В годы своего патриаршества в храме служил новомученик святитель Тихон, патриарх Московский. Избранный Поместным Собором в 1917 году в столь трудный и трагический период, он был любим верующим народом и часто служил в московских и подмосковных храмах. Во второй половине 30-х годов на служение в храм был назначен иерей Дмитрий Гливенко, служивший до этого в Кисловодском Свято-Никольском Соборе. В январе 1938 года она был арестован по обвинению в «участии в контрреволюционной группировке», ему вменялось также в вину сокрытие в подвале Свято-Троицкого храма бывшего настоятеля, священника о. Петра Космодамианского, преследуемого властями. О. Дмитрий был приговорен к расстрелу и приняла мученическую кончину 22 марта 1938 года на Бутовском полигоне, где и захоронен. Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 6 октября 2001 года для общецерковного почитания. Память его совершается 22 марта, в день празднования памяти 40 мучеников Севастийских. Перед войной храм был закрыт. В 1992 году по прошению и хлопотам бывших прихожан и по благословению святейшего патриарха Алексия Второго, храм был возвращен верующим в страшном разорении, оскверненным, обезглавленным, с полуразрушенной до нижнего яруса колокольней. Находившаяся в нем скульптурная мастерская долго не освобождала его. Иконостас Первые молебны служились назначенным настоятелем, протоиреем Михаилом Харламовым на улице перед храмом с марта 1992 года. Вернувшиеся в храм прихожане, помня великолепие своего храма, со слезами на глазах вспоминают, как вместе с казаками добивались его освобождения, вычищали его, приносили утварь, иконы, последние копейки. В.Н.Балашова, коренная жительница Карачарова, прихожанка храма в четвертом поколении, с детства помнит, как она приходила сюда с мамой, где и дед ее служил старостой. В 1941 году, она, девчонка 14-ти лет, проходя с подружкой мимо, увидела распахнутые двери и окна храма, из которого выносили утварь, иконы, служебники, Евангелие и бросали в кузов грузовика. Улучив момент, она вскочила на колесо машины, выхватила Евангелие из кузова, спрятала, запахнув пальто, и убежала. Спасенное с Божией помощью служебное Евангелие, она хранила 50 лет дома, веря, что храм снова откроют и вернула в храм.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Троицы_Жи...

Далее педагоги ознакомились с Рязанской православной духовной семинарией (РПДУ), где их встречали проректор по учебной работе священник Михаил Самохин и О.П.Мартынов, секретарь учёного совета, зав. кафедрой церковной истории. Это учебное заведение было образована 17 августа 2004 года. До этого времени оно именовалось Рязанским православным духовным училищем и было открыто 5 февраля 1990 года по решению Священного Синода и Святейшего Патриарха Пимена. Первоначально духовное училище располагалось при Борисо-Глебском кафедральном соборе, затем, в 1995 году, в Свято-Троицком мужском монастыре Рязани, и с 1996 года - в Рязанском Кремле. Срок обучения первоначально составлял один год. По мере становления учебного заведения срок обучения увеличивался. Сейчас семинария перешла на четырёхгодичное обучение и новый образовательный стандарт Духовных школ. 5 февраля 2000 года, 10-летие возрождения РПДУ, ознаменовалось освящением второго училищного храма в честь святого пророка Илии. В Рязанской духовной семинарии получили образование 15 знаменитых иерархов Русской Православной Церкви. В числе выпускников Рязанской духовной семинарии - известные учёные, получившие самую известность в России и за её пределами: Лебедев Александр Иванович - профессор Медико-хирургической академии; Любавский Матвей Кузьмич - доктор, профессор русской истории; Некрасов Павел Александрович - доктор математики, профессор Московского университета, тайный советник, член совета Министра народного просвещения; Павлов Иван Петрович - физиолог, академик, Нобелевский лауреат и др. Интерес педагогов вызвало посещение православной гимназии во имя святителя Василия Рязанского, у дверей которой их встретил её директор игумен Лука (Степанов). Православная гимназия - первое в Рязанской области общеобразовательное учреждение, где начали возрождать духовные традиции российского образования. Она открыта в 1995 году по благословению митрополита Рязанского и Касимовского Симона. Учредители гимназии - Рязанское Епархиальное Управление и Свято-Иоанно-Богословский монастырь. Высшим органом управления гимназии является Попечительский Совет. В первый год в гимназии обучалось 30 детей, в настоящее время здесь обучается более 200 человек с 1 по 11 класс, работает 57 педагогов.

