Судьбы русского Православия не являются только " русским вопросом " . Так же как русская революция определяет не только судьбу России, но и историческое направление всего двадцатого века, так и судьба Русской Церкви неизбежно повлияет на будущее христианства вообще. Никогда еще в истории не было такого продолжительного натиска на христианство, как то, которое было начато в 1918 году и еще продолжается и сейчас. Главным объектом этого натиска была Русская Православная Церковь, а поэтому тот факт, что она еще не только жива, в лице миллионов традиционно верующих людей, но и привлекает выдающихся представителей молодежи и интеллигенции, лучших писателей и ученых, есть поистине удивительное чудо, имеющее значение для всей дальнейшей истории христианства. До недавнего времени - фактически до начала шестидесятых годов - за границей мало знали о внутренней жизни Русской Церкви. Официальные издания Патриархии, заявления ее представителей давали версию внешнего благополучия, а иностранные посетители свидетельствовали о толпах молящегося народа в церквах. Мы теперь более точно знаем, что стояло за этим внешним " благополучием " : своеобразный " конкордат " с Церковью, заключенный Сталиным во время войны. Согласно этому " конкордату " открытые во время войны храмы уже не закрывались. Антирелигиозная пропаганда приостановилась. Но при этом миллионы русских людей (включая тысячи представителей духовенства) сидели в лагерях и, главное, всякое свободное обсуждение каких-либо вопросов, связанных с религией и Церковью, было совершенно исключено. Страшные сталинские годы были для многих (но не для всех) годами физического и духовного страдания. Но все же Сталин до самой своей смерти не возобновлял прямых гонений на Церковь, оставаясь парадоксально верным своему " договору " с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем, заключенному на их единственном и историческом свидании 4 сентября 1944 г., после которого, 8 сентября, наспех собранные из лагерей и ссылок 18 архиереев избрали митрополита Сергия патриархом. Молчанием или прямым сотрудничеством с международной политикой Сталина или - что еще хуже - отрицанием гонений на религию и Церковь Московская Патриархия исполняла свою сторону договора. Сталин исполнял свою: десятки тысяч храмов были открыты, более двух тысяч молодых людей учились в двух Академиях и восьми семинариях. А после смерти Сталина (1953), во время " оттепели " , сотни церковников вышли из лагерей. У многих появилась надежда на еще большую свободу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1174...

Часть вторая Глава I. О различных видах церковного Богослужения Необходимость определенных времен для общественного Богослужения условливается самим понятием об этом Богослужении; так как оно совершается для общества верующих и от имени сего общества. Такие времена были везде, где было благоустроенное общественное Богослужение, во всех религиозных культах. В Ветхозаветной церкви они определены были самим Богом. В христианской церкви на самых первых порах её распространения, даже во времена гонений, не только являются определенные дни, назначаемые для Богослужения, как-то: день Воскресный, Пасха и Пятидесятница; но, когда и где была возможность, были и определенные часы Богослужения, что можно видеть из сочинений отцов церкви 2-го и 3-го века и в особенности из постановлений Апостольских. С прекращением гонений времена Богослужения всегда и везде сделались определенными. О разделе времен общественного Богослужения Православной церкви Времена общественного Богослужения в Православной церкви определяются частью кругом, а) суточным, частью кругом б) седмичным и частью кругом в) годовым. Отсюда Богослужебные времена могут быть разделены: а) по кругу суточному, б) по кругу седмичному и в) по кругу годовому. Отличие этих служб можно видеть в том, что службы суточные неизменны и составляют как бы основание общественного Богослужения; службы седмичные изменяются в своих молитвословиях, песнопениях и чтениях с каждым днем седмицы, а годовые – с каждым днем года, сообразно с теми воспоминаниями, которые церковь усвояет каждому дню седмицы и года. Но г) могут быть и такие службы, которые совершаются церковью по известному случаю, или по потребностям христиан. Таким образом вторая часть Литургики может разделяться на отделы; 1) о Богослужении повседневном, 2) о седмичном, 3) годовом и 4) о Богослужении, совершаемом по потребностям христиан. А) о Богослужении повседневном Апостольскую заповедь о непрестанной молитве 1280 христиане могли исполнить только по отношению к внутренней, сердечной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

