черное белым, то множество людей в конце концов так и начинают думать. Советская эпоха это как раз и подтвердила блестяще.

http://religare.ru/2_90875_1_21.html

Митрополит Волоколамский Иларион: «Интервью изданию Orthodoxie.com» 28.02.2022 15:15:17 Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион дал интервью франкоязычному изданию Orthodoxie.com . — Вы с 2009 года являетесь председателем Отдела внешних церковных связей. Данный Отдел — особый орган внутри Московского Патриархата. Можете ли Вы рассказать, когда и почему был создан Отдел? — Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата был создан в 1946 году, когда Русская Православная Церковь только начинала восставать из пепла, как птица феникс, после двух с лишним десятилетий жесточайших гонений. Во время гонений 1920-1930-х годов от Русской Православной Церкви почти ничего не осталось: почти все храмы оказались либо разрушены, либо перестроены, почти все священники были физически уничтожены, расстреляны. Из более ста епископов, которые имелись в нашей Церкви до революции, перед началом войны на свободе оставалось только четыре действующих архиерея — и это на всю Русскую Православную Церковь! Во время войны ситуация изменилась, потому что Церковь заняла патриотическую позицию. Государство это оценило, и гонения были временно не то что прекращены, но ослаблены. В 1946 году, когда вся страна восстанавливалась после войны, Церковь решила восстановить свои связи, прежде всего, с Русским Зарубежьем — теми православными христианами, которые на протяжении долгих лет были оторваны от Московского Патриархата. Ради этих целей, а также дабы возобновить диалог с иными христианскими конфессиями, который был начат еще в дореволюционное время, и был создан Отдел внешних церковных сношений (с 2000 года — Отдел внешних церковных связей). Поначалу в нем было всего несколько человек: один митрополит, одна секретарша. Постепенно штат Отдела увеличивался. Сейчас, спустя 75 лет, у нас работает около ста человек, если говорить о полном штате сотрудников, включая водителей, уборщиц, технический персонал. Если же иметь в виду тех сотрудников, которые работают по конкретным темам — по взаимодействию с Православными Церквами, с Католической Церковью и иными христианскими конфессиями, с другими религиями, то это примерно сорок человек. Есть такой анекдот: Папу Иоанна Павла II спросили, сколько в Ватикане работает людей. Он ответил: «Примерно половина». Так вот, в нашем Отделе внешних церковных связей примерно половина сотрудников — это те, которые непосредственно работают по конкретным тематическим направлениям.

http://radonezh.ru/2022/02/28/mitropolit...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «История Русской Православной Церкви (1900–1927)» отца Георгия Митрофанова — пожалуй единственный адекватный курс русской церковной истории XX века на данный момент. Попытка честного, не ангажированного изложения. Как и подобает подлинно церковному историку, отец Георгий Митрофанов делает акцент на новомучениках и исповедниках — история Церкви суть история святых, а история Русской Церкви XX века, была историей мучеников. «История Русской Православной Церкви (1900–1927)» — литературно обработанные магнитофонные записи лекций Митрофанова. Предлагаемый здесь вариант «Истории Русской Православной Церкви (1900–1927)» Митрофанова не полный — до 1920 г. Отец Георгий Митрофанов в предисловии к «Истории Русской Православной Церкви (1900–1927)» пишет: «новейший период русской церковной истории уникален: трагизм времени и судеб, невиданный в предшествующие эпохи расцвет подвижничества и исповедничества. Все это делает изучение истории Русской Православной Церкви XX века одним из важнейших средств духовно–нравственного воспитания современных православных христиан.Для православного читателя данная книга может быть полезна еще и потому, что содержащаяся в ней картина русской церковной жизни периода 1900–1927 гг. позволяет лучше представить великое значение подвига новомучеников XX века, канонизация которых является одним из важнейших духовных начинаний, призванных преобразить церковную жизнь современной России. […] Хронологические рамки данной книги (1900–1927 гг.) выбраны неслучайно. На рубеже XIX–XX веков обострились все противоречия русской жизни: социальные, политические, духовные. Поместный Собор 1917–1918 гг. восстановил каноничное Высшее Церковное Управление в Русской Православной Церкви. Совпавшее с периодом проведения Поместного Собора начало многолетних гонений на Церковь богоборческого коммунистического государства обусловило не имеющую прецедентов эпоху русской истории. Однако все первое десятилетие своего существования в условиях непрекращавшихся гонений Русская Православная Церковь сохраняла каноническое единство всего православного епископата и последовательно пыталась не допустить вмешательства государства во внутрицерковную жизнь. Лишь в 1927 г., в результате изменений, внесенных митрополитом Сергием в политику отношений с коммунистическим государством, стало неизбежным формальное отделение от митр. Сергия как части епископата Русской Православной Церкви, находившегося в эмиграции, так и многих авторитетных церковных иерархов, осуществлявших свое служение в Советской России.»

