Из чудес Спасителя, описанных в Евангелии от Марка, лишь малая часть сохраняют у евангелиста Матфея свой первоначальный хронологический порядок. Например, исцеление сухорукого ( Мк. 3, 1– 6 ; Мф. 12, 9–14 ), исцеление дочери хананеянки ( Мк. 7, 24–30 ; Мф. 15, 21–28 ), исцеление бесноватого отрока ( Мк. 9, 14–29 ; Мф. 17, 14–21 ), исцеление слепых близ Иерихона ( Мк. 10, 46–52 ; Мф. 20, 29–34 ). Большая часть чудес в Евангелии от Матфея собраны в главах 8–9. В описаниях чудес, по замечанию Костера 86 , Иисус Христос предстаёт не как лишь исполненный божественной силы чудотворец, который вызывает похвалы и удивление окружающих людей, но более как Господь и Спаситель, дарующий людям милость Божию и исполняющий пророческие слова Исаии (53, 4): «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни». Следует заметить, что это место у пророка Исаии обычно прилагается к Страстям Христовым (см. 1Петр. 2, 24 ), а евангелист Матфей помещает его в раздел с описанием чудес Спасителя ( Мф. 8:17 ). После этих общих замечаний о связи Евангелия от Матфея с Евангелием от Марка мы можем выделить в Евангелии от Матфея следующие основные части: I. Родословная, Рождество Христово, поклонение волхвов, бегство в Египет, избиение Иродом вифлеемских младенцев, возвращение из Египта и поселение святого семейства в Назарете (гл. 1–2). II. Появление и проповедь Иоанна Крестителя (3, 1–12), Крещение Спасителя (3, 13–17), искушения в пустыне (4, 1–11), начало служения Иисуса Христа в Галилее (4, 12–17), призвание первых учеников (4, 18–22), проповедь в Галилее (4, 23–25), Нагорная проповедь (гл. 5–7). III. Чудеса: очищение прокажённого, исцеление слуги сотника, исцеление тёщи Петра, укрощение бури, исцеление двух бесноватых в Гадаре (по другим рукописям в Герасе или Гергесах), исцеление расслабленного, призвание Матфея, вопрос учеников Иоанновых о посте, воскрешение дочери Иаира, исцеление кровоточивой, исцеление слепых и одержимого немотою (8, 1–9, 36). Наставления ученикам перед отправлением их на проповедь (9, 37–11, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

ИКОНОГРАФИЯ Иконография образа Василия Великого традиционная. Однако довольно необычно изображение эпизода из его жития, рассказывающего о некоем «евреине» по имени Иосиф, который «изяществуя в хитрости врачевьскаго художества», мог за три или пять дней определить «хотящих от житиа сего преставитися». Полюбивший его Василий уговаривал его креститься, если тот проживет до утра. В результате чего Иосиф уверовал во всемогущество христианского Бога 461 . АТРИБУЦИЯ Принадлежность хоругви (пелены) к мастерской княгини Евфросинии Старицкой подтверждают характерные художественные и технологические особенности 462 , подкрепляемые содержанием вкладной надписи 463 и записью во Вкладной книге Соловецкого монастыря. ВЫСТАВКИ 1988–1989 Москва, 10; 2001 Москва, 78. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Соловецкого монастыря 1570, л. 37; Опись Со-ловецкого монастыря 1582, л. 59; Опись Соловецкого монастыря 1597, л. 70; Книга вкладная Соловецкого монастыря 1539–1776 (1), гл. 10, л. 35; Книга вкладная Соловецкого монастыря 1539–1776 (2), гл. 10; Опись Преображенского собора Соловецкого монастыря 1923, л. 36, 253; Списки и акты приема предметов Соловецкого монастыря 1923, л. 16 об., 253; Опись Соловецкого собрания 1928, ч. 1, 486; Опись Оружейной палаты 1948, д. 43, 2950 соб.; Маясова 1989 (2). С. 72–73, кат. 10; Маясова 1990 (2). С. 312–314; Маясова 2003. С. 77. 23. ХОРУГВЬ (лицевая сторона) ОТЕЧЕСТВО С ПРЕДСТОЯЩИМИ БОГОМАТЕРЬЮ И ИОАННОМ ПРЕДТЕЧЕЙ И ПРИПАДАЮЩИМИ ЗОСИМОЙ И СЛВВЛТИЕМ СОЛОВЕЦКИМИ Новгород (?), 1562 Камка (начало XVI в., Италия), репс (XVIII в. (?), Россия), тафта (XVIII в. (?)), штоф (XIX в.), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити; ткачество, шитье. В среднике хоругви, дошедшей до нас в разрозненном виде 466 , па малиновой тафте (древний фон – сизо-голубая камка) изображена деисусная композиция с «Отечеством» в центре. Саваоф восседает на широком престоле с полукруглой спинкой с фиалами на ней и двумя подушками на сиденье; в его левой руке, у груди, – держава, правая – благословляет.