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/19/...

С 1877 по 1884 г. находился в должности благочинного сельских церквей и устроил впервые в этой местности благочинническую библиотеку. В 1884 году, после 23-летней службы в с.Воскресенском о.Павел был переведен в гор. Мышкин настоятелем Мышкинского Успенского собора и возведен в сан протоиерея. В г.Мышкине служение его продолжалось лишь около 4 лет (1884–1888 гг.), но и за этот короткий период времени было им сделано многое: были введены вне богослужебные собеседования, при соборе устроен прекрасный хор, проведен капитальный ремонт собора. Просветительная деятельность протоиерея Преображенского обратила на него внимание высшего духовного начальства; в 1887 году в бытность свою в Петербурге, он был приглашен в заседание Училищного Совета при Святейшем Синоде, где сделал живое обстоятельное сообщение о положении церковно-приходских школ во вверенном его наблюдению округе и был награжден от Святейшего Синода книгой Библия . I февраля 1888 года протоиерей Преображенский, вдовствующий более 20 лет, принял монашество с именем Агафодора и возведен в сан архимандрита. 28 февраля 1888 года в Петербурге совершена хиротония архимандрита Агафодора во епископа Балахнинского, вик. Нижегородской епархии. Хиротония совершалась в соборной церкви Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, собором одиннадцати архипастырей в предстоянии митрополита Исидора. На этой кафедре епископ Агафодор пробыл всего три года, но успел сделать весьма много. В 1860 году он основал в Нижнем Новгороде на свои средства церковно-приходскую школу Свято-Владимирскую, в память 900-летия крещения Руси. Другую такую же школу он основал при Вознесенском Печерском монастыре. Но главной заботой его было приведение в полное благоустройство древнего XIV столетия Печерского монастыря, на что было положено много труда и средств. 2 марта 1891 года (епископ Агафодор) был назначен епископом Сухумским. Сухумская епархия была в то время в крайне печальном положении. Немногочисленные православные храмы находились в запустении и крайней нищете; кафедральный собор был мал, архиерейского дома не было. Владыка первым делом расширил собор, устроил архиерейский дом, изыскивал средства для беднейших церквей. Заботясь о материальных нуждах епархии, с неменьшей энергией заботился и о духовных нуждах населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Справка: Со времени предшествующего заседания Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: 15 апреля 2016 года начался визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Санкт-Петербургскую митрополию. В этот день Святейший Владыка побывал на Большеохтинском кладбище, в Александро-Невской лавре, а также в Смольном Воскресенском соборе, где ознакомился с планами по его восстановлению. Кроме того, Святейший Патриарх Кирилл посетил Санкт-Петербургскую духовную академию, где осмотрел исторический корпус учебного заведения с домовым храмом Двенадцати апостолов и совершил утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице в академическом храме во имя святого апостола Иоанна Богослова. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Иоанновский ставропигиальный женский монастырь на Карповке. 16 апреля 2016 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге состоялось заседание Священного Синода. В этот же день Его Святейшество и члены Священного Синода ознакомились с расположенной в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода экспозицией выставки, посвященной Святейшему Правительствующему Синоду и его значению в истории российского общества и государства. 17 апреля 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Тихвинскую епархию. В Свято-Троицком Александро-Свирском мужской монастыре Его Святейшество в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, митрополита Новгородского и Старорусского Льва, митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, ректора Санкт-Петербургских духовных школ архиепископа Петергофского Амвросия, председателя Синодального отдела по делам молодежи епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, епископа Царскосельского Маркелла, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария, епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, епископа Гатчинского и Лужского Митрофана, духовенства Санкт-Петербургской митрополии совершил Божественную литургию.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

