Добротолбие в 5 томах. Т. 5. Преподобный Григорий Синаит. Главы о заповедях и догматах и проч. Гл. 67.– М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. – 186 с. Старец Фаддей Витовницкий. Мир и радость в духе Святом: поучения, беседы/пер. с сербского С. А. Луганской. – М.: Новоспасский монастырь, 2010. – 280 с. Поучения старца Фаддея Витовницкого. Каковы твои мысли, такова и жизнь твоя. Перевод с сербского Александра Логинова. Минск.: Изд. Дмитрия Харченко, 2011. – 7 с. Старец Фаддей Витовницкий. Мир и радость в духе Святом: поучения, беседы/пер. с сербского С. А. Луганской. – М.: Новоспасский монастырь, 2010. – 54 с. Старец Фаддей Витовницкий. Мир и радость в духе Святом: поучения, беседы/пер. с сербского С. А. Луганской. – М.: Новоспасский монастырь, 2010. – 36 с. Цит по: Как бороться с помыслами. Изложение учения Святых Отцов Праославной Церкви. – М.: 2005. – 20 с. Добротолюбие в 5 томах. Т. 2. Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский. К Феодулу, душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве. Гл. 6..– М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. –154 с. Руководство к духовной жизни преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна в ответах на вопрошения учеников. Ответ на вопрос 264. – М.: Православное братство апостола Иоанна Богослова, 2002. – 231 с. Крины сельные или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественнаго Писания. О заповедях Божиих и о святых добродетелях. Архимандрита Паисия Величковскаго.. Слово 35. О разнообразии браней бесовских и о том, как отсечь начало прилога всякого помысла и похоти. – 57 с. Крины сельные или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественнаго Писания. О заповедях Божиих и о святых добродетелях. Архимандрита Паисия Величковскаго. Слово 28. О том, чтобы заботиться о внутреннем, в излишние же попечения не вдаваться, но непрестанно молиться Богу. – 38 с. Там же. Слово 35. О разнообразии браней бесовских и о том, как отсечь начало прилога всякого помысла и похоти. – 55 с. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т. 2. – М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 2006. – 471 с.

http://bogoslov.ru/article/3220495

Мир тебе и Божие благословение. Послушнице Параскеве Глущенковой. 1909             488. Ответ на поздравление с праздником Христос Воскресе! Послушница Параскева Глущенкова! Письмо твое получил. За поздравление с светлым праздником Воскресения Христова и с днем Ангела спаси Господи. Получил и яичко твое, спаси Господи за усердие. Да поможет тебе Господь трудиться в послушании со смирением и даст тебе зрети твоя согрешения и приносить в них покаяние. Мир тебе и Божие благословение. Козловский Боголюбский монастырь в Тамбовской губернии Послушнице Татиане. 1897–1907             489. Не осуждай ближних, иначе не избегнешь тех же согрешений. Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения. Покрой недостатки ближняго своей любовию Татиана! Мир тебе. Милость Божия буди со всеми вами. Письмецо твое от 15–го сего сентября получено 20–го числа. Сорадуюсь тебе за поклонение св. мощам Киево–Печерских чудотворцев, молись к ним усерднее, чтобы они помогли тебе и в будущих и настоящих днях жизни избегнуть козней вражиих. Молитесь ко Господу, чтобы он даровал вам зреть свои согрешения и не осуждать брата и сестер наших, а иначе не избегнете тех же поползновений и согрешений, в чем будете осуждать других. А при случающихся каких либо согрешениях немедленно кладите начало ко исправлению, по слову свв. Отцов: „Колико падеши, толико возстани чрез искреннейшее покаяние в сокрушении сердца и смиренном духе " . И не унывайте, а на милость Божию уповайте. Силен Бог всегда утешити смиренныя. И не забывайте, что Ангелы радуются, когда грешный кается (Лук. 15, 10). Покаяние выше всех добродетелей. Невозможно, как некто сказал: невозможное для человека дело, чтобы и настоящий день провели мы благочестиво, если не думаешь, что это последний день твоей жизни (Иоанна Лест. гл. 7, ст. 24). Хотя не все могут быть безпристрастны, но спастись, примириться с Богом всегда возможно. Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения (Еван. Лук. гл. 7–я, ст. 36–50). Итак, не должно никогда отчаяваться в милости Божией, но каждый день и час будем полагать начало ко исправлению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

