Глава X. Богослужение освящения храма 1. История формирования чина Святая Церковь с глубокой древности установила особые священнодейственные обряды на освящение новосозданного храма, в котором воздвигаются жертвенник и престол Бога Живого. Посвящение храма Богу и освящение его совершалось еще в ветхозаветный период. Патриарх Иаков после явления ему Господа дважды воздвигал во Имя Его каменные алтари и освящал их возлиянием на них елея ( Быт. 28, 18; 35, 14 ). Моисей, соорудив по воле Божией скинию при горе Синайской, торжественно посвятил ее Богу посредством таинственного освящения. И Бог явил в ней видимое знамение Своего присутствия и благоволения: «Покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако» ( Исх. 40, 9, 16, 34, 35 ). Соломон с большим великолепием освятил храм Господа, построенный вместо скинии в Иерусалиме, и праздник освящения длился семь дней в присутствии всего народа ( 2Пар. 7, 8–9 ). После плена Вавилонского «сыны Израилевы, священники, левиты и прочие» совершили освящение «дома Божия с радостью» ( Ездр. 6:16 ). После очищения и освящения храма, оскверненного во время гонений Антиоха, было установлено ежегодное семидневное празднование обновления храма. В Ветхозаветной Церкви освящение скинии и храма совершалось через внесение в них Кивота Завета, пение священных песен, жертвоприношение, возлияние жертвенной крови на алтарь, помазание елеем, молитву и народное празднество ( Исх. 40 ; 3Цар. 8 ). Древний обычай освящать храмы Божии унаследован Новозаветной Церковью. Начало освящения собственно христианских храмов для Богослужения указано Самим Спасителем, по велению Которого ученики Его приготовили в Иерусалиме для совершения тайной вечери «горницу большую, устланную, готовую» ( Мк. 14:15 ), и в особой горнице «в молитве и молении» единодушно пребывали и получили обещанного им Святого Духа» ( Деян. 1, 13–14, 2, 1 ). Во времена гонений христиане строили церкви в удаленных местах, обычно над гробами мучеников, чем уже освящались храмы. Упоминания об обрядах освящения храмов встречаются у церковных писателей I-III веков. Из-за преследований гонителей и опасности разрушения храмов обряды освящения совершались не столь торжественно и открыто, как в последующие века.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Д.С. Бирюков Ориген Знаменитый церковный писатель и богослов Ориген (ок. 185 – ок. 253) родился в Александрии в христианской семье грамматика Аеонида. По своему происхождению Ориген , вероятно, был египтянином. В 202 Г. отец Оригена был обезглавлен в результате гонений на христиан при императоре Септимии Севере. Когда его отец еще был в темнице, Ориген сам также хотел принять мученичество, но из-за того, что его мать спрятала от него одежду, не смог явиться к гонителям, однако написал письмо к отцу с увещеванием в стойкости. Ориген с детства проявлял удивительные таланты в познании Священного Писания и светских наук. Сначала он занимался науками под руководством отца, затем – самостоятельно. Философии Ориген учился у некоего Аммония, может быть – Аммония Саккаса, учителя Плотина. Когда после исповеднической смерти отца семья лишилась всего имущества, Оригену пришлось зарабатывать преподаванием. После гонений в Александрии катехизическая школа осталась без руководства, и александрийские христиане стали предлагать юному Оригену ее возглавить. Епископ Александрии Димитрий благословил Оригена быть руководителем катехизического училища. Помимо «теоретической», для Оригена большое значение имела аскетическая сторона христианства; Ориген мало ел и спал, часто погружался в молитву. Стремление к аскезе, выразившееся в буквальном понимании слов Христа ( Мф. 19,12 ), привело Оригена к самооскоплению. Ориген много путешествовал. В начале 210-х гг. он побывал в Риме, а около 215 г. – в Кесарии Палестинской, где сблизился с епп. Кесарийским Феоктистом и Иерусалимским Александром, которые поручили ему проповедовать. Это вызвало неудовольствие еп. Димитрия Александрийского, который написал Феоктисту и Александру послание, в котором утверждал, что нет такого обычая, чтобы миряне проповедовали. Поскольку нужда в Оригене была и в Александрийской школе, Дионисий потребовал его возвращения в Александрию. Около 230 г. Ориген по рекомендации Димитрия Александрийского направился в Грецию, возможно, в целях диспута с еретиками.