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Просвещенные духом, святые наставники монашества утверждают, что для новоначальных иноков опасно глубокое уединение, в котором они могут удобно впасть в мечтательность и самомнение, что им необходимо, как училище и врачебница, общество человеческое. При многоразличных столкновениях с ближними обнаруживаются для инока его страсти, таящиеся от него самого; в сокровенностях сердца, и врачуются всесильным врачеством – учением Христовым (Исаака Сир. сл. 55; препод. Варсонофия Вел., ответы 2, 108, 311, 342 и др.; преподоб. Иоанна Леств. Сл. 4, гл. 35, 36, 74. Сл. 28, гл. 1; преподоб. Нила Сорского сл.11). Всматриваясь в недуги души моей, признавал я такое положение существенно-нужным для меня. Но как объясню себе то призвание, которым вы, Святейшие Отцы, ныне призываете меня? Что обрели вы во мне и что я могу, представить вам, кроме множества недостатков моих? Страшен для меня сан Епископа при мысли о немощи моей. Страшусь, чтобы вместо назидания не принести мне соблазна братиям моим и не уготовать себе большего осуждения на суд Христовом. Счел бы я более сообразным с силами моими провести остаток дней моих, как и начало их, в безмолвии пустынь, в созерцании греха моего. И опять я страшусь!... Страшусь воли моей, чтобы последуя ей, не последовать вместо Бога, самому себе и тем не навлечь на себя непредвидимого бедствия (Препод. Ав. Дорофей, поуч. 5). «Тесно ми отовсюду» ( Дан.13:22 ). В недоумении моем, отрицаюсь себя, предаю и временную, и вечную участь мою в руце Бога моего. Связанный избранием вашим и повелением Августейшего Помазанника Божия, с покорностью и трепетом преклоняю главу под бремя, могущее сокрушить недостойного. Не преставайте укреплять меня назиданиями Вашими! Не отриньте, когда по завещанию Святого Духа приду к вам за словом разума; за словом душеспасительным. Дух Святый заповедал: «вопроси Отца Своего и Возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе» ( Втор.23:7 ). Простирая на меня руки, чтобы облачить меня великим саном Архиерейства, прострите их и молитвенно о мне к Богу, являющему силу Свою в слабости человеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Тому же учили и все Апостолы Его (см. 1Ин. 4:20–21 ; Гал. 5:13–15 ; 1Кор. 13:1–7 ). В этой взаимной любви вы и продолжайте пребывать, и тем будете служить Господу. Вас учили также оказывать гостеприимство странникам. Вы и исполняли эту заповедь, и теперь ее не забывайте исполнять. Сам Господь на суде скажет праведникам: странен бех и введосте Мене ( Мф. 25:35 ). Значит, оказывая гостеприимство странникам, мы оказываем его Самому Господу, и тем заслужим благословение Его и наследие в Царстве Небесном (см. Мф. 25:34 ). И в Ветхом Завете Авраам, под видом странников, принял под свой кров ангелов (Быт. гл. 18), также и Лот (Быт. гл. 19). 13:3. На суде своем Господь, в заслугу праведникам, поставит и то, что они служили узникам и больным – был болен, и вы посетили Меня, в темнице был, и вы пришли ко Мне ( Мф. 25:36 ). Посему и святой Павел заповедует христианам – помните узников, с такою сердечной теплотой относитесь к ним, облегчайте их нужды, как бы и вы сами были в узах, как бы сами находились в таком же состоянии, и терпели тоже самое. Не забывайте, говорит, и больных, так как и сами вы облечены телом, которое подвержено разным болезням. 