89. Из всех общих ко всей Святой Троице прилагаемых свойств отрицательные почитаются главнейшими; но не так сие относительно свойств личных. Ибо и из них, как уже сказано, иные суть положительные, а иные отрицательные, как например, нерожденность и рожденность, и подобные. Нерожденность от рожденности отличаются по своему значению: ибо нерожденность означает Отца, а рожденность Сына. 90. Речения и наименования употребляются для уяснения того, что созерцается окрест естества Святой Троицы, как сказано (см. гл. 81); но не в сущности естества: ибо к ней относящееся неведомо для ума и неизреченно для слова, а ведомо единой Троице. 91. Как единое естество Божества именуется Триипостасным; так Святая Троица исповедуется единосущною. 92. Отец созерцается и безначальным и началом, — безначальным, яко нерожденный, а началом, яко родитель Сына и изводитель Духа Святого, Кои вечно из Него и в Нем суть. 93. Единица, до Троицы движась, пребывает единицею и Троица, до единицы сводясь, пребывает Троицею. Сие и дивно есть! 94. Сын и Дух Святой исповедуются не безначальными, однакож вечными: не безначальными, яко к началу и источнику, относимые к Отцу; а вечными, яко от вечности один рожденно, а другой исходно, сущие с Отцем. 95. Нераздельным едино Божество Троицы всегда верно созерцается и неслиянными три ипостаси единого Божества всегда верно исповедуются. 96. Личные свойства суть — Отца — нерожденность, Сына — рожденность, Духа Святого — исходность. Начало Сына и Духа Святого исповедуется безвременным. Ибо, как из Солнца и в Солнце свет, так и Они из Вечного и в Вечном вечное имеют существование. 97. Личные свойства ипостасей неподвижными и неизменными всегда созерцаются, а общее естество или Божество — нераздельным. 98. Единицу в Троице, и Троицу в единице исповедуем, как нераздельно разделяемую, и раздельно соединяемую. 99. Едино начало в Божестве созерцается — Отец, — начало Сына и Духа, яко родитель и источник Их вечный совечных, безпредельный собезпредельных; и три сии единосущны суть и нераздельны. Тварей же всех Творец, — Промыслитель и Судия есть Триипостасный Бог, — Отец чрез Сына во Святом Духе. Ибо говорится, что из Того, и Тем, в Нем всяческая: Тому слава во веки. Аминь (Рим. 11,36).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

2 . Различие между уставами, происходящее от пополнения святцев новыми праздниками, делается ещё более очевидным от того, что в одних уставах излагаются и сами службы, составленные в честь новопрославленных святых, а в других эти службы не помещаются. Таким образом из древнейших рукописей – соловецкая, писанная в 1494 году, имеет уже в этом роде дополнения против другой рукописи, писанной несколько ранее, именно в 1429 году; также, из более поздних уставов, печатный, изданный при патриархе Гермогене, содержит в себе службы, которых нет в рукописном уставе св. Варсонофия, писанном в 1554–1556 годах, как напр., службы св. Иакову Боровицкому (Окт. 23). Сюда же относятся службы на храмовые праздники. Этих служб не показано ни в одном из рукописных уставов; они составляют особенность уставов печатных. В изданиях патриархов Гермогена и Иоасафа изложение этих служб встречается под следующим заглавием: « ckaзahie извстно главамъ, иже о храмх стаго или стей съ мца сентября до ндли мытаря и фарисея. От начала же (от недели же?) мытаря до пндльника а-я нли стго поста, во всю четыредесятницу. i до