29 июля 2017 года Священный Синод утвердил и рекомендовал к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропарей, кондаков и величаний " Святым Отцем Поместнаго Собора Церкве Русския " , а также ряд богослужебных текстов, среди которых новая редакция текстов акафистов святой преподобномученице великой княгине Елисавете (журнал 64). 28 августа 2017 года, в праздник Успения Божией Матери и годовщину открытия Поместного Собора 1917-1918 гг., Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, члены Священного Синода, представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле совершили литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По благословению Его Святейшества и в соответствии с решением Священного Синода в этот день во всех храмах Русской Православной Церкви за литургией совершалось молебное пение прославленным во святых членам Священного Собора, возносилась благодарственная молитва за их усердные труды и заупокойное молитвенное поминовение других членов Священного Собора. Также в богослужение были включены молебные прошения в связи со столетней годовщиной Священного Собора и оглашено послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю 100-летия Поместного Собора 1917-1918 гг. 18 ноября 2017 года, в день 100-летия избрания на Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Предстоятель Русской Православной Церкви в сослужении членов Высшего Церковного Совета, духовенства Москвы и Марийской митрополии совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, где покоятся честные мощи святителя Тихона. К празднованию 100-летия избрания Патриархом Московским и всея России святителя Тихона создана новая рака для его честных мощей. За Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Феофана (Данченкова) во епископа Волжского и Сернурского (Марийская митрополия). В тот же день Патриарший наместник митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Троицком храме Московского Троицкого подворья Свято-Троице Сергиевой лавры в сослужении викариев епархии Московской области и клириков подворья. С 1815 по 1923 год Троицкое подворье было официальной резиденцией Московских митрополитов. Ровно сто лет назад, 18 ноября 1917 года, святитель Тихон совершал здесь Божественную литургию, ожидая результатов заседания Поместного Собора Русской Православной Церкви, на котором избирался новый Патриарх.