13:4. Также целомудрием должны служить Господу. Брак узаконен Господом в начале. Создав мужа и жену, Он благословил их и сказал: раститеся и множитеся ( Быт. 1:28 , ср. Мф. 19:5 ; Мк. 10:6 ). Сам Господь Иисус Христос, как бы освятил Его своим присутствием в Кане Галилейской ( Ин. 2:2 ). Как учрежденное Богом святое таинство Церкви Христовой, христианский брак да будет честен, говорит, у всех вас, свят и ненарушим (ср. Еф. 5:25–33 ). И девственники, аскеты, и монахи исполняют эту заповедь, если не порицают христианского брака как таинства, как заповедь целомудрия. Только по отношению к себе, предпочитая каждый честному сожительству двух супругов, еще более честное – одинокую жизнь, ради единого Иисуса Христа (см. 1Кор. 7:7–8:26 ). Но и брачное ложе не противоречит целомудрию, если оно будет свято и непорочно. Всякий порок неверности, явный и тайный (в сердечном расположении), должен быть чужд христианского брака, поэтому всякое отступление от чистоты и целомудрия христианского брака, есть блуд и прелюбодеяние, которые не только лишают человека способности зреть Господа, но подвергнут грозному осуждению и лишению Царства Небесного (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

В какой–то мере с их подходом сходна точка зрения Эрнста Кеземанна, считающего основной темой «Божью праведность» (которая, как он полагает, означает Божье вмешательство с целью исправления Своего мятежного творения). Однако ни одна из этих концепций не является достаточно широкой, чтобы вобрать в себя содержание всего послания в целом. Несмотря на то что оправдание верой является решающей доктриной послания и становится темой гл. 3 и 4 (3:21 – 4:25), оно не выделяется в других частях послания. Итак, если определять единую тему Послания к Римлянам, то это тема «благовестил». Само слово является определяющим во вступлении (1:1–2,9,15) и заключении (15:16–19) и занимает почетное место в том, что обычно определяется как заявление темы послания: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (1:16). Дополнительная литература Stott J. R. W. The Message of Romans, BST (IVP, forthcoming). Bruce F. F. Romans, TNTC (IVP/UK/Eerdmans, rev. edn. 1985). Morris L. The Epistle to the Romans (IVP/UK/Eerdmans, 1988). Cranfield С. Е. B. Romans: A Shorter Commentary (T and T. Clark/Eerdmans, 1985). Murray J. The Epistle to the Romans, 2 vols., NICNT (Eerdmans, 1959, 1965). Dunn J. D. G. Romans, 2 vols., WBC (Word, 1988). Содержание 1:1–17 Вступление 1:1–7 Предуведомление 1:8–15 Благодарение и объяснения 1:16,17 Тема послания 1:18–4:25 Благовестив и Божья праведность по вере 1:18–32 Гнев Божий на язычников 2:1 – 3:8 Гнев Божий на иудеев 3:9–20 Вина всего человечества 3:21–26 Правда Божья 3:27 – 4:25 «Только верою» 5:1–8:39 Благовестие и сила Божья ко спасению 5:1–11 Надежда славы Божьей 5:12–21 Царство благодати и жизни 6:1–23 Освобождение от рабства греху 7:1–25 Освобождение от рабства закону 8:1–30 Уверенность в вечной жизни в Духе 8:31–39 Прославление уверенности верующего 9:1 – 11:36 Евангелие и Израиль 9:1–6а Скорбь Павла об Израиле 9:66–29 Прошлое Израиля: Божье избрание 9:30– 10:21 Настоящее Израиля: непослушание 11:1–10 Настоящее Израиля: «по избранию благодати сохранился остаток» 11:11–32 Будущее Израиля: спасение 11:33–36 Величие Божьих цели и плана 12:1 – 15:13 Благовестие и преображение жизни 12:1,2 Суть проблемы: обновленный ум 12:3–8 Смирение и дары 12:9–21 Любовь 13:1–7 Обязанность христианина по отношению к властям 13:8–10 Любовь и закон 13:11–14 Осознавая время 14:1 – 15:13 Призыв к единству 15:14 – 16:27 Завершение послания 15:14–33 Служение Павла и его планы 16:1 – 16 Рекомендации и приветствия 16:17–20 О лжеуч ителях 16:21–27 Заключительные приветствия и славословие Комментарий 1:1–17 Начало послания Во вступительной части послания содержатся элементы, общие другим вступлениям в посланиях Павла: предуведомление или обращение (1:1–7), благодарение (1:8–15) и переход от вступления к основной части послания (1:16,17).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