самого пресвтлаго, i тридневнаго хва bockphiя, i вовсю свтлую нелю, до новыя, нли отъ новыя, же, нли попасце вовсю н-цу. да, до нли всх стых, како служба поется, храму стого, iлu стей вечер, i утро. ihaлumpriu» 36 . В издании патриарха Филарета это заглавие выражено кратко: «Указ о храмах на весь год». При том, в изданиях патриархов Гермогена и Филарета храмовых глав показано 46, а в издании патр. Иоасафа – 65. Впрочем, по всему видно, что «главы о храмах» получили начало своё не в нашей Церкви, а на Востоке, и внесены в наш устав в позднейшее время из греческих Типиков 37 . Но вот подобный опыт богослужебной письменности и наших предков, который встречается только в печатных уставах, и то не во всех. Это: « Указъ о стыхъ, имущихъ noлieлeocъ или бдhie всенощное. иже въ велицй Pocciu новыхъ чюдотворцовъ празднуемыхъ. в пндкъ свтлыя. ндли iлu во единъ от дни. дажь до ндли фомины i отъ ндли фомины в н-цы до ндли всх стыхъ. аще ли когда ихъ коего стго прилучится. в кою суботу, iлu внлю, или воединъ отъ дни коея седмицы» 38 . Опыт, впрочем, не вполне ещё проверенный и исправленный. Здесь к русским святым причисляются святитель Николай чудотворец и равноапостольный царь Константин (гл. 10 и 16). Здесь же, вопреки заглавию, помещено несколько храмовых глав (см. гл. 13, 18, 22 и 25); заметна сбивчивость и в самом изложении некоторых глав. Вообще видно, что «Указ о святых» принадлежит какому-нибудь не вполне опытному в книжном деле справщику. По этой-то, без сомнения, причине, «главы подобны марковым» опущены в издании патриарха Филарета, которое вообще отличается большей, против гермогеновского и иоасафского устава, исправностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

I и II) излагаются пастырские воззрения преосв. Никанора (гл. и обрисовывается его пастырское служение и административная деятельность (гл. IV). В трех главах второй части (стр. 293–408) характеризуются педагогические воззрения и учебно-педагогическая деятельность преосв. Никанора. Наконец, в кратком заключении (стр. 408–411) говорится о поучительных обстоятельствах самой кончины этого архипастыря. Автор внимательно изучил почти все сочинения преосв. Никанора, не исключая мелких его статей, рассеянных по разным журналам и епархиальным ведомостям (не мог только добыть некоторых трудов его, оставшихся в рукописях, напр. Отчет по обозрению Донской епархии). Заимствованный отсюда материал он изложил весьма отчетливо и живо, так что в результате получилось целостное и даже увлекательное изображение покойного архипастыря, как энергичного деятеля на педагогическом и церковно-административном поприще, всю жизнь свою наиболее заботившегося о религиозно-нравственном воспитании нашего общества чрез школу, проповедь и богослужение. —217— Для степени кандидата богословия сочинение г. Роздольского вполне достаточно“. 36) Экстраординарного профессора Ивана Андреева о сочинении студента Россейкина-Косташа Федора на тему: „Первое правление патриарха Фотия“; „Вопрос о патриархе Фотии – назревший вопрос русской науки. У нас доселе нет биографии, достойной этого иерарха. Это не значит, что для неё у нас мало сделано. Напротив, сделано очень много, особенно в сочинениях А.П. Лебедева и А.М. Иванцова-Платонова. Но все же до полной, исчерпывающей, связной биографии Фотия дело не дошло. Нужда в написании такой биографии усиливается еще следующим обстоятельством. Как известно, о Фотие писал величайший католический церковный историк Гергенрётер. В глазах Гергенрётера Фотий – виновник разделения церквей. Он расплачивается пред западным ученым за всю восточную церковь . При несомненном желании обелить папство в деле разделения церквей Гергенрётер выступает против Фотия в качестве прокурора могучего и беспощадного.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

