После революции обитель закрывали в несколько этапов, но еще в середине 1920х годов в монастыре проживало около 30 монашествующих. В этот период Свято-Данилов монастырь стал оплотом православия в борьбе с обновленческим расколом, центром старчества, приютом для архиереев, насильственно лишенных своих кафедр. В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт – последним в Москве. Братия монастыря в большинстве была расстреляна в 1937 году. В 1931 году строения обители были заняты исправительным учреждением для несовершеннолетних. Богослужения продолжали совершаться до 1932 года в соседней церкви в Даниловской слободе. Мощи святого князя Даниила бесследно исчезли. После закрытия обители храмы подверглись опустошению и перестройкам, могилы наиболее известных людей были перенесены на другие кладбища, а даниловский некрополь был уничтожен. В настоящее время раки с частями мощей святого князя выставлены для поклонения в Троицком соборе и соборе Святых Отцов Семи Вселенских соборов, в Покровском храме находится икона с частицей его мощей. Также в алтаре Покровского храма находится большой мощевик с 20 частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских, мощи преподобного Саввы Сторожевского, аналойная икона преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких с большими частицами их мощей. В Троицком соборе находится икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей, в храме преподобного Серафима Саровского – икона святого, его келейные четки, частичка его мантии и часть камня 1000-дневного моления. В Покровском храме находится рака с мощами новопрославленного преподобного Георгия Даниловского чудотворца. В мае 1983 года здания монастыря были переданы Русской Православной Церкви и в кратчайший срок восстановлены. В 1988 году Свято-Данилов монастырь стал центром юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. В его стенах проходят Архиерейские Соборы, различные церковно-общественные мероприятия. Обители возвращен облик, исторически сложившийся в XVII–XIX веках.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Икона и ее списки сопровождали русское воинство во многих походах. В 1676 году икона путешествовала на Дон для благословения Донских казачьих полков. В 1684 году Государи Иоанн и Петр Алексеевичи прислали в Коренную пустынь список с иконы с повелением, чтобы этот список сопровождал в походах православных воинов. В 1687 году икона посылалась в «большой полк». В 1689 году списки с иконы были даны полкам в Крымский поход. В 1812 году список с иконы был послан к князю Кутузову в действующую армию. Перед этой иконой молился и еще ребенком получил свое первое исцеление преподобный Серафим Саровский. В ночь с 7 на 8 марта 1898 года революционеры-безбожники решили взорвать чудотворную икону, но, несмотря на страшные разрушения в соборе вокруг иконы, сама икона осталась невредима. 12 апреля 1918 года икона была украдена из собора Курского Знаменского монастыря, но 2 мая опять была найдена и опять вернулась на свое место. Наконец, в 1919 году, в сопровождении епископа Курского и Обоянского Феофана, икона была перевезена за границу, через Константинополь, в братскую Сербию. В 1920 году она вновь, по просьбе генерала Врангеля, посетила землю Русскую в Крыму и оставалась там до общей эвакуации Русской Армии в первых числах ноября 1920 года. Икона возвратилась в Сербию, где и пребывала до 1944 года, когда вместе с Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви выехала за границу, находилась в Мюнхене (Бавария), при митрополите Анастасии. В 1950 году митрополит Анастасий из Мюнхена переехал в Америку. С того же года под Нью-Йорком была создана Ново-Коренная пустынь для принятия чтимого образа, который прибыл в США 5 февраля 1951 года в сопровождении архимандрита Аверкия (Таушева). Встреченный епископом Серафимом в аэропорту, образ был немедленно доставлен в Ново-Коренную пустынь и с 1957 года пребывает в посвященном ему главном соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке. В Перми икона будет пребывать со 2 по 9 октября в Свято-Троицком кафедральном соборе (г. Пермь, ул. Монастырская, 93). Собор открыт с 8 до 19 часов.