http://religare.ru/2_114701.html

В марте 1935 года, в т. н. «Кировский поток», был выслан из Ленинграда в Саратов, где недолго служил в церкви, но по большей части занимался литературными трудами. Овдовел, во время ленинградской блокады потерял троих детей. В декабре 1941 года Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский), находившийся в эвакуации в Ульяновске, предложил ему стать епископом. Архиерей епископ Саратовский Григорий (Чуков), архиепископ Уфимский Стефан (Проценко), Патриарший Местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын), архиепископ Рязанский Алексий (Сергеев). Ульяновск. 14 октября 1942 г. 22 сентября 1942 года определением Патриаршего Местоблюстителя, главы православной Церкви в СССР Сергия, митрополита Московского и Коломенского, протоиерей Николай Чуков был назначен на Ульяновскую кафедру: «Слушали. Предложение Патриаршего Местоблюстителя о том, что „на вакантную Ульяновскую кафедру в качестве кандидата мог бы быть указан проживающий в Саратове на покое протоиерей Николай Кириллович Чуков, 72 лет, магистр богословия, бывший ректор Богословского института в Ленинграде и настоятель Казанского ленинградского собора, известный лично мне по своей усердной работе в православном Карельском братстве, как епархиальный наблюдатель и потом ректор Духовной семинарии в Олонецкой епархии“». Однако в связи с получением сообщения от архиепископа Андрея (Комарова) о начале служения в Свято-Троицком соборе Саратова митрополит Сергий переменил своё решение. По приезде о. Николая в Ульяновск 12 октября он вручил ему указ 587 от 11 октября 1942 года о назначении епископом Саратовским, вместо уже перемещенного в Казань архиепископа Андрея, номинально имевшего титул Саратовского по причине закрытия всех храмов епархии и пребывавшего в Куйбышеве. 13 октября 1942 года во временном Патриаршем Казанском соборе на ул. Водников архиепископом Куйбышевским Алексием (Палицыным) был пострижен в монашество с именем Григорий в честь священномученика Григория, просветителя Армении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Из Чернигова иеромонах Димитрий уехал в Литву в г. Вильно, где совершенствовался в составлении и произнесении проповедей. Пребывание в Литве имело для него важное значение. Скромный по природе, иеромонах Димитрий оказался в центре борьбы Православной веры с униатами. После Вильно он попал в Слуцк, где православное население особенно терпело большие притеснения от униатов. В Слуцке иеромонах Димитрий прожил почти год в Преображенском монастыре, где был избран братским проповедником. Так тихий и скромный иеромонах Димитрий оказался активным защитником Православия. Через год он вернулся на Родину, которая в то время снова подверглась нападению турок и татар. По прибытии на Украину иеромонах Димитрий в течение двух лет жил в Крупицком Николаевском монастыре (1679–1681 гг.). 10 августа 1681 года иеромонах Димитрий был возведен в сан игумена и назначен в Свято-Спасский монастырь в г. Чернигове. Некоторое время он был игуменом Максаковской Троицкой обители. 1 марта 1682 года он был переведен, по желанию украинского гетмана, уважением которого пользовался, в Батуринский Николаевский монастырь вблизи Киева. Его тяготило расположение гетмана, и 26 октября 1683 года отец Димитрий отказался от игуменства в этом монастыре. 23 апреля 1684 года игумен Димитрий был вызван в Киево-Печерскую лавру. Настоятель лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также большие литературные дарования, поручил иеромонаху Димитрию составление Четьих-Миней (житий святых) на весь год. Работа над этим монументальным трудом стала для иеромонаха, а затем святителя Димитрия делом всей его жизни – с 1684 по 1705 г. Игумен Димитрий с любовью принялся за порученное ему дело. Он приступил к работе 6 мая 1684 года и в течение 20 лет нес безропотно благое послушание. За это время Димитрий проработал массу источников, написанных на разных языках, среди которых были и книги неправославного происхождения. Поэтому к каждому источнику он подходил с исключительным вниманием.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Мы не знаем, что ждет нас впереди: будущее закрыто непроницаемой завесой, ... но путь, по которому нам надлежит идти, ясно определен. Поэтому тот, в ком есть голос совести, пусть твердо решит сейчас же: оставаться ли ему с нами или уйти, чтобы не навредить ни нам, ни себе», – обратился ректор к мятущимся воспитанникам. Такая кристаллизованная честность открывала сердца людей и тогда, в годы первых искушений русского народа, и в будущем. В декабре 1909 года освобождается кафедра Гдовского епископа. Император останавливает свой выбор на кандидатуре архимандрита Вениамина. 24 января 1910 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры он хиротонисан во епископа Гдовского, четвертого викария. В эти годы он, руководитель школьного дела, придает большое значение борьбе с пьянством. Организует трезвеннические крестные ходы. Как Гдовский епископ много служит в Покровском храме на Боровой, открывает здесь кружок проповедников, часто ведет беседы. В 1913 году вводит в практику службу «погребения Богоматери». Епископ Вениамин был первым из викариев, кто посетил все приходы викариатства, даже самые глухие. Особая его забота и заслуга – паломнические крестные ходы и крестные ходы трезвенников. Тяжелое бремя управления Петроградской епархией легло на плечи владыки Вениамина весной 1917 года. Русский народ, лишившись и помазанника-царя, и главы столичной епархии (митрополит Питирим Окнов был уволен Временным правительством), вступил в полосу небывалых испытаний. Всеми силами стремится епископ Вениамин поддержать чад Церкви Христовой. В те тревожные дни он ничего не боится, всецело уповая на Бога. И мужество побеждает; народ укрепляется в вере. В Троицын день 1917 года (21 мая; 3 июня по новому стилю) он организует всенародное моление. К Исаакиевскому кафедральному собору стекаются крестные ходы от всех церквей. Молебствие совершалось с трех сторон. Сам владыка служил с восточной стороны. Молящихся было до 300 тысяч! Через три дня в Казанском соборе состоялись выборы Петроградского архипастыря. Епископ Вениамин получил 976 голосов из 1500. Так он стал архиепископом, а с 13 (26) августа 1917 года митрополитом Петроградским и Гдовским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Важным достижением Первого Собора УПЦ стало принятие после долгого и всестороннего обсуждения Устава Украинской Православной Церкви, который перед тем был рассмотрен на Соборе епископата УПЦ 29 октября 1990 года. Принимая новый Устав, Собор отметил, что он ни в чем не противоречит Уставу Русской Православной Церкви, и в то же время одной из главных задач Устава УПЦ стало предотвращение уклонения православного духовенства и мирян в раскол. В таком контексте Собор активно дискутировал по вопросу об участии представителей УПЦ в работе Поместных Соборов Русской Церкви и в итоге положительно ответил на этот вопрос Год, прошедший между дарованием Украинской Церкви самостоятельности и выходом Украины из состава СССР после августовскго путча 1991 года, был для УПЦ наиболее плодотворным. Несмотря на антицерковную деятельность греко-католиков и раскольников внутренний духовный потенциал Церкви был столь велик, что за короткое время стали заметны весомые достижения в самых различных сферах деятельности УПЦ. К ранее дейстовавшей Одесской и открытой в 1989 году Киевской прибавились Волынская (в Луцке) и Почаевская (в Почаевской Лавре) духовные семинарии. Открылась вновь после долгого перерыва Киевская Духовная Академия В это время вновь возрождается монашеская жизнь в Киево-Печерской Лавре. Благодаря поддержке братии Почаевской Лавры открывется вновь Кременецкий Богоявленский женский монастырь Тернопольской епархии При содействии Корецкого монастыря появляются первые насельницы и в одном из древнейших на Руси Успенском Святогорском Зимненском монастыре на Волыни Вновь открываются славные в истории Украинского Православия Троицкий Межиричский и Троицкий Дерманский монастыри в Ровенской епархии, Преображенский Лубенский Мгарский и Богородице-Рождественский Козельщанский на Полтавщине, Успенский Елецкий в Чернигове с.723-732] и множество других обителей. Масштабным мероприятием стала проведенная в феврале 1991 года в Свято-Успенской Почаевской Лавре международная конференция «Римский католицизм и православный мир» В ее работе приняли участие православные богословы и историки многих поместных церквей, выразивших солидарность с Украинской Церковью, страждущей от экспансии католицизма. Почаевский форум стал важной вехой на пути недопущения униатского прозелитизма на Восток Украины. Во многом благодаря ему были поставлены на место зарвавшиеся галицкие греко-католики: вернувшийся весной 1991 года из Рима во Львов глава униатов кардинал Мирослав-Иван Любачивский требовал допустить его для богослужения в Софийский собор. Униаты также просили правительство Украины передать им православный Выдубицкий монастырь в Киеве

