14 марта, по старому стилю, 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение. Согласие было получено лишь после обращения возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита, призвавшего юного Михаила и его родительницу преклониться перед волей Божией. У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь города Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе – 27 марта, по новому стилю. Со второй половины XVIII столетия многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетил последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна». В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохранилась как церковная святыня. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. Также с 1991 года ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/19/ya...

24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято–Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом Православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи свт. Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца (память 2/15 мая). Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве. В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято–Троицкой лавры. В обители преподобного Сергия он также самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара). 2 июня 1748 г. в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, свт. Иоасаф строго следил за благочинием и состоянием храмов, за правильностью совершения богослужения и особенно нравственностью паствы. Большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, свт. Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. Своему келейнику Стефану накануне своего преставления святитель запретил домогаться священного сана и предупредил, что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому келейнику, Василию, святитель указал, что он будет диаконом, а сана священника никогда не достигнет. И это предсказание впоследствии исполнилось. 10 декабря 1754 г. святитель преставился. Прославление свт. Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года. Сентябрь 5 Глеб, благоверный князь Муромский Благоверный князь Глеб был сыном великого князя Владимира равноапостольного, от одной матери с Борисом. По глубокой и искренней любви к новой христианское вере, по нежной братской любви они были лучшими и любимыми сыновьями святого Владимира. Святой Глеб еще при жизни отца в удел получил город Муром, где с 1010 по 1015 гг. старался распространить христианскую веру среди упорных и грубых язычников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Большое значение отец Иоанн придавал строительству русских церквей за границей. Так, когда Свято-Владимирское братство в Германии объявило сбор средств на сооружение храма в Гамбурге, о. Иоанн сделал значительный перевод из собственных средств. Тот храм не сохранился, но сегодня в Гамбурге стоит самый большой за рубежом храм св. прав. Иоанна Кронштадтского, где помнят заботу о. Иоанна о гамбургской общине. Понятно, что первые храмы в честь св. прав. Иоанна могли появиться в Русской Православной Церкви Заграницей. В эти дни мы отмечаем 45 годовщину прославления батюшки  Русской Зарубежной Церковью. Первый храм св. Иоанна был связан непосредственно с прославлением великого кронштадтского пастыря. Прославление о. Иоанна было совершено в соборе Курской Коренной иконы Божией Матери в Нью-Йорке 1 ноября 1964 года и вечером того же дня все участники прославления направились в храм-памятник св. прав. Иоанна Кронштадтского в Ютике, (25 км. от Свято–Троицкого монастыря в Джондарвиль), где впервые было совершено молебное пение с чтением акафиста св. прав. Иоанну. Храм св. прав. Иоанна Кронштадтского в Ютике История храма в Ютике была непростой. Его строили долго, начав в 1954 году, закончить этот величественный комплекс – памятник отцу Иоанну от русских людей в Америке удалось лишь в ноябре 1985 года. При храме в Ютике с того же 1954 года, действует благотворительный фонд отца Иоанна Кронштадтского, целью которого была забота об эмигрантах-соотечественниках находящихся в трудных ситуациях. На сегодняшний день этот фонд одна из самых крупных церковных благотворительных организаций Русского Зарубежья, продолжающая дело христианского милосердия, по примеру своего покровителя св. прав. Иоанна Кронштадтского. Другой благотворительный фонд носящий имя отца Иоанна, находится в Сан-Франциско. Важным проектом этого фонда является хоспис с часовней в честь св. Иоанна Кронштадтского на 49 мест в местечке Кастро Валлей, невдалеке от Сан-Франциско. Другим ярким проектом Русской Зарубежной Церкви, который связан с именем св.

http://pravmir.ru/xramy-svyatogo-pravedn...