http://pravoslavie.ru/56474.html

Тихон, в миру Василий Иванович Беллавин, родился 19 января 1865 года в погосте Клин Торопецкого уезда Псковской губернии в семье священника Иоанна Тимофеевича Беллавина и его супруги Анны Гавриловны. По окончании в 1878 году Торопецкого духовного училища Василий продолжил учебу в Псковской духовной семинарии. В 1884 году Беллавина, как лучшего выпускника Псковской семинарии, отправили на казённый счет в Петербургскую духовную академию. В 1888 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Кенель и отношение его к Янсенизму» Беллавин В. И. вернулся в родную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия. 14 декабря 1891 года 26-летний Василий Беллавин, согласно прошению, был пострижен епископом Псковским и Порховским Гермогеном (Добронравиным) в монашество с именем Тихон – в честь святителя Тихона Задонского . На следующий день в Свято-Троицком кафедральном соборе Пскова Тихона рукоположили в иеродиакона, а 22 декабря 1891 года – в иеромонаха. Однако недолго отец Тихон служил во Пскове, уже в марте 1892 года он был назначен инспектором в Холмскую духовную семинарию. Молодой инспектор обратил на себя внимание преосвященного Флавиана (Городецкого), который способствовал служебному и должностному продвижению иеромонаха Тихона: архимандрит (5 июля 1892 г.), ректор Холмской духовной семинарии (16 июля 1892 г.), благочинный женских монастырей епархии (1 октября 1895 г.). За отлично-усердную службу Тихон был пожалован орденом св. Анны второй степени (1895 г.), получил право на ношение серебряной медали в память царствования императора Александра III (1896 г.). В конце 1896 года владыка Флавиан направил в Святейший Синод представление о назначении Тихона своим викарием, и 19 октября 1897 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония молодого архимандрита во епископа Люблинского. Преосвященные Флавиан (Городецкий) и Тихон (Беллавин), столь не соответствовавшие друг другу по возрасту, происхождению и образованию, были связаны настоящей дружбой.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

5. Признать важность дальнейших усилий, направленных на укрепление церковного единства и преодоление пагубных расколов.   ЖУРНАЛ 91       СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских посещениях епархий Русской Православной Церкви. Справка: Со времени предшествующего заседания Священного Синода Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: 31 июля 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в аэропорт города Сарова. Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, духовенство Нижегородской епархии, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Г.А. Рапота, генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» С.В. Кириенко, директор Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики В.Е. Костюков. В беседе с представителями средств массовой информации в аэропорту Сарова Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования жителям российских регионов, пострадавших от засухи и пожаров. Святейший Владыка призвал Церковь, государство и общество оказать всемерную помощь всем, кто пострадал от стихийных бедствий. По прибытии в Нижегородскую епархию Его Святейшество посетил храм преподобного Серафима Саровского в Свято-Успенской Саровской пустыни, а затем — молодежный лагерь «Экспедиция " Русская цивилизация " » в пригороде Сарова на берегу озера Протяжное. Вечером того же дня Святейший Владыка совершил всенощное бдение в Свято-Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря, по окончании которого состоялось наречение архимандрита Илии (Быкова) во епископа Якутского и Ленского. 1 августа Святейший Патриарх Кирилл в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия, митрополита Месогийского и Лавреотикийского Николая (Элладская Православная Церковь), митрополита Оренбургского и Бузулукского Валентина, митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы, архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия, архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона, архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна, архиепископа Нижегородского и Арзмасского Георгия, епископа Пензенского и Кузнецкого Вениамина, епископа Саратовского и Вольского Лонгина, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, а также председателя Синодального отдела по взаимоотношениями Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина и духовенства Нижегородской епархии совершил Божественную литургию на соборной площади в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1292009...