16 августа московская делегация знакомилась с церковной жизнью казахстанской столицы. Гостей сопровождал ключарь Успенского кафедрального собора Нур-Султана протоиерей Димитрий Байдек. Группа посетила Константино-Еленинский собор, где была совершена заупокойная лития по безвинно убиенным в годы гонений на Православную Церковь. Далее паломники встретились с духовником женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» иеромонахом Модестом (Дроздовым). Гости побывали в церковно-археологическом музее новомучеников Казахстанских при духовно-культурном центре Казахстанского митрополичьего округа имени равноапостольных Кирилла и Мефодия. Протоиерей Дмитрий Байдек провел экскурсию по мемориальному центру, посвященному жертвам политических репрессий, пострадавшим за православную веру, ознакомил с уникальными экспонатами, фотографиями и архивными документами, рассказывающими об истории Православия в Казахстане и трагических событиях ХХ столетия. В оформлении музея использованы материалы, собранные сотрудниками Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Глава делегации протоиерей Владимир Воробьев дал высокую оценку проделанной научной работе по формированию экспозиций. Затем гости совершили молитву в главном храме Православной Церкви Казахстана — Успенском кафедральном соборе. Следующим пунктом поездки стал музейно-мемориальный комплекс жертв политических репрессий и тоталитаризма в селе Акмол, где с 1937 по 1953 годы находился 17-й исправительно-трудовой лагерь Р-17, более известный под названием «АЛЖИР» («Акмолинский лагерь жен изменников Родины»). По завершении ознакомления с экспонатами гости отметили масштаб и уникальный характер музейно-мемориального комплекса. В храме, воздвигнутом по благословению митрополита Александра на месте мученического подвига Акмолинских страдалиц за веру Христову, делегаты вознесли молитвы об узницах концлагеря и обо всех православных христианах «в годину лютых гонений от безбожников умученных и убиенных, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ скончавшихся».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5490895...

186. Юбилей победы креста над язычеством Перенесемся мыслью за 1600 лет назад. Поставим себя в самом средоточии тогдашнего мира – в Риме, в том Риме, который был в то время владыкою мира, покорившим себе почти все народы земные. Что мы видим тогда? Церковь Божия зело страждет. Уже тринадцать гонений пережила она на протяжении 280 лет после своего основания – после того, как вознесся во славе ее Божественный Создатель. Кровь святых мучеников лилась рекою. Если бы, говорит один писатель, собрать все потоки ее, пролитые во времена лютых гонений, то образовалось бы новое “море Чермное”, не меньше того, какое перешли израильтяне под водительством Моисея. Христиане укрывались в горах, пещерах и пропастях земных, а в окрестностях Рима больше всего их было в “катакомбах”, в этих подземных галереях, которые тянутся на несколько сот верст, в несколько ярусов. Тут собирались они на молитву, совершали общественное богослужение тут и погребали своих страдальцев – героев веры, святых мучеников. До трехсот тысяч почивает их тут!.. Да, тяжелые времена переживала тогда святая Церковь Христова. Тяжелые, но зато и воистину поучительные на все последующие времена! Поучительные особенно для нашего дряблого, погруженного в земную суету, в земные, скорогибнущие интересы, времени! Небо, то небо, где Ангелы Божии славословят Господа немолчными песнями, где святые Божии, предстоя престолу Вседержителя, благоговейно созерцая совершенства Его, склоняются пред величеством славы Его, – это небо было так близко к земле, что верующие были в постоянном благодатном общении с ним. И в темницах святых мучеников озарял свет небесный; и под мечом палача они видели небо сие для них уже отверстым; и на кострах их уже освежала роса райского блаженства. В самой смерти своей они торжествовали уже победу над смертью, славя Господа среди ужасных мучений и радостно переходя в горний мир. Но вот, судьбами Божиими, в 313 году от Рождества Христова, в Медиолане, нынешнем Милане, властно раздается царственный голос, как пасхальный благовест: “Отныне каждый, решившийся соблюдать богослужение христианское, пусть соблюдает его свободно и неуклонно, без всякого затруднения!”