http://pravbiblioteka.ru/book/istoriya-r...

Письма к епископу Антонию (Храповицкому) В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга писем «Пишу от избытка скорбящего сердца» священномученика Андроника (Никольского). Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы. Икона священномученика Андроника Вместо весьма желанного хотя бы краткого Вашего письма я получил по три экземпляра брошюр: о Святой Троице, письма к пастырям, о Достоевском, каковые и были правильно разделены (между Владыкой, отцом архимандритом Сергием и мною), а единственный экземпляр «Храм в Казанской Духовной Академии» я, конечно, усвоил себе. Кстати: бандероль до того была растрёпана, что даже моего имени не осталось, а только «иеромонах». Благодарю Вас за брошюры. Я с удовольствием прочитывал о Вашем «Храме». Было время, когда монастыри были и школами, ибо школ не было, а в обителях были лучшие силы христианского общества. Теперь условия иные: школы есть и являются уже руководящими жизнью общества. К сожалению, минувшие уже, кажется, теперь (благодарение Господу) времена и школа наша была весьма в ладах с духом мира сего; в частности, наша духовная школа старалась нередко даже показать это свое единомыслие с миром. Впрочем, этот дух антихристов всегда был, есть и будет прославляться (ведь если даже маленький свет во всей красоте менее обнаруживается в тёмной среде, то коль ми паче Истинный Свет?). Были времена внешних гонений на Церковь: но среди них и проявилась вся сила Церкви, хотя и множеством чистых жертв. Последнее время было исполнено внутренних (если можно так назвать) гонений на Церковь же. Гонители свои были; но Церковь и их побеждает. Много и пало прельщенным сим духом (Бог знает, как их спасти, ибо знает всякого человека), многие и пострадали, как верные строители, скорбя и трудясь на ниве Христовой. Но и тут Церковь, как и прежде, совершенно одинаково прочно стояла, проявляя свою неисчерпаемую силу. Достаточно сказать только об одном отце Иоанне Кронштадтском: ведь это целое море веры содержимой и являемой Православною Церковью. Теперь кажется мир помаленьку вступает на прочную стезю к Истине. Важно существенно, чтобы мы, руководители, успели и сумели как следует вывести народ на правый путь. Вот тут-то и должна выступить школа духовная, как признанная руководительница общественной жизни. Теперь она и должна сама сделаться монастырем, чтобы быть живым свидетельством того церковного духа, ярким светочем которого и является по существу, да и от начала своего было монашество. Настоящая духовная школа мне и является именно всецело с монастырским строем и характером жизни. Не говорю, чтобы все были монахами: могий вместити да вместит; но там все должны стоять на этом пути: одни как уже настоящие монахи, а прочие как послушники или постепенно подготовляющиеся к последней своей цели — монашеству или священству. И о, если бы это было так…