. . Nest. Hom. 16:1–16. 20 ‘О τοτου δε ομνυμος, βαπτιστς φημ, βοι λγων· πσω μου ρχεται νρ ος μπροσθεν μου γγονεν, οτι πρτος μου ν. κα το εν πρσωπον δεξας μφτερα τθεικεν κα τα θεα κα τα νθρπεια. νθρπειον μεν γαρ κα το νρ κα το ρχεται, θεον δε το οτι πρτος μου ν· λλ’ ομως οκ λλον οδεν τον πσω ερχμενον κα λλον τον προ ατο οντα, λλα τον ατν οδεν προαινιον μεν ς θεν, νθρωπον δε μετ’ ατον εκ τς παρθνου τεχθντα. Concilium universale Chalcedonense anno 451. 2.1.2. P. 50:22–27 (ed. E. Schwartz. TLG 5000/3). 21 Ср. аналогичное рассуждение у прп. Иоанна Дамаскина , переориентированное на антинесторианскую полемику: ’Ιωννης μαρτυρε περ ατο, κα κκραγε λγων· «Οτος ν, ον επον· О πσω μου ερχμενος μπροσθεν μου γγονεν, οτι πρτς μου ν.» Πρτος ν ς θεος δηλαδ· ς γαρ νθρωπος μετ ωννην ετχθη Χριστς.Jo. Dam. Contra Nestorianos 42:28–31 (ed. B. Kotter. TLG 2934/10). 22 Darrouzès J. Trois documents de la controverse Gréco-Arménien//Revue des Études Byzantines. T. 48. 1990. P. 89–153. P. 111:131–136 (Далее – Darrouzès 1990). 23 Первое послание: Darrouzès 1990. P. 4–97. Во втором «Послании к армянам» (P. 97–112) предлагается апология Халкидонского собора. Оно адресовано кафоликосу Армении Захарии и написано по всей вероятности около 875/877 г. См. также: 9 послание патриарха Фотия католикосу Захарии и 10 посл. Ашоту, царю армян (PG 102, 703–716), а также два послания к армянам (284, 285), изданные Б. Лаурдасом и Л.Г. Вестерлинком в сотрудничестве с Б. Уттье, в: Photii Patriarchae Constantinopolitani Epistulae et Amphilochia. Vol. III. Leipzig, 1985. 24 Полемика с теопасхитами начинается с гл. 17, в которой говорится о добавлении Петра Гнафевса к Трисвятой песни. 25 Начало аргументации: бессмертное и смертное, бесстрастное и страстное не могут быть одной природы (гл. 18, 19). 32 Саркис Кунд. Толкование на Евангелие от Иоанна (извлечение из Толкования на Иоанна Степаноса Сюнеци, Рукопись Матенадарана 4006, л. 12б (на древнеарм. яз.). 36 Например, тот же Анания Санаинцы писал: «Итак, где есть двое, которых ты пустыми слогами разделяешь, и погибла твоя вера, исповедующий человека» (Гандзасар 2. С. 170–171). Читать далее Источник: Экзегетика и герменевтика Священного Писания. Вып. 1 : Сборник материалов I и II Богословских научных конференций, проходивших в МДА (27.10.2005 и 22.11.2006) – Сергиев Посад. 2007. – 156 с./Игумен Дионисий (Шленов). " За мною Грядущий " : к вопросу об эгзегезе Евангелия от Иоанна 1:30 в контексте христологических споров. 41–53 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

б) На всеобщем предании и примере Церкви вселенской. Из писаний Дионисия Ареопагита , Иринея, Киприана, Оригена видно, что призывание святых было общим обычаем в первых трех веках, и, следовательно, действительным апостольским преданием. В IV веке у Василия Великого , Афанасия, Златоуста, Ефрема сирина , Григория Нисского находим весьма много похвальных слов святым, в которых они часто, особенно в конце, обращаются к ним с молитвенным воззванием. Наконец ясный голос вселенской Церкви о сем догмате слышим на седьмом вселенском Соборе, который между прочим сделал такое определение: «вся со страхом Божиим да творим, просяще о предстательстве пренепорочной Богородицы и Приснодевы Марии, и всех святых». в) На бесчисленных опытах предстательства и помощи, каковую во все времена Церкви оказывали святые верующим, преимущественно же пресвятая Матерь Божия, и каковыми так богата история нашей отечественной Церкви. § 353. Отношение к умершим несовершенным – поминовение их Испрашивая помощи и заступления у отшедших из сей жизни совершенных и святых, святая Церковь тем, кои умерли несовершенными, впрочем, положили здесь начало покаяния, и потому не потеряны еще для царства Божия, сама оказывает помощь своими о них молитвами, благотворениями и особенно приношением бескровной жертвы, – с несомненной надеждой, что сим самым способствует им очищаться от грехов, получать от Бога прощение оных и переходить в лучшее