Начиная с 1942 года, и в течении всей Советской эпохи Свято-Троицкий Храм совершенно не закрывался, и в нем совершались все Богослужения и требы. Это был единственный православный Храм на весь город Армавир, в течении всей Советской эпохи. Практически все население города, принимало Святое Таинство Крещения именно в этом Храме. Это самый старый и сохранившийся до наших дней храм в городе. Более полувека Свято-Троицкий Храм, был единственным местом молитвы для всех православных людей г. Армавира, с населением более 100 тыс. человек. В 1990 году Правящим Архиереем, настоятелем Свято-Троицкого Храма, назначается протоиерей Сергий Токарь. С началом 90-х годов Свято-Троицкий Храм именуется Кафедральным Собором Майкопской и Армавирской Епархии. В 1995 году построена новая колокольня. Крест на колокольне освящал Преосвященный епископ Майкопский и Армавирский Александр. Титул «Собора» Свято-Троицкому Храму оставлен и поныне. В Соборе во имя Живоночальной Троицы оборудывается новый правый предел, с освященным престолом в честь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Современное состояние [ править править код ] В настоящее время Свято-Троицкий Собор находится на стадии Реставрации. Можно сказать, что строится новый Собор. Старые стены Храма уже ветхие и требуют реставрации. С Благословения Божьего и молитвами прихожан эта работа уже ведется более 10 лет. С 2014 года настоятелем собора является Епископ Игнатий. В настоящее время в Храме несут послушание 4 священнослужителя: Ключарь собора Протоиерей Андрей Солоп, Иерей Евгений Тарасеев, Иерей Николай Маркарян, Иеромонах Паисий (Мирошниченко). Ежедневно в Храме совершаются Богослужения. В воскресные и праздничные дни совершается две Божественных Литургии (ранняя и поздняя); также регулярно совершаются все Таинства и Требы. Каждое Богослужение сопровождается произнесением проповеди. Пастырское служение Священнослужителей Свято-Троицкого Собора не замыкается в ее стенах. Священнослужители также сотрудничают , с домом для инвалидов и престарелых, детскими садами, военкоматом, родильным домом, тюрьмой, отделом ЗАГС, — где также несут просвещение православной веры.В данное время Свято-Троицкий Собор насчитывает около 500 постоянных прихожан.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

19 октября 1918 года Свято-Троицкий собор в Алапаевске стал местом погребения убитых большевиками великой княгини Елизаветы Федоровны, ее келейницы инокини Варвары (Яковлевой), великого князя Сергея Михайловича и его секретаря Федора Ремеза, князей императорской крови Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, князя Владимира Палея. 28 сентября 1918 года в Алапаевск вступили части Белой армии. Назначенная следственная комиссия по убийству великих князей вскоре раскрыла место преступления —  шахту под Алапаевском. Тела мучеников были подняты на поверхность. После проведения полицейско-медицинской экспертизы тела были перенесены 18 октября 1918 года в Екатерининскую церковь, где была отслужена всенощная заупокойная служба. 19 октября 1918 года крестным ходом 8 гробов перенесли из Екатерининской церкви в Свято-Троицкий собор, где была совершена заупокойная Литургия, а после нее отпевание. Затем тела были захоронены в склепе справа от алтаря собора. 14 июля 1919 года останки были вывезены отступающими частями Белой армии из Алапаевска в Сибирь. В апреле 1920 года останки князей Дома Романовых и Ф.С. Ремеза были захоронены в склепе при храме св. Серафима Саровского в Пекине. Великая княгиня Елизавета Федоровна и инокиня Варвара были погребены 30 января 1921 года в крипте церкви свяитой равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме. Местом временного захоронения в 1918-1919 гг. в Алапаевске преподобномучниц Елисаветы и Варвары и князей Романовых стал склеп — каменное сооружение, изначально предназначенное для хозяйственных нужд СВято-Троицкого собора. В советское время он находился в запустении. Склеп был засыпан шлаком, отходами кочегарки хлебозавода. Восстановительные и реставрационные работы в Троицком соборе начались в 1991 году, с передачей здания храма Церкви. 8 августа 1999 года Свято-Троицкий собор освятил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Расчистка склепа была выполнена к приезду Святейшего Патриарха Алексия II, посетившего Свято-Троицкий собор за два года до празднования храмом своего 300-летия.

http://patriarchia.ru/db/text/5238565.ht...