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

5 декабря 2008 г. Патриарх Алексий. Интервью телеканалу " Вести " – Ваше Святейшество, здравствуйте. – Здравствуйте. – Ваше Святейшество, ваши первые сознательные шаги в храме начались, когда вы еще были маленьким мальчиком. В шестилетнем возрасте – ваше первое послушание, вы разливали крещенскую воду. И мы узнали, что ваши родители вначале с небольшим смущением отнеслись к вашему рвению и даже обратились к валаамским старцам за советом. Что они сказали им? – Я очень благодарен своим родителям, которые воспитали меня в православной вере. Я родился в благочестивой христианской семье. И я считаю, что очень важно воспитание именно в семье, которое дает основание для будущего. Да, действительно, мои родители смущались тем, что я уже в юношеские годы знал все богослужение наизусть и даже служил, и это смущало моих родителей. Поэтому они обратились к валаамским старцам, которые сказали, что если делается все серьезно, то смущаться не надо. И зная на своем личном опыте, что дает воспитание, я считаю, что и в школах нужно ввести предмет «Основы православной культуры», потому что вся наша культура основана на христианских ценностях, и каждый культурный человек должен знать основы своей культуры. Это его обязанность. Нам говорят, что у нас много людей, исповедующих ислам или другие религии, но я думаю, что эти люди, которые живут здесь, в нашем обществе, и исповедуют другую религию, они должны знать, кроме основ своей культуры, должны знать и основы культуры той страны, в которой они живут. – Ваше Святейшество, вы стали священнослужителем в 1950 году, а к епископскому служению приступили в 1961 году, как раз тогда, когда началась новая волна гонений на церковь. Как церкви удалось выстоять, и почувствовали ли вы на себе лично эти гонения? – Уже не было прямых гонений, не расстреливали, но вся церковная жизнь – она была под контролем. Даже были области и республики, где и проповеди должны были представлять представителям Совета по делам религии на местах, уполномоченным для проверки. Чиновники, которые чаще всего были атеистами, проверяли, что священник может сказать и чего не может сказать. В 1961 году я стал епископом. Я столкнулся сразу же с желанием закрыть Пюхтицкий успенский женский монастырь в Эстонии – единственный женский монастырь – и 36 православных в основном эстонских приходов, которые, как чиновники говорили, нерентабельны. Но мне удалось отодвинуть закрытие этих приходов. А в начале уже 1962 года я, будучи заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений, привез в монастырь первую делегацию лютеранских пасторов из ГДР, которые потом в газете написали восторженные отзывы о монастыре, и вопрос о закрытии отпал.

http://e-vestnik.ru/interviews/patriarch...