В течение последующих 100 лет какие-либо сведения о храме и церковной жизни прихода отсутствуют. Однако во время ремонта, в 2003 году,  пономарями было обнаружен Акт, написанный в 1910 году, который лежал под горним местом, в запечатанном сосуде. Дальнейшие архивные сведения относятся лишь к 1933 году, когда храм был закрыт и в помещении разместили склад боеприпасов. До закрытия храма в нем была старинная чудотворная икона Божией Матери «Самарская», которая ныне находится в Свято-Троицком Кафедральном соборе. Во время немецко-фашистской оккупации в 1943 году храм был открыт. Предполагают, что уже в послевоенное время был освящен придел в честь преподобного Серафима Саровского. Статус храма восстановлен в 60-х годах XX столетия. Свято-Николаевский храм имеет значение памятника архитектуры, о чем свидетельствует охранный номер Известны имена священнослужителей, служивших на приходе в советское время — протоиерей Ананий Корнейчук, протоиерей Сергий Егоров, протоиерей Владимир Медведь, протоиерей Андрей Панский, протоиерей Павел Крамаренко и протоиерей Владимир Заяц. 8 октября 1993 года указом временно управляющего Днепропетровской епархией митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом (Саввиным) настоятелем был назначен протоиерей Сергий Капов, благодаря которому в храме значительно оживилась приходская жизнь. Среди древних святынь храма находятся частицы мощей архиепископа Феодосия и преподобного Лаврентия Черниговских, а также святых Оптинских старцев. В последние годы проведены работы по дальнейшему благоустройству храма: построено 2-х этажное здание с помещением для крещения. В январе 2004 года при храме организована воскресно-приходская школа во имя преподобного Серафима Саровского. 8 января 2004 года бессменный настоятель храма митрофорный протоиерей Сергий Капов мирно отошел ко Господу и был похоронен на территории храма, которому отдал все свои силы. На его место в том же году 12 января митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней назначил клирика храма протоиерея Анатолия Розвадовского, который с той же ревностью и энтузиазмом продолжает дело предыдущего настоятеля по возрождению великой святыни края.

http://sobory.ru/article/?object=55720

В этот день Святейший Патриарх Кирилл осмотрел памятник героям Первой мировой войны в городе Гусеве, а также памятник «Штыковая атака». У монумента была возглашена «Вечная память» и возложены цветы. Затем Его Святейшество ознакомился с жизнедеятельностью женской монашеской общины святой великомученицы Екатерины и приюта для девочек, открытых при храме святой великомученицы Екатерины в поселке Родники. 28 ноября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил епархиальное собрание духовенства, ознакомился с очередным этапом росписи интерьера кафедрального собора Христа Спасителя в Калининграде, а также провел встречу с временно исполняющим обязанности губернатора Калининградской области А.А. Алихановым. Вечером того же дня Его Святейшество отбыл в Москву. 17 декабря 2016 года Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл прибыл в Санкт-Петербург и посетил Большеохтинское Георгиевское кладбище и Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. 18 декабря 2016 года Предстоятель Русской Православной Церкви в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, ректора Санкт-Петербургской духовной академии архиепископа Петергофского Амвросия, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии архиепископа Солнечногорского Сергия, председателя Синодального отдела по делам молодежи епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, епископа Царскосельского Маркелла, наместника Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария, епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, епископа Гатчинского и Лужского Митрофана, духовенства Санкт-Петербургской митрополии совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. За богослужением молился митрополит Владимир (Котляров). В храме, в частности, присутствовали губернатор г. Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, председатель Законодательного собрания г. Санкт-Петербурга В.С. Макаров. После Божественной литургии состоялась встреча Его Святейшества с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцовым и ректором Санкт-Петербургской духовной академии архиепископом Петергофским Амвросием.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4726693...

С именем митрополита Никодима связано возрождение благочестивой русской традиции паломничества в Святую Землю и на Афон. «Владыка митрополит был первым представителем Русской Церкви из Советского Союза, кто после революции достиг Святой Горы и поклонился ее святыням, — напоминает митрополит Ювеналий. — Владыка был потрясен тем убогим состоянием, в котором находился тогда Русский Свято-Пантелеимонов монастырь из-за кадрового оскудения. С тех пор Русский Афон был всегда в его заботах и его молитвах». В 1979 году из прежнего состава монашествующих в Русском на Афоне Пантелеимоновом монастыре оставалось лишь три человека. «Все остальные монашествующие прибыли туда уже из нашей страны благодаря заботам и многим инициативам покойного митрополита Никодима. Можно без преувеличения сказать, что дело спасения Русского Афона для Русской Православной Церкви принадлежит митрополиту Никодиму», — констатирует митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своих воспоминаниях, вошедших в книгу «Человек Церкви». В 1959 году архимандрит Никодим (в этот сан он был возведен по просьбе Святейшего Патриарха Алексия I митрополитом Назаретским и всей Галилеи Исидором) возвращается в Москву, ему предстояло принять на себя обязанности заведующего канцелярией Московской Патриархии, а также заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений (ныне это Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата). 10 июля 1960 года в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры он был хиротонисан во епископа и назначен председателем ОВЦС. По должности епископ Никодим также вступил в управление приходами Русской Православной Церкви в Венгрии, Финляндии и Японии. В добавление к этим послушаниям он был назначен членом Комиссии по межхристианским связям, а чуть позже также возглавил Издательский отдел Московской Патриархии (ныне Издательский совет Московского Патриархата), стал председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды». С 1961 года владыка Никодим — Постоянный член Священного Синода. 3 июля 1963 года он назначен председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5262976...