http://pravoslavie.ru/2904.html

По ком не звонит колокол Видео Автор сценария: Сергей Барабанов Режиссер-постановщик: Григорий Илугдин Оператор-постановщик: Ольга Свиридова Фильм был показан впервые по по телеканалу «Культура» 14 сентября 2012 г. 14 сентября 2012 г. Рейтинг: 9.5 Голосов: 14 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Галина 9 апреля 2013, 17:51 Сербы переживают тяжкие времена гонений на Православную церковь, очень похожие на времена гонений В России. Помоги вам, Господи, братья и сестры по вере, мужества вам силы духа. Сила в немощи вашей огромна. Разделяю ваши страдания и молюсь за ваш народ и страну вашу. madame Hйlune Baylac 16 октября 2012, 14:15 I am french and I don " t understand russian langage. Is it possible to translate in english or french? thank you. Best regards. Hйlune. Татьяна 28 сентября 2012, 20:45 Господи ! Прости нас грешных !!! ВИКТОР 19 сентября 2012, 22:30 ХОРОШИЙ ФИЛЬМ!!! ПОНЯТЬ МОЖНО ОЧЕНЬ БЛИЗКО КОГДА ЭТА ПРОБЛЕМА ТАКАЯ КАК У ТЕБЯ САМОГО. Я ПИШУ ИЗ ГРУЗИИ, ИСТОРИЯ СЕРБИИ ПОХОЖА НА ИСТОРИЮ ГРУЗИИ. КАК У НИХ ОТНЯЛИ ТЕРИТОРИЮ ТАК И У НАС. В 1993 ГОДУ В АБХАЗИИ БЫЛ УБИТ ИЕРОМОНАХ АНДРЕЙ, И ИПОДИАКОН ГИОРГИЙ АНУА. БЫЛИ УБИТЫ ТЫСЯЧИ ХРИСТИАН И 300000 ИЗГНАНЫ ИЗ СВОИХ ДОМОВ. НО В РОССИИ НЕ ЗНАЮТ О ТЕХ БЕДАХ КОТОРЫЕ ПЕРЕЖИЛИ ГРУЗИНЫ. НО БУДЕТ ХОРОШО, ПОСЛЕ СМЕРТИ БУДЕТ ВОСКРЕСЕНИЕ. ЖЕЛАЮ УДАЧИ. 18 сентября 2012, 19:54 Руси!!!Спасибо!!! 17 сентября 2012, 20:11 Живу в Канаде, близ Торонто. Хотела бих посмотрет етот филм, ну после несколко секунд, филм Ест ли кто то запрешчает смотрит его? Светлана 17 сентября 2012, 13:17 Огромное спасибо создателям этого фильма! Тронута до слез мужеством и исповеданием веры этих людей.Каждый день они совершают подвиг свидетельством своей веры.Помоги им,Господи!Низкий им поклон. Московская Патриархия должна помочь нашим братьям сербам в восстановлении монастырей. р.Б.Елена 16 сентября 2012, 14:41 Давайте уточним чем конкретно можно помочь отцу Драгону, и если это колокол (по предложению Рич Ричмонда), то соберём на него средства, доставим, установим и ПУСТЬ КОЛОКОЛ ЗВОНИТ.