В начале XVII века Космо-Дамиановский монастырь перешел к униатам, а в 1633 году — к католикам латинского обряда. В зданиях обители поселились монахини ордена бернардинок. Через некоторое время в бывшем монастыре произошел пожар, уничтоживший храмовые и иные постройки. В период с 1633 по 1642 годы на землях бывшего Космо-Дамиановского православного монастыря был возведен храм бернардинок — здание нынешнего Свято-Духова собора. В дальнейшем храм не раз горел и подвергался перестройкам. В 1852 году из-за сокращения количества монахинь обитель была ликвидирована. В 1860 году собор был передан Православной Церкви и после небольшого ремонта освящен в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла. Особую роль в истории храма сыграл архиепископ Александр (Добрынин), занимавший Минскую кафедру в 1868-1877 годах. Согласно отзывам, это был всесторонне образованный человек, отличавшийся замечательными личными качествами — кротостью, сердечностью, простотой и приветливостью в общении, доступностью для всех. По ходатайству владыки Александра из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок для устройства мужского монастыря. Открытие монастыря состоялось 4 января 1870 года, а в мае последовало предписание Святейшего Синода именовать его Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года, а 1 ноября того же года был освящен правый придел храма в честь святых Мефодия и Кирилла. Братию составили бывшие насельники древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. Приехав в Минск, монахи возложили на престол Свято-Духовой церкви Евангелие, переписанное в 1582 году Слуцким князем Юрием Олелько, отцом праведной княгини Софии Слуцкой. Монастырской Свято-Духова церковь оставалась до начала 1918 года. После прихода к власти большевиков монастырь был закрыт, и вскоре богослужения в Свято-Духовом храме прекратились. В храме новые власти распорядились устроить спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам, криптовая часть храма в конце 1920-х — начале 1930-х годов была приспособлена под пересыльную тюрьму, в которой содержались раскулаченные крестьяне.

http://patriarchia.ru/db/text/5933739.ht...

Место, на котором расположился собор, издревле принадлежало Православной Церкви. Здесь размещался православный мужской монастырь в честь бессребреников Космы и Дамиана, первые сведения о котором относятся к началу XV века. В начале XVII века Космо-Дамиановский монастырь перешел к униатам, а в 1633 году — к католикам латинского обряда. В зданиях обители поселились монахини ордена бернардинок. Через некоторое время в бывшем монастыре произошел пожар, уничтоживший храмовые и иные постройки. В период с 1633 по 1642 годы на землях бывшего Космо-Дамиановского православного монастыря был возведен храм бернардинок — здание нынешнего Свято-Духова собора. В дальнейшем храм не раз горел и подвергался перестройкам. В 1852 году из-за сокращения количества монахинь обитель была ликвидирована. В 1860 году собор был передан Православной Церкви и после небольшого ремонта освящен в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла. Особую роль в истории храма сыграл архиепископ Александр (Добрынин), занимавший в 1868-1877 годах Минскую кафедру. Согласно отзывам, это был всесторонне образованный человек, отличавшийся замечательными личными качествами — кротостью, сердечностью, простотой и приветливостью в общении, доступностью для всех. По ходатайству владыки Александра из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок для устройства мужского монастыря. Открытие монастыря состоялось 4 января 1870 года, а в мае последовало предписание Святейшего Синода именовать его Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года, а 1 ноября того же года был освящен правый придел храма в честь святых Мефодия и Кирилла. Братию составили бывшие насельники древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. Приехав в Минск, монахи возложили на престол Свято-Духовой церкви Евангелие, переписанное в 1582 году Слуцким князем Юрием Олелько, отцом святой праведной княгини Софии Слуцкой. Монастырской Свято-Духова церковь оставалась до начала 1918 года.

http://patriarchia.ru/db/text/4126813.ht...