— То-то ваши родители возрадовались! — Скорее были озадачены столь скорым моим взрослением и даже обращались к валаамским старцам по этому поводу. Те ответили: " Если это серьезно, то не препятствуйте " . — А детство-то у вас было: с безудержным озорством, необъяснимыми шалостями, радостями от мороженого и меткого выстрела из рогатки? Неужели никогда девчонок за косы не дергали? — Случалось, прятал куклы от младшей двоюродной сестренки. Потом конечно же вместе их находили. А что касается рогатки: ни разу в своей жизни ни из чего ни в кого не целился и уж тем более не стрелял. А вот хлеб убирал, картошку окучивал, в лес за грибами бегал. Прекрасное детство! Кстати, страсть к сбору лесных грибов, к так называемой " тихой охоте " , живет во мне до сих пор и с годами только окрепла. " Ради любви можно отказаться от любой радости " — Насколько трудным стал для вас шаг в монашество? — Это был осознанный выбор. Я понимал, на что обрекаю себя: не будет у меня никогда ни семьи, ни детей. Но и осознавал, ради чего отказываюсь от этой величайшей земной радости. Можно отказаться от любви к одному человеку и к тем, кто появляется на свет как плод этой любви. Но сделать это можно только ради другой, еще большей любви — любви к Богу, ради призвания, ради возможности всецело посвятить себя служению всем людям. — И ваши родители не возражали? Ведь мечтали, наверно, о внуках, а вы же единственный сын! — Мне с моими родителями сказочно повезло: они всегда меня понимали. В 1940 году после богословских курсов отец был рукоположен в сан диакона, а затем через два года — во пресвитера. Стал служить настоятелем таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви. Мама помогала ему. Ежегодно совершая паломничества в Пюхтицкий Свято-Успенский женский и Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастыри, родители неизменно брали меня с собой. В конце 30-х годов мы посетили Спасо-Преображенский Валаамский монастырь на Ладожском озере. Это прикосновение душой к чистому роднику русской святости — " пречудному острову Валааму " стало для меня одним из самых ярких впечатлений детства, которое я несу через всю свою жизнь. Монашеский постриг я, будучи протоиереем, принял 3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Для Церкви это были нелегкие времена. Советский вождь Хрущев пытался реанимировать дух так называемой " пролетарской революции " , требовал буквального исполнения антирелигиозного законодательства 1927 года. Закрывались храмы, сокращались духовные учебные заведения. Христиан травили, преследовали, лишали и без того скудных средств существования. Правда, за веру уже не расстреливали, и за то тем властям лично от меня большое спасибо.

http://zavet.ru/news/news-p010415.htm

Тогда-то и возникла идея о переезде в Латвию, чтобы там стать священником. Духовник Почаевской лавры архимандрит Алфей (Романюк) в июле 1980 года в своем письме митрополиту Рижскому и Латвийскому Леониду (Полякову) писал о Викторе как о глубоко верующем христианине, который «всегда был на молитве, исповедовался и причащался святых Христовых таин». А уже 31 августа за Божественной литургией в рижском кафедральном Свято-Троицком соборе он был рукоположен митрополитом Леонидом в сан диакона, а через неделю (7 сентября) — в сан иерея к храму Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, в городе Тукумсе. В том же году отец Виктор поступил на заочное отделение Московской духовной семинарии (МДС), в которой учился по 1986 год. В характеристике, выданной для поступления в МДС, говорилось, что он на «должности настоятеля Никольской церкви в Тукумсе зарекомендовал себя только с положительной стороны. Благочестивый, смиренный, ревностно трудится на своем приходе, требователен к себе и к своим прихожанам, хороший, инициативный настоятель. Пользуется заслуженной любовью своих прихожан и духовенства епархии». 12 февраля 1982 года, согласно прошению, иерей Виктор Мамонтов был пострижен в мантию с наречением имени Виктор в честь мученика Виктора. В том же году с 1 апреля отец Виктор был освобожден от должности настоятеля храма в Тукумсе и назначен настоятелем церкви Преподобной Евфросинии Полоцкой в Карсаве. За ним также закрепили еще несколько приходов: Свято-Троицкий в деревне Голышево, Покровский в деревне Пудиново и Великомученика Димитрия Солунского в Квитайне. 19 февраля 1985 года иеромонах Виктор возведен в сан игумена. К -Рождеству Христову 1987 года — в сан архимандрита. С конца 1980-х до начала 2000-х эти годы стали наиболее плодотворными в плане общественного служения отца Виктора. В этот период он много путешествует, пишет книги и статьи, участвует в конференциях, а также принимает многочисленных гостей в Карсаве — в небольшом деревянном храме Преподобной Евфросинии Полоцкой, переоборудованном из священнического дома. Отец Виктор очень любил свой храм. Он с радостью рассказывал и о его куполах, крытых лемехом (тогда в Латвии это были единственные подобные купола, изготовленные по старинной русской технологии), и о его внутреннем убранстве с резными колоннами и новым иконостасом в старинном стиле. Мечтал отец Виктор и о строительстве нового храма, но… не довелось.

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhimandr...