В самом центре города находится Троицкий женский монастырь. Именно здесь, в Троицком соборе, покоятся мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого), который служил здесь с 1946 по 1961 год.«Каждый день, с утра до вечера, к святителю течет людская река помолиться об исцелении от болезней или поблагодарить за это исцеление. Паломники приезжают со всех концов России, стран СНГ, из Греции, где святителю посвящено более 40 храмов (в Крыму 11 храмов в честь святителя Луки. — Прим. авт.), а недавно приехала группа православных из Австралии. Мы стараемся записывать случаи чудесного исцеления, чтобы издать их отдельной книгой», — говорит клирик храма протодиакон Василий Марущак, автор одной из первых биографий святого. В Троицком соборе хранится также икона «Образ Пресвятой Богородицы “Скорбящая”» (такова надпись на ней), чудесным образом обновившаяся в 1998 году. Ее пожертвовала в храм одна из прихожанок. Очевидцы рассказывают, что на тот момент изображение было тусклым, темным, слабо различимым и обновилось в праздник Успения Богородицы. В 1999 году эта икона крестным ходом обошла весь полуостров, став поистине всекрымской святыней. В Троицком монастыре находится и музей Святителя Луки, а через дорогу стоит дом, где он жил. В 2001 году к дому пристроили ­часовню. В 10 минутах ходьбы от Троицкого монастыря высится шатровая колокольня Свято-Петропавловского кафедрального собора. Исторически сложилось так, что на небольшом пятачке в центре Симферополя собралось сразу несколько храмов, обойти которые можно в течение полутора часов. Это восстанавливаемый Александро-Невский собор, храм Трех святителей и, собственно, кафедральный Петропавловский собор. Внешне скромный, но богато украшенный и вместительный внутри, он был построен в 1870 году вместо небольшой деревянной церкви святой Екатерины, которая стояла здесь с 1806 года. В этом соборе раньше хранились мощи святителя Гурия (Карпова)1 архиепископа Таврического (см. справку), которые 7 июля 2016 года перенесли в Александро-Невский собор. Уже в наши дни к святителю Гурию обращаются за помощью в исцелении болезней.

http://e-vestnik.ru/church/krim_pravosla...

В Федоровском монастыре часто бывал и большой почитатель Ивана Грозного Петр Первый. Здесь на Плещеевом озере юный император создавал свой потешный флот, который стал колыбелью российский флота. В 1913 году в Федоровском монастыре торжественно встречали святого страстотерпца российского государя Николая Второго с его царственным семейством. Перед революцией 1917 года прихожанином Федоровского монастыря являлся местный земский врач Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий - будущий русский святой архиепископ Лука. Несколько лет назад в Федоровском женском монастыре довелось служить и автору этих строк, но тогда Федоровский собор еще только восстанавливался, а сегодня в нем уже совершаются богослужения. Здесь же на территории Федоровской обители разместилось сегодня управление новообразованной Переславской и Угличской епархии, которую возглавляет молодой очень деятельный епископ Федор Казанов, уроженец здешних мест. Неподалеку от Федоровского монастыря возвышается другая белокаменная обитель, история которой неразрывно связана с именами первого русского царя Ивана Васильевича Грозного и его отца - Василия Ивановича Третьего. Великий московский князь Василий Иванович основал этот монастырь вместе с местным игуменом преподобным Даниилом Переславским, а когда у великого князя и его супруги великой княгини Елены Глинской в 1530 году родился будущий русский государь Иван Васильевич, то великокняжеская чета построила здесь каменный храм в честь Святой Троицы. Так они благодарили Бога за рождение долгожданного сына, крестным отцом которого был преподобный Даниил. В Троицком соборе почивают мощи Даниила Переславского. Недавно в Свято-Троице-Даниловом монастыре случилась трагедия - в праздник Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна был убит наместник этой обители игумен Даниил Соколов. Молился Иван Грозный и в Преображенском соборе. Собор находится в самом центре Переславля на Красной площади. Это самое древнее церковное здание в Ярославской области. Собор начал строиться в 1152 году Юрием Долгоруким, а достроен был его сыном святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским в 1157 году. Здесь возле собора находился княжеский терем, в котором 30 мая 1220 года родился великий русский полководец святой благоверный великий князь Александр Невский. Здесь в Преображенском соборе Александр Невский был крещен.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/28/...