От лица компании Н.К. Сторожук передал Его Святейшеству мощевик 1876 года, возвращенный из-за рубежа. Святейший Владыка благословил оставить этот мощевик в Свято-Троицком кафедральном соборе. Далее были награждены: В завершение богослужения Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Хочу поблагодарить всех тех, кто принимал не только материальное участие, но помогал своими молитвами, своей поддержкой, своим содействием.  И хотел бы поблагодарить губернатора Ханты-Мансийского округа Наталью Владимировну за неизменное доброе отношение к церковной жизни. Мы помним все то доброе, что Вы делали и делаете, и пусть Господь укрепляет Вас в Ваших дальнейших трудах... Строительство храма есть свидетельство о самом главном — о том, что вера наша — живая вера. И покуда будет так и будут созидаться Божии храмы — и Россия будет непобедимой! Еще раз всех вас, мои дорогие, поздравляю с праздником! Благословение Божие да пребывает со всеми вами. Аминь» Свято-Троицкий, Градо-Сургутский собор, как он именовался еще в XVII веке, в XXI веке возрожден в новом уникальном облике. Он был построен в 1594 году. В 1780-е годы был возведен каменный Троицкий собор. В начале XX века в Троицком соборе было три престола: в честь Святой Троицы, Введения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. Место для строительства храма, в центре города, на пересечении улиц Мира и Островского, благословил во время визита в Югру в 2013 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 3 апреля 2016 года митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел совершил освящение первой испытательной сваи на месте строительства собора. 16 ноября 2019 года митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел совершил чин освящения куполов и крестов строящегося собора. Свято-Троицкий собор во многом уникален. Впервые в России своды купола для собора изготовили из панелей на заводе.  Центральный барабан диаметром 13 метров собирали из восьми таких панелей. Спецзаказ был выполнен исключительно для реализации сургутского проекта. Высота храма от пола до самой высокой точки составляет 40 метров.

http://patriarchia.ru/db/text/6031567.ht...

12 сентября 1957 года, в день перенесения мощей св. князя Александра Невского в Петербург, храм был торжественно освящен Митрополитом Елевферием в сослужении с Епископом Алексием и многочисленным духовенством. На следующий день был освящен боковой придел собора во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Реставрационные работы во храме велись в 1957–60 годах под руководством архитектора X. Д. Халтурина. Живопись восстанавливалась художником-реставратором Н. В. Перцевым. В этом году храм отметил свое 200-летие. 11 сентября вечером Святейший Патриарх Алексий возглавил всенощное бдение в Свято-Троицком соборе в сослужении с Митрополитом Ленинградским и Ладожским Иоанном, Архиепископом Никоном, Архиепископом Пензенским и Саранским Серафимом, Епископом Тамбовским и Мичуринским Евгением, Епископом Новгородским и Старорусским Львом, Епископом Истринским Арсением; а 12 сентября – Божественную литургию в соборе. В июне 1990 года Свято-Троицкий собор стал центром торжеств, посвященных 750-летию Невской битвы. Свято-Троицкий собор – одна из старейших святынь нашего города, и ныне поражает своим великолепием. Мощный купол собора и две колокольни, примыкающие к западному фасаду храма, доминирует над Лаврой. С западной стороны храма устроена паперть со множеством колонн. Здесь три двери. Над центральными дверями два Ангела держат золоченый щит, на котором изображен орденский знак св. князя Александра Невского. На стенах храма, над входными северными и южными дверями с внешней стороны выполнены лепные горельефы на Ветхозаветные сюжеты. Главная святыня соборного храма и всей Лавры- мощи святого благоверного великого князя Александра Невского. Святые мощи почивают в кипарисовом ларце, в раке, устроенной под сенью за правым клиросом. В июне 1724 года святые мощи были по указанию Императора Петра Великого подъяты из Рождественского монастыря во Владимире-на-Клязьме и препровождены сухим путем до Новгорода и далее водою до С.-Петербурга. 30 августа (12 сентября/н. ст.) 1724 года св. мощи были встречены при устье реки Ижоры Императором Петром Первым и перенесены на особую галеру, на которой и были доставлены в С.-Петербург. Под колокольный звон и гром орудий при огромном стечении народа св. мощи были торжественно внесены в Александро-Невский монастырь, где и были поставлены первоначально в Благовещенской церкви, а затем (с 1790 г.) – в Свято-Троицком соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hramy-...

