12 августа 1967 года (почти в сорок лет от роду) он удостоился чести стать епископом Манхэттенским и был назначен на ответственную должность секретаря Синода РПЦЗ в Нью-Йорке, однако раз в неделю продолжал ездить в любимый Джорданвилль, чтобы преподавать в духовной семинарии. После кончины известного богослова архиепископа Аверкия Таушева в 1976 году владыка Лавр возглавил Троицко-Сиракузскую епархию и был назначен настоятелем Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Он также сменил архиепископа Аверкия на посту ректора духовной семинарии. 17-27 октября 2001 года на Соборе РПЦЗ владыку Лавра избрали пятым Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей (после блаженнейших Антония Храповицкого, Анастасия Грибановского, Филарета Вознесенского и Виталия Устинова). 6,5 лет митрополит Лавр стоял во главе РПЦЗ. Таковы были основные вехи его монашеской жизни и земных трудов. Трапеза продолжалась, и игумен Кирилл предложил гостям поделиться воспоминаниями о приснопоминаемом владыке Лавре и предоставил первое слово Александру Фёдоровичу Чернавскому, ныне возглавляющему «Войсковую Православную Миссию» и путешествующему по городам и весям с мироточивой иконой царя-мученика Николая. В прошлом Александр не только бывал, но даже жил и трудился два года в издательстве Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Он рассказал, как в августе 2001 года владыка Лавр встретил в своей обители его, совсем тогда незнакомого человека, как родного, обнял и, усадив в своём кабинете, угостил чаем из самовара. И, несмотря на своё высокое положение Первоиерарха Зарубежной Церкви, имевшей свои приходы в 50-ти странах мира, был владыка скромным и смиренным, честным, простым и искренним, не подстраивался под власть имущих, и оставался он таковым до конца жизни. Слово взяла Анастасия Машкова, самая молодая из гостей. Ей было что рассказать, поскольку она знала владыку Лавра не понаслышке. Будучи сестрой инока Всеволода (ныне афонского монаха Салафиила), который подвизался в Свято-Троицком монастыре под началом митрополита Лавра 13 лет, она, начиная с 1996 года, регулярно приезжала в Джорданвилльский монастырь помолиться и проведать брата.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/21/pa...

http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ Свято-Троицкий кафедральный собор являет собой неизменный образ старого Пскова. Блеск его позолоченной главы виден далеко за пределами города, - особенно хорошо, если вы подъезжаете к Пскову по гдовской дороге, а также со Снятной или Соколиной горы. Собор является древнейшим храмом в Пскове и, по существу, с ним в древности отождествлялся сам город, который назывался Домом Святой Троицы, также как Новгород - Домом св. Софии, а Изборск - святителя Николая. Современное здание собора является четвертым по счету, однако каждый раз главный престол храма на том же, установленном в глубокой древности месте, освящался во имя Живоначальной Троицы. Место для храма было избрано самой равноапостольной Ольгой: ей, стоящей на берегу реки Великой, было явлено видение трех лучей над мысом, у слияния рек Великой и Псковы. На указанном месте по повелению Ольги был заложен первый деревянный Троицкий собор. В XII веке собор был возобновлен в камне, предположительно смоленскими строителями, - в те времена местная школа зодчества еще не сложилась. Перед Троицким собором находилась вечевая площадь - центр общественной жизни Пскова, здесь избирались посадники, призывались князья. В алтаре Троицкого собора хранился меч св. Довмонта-Тимофея, который вручался как благословение всем призываемым на псковский престол князьям. Сам св. Довмонт призывал свою дружину: " Братие мужи, потягнем за Святую Троицу! " - именно так псковичи формулировали свою патриотическую идею. Именем Святой Троицы заключались союзные договоры о сотрудничестве и помощи между русскими княжествами, и скрепленные " крестным целованием " - клятвой на кресте, грамоты хранились в соборе. Подклет Троицкого собора стал местом погребения князей и священства, а впоследствии и псковских архиереев. При соборе велось летописание, хранился архив и казна. В 1365 году было построено новое каменное здание собора, - на этот раз строительной артелью псковских мастеров, в полной мере овладевших искусством храмостроения. Храм был сооружен из местной известняковой плиты, с двумя приделами и тремя главами - во образ Святой Троицы. Предположительно, стены собора были расписаны фресками. С 1589 года при соборе была учреждена епископская кафедра. Ныне существующий четвертый каменный Троицкий собор строился 17 лет и был закончен в 1699 году. Он поставлен " по старой основе " предыдущего собора, но значительно отличается от него прежде всего своей высотой, достигающей 72-х метров. Вертикально вытянутый шестистолпный четверик увенчан пятью главами, символизирующими Христа и четырех Евангелистов, что соответствует традициям московской архитектуры XVII века.