http://pravoslavie.ru/56084.html

Поелику приближается уже четвертая пасха после гонения: то довлеет время отлучения для тех, которые подверглись доносу, заключены были в темницу, претерпели жестокия мучения и несносныя раны, и многия иныя тяжкия угнетения, и которым напоследок изменила немощь плоти. Хотя они вначале не были прияты в церковь, по причине последовавшаго тягчайшаго падения: но поелику они много подвизались и долго противоборствовали (поелику они дошли до преступления не по произволу, а потому, что изменила им немощь плоти, ибо и язвы Иисусовы показуют на телах своих, и некоторые пребывают в плаче уже третий год), то к сей епитимии да присовокупятся им еще четыредесять дней, по припамятованию, когда они приступили к церкви. Таковое число дней Господь и Спаситель наш Иисус Христос, по крещении, постившись, искушаем был от диавола: таковое же число дней и они преимущественно да подвизаются и усерднее да постятся, и притом да бодрствуют в молитвах, непрестанно размышляя о реченном от Господа искусителю, требовавшему от Него поклонения себе: иди за мною сатано, писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися, и тому единому послужиши (Мф.4:10). (Ап. 62; I Всел. 10; Анкир. 4; Григория Нисск. 2). Настоящее и следующие 13 правил, называемые в латинских изданиях canones poenitentiales, составлены из слова Петра о покаянии (ε εο), написанного в Александрии в 4-м году гонения Максимина, или в 306 году христианской эры, для павших во время гонений, причем предписывается, каким епитимьям должны быть они подвергнуты. Все эти правила св. Петра Александрийского содержат в себе в общем то же, что и первые 9 правил Анкирского Собора, который имел свои заседания только 8 лет спустя после того, как этот св. отец написал свое слово о покаянии, из которого составлены настоящие правила. В толкованиях упомянутых анкирских правил мы достаточно говорили о тех, которые во время гонений отступили от христианства, о степенях и способах их отступничества, а также о наказаниях, которым должны быть подвергнуты впоследствии, когда гонения прекращались и они снова возвращались в христианство. Вследствие этого, мы оставляем все 14 правил этого св. отца без специальных толкований, ибо упомянутые толкования соответствующих анкирских правил служат в то же время и толкованиями настоящих правил. Систематическое же изложение учения православной церкви об отступничестве от христианства мы представили на другом месте

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1326...

После чудесного явления преподобный Иосиф написал канон апостолу Варфоломею и с тех пор стал слагать церковные песнопения 17 апреля. ПРАВМИР. Преподобный Иосиф Песнописец родился в Сицилии в благочестивой христианской семье. Родители его, Плотин и Агафия, спасаясь от варварского нашествия, переселились в Пелопоннес. В возрасте 15 лет святой Иосиф ушел в Фессалоники и поступил в монастырь. Инок отличался благочестием, трудолюбием, кротостью и пользовался любовью всей братии обители. Впоследствии преподобный был посвящен в сан пресвитера. Преподобный Григорий Декаполит (память 20 ноября) посетил монастырь и заметил молодого инока. Он взял его с собой в Константинополь и поселился с ним вместе при церкви святых мучеников Сергия и Вакха. Это было в царствование императора Льва Армянина (813–820) – время жестоких иконоборческих гонений. Преподобные Григорий и Иосиф безбоязненно отстаивали почитание святых икон. Они проповедовали на площадях города, посещали дома православных, утверждая их против еретиков. Положение Константинопольской Церкви было крайне тяжелое: не только император, но и Патриарх были иконоборцами. В то время римские епископы были в единстве со Вселенской Церковью, и Папа Лев III, неподвластный византийскому императору, мог бы оказать большую помощь православным. Православные иноки избрали посланником к Папе преподобного Иосифа как наиболее стойкого и красноречивого. Преподобный Григорий благословил его ехать в Рим и известить о положении Константинопольской Церкви и опасности, грозящей Православию. Во время путешествия преподобный Иосиф был схвачен разбойниками-арабами, подкупленными иконоборцами, и отправлен на остров Крит. Там они передали его иконоборцам. Преподобный Иосиф был заключен в темницу. Мужественно перенося все лишения, он поддерживал и других узников. По молитвам преподобного один православный епископ, начавший было колебаться, настолько укрепился духом, что мужественно принял мученическую кончину. Шесть лет провел преподобный Иосиф в темнице. В Рождественскую ночь 820 года он удостоился видения святителя Николая Мирликийского, который известил его о смерти гонителя-борца Льва Армянина и о прекращении гонений на святые иконы. Святитель дал преподобному свиток и сказал: «Прими этот свиток и съешь его». В свитке было написано: «Ускори, Щедрый, и потщися яко Милостив на помощь нашу, яко можеши, хотяй».