Руководитель иконописной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрий Мироненко подчеркнул, что выставка в Александро-Невской церкви будет небольшой по количеству экспонатов, однако очень значительной. Дмитрий Мироненко пригласил всех петербуржцев на выставку, отметив, что на выставке будут дежурить люди, которые смогут ответить на вопросы, показать особо значимые экспонаты. «В лавре можно приложиться к мощам святого Александра Невского в Троицком соборе и посетить храм Александра Невского, в который Петр Первый на руках внес мощи святого князя, — это первый каменный храм нашего города», — сказал Дмитрий Мироненко. Начальник городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов отметил, что многие городские мероприятия включены в федеральный план юбилейных торжеств. За последнее время появились очень интересные проекты. Отвечая на вопрос о выставке, владыка Назарий отметил, что будут представлены более сорока икон и мелкая пластика, созданная в ювелирной мастерской лавры и в мастерской «Акимов». Он также выразил надежду, что через три года, когда будет отмечаться 300-летие перенесения мощей святого князя в Санкт-Петербург, можно будет вернуться к плану межмузейной выставки. Дмитрий Мироненко уточнил, что на выставке будут широко представлены иконы XIX века — это императорская иконография, однако будут образы и в других типах, в том числе и в самом древнем — преподобническом. Владыка Назарий также отметил, что в обители есть интересные образы святого князя и в надвратной церкви, и в Свято-Троицком соборе — для выставки их не стали перемещать. Есть иконы с очень интересной судьбой, и узнать об этом можно будет на выставке. На вопрос, есть ли иконы из частных собраний, Дмитрий Мироненко ответил, что некоторые коллекционеры предоставили уникальные домашние святыни. Наместник обители ответил также на вопросы о ходе реставрационных работ в Александро-Невской лавре. Существует государственная программа научной реставрации обители. Проходит реконструкция лаврской гостиницы примерно на 160 мест.

http://patriarchia.ru/db/text/5818591.ht...

Писем было больше. Не уверена, что найдутся другие… Но и те, какие есть, все-таки вполне говорят о человеке, каковых все меньше и меньше… по крайней мере, среди знакомых… Архиепископ Ярославский и Ростовский МИХЕЙ (Хархаров; 6.03.1921, Петроград — 22.10.2005, Ярославль) родился в семье ремесленника. С детских лет прислуживал в Спасо-Преображенском соборе, а позже — в Александро-Невской Лавре. Прошел Великую Отечественную войну в войсках связи, награжден медалями. С мая 1946 года — послушник Троице-Сергиевой Лавры, наместником которой был архимандрит Гурий (Егоров), еще до войны ставший его духовным отцом. В 1946 году, после хиротонии своего духовного отца, вместе с ним уехал в Ташкентскую епархию, где был пострижен в монашество. С 1949 года — иеромонах. Окончил Московскую духовную семинарию (1951). В 1953 году вместе с архиепископом Гурием переехал в Саратов, где был назначен ключарем Троицкого кафедрального собора и казначеем Епархиального управления. В сентябре 1955 года последовал за владыкой Гурием на служение в Днепропетровскую епархию, затем в Минскую. При назначении последнего в 1960 году митрополитом Ленинградским и Ладожским отец Михей остался в Минске. В октябре 1963 года игумен Михей был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Жировицкой Свято-Успенской обители. После отказа сообщать гражданским властям паспортные данные посетителей жившего в монастыре на покое архиепископа Ермогена (Голубева), отец Михей был снят с должности архимандрита и с 1969 года служил в Ярославской епархии, сначала в отдаленных приходах, с 1982 года — настоятелем Феодоровского кафедрального собора в Ярославле. 17.12.1993 года состоялась хиротония архимандрита Михея во епископа Ярославского. 25.02.1995 года он был возведен в сан архиепископа. За труды на благо Церкви архиепископ Михей был награжден шестью церковными орденами, в том числе орденом святого равноапостольного князя Владимира I степени — высшей наградой Русской Православной Церкви, а также орденом Почета. Управлял епархией до 2002 года. Последние три года жил на покое в Казанском монастыре в Ярославле, до самой кончины совершая богослужения.

http://pravoslavie.ru/47765.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010