ВТОРАЯ ЧАСТЬ. ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА В СТРАНАХ ЯЗЫЧЕСКИХ (гл. 13–28) I. Первое путешествие апостола Павла (13, 1–15, 35) 1 . В сопровождении Варнавы апостол Павел посещает с евангельскою проповедию Кипр и обращает там проконсула Сергия Павла (13, 1–12). 2 . Из Кипра апостолы Павел и Варнава путешествуют в малоазийские провинции и посещают города Пергию в Памфилии и Антиохию Писидийскую. Речь апостола Павла в антиохийской синагоге производит сильное впечатление на иудеев и на язычников, но ожесточает многих из первых, и они воздвигают гонение на апостолов и заставляют их оставить города и идти в Иконию (13, 13–52). 3 . Проповедь апостолов Павла и Варнавы в Иконии, потом в Листре и Дервии. В Листре исцеление апостолами хромого подает повод жителям счесть их за богов и вызывает на попытку принести им жертву. По устранении этой неразумной ревности гонение заставляет апостолов удалиться из Листры в Дервию (14, 1–20). Обратное путешествие апостолов по новоучрежденным христианским обществам в Малой Азии и возвращение в Антиохию Сирийскую (14, 21–28). 4 . Апостольский собор в Иерусалиме: смущение христиан из язычников в Антиохии иудействующими; путешествие апостолов Павла и Варнавы в Иерусалим; разрешение недоумения на апостольском соборе; возвращение Павла и Варнавы в Антиохию и пребывание там (15, 1–35). II. Второе путешествие апостола Павла (15, 36–18, 22) 1 . Начало второго путешествия апостола Павла. Вследствие некоторого разногласия с Варнавой это путешествие апостол Павел предпринимает и совершает с апостолом Силою, посещая уже основанные Церкви в Сирии и Киликии (15, 36–41). 2 . В Листре апостол Павел избирает себе, кроме Силы, нового сотрудника в деле евангельской проповеди – Тимофея, в сопровождении которого и обходит малоазийские провинции и доходит до Троады (16, 1–8). Чрезвычайным видением мужа македонянина апостол Павел призывается перенести евангельскую проповедь в Европу. Согласно с этим видением, он переправляется в Македонию и в Филиппах основывает первую в Европе христианскую Церковь (16, 9–40).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

И аз Иоанн видех сия и слышах: и егда слышах и видех, падох поклонитися на ногу Ангела, показующаго ми сие. И глагола ми: виждь, ни: клеврет бо твой есмь и братии твоея пророков, и соблюдающих словеса книги сея, Богу поклонися (ст. 8 и 9). Вот еще свидетель достоверности пророчеств Апокалипсиса – это сам писатель св. Апостол и Евангелист Иоанн. Он уверяет, что все, что он написал в этой книге, не вымысел, не сновидение, не мечта – все это он видел и слышал. Это сознание одного из приближеннейших учеников Господа Иисуса Христа, друга Его и наперсника, как бы печать удостоверения, внушает особенное верование всему им написанному. Благочестивое его унижение пред Ангелом и ответ Ангела происходили в другой раз (см. гл. 19: ст. 10). Здесь примечательно, что Ангел называет себя не только сослуживцем Апостола и пророков, но и тех, которые соблюдают словеса книги сея. Такова Божественность Апокалипсиса! И глагола ми: не запечатлей словес пророчествия книги сея: яко время близ есть (ст. 10). Вот приглашение к чтению пророчества Апокалипсического и потому особенно, что время предсказываемых в нем событий близко. Но как мы неоднократно замечали, что пророчество Апокалипсиса относилось как к временам близким, так и отдаленным; то поучительно оно и в наше время, не запечатлено и для нас; суд Божий близок и для нас; Иисус Христос сказал в услышание людям всех времен: блюдите, бдите и молитеся: не весте бо, когда время будет (пришествия Его), и повторил: а яже вам глаголю, всем глаголю: бдите ( Мк.13:33 и 37). Обидяй, да обидит еще: и скверный, да осквернится еще: и праведный, да правду творит еще: и святый, да святится еще. И се гряду скоро, и мзда Моя со Мною воздати коемуждо по делом его. Аз есмь Алфа и Омега, Начаток и Конец, Первый и Последний (ст. 11, 12, 13). Здесь говорит уже не Ангел, но Сам Господь Иисус Христос – Алфа и Омега, Начало и Конец, Первый и Последний или иначе сказать, безначальный, бесконечный, вечный Бог . Он говорит: обидяй, да обидит еще: и скверный, да осквернится еще: и праведный, да творит правду еще: и святый, да святится еще: и се гряду скоро, и проч. Слова сии не означают, чтобы Господь Иисус Христос дозволил обиды и осквернения, но, что Он не нарушает свободы, которую даровал человеку, а указав ему Свои законы и волю, повелевает и ожидает, чтоб он сообразовался с ними во всех делах своих. От того и долготерпит, попущая обидчику продолжать еще обиды, нечистому вновь еще оскверняться, а праведнику желает преуспевать в правде и святому возвышаться в святости. Он выжидает, не содрогнутся ли и не покаятся ли грешники, и не припомнят ли, что пришествие Его близко: се гряду скоро, а равно и воздаяние Его каждому по делам его. Пр. Давид изобразил быстроту суда Божия в сих выразительных словах: видех нечестиваго, превозносящася, и высящася, яко кедры ливанския: и мимо идохом, и се не бе ( Пс.36:35 и 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