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-pre...

Празднование Рождества во время гонений За несколько месяцев до Рождества каждая женщина, получавшая посылку, отдавала часть своей муки, сахар, сухофрукты или вяленую рыбу женщине, ответственной за празднование. 6 января, 2016 За несколько месяцев до Рождества каждая женщина, получавшая посылку, отдавала часть своей муки, сахар, сухофрукты или вяленую рыбу женщине, ответственной за празднование. Для многих людей празднование Рождества Христова немыслимо без домашнего уюта, посещения богослужений, праздничного стола и обмена подарками, но в ХХ веке в России людям часто приходилось праздновать Рождество в самых экстремальных условиях. Празднование Рождества Христова во время советских гонений на христианскую православную веру было подвигом. Подробности о тех временах Вы узнаете из статьи! Празднование Рождества Христова в Советском Союзе Самым «легким» испытанием для человека был голод, когда люди несколько месяцев откладывали крохи  еды, чтобы отметить праздник. Вот отрывок из дневника Корнея Чуковского за 1920 год: «Поразительную  вещь устроили дети, оказывается, они в течение месяца копили кусочки хлеба, которые давали им в  гимназии, сушили их — и вот, изготовив белые фунтики с наклеенными картинками, набили эти фунтики  сухарями и разложили их под ёлкой — как подарки родителям! Дети, которые готовят к Рождеству сюрприз для отца и матери. Не хватает ещё, чтобы они убедили нас, что всё это дело Санта-Клауса! В  следующем году выставлю у кровати чулок!». В двадцатые годы прошлого столетия даже те, кто просто хотел поставить дома елочку, сильно рисковали. Советские власти назвали эту традицию «буржуазным пережитком» и нещадно боролись с ней.  Владимир Маяковский почти 10 лет пишет антирождественские стихи и пьесы, в которых призывает  беречь елки и не отмечать этот праздник. Вот небольшой отрывок из стихотворения 1926 года  «Рождественские пожелания и подарки»: Почему я с елками пристал? Мой ответ недолог: нечего из-за сомнительного рождества Христа миллионы истреблять

http://pravmir.ru/prazdnovanie-rozhdestv...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: деятельность ОВЦС можно сравнить со служением пограничников 75 лет назад, в 1946 году, у Русской Православной Церкви появился свой МИД. После трех десятилетий страшных лет гонений Церковь получила возможность устанавливать новые общественные контакты и начать миротворческую деятельность. Для этого и был организован старейший синодальный отдел внешних церковных сношений. Как прошли эти годы и какие важнейшие события истории этой эпохи отражены в церковных анналах, «Российской газете» рассказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . – Владыка Иларион, во время Великой Отечественной войны Церковь, несмотря на многолетние довоенные репрессии, была рядом с воюющим народом. Всем известна телеграмма Сталина митрополиту Сергию от января 1943 года, где вождь благодарит за патриотическую позицию, возвращает Церкви статус юрлица и разрешает открывать счета для сбора денег на помощь фронту. Возникновение отдела, который вы сейчас возглавляете, было необходимо, чтобы окончательно сломать изоляцию Русской Православной Церкви? – Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата (до 2000 года он назывался Отделом внешних церковных сношений) был образован вскоре после Великой Отечественной войны, в 1946 году. В тот период особенно актуальными стали поддержка развивающейся миротворческой активности Церкви, ее первых за три десятилетия непрерывных гонений контактов с общественными организациями. Даже в тех тяжелейших условиях Церковь начала постепенно выходить из изоляции, навела первые мосты с христианами иных конфессий, с представителями других религий, с русским церковным зарубежьем. – Но тут подоспела так называемая хрущевская реформа, которая предполагала, по сути, откат к самым страшным временам в отношениях советского государства и Церкви...

http://mospat.ru/ru/news/87328/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010