состояние. Догмат о поминовении усопших утверждается: а) На священном Писании. Оно, научая нас, что между живущими и умершими продолжается живой союз и общение, и заповедуя молиться друг за друга с упованием, что молитва за других угодна Богу и сильна пред Ним ( Иак. 5:16 ; 1Ин. 5:16 ), сим самым уже обязывает молиться за усопших в вере и покаянии братий наших. Несомненную же надежду и действительность таковых молитв подает как то, что состояние некоторых душ до последнего суда есть еще не решительное, – почему милосердие Божие и сила заслуг Христа Спасителя простирается на них еще до сего времени, – так и слова Иисуса Христа: яже аще речет на Сына человеческаго, отпустится ему: а иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий ( Мф. 12:32 ), из которых видно, что отпущение некоторых грехов возможно и по смерти. С другой стороны, Писание представляет пример поминовения усопших. Во второй Маккавейской книге говорится, что принесена была жертва за иудеев, убиенных на брани (гл. 12). Премудрый сын Сирахов говорит: над мертвецом не возбрани благодати (гл. 7:36).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

в) Содействие благодати человеческому уму в уразумении Бога ( Василий Великий , Homil. De fide, с 3. Μ. XXXI, 469 В.: (Святой Дух) πντας φωτζει πρς τν το Θεο κατανησιν). Вышеописанным способом просвещаются знанием, непосредственно от Бога получаемым, высшие ангельские сущности и просвещались священные богословы – пророки и апостолы. Последующие же богословы просвещаются Богом через пророков и апостолов (Климент Алексадрийский, Paedag. lib. I, с. 10. Μ. VIII, 360 С.: τι δι ερεμου φωτζει (Κριος), τος πλανομνοις τν λϑειαν); учение, преподаваемое в Св. Писаниях последних, есть просвещение ( Климент Александрийский , Strom, lib. V, с 10. Μ. IX, 97 В.: Δι τοτο φωτισμς μαϑητεα κκληται τ κεκρυμμνα φανερσασα). Следовательно, в отношении к содержанию учения о Боге богослов не получает новых откровений со стороны благодати; она только помогает его уму открывать смысл пророческих и апостольских богоучений ( Ефрем Сирин , Περ ρετς, с. 10; р. 157, 31. 32: χρις το γου Πνεματος. συνετσασα φωτιε τς καρδας μν...) и сим действованием она и просвещает и очищает ум от неведения. В последнем смысле принимается φωτισμς и бл. Диадохом. Τ φς в отношении к духовной жизни подвижника всегда в переносном значении употребляется автором, как видно из его замечания, обращённого к инокам, расположенным буквально понимать рассуждения о божественном свете и воспринимающем его чувстве ума: Никто, – говорит он, – пусть не надеется, что ему видимо явится слава Божия»  (гл. 36, начало). «Следовательно, если появится кому-либо из подвижников или свет, или некоторый огненный вид.., пусть никоим образом не принимает такого видения; ибо оно явное обольщение врага» (ibid. после сноски См. также гл. 15). Эта оговорка находит своё подтверждение в значениях, усвояемых словам τ φς, φωτζειν, φωτισμς . В аскетике бл. Диадоха упоминаются многие светы (φτα. Выражение Григория Назианзина In s. baptisma, с. 6. Μ. XXXVI, 364 D.): 1) Свет истинный (τ φς τ ληϑινν) – Слово Божие (Λγος το Θεο), просвещающее человека светом своего святого знания (с. LXXX).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Далее И. Ф. приступает к изложению христ. вероучения (главы 13-60), истинность к-рого подтверждается переменами в жизни обратившихся ко Христу язычников. В заключение И. Ф. описывает христ. богослужение (таинства Крещения и Евхаристии - главы 61-67) и, напоминая о грядущем Суде Божием, просит императора не осуждать и не казнить невиновных (гл. 68). Для подтверждения своей правоты И. Ф. прилагает копию рескрипта имп. Адриана к Минуцию Фундату (проконсул Асии в 123-124 гг. - Prosopographia Imperii Romani. 