Когда в 1926 г. мне пришлось быть на Афоне и я посетил там русский Пантелеймоновский монастырь перед самым его престольным праздником (27 июля), там еще существовал обычай перед этим праздником ежедневно петь целиком канон св. великомученнику Пантелеймону на славянском языке (кажется, на повечериях). Таким образом, певческое исполнение целых канонов вовсе уж не так далеко от нас по времени, как это думают. В первой половине XVIII в. эта практика была еще до некоторой степени распространена, и не только в самых строгих и древних монастырях. Среди придворных певчих были и композиторы. Так, Н. Финдейзен пишет 274 , что один из придворных певчих, Василий, был у Петра Великого любимым денщиком. Уставщик Степан Беляев, ученик южнорусских певцов, сочинил, между прочим, праздники на 4 голоса. И это не мешает тому, что, как на основании источников утверждает Н. Финдейзен 275 , этот уставщик и композитор церковных, богослужебных песнопений должен был быть и участником «всешутейного собора». Таким образом по желанию Петра стирались постепенно границы между церковным, богослужебным пением и кощунственными пародиями. Государевы певчие дьяки (понятно, не в полном составе, а только избранные из них) сопровождали, как уже было говорено, Петра Великого не только в его военных походах и передвижениях внутри страны, но и при посещениях других земель. Но мы не располагаем подробными данными об этом. При этих поездках в чужие земли сопровождавшие Петра придворные певчие (пускай один, или два, или три, исполнявшие при этом какие-нибудь, не только певческие, обязанности), конечно, слыхали церковное пение протестантов и их строго гомофонный склад, исполняемые общиной хоралы. Во время своих заграничных поездок Петр тоже не мог не слышать протестантского хорала и католической пышной церковной музыки. С гомофонным складом русские могли познакомиться еще и в Москве, в Немецкой слободе, где любил бывать царь Петр и где была немецкая протестантская церковь . Не нужно было входить в церковь и присутствовать за богослужением, чтобы музыкально одаренному и мало-мальски знакомому с неодноголосным пением можно было усвоить принципы гомофонного склада и его звучание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008