http://sobory.ru/article/?object=00256

Колокола помещались на двух ярусах. Самый большой колокол, весом 8,3 тонны, находился в верхнем ярусе. Рядом помещался ещё один колокол, чуть меньше, весом 5,4 тонны. Остальные колокола помещались на нижнем ярусе, среди них находились и отлитые в XVIII веке. Здесь же находились ещё семь колоколов небольшого веса. Колокольня Троицкой церкви являлась главной доминантой Колпино и была видна за много километров от него. По оси с этой колокольней на левом берегу Ижоры был пробит Царскосельский проспект (теперь проспект Ленина) в сторону Московского тракта (теперь Московское шоссе). Современный храм [ править править код ] Работы по возведению нового собора по проекту архитектора Сергея Игоревича Крюкова были начаты осенью 2003 года. Для строительства храма было отведено место на берегу реки Ижоры. На старом месте восстановить собор не представляется возможным по причине застроенности бывшего церковного участка. Торжественная закладка была совершена 19 декабря 2004 года благочинным Царскосельского округа протоиереем Геннадием Зверевым. Первая литургия была отслужена в престольный праздник 11 июня 2006 года в ещё строящемся соборе. В 2007 году собор был уже вчерне возведён. Начались отделочные работы. В 2009 году был установлен постоянный иконостас. Торжественное освящение главного придела собора совершил 19 декабря 2009 года епископ Петергофский Маркелл (Ветров). Правый боковой придел освящён малым чином во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Рядом с собором построен двухэтажный церковный дом (нижний этаж каменный, верхний- деревянный). За алтарём собора (фактически в ограде Никольской церкви) к настоящему времени находятся две могилы: первого псаломщика Свято-Троицкого собора Дмитрия Сергеевича Ермакова (1975—2009) и одного из благотворителей Свято-Троицкого прихода председателя Совета директоров ОАО «Домостроительный комбинат 5» Реджинальда Алексеевича Кондратьева (1950—2014). Рядом с могилами, 5 сентября 2015 г. был открыт небольшой обелиск из красного гранита с надписью «В память о сынах и дочерях защитниках земли Ижорской». Внизу обелиска укреплена табличка с текстом: «Закладной камень на месте будущего памятника установлен в год 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов».

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

20 ноября , в 17.00, в канун дня Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Его Святейшество совершит Всенощное бдение в храме св. Архангела Михаила в Тропареве. 21 ноября , в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. Начало богослужения в 9.30. 22 ноября , в день иконы Божией Матери «Скоропослушница», Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в крестовом храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Переделкино. Начало богослужения в 9.30. 26 ноября , в день памяти святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий совершит Божественную литургию и хиротонию архимандрита Елисея (Ганабы) во епископа Богородского, викария Корсунской епархии. Начало богослужения в 9.30. 30 ноября по случаю дня памяти святителя Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в храме свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке (Б. Полянка, 29-а). Декабрь: 1 декабря Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в храме Христа Спасителя. Начало богослужения в в 17.00,  2 декабря , в день памяти Свт. Филарета, митр. Московского Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. Начало богослужения в 9.30. 3 декабря Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в храме Христа Спасителя. Начало богослужения в 17.00. 4 декабря , в 9.30, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Святейший Патриарх совершит Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. 13 декабря , в  17.00, Святейший Патриарх совершит панихиду по митрополиту Николаю (Ярушевичу) в крипте Смоленской церкви Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 18.00 Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в крестовом храме Патриарших покоев в честь св. прав. Филарета Милостивого в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

http://patriarchia.ru/db/text/154913.htm...