1983. Pars 5. Fasc. 2. M 612), предписывающего судить христиан на основании формального судопроизводства и наказывать их только за преступления, а не в угоду толпе. Согласно «Церковной истории» Евсевия, изначально в Апологии приводился лат. текст рескрипта, к-рый был переведен на греческий Евсевием ( Euseb. Hist. eccl. IV 8. 7-8). Вслед. утраты лат. оригинала рукописная традиция 1-й Апологии сохранила именно греч. текст Евсевия ( Munier. 2002. P. 314. Not. 1), к-рый позднее снова был переведен на латынь Руфином Аквилейским . (Πρς Τρφωνα Ιουδαον διλογος). I. Рукописная традиция. Подобно Апологиям, текст «Диалога...» сохранился в ркп. Paris. gr. 450 и в ее апографе Lond. Brit. Lib. Loan 36/13. В тексте рукописи встречаются многочисленные лакуны (их перечень см.: Marcovich. Dialogus. 2005. P. 4-6), наиболее значительными из к-рых являются начало сочинения и пропуск в гл. 74, вероятно, связанный с делением «Диалога...» на 2 книги, отражающие 2 дня беседы И. Ф. с Трифоном и его друзьями. Т. Цан доказал, что лакуна между Dial. 74. 3 и 74. 4 достаточно велика - утраченный текст мог занимать один или неск. рукописных листов ( Zahn. 1886. S. 37-45). Изначальное деление «Диалога...» на 2 книги, отсутствующее в рукописи, подтверждается указаниями в «Священных параллелях» прп. Иоанна Дамаскина ( Ioan. Damasc. Sacra parall.//PG. 96. Col. 481), где цитата из Dial. 82. 3 сопровождается надписанием «Святого Иустина... из второй книги к Трифону» (Το γου Ιουστνου κ το πρς Τρφωνα β Λγου) и аналогичным примечанием в катенах на Пс 2.

http://pravenc.ru/text/Иустин ...

Ибо в его Служебнике воспоминание о Царях отделилось от воспоминания о всем епископстве и проч., а посему с его времени и начали требовать шести просфор на литургии (См. об этих Служебниках в книге: Истинно древн. и истин. прав. Хр. Церковь , ч. 2, стр. 103–105 и Выписки из старописм. и старопеч. кнпг, купца Озерского, 1862 г., ч. 2, стр. 108–141. Иеромонаха Филарета: Чин литургии св. Иоанна Златоустог о по изложению старопечатных, новоисправленных и древлеписменных Служебников. Изд. 2, стр. 36–55). Употребление семи просфор для проскомидии начало входить уже в последние годы XVI столетия. Именно седми просфор требуют: а) Служебник, напечатанный в 1583 и 1617 годах; б) Служебник, напечатанный в 1620 и 1639 годах в Киеве, а потом Служебники и Номоканоны, напечатанные при Всероссийских Патриархах Иове, Филарете, Иоасафе и Иосифе. Но все эти Служебники и Номоканоны, согласно требуя седми просфор, не согласны ни между собою, ни со Служебниками древнейшими касательно того, за кого просфоры должны приноситься, и по сему требуемое ими число просфор не может быть принято за правило, тем более за древнее апостольское предание (См. разности в книге: Истинно древн. и истин. прав. Хр. Церковь . 1859 г., ч. 2, стр. 106 и след.). «Просфоры должно печатать четвероконечным крестом», т. е. на просфорах печать должна иметь четвероконечный крест (1667 г. Соборных деяний, бывших в Москве, гл. 1 – и 1698 г., декабря 26-го, Адриана, Москов. Патриарха. Указанных статей 15). Печатать четвероконечный крест на просфорах одобрил Великий Собор 1667 года (Смот. Соборн. Свиток, гл. 1) как потому, что сей крест должен изображаться по преданию, так и потому, что пред сим временем усилился в Русской Церкви обычай печатать на просфорах осмиконечный крест с копием, тростью и адамовою головою в кругу, поверх коего печатались слова: «Се агнец Божий, вземляй грехи мира», а такая печать на просфорах не совсем прилична. Ибо: а) Не всякая просфора употребляется для взятия из нее агнца, и посему означенную надпись печатать на всякой просфоре неприлично, и потому она отменена, б) Копие и трость, особенно трость, не составляют креста, на котором агнец Божий взял грехи мира, посему и они отложены, г) Адамова глава не составляет агнца, во образ которого взимается часть из первой просфоры, посему отложена и она, оставлен только четвероконечный крест с надписью: ИС.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010