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Далека от евангельского идеала, выраженного словами Спасителя, вынесенными в эпиграф, наша сегодняшняя христианская жизнь. Время внешнего спокойствия и благополучия Церкви чревато не менее тяжкими соблазнами, чем время гонений. Во время гонений слиться с мipoм христиан принуждают страхом страдания, а в благополучное – зовут обещанием благоденствия. Сатана умеет использовать метод «кнута и пряника». И в нашей недавней церковной истории мы можем черпать опыт побед и ошибок наших предшественников в борьбе за верность Христу и Его Церкви. А поскольку борьба эта протекает всегда лично, среди бытовых проблем и человеческих взаимосвязей, надо собирать и изучать церковное предание не только в житиях святых, но и в жизнеописаниях той среды церковной, в которой эта святость жила и действовала. Гладя под этим углом на историю семейства Малышевых из Вышнего Волочка, мы можем соприкоснуться через нее с многими известными ныне и неизвестными подвижниками благочестия. И каждый читатель пусть сам найдет свою духовную жемчужину (ср. Мф. 13, 46), ради обретения которой не жаль потратить время и труд мысли. С началом войны на страну легла тень смерти. Мария Малышева стала частью огромного потока жертв голода, выкосившего за два первых военных года почти половину заключенных в Вятлаге. Попадавшие туда фронтовики сперва радовались избавлению от военного ада, но вскоре на коленях просили отправить их в штрафбат, потому что начинали понимать, что от пули можно спастись, а от голода – нет. И Борис Малышев в Вятлаге, и его дети вместе с опекуншей-монахиней в Вышнем Волочке вели каждодневную борьбу за выживание. С телесным соединялся и духовный голод: Церковь была практически уничтожена, на огромной территории почти не оставалось мест, где открыто призывали бы имя Божие, где питали верующих Телом и Кровью Христа. Много лет спустя схиигумен Илий (Ноздрин) скажет об этих днях отмщения: «Эта война нам за разрушение храмов». Едва ли об этом думали вожди-богоборцы, посылая на смерть своих солдат с обеих сторон фронта. Но довольно скоро им стало ясно, что одним оружием в этой войне не победить, поэтому почти синхронно по обе стороны фронта начали использовать недобитую Церковь для популистских целей. А не ведающий об этих кознях народ, который и подумать не мог, что вскоре после войны власть снова захочет «показать ему последнего попа», бросился в открывающиеся храмы.

http://pravoslavie.ru/117621.html

Древние восточные церкви. Коптская Церковь Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 30 мая, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 К числу древних восточных церквей относится Коптская Православная Церковь. В чём её особенность? Об этом Вы сможете прочитать в нашей познавательной статье! 1. Коптская Церковь Древняя история христианства в Египте — это история духовного процветания и церковных подвигов, история, которая запечатлена личными трагедиями и политическими и военными конфликтами. Богатая страна Нила, известная своей культурой времен фараонов и эпохи эллинизма, рано приняла христианство и в конце доконстантиновского периода стала в основном христианской. В эпоху гонений христиане Египта показали себя Церковью мучеников, мужественно вступив в борьбу с гностицизмом 1 . Относительно происхождения слова копт существуют различные мнения. Копты считаются потомками древних египтян, и коптский язык демонстрирует явное сходство с языком иероглифов. До персидского и македонского завоевания египетская культура не испытывала постороннего влияния и носила чисто национальный характер. Она была пропитана религиозным духом, потому что политика и религия были органически слиты, а язык египетского народа, имеющий глубокую историю, еще более его сплачивал. Нельзя забывать, что государство фараонов в прошлом было грозой для передней Азии и Месопотамии, и поэтому последующие поколения не могли отказаться от этой национальной гордости. С течением времени, по мере нарастания греко-римского влияния, сознание прошлого величия укрепило у египтян ненависть по отношению к захватчикам, которая выражалась в многочисленных восстаниях. Особенно это ощущалось в городах Фивы и Копта, где находились египетские святилища. В результате народ сплачивается вокруг Церкви 2 . К концу IV в. число коптских христиан достигает миллиона. Христианство распространялось теми христианами, которые преследовались во время гонений. Так, в гонение при Септимии Севире (202 г.) христианская вера достигла Верхнего Египта.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Е.