http://sedmitza.ru/lib/text/440073/

С 1890 года - Полтавский епархиальный миссионер и преподаватель духовной семинарии по истории, пастырскому богословию, литургике и гомилетике. Как прекрасно зарекомендовавший себя и опытный миссионер Иустин Львович был направлен в июне 1891 г. на 2-й Миссионерский съезд в Москве. Когда Иустину Львовичу предложили принять сан пресвитера, он согласился принять его на условии, что он останется неженатым. Священный Синод дал на это разрешение. В 1892 году рукоположен в сан диакона. 2 февраля 1892 года рукоположен во пресвитера к Полтавскому кафедральному собору. С октября 1892 года по 1896 год исполнял обязанности руководителя и законоучителя женской воскресной школы гор. Полтавы. С 1896 года - епархиальный наблюдатель церковных школ Полтавской епархии. 12 мая 1902 года возведен в сан протоиерея. Епархиальное начальство высоко ценя заслуги протоиерея Иустина неоднократно предлагало принять ему сан архиерея, но он по своему смирению всякий раз отказывался. 10 декабря 1910 г. протоиерей Иустин назначен епископом Прилуцким с пострижением в монашество 23 декабря 1910 года пострижен в монашество и 25 декабря возведен в сан архимандрита архиепископом Полтавским Назарием (Кирилловым). 16 января 1911 года хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Чин хиротонии совершали: митрополит Московский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий) с другими архиереями. С 13 ноября 1915 года - епископ Челябинский, викарий Оренбургской епархии. С 4 июня 1915 года - епископ Омский и Павлодарский. Был участником Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг.. В январе 1918 г. вернулся в Омск. 4 февраля 1918 г. возглавил грандиозный крестный ход по улицам города. Шествуя по улицам города, грандиозный крестный ход останавливался у каждого храма, епископ служил молебен, а затем обращался к народу с увещевательным словом, призывая хранить православную веру и защищать храмы, которым при наступающем порядке стало грозить разорение.