I. Общий исторический обзор древне-церковной иконографии 1) Содержание и различные направления древнехристианской иконографии до четвертого века Древнехристианская иконография возникла на почве, орошенной христианской кровью, – на могилах мучеников. Могилы родных и близких и доныне повсюду привлекают верующее и любящее сердце. Но для первых христиан, у которых под влиянием гонений воспитывалось и поддерживалось более сильное чувство отчужденности от этого мира, а также более живое чувство общения всех членов царства Божия, даже тех, которые отошли в вечное отечество, могилы единоверцев были особенно любимым и священным местом, тем больше, что там они находили убежище от гонений. Верующие поэтому сходились там, совершали богослужение, прославляя Бога и благоговейно чествуя память мучеников. Тут-то, вдали от взоров враждебного мира, живые делили с мертвыми свои верования, чаяния и надежды. Безмолвными, но красноречивыми свидетелями этих заветных верований и упований служат надгробные памятники, открытые и открываемые еще доныне на древнехристианских кладбищах. Это или простые камни, или целые гробницы, покрытые скульптурными и живописными изображениями, то безыскусными, то высокохудожественными. На надгробных камнях, большей частью, сделанных грубо, древние христиане изображали весьма часто драгоценное имя Господа Иисуса Христа то в виде монограммы, то посредством греческого названия рыбы: χθς. Отчасти в соединении с этим символическим письмом, отчасти независимо от него, мало-помалу стали употреблять они и символические изображения: изображение креста, рыбы, рыболова, якоря, то отдельно, то в связи с кораблем, голубя, агнца, доброго пастыря, изредка мифологический образ Орфея, присоединяя к этим главным символам символы побочные. Древним христианам тем естественнее было обратиться к этим символам, что последние были знакомы им и представляли готовые художественные формы. С другой стороны, такие изображения тем меньше могли встретить возражения со стороны церкви, что художник в этом случае пользовался образами Св. Писания и его образный язык переводил на язык художественный, облекал в художественные образы. Притом, этот символически-художественный язык вполне гармонировал с образным объяснением истин веры и нравственности, преобладавшим в отеческой литературе первых веков. Символические изображения поэтому могли самым позволительным образом удовлетворять естественной потребности иметь внешнее средство наглядного представления высоких духовных идей христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Аннотация Будучи основной эсхатологической доктриной в баптизме и пятидесятничестве, диспенсационализм основан на резком противопоставлении Церкви и плотского Израиля. Семилетие гонений антихриста и тысячелетнее царство Христа с возобновленным законом Моисеевым предназначены в диспенсационализме для евреев, а христиан ожидает невидимое «восхищение церкви». Это мнение противоречит апостольскому учению о единстве Церкви из эллинов и иудеев, а также вечности Церкви – единственной Невесты Агнца. Церковь стала исполнением многих ветхозаветных пророчеств и духовным продолжением Израиля. Возобновление обрядового закона Моисеева разрушает уникальность и спасительность крестной жертвы Христовой, благодаря которой верные получили усыновление от Бога и прощение грехов. Диспенсационализм является основной эсхатологической доктриной в современном баптизме и пятидесятничестве. Согласно этому учению верные христиане даже не увидят великой скорби времен антихриста, но станут участниками тайного «восхищения церкви». Вместо них на земле останется другой народ Божий – евреи, которые перед лицом антихриста примут Христа и испытают всю тяжесть гонений. Затем, после воскресения одних только умерших евреев, они вместе встретят Второе пришествие и войдут в тысячелетнее иудейское царство. Зародившись в XIX в., диспенсационализм быстро приобрел популярность благодаря своему «эсхатологическому оптимизму», и сейчас преподается примерно в 200 библейских институтах США 1 . Богословие диспенсационализма оказывает влияние даже на политику, особенно в США, являясь методологической базой для христианского сионизма. Учитывая широкую распространенность диспенсационализма и его глубоко проиудейскую позицию, представляется крайне важным дать православную оценку не только его эсхатологии, но и лежащей в основе эсхатологических доктрин экклезиологии 2 . Критика этих взглядов со стороны амилленаристов сама по себе нередко ошибочна, потому что основана на протестантском методологическом подходе. Их логические аргументы игнорируют реальность и непрерывность единого исторического тела Церкви, объединяемого единством нетварной благодати Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Архиепископ Гурий (Степанов Алексей Иванович) (1880–1937) принадлежал к поколению, на долю которого выпало жить и пострадать в эпоху гонений на Русскую православную Церковь в 30-е годы прошлого столетия. Время его жизни пришлось на разные периоды истории России: от монархии до временного правительства и революции; от синодального периода до Патриаршества и гонений на Церковь. Архиепископ Гурий, сын крестьянина, русский, родился 3 октября 1880 года в городе Чебоксары, Казанской губернии. Окончил Казанскую духовную семинарию и академию в 1906 г. Большое влияние на его духовное становление оказали преподобный Гавриил (Зырянов) и архиепископ Феодор (Поздеевский). Как духовный писатель владыка Гурий проявил себя уже в это время. В 1908 году в Оптиной Пустыни была издана написанная им брошюра «Тайна христианской жизни». Книга посвящена тайне «живого общения Бога и человека, начинающегося здесь на земле и продолжающегося в вечность. Жизнь Церкви Христовой, — пишет он,— земной и небесной, есть прежде всего жизнь действенного богообщения, жизнь Духа Святого в сердцах верующих» . Раскрывая эту тайну богообщения, он приводит письмо прп. Гавриила (Зырянова): «Начну с Боголюбия... Если бы Вы были уязвлены сердцем этим Боголюбием и оно извне и внутрь освещало, сжигало и переплавляло Вас, то, конечно, ни напоминаний сладострастных, ни других каких-либо теней не было бы в Вашем сердце и ничем оно не могло бы усладиться… Мне желалось бы выяснить тебе… то чувство, которое я сам так долго и так сильно желал получить и не получал. Эти желания были муками моего духовного рождения, и эти муки были весьма длинны, около тридцати лет с небольшим… Я изнемогал в борьбе с собой, с порывами страстной моей плоти, но при этом во мне пребывало желание высшее и лучшее, нежели все греховные порывы. Оно окрыляло мой дух, я чувствовал, что только оно меня удовлетворит и более ничего на свете, эта вечная творческая сила, сила неумирающая, дарованная Творцом, — любовь к Богу. Я жаждал любить Бога всем сердцем, но как любить? Если любить, нужно быть достойным Бога, а я видел себя не только грешником, но и коснеющим во грехах своих…