Н. Никулина Тема 4. Преподобные Продолжателями мучеников в деле евангельской проповеди считают преподобных. Действительно, повсеместное распространение этого подвига совпадает по времени с прекращением гонений в Римской империи. Но неверно было бы думать, что появление подвига преподобных имеет исключительно внешние причины. Борьба с грехом, преодоление «ветхого» человека и стяжание добродетелей «нового» всегда было задачей любого христианина. Христианство – это религия, преобразующая человека по образу Спасителя, ведущая его к богоподобию. Поэтому христианство с самых истоков своего исторического бытия неотделимо от аскетизма. Аскетика – это не удел немногих избранных, а непременное условие подлинно христианской жизни для каждого из нас. Преподобными, то есть подобными Богу, пришедшими в состояние богоподобия, называют именно тех, кто реализовал в себе аскетический идеал христианства. Это часто ведет к утверждению тождественности идеала преподобного с общехристианским идеалом святости. Как показывают исследования, аскетический подвиг существовал в Церкви всегда, даже в эпоху гонений I–III веков. Но в этот период аскетизм как бы проходил «процесс созревания». А когда массовые гонения прекратились, самым ясным доказательством истинности христианства стал пример преподобных, их добровольное мученичество в тяжелейшей борьбе с собственным грехом ради стяжания вечных благ. Важнейшей составляющей подвига преподобных является старчество – обучение христианскому совершенству, передача духовного опыта избранными Богом наставниками, – живыми носителями Предания, сосудами Святого Духа, носителями Его даров (и, прежде всего, дара рассудительности). Причастность «Преданию святых старцев», то есть аскетическому опыту Православия, является неотъемлемым условием правильности духовной жизни христианина. 4.1. Содержание подвига преподобных 350 Преподобными называют христиан, прославленных за монашеские подвиги, достигших святости путем монашеской аскезы. Подвиг этот является одним из установлений Божиих в Новозаветной Церкви. Призыв к монашеству, приводящему достойно подвизающихся к лику преподобных, св. Иоанн Лествичник видел в словах: «Вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» ( 2Кор.6:16–18 ) 351 . Этот тип святости указан в словах Спасителя апостолу Петру: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» ( Мф.19:29 ) 352 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Еп. Иерусалимский (до 335-348 или 350/1), 40-й преемник св. ап. Иакова , брата Господня. М. известен под именем Максимон (греч. Μαξιμνας) в «Панарионе» свт. Епифания Кипрского (кон. IV в.; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 73, 83//PG. 42. Col. 197, 448) и в трактате Александра Монаха «Об обретении Животворящего Креста» (VI-VII вв.; Alexander Monachus. De inventione Sanctae Crucis//PG. 87. Col. 4064), а также как Максимиан у хронистов Евтихия Александрийского (X в.; Eutych. Annales//PG. 111. Col. 1009-1010) и Михаила Сирийца (XII в.; Mich. Syr. Chron. T. 1. P. 262; T. 4. P. 133). Вероятно, М. был уроженцем Палестины. В период гонений имп. Максимина II Дайи (305-313) на Востоке М. за исповедание христианства выкололи правый глаз, подрезали левую ногу и не ранее 308 и не позже 311 г. отправили его на работы в рудники ( Euseb. De mart. Palaest. 8.1; Philost. Hist. eccl. III 12). После прекращения гонений в 313 г. М. вошел в состав клира. Однако затем о нем нет сведений до нач. 30-х гг. IV в., когда свт. Макарий Иерусалимский пытался возвести его на кафедру г. Лидды (Диосполя). М. был в то время пресвитером в Иерусалиме, народ весьма уважал его и заставил свт. Макария определить своим помощником и преемником на Иерусалимской кафедре. Историк Созомен (V в.) сообщил, что свт. Макарий принял такое решение, чтобы воспрепятствовать арианам завладеть Иерусалимской кафедрой после его смерти ( Sozom. Hist. eccl. II 20). Вероятно, можно считать, что такое объяснение Созомена появилось под влиянием событий во время арианской смуты. В истории неудавшегося возведения М. на кафедру Лидды не ясно, было ли избрание М. согласовано свт. Макарием с еп. Евсевием Кесарийским, к-рый официально являлся митрополитом всей Палестины. Возможно, что избрание М. не было утверждено еп. Евсевием, и по этой причине свт. Макарий отказался от него, но М. был избран преемником свт. Макария с согласия еп. Евсевия. Об обстоятельствах перехода Иерусалимской кафедры к М. после смерти свт. Макария сведения источников также противоречивы. Созомен упоминает о том, что М., уже будучи епископом, присутствовал на Тирском Соборе в июле-сент. 335 г. Визант. хронист Феофан Исповедник (IX в.) указывает начало епископства М. дважды - в 326/7 и 334/5 гг. ( Theoph. Chron. P. 27, 30). Согласно хронике Евтихия Александрийского, М. стал епископом в 29-й год правления имп. Константина, т. е. между июлем 334 и июлем 335 г.