Егор Курасин, сын супругов Ирины и Андрея, рассказал, что какое-то время назад переехал жить в Москву и всячески помогал родителям в получении необходимых документов. «Лествица» — молодежная организация по работе с русскими детьми и молодежью в Прибалтике. Ее руководители Ирина и Андрей, познакомившись с Павлом Дубровым, давним почитателем владыки, решили способствовать переносу останков архиепископа Феофана в Россию. Они разыскали его могилу, которая была в большом запустении, сами принимали участие в раскопках, восемь лет занимались улаживанием всех формальностей. «Рад, что духовник царской семьи вернулся на историческую Родину. Это должно консолидировать общество», — сказал Е. Курасин. Гроб с останками архиепископа Феофана будет находиться в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры до 28 июля. Архиепископ Полтавский и Переяславский Феофан (Василий Дмитриевич Быстров) родился 31 декабря 1873 года в семье сельского священника в селе Подмошье Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии. После обучения в духовном училище при Александро-Невской лавре он поступает в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, по окончании в 1892 году зачислен в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1896 году первым магистрантом оканчивает академию и остается профессорским стипендиатом при ней, а уже в следующем году занимает должность и.о. доцента по кафедре библейской истории. В 1898 году принял монашеский постриг с именем Феофан, в том же году рукоположен во иеродиакона, затем и в иеромонаха. В 1901 году возведен в сан архимандрита и назначен и.о. инспектора академии (утвержден в должности в 1905 году). Ему присваивают степень магистра богословия, а затем звание экстраординарного профессора. В 1905 году архимандрит Феофан назначен духовником царской семьи. В феврале 1909 года становится ректором Санкт-Петербургской духовной академии и в том же месяце в Троицком соборе Александро-Невской лавры над ним совершается архиерейская хиротония. В 1910 году епископ Феофан принимает Таврическую кафедру, в 1912-м перемещен на новую, Астраханскую. Причиной этих переводов стало непонимание, возникшее между епископом Феофаном и членами царской семьи по поводу оценки личности Григория Распутина. В 1913 году переведен из Астрахани в Полтаву.

http://radonezh.ru/2022/07/26/v-rossiyu-...

К концу XVII века трудами монахов и вкладами многочисленных жертвователей обитель стала одной из наиболее богатых на Руси. «Начало славных дней Петра» было разрушительным для Ипатьевской обители. В 1693, 1699 и 1700 годах снимается часть колоколов, которые вместе с медными котлами пересылаются в Москву для ратного дела. Последующие годы правления Петра так же негативно сказывались на положении обителей, как и первые. По-видимому, упадок монастыря был прямым следствием ряда царских указов, по одному из которых доходы и пожертвования, превышавшие 6 рублей в год из расчета на одного монаха, изымались в казну. Монастырь впервые стал использоваться как место ссылки. В связи с учреждением в 1744 году Костромской епархии монастырь стал резиденцией архиерея, и монастырские здания теперь использовались в качестве служебных помещений и под архиерейские покои. В связи с этим в середине и во второй половине XVIII столетия монастырь перестраивается. Расширяются старые здания, строятся новые. Почти на столетие (с 1744 по 1835 год) Троицкий собор монастыря стал кафедральным собором епархии, а выходивший к реке Костроме корпус, где разместились архиерейские покои, получил название архиерейского. Монастырь стал также и местом упокоения костромских владык. В 1768 году епископом Дамаскином в Троицком соборе под приделом преподобного Михаила Малеина был устроен храм праведного Лазаря, который и стал архиерейской усыпальницей. В 1747 году в монастыре была размещена открывшаяся в епархии Костромская Духовная семинария – одна из старейших в России. В 1764 году заканчивается строительство нового теплого храма в честь Рождества Богородицы, в Троицком соборе заново устанавливается новый иконостас, который сохранился до наших дней. В начале 1919 года монастырь был закрыт, монахи и епископ изгнаны, а все имущество национализировано. Часть монастырских помещений была передана губернскому музею, а в большей части строений разместился Советский поселок, где поселились жители фабричной окраины Костромы. Еще какое-то время, до 1922 года, продолжалась служба в соборах.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Однако не будем забегать вперед и разберемся во всем по порядку. К началу Февральской революции 1917 г. останки князя находились в столице империи — в Петрограде, в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Их непосредственным хранилищем была серебряная рака — произведение ювелирного искусства, вклад императрицы Елизаветы Петровны. О состоянии мощей ничего не было известно даже представителям высшего духовенства. Летом 1917 г. это стало своего рода проблемой, поскольку встал вопрос о гипотетической эвакуации из города . Необходимо было понять, насколько сложно в случае необходимости вывезти из Петрограда святыню — мощи князя. Чтобы выяснить это, 27 июня 1917 г. по инициативе Синода было осуществлено тайное вскрытие раки. О подробностях известно благодаря дневниковым записям С.П. Каблукова (1881—1919) , который буквально на следующий день зафиксировал рассказ лично присутствовавшего там епископа Сердобольского Серафима (Лукьянова). Соответствующий отрывок из этого дневника опубликован, поэтому, не останавливаясь на нем подробно, перескажем его содержание в двух словах . При осмотре выяснилось, что останки (и это было совершенно ожидаемо) сохранились в виде отдельных костей. Они были как бы вмонтированы в искусственно сформированный каркас, символизирующий тело святого. Для этого были использованы мешочки с ватой, а модель головы отлита из воска. В нее также была вставлена часть черепной кости. Помимо этого, в раке был найден документ — небольшая записка, датированная 1681 г., в которой сообщалось, что мощи в тот год пострадали от очередного пожара, после чего были вновь собраны и возвращены в раку. Синод, получив соответствующий доклад, принял решение о переоблачении мощей: надлежало удалить посторонние предметы (кроме записки), сами останки положить в небольшой ковчег-ларец и поместить его обратно в серебряную раку. Все это было исполнено 24 июля 1917 г. (промедление связано с очередным политическим кризисом — развернувшимися в начале июля антиправительственными выступлениями). Представители духовенства, выполняя данное поручение, подписали акт, который также поместили в ковчег. В нем говорилось: «1917 года июля 24-го дня мы, нижеподписавшиеся: Сергий, архиепископ Финляндский и Выборгский, Вениамин, архиепископ Петроградский и Гдовский, архимандрит Артемий и ризничий Александровской лавры архимандрит Амвросий производили осмотр останков святых мощей благоверного князя Александра Невского, почивающих в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, причем святые мощи были положены в новоустроенный кипарисовый ящик…» . Добавим к этому, что, согласно сообщению С.П. Каблукова, ларец был вкладом упомянутого в акте архимандрита Амвросия (Чурилина).