Послание о Святом Духе к Амфилохию Иконийскому . Гл. 29//Творения иже во святых Отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. III. М., 1846. С. 351). С. 31. Люди, сидевшие в ней, не были «одеты камнем». – Речь идет о романе О.Д. Форш (1873–1961) «Одеты камнем» (1924–1925), посвященном русским революционерам. С. 32….два путешествия к св. местам и сочинения святого Димитрия Ростовского . – Речь, возможно, идет о книгах: Муравьев А. Н. Путешествие ко святым местам в 1830 году. СПб., 1832; М уравьев А. Н. Путешествие ко святым местам русским. 3-е изд. СПб., 1840; Сочинения св. Димитрия митрополита Ростовского. Ч. ?-V. М., 1842. С. 34. «И с отвращением читая жизнь мою…» – Строки из стихотворения A.C. Пушкина «Воспоминание» (1828). С. 35. Дуров Сергей Федорович (1816–1869) – поэт, переводчик, петрашевец. См. о нем: До сто е вс к и й Ф. М. 28, кн. 1: 565. С. 36. Ястржембский Иван-Фердинанд Львович (1814–1880) – петрашевец. См. о нем: Достоевский Ф. М. 28, кн. 1: 565. Иван Гаврилович – смотритель тобольского острога. С. 37….«умывавшие руки в крови»… – Неточная цитата из стихотворения H.A. Некрасова «Рыцарь на час» (1862). Ср.: «От ликующих, праздно болтающих,/Обагряющих руки в крови…» …….но яко разбойника мя приими " … – См.: Молитвослов. Последование ко Святому Причащению. Молитва Василия Великого , 1. С. 38. Фонвизина Наталия Дмитриевна, урожд. Апухтина, во втором браке Пущина (1805–1869) – жена декабриста М.А. Фонвизина, последовавшая за ним в Сибирь. С. 39. «Мы веруем сердечною любовью». – Ср.: «Тя яко Бога из гроба воскресша Христа, не очима видевше, но сердечною любовию веровавше, песньми величаем» (Неделя Антипасхи, канон утрени, песнь 9, тропарь 3). «…Впрочем, всё от Бога и у Бога«… – Ср.: «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки» ( Рим. 11,36 ). С. 40. Исаева (Достоевская) Мария Дмитриевна (урожд. Констант; 1828– 1864) – первая жена Ф.М. Достоевского (с февраля 1857). С. 41. Кац Н.Ф. (1837–1912) – сослуживец Достоевского по роте в Семипалатинске.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

729 Новгородския и Псковския земля... ратей вооруженых многочислие. Во время нашествия Казы-Гирея главные русские военные силы стояли в Новгороде и Пскове против шведов и не могли, конечно, поспеть к Москве, чтобы отразить нападение крымских татар. Казы-Гирей знал это, и поэтому ему удалось так скоро и беспрепятственно дойти до Москвы. Но когда он от русских пленников услыхал ложное известие о том, что главные силы из Пскова и Новгорода пришли в Москву, это испугало его, и он, поверив пленным, не решился вступить в битву с русскими войсками и бежал от Москвы (см. «Новый летописец», изд.Оболенского, с.36, 37). 731 Михайла порекло Иванович Воротынский – победитель татарского хана Девлет-Гирея. Девлет-Гирей в 1571г. сжег всю Москву, кроме Кремля, и в 1572г. снова пришел на Русь с огромным войском, чтобы заставить Ивана Грозного возвратить татарам Казань и Астрахань. В решительной битве 1 августа 1572г. князь Воротынский разбил хана, спас Москву и навсегда утвердил за Россией Казань и Астрахань. Известно, что в этой битве Воротынский пользовался «обозом», или «гуляй-городом» (И.Г.Р, m.IX, гл.3, прим.391). 