http://pravenc.ru/text/2561628.html

Закрыть itemscope itemtype="" > В день Покрова готовится новая волна гонений на Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата Маргарита Зайдлер призывает всех верных усилить молитву и пост, чтобы предотвратить кровопролитие в великий православный праздник 13.10.2014 1935 Стало известно , что в Праздник Покрова Пресвятой Богородицы представители так называемого «Киевского патриархата» при поддержке фашистских молодчиков готовят нападения и захват православных храмов канонической Украинс кой Православной Церкви Московского Патриархата. Насилие против храмов и священников УПЦ МП попытаются в представить как « очередную провокацию » со стороны России! Наподобие того, как русские «провоцировали» несчастных украинцев «самосожжением» в Одессе, артобстрелом своих же городов и своего населения на Донбассе, и нежеланием ополченцев героически погибнуть в Славянске! Боюсь, что кровавые расправы фашистов и церкви, которая их поддерживает, над нашими священниками (ясно, что пострадают тогда и прихожане), в очередной раз хотят списать на В.В. Путина . Подлости бандеровцев нет предела! 14 октябрь - это праздник Покрова Божией Матери, но и день рождения злосчастной УПА. Слуги сатаны всегда старались творить чудовищные преступления, особенно против православных, в великие христианские праздники. Войска НАТО начинали бомбить Сербию именно на Пасху, цинично написав на бомбах: «Счастливой Пасхи»! А в день Святой и Живоначальной Троицы киевская хунта бомбила православные храмы на Донбассе, прямо во время Богослужения, и тогда там погибли люди. Поэтому совершенно неудивительно, что днем основания УПА слуги сатаны выбрали великий праздник Православной Церкви, и нынешние их наследники планируют в этот день кровавое сакральное жертвоприношение православных велиару! Надеюсь и молюсь, что Царица Небесная всех православных монастырей, храмов, священников и прихожан покроет Своим Омофором! Знаем, что кровью свв. мучеников укрепляется Церковь, как это была во все времена гонения на Православие. Даже служение Божественной Литургии невозможно без частицы мощей мучеников! Но не хочется, чтобы снова пролилась драгоценная кровь наших любимых отцев, братьев и сестер!

http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/13/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > О кровавых последствиях восточного папизма Константинопольского патриархата Патриарх Варфоломей войдет в историю как соучастник гонений на своих единоверцев 03.04.2023 715 Время на чтение 30 минут Предисловие Интервью, данное в конце марта 2023 года советником главы Офиса президента Украины Михаилом Подолякой о планах режима по физическому уничтожению канонической Украинской Православной Церкви ( http://t.me/pravblog1/7532 ), не оставляет никаких иллюзий. Все, что связно с каноническим Православием в Украине будет физически зачищено. Не остановятся даже перед пытками и убийствами «московских попов» – об этом было сказано напрямую, без полутонов. Все меры четко анонсированы. В своем интервью представитель Зеленского нацист Подоляк заявляет о необходимости «физически зачистить» каноническую УПЦ, «как и все пророссийское». Он сравнил каноническую УПЦ с гнойником, который нужно «хирургически закрыть». Подоляк добавил, что уникальный шанс был в первые полгода конфликта – тогда можно было «много пророссийских физически зачистить» (убить). Сегодня это, по его словам, немного сложнее ( http://t.me/RVvoenkor/41765 ). Это интервью вдруг оживило в сознании страницы книг, рассказывающих о деяниях первых христиан или о подвиге новомучеников и исповедников XX столетия. И снова, спустя каких-то сто лет, Церковь Христова стоит на пороге полномасштабных государственных репрессий, именуемых в церковной традиции «гонениями». И не где-нибудь на краю земли, а на востоке «просвещенной» Европы – в православной Украине. Ситуацию от первой половины XX века отличает лишь то, что тогда западные страны выражали свое крайнее осуждение религиозной политики большевиков, именуя их варварами, сегодня же европейские лидеры не только не осуждают новых гонителей в Украине, но и сами подталкивают их на эти шаги, относясь к репрессиям «с пониманием». Поэтому ситуация больше напоминает первые века христианства. В те далекие времена массовые пытки и казни, по большому счету, считались нормой, а человеческая жизнь ничего не стоила.