Пюхтицкая старица В Пюхтицком Успенском монастыре прощаются с настоятельницей матушкой Варварой. Приближаясь к безмятежному закату дней своих, приняла она великий ангельский образ. Вспомнилась последняя, не столь давняя встреча с ней, уже созерцающей закат своих земных дней — и как Бог принимает ученика, припадающего к Его груди, так слабеющая старица, с любовью принимала всех нас, вырвавшихся в тихую… Вещая встреча «Выбор дел зависит от нас, результат же добрых дел – от Божьего содействия по предведению Своему» (преп. Иоанн Дамаскин).   Служение Богу из всех дел человеческих есть самое значительное и славное. И это действие должно быть не только по долгу, но по естественному предназначению — и внутренним и внешним. Нельзя совершать служение Богу, когда этого… Идут Пилигримы Странничество есть отлучение от всего с тем намерением, чтобы сделать свою мысль неразлучною с Богом Лествица, 3, 3   И.И. Левитан. Над вечным покоем. 1894 Многообразны пути человека к Богу… Но начало пути богопознания – всегда в бескорыстном искании истины, нравственной чистоты и понуждения себя к добру. В Евангелии это условие выражено кратко и ясно:… Вот моя деревня На улице грохот, скрежет, вой: с Измайловского проспекта с мясом сдирают трамвайные пути, а мы сидим в Свято-Троицком Измайловском соборе, в кабинете у протодиакона Сергия Шалберова, рассматриваем фотографии, на которых родная деревня отца Сергия, и такой тишиной, таким покоем веет от этих снимков… Вот деревенский крестный ход: идут бабушки гуськом по лесу, лица праздничные, просветленные…… Хранительница белизны Многие лучшие люди нашего Отечества в разные времена бывали в Шапках (дачный поселок в Тосненском районе Ленинградской области — С.Ш.) — кто жил здесь постоянно, а кто — сезонными наездами. Но многое ли знаем мы о наших земляках-современниках? Еще недавно можно было встретить на главной улице поселка Шапки колоритную сгорбленную старушку, в летнее время обычно… Собор залечивает раны К двухлетней годовщине пожара Свято-Троицкого Измайловского собора В историческую летопись драматических событий Санкт-Петербурга навечно вписан страшный бунт огненной стихии, в один момент охватившей уникальный голубой купол Свято-Троицкого Измайловского собора теплым августовским вечером 2006 года. Пожар тушили не один час из-за того, что возгорание произошло в окружавших купол строительных лесах на большой высоте, которая сильно затруднила…

http://azbyka.ru/parkhomenko/1/knizhnaya...

Статья сформирована на основе выдержек из информации размещенной на официальном сайте Троице-Сканова монастыря http://troice-skanov.narod.ru и http://narovchat.h14.ru/ Сканов Троицкий монастырь, заштатный, в местности, принадлежавшей ранее фамилии Исканских, в 3 верстах от города Наровчата, на берегу реки Мокши. Время основания его относится к половине XVII века. Здесь находится чудотворная Трубчевская икона Богоматери. По имеющейся на этой святой иконе надписи, она была написана священником города Трубчевска, Орловской губернии, Евфимием; празднование ей совершается 3 октября, по случаю освящения в этот день в честь ее храма. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» При посещении Свято-Троицкого Сканова монастыря 3 октября 1999 года (празднование чудотворной Трубчевской иконы Божией Матери) Святейший Патриарх Алексий II назвал монастырь «жемчужиной» России. Первые упоминания о монастыре датированы XVII веком, хотя он имеет более древнюю историю. К сожалению, во время пожаров сгорели архивы и точную дату установить сложно. C момента основания до советского периода монастырь был мужским. В 30-е годы прошлого века его закрыли, а в храмах разместили птицефабрику, магазин, гараж, столовую, затем — склад, клуб. Последний настоятель мужского монастыря архимандрит Филарет, казначей и келейник остались при разрушенном соборе, но затем были сосланы и заключены в лагеря. В прошлые века более тысячи монахов занимались благоустройством монастыря, налаживанием быта и «установлением распорядка, благоприятствующего достижению духовного преуспеяния». Монастырский архитектурный комплекс включает в себя несколько жилых корпусов (архиерейский, священнический, настоятельский и трапезный), подсобные помещения, колокольню с надвратной Свято-Никольской церковью и небольшую кладбищенскую церковь чудотворной Трубчевской иконы Божией Матери. Архитектурный ансамбль монастыря в стиле переходного периода от барокко к классицизму выстроен четырёхугольником и напоминает крепость. В центре комплекса расположен Свято-Троицкий собор, имеющий нижний — действующий храм Успения Божией Матери и верхний храм — во имя Живоначальной Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=02766