В 1920-е годы обитель закрыли, монастырские постройки использовались под жильё и мастерские, а в 1950-е годы были полностью разобраны монастырская ограда и были разрушены два каменных храма - Троицкий и Казанский. Сохранялись только полуразрушенные братский корпус, фрагменты ограды и надвратная церковь Михаила Малеина. К 1980-м годам новые хозяева покинули остров, оставя после себя разрушенные постройки да горы мусора. В 1995 году остатки монастырских построек на острове были взяты под охрану государства. Возрождение монастыря началось в 2007 году по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия. 16 апреля этого же года на месте восстанавливаемого монастыря был совершён первый молебен. Была отреставрирована одна из башен ограды, в которой разместилась часовня. После второго своего рождения монастырь стал женским. Для проживания сестёр поблизости от монастыря был арендован дом. 30 декабря архиепископ Георгий освятил первые сестринские кельи, находящиеся в небольшом двухэтажном деревянном здании, рядом с возводимым монастырём. В 2010 году было завершено восстановление храма в честь Преподобного Михаила Малеина и колокольни. Колокольня над храмом воссоздана по старинным чертежам. Имеет высоту 35 метров до креста. Звонница монастырской колокольни составлена из восьми колоколов. 28 июня 2010 года был заложен Троицкий собор, а уже 18 сентября 2011 г. в возрождённом Троицком соборе состоялась первая Божественная Литургия, после которой было завершено перезахоронение останков основателя обители схимонаха Макария. 4 июня епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил чин закладки храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Ныне реставрационно-восстановительные работы продолжаются. С 7 июля 2014 г. возглавлять восстановление обители было поручено старшей сестре монахине Серафиме (Беляевой). Благодатию Божию монастырь является жемчужиной Нижегородской области. Источник информации: проспект-путеводитель " Свято-Троицкий Островоезерский женский монастырь " , 2016 г.

http://sobory.ru/article/?object=05553

8 ноября 1822 года Игнатий возведен в сан архимандрита. В конце июля 1823 года он был назначен ректором Новгородской духовной семинарии и профессором богословия, а две недели спустя – настоятелем Новгородского Антониева второклассного монастыря и членом Новгородской духовной консистории. И на том, и на другом посту он сменил архимандрита Иннокентия (Платонова; 1773–1842). Всецело отдаваясь своему делу, Игнатий во всех отношениях превосходно поставил семинарию. Свои богословские предметы (богословие догматическое, нравственное, основное и пастырское, герменевтику) он преподавал не по давно устаревшим учебникам, а по собственным разработкам; он положил начало преподаванию в семинарии церковной археологии, подготовив курс лекций. В своем монастыре Игнатий завел строгое благочиние. 21 декабря 1826 года архимандрит Игнатий был награжден орденом св. Анны 2-й степени и в том же году – особой серебряной медалью за составление церемониала встречи тела скончавшегося 19 ноября 1825 года в Таганроге императора Александра I. 3 декабря 1827 года Высочайшим указом Игнатий был назначен епископом Старорусским, викарием при Новгородском и Петербургском митрополите Серафиме (Глаголевском). 26 февраля 1828 года в Казанском соборе Петербурга прошла его хиротония. Вскоре он возвратился в один из древнейших русских городов. Во все воскресные и праздничные дни епископ Игнатий «неопустительно» священнодействовал в Софийском соборе, очень часто заканчивая богослужения подходящими случаю проповедями. Служба Игнатия в Новгороде была недолгой: 22 мая 1828 года он был переведен во вновь открытую Олонецкую епархию. Это назначение показывало, что на преосвященного возлагаются большие надежды. В епархии с населением свыше 200 тысяч человек имелось всего 180 храмов, а свыше трети населения принадлежали к старообрядчеству в виде беспоповского раскола. В самом Петрозаводске существовал только один храм, а по всей епархии постоянно совершались языческие празднества. В Петрозаводск епископ Игнатий прибыл 7 августа 1828 года. Его кафедра находилась в Петропавловском соборе, где 12 августа он отслужил первую литургию. В короткий срок он открыл духовную консисторию, приобрел и устроил архиерейский дом, добился причисления к епархии угодий упраздненного Клименецкого Свято-Троицкого мужского монастыря. От города епископ получил участок пригородной земли и превосходно организовал здесь хозяйство. Одновременно с хозяйственными заботами епископ Игнатий вел борьбу с языческими празднествами и обычаями. 29 июня 1829 года, по окончании литургии в День святых первоверховных апостолов Петра и Павла, он выступил с обличением языческого праздника Купалы, и слово его имело необыкновенный успех.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