http://bogoslov.ru/article/6170493

 С мая 1883 года Василий Богоявленский стал благочинным церквей города Козлова, а осенью того же года был назначен также настоятелем Троицкой церкви. Уже первые годы священнического служения молодого пастыря отмечены его стремлением не ограничиваться только лишь богослужением и проповедью. Он проводит регулярные беседы с целью духовного просвещения прихожан. Весной 1883 года по инициативе благочинного было создано Братство при кладбищенской Крестовоздвиженской церкви Козлова. Общество организовало капитальный ремонт богадельни при храме и открыло церковно-приходскую школу. Под руководством будущего митрополита оно занималось просветительской деятельностью и бесплатной раздачей духовно-нравственной литературы.  Осенью 1885 года скончалась супруга священника Александра Васильевна, а вслед за ней их единственный сын. Отец Василий тяжело переживал эту утрату, однако по прошествии времени воспринял это как особый призыв Божий и решил уйти в монастырь.  Восьмого февраля 1886 года епископ Тамбовский и Шацкий Виталий (Иосифов) в архиерейской Крестовой церкви Казанского мужского монастыря г. Тамбова совершил постриг Василия Богоявленского в монашество с именем Владимир. А на следующий день новопостриженный иеромонах Владимир был возведен в архимандриты и назначен настоятелем Козловского Свято-Троицкого мужского монастыря. Вскоре молодой архимандрит с академическим образованием, прославившийся как прекрасный проповедник, был замечен церковным начальством и поставлен на должность настоятеля Антониева монастыря в Новгород, а также стал членом Новгородской духовной консистории.  На новом месте служения он самоотверженно посвящает себя просветительской деятельности, приняв участие в открытии епархиальной биб­лиотеки и организовав регулярные ­религиозно-нравственные чтения. Архипастырское служение Менее чем через два года архимандрит Владимир был призван для несения архиерейского служения. Тринадцатого июня 1888 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Петербурге состоялась его епископская хиротония. В Новгороде епископ Старорусский Владимир, викарий Новгородской епархии , продолжил проводить регулярные беседы с прихожанами по вопросам веры и морали в кафедральном Софийском соборе. Особое внимание в этих ­беседах владыка Владимир уделял христианскому воспитанию детей. 

http://e-vestnik.ru/church/mitropolit_bo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010