9 мая 1836 года Святейший Синод обратился к Государю Императору Николаю Павловичу с докладом, в котором указал, что архиерей Подольской епархии нуждается в помощи викарного епископа вследствие большого количества церквей, которых, кстати, было 1512, многочисленности учеников духовных училищ и, в общем, множества дел, связанных с управлением епархией. Ответ был положительным. Новоназначенный викарный епископ получил титул Винницкого, а местопребыванием его стал Шаргородский Николаевский монастырь. В 1861 году Винницкое викариатство упраздняют, а вместо него образовывается Балтское с местопребыванием викарного архиерея в Каменец-Подольском Свято-Троицком монастыре. Тем не менее, с 1904 года Винницкое викариатство восстанавливается. Начиная с августа 1918 г. Винницкие епископы, викарии Подольской епархии, живут в Виннице. Именно тогда патриарх Тихон и Священный Синод постановили: " Ректору Киевской Духовной Академии архимандриту Амвросию (Полянскому) быть епископом Винницким. Местопребывание епископу Винницкому иметь в г. Винница " . 21(22) октября 1918 г. в Софийском соборе г. Киева состоялась хиротония во епископы архимандрита Амвросия. Октябрьская революция начала очередную эпоху жестоких гонений, которые явили миру сотни тысяч, а точнее миллионы примеров стояния за веру. В 1932 году владыка Амвросий умер в ссылке, не выдержав издевательств Советской власти. Через 82 года после хиротонии, в августе 2000 г., на Юбилейном Архиерейском соборе он будет причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников для общецерковного почитания. Винницкая епархия, как самостоятельная, была основана 7 сентября 1933 г. И первым архиереем на Винницкой кафедре был священномученик Александр (Петровский). В 1934 г. он был членом Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском).С мая 1937 года владыка Александр был переведен из Винницы и возглавил Харьковскую епархию, где ровно через три года в Холодногорской тюрьме закончилось его земная жизнь. Память священномученика Александра 11/24 мая, мощи его находятся в Харькове в Свято-Благовещенском соборе. Епископа Александра 23 марта 1937 г. сменил священномученик архиепископ Иннокентий (Тихонов), который перед этим уже неоднократно был в ссылках и тюрьмах. 29 октября он был арестован, а в ноябре расстрелян в Виннице.

http://azbyka.ru/palomnik/Винница

Свято-Троицкий собор был заложен в 1684 году по благословению Вятского епископа Ионы на средства соликамцев. По преданию, ввиду отсутствия средств строители обратились к царской семье с просьбой оказать денежное вспомоществование из казны. По указу соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны в 1688 году «из Новгородского приказа в Приказ большой казны велено: соликамскому земскому старосте Дмитрию Емельянову с товарищами и мирским людям дать великих государей жалованье на строение соборной церкви двести рублей из тамошних таможенных и кабацких доходов». По тем временам, когда изба стоила менее рубля, сумма была немалая, ее хватило на достройку храма и на его убранство. В память о царском жаловании в специальное углубление в южной стене Троицкого храма был вставлен круглый изразец с изображением государственного герба — двуглавого орла, на западном фасаде выложили из кирпича рельефную корону. В настоящее время можно увидеть только корону, изразец был уничтожен после февральской революции 1917 года как символ царской власти. Престолов в Свято-Троицком соборе было три: главный, во имя Святой Троицы, освящен 28 июня 1697 года, южный, во имя Иоанна Предтечи, освящен в 1689 году, и западный, во имя святителя Николая, —17 июля 1693 года. В храме находился образ святителя Николая Чудотворца в складном киоте, пожалованный городу Иваном Грозным. Образ этот был в особом почтении у соликамцев, и перед ним всегда горела неугасимая свеча. К стенам Троицкого собора подступала торговая площадь, а в подклете храма и под его крыльцами, в десяти «палатках» с отдельными выходами были устроены склады для хранения купеческих товаров, сдававшиеся в аренду. Рядом с собором находилась торговая площадь с гостиными дворами и деревянными торговыми палатками. В конце XVIII — первой половине XIX века экономика Соликамска переживала глубокий упадок. Город потерял значение крупного торгового центра, Сибирский путь прошел южнее. Многие жители покинули Соликамск, приходы значительно сократились. Троицкий собор в то время стал приходским храмом, к которому приписали ряд других церквей.В 1916 году Троицкий собор получил статус кафедрального — в нем была открыта кафедра викарного епископа Пермской епархии. В ведении Соликамского епископа состояло 140 храмов и 8 монастырей. В 1917 году на эту должность был назначен епископ Феофан, за призывы против советской власти принявший мученическую кончину и в настоящее время канонизированный.