В его предоперационной висели иконы, в советское время он читал студентам-медикам лекции в рясе с панагией, автор нескольких богословских трудов. Известна такая история: на публичном допросе на вопрос обвинителя: «Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели?» — святитель Лука ответил: «Бога я действительно не видел, но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил». Несмотря на пытки и издевательства во время третьего ареста в 1937 году, епископ Лука сразу после начала войны, находясь в ссылке, по просьбе властей занял должность главного хирурга красноярского эвакуационного госпиталя. С 1946 года архиепископ Лука возглавлял Крымскую кафедру в Симферополе, не оставляя медицинскую практику, был консультантом, а в тяжелых случаях сам оперировал. В своем доме (ул. Курчатова, д. 1) архиепископ бесплатно принимал больных. Некоторые из них до сих пор его помнят. День памяти Крымского святителя — 11 июня. Известно множество случаев исцеления у его мощей. Архиепископ Лука был прославлен в 2000 году. Его мощи хранятся в Свято-Троицком соборе Симферополя в серебряной раке, подаренной греческими священниками Адрес собора: ул. Одесская, д. 12. От железнодорожного вокзала ехать 10-15 минут до остановки «Площадь Ленина», далее спросить, как пройти к собору — местные жители знают его как «главный собор». С 2003 года Свято-Троицкий собор стал монастырским: теперь здесь Свято-Троицкая женская обитель. Собор открыт ежедневно с 6.30 до 18.00. Паломников в обители на ночь не размещают. Из других святынь монастыря можно отметить очень почитаемую в Крыму икону Божией Матери «Скорбящая». В монастыре есть Музей святителя Луки — он работает с 10.00 до 16.00, выходные — понедельник и вторник. В Херсонес — в начало времен Многие на отдыхе готовы добавить к пляжу, морю, солнцу и другие впечатления. Им можно предложить посетить единственный в своем роде город — герой двух войн, дважды разрушенный и дважды возрожденный из руин город-порт Севастополь (который морем и солнцем тоже совсем не обделен).

http://pravmir.ru/tavricheskaya-krugosve...

По ходатайству отца Гавриила в 1890 год при соборе была открыта школа грамотности для детей, которые не смогли поступить в городские училища, а в 1901 году здесь была открыта церковно-приходская школа. В связи с Восточной войной 1877-1878 г.г. в Очакове было сосредоточено большое количество войск и управлений, были возведены новые укрепления; количество военнослужащих превышало количество жителей города. Это обстоятельство побудило протоиерея Судковского вновь ставить вопрос о причислении церкви к военному ведомству. Наконец в 1891 году было решено перевести собор в военное ведомство после постройки в городе новой церкви. В конце 1899 года строительство новой Свято-Троицкой церкви было окончено, и в феврале 1900 года собор был вновь причислен к штабу Очаковской крепости и наименован военным. Этому событию способствовали: посещение собора в 1886 году императором Александром III с наследником; помещение в соборе золотого креста, учрежденного 6 декабря 1788 года в день взятия Очакова, который прежде хранилсяв Главном Штабе Военного Министерства; награждение 6 мая 1898 года Гавриила Судковского наперстным крестом из кабинета Его Величества. Стараниями протоиерея Судковского в короткий срок была собрана необходимая сумма для изготовления и установки в крепостном соборе двух мраморных досок с выбитыми на них именами офицеров, павших в бою на Кинбурнской косе 1 октября 1787 года и при штурме Очакова 6 декабря 1788 года. 1 октября 1901 года протоиерей призывал " озаботиться об установлении какого-нибудь прочного памятника великому полководцу Суворову " , и такой памятник будет установлен ровно через 6 лет, уже после смерти отца Гавриила. Памятник СуворовуПосле бурных событий 1917-1919 г.г. церковь продолжала действовать, богослужение в ней совершал священник Николай Подгорский. Но началось разорение собора: 8 мая 1922 года комиссией по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих были изъяты серебряные предметы среди которых был наперстный позолоченный крест на георгиевской ленте, (тот, которым Г.Судковский был награжден в Крымскую войну), а также золотой крест, установленный в память штурма и взятия Очакова. Судьба изъятых ценностей остались неизвестными, ясно лишь одно: вместе с ними у собора, города, потомков, истории наконец, изъяли труды многих людей, стараниями которых действующая крепостная церковь стала одновременно и военно-историческим музеем.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Николаев...