И нельзя ведь сказать, что " врата ада " не стараются. С самых первых шагов к объединению от РПЦЗ, да и от РПЦ, стали отходить какие-то группки, какие-то отдельные священники и миряне, которые не признают, не благословляют, не согласны... Но ни одна из этих компаний не потянула на настоящую солидную схизму. " Они делятся и, знаете, куда-то исчезают... " - несколько сокрушенно высказался по этому поводу священник Анатолий Трепачко, принадлежащий к одной из таких групп, более или менее устойчивых. То же и в РПЦ. Пшиком закончился " раскол " чукотского епископа Диомида, а внутрицерковные диссидентствующие группки все больше напоминают то ли отмороженные секты, то ли элитарные тусовки по интересам. Никто их не отделяет, они сами себя с остервенением отрывают от Тела Христова. Не приживается в Церкви " оранжевый " стиль. Повторюсь: объединение не продолжится, ибо уже состоялось. И следующему предстоятелю РПЦЗ МП (он будет избран по прошествии 40 дней после кончины Лавра Архиерейским синодом РПЦЗ и утвержден Патриархом Московским), будет он зваться Иларион или Алипий, предстоит трудное и почетное служение - в лоне единой Церкви. Похороны митрополита Лавра состоятся 21 марта в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. досье " нв " Митрополит Лавр (Шкурла Василий Михайлович) родился 1 января 1928 года в городе Ладомирово (Словакия), по национальности - русин. В 11-летнем возрасте вступил в братию монастыря Преподобного Иова Почаевского в Ладомирово. В 1946 году эвакуировался вместе с монастырем в Джорданвилль (США), где был основан новый Свято-Троицкий монастырь, ставший впоследствии духовным центром РПЦЗ. В 1947 году пострижен с наречением имени в честь св. мученика Лавра. 14 января 1950 года рукоположен в иеродиакона, 27 июня 1954 года - в иеромонаха. С 1954 года и до последнего времени преподавал в Свято-Троицкой семинарии догматическое богословие и каноническое право. 17 апреля 1966 года возведен в сан архимандрита. 13 августа 1967 года хиротонисан во епископа Манхэттенского, викария Восточно-Американской епархии и назначен секретарем Архиерейского синода. С 18 июля 1976 года - настоятель Свято-Троицкого монастыря и управляющий Троицко-Сиракузской епархией; с 12 октября этого же года - правящий архиерей и ректор Свято-Троицкой семинарии. В 1981 году возведен в сан архиепископа. 10 июля 2000 года архиерейским синодом назначен заместителем первоиерарха РПЦЗ. На соборе 17-27 октября 2001 года был избран первоиерархом, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

От лица Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея в паломничестве на Святую гору Святейшего Патриарха Кирилла сопровождали митрополит Милетский Апостол и архимандрит Виссарион (Комзиас). В ходе пребывания на Святой горе Предстоятель Русской Православной Церкви  посетил административный центр Афона, совершил молебен в Успенском соборе Протата и имел встречу с членами Священного Кинота Святой Горы Афон, в которой принял участие также гражданский губернатор Афона А.Казмироглу. В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен в соборе святого великомученика Пантелеимона, всенощное бдение и Божественную литургию в Покровском соборе обители, вручил церковные награды ряду лиц, особо потрудившихся над восстановлением мест русского монашеского присутствия на Святой горе. Святейший Владыка посетил скит Старый Русик, где совершил освящение соборного храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона и Божественную литургию в этом храме, и побывал в древнейшей русской обители на Афоне — скиту Ксилургу, где возглавил освящение храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в келейном корпусе и молебен в нем. 28 мая на Святую Гору Афон прибыл Президент России В.В. Путин. После молебна в Успенском соборе Протата и встречи с членами Священного Кинота Глава Российского государства отправился в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, где его встречали Святейший Патриарх Кирилл, игумен и братия обители. После молебна в Пантелеимоновском соборе, Президент России и Предстоятель Русской Православной Церкви осмотрели храмы монастыря и провели беседу. В богослужениях участвовал праздничный хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова). Возвращаясь с Афона, Его Святейшество совершил молебен в кафедральном соборе Фессалоникийской митрополии, где его приветствовал митрополит Фессалоникийский Анфим . ПОСТАНОВИЛИ: ЖУРНАЛ 46 СЛУШАЛИ: сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