http://ruskline.ru/opp/2023/04/03/o_krov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пора выпустить православных из катакомб Вроде бы объявили свободу вероисповедания, но православные в России безправны 03.06.2021 3751 Время на чтение 4 минуты В день святых равноапостольных Константина и Елены хотелось бы вспомнить о важнейшем поступке святого Константина Великого — прекращении гонений на христиан. Православные у нас в России вынуждены вести себя, как в древние времена, когда им приходилось пребывать в катакомбах. Вроде бы объявили свободу вероисповедания, официально гонений нет, а что на самом деле? Православные не могут проповедовать свою веру в учебных заведениях. В то время как богоборческие учения распространяются безпрепятственно. Учебники от Сороса или такие произведения, как «Заколдованное место», «Мастер и Маргарита» - включены в обязательную школьную программу. А попробовал бы учитель рассказать школьникам о Христе? Или о том, как выглядят происходящие в мире события с точки зрения православного человека? За это могут и уволить. Православным детям запрещено обучаться в православной школе безплатно. Можно только за ну очень большие деньги - 10 000, бывает и 85 000 за человека в месяц. Но есть тайные православные школы. Они бюджетные, безплатные. Официально это обычные школы, поэтому они находятся на госфинансировании. Свои своим рассказывают о таких школах, передают информацию по из уст в уста. Если школу «вычислят», то последствия непредсказуемы. Есть вероятность, что ее насильственно секуляризируют. Православным детям запрещено проживать и трудиться в монастырях. То есть можно, но тайно. А в открытую - нельзя, есть риск попасть под ювеналов-карателей, получить реальный срок, отправиться в места лишения свободы - ювенальные концлагеря. Жестокая ирония в том, что чем ты младше, тем больший срок тебе дадут за исповедничество - срок ровно до 18 лет. И речь не только о Боголюбово, в России монастырей много. Я лично знаю такие истории, знаю и несовершеннолетних людей, которые подвизаются в монастырях тайно, опасаясь преследования. Любая психически неадекватная ювенальная харя может выселить их из монастыря, ворваться к ним в дом, глумиться и угрожать. Сколько людей в России у нас подверглось такому преследованию и молчит, боясь открыть рот - православные в России безправны.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/03/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > Христианин всегда свободен 21.04.2020 641 Время на чтение 5 минут «Чтобы рассказать о святых, надо быть очень светлым человеком. Рассказчик обязан хотя бы догадываться, как мыслит тот, о ком он говорит. Иначе — беда. Вместо простоты и непосредственности выйдут глупость и хамство; на смену чистому горению придут фанатизм и гордыня; любовь и вовсе исчезнет из рассказа». Это строки из нового романа известного московского писателя Игоря Прососова «Свободные», который был удостоен диплома литературного конкурса «Новая библиотека», учрежденного Издательском Советом Русской Православной Церкви. Роман повествует о нелегком моральном выборе, который ставила перед христианами власть в годы советских гонений. С его автором беседует наш корреспондент Екатерина Иванова. —Какие события легли в основу романа? Вы опирались на исторические факты или воссоздавали некие типичные ситуации? —В романе читатель увидит фрагментарную хронику жизни верующих людей одного провинциального городка с 1917 по 1937 год. Это истории из реальных судеб и реальных событий. Там есть и документальные эпизоды, и легенды. История, которая стала отправной точкой сюжета, вкратце такова: некий человек увидел, как разбирают церковную ограду, и спросил тех, кто это делал: а вам не стыдно? Ну и расстреляли его за этот вопрос на следующий день после Рождества. Случай этот не имеет документального подтверждения, но я понял, что он стоит того, чтобы его записать. В процессе работы над романом образ главного героя — Антохина — приобрел некоторые черты мученика Александра Медема — святого из Саратовской епархии. В его судьбе меня поразил эпизод, который произошел в 1918 году. Граф Медем сидит в тюрьме, готовится к смерти, и добрый человек из конвоя отпускает его попрощаться с семьей. Когда святой, держа данное слово, вернулся в тюрьму, власть в городе сменилась, и он чудом остался жив. Эту удивительную историю я прочитал на сайте «Карта гонений», созданном на базе саратовского храма во имя равноапостольных Мефодия и Кирилла. Вообще, должен сказать, что судьбы мучеников Саратовской губернии произвели на меня огромное впечатление.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/21/hristi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010