732 Патриарху же и царю. Патриарх – слово греческое (ρκ – начало, верх, и πατρ – отец), имя верховного главы восточной христианской церкви. Сан патриарха носили сначала лишь представители греческих церквей Александрийской, Иерусалимской, Антиохийской и Константинопольской. В России главные иерархи носили титул митрополитов, ставились Византией и находились в зависимости от Константинопольских патриархов. Первым митрополитом русским, избранным собором русских епископов, был Иона. При Федоре Ивановиче, в 1589г., в России было учреждено патриаршество; первым патриархом стал Иов, митрополит Московский. Ему и сообщил Борис Годунов о неожиданном бегстве из-под Москвы хана Казы-Гирея. 733 Ливны-град – город Ливны. Находится в местности, лежащей между верховьями Оки и Дона; он был расположен невдалеке от границ Русского государства XVIIb. Достижение ханом Казы-Гиреем этого далекого от Москвы города свидетельствовало, что он уже не возвратится к Москве. Иван Тимофеев , желая унизить Годунова, дает событиям несколько иную, чем было в действительности, окраску. Известив Федора Ивановича и патриарха о бегстве врагов, Годунов и воеводы выступили со всеми полками вслед за ханом, и хотя главные воеводы не ходили дальше Серпухова, но передовые полки настигли бежавшего неприятеля около Тулы, разбили арьергардные отряды его, взяли до тысячи пленных и выгнали татар из русских пределов. Догнать самого хана они, действительно, не могли, потому что он «бежал без памяти» и 2 августа был уже в Крыму, в Бахчисарае (С.М.Соловьев. История России, кн.2, т.7, с.612, 613).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Вечность ангельского мира не тождественна вечности Божественной, поскольку ангельский мир, несомненно, имеет начало. Кроме того, ангельский мир в той или иной степени подвержен изменению, так, мы знаем, что часть ангелов пала. У свв. отцов встречаются высказывания о том, что ангелы способны непрестанно возрастать в стяжании вечных благ, что также предполагает некоторую соотнесенность со временем. 3.1.6.3. Бессмертие Свойством ангельской природы является бессмертие (Лк. 20, 36). Но как бессмертны ангелы: по природе или по благодати? По этому вопросу существует два святоотеческих мнения. Первое высказывает св. Иоанн Дамаскин. Он считает, что ангелы бессмертны не по природе, а по благодати, ибо все, что имеет начало, имеет и конец, и ангелы, будучи сотворены, рано или поздно должны прекратить свое существование, и не прекращается оно только по благодати Божией. Свт. Григорий Палама, напротив, считал, что ангелы бессмертны по природе, ибо если отрицать бессмертие ангелов по природе, тогда невозможно объяснить вечные муки. В состоянии полной отверженности падшие ангелы уже не будут причастны Божественной благодати, но, тем не менее, они не прекратят свое существование. Следовательно, они бессмертны не по благодати, а по своей собственной природе. Ни то, ни другое мнение не имеет характера догмата. 3.1.7. Совершенство ангельской природы Ангелы — существа, наделенные разумом, свободной волей и чувствами, например, они радуются о кающемся грешнике (Лк. 15, 10). Но ангелы не имеют органов внешних чувств. Св. Иоанн Дамаскин ( " Точное изложение... " , кн. 2, гл. III) говорит: " Имеют ведение чувств, но воспринимают не чувственной и природной силой, а познают это боговидной силой, т. е. по благодати " . Иными словами, ангелам присуща способность непосредственного познания вещей, без посредства внешних органов чувств. Совершенство ангельской природы выражается в особой близости ангелов к Богу. Для них свойственно высочайшее ведение. Господь говорит: " Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного " (Лк. 18, 10). В 2 Пет. 2, 11 говорится о могуществе ангелов, которые превосходят людей крепостью и силой. Совершенство ангельской природы выражается также и в святости, Господь прямо называет ангелов святыми (Мф. 25, 31). Но в то же время совершенство ангельской природы ограниченно. Так в Иов. 4, 18 сказано, что Бог " и в Ангелах Своих усматривает недостатки " . Разум ангелов также ограничен, они не знают существа Божия, потому что только Сам Бог знает Свое существо (1 Кор. 2, 11).

http://sedmitza.ru/lib/text/431691/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010