http://pravoslavie.ru/61450.html

«В период гонений епископ обыкновенно первая жертва…» 70 лет назад, 23 января 1938 года, в Кылтовской сельхозколонии Ухт-Печорского исправительного лагеря НКВД в Коми закончился крестный земной путь священномученика Анатолия (Грисюка), митрополита Одесского и Херсонского. Из Бутырки – в крестный ход Образ священномученика Анатолия Одесского Владыку Анатолия называли Златоустым. И в своем последнем слове, сказанном в Одессе незадолго до ареста в 1936 году, владыка повторил слова, произнесенные некогда святителем Иоанном Златоустом: «Молите Бога обо мне, братия, и если любите Христа, не отходите от церквей ваших. Для меня приблизилось время бед, и, приняв много скорбей, я должен отойти из этой жизни. Вижу, что сатана, не вынося моего учения, созвал против меня сборище. Но вы не скорбите обо мне, но поминайте в ваших молитвах… Пусть пенится и ярится море, но камня оно не может сокрушить. Пусть вздымаются волны, но Иисусова корабля не могут потопить. Чего нам бояться? Смерти? Но мне жить – Христос, и умереть – приобретение. Изгнания бояться? Но Господня земля и наполнение ее. Бояться отнятия имущества? Но всем известно, что мы ничего не принесли с собой в мир и ничего не возьмем с собой. Я ни нищенства не боюсь, ни богатств не желаю, ни смерти не страшусь, молю только об одном, чтобы вы преуспевали в добре». Рассказы о проповедях необычайной силы воздействия, которые произносил отец Анатолий в тех городах, где ему выпало служить, передавались из уст в уста. Выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, замечательный историк и богослов, оставивший ценные научные труды, редкий молитвенник, неутомимый борец с расколами, являющий всем последующим поколениям православных христиан пример верности Христу и Его святой Церкви… На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский и Херсонский, причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. День память священномученика Анатолия – 10 января.

http://pravoslavie.ru/4060.html

Век IV, славный полным торжеством Христианства после трехвековых гонений, есть век самый цветущий и в развитии церковного законодательства. Знаменитые отцы этого века, св. Василий Великий , Афанасий Александрийский , Григорий Нисский и др., первые Соборы вселенские (1 и 2), и многие поместные в знатнейших Церквах, оставили многочисленные правила относительно церковного управления, правила особенно замечательные и важные тем, что в них сохранены и приведены в ясность предания и постановления первых веков, и вместе даны образцы законоположения для веков последующих. Отселе церковное законодательство, утвержденное на неизменном основании ясно раскрытого Соборами вероучения, также и признанных в целом мире священных прав Церкви, постепенно расширялось в своем составе и определялось в подробностях. Соборы по всей вселенской Церкви были многочисленны и непрерывны; церковные правила не только всюду свободно распространялись, но и могли иметь полное, твердое действие, по устранении беспорядков, происходивших в Церкви от гонений. Весь ход церковного управления отселе принимает более, чем прежде, твердости, порядка, благоустройства. Правда, другого рода гонения на православную Церковь , – от ересей, долго возмущали ее: но тоже ереси были поводами к составлению частых и многочисленных Соборов, к изданию новых, подробнейших правил, для ограждения чистоты Церкви, ее благочиния, священных прав и преданий. В этом отношении одним из важнейших следствий мира, водворенного в Церкви после обращения ко Христу римских самодержцев, была возможность для пастырей Церкви собираться в одно место со всех концов империи, или что тоже – по тогдашнему пространству ее, – со всех концов света. Такие Соборы, отличенные именем Вселенских, представляют в истории Церкви самое величественное и самое многоплодное по своим следствиям явление. Здесь пастыри разных стран мира лично свидетельствовали о учении и преданиях, сохраненных в православных Церквах, сносили между собою местные правила, и лучшие и важнейшие из них общим голосом обращали в общие законы для всей Церкви; здесь они рассматривали и обсуживали постановления поместных Церквей, утверждали, или отменяли их. Собственные же их определения получали вселенскую, для всех мест и времен Церкви, законодательную важность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010