В 1865–1866 гг. Модест состоял членом Свято-Духовского братства. 12 октября 1866 года перемещен инспектором и профессором в Черниговскую духовную семинарию. 11 сентября 1868 года архимандрит Модест назначен ректором Иркутской духовной семинарии и цензором проповедей, произносимых в Кафедральном соборе. В 1869 году был членом Духовной консистории. 7 августа того же года получил благодарность от Енисейского архиепископа Никодима и Енисейского духовной консистории за отеческую заботу об учениках семинарии. В 1870 году преподано ему благословение Святейшего Синода, также получена признательность от Киевской духовной академии за пожертвование книг по случаю 50-летнего юбилея академии. 16 июля 1870 года архимандрит Модест назначен цензором «Иркутских епархиальных ведомостей», а с 1 января 1871 года – редактором этого издания. За пожертвование в библиотеки духовно-учебных заведений 300 экземпляров книги, им написанной – «О проповедничестве св. Иннокентия, епископа Иркутского, с поучениями» – преподано ему благословение Святейшего Синода. (Надо заметить, что, помимо вышеперечисленных двух книг, Модест был автором сочинений « Григорий Палама . Митрополит Солунский», «Краткие сказания о жизни и подвигах преподобных отец дальних пещер Киево-Печерской Лавры», «О православии и русской народности в Привислинском крае», а также слов и речей, отдельно изданных). В 1871 году архимандрит Модест сопричислен к ордену св. Анны 2-й степени с Императорской короной, а в 1874 году – к ордену св. Владимира 4-й степени. 25 декабря 1875 года избран действительным членом Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии. 10 апреля 1877 года архимандрит Модест хиротонисан в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре в епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. В 1877 году он получил диплом на звание Почетного члена Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии. В августе того же года поручено ему Епархиальное попечительство за образованием девиц при Екатеринбургском Новотихвинском женском училище. В 1878 году он сопричислен к ордену св. Владимира 3-й степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Митрополит Александр дал высокую оценку проделанной работе, отметив, что музей Костанайской епархии может служить образцом для создания экспозиций и выставок, посвященных истории Православия на Казахстанской земле и памяти страдальцев за веру Христову. Архипастыри совершили заупокойную молитву на могилах священнослужителей, погребенных у алтаря храма — протоиерея Виктора Петрова и архимандрита Анастасия (Остапчука). Протоиерей Виктор был первым священнослужителем, которого рукоположил епископ Выборгский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси. 14 марта 1976 года за Божественной литургией в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в городе на Неве Преосвященный владыка Кирилл, воспринявший от сонма епископов во главе с приснопамятным митрополитом Никодимом (Ротовым) архипастырскую благодать, совершил диаконскую хиротонию студента 1 курса Ленинградской духовной академии Виктора Аркадьевича Петрова. За годы своего послушания отец Виктор проходил служение в Алма-Атинской, Уральской, Костанайской епархиях Казахстана. С 1985 по 2009 годы являлся настоятелем Константино-Еленинского храма. С декабря 2010 года был настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери поселка Затобольск. Протоиерей Виктор много сделал для становления Православия в Казахстане, открытия приходов и строительства новых храмов. Пастырь преставился ко Господу 22 января 2016 года. Архимандрит Анастасий (Остапчук) с 1990 года нес церковное послушание на Казахстанской земле. Он был одним из первых студентов открытого в 1991 году Алма-Атинского духовного училища. Далее он завершил получение духовного образования в Киевской духовной семинарии и академии. С 2010 года трудился настоятелем Никольского храма Костаная, с 2012 года служил вторым священником в Константино-Еленинском кафедральном соборе Костанайской епархии. Являлся главным редактором православной газеты «Благовест». Пастырь живо интересовался церковной и светской историей Казахстана, участвовал в научной деятельности края, выступал с докладами на конференциях и круглых столах. Архимандрита Анастасия знали и уважали священнослужители и миряне из многих городов и весей страны, горячо любили многочисленные духовные чада. Преставился ко Господу 23 апреля 2019 года.

http://patriarchia.ru/db/text/5512677.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010