8 августа 1916 года собор посетил государь-император Николай Александрович, его брат, великий князь Михаил Александрович, князь А.С.Долгоруков и многочис­ленная свита. По окончании службы император высказал духовенству и мирянам свое всемилостивейшее одобрение и восхищение и доба­вил: «Не ожидал я в российской глубинке встретить такой чудес­ный столичный храм. Если бы мог, то забрал бы его с собой в Петербург». А два дня спустя в Свято-Троицком соборе горожане встречали его дядю — главнокомандующего войсками великого князя Сергея Александровича. Когда по­сле службы настоятель по­ дошел к нему с крестом для благословения, князь поцеловал крест несколько раз и произнес: «Чуден собор ваш!». Позднее в Свято-Троицком соборе на собранные народом деньги была установлена мраморная плита, гласившая, что храм, построенный с соизволения императора Николая I, удостоен посещения государя-императора Николая П. В 1917 г. проводился в соборе пос­ледний капитальный ремонт. В 1920 г. собору было суждено быть кафедральным и первым Епископом Моршанской кафедры был Иоанн Моршанский. Богослужение в соборе продолжа­лось регулярно до 1931 г. С 1931 года богослужения совершались только по праздникам. В 1937 году собор был закрыт под нажимом власти. В 1939 году «Союз воинствующих безбожников» подвергает храм разру­шению и осквернению. Были уничтожены или проданы бесследно бесценные иконы, книги, утварь. Малую толику икон и книг спас Моршанский краеведческий музей. Предполагалось закончить пол­ный снос в 1940 г. В 1940 г. собору нашли новое при­менение: в храме и его подвалах были размещены склады. 12 декабря 1971 года в областной газете «Комсомольское знамя» была опубликована статья доктора архитектуры В. И. Пилявского о необходимости сохранения этого ред­кого храма. В 1971 г. в Тамбовский облисполком поступила просьба выделить средства на восстановле­ние собора. Реставрация храма на­чалась городским отделом культу­ры в 1978 году. Троицкий собор ча­стично восстановили. Работы ве­лись реставрационным участком под руководством Л. Н. Фролова.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято–Троицкий...

16 июля 1982 г. на заседании Свящ. Синода РПЦ избран по возведении в архимандрита быть епископом Серпуховским, викарием Московской епархии, управляющим Патриаршими приходами в Канаде и временно в США. 18 июля 1982 г. возведен патриархом Пименом в Троицком соборе ТСЛ в сан архимандрита. 8 авг. того же года состоялась епископская хиротония К. в Свято-Духовом соборе г. Минска, к-рую возглавил Минский митр. Филарет (Вахромеев) . 23 марта 1987 г. К. был освобожден от управления Патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим Патриаршими приходами в США. 19 мая 1989 г. возведен в сан архиепископа. В США деятельность К. была связана с укреплением межприходского единства, консолидацией приходов РПЦ в США с духовным центром в Свято-Никольском соборе в Нью-Йорке. Неоднократно посещал правосл. духовные учебные заведения: Свято-Владимирскую семинарию в Крествуде, шт. Нью-Йорк, Свято-Тихоновскую семинарию в Саут-Кейнане, шт. Пенсильвания, Греческую семинарию Святого Креста в Бруклайне, шт. Массачусетс. В 1986 г. объехал приходы Аляски, где поклонился мощам прп. Германа Аляскинского, изучал историю и совр. состояние церковной жизни. К. наладил диалог с представителями Православной Церкви в Америке, др. поместных Церквей, проводил регулярные встречи с епископами, клиром и мирянами РПЦЗ. Принимал участие в гос. и общественных мероприятиях, встречался с Президентом США Р. Рейганом, Генеральным секретарем ООН Х. Пересом де Куэльяром, с представителями Правительства США, губернаторами штатов, сенаторами, конгрессменами, общественными и религ. деятелями. Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 г. , на к-ром был избран главой РПЦ патриарх Алексий II . 20 июля 1990 г. назначен архиепископом Калужским и Боровским и одновременно заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений. Возглавлял делегации РПЦ на заседаниях межправославной Подготовительной комиссии Святого и Великого Собора по вопросам о правосл. диаспоре (Шамбези, Швейцария, нояб. 1990), на Конференции канонистов по правосл. диаспоре (Шамбези, апр. 1995), на общеправославном совещании по празднованию 2000-летия Рождества Христова (дек. 1995). 6 июня 1995 г. стал председателем наградной общественной комиссии учрежденных Свящ. Синодом ордена и медали св. мч. Трифона. С 11 окт. 1996 г. член рабочей группы Свящ. Синода по выработке проекта концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-гос. отношений и проблемы совр. общества в целом. В 1996-2000 гг. рабочая группа подготовила «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» , утвержденные Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 13-16 авг. 2000 г. В 1997-2000 гг. являлся представителем РПЦ в Межправославной комиссии по подготовке празднования 2000-летия Рождества Христова на Св. земле (1997-2000).

http://pravenc.ru/text/Климент ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010