http://pravicon.com/info-3373

3 июня 1989 года из Музея истории религии и атеизма в Свято-Троицкий собор были возвращены мощи святого Александра Невского. В настоящее время в соборе находятся многие почитаемые верующими святыни. Перед главным собором монастыря находится " Коммунистическая площадка " , в 2009 году переименованная в Казачье кладбище. Участники обороны Петрограда, жертвы кронштадтского мятежа, старые большевики, потомственные питерские рабочие, известные ученые и инженеры - таков состав этого своеобразного советского некрополя. Захоронения, прекращенные в конце 1930-х годов, были возобновлены в период Великой Отечественной войны, когда на Коммунистической площадке были погребены участники битвы за Ленинград. Всего здесь расположено около 340 могил. http://lavra.spb.ru/about/hramy-i-pamjatniki.html Место для строительства Свято-Троицкого собора было выбрано архитектором Доменико Трезини ещё при составлении первоначального проекта Александро-Невской лавры. Строительство началось в 1719, при императоре Петре I. Однако строительство затянулось на многие годы. После прихода к власти императрицы Анны Иоанновны строительством монастыря заведовали Т. Швертфегер, подполковник Военной коллегии Аничков, М.Г. Земцов, П.М. Еропкин. К 1740-м годам особой комиссией недостроенное здание было признано непригодным для использования: своды и стены собора покрылись трещинами, и в 1753-1755 годах по повелению императрицы Елизаветы Петровны здание собора полностью разобрали до фундамента. Императрица Екатерина II именным указом повелела построить второй храм. В 1774 году в результате двух конкурсов одобрение получил проект И.Е. Старова Здание собора возведено в 1776-1790 годах по его проекту и под наблюдением архиепископа (впоследствии митрополита) Гавриила (Петрова). В 1778 году, 30 августа, была совершена закладка собора. Длина храма с папертью 35, ширина 20, ширина купола 8, высота храма с куполом 9 сажень (С.В. Булгаков " Русские монастыри в 1913 году " ). Это здание в стиле раннего классицизма успешно гармонировало с барочным стилем фасадов монастырских корпусов более ранней постройки. Храм венчает мощный купол, который покрыли бронзовыми вызолоченными листами, с таким же вызолоченным крестом. Перед куполом возвышаются две четырехугольные, двухэтажные, 22-саженной высоты колокольни, украшенные карнизами, полуколоннами и капителями, под ними расположен монументальный шестиколонный портик.

http://sobory.ru/article/?object=05272

До 1917 г. в обители было 5 каменных храмов: Вознесенский собор построен в 1722-1732 гг.; Трапезный 2-этажный каменный храм сооружен на месте сгоревшего древнего деревянного Флоровского храма. В нижнем этаже – теплый храм во имя свт. Николая; холодный верхний храм – в честь Тихвинской иконы Богородицы, надстроенный в 1818 г.; Воскресенский храм – в 1811 г. (первый после опустошительного подольского пожара того года); Казанский храм с приделами во имя мчч. Флора и Лавра и во имя Ап. Иоанна Богослова – в 1841 г.; Свято-Троицкий кладбищенский храм с приделом в честь Ахтырской иконы Богородицы – в 1857 г. 3-ярусная колокольня со Святыми вратами в нижнем ярусе появилась в первой половине XVIII в. Первоначально два верхних яруса были деревянными. Они сгорели во время пожара 1811 г.; огонь был такой силы, что плавились колокола. В 1821 г. при реконструкции колокольни ее выполнили полностью каменной. В 1870 г. при обители на собственные средства было открыто училище для девочек из бедных семей различных сословий. Кроме того, с конца XIX в., здесь существовали богадельня (к 1918 г. здесь на полном монастырском обеспечении находились 100 чел.) и больница (на 10 коек). Всех зданий (и каменных, и деревянных) к 1918 г. было 38. В 1929 г. монастырь был закрыт. В 1934 г. был разрушен храм Св. Троицы на монастырском кладбище. В 1942 г. монастырь открылся и более не закрывался. Но в 1960 г. были отобраны Казанский храм (перестроен под пошивочный цех), Воскресенский и трапезный храмы (для мастерской по реставрации икон объединения «Укрреставрация») и много келейных корпусов. Сейчас в обители все богослужения проходят в Вознесенском соборе. Все храмы (кроме разрушенного Свято-Троицкого) возвращены монастырю. Восстанавливается Казанский храм. Как и в былые времена, Флоровский монастырь является своекоштным (необщежительным). http://archiv.orthodox.org.ua Киево-Флоровский Вознесенский монастырь, 1 класса, в Киеве, на Подоле. Основан в 1566 году, протопопом Иаковом Гулькевичем при церкви святых мучеников Флора и Лавра. В 1712 году в него переведены монахини Печерского Вознесенского монастыря. Возобновлен в 1812 году после пожара.