http://pravoslavie.ru/113648.html

В начале 1990-х гг. власти передали Русской Православной Церкви Свято-Троицкий собор, а 19 августа 1997 г. произошла официальная передача Александро-Свирской обители монашеской братии. Второй раз мощи преподобного Александра Свирского были обретены в 1998 г. 28 июля того же года они были переданы Русской Православной Церкви. В настоящее время нетленные мощи покоятся в церкви святых Захария и Елисаветы, прилегающей к Преображенскому собору. В комплекс входят две часовни: на месте явления пр. Александру Святой Троицы и над святым колодцем, вырытым, по преданию, пр. Александром, колокольня в Преображенском комплексе и звонница (1647-1649) в ансамбле Троицкого монастыря. Троицкий Александро-Свирский монастырь, 1 класса, в 36 верстах от города Олонца, в 270 верстах от Петербурга. Основан в конце XV века пр. Александром Свирским (см. 30 августа). Он состоит из двух монастырей: Троицкого, воздвигнутого на месте келлий собравшихся некогда около пр. Александра братии, и Преображенского, построенного на месте подвигов и кончины преподобного в 200 саженях от Троицкого монастыря. В Преображенском соборе, в серебряной вызолоченной через огонь и украшеной раке, возобновленной в 1893 году, открыто почивают мощи святого Александра, в приделе его имени. Монастырский Троицкий собор, построенный в 1698 году, служит замечательным памятником древнего зодчества. Ежегодно в день Святой Троицы совершается перенесение мощей преподобного в Троицкий собор, где они и остаются до следующего дня, а затем таким же порядком переносятся обратно в Преображенский. В ризнице хранятся: деревянный гроб, в котором положены были мощи пр. Александра по их открытии, а также риза, поручи, вериги его и часть посоха, обретенная с мощами во гробе. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». С 1873 года настоятельство Свирского монастыря предоставлено епископам Олонецким и Петрозаводским, а в монастыре учреждено наместничество. С 1890 года монастырь снова сделан самостоятельным и общежительным с особым настоятелем-архимандритом. Осенью 1918 года монастырь был захвачен и разграблен чекистами, а его настоятель архимандрит Евгений (Трофимов) расстрелян в г. Олонец. В годы советской власти обитель использовали под Свирьлаг, детский и инвалидный дома. Некоторое время в монастыре располагался техникум, а в Троицком комплексе с 1953 года находилась психиатрическая больница. Восстановление обители началось в 1997 году. Подворье Александро-Свирского монастыря на сегодняшний день располагается в Весёлом поселке Невского района города Санкт-Петербурга.

http://sobory.ru/article/?object=00119

На молитвенную память о знаменательном событии митрополит Александр подарил владыкам панагии с изображением иконы Божией Матери «Споручница грешных». Этот святой образ впервые прославился на Брянщине, в Карачевском Николо-Одрином женском монастыре в 1843 году, сейчас здесь хранится его чтимый список. Главе региона Его Высокопреосвященство подарил икону благоверного князя Романа Брянского, основавшего в XIII веке Свенский Успенский мужской монастырь. Губернатор Брянской области также поздравил духовенство и всех верующих с торжеством: «Епархия выступает хранительницей исторической памяти и христианства. За прошедшие три десятилетия произошли колоссальные изменения: была образована Брянская митрополия, 10-летний юбилей которой мы отметили в прошлом году. Продолжают восстанавливаться православные святыни, увеличилось количество приходов и духовенств. Православная вера всегда спасала наш народ, и сегодня мы опираемся на традиционные духовно-нравственные ценности, которые отстаивает Русская Православная Церковь и наш Президент, национальный лидер Владимир Владимирович Путин. Это патриотизм, крепкая семья, милосердие, справедливость, единство народов России. Особая признательность митрополиту Брянскому и Севскому Александру, епископу Клинцовскому и Трубчевскому Владимиру, всему духовенству и православным верующим за ту помощь, которую они оказывают нашим бойцам, участвующим в специальной военной операции. В этот знаменательный день от всей души желаю всем здоровья, милости Божией в трудах, мира и добра». По случаю 30-летия возрождения Брянской епархии всем собравшимся были розданы юбилейные медали. Сегодня в составе Брянской епархии 194 храма, 10 монастырей (шесть мужских и четыре женских), 222 клирика, 77 монашествующих. В 2012 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был освящен новопостроенный Свято-Троицкий кафедральный собор в г. Брянске, в 2019 году — восстановленный Успенский собор Свенского Успенского мужского монастыря. К 30-летию возрождения Брянской епархии попечением благотворителей в Свято-Троицком кафедральном соборе была установлена серебряная рака для мощей благоверного князя Олега Брянского. Она изготовлена в мастерской русского церковного искусства «Киворий». В канун торжества святые останки, с 2012 года пребывающие в кафедральном соборе, были перенесены в новую раку. В праздничный день верующие поклонились небесному заступнику Брянщины, испрашивая милости и заступничества родному краю.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6106276...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010