http://sobory.ru/article/?object=04340

До того момента в соборе хоронили русских императоров — начиная с Петра I. Разумеется, этот факт делал собор местом особого внимания представителей Царствующего дома, но никак не лишал его статуса соборного храма Петербурга. Когда в феврале сего года в Санкт-Петербурге прошло заседание Попечительского совета императорского Петропавловского собора , возглавляемого спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым , был согласован проект соглашения между дирекцией музея и епархией , в котором, в частности, говорится, что Петропавловский собор, будучи музеем, прежде всего, является национальной святыней и усыпальницей российского императорского дома. В документе также было сказано о намерении содействовать полному восстановлению собора и обеспечению условий для деятельности прихода. Кроме того, в документе обозначено стремление сторон достигнуть соглашения по вопросу возобновления молитв. Реплика Б. Аракчеева, судя по всему, призвана помешать принятию такого соглашения. Проблема взаимоотношений Церкви и музеев в последние годы встала особенно остро. Как правило, аргументация, которую выдвигают сотрудники музеев, занимающих церковные здания, сводится к одному: Церковь не сможет обеспечить условия, необходимые для сохранения памятников истории и архитектуры. При этом закрываются глаза на тот положительный опыт, который накоплен за последние годы Русской Православной Церковью в деле сохранения исторических реликвий. А опыт этот состоит в том, что из переданных Церкви монастырских и храмовых зданий ни одно не осталось в том состоянии, в котором было передано (как правило, в полуразрушенном и практически аварийном), но все эти здания либо восстанавливаются, либо уже восстановлены. Особенно яркими примерами в этом смысле являются такие памятники древнерусской храмовой архитектуры, как Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Валаамский Спасо-Преображенский монастырь или Свято-Введенская Оптина пустынь. А есть еще десятки и стони менее крупных храмов и обителей, которые за последние годы возрождены буквально из небытия. И все это — только благодаря тому, что в свое время в этих храмах была возобновлена молитвенная жизнь, в них вновь, после десятилетий запустения, стала совершаться Святая Евхаристия. Храмы «ожили». Но поймут ли это люди, далекие от Церкви?

http://patriarchia.ru/db/text/228127.htm...

духовное зрение. Так и я с 1994г. лишь после тяжелейшего черепно-мозгового увечья стал скорбеть о своей непутевой жизни, безуспешно пытаясь преобразить ее в непорочное житие. Тогда же был принят приходским сторожем в Князь-Владимирский собор. Исполнял различные церковные послушания: дворника, звонаря, канцеляриста, техника, псаломщика. В 1999г. довелось год послужить экономом подворья Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря, и с той поры настойчиво влекут меня удивительные духовные состояния монахов-аскетов, обрести которые можно лишь находясь вне совокупности страстей и забот, неизбежных в браке. Хорошего духовного образования так и не сумел получить. В житейских заботах смог окончить только богословские курсы и полтора года подучиться заочно в Свято-Тихоновском богословском институте, поэтому ныне приходится руководствоваться святоотеческими писаниями и внимать помощи богомудрых наставников, преуспевших в духовной жизни. Женат, имею дочь. Сейчас служу диаконом в Свято-Троицком Измайловском соборе. Памятуя о неброской красоте Святой Руси, мечтаю навсегда вернуться в родную деревню, как возвращаются после долгих скитаний в родной дом, где тебя любят и ждут. Путешествовать люблю по Земле-Матушке, прославляя Творца через красоту творения. Радею о бессловесных тварях земных и поднебесных – «братьях наших меньших». Не терплю власти хамов и прощелыг, нами от безбожного пролетарского прошлого унаследованных. В гневе бываю горяч и необуздан. Чаю хотя бы на склоне отпущенных земных лет стяжать «дух мирен» и немного пожить «во всяком благочестии и чистоте». Пытаясь узреть истину Божию «по силе жития», замечаю, как понемногу с возрастом умаляются материальные привязанности, уходят сокрушения о прошлом и приходят смутные предчувствия и светлые раздумья… О дальней дороге? О пустынном жительстве? О спасении? Что еще сказать. С детства люблю слушать созвучия ангельских песнопений в мудром безмолвии природы. Люблю песни разных народов, от которых душе легко и просторно становится. Не выношу дебильного дурмана рок-музыки

http://azbyka.ru/